Реферат: Экологическое предпринимательство
Название: Экологическое предпринимательство Раздел: Рефераты по экологии Тип: реферат |
Министерство образования Российской Федерации Омский Государственный Педагогический Университет Кафедра прикладной экологии и природопользования Зачетная работа по дисциплине рациональное природопользование На тему: «Сущность, основные принципы и пути развития экологического предпринимательства» Выполнила: студентка географического факультета специальность социально-культурный сервис и туризм, группа 26. Захарова Е.С. Проверил: Григорьев А.И. Омск 2004 План 1. Введение 3 стр 2. Сущность и методологическая основа экологического предпринимательства 4 стр 3. Основные принципы экологического предпринимательства, связь их с концепцией устойчивого экономического развития 6 стр 4. Развитие экологического предпринимательства в России 9 стр 5. Экологическое предпринимательство за рубежом 11 стр 6. Основные виды экологического предпринимательства, структура экологического рынка 13 стр 7. Заключение 19 стр 8. Список литературы 22 стр
1. Введение В начале своей работы я бы хотела сказать, что такое предпринимательство, в общем. Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды. В своей работе я бы хотела рассмотреть один из видов предпринимательства – экологическое.
2. Сущность и методологическая основа экологического предпринимательства. Развитие эколого-ориентированного бизнеса может позволить существенно изменить экологическую ситуацию в стране, улучшить охрану окружающей среды и использование природных ресурсов. Очевидно, что нельзя решить экологические проблемы, выйти на устойчивый тип развития без общего улучшения экономического положения страны, эффективной макроэкономической политики. На ухудшение экологической ситуации влияет ряд экономических и юридических факторов, действующих в разных сферах, на разных уровнях и с различным масштабом воздействия: - макроэкономическая политика, приводящая к экстенсивному использованию природных ресурсов; - инвестиционная политика, ориентированная на развитие ресурсоэксплуатирующих секторов экономики; - неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.); - несовершенное законодательство; - неопределенность прав собственности на природные ресурсы; - отсутствие эколого-сбалансированной долгосрочной экономической стратегии, недооценка устойчивого развития; - инфляция, экономический кризис и нестабильность экономики препятствуют реализации долгосрочных проектов, к числу которых относится большинство экологических проектов; - природно-ресурсный характер экспорта; - существование действенного стимула в виде получения значительной и быстрой прибыли от переэксплуатации и/или продажи природных ресурсов (нефть, газ, лес, руды и пр.) и т.д. Сейчас самым важным является создание государством посредством эффективных, косвенных и прямых, экономических инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития эколого-ориентированного бизнеса. Экологическая ситуация, сложившаяся в современной России, тесным образом связана со сложным положением в экономике и развитии производственной сферы. Основой устойчивого развития общества, страны в целом, является стабильное развитие отдельных субъектов — предприятий. Под устойчивым, по трактовке министра Минприроды РФ В.И.Данилова-Данильяна, следует понимать такое развитие общества, при котором не разрушается его природная основа. Иными словами, все то, что человек берет от природы, должно быть в природе сохранено. Политика развития общества в гармонии с окружающей средой становится сегодня высшим приоритетом мирового сообщества. Развитие экологоориенитрованного бизнеса может существенно изменить экологическую ситуацию в России, решить проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В мире накоплен богатейший опыт экологического предпринимательства, доказывающий не только его жизненную необходимость, но и экономическую выгоду. Именно предпринимательство, в т.ч. малое, становится основным проводником в жизнь концепции устойчивого развития. Здесь важная роль отводится созданию и развитию научно-производственных, научно-внедренческих предприятий экологического профиля, предлагающих такие услуги, как экологический аудит, экологический консалтинг (в т.ч. по вопросам экологической политики предприятий в соответствии с требованиями стандартов ИСО 14000, развития систем государственной стандартизации, метрологии и сертификации), а также разработку и промышленное внедрение современных высокоэффективных природоохранных технологий и оборудования для их реализации. В статье 14 Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002 сказано о экономических методах в области охраны окружающей среды. К экономическим методам в области охраны окружающей среды относятся: разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части определения затрат на осуществление мероприятий в области охраны окружающей среды с учетом изменения экологической ситуации; разработка федеральных целевых программ в области экологического развития Российской Федерации и программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; планирование, разработка и проведение мероприятий в области охраны окружающей среды в целях предотвращения причинения экологического вреда; взимание платы (с учетом своевременной индексации) за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду и лимитов на размещение отходов, и других видов негативного (вредного) воздействия на окружающую среду; установление дифференцированных размеров платы за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду с учетом установленных нормативов и лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в зависимости от степени этого воздействия и нормативов лимитов на размещение отходов, а также с учетом географических, природных, социальных, экономических и иных особенностей территорий субъектов Российской Федерации; введение и реализация системы залоговой стоимости на продукцию, в том числе тару и упаковку, в целях финансирования их сбора и переработки после окончания срока их эксплуатации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка экологического предпринимательства и инновационной деятельности в области охраны окружающей среды. Более подробно о экологическом предпринимательстве говорить статья 18 этого же закона: Экологическое предпринимательство 1. Отношения в области экологического предпринимательства строятся на основе государственной поддержки и государственных гарантий экологического предпринимательства, и регулируются соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 2. Государственная поддержка экологического предпринимательства осуществляется путем: формирования рынка товаров и услуг природоохранного назначения для государственных нужд (государственного заказа на производство товаров, проведение работ, оказание услуг природоохранного назначения); и иными мерами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Основные принципы экологического предпринимательства, связь их с концепцией устойчивого экономического развития
- содействие соз данию и стимулиров анию дея тельно сти предприятий, об еспечив аю щи х оз доровл ение окружающ ей среды. Отрицательное во здействие на ок ру жаю щую среду может быть пол ностью ил и в значител ьной степени нейтрал изовано путем; - переработки отх одов в товарную продукцию с применением экол огически чистых тех нологий; - повышения степени испол ьзования природных ресурсов; Неболь шие объемы отходов и недоиспользованных сырьевых ресурсов могут быть успешно освоены малыми и средними предпри ятиями. Например, отравл яющие вещества можно перерабатывать в чистый мышьяк. Заместител ь начальника управления Министерства РФ по сотрудничеству с госуд арствами - чл енами СНГ по проблемам финансирования Ал. Цыганков утверждает, что "если нас с э тим мышьяком пустят на мировой рынок, мы завал им им всю э лектронную промышл енность пл анеты. Но на соз дание опытной установки необходимо как минимум 20 млрд . рубл ей." Д ругой пример - производ ство чистой питьевой воды. М ожно организовать серийный выпуск недорогих очистных установок. В России есть хорошие опытные образцы такой техники. В э кол огии немал о направл ений, способных принести доход. Дл я успешного содействия развитию предпринимате льства, ориентированного на оздоровление экологической обстановки необходимо создать благоприятную для предпринимател ей среду. Помимо финансовых и правовых л ьгот, которые пред усмотрены д ля мал ого бизнеса независимо от характера его деятел ьности, предприятиям, способствующим оз доровлению природной сред ы, необходимо предо ставить л ьготное налогообложение впл оть до пол ного осв обождения от муниципал ьных налогов. Только при такой поддержке мал ые и средние пред приятия, часто работающие в небл агоприятных производственных условиях (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п.) смогут достичь рентабел ьности продукции, достаточной дл я того, чтобы привлекать потенциал ьных предпринимател ей. Наряду с этим, след ует созда вать регионал ьные фонды подд ержки предпринимательства. Они дол жны обеспечивать л ьготно е кредитование и безвозвратное субсидирование строител ьства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных пл атежей за экологические нарушения, а также добровол ьных взносов предприятий, обществ енных организаций, местных органов вл асти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания. Помимо финансовых льгот, непременным усл овием широкого привлечения предпринимательства к природ оохранной деятельности является создание в регионе э кологического информационного центра, распол агающего подробными сведениями об э кологически небл агопол учных объектах и возможных профилях промышл енных пред приятий, обеспечивающих оздоровл ение окружающей среды. В настоящее время многие дисциплины стараются замкнуться в рамках своего производства и видят свою задачу только в разработке замкнутых, безотходных и других "экологически чистых" технологий, позволяющих уменьшить свое вредное воздействие на природную среду. Но задачу о рациональном взаимодействии производства с природой подобным путем полностью не решить, так как в этом случае один из компонентов системы — природа — исключается из рассмотрения. Изучение процесса общественного производства с окружающей средой требует применения как экономических методов, так и экологических, что привело к появлению экологического предпринимательства. Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. Определяющим фактором в институциолизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики. По существу, речь идет о новой модели экономического развития, соответствующей реалиям глобализированной экономики начала третьего тысячелетия. Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей корпоративной стратегии развития. В мире разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач нового этапа развития. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговые системы, применение различных инструментов экологической политики. В результате осуществления концепции устойчивого роста происходят глубокие изменения в структуре национальной экономики, ускоренно внедряются передовые ресурсосберегающие технологии, формируются новые отрасли производства. Все это приводит к снижению издержек производства. Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. Последние исследования говорят о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов - привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности страны. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должно стать экологическое предпринимательство. Экологическая доктрина предпринимательства должна строится не только как звено общенациональной стратегии долгосрочного развития, но и как особый – экологический "срез" всех без исключения направлений политики России - как внутренней, так и внешней. При этом должен существовать единый "экологический стержень" или, точнее, единая система критериев, применяемых для оценки стратегий, программ или проектов любого уровня - как федерального (национального), регионального (субнационального), корпоративного, так и международного. Оценивая эффективность государственной политики и лежащей в ее основе стратегии развития, можно использовать самые разные критерии, выбор которых напрямую зависит от провозглашенных целей и класса поставленных задач. Одни критерии - для оценки антикризисных стратегий, нацеленных, к примеру, на минимизацию наиболее тяжких последствий системного кризиса, и совсем другие - для стратегий динамичного развития, нацеленных на возвращение России в круг стран-лидеров. Одни критерии - для "бедных" стран, другие - для "богатых". Для стран-аутсайдеров показателем положительной динамики может служить, к примеру, любая тенденция к повышению уровня жизни, например, до прожиточного минимума. Здесь уже не до экологии. Соответственно, и статус экологической составляющей такой стратегии будет не высок. Для стран, которые относят себя к элитному сообществу "золотого миллиарда", критерий принципиально иной: это уже предоставление гарантий достаточно высокого качества жизни. А использование этого критерия, как известно, предполагает ужесточение экологических требований - к качеству питьевой воды, воздуха, к сохранению биологического многообразия и т.п. Очевидно, что статус экологической доктрины России во многом определяется тем, каким мы видим ее будущее. Так какой же из этих вариантов приемлем для современной России? Это вопрос современной политики. Важно понять, что у нас пока еще есть реальная возможность выбора. Слишком очевидно разительное противоречие между нынешним и, прямо скажем, незавидным экономическим положением России и ее колоссальным потенциалом – ресурсным, интеллектуальным, геостратегическим. Но именно в этом противоречии скрыта возможность выбора действительно сильной стратегии, рассчитанной не на два года или на десять лет, а на временную перспективу, в рамках которой только и имеет смысл затевать столь необходимую для современной России экономическую модернизацию. 4. Развитие экологического предпринимательства в России
Спасти россиян от экологического бедствия сможет экологическое предпринимательство. По данным Минприроды, сейчас на свалках страны находится 1,4 миллиарда тонн различного вида отходов. Более того, каждый год к этому объему добавляется 89,9 миллиона тонн токсических опасных продуктов переработки. В первую очередь - нефти. Окружающая природная среда находится в "угрожающем интересам национальной безопасности страны" состоянии. Около 15 процентов территории страны сегодня официально считается "зоной экологической катастрофы". Около половины населения пьет воду, не отвечающую санитарным нормам. Около двух третей населения вынуждено жить в районах, где загрязнение воздуха превышает допустимый уровень. Причину столь плачевного положения видят в отсутствии действенного механизма контроля за экологической обстановкой., также стоит обратить внимание на неподготовленность экономических условий, стимулирующих природоохранную деятельность, и самоустранение государства от процесса экологического переоборудования предприятий. Главное, в стране нет экономической базы, которая бы позволила решать текущие природоохранные задачи, не говоря уже о мерах стратегического характера. Назрела необходимость создания системы экологического предпринимательства, которая могла бы обеспечить "единообразие выпускаемой природоохранной продукции, ее соответствие стандартам, лицензирование деятельности предприятий, внедрение прогрессивных технологий". Экологизация экономики не может быть достигнута без участия государства. Эта жутковатая картинка вызывает тревогу у Министерства природных ресурсов, независимых экологических организаций и... определенного рода оптимизм у представителей нового вида предпринимательства. Для экологических бизнесменов полигоны и свалки - неиссякаемый источник сырья. Как утверждают разработчики таких технологий и специалисты РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, сегодня не существует промышленных отходов, которые нельзя было бы переработать тем или иным способом. При этом главным критерием этого процесса является не только его экологическая безопасность (требуется не просто сжигать отходы, переводя вредные вещества из земли в атмосферу), но и экономическая эффективность. Например, сейчас в разных странах она составляет от 200 до 1 тысячи долларов за тонну в зависимости от затратности процесса. В условиях все более ужесточающегося природоохранного законодательства как у нас в стране, так и во всем мире, можно прогнозировать бум развития экологической промышленности. Однако, как утверждают участники съезда, пока ничем подобным и не пахнет. Ныне перерабатывается только 20 процентов отходов, остальные продолжают оседать на свалках. Причина в том, что традиционные способы утилизации отходов более привычны не только для российских промышленников, но и для их европейских коллег. В стратегических планах предпринимателей - устройство на основе плазменного конвертора целого предприятия по переработке токсичных отходов двух нефтеперерабатывающих заводов. Сырья для такого производства более чем достаточно: на полигонах промышленных отходов, по оценке комитета природных ресурсов региона, находится 0,7 миллиона тонн нефтешламов и кислых гудронов. По мнению специалистов, это позволит не только рекультивировать земли под свалками, занимающими более сотни гектаров, но и предотвратить экологическую катастрофу. Впрочем, до благополучного исхода пока далеко. Решение экологической проблемы) упирается в пресловутую проблему инвестиций. Промышленная установка плазменного конвертора американского производства (именно о ней шла речь) с возведением необходимых производственных площадей требует серьезных капиталовложений. По оценкам специалистов, она имеет высокую окупаемость - 3-4 года. Но это мировые стандарты. По российским же это несоизмеримо долго (приплюсуем сюда еще1-2 года на возведение объекта). Отечественные же банки кредитуют максимум на год, а о больших сроках по-прежнему не хотят и слышать. Сегодня на рассмотрении в Совете Федерации находится законопроект, который должен помочь организовать более четкую работу по утилизации отходов. Отметим, что в России намерены использовать зарубежный опыт - так называемый вменяемый залог на упаковку. Это означает, что в стоимость продукта сразу будет закладываться стоимость утилизации упаковки. Таким образом, по мнению специалистов, будет решен вопрос, за счет каких средств производить утилизацию бытовых отходов. Правительству России предложено разработать прогноз развития экологического предпринимательства до 2005 года. Сочтено целесообразным предусмотреть в Налоговом кодексе особый порядок налогообложения юридических лиц и субъектов экологического предпринимательства.
5.Экологическое предпринимательство за рубежом
Перело мным в ох ране окружа ющей среды в капитал истических странах принято считать рубеж 70-х годов. Именно тогда над вигавшийся мировой э кономический и топ лив но-энергетический кризис обнажил гибел ьность дл я цивили зации прежнего потребитель ского отношения к эк ологии . Практически полностью исчерпал себя прежний индустриал ьный э кстенсивный, э кономический рост с возраста ющим потреблением природных ресурсов, одновременно очеред ная вол на НТП предоставил а человечеству воз можность перейти к качественно новому типу экономического раз вития в ус ловиях кардинально более высоких требований к состоянию окружающ ей среды. В 70-е годы произошл о изменение в понимании содержания окружающей среды и ее значимости дл я общества. Раз розненные выступления групп насел ения против виновников промышл енного з агрязнения сменил о массовое общественное движение "зел еных". В сознание населения активно проникло понимание того, что нор мал ьное состояние окружающей среды - это не просто борьба с загрязнением, а важнейшая цепь позитивной чел овеческой деятел ьности. Чел овеческая жизнь не может считаться нормальной, если в ней отсутствует экол огическая комфортность, благоустроенность окружающей сред ы. Население все более определ енно высказывает нежел ание опл ачивать свое материал ьное благосостояние тем ил и иным видом э кологического ущерба. Под воздейств ием острых кризисных явл ении в 70- е годы в Японии, как и в других вед ущих капитал истических странах, сложилась устойчивая госуд арственная э кологическая пол итика. На смену отдел ьных, неред ко разрозненных мер государства по борьбе с: загряз нениями пришл а компл ексная многоцелевая система д ействий, объединенных единой концепцией, которая пол учил а в сестороннее организационное и прав овое оформл ение. К началу 70-х годов в Японии уже были приняты основные законодател ьные акты по охране окружающей среды и организации экологического предпринимательства. Анал огичный процесс законотворчества охватил тогда практически все развитые капитал истические страны. Объек тами законов стали, с одной стороны, основные элементы окружающей среды - воздух, вола, почва и наибол ее распространенные вид ы промышленных и прочих отход ов, вызывающих загрязнение, а с д ругой регламентирование предпринимательской деятельности Организационная структура охраны среды в большинс тве развитых стран сл ед ующая: Управл ение по окружающей среде, местные государственные п р иродоох р ан н ы е органы, а также стр уктуры управл ения, созданные в промышл енных компаниях в соответствии с Законом об управл яющих в области охраны среды 1973 г. В рамках э той структуры осущ ест вляет ся pa зработка и реал из ация цел евых комплексных программ регулирования природопо ль зования; пред упрежд ение нежел ател ьных экологических пос ледст вий хоз яйственной деятельности; органи зация НИОКР; содействие в подготовке специал истов; информационное обеспечение; межд ународ ное сотрудничество в об ласти охраны среды. В з адачи органов охраны окружающей среды входит также тесное сотрудничество с государственными органами защ иты от стихийных б едствий. Японии раньше д ругих стран (в 1 973 г.) принял а Закон об э кспертизе новых химических веществ. С 19 88 г. действует и Закон об общей экол огической э кспертиз е. Резкое обострение пробл ем з агрязнения среды перв оначал ьно выдв инуло на перед ний план требования о необходимости, во-первых, расширить и ужесточить нормативную основу регул ирования, финансовые и прочие расходы за загрязнение возл ожи ть пол ностью на фирмы-загрязнител и, во-вторых, регламентировать и узаконить экологическое предпринимательство, сделать его одной из самой прибыльных отраслей экономики государства.,. Такие фирмы и фирмы, обеспечивающие э кол огически чистое производство, дол жны были быть поставл ены в равные э кономические усл овия через систему штрафных санкций и допо лнительных расходов на обеспечение охраны окружающей среды. Подобное же отношение к обеспечению охраны окружающей среды существовал о и в общественных кругах "зел еной ориентации", которые требовали, чтобы промышл енные компании несл и основное бремя расходов — сл ишком очевидна был а их негативная рол ь в ухуд шении э кологической обстанов ки в стране. Считал ось, что перенесение издержек, свя занных с охраной и восстановл ением среды, на цены продукции может стать частью механизма в кл ючения э кол огических издержек в структуру рынка. Широкому испол ьзованию такого подхода к охране среды прямо способств овал закон 1970 г. о контрол е за отходами, установивший ответственность фирмы за обезвреживание собственных отходов . Практически все такие расход ы стал и вменяться в обязанность фирмам-загряз нителям. НИОКР по э кол огически чистым технол огиям, очистные сооружения, наконец, затраты на э кол огическую экспертиз у почти пол ностью перекл ад ывал ись на бюджеты таких фирм. Характерно, что тол ько затраты на э кспертизу увел ичивали стоимость хозяйственных проектов в среднем на 1 —2%. Однако эта, казалось бы, очев идная часть концепции охраны окружающей среды быстро показал а свою несостоятел ьность. Предприятия-загрязнител и оказывал ись на грани финансового краха из-за непосил ьных экологических расходов. Следующим этапом развитии эколого-экономические программы стали эко логические программы созд аются во всех насе ленных пунктах, д аже неб ол ьших. Главным содержанием таких программ явл яются компл ексы мер сов ершенствования ко нтроля за соб людением нормативов охраны среды, детализ ация нормативов дл я местных услов ий, создание благоприятной для предпринимателей среды. Кроме того, программы сод ержат перечни наиб ол ее актуал ьных экологических целей, у чи ты вающи х перспективы социально-экономического развития территории. В настоящие время лидером в области экологического предпринимательства является Япония. В частности, по словам доктора экономических наук профессора Олега Жарова, руководителя ярославской компании, представляющей на съезде экологических предпринимателей своего региона, в Японии наиболее активно используют плазменный конвертор, сжигающий токсичные промышленные отходы. После переработки получается синтетический газ, имеющий 90 процентов энергоемкости по сравнению со своим природным аналогом, который можно также использовать для производства электроэнергии. В качестве твердого остатка конвертор выдает экологически чистый камень, по своим свойствам похожий на обсидиан. Применение ему найдется при производстве дорожных работ и строительстве. У нас есть основания надеяться, что в дал ьнейшем экологическая пол итика развитых стран мира будет формироваться под растущим воздействием гл обальных факторов, задавая новые приоритеты хозяйств енного развития. 6. Основные виды экологического предпринимательства, структура экологического рынка
Создание полноценного рынка экологических услуг невозможно без введения системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, для чего необходимо проведение следующих работ:
В связи с введением системы экологического аудирования необходимо внести изменения в действующее законодательство, создать организационные структуры для подготовки и аттестации экоаудиторов, аккредитации аудиторских фирм и центров. Рынок экологической продукции в России пока далек от насыщения и весьма привлекателен как для отечественных производителей, так и для зарубежных. То, что гражданское предприятие в России начало выпуск подобных контейнеров - событие показательное, иллюстрирующее не только наличие значительного научно-производственного потенциала, но и очевидной заинтересованности высшего руководства страны и Минатома России в реализации экологических программ в первую очередь своими силами. Это не только решение существующих экологических проблем путем создания необходимых инфраструктур, но и экономическая защита отечественного производителя. Учет экологического фактора может повысить конкурентоспособность и отдельных компаний. В 1980-е и особенно в 1990-е годы в условиях ужесточения конкуренции кардинально изменилось отношение к экологии бизнеса (играющего ключевую роль в реализации экологической политики, поскольку через его практическую деятельность в первую очередь и реализуются взаимоотношения людей и природной среды). Бизнес постепенно стал рассматривать экологически ориентированное производство как сферу перспективного развития, а в ряде случаев как единственную альтернативу своего выживания. Существует множество факторов, оказавших влияние на этот процесс. Это формирование новых ценностей в обществе, направленных на уважительное отношение к природе и выражающихся в росте спроса потребителей на экологически чистую продукцию в развитых странах; необходимость соблюдения постоянно ужесточающихся государственных и международных экологических норм; экономические рычаги, которые являются, по-видимому, наиболее эффективным стимулом повышения экологических характеристик производства; забота о репутации компании, причем с точки зрения не только потребителей, но и государственных органов (фирме с хорошей экологической репутацией легче получить разрешение на расширение предприятия или строительство нового производства), страховых компаний, банков-кредиторов. Одной из важнейших причин учета экологического фактора бизнесом служит появление новых возможностей для компаний. Бизнес рассматривает включение экологической составляющей в свою деятельность уже не как помеху развитию и неизбежные издержки, а все больше как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Мероприятия по охране окружающей среды часто приводят к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности. Главная предпосылка возникновения таких возможностей - появление и постоянное совершенствование новых технологий, служащих основой реализации новой политики компаний. Например, некоторые компании, принимая ресурсосберегающие меры, смогли разработать технологии производства новой продукции, что повысило их конкурентные преимущества. Так, попытка снизить потребление кислорода для очистки жидких выбросов в водостоки заставила компанию "Ай Си Ай агрокемикалс" разработать новую технологию по обработке стоков, которая оказалась очень эффективной и стала пользоваться таким спросом, что сейчас построено уже более 50 заводов по обработке многих видов промышленных и муниципальных жидких отходов. Пожалуй, одна из главных новых возможностей для бизнеса - формирование быстроразвивающегося мирового рынка экологически чистой продукции, который фактически охватывает все сферы производства и услуг. Пока не существует общепринятой международной классификации этого нового рынка в разных странах в это понятие входит различная продукция. Например, по определению Европейской комиссии, экологические отрасли это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению, ограничению или исправлению экологического ущерба, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды. Однако в других странах к этому рынку относят также потребительские товары (холодильники и аэрозоли с пониженным содержанием хлорфторуглеродов, не содержащие химических добавок продукты питания, специальные стиральные порошки и пр.), биотехнологии и нетрадиционные источники энергии (например, в Японии технологии использования солнечной энергии). В то же время эта продукция не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. Международные организации пока только разрабатывают единую международную классификацию этого рынка. При этом возникают серьезные методологические проблемы. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями еще относительно легко идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Можно отметить следующие основные возможности, открывающиеся на экологическом рынке: 1. Улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка. Примером удачной реализации подобной стратегии может служить популярный в Германии бренд "Happy Chicken" (Счастливый Цыпленок). Первоначально такая маркировка действительно ставилась на бройлерных цыплят, выращенных в экологически чистых условиях, без применения генетически измененного корма и искусственных кормовых добавок. Затем под этим брендом стали выпускаться и другие продукты питания. Параллельно шла активная раскрутка нового бренда. Потребителям внушали, что используя продукцию с маркировкой "Happy Chicken", заботятся о своем здоровье и здоровье своих близких. На сегодняшний день популярность этого бренда в Германии столь велика, что даже несмотря на в полтора-два раза более высокую цену (по сравнению с обычной продукцией), продукты с маркировкой "Happy Chicken" пользуются очень высоким спросом. Тенденцией 1990-х годов можно назвать новый подход, в соответствии с которым фирмы пересматривают влияние их продукции на окружающую среду в течение всего жизненного цикла товаров, начиная с момента их производства до утилизации после выхода из употребления (концепция "from cradle to grave"). Например, канадская компания "Блэк энд Декер" в рамках этой концепции разработала программу изъятия отслужившей продукции у покупателя для переработки ее компонентов. На самом деле принципиально повысить уровень экологичности товара нельзя, только устранив загрязнение на конечном этапе производства или потребления. Например, отказ от добавок свинца в автомобильном топливе понизил загрязнение окружающей среды, но кардинально не решил проблему чистоты воздуха. Очевидно, что здесь необходимо усовершенствование самого двигателя, то есть создание новой продукции. 2. Разработка принципиально новой продукции и даже создание для этой цели специализированных компаний. Необходимость решения экологических проблем и жесткая конкуренция на рынке открывают широкие возможности по разработке, производству и сбыту совершенно новой продукции вместо экологически опасной. При этом наибольшие перспективы компаниям дает опережающая стратегия. В ряде случаев фирмы создают новую продукцию из отходов производства. 3. Привлечение зарубежных инвестиций. Быстрое развитие рынка экологических товаров и услуг в ряде случаев приводит к нежеланию компаний внедрять новую продукцию, которая может устареть раньше, чем ее продажи начнут приносить прибыль. Для снижения степени риска фирмы стараются привлечь зарубежных инвесторов, особенно из стран, где уже существует развитый рынок экологических товаров и услуг. Помимо распределения рисков прямые иностранные инвестиции открывают возможности получения новых технологий и расширения рынков сбыта. 4. Возможность оказания экологических услуг в форме информационной, консультационной, экспертной помощи в решении природоохранных проблем, подготовки специалистов-экологов и т.д. Подобные услуги часто предоставляются фирмами-производителями экологических товаров, но появляются и специализированные компании, например, инжиниринговые, разрабатывающие проекты экологической реконструкции производства. Эти компании дают рекомендации относительно наиболее подходящих заказчику видов очистного оборудования, его строительства, ремонта и эксплуатации. Другие новые области услуг технические консультации, экологическая оценка и аудит, управление отходами и переработкой, транспортные услуги, розничная торговля, "зеленые" реклама и маркетинг. Большинство компаний, оказывающих такие услуги, действуют на глобальном уровне, хотя существуют и предприятия, работающие на местных и региональных рынках. Примером успешного действия на рынке услуг может служить компания "ЭКОТЕК", предоставляющая целый набор консультационных услуг в области экологии, включая базу данных POLMARK, содержащую информацию об экологических технологиях 6,5 тыс. европейских фирм. Целый ряд компаний использует сразу несколько направлений для развития своего бизнеса, что позволяет снизить риски при переходе к новой стратегии. Эксперты единодушно оценивают рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий и один из самых динамично развивающихся в мире. Отсутствие общепринятой классификации этого нового вида продукции затрудняет точную количественную оценку, однако уже сейчас объем экологического рынка оценивается как минимум в 500 млрд. долларов [13]. Наблюдается стабильная тенденция его роста темпами, значительно превышающими средние темпы развития мировой экономики. Возрастает диверсификация экологически чистой продукции. Если первоначально она использовалась лишь в сфере контроля воздушной среды, сточных вод и утилизации отходов, то ныне внедряется практически во все сферы мирового производства. Возникают целые отрасли промышленности, ориентированные на выпуск экологически чистой продукции - производство вторичных драгоценных металлов; автомобильных и других катализаторов; аналитических приборов и оборудования по мониторингу производственных процессов; оборудования для получения энергии из нетрадиционных источников; биотехнологии в пищевой промышленности и др. Товары нового рынка составляют все возрастающую долю во всей производимой продукции развитых стран. Так, по американским оценкам, доля экологически чистых товаров в новой продукции, производимой в США, составила 10-15% и имеет тенденцию к росту. По оценке агентства "Миллер и Мур" , в первой половине XXI в. до 40% мирового производства будет приходиться на продукцию и технологии, связанные с экологией и энергетикой. В итоге те компании, которые раньше других осознали и учли в своей корпоративной стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получили неоспоримые конкурентные преимущества. Это верно также и для целых государств. Многочисленные исследования, в частности Всемирного банка, подтверждают, что в противоположность бытующим представлениям, страны, учитывающие экологический фактор и имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, как правило, являются наиболее конкурентоспособными на этом быстрорастущем рынке. Его безусловными лидерами являются компании государств, первыми принявших экологически ориентированную модель экономического развития. Лидирующие позиции по созданию экологических производств и экспорту экологической продукции занимают США, Япония и страны Западной Европы, прежде всего Германия.
7.Заключение
В заключение своей зачетной работы хотелось бы отметить, что экологическое предпринимательство занимает ведущие позиции в экономики большинства развитых стран. Это обеспечивает развитие экономики, что в свою очередь обеспечивает развитие общества. А устойчивое развитие общества предполагает оздоровление не только окружающей среды, но и человека. В мире накоплен богатейший опыт экологического предпринимательства, доказывающий не только его жизненную необходимость, но и экономическую выгоду. На уровне государств экологически ориентированная экономика обеспечивает повышение конкурентоспособности нации в целом путем улучшения среды обитания, повышения качества и увеличения продолжительности жизни населения. Отдельная компания может не получить немедленной отдачи от вложений в охрану окружающей среды, тогда как в масштабе страны такие преимущества более очевидны, даже если они не всегда обретают четкую денежную оценку. К примеру, введение норм очистки сточных вод может повысить издержки отдельных фирм, но даст, в то же время положительный эффект в масштабах страны благодаря уменьшению заболеваемости населения из-за употребления загрязненной воды. В целом ряде случаев экологически ориентированное производство может повысить и конкурентоспособность отраслей и отдельных компаний. Экологическая деятельность координируется как на национальном уровне, так и в рамках отдельных отраслей. Существуют даже целые объединения отдельных отраслей. Например, объединения химических отраслей нескольких стран совместно участвуют в программе, цель которой постоянное повышение экологической безопасности. Эта программа, созданная в Канаде и поддержанная США, Австралией и многими европейскими странами, предусматривает разработку норм экологического поведения в различных отраслях производства и рекомендует крупным компаниям оказывать содействие мелким фирмам в природоохранной деятельности и внедрении безопасных технологий. Переход на новую модель развития происходит не сам по себе, а с помощью целенаправленной экологической политики. Средством ее реализации, обеспечивающим международную конкурентоспособность национального бизнеса и, в конечном счете, конкурентные преимущества страны в целом, становятся государственные инструменты экологической политики. В первую очередь это - активное внедрение и последовательное ужесточение природоохранного законодательства. Признавая приоритетное значение экологического законодательства для повышения конкурентоспособности бизнеса, следует отметить, что в ряде случаев более эффективным средством экологической политики являются экономические инструменты. Поэтому в последние годы центр тяжести переносится с директивного на экономическое регулирование. Главные инструменты - это экологические налоги и субсидии, квоты на выбросы, определение прав собственности на некоторые природные ресурсы (земля, вода, лес), обязательства об обратной приемке, требования в отношении содержания рециклированных материалов в той или иной продукции и ряд других. Одновременно и бизнес разрабатывает и эффективно применяет целую систему своих собственных инструментов экологической политики для достижения конкурентных преимуществ. Это не просто отдельные меры экологической политики, а формирование новой философии бизнеса. Экологические требования становятся неотъемлемой частью корпоративной стратегии наиболее передовых фирм и способствуют как продвижению новой продукции на мировые рынки, так и сохранению уже завоеванных позиций в мировой экономике. Экологический инструментарий на уровне компаний включает целый арсенал средств, наиболее важными из которых являются экологическая оценка и ее новое более широкое понятие "оценка жизненного цикла товара", экологический аудит, экологическая отчетность, экологический менеджмент, экоупаковка, экомаркировка. В нашей стране вопросам экологической политики не уделяется достаточного внимания. В стране сложилась нерациональная для окружающей среды и отсталая по современным международным стандартам структура производства и потребления. Например, по данным Всемирного банка, в 1999 г. удельная энергоемкость ВВП России была в 3.5 раза выше среднемировой и в 4.5 раза выше, чем в развитых странах. Фактически отсутствует современная экологическая политика, которая учитывала бы реалии сегодняшнего дня, опиралась на передовой международный опыт и рассматривала экологический фактор как один из приоритетов экономического развития. Принятая стратегия устойчивого развития носит декларативный характер, не будучи подкрепленной соответствующими законодательными и финансовыми рычагами. Принимаемое в области охраны Окружающей среды законодательство, несмотря на довольно жесткие природоохранные нормативы, также не подкреплено рычагами его эффективной практической реализации, вводится со значительным отставанием от уровня наиболее продвинутых в этой области стран Запада. Однако самая главная проблема заключается в том, что большинство российских компаний до сих пор не изменили своего отношения к экологии как к затратному механизму. Они далеки от понимания тех конкурентных преимуществ, которые могут быть получены в результате подключения к этому новому и перспективному направлению развития мировой экономики. В нашей стране сложилось мнение, что учет экологического фактора это исключительно затратное мероприятие, которое может лишь снизить конкурентоспособность государства и компаний. Справедливости ради заметим, что даже в развитых странах, где уже осуществляется экологическая политика, на этот счет существуют достаточно противоречивые мнения. Однако учет экологической составляющей в экономической деятельности может быть выгодным и в масштабах отдельных стран, и для конкретных фирм. Это подтверждают многие исследования (например, М. Портера.), а также практическая деятельность крупнейших компаний. Жизнь свидетельствует, что природоохранные мероприятия способны даже повысить конкурентоспособность государств, отраслей и отдельных фирм. Россия может и должна использовать международный опыт повышения конкурентоспособности для разработки новой экономической стратегии, учитывающей экологический фактор и возможности использования конкурентных преимуществ, открывающихся на рынке экологически чистой продукции. Стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых в стране экономических реформ, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики. И здесь чрезвычайно важны меры по созданию с помощью эффективных рыночных инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития всех сфер бизнеса, способствующего экологизации экономики.
8. Список литературы 1. Блинов А. О роли предпринимател ьской д еятел ьности в улучшении экол огической обстановки.// Российский э кономический журнал. М., № 7, стр. 55-69. 2. Веклич О.А. Эколого-экономические против оречия. О некоторых вопросах модел ирования э кономических процессов с учетом э кол огических пробл ем.// Вестник МГУ, сер. 6. М.„ 1994 №3 3. Во зняк, Фейтельман и др. Экол огическое о здоровление эконом ики. 4. Указ президента РФ от 04.02.94 г. №230 « о государственной стратегии РФ по охране окрущающей среды и обеспечению развития», М. : Российская газета. 5. Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002 6. Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств,//ж-л «Менеджмент в России и зарубежом»,1999 №3 |