Реферат: Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка
Название: Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка Раздел: Рефераты по химии Тип: реферат |
Министерство образования Российской Федерации Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина. Кафедра управления трудом и персоналом Творческое эссе на тему: «Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка» выполнил: проверил: кандитат экономических наук старший преподаватель Еремина И.Ю. Москва 2005 год Содержание 1. Право собственности. Нефтяные режимы. Углеводородное законодательство. 2. Организационые формы компаний в нефтяной и газовой промышленности за рубежом. 3. Формы объединения акционерных предприятий: трест, концерн, корпорация, холдинг. 4. Организация и управление нефтяной и газовой промышленности Норвегии. 5. Опыт и особенности приватизации предприятий ТЭКа в Великобритании, Аргентине и Польше. Введение. В процессе формирования рыночных отношений в ряде стран Европы и Азии нефтяная и газовая промышленность переходила на новый виток развития, что не могло не повлечь ряд проблем в тех или иных странах. Процесс приватизации, разграничения деятельностей, борьба с монополиями коснулась всех стран без исключения. Страны с прогрессивной системой реформ и здоровой экономикой, создали устойчивую энергетическую политику, сформировав тем самым свой топливно-энергетический комплекс, который позволил эффективно использовать природные богатства страны. Те страны, которые подошли к рыночным реформам с неустойчивой политической системой, и с постоянно сменяющемся правительством провели подчас губительную приватизацию, которая лишила государство как контроля над нефтяным и газовым комплексом страны так и над доходами от него. Был и другой путь развития ТЭК-а. Когда страны с командно-административной экономикой, в результате изменения политического положения перешли на курс рыночных реформ. Глава Первая Углеводородное законодательство. 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой говорится, что право народов свободно использовать и эксплуатировать свои природные богатства является неотъемлемой частью их суверенитета. По отношению к прибрежному месторождению прибрежное государство не обладает полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации природных богатств континентального шельфа в соответствии с международным правом (Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г. В 1962 г. в резолюции Генеральной Ассамблей ООН содержится положение: право народов и наций на постоянный суверенитет над их природными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах национального развития и благосостояния народов и национальностей, населяющих данное государство. Рассмотрим четыре вида подхода к определению собственности на сырую нефть. Американская модель: собственности и несобственности. Собственность делиться на абсолютную собственность и квалифицированную собственность. Абсолютная собственность: землевладелец владеет всем над и под границами своей земли. Теория квалифицированной собственности, разработанная в штатах Калифорния, Оклахома, Луизиана и Индиана, характеризует права по отношению к нефти скорее как право занять землю и взять часть ее или то, что она производит. Различив между этими двумя теориями очевидно: в соответствии с первой, вся нефть является собственностью землевладельца до тех пор, дока он не будет лишен ее в результате задействования ,"Права завладения"; согласно второй теории, землевладелец наделен правом собственности в отношении доступа к нефти, но собственность возникает только тогда, когда она сведена к обладанию посредством "завладения". В настоящее время США остаются почти единственной страной, где практикуется такой уникальный подход к вопросам собственности. В других же европейских странах, таких как например Соединенное Королевство действует "вотчинная система" (доманиальная), т.е. такая система, где государство обычно заявляет свои суверенные права на сырую нефть, находящуюся в недрах, а землевладельцы, давая разрешение на использование своей земли для добычи нефти, получают прибыль. Так же существует исламский подход к собственности, который зависит от юридической школы. Согласно подходу, принятому в школе Малика, все природные богатства являются государственной собственностью. Последователи Ханафизма утверждают иное: природные богатства, обнаруженные на частной земле, принадлежат ее владельцу, а природные богатства, обнаруженные на государственной земле, принадлежат государству. При этом в любом случае требуется разрешение государства на добычу нефти. Таким образом, согласно законам Ислама, природные богатства, находящиеся в недрах, в большинстве случаев принадлежат государству, выступающему в качестве хранителя неотчуждаемого общественного имущества. В некоторых странах практикуется смешанная система, т.е. правовые рамки установлены, но в них содержатся положения, благодаря которым можно путем переговоров прийти к соглашению по некоторым важным вопросам (например, обязательства по выполнению работ). Вэту группу стран входят Норвегия и Нидерланды. Смешанный подход находит все больше сторонников, так как обеспечивает минимальную уверенность и последовательность, а также установленный статусный минимум, касающийся условий, но в то же время обеспечивает удовлетворительную степень свободы действий и переговоров, возможность соревноваться компаниям друг с другом при предложении условий лучших, чем минимальные. Правительство со своей стороны получает возможность предоставлять льготы в обмен на ценные уступки со стороны компаний. Цель углеводородного законодательства - установить правовые рамки и правовые механизмы для реализации задач, поставленных Принимающей страной (увеличить до максимума выручку государства, его контроль над операциями, защитить окружающую среду). Согласно законодательству, право на сырую нефть принадлежит Государству, которое обеспечивает полный диапазон государственных полномочий и свободу действий а области выдачи лицензий, создания государственных органов и государственных нефтяных компаний, установления как соответствующих прав и обязанностей, так и правил и норм, относящихся к лицензированию. Государство устанавливает условия и положения своего участия, ройялти, арендные платы, правовые режимы, относящиеся к прекращению деятельности, правам доступа, загрязнению окружающей среды, фискальным режимам, созданию требуемой инфраструктуры. В углеводородном законодательстве подробно излагаются правила и нормы, относящиеся к режимам контроля и управления, положениям и условиям, поставленным передкомпаниями в течение периода разведки, разработки и добычи, относительно маркетинга, государственного участия, фискальных вопросов и выгод для народного хозяйства, вытекающих из использования информации, трансферта технологии и "ноу-хау" и др. Виды нефтяных соглашений и контракты. Виды нефтяных соглашений и контрактов всегда должны рассматриваться в контексте правовых рамок Принимающей страны и учитывать интересы Принимающего правительства и нефтяных компаний. Цели государства хозяина: · эффективная разработка любой обнаруженной нефти · получение реальной доли прибыли для правительства · развитие отечественной технологии и экспертных знаний · оптимизация разработки углеводородов с целью улучшения экономического развития одновременно с защитой окружающей среды · реализация сырой нефти на отечественном и экспортном рынках по ценам соответствующим национальной политике в области энергетики Цели нефтяных компаний:· наличие соответствующих фискальных положений, включающих разумную норму прибыли, нормы амортизации, что позволяет возмещать капиталовложения · получение долгосрочных прав на сырую нефть и газ и возможности удержания компанией соответствующей доли продукции · обеспечение фискальной и договорной стабильности в течение всего срока контракта · обеспечение соответствующего вознаграждения за риск, связанный с инвестициями, и справедливой нормы прибыли Очевидно, что существует определенная взаимность интересов, которая должна быть адекватно отражена, ори разработке нефтяного соглашения. Принимающая страна при этом ведет конкурентную борьбу за получение иностранного капитала, инвестируемого в предприятие, что связано с риском, и поэтому ей следует создать стимулы для привлечения капвложений со стороны нефтяных компаний при одновременной защите долгосрочных интересов государства. Налоговое соглашение, или соглашение о ройялтеНалоговые соглашения и соглашения о ройялти. Принимающая страна предоставляет определенные права на добычу природных богатств индивидуальному субъекту, уполномочив его вести разведку, а затем разработку обнаруженных природных ископаемых. В обмен на эти права субъект дает согласие выплачивать арендную плату, ройялти и налоги Принимающей стране. Принимающая страна (ПС) предоставляет Международной нефтяной компании (МНК) исключительную лицензию на разведку или эксплуатацию месторождения сырой нефти в указанных районах на ее риск и заее счет. Нефть, находящаяся в скважине, переходит в собственность нефтяной компании, которая может свободно распоряжаться этой нефтью, возможно, с условием снабжать местный рынок. В течение всех этапов разведки и добычи нефти МНК дает согласие выплачивать арендную плату ПС в соответствии о заранее установленными ставками. Нефтяная компания выплачивает Принимающей стране ройялти наличными или в натуре, обычно по ее выбору. МНК платит налоги на прибыль, полученную в результате добычи нефти, в соответствии со ставками, установленными законодательством, или конкретными условиями, относящимися к данному месторождению. Оборудование и установки, используемые в нефтяных операциях, остаются собственностью МНК. Такие лицензии могут включать требование разрешить национальной нефтяной компании участвовать в операциях на условиях, подробно изложенных в лицензии. Могут также содержаться положения о передаче ПС информации, трансферте технологии или о подготовке и использовании местного персонала, а также требования об информировании ПС. Часто содержатся требования о разрешении или о выполнении обязанностей, связанных с операциями. Решения, относящиеся к управлению нефтяными операциями, включая разведку и добычу, принимает МНК. Самая привлекательная черта такого типа соглашения - его гибкость. Недостатки соглашения для МНК следующие: · тенденция к усиленному надзору за операциями, на проведение которых была получена лицензия · возможность односторонних законодательных изменений, особенно фискальных, если они не были заранее оговорены Недостатками соглашения для Принимающей страны являются: · требование дополнительных статей о платежах для увеличения прибыли до максимального уровня, например, скидок при подписании контракта (при получении нефти или достижении стабильного уровня ее добычи), о налогах на прибыль от непредвиденных доходов или договоренности о ставках на возврат налогов · Невозможность участия в собственности на добытую нефть, что оставляет ПС лишь пассивную роль. Однако в настоящее время это не составляет особой проблемы, так как в соглашение могут быть внесены положения, предусматривающие участие государства · требование дополнительных статей о платежах для увеличения прибыли до максимального уровня, например, скидок при подписании контракта (при получении нефти или достижении стабильного уровня ее добычи), о налогах на прибыль от непредвиденных доходов или договоренности о ставках на возврат налогов Соглашения с распределением рисковСоглашения с распределением рисков похожи на контракты по долевому распределению продукции. Разница заключается в механизме возврата издержек и в оплате подрядчика, т.е. деньгами, а не нефтью. Этот тип соглашения имеет очень мало сторонников. Такие типы договоров чаще всего используют в странах Южной Америки, которые в настоящее время с трудом конкурируют с другими государствами по возможностям капиталовложения. МНК принимают на себя огромный финансовый и технический риск в обмен на высокое вознаграждение в случае успеха. Работая во многих странах, они могут снизить риск. Независимо от формы контракта следующие положения являются общими для всех их типов, кроме особых случаев. Положения можно распределить на пять основных групп: · права МНК · обязанности МНК · права государства-хозяина на контроль · финансовое положение · общие положения Обычно МНК предоставляется исключительные права на разведку, разработку и добычу углеводородов. Глава Вторая Организационные формы компании в нефтяной и газовой промышленности за рубежом Корпорации: юридическое лицо, отдельно облагаемое налогом. Как корпоративная структура она может стать неэффективной с точки зрения налогообложения для индивидуального держателя доли капитала. Ответственность ограничивается размерами активов, которыми владеет компания, например, наличными средствами, землей, ценными бумагами. Держатели долей капитала не отвечают по обязательствам корпорации вне пределов, согласованных с каждым вкладом в совместный капитал. Отношения между членами корпорации и их соответствующие права и обязанности друг перед другом и по отношению к корпорации регулируются уставом. Доходы от деятельности принадлежат корпорации, а ее члены получают дивиденды только в том случае, когда они декларированы корпорацией. Дивиденды декларируются только через фиксированные интервалы времени, как правило, один раз в год. Партнерство: это корпоративная форма предприятия, при которой его участники сохраняют свои индивидуальные и отдельные лица. При этом не создается дополнительное юридическое лицо, однако организуется отдельное партнерское дело. Суть партнерства согласно англо-американской юридической терминологии состоит в том, что партнеры по совместному предприятию производят совместную деятельность для совместного извлечения прибыли. Обязанности по партнерской деятельности ограничиваются только объединением активов индивидуальных партнеров. Законодательство о партнерстве накладывает строгие права и обязанности на партнеров и ограничивает свободу участников предприятия. Все партнеры совместно владеют активами партнерства без разделения на доли в отличие от корпоративной структуры, когда активы принадлежат совместной компании, а не индивидуальным держателям долей капитала также налагает ограничения на права и обязанности партнеров в отношении третьих сторон. Кроме того права и обязанности определяются партнерским соглашением, которое гораздо легче адаптируется к изменяющимся обстоятельствам, чем устав корпорации. Контрактная структура : организации отличается от корпорации и партнерства тем, что не имеется отдельного предприятия, но при этом ведется совместная деятельность. Поскольку отдельная корпоративная единица не создается, каждый участник такого предприятия несет ответственность за свои действия в рамках предприятия в пределах своих собственных актинов. Но при банкротстве другие виды деятельности индивидуальных участников предприятия не будут защищены. В отличие от партнерства при этой, форме организации отсутствует ответственность за деятельность других участников предприятия. Каждый участник такого предприятия платит налоги на доход, полученный им от его доли в совместной деятельности. 3десь по сравнению с корпоративной и партнерской структурами обеспечивается более быстрое расформирование существующих и создание новых предприятий. При использовании контрактной структуры отдельные участники данного предприятия могут получать доступ к результатам совместной деятельности в течение всего года. Взаимоотношения между участниками предприятия, основанного на контракте, регулируются договором, который может быть легко изменен для учета изменяющихся обстоятельств Любая компания создается в соответствии с законами страны, в которой она будет функционировать. Деятельность компании может охватить сферу от геолого-разведочных работ до полного спектра деятельности крупной интегрированной компании. Первостепенной функцией головной конторы компании является разработка стратегии компании в целом, контроль за ее реализацией и за выполнением национальными и международными филиалами возложенных на них законом обязательств. К таким обязательствам относятся финансовые, налоговые мероприятия, в области охраны здоровья, техники безопасности и охраны окружающей среды. Акционеры и правительства спрашивают о головной конторы за эффективное осуществление управления. Эти основные организационные элементы являются общими для всех, но компании делают на них разный акцент. Рассмотрим для примера три компании. Shell/Royai Dutch . Эта компания уникальна тем, что ею совместно владеют две компании, расположенные в двух различных суверенных государствах со своими особенными корпоративными и другими законами. Так, 60% акцийвэтойгруппевладеет RoyalDutch Petroleum Company и 40% Shell Transport and Trading. Ни одна из этих компаний, которые расположены в Голландии и Англии, не ведет своих собственных операций. Их доходы поступают отдвух компаний- Shell Petroleum NV и Shell Petroleum Company Ltd. Эти компании владеют всеми акциями или другими формами собственности в группе пряно или косвенно в обслуживающих компаниях, через которые осуществляются деловые операции. Обслуживающие компании находятся в Голландии и Англии (г. Лондон). В одной из них предоставляются технические консультации (например, по геологии), а во второй - коммерческие (например, по договорному праву). Отличная работа такой сложной организации, по мнению одного из ее управляющих директоров, обусловлена децентрализацией компании. Eххоn . В то время, как shell основывает вою свою деятельность на производственных региональных и национальных компаниях о акцентом на подотчетность местным органам компании, "Exxon" имеет три основных региональных подразделения с аналогичными, в основном функциональными структурами. Большинство полномочий, в том числе в области принятия решений, централизованно, а функциональное управление играет более серьезную роль, чем в shell Главным преимуществом является быстрота в принятии решений, главным недостатком - слабое понимание местных проблем. British petroleum . В ВP недавно проведены организационные изменения для обеспечения больших полномочий активной управленческой прослойке в группе. Региональные управляющие являются, таким образом, вторыми по власти и влиянию. Головная контора уменьшена в размерах, и все функции обслуживания, где это возможно, переданы тем службам, которые в этом нуждаются. Предполагается, что уменьшение масштабности, которое за этим следует, компенсируется соответствующей эффективностью. Вывод, который можно сделать на примере Exxon и ВР, заключается в том, что каждая организационная структура отражает уровень культуры работающих в компании людей и их представления о достижении успеха. Причем большинство акционеров прямо или косвенно являются служащими компаний. Как правило, крупные компании позволяют большому количеству людей участвовать в своих международных капиталах. Глава Третья Формы объединения акционированных предприятий Объединение современных акционированных фирм (предприятий) сводится в основном к четырем типам: трест, концерн, акционерное общество (открытого и закрытого типа), холдинговая компания и их разнообразным комбинациям. Трест . Предприятия (преимущественно отраслевые), входящие в трест, полностью теряют свою самостоятельность и в коммерческом, и в производственном отношении и подчиняются единому управлению. Управление осуществляет правление треста, а бывшие самостоятельные владельцы превращаются в пайщиков, получающих дивиденды по числу принадлежащих им паев или акций. В тресте незавершенность централизации капитала заключается в том, что общая прибыль распределяется в соответствии с долевым участием ранее независимых предприятий, что препятствует созданию общего фонда капвложений. Концерн . Эта форма объединения, которая так же, как и трест, характеризуется единством собственности и контроля. В него по принципу диверсификации наряду с предприятиями и целыми трестами из различных отраслей могут входить торговые организации, транспортные компании, банки и т.п. Акции всех предприятий, входящих в состав концерна, переходят в руки главенствующей группы. При передаче всего пакета акций ранее самостоятельные предприятия становятся производственными подразделениями. В других случаях предприятия остаются формально самостоятельными. Концерны могут создаваться как объединением предприятий отрасли (горизонтальная интеграция), так и по принципу объединения предприятий, связанных единым технологическим процессом, начиная о добычи сырья и кончая реализацией продукции через собственную сбытовую сеть (вертикальная интеграция). Концерн возглавляется правлением, в которое входят владельцы акций контролируемых компаний.Правление решает принципиальные вопросы деятельности объединения, осуществляя контроль и общее руководство его делами. Акционерное общество . Образуется сохраняющими свою самостоятельность предприятиями. Его создание связано с необходимостью концентрации капитала достаточно большого числа учредителей. Поэтому к его недостаткам относят слабую управляемость участниками, так как они могут одновременно входить в другие подобные структуры, а также сложность реинвестирования прибыли. Понятно, что при объединении в АО предприятий с разной капиталоемкостью производства и уровнем рентабельности преимущества будут иметь те, кто располагает большим стартовым капиталом вне зависимости от результатов их деятельности в течение весьма длительного времени. Наибольшее распространение АО получили в торговле и торгово-промышленной сфере. Высшим органом АО является общее собрание акционеров, созываемое, как правило, один раз в год; текущими делами общества руководят правление, наблюдательный совет, совет директоров и другие органы, а также ревизионная комиссия. Холдинговая компания . Это производственно-финансовое объединение, при котором "центр" владеет контрольными пакетами акций ряда компаний, сохраняющими хозяйственную самостоятельность. Различают два типа холдинговых компаний: чистый холдинг, создаваемый специально для выполнения этих функций, и смешанный, занимающийся также определенной предпринимательской деятельностью: промышленной, транспортной, кредитно-финансовой и др. Фактически функции холдинга осуществляет каждая крупная компания, каждый крупный банк, владеющий контрольными пакетами акций других компаний. Важное преимущество холдинга - возможность создания организационных структур с целью контроля и управления деятельностью входящих в объединение компаний.(в том числе по какому-либо признаку деятельности, т.е. субхолдингов. Например, разведка и добыча нефти, производство нефтехимической продукции, транспорт и сбыт нефтепродуктов и т.п.), организации стратегического производственного управления и перелива капитала при реинвестировании прибыли между контролируемыми им структурами для оптимизации итоговых показателей деятельности, а также вторичный выпуск ценных бумаг (замещение фондов). Эти возможности холдинга с учетом его обычно весьма внушительных размеров, сочетающиеся о горизонтальной и вертикальной интеграцией участников, позволяют создать весьма устойчивую рыночную структуру. Таким образом, холдинг представляет собой как бы акционерное общество, имеющее достаточно жесткое централизованное управление и контроль по типу концерна. Холдинговая компания аккумулирует прибыль контролируемых компаний в виде дивидендов на их акции, а в отдельных случаях и путем заключения специальных соглашений, согласно которым эти дочерние структуры переводят определенную долю, а иногда и всю получаемую ими прибыль, холдингу. Помимо контрольных пакетов акций холдинговая компания имеет также паритетные 50% и неконтрольные пакеты (так называемые пакеты участия) других обществ прибыль которых переводится холдингу (как правило, соответственно доле его участия в капитале).Довольно часто холдинговые компании используются для организации государственного сектора в промышленности и торговле. Однако здесь следует отметить, что большие размеры холдинга, обеспечивающие его рыночную устойчивость, часто приводят к сложности оперативного управления производственной деятельностью этой структуры.Холдинг имеет различные юридические формы: он может действовать как АО, общество с ограниченной ответственностью, единоличная компания и государственная. Холдинги часто использует государство для создания производства при сохранении национальных интересов. Например Государственная холдинговая компания "ЭНИ". Она образована парламентским декретом 10 февраля 1953 г. и управляется правлением, в состав которого входит председатель, его заместитель и 13 исполнительных директоров. Исполнительная дирекция состоит из 5 чел., включая председателя. Имеется специальная группа менеджмента из 7 чел. От имени государства действует наблюдательный совет (государственная аудиторская служба) из 8 чел., включая председателя. "ЭНИ" обеспечивает государственные интересы, планирует, координирует и оказывает финансовое содействие компаниям и группам компаний (субхолдингам) в стране и за рубежом, действующим в разведке и добыче нефти, газа и других энергоресурсов, производстве химической продукции и синтетических волокон, сбыте нефтепродуктов, строительстве промышленных объектов и трубопроводов, текстильном машиностроении. На начало 1987 г. правительство Италии вложило в "ЭНИ" 7747 млрд.лир. Основными участниками "ЭНИ" по субхолдингам являются: 1. Энергетика. Аджип - разведка и добыча нефти и газа, поставки сырой нефти, ядерный цикл, возобновляемые источники энергии (геотермальная, солнечная), разведка и добыча цветных металлов. Аджип Петроли - переработка нефти, распределение и сбыт нефтепродуктов в Италии и за ее пределами, экономия энергии, повышение эффективности использования энергии и замещение нефти в энергопотребляющих секторах, альтернативные энергоресурсы. Аджип Карбон - полный угольный цикл: разведка и горнодобыча, инфраструктура и транспорт, трансформация и химическая переработка, международный маркетинг, научно-технические исследования в области добычи и исследования угля, его производных. Снам - транспортировка и сбыт природного газа, транспорт нефти и нефтепродуктов. 2. Химия. Эникем - производство и сбыт базовых нефтехимических продуктов, пластики, синтетический каучук, химическая продукция для сельского хозяйства, синтетические волокна, сырье для производства моющих средств, технополимеров, специальных химикатов и фармакологии . 3. Инжиниринг и сервис. Снампроджетти - проектирование, инжиниринг, консалтинг и строительство химических, нефтехимических и газоперерабатывающих заводов, сухопутных и подводных трубопроводов. Морская технология, объекты промышленной инфраструктуры и охрана окружающей среды. Сайпем (в октябре 1985 г. "ЭНИ" продана часть акций - участие холдинга снижено с 80 до 51%) - сухопутное и морское бурение, строительство трубопроводов, укладка морских трубопроводов, строительство промышленных предприятий. Морская технология укладки трубопроводов, платформы и терминалы. 4. Машиностроение. Нуово-Пиньоне - проектирование, производство и сбыт машин, оборудования и инструмента для нефтяной, газовой, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, электротехнической, атомной и текстильной промышленности. Модульные и автоматизированные системы. Савио - производство и поставки оборудования для текстильной промышленности, производство газового отопительного оборудования. 5. Металлургия. Самим - производство, переработка и сбыт цветных металлов (в том числе металлолом и извлечение из бытовых и промышленных отходов), производство серной кислоты и производных бария. Производство и переработка абразивов и композитных материалов (керамика). 6. Финансы, научное и информационное обслуживание. В последнее время в этот субхолдинг вносятся существенные изменения с целью повышения эффективности его функционирования. Софид - финансирование промышленной и коммерческой деятельности фирм "ЭНИ" в Италии. ЭНИ холдинг - финансирование промышленной и коммерческой деятельности' фирм "ЗНИ" за пределами Италии, продажа и холдинг акций и гарантий. Терфин - координация и управление межфирменными перевозками, научными исследованиями, информационное обслуживание, планирование, издательская и рекламная деятельность, прессслужба, конверсия промышленного производства и обслуживания. Группа "ЭНИ" имеет представительства в Северной и Южной Америке (6 стран), Европе (8 стран), Африке (12 стран), на Ближнем Востоке (5 стран), Дальнем Востоке (5 стран) и в Австралии. Глава Четыре Организация и управление нефтяной и газовой промышленности Норвегии. Организация предприятия « State Oil » За законодательство и общую политику государства в нефтегазовом бизнесе отвечает стортинг (парламент). Он утверждает предложения Министерства нефти и электроэнергии по бюджету, разработке месторождений и т.п. В 1972 г. решением стортинга были образованы Норвежский нефтяной директорат и государственная нефтяная компания "Статойл". Норвежский нефтяной директорат подотчетен министерству по всему комплексу вопросов производственно-технологического цикла и экономических взаимоотношений нефтяных компаний с государством. Директорат обеспечивает все аспекты отношений нефтяных компаний с государственными органами, начиная от предоставления лицензий на разведку и добычу и кончая расчетами по налогам и сборам. Министерство, свободное от функции оперативного управления, занято выработкой принципиальных решений по энергетической политике государства, общехозяйственным и межотраслевым проблемам, готовит вопросы для рассмотрения в парламенте, отвечает за реализацию политики, выработанной парламентом, и контролирует государственную деятельность в области нефтедобычи. В составе министерства нефтяными делами ведают в основном два отдела: нефти и маркетинга. Отдел нефти занимается юридическими вопросами, обеспечивает законность договорных отношений и их целесообразность, контролирует ситуацию в разведке и разработке месторождений, осуществляет межотраслевые связи нефтяной и газовой промышленности. В компетенции отдела маркетинга находится рынок энерготоваров, а также экономика и планирование рыночной и внешнеэкономической стратегии страны в зависимости от ситуации в нефтегазодобыче. Единственное преимущество "Статойл" перед другими фирмами -получение не менее 50%-ной доли во всех лицензиях в Норвегии (включая непосредственную долю государства). Это означает, что фирма автоматически обеспечивается статусом оператора предприятия (хотя в отдельных случаях оператор может иметь и менее 50% участия в лицензии). Другими словами, Министерство нефти и электроэнергии и Норвежский нефтяной директорат автоматически входят в состав руководящих комитатов всех лицензионных блоков. Кроме "Статойл" в нефтегазовом бизнесе страны под контролем государства действует еще одна фирма - "Поршк гидро", в которой государство владеет 51% акций. В последние годы не прекращаются политические дебаты относительно приватизации "Статойл" по образцу "Поршк гидро", однако большинство в стортинге предпочитает оставлять вое без изменений. И "Статойл", где занято II тыс. чел., продолжает свою успешную деятельность как в стране, так и за рубежом, имея дочерние фирмы в 10 странах. За весьма короткий период нефтегазовая промышленность Норвегии превратилась в мощный межотраслевой производственный комплекс, который играет существенную роль как в национальной экономике, так и в энергоснабжении стран Западной Европы. Если же учесть весьма сложные природно-климатические и геологические условия функционирования отрасли, то достижения страны в нефтегазовом бизнесе кажутся еще более весомыми. Структура Норвежского нефтяного директората следующая: 1. Генеральный директор, секретариат, старший советник. 2. Управления и административные отделы (управление ресурсов; управление техники, технологии и безопасности; административный отдел; юридический отдел; отдел информации). · Управление ресурсов включает отделы; · геологоразведки (сектора структурных карт месторождений и геологических работ); · разработки (сектора оценки продуктивных пластов, разработки и экономики геологоразведочных работ и разработки месторождений); · добычи (сектора производственных мощностей и метеорологии, прогнозирования добычи, экономики добычи и промысловой геологии); · планирования. · Управление техники, технологии и безопасности труда включает отделы: · контрольный (сектора контроля по фирмам "Статойл" и "Мобил", контроля по фирмам "Коноко", "Эльф" и "Сага", контроля по фирмам "Поршк Гидро", "Тоталь", контроля по фирмам "Шелл", "Эссо", контроля по фирмам "Бритиш Петролеум", "Аджип" и "Амоко"); · техники и охраны труда (сектора охраны труда, профилактики аварийных ситуаций, техники и технологии бурения, эксплуатации оборудования и подводных работ и морской технологии); · стратегического планирования (сектор стратегического планирования, группа советников, главный инженер). · Административный отдел состоит из секторов: учета персонала, экономики и бюджета, производственной информации и документации и информационного обеспечения специалистов и руководителей. · Юридический отдел включает сектор права и старшего советника по законодательству. Глава Пятая Опыт и особенности приватизации предприятий ТЭКа в Великобритании, Аргентине и Польше. Великобритания. Главная особенность приватизации промышленных объектов хорошо развитые вспомогательные структуры. Основные положения: · установившаяся система законодательства и судопроизводства; · понимание контрактной системы; · права собственности не ставятся под сомнение; · существование законов, регулирующих поведение компаний; · требования, связанные с фондовой биржи, в отношении крупныхкомпаний; · техника безопасности и трудовое право; · законы о конкуренции для борьбы с монополизмом; · стабильная система налогообложения; · эффективные рынки всех товаров и услуг; · обоснованное соответствие цен на различные товары; · полностью признанное право на получение прибыли; · ревизионный контроль и законы, направленные против мошенничества, и приведете их в исполнение; · развитые профсоюзы и отношения между работодателями и профсоюзами. Особенности приватизации нефтяной промышленности: · приватизации подлежали компании, относящиеся исключительно к частному сектору, главным образом, международные нефтяные компании; · существование конкуренции между нефтяными компаниями (хотяна этот счет имеются сомнения); · ранее нефть импортировалась, но в 70-е и 80-е годы все в большей степени стала поступать из собственных источников на территории Соединенного Королевства; · в отношении добываемой в Северном море нефти введены лицензирование и налоговый режим (как в Норвегии); · в различные периоды времени цена на нефть была кал низкой,так и высокой; · конкуренция между нефтью и газом как энергоносителями, причем в большинстве областей применения (за исключением транспорта) предпочтение отдается газу. Газовая отрасль до приватизации работала на основании Законов о газе 1948 и 1972 годов. Корпорация полностью находилась в собственности государства. Министр назначал председателя и членов правления. Концепция нормативно деловой практики и невмешательства постепенно изменялась по мере расширения вмешательства со стороны министерства. В течение многих лет государственная структура создавалась неофициально, поэтому недостаточно четко выражены правила. Государство предъявляло следующие требования: плановая норма прибыли, плановая удельная стоимость, план денежных доходов, контроль за инвестициями, соглашение - по ценам, утверждение планов. Уставные обязательства корпорации состояли в том, чтобы развивать газовую отрасль, удовлетворять разумный спрос на газ, не проводить дискриминацию. Процесс приватизации газовой промышленности носил характер политического решения. В соответствии с Законом о газе 1986 года образована частная газовая компания "Бритиш ГЭЗ"; собственность бывшей корпорации передана новой компании, при этом сохранена большая часть обязательств бывшей корпорации; создано новое государственное регулирующее учреждение и выработаны его обязанности и полномочия; обеспечен доступ к трубопроводам компании "Бритиш ГЭЗ". Была выработана формула контроля за ценами, проведена перестройка баланса и определены первоначальные дивиденды. Все доходы от продажи компании пошли правительству. На протяжении всего процесса приватизации важнейшую роль играла юридическая служба. После приватизации число акционеров компании "Бритиш ГЭЗ" превышает два миллиона. Председатель и члены правления назначаются акционерами, а не правительством. Акционеры ожидают: повышения прибыли, роста дивидендов, роста курса акций. Почти все служащие компании являются акционерами. Для удовлетворения этих ожиданий акционеров. В результате приватизации Правление компании теперь несет ответственность не перед правительством, а перед акционерами, самостоятельно утверждает планы и принимает решения (утверждению правительством они более не подлежат), придает первостепенное значение фактору прибыли и остро реагирует на динамику курса акций компаний. В период после приватизации при полномасштабном расследовании комиссией по деятельности монополий выявлено изменение отношений компании с крупными потребителями; расширились возможности конкурентов использовать газопроводы компании "Бритиш ГЭЗ". Комиссия потребовала от "Бритиш ГЭЗ" к 1995 г. отказаться от половины продаж своим крупным потребителям и передать отдельной дочерней компании свои газотранспортные операции. Произведены крупные инвестиции в новые формы деловой активности: приобретения в добывающих отраслях других стран; иностранные компании газоснабжения общего пользования; совместные предприятия различных типов; выработку электроэнергии. Аргентина. Состояние государственного сектора в целом до приватизации характеризовалось: неэффективностью и коммерческой не ориентированностью; значительной численностью персонала; весьма большим влиянием профсоюзов; недостатком инвестиций и плохим материально-техническим обеспечением в течение ряда лет; постоянным вмешательством в деятельность государственных предприятий по политическим соображениям; острым политическим конфликтом между федеральным и местными правительствами. Кроме того, в ряде случаев использовались недостаточно разработанные проекты капиталовложений, а иногда государственные интересы были подчинены частным интересам. Фактически многие государственные предприятия находились в состоянии банкротства. Газоваяи нефтяная отрасли управляются отдельными государственными корпорациями: нефтяная корпорация контролирует разведку, разработку и производство всей нефти и газа; весь газ реализуется газовой корпорации. Обе корпорации - монополисты в области транспортировки и переработки сырья. Нефтяная корпорация является весьма мощным предприятием, обеспечивая высокую долю доходов правительству.* Программа приватизации охватила авиасообщения, телефонную связь, нефть, газ, электроэнергию, дороги, железные дороги, порты. На начальном этапе был допущен ряд ошибок, однако впоследствии достигнут более высокий уровень планирования проектов приватизации. Для нефтяной и газовой отраслей изменения осуществляются в три этапа: Конкуренция. Происходит рассредоточение мощностей, связанных с разведкой, разработкой и добычей углеводородного сырья, лицензирование новых областей, поощрение к участию иностранных компаний. Возникла перспектива увеличения числа продавцов. Компании, занимающейся транспортировкой, не разрешено осуществлять торговлю газом. Цены конечного потребителя все в большей степени связаны с мировыми ценами на нефть. Таким образом, большая конкуренция означает меньше регулирование. Разукрупнение. Разработка запасов газа осуществляется несколькими компаниями. Линии транспортировки могут быть разделены между тремя различными компаниями для возникновения конкуренциимежду ними. Нефтяная корпорация в настоящее время является одним из поставщиков газа, т.е. она не единственный поставщик. Взято направление на прекращение практики установления цен правительством. Договорам о поставке между различными компаниями придается значительно большее значение; Приватизация. Конгрессом принимается новое законодательство и требуется принятие новых постановлений. Необходимо создать регулирующее учреждение, в значительной степени не зависимое от политических влияний, работающее в соответствии с объективными постановлениями, строящее свою работу на основе транспарентности. Польша. Проблемы энергетического комплекса связаны с распадом командно-административной системы, монополистической структурой с несовершенными рыночными механизмами. Предприятия не приспособлены к работе в новых условиях, имеет место устаревшая и изношенная инфраструктура, не хватает средств для капиталовложений, применяются заниженные и деформированные цены на энергоносителей. В Польше в топливно-энергетическом комплексе разработана стратегия ЭСМАП - определение возможностей для поддержки правительственных реформ с целью: коммерциализации предприятий, повышения эффективности отрасли, создания конкуренции и частного сектора, создания правовых и регулирующих структур. Во 2 квартале 1990 г. начаты исследования для определения возможностей проведения реформы в крупных подсекторах: энергетика и бурый уголь, антрацит, природный газ, централизованное теплоснабжение районов. Осуществляются исследования, техническая помощь для развития газового сектора и создания правовой и договорной основы для разведки и добычи нефти и газа. Во 2 квартале 1991 г. эти исследования завершены, для чего проведены консультации с правительством и предприятиями, семинары с директорами предприятий отрасли. В июне 1991 г. программа перестройки утверждена Советом министров, она включена в перечень условий Всемирного банка, связанных с предоставлением кредитов на энергетику. Основными направлениями проводимых изменений в топливно-энергетическом комплексе Польши являются: · поощрение конкуренции; · регулирование новым учреждением условий деятельности монополистов; · реформирование цен для соответствующей ориентации конечных пользователей и всех сетей поставщиков; · реформирование налоговой структуры для достижения соответствующих целей; · новые лицензионные соглашения в области разработки; · принятие новой правовой основы; · проведение мероприятий для обеспечения жизнеспособности и конкурентоспособности предприятий, функционирования их в условиях действия стимулов для эффективного ведения хозяйства; · приватизирование предприятий; · установление прочных договорных отношений. Планируемые результаты принятых мер для различных подотраслей ТЭКа Польши следующие: Угольная промышленность: · образование новых акционерных компаний с несколькими шахтами в каждой; · освобождение цен на уголь; · закрытие нерентабельных шахт; · достижение конкурентоспособности распределения. Газовая промышленность: · отделение добывающих компаний от компаний, занимающихся транспортировкой; · сосредоточенна разведки и производства в руках одной или нескольких компаний; · разрешение участвовать в торгах иностранным компаниям; · проведение изменения структуры налогообложения добывающих компаний; · возможность отделения транспортировки от распределения; · разделение в дальнейшем сферы распределения между приблизительно шестью компаниями. Электроэнергетика: · выделение нескольких компаний, производящих электроэнергию; · объединение в одной компании шахт по добыче лигнита и интегрированных электростанций; · возникновение необходимости отделения компании, в ведении которой находится энергосистема; · образование около 15 компаний, занимающихся вопросами распределения. Отопительная система: · возникновение различных видов компаний из-за разнообразия предприятий; · подготовка на уровне государства типовых уставов компаний и типовых положений; · осуществление регулирования местными властями; · оказание предприятиям помощи в повышении их эффективности. Мероприятия по изменению ТЭКа Польши утверждаются Советом Министров. Для оказания помощи министерству создана группа, состоящая как из иностранных, так и из местных специалистов. Для соблюдения жесткого и насыщенного графика реорганизации ТЭКа необходимо: разработать, новое законодательство, детализированные лицензии и постановления; создать новое регулирующее учреждение; осуществить рационализацию цен; создать новые компании; перестроить аппараты управления; добиться поддержки со стороны рядовых работников и преодолеть социальные проблемы; осуществить быстрый переход к линии поведения в деятельности, диктуемой условиями рынка; достичь быстрого прогресса в получении инвестиций, в которых ощущается острая потребность. Вывод Я рассмотрел на примере таких западноевропейских государств как Соединенное Королевство, Нидерланды, Швеция, Германия и Италия, что постепенно на рынке энергоресурсов начинает преобладать природный газ, как более дешевое и более экологическое топливо. Для меня как гражданина Российской Федерации, страна которая является лидером по экспорту газа понятно, что газовая промышленность в нашей стране должна, и обязана развиваться, и случаи когда нефтяные компании «факелят» попутный газ (так как не желают вкладывать деньги в строительство газопроводов до магистралей сети ОАО «Газпром») должны прекратиться. Что же касается нефтяной промышленности, то в целом Российской Федерации, и в частности нефтяным компаниям следует заняться исключительно переработкой своей продукции, и на экспорт поставлять нефтепродукты, а так же продукты глубокой переработки (полимеры, медикаменты). |