Реферат: Денежная политика государства
Название: Денежная политика государства Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | ||||||||||||
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флотаК |
Активы (размещение средств) |
Пассивы (привлечение средств) |
1. Валютные ценности (золото, инвалюта) | 1. Выпуск банкнот |
2. Ссуды (кредиты) |
2. Вклады: казначейства, коммерческих банков, иностранные депозиты |
3. Покупка ценных бумаг правительства (облигаций), казначейских билетов) |
3. Другие пассивы |
4. Чеки на инкассацию | |
5. Хранение ценных бумаг | |
6. Банковские помещения и прочие активы |
ЦБ предоставляет коммерческим банкам кредиты рефинансирования, кроме них существуют так называемые ломбардные кредиты Центробанка, которые предоставляются под залог ценных бумаг. Тема взаимоотношений центрального банка и министерств-финансов довольно деликатна. Во многих странах центральный банк является реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии). Банк Англии: традиционно находится в ведении казначейства, но в мае 1991г. он получил право самостоятельно устанавливать учетную ставку.
ЦБ и министерство финансов совместно занимаются исполнением государственного бюджета.
В России Центральный банк, как мы знаем, представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае — годовой отчет.
Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и по гашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно - денежной политики. Банк России не должен предоставлять кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита или купать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, специально оговоренных в законе о федеральном бюджете).
В Банке России хранятся средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.
Также следует отметить, что когда-то проведенная централизация эмиссии не могла не усилить государственного или полугосударственного характера ЦБ. Следует отметить, что ЦБ не может не подчиняться соответствующим директивам правительства, однако правительство высоко ценит его мнение и прислушивается к его советам.
Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности (Mh), т.е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.
Деньги высокой эффективности – только один из агрегатов, измеряющий денежные остатки населения. Имеются более широкие агрегаты М1, М2, М3.
2.2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Обычно выделяют три основных:
Операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг
Политика учетной ставки. Т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у ЦБ;
Изменение норматива обязательных резервов.
Однако Р. Барр, к примеру, делит методы денежной политики по характеру прямого и косвенного воздействия на экономику:
Косвенного - политика учетной ставки и политика открытого рынка;
Методы прямого глобального воздействия – контроль банковской ликвидности, система обязательных резервов, управление кредитом
Также применяются методы избирательного контроля кредита.
2.2.1. Операции центрального банка и денежная база
Данная политика также имеет название операции на открытом рынке. Эта политика заключается в продаже и покупке на свободном рынке государственных частных бумаг. Что приводит к уменьшению или увеличению свободных средств. Причина этого ясна: ЦБ покупает активы за деньги, которые потом пускаются в обращение. Следует отметить, что в результате этих операций ни у ЦБ, ни у частного сектора не прибавляется богатства, просто происходит перераспределение от активов к пассивам, используемых банками для открытия кредита.
Рассмотрим схему этих операций:
Если на рынке денег наблюдается излишек денег и государство ставит целью ликвидацию этого излишка. Тогда ЦБ начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и населению, покупающих их через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, процентная ставка падает, а процентные ставки по ним растут, и возрастает их привлекательность для покупателей, и соответственно активная их раскупка приводит к сокращению банковских резервов. Это приводит к сокращению денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. График предложения денег сдвигается влево, а процентная ставка падает.
на рынке недостаток средств в обращении, то ЦБ проводит политику активной скупки правительственных ценных бумаг у населения. В результате увеличение спроса на них их рыночная цена возрастает, а процентная ставка падает. Что делает их непривлекательными для их владельцев. Держатели ценных бумаг начинают их активно продавать, в итоге банковские резервы увеличиваются, а затем и денежное предложение также увеличивается. График предложения денег в этом случае сдвинется вправо, а процентная ставка упадет.
Операции на открытом рынке наиболее важный инструмент воздействия ЦБ на массу денег, в силу, прежде всего своей предсказуемости. Однако в некоторых странах объёмы частной торговли государственными ценными бумагами недостаточны для проведения операций на открытом рынке. Это страны с развивающейся экономикой, с высоким и непредсказуемым темпом инфляции, и в странах, где люди не верят в возможность правительства расплачиваться по долговым обязательствам.
В странах с развитой экономикой государственные облигации дают меньший доход, чем облигации частного сектора, т. к. государственные облигации считаются более надежными активами. Рынок государственных облигаций очень активен и характеризуется громадным оборотом.
Важно понять само значение облигации.
Облигация – это финансовый инструмент, обещающий выплату определенной суммы за каждый период в течение определенного промежутка времени. Цены краткосрочных и долгосрочных облигаций находятся в обратной зависимости от рыночной ставки процента. Однако долгосрочные облигации более чувствительны к изменению ставки процента, чем краткосрочные. Когда ЦБ скупает государственные долговые обязательства, увеличивается спрос на государственные облигации, следовательно, цена этих активов повышается, и наоборот. Однако вполне вероятно, что после первоначального повышения цен другие экономические факторы, такие, как приток или отток мобильного капитала, отчасти или полностью восстановит уровень цен.
2.2.2. Политика учетной ставки (дисконтное окно)
Банки могут обращаться в ЦБ с просьбой переучесть коммерческие векселя. Учетная ставка является как бы ценой обслуживания этого кредита ЦБ. Ставка зависит не только от условий предложений коммерческих векселей и спроса на ликвидность; она устанавливается с целью оказания регулирующего воздействия, которое чаще всего оказывается решающим.
Причем ЦБ предоставляет этот кредит далеко не всем желающим. А только тем банком, которые прежде хорошо себя зарекомендовали. А теперь испытывают временные затруднения.
Учетную ставку устанавливает сам ЦБ. Если ставка уменьшается, то большинство коммерческих банков стремятся получить кредит, что приводит к формированию избыточных резервов коммерческих банков, Следовательно, мультипликационно увеличивается количество денег в обращении.
Кредит через дисконтное окно увеличивает денежную базу на величину займа.
Увеличение ставки делает ее невыгодной, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Опять же наблюдается мультипликационное сокращение денежного предложения.
Однако следует отметить, что изменение учетной ставки ЦБ в целом должно носить ясный, целенаправленный и логичный характер, т. к. частые судорожные изменения процентной ставки препятствуют подсчету перспективного эффекта и вносят фактор неопределенности в принятие хозяйственных решений.
Почему же учетная ставка так важна?
Как уже было сказано она воздействует на экономическую активность субъектов, но кроме этого она воздействует на общее состояние экономики страны.
Изменение официальной учетной ставки осуществляется небольшими шагами (0,25%- 0,5%). Если учетная ставка центрального банка имеет устойчивую тенденцию к снижению, то коммерческие банки и предприниматели понимают это как свидетельство курса экономической политики правительства на стимулирование деловой активности и планируют свою политику в отношении инвестиций, закупок, сбыта и занятости. Кроме того, от учетной ставки зависят издержки производства и конкурентоспособность продукции. Учетная ставка оказывает определяющее воздействие на направление потока иностранного и отечественного краткосрочного капитала (в страну или из страны). А это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса и национальной валюты.
Границы эффективности учетной ставки
Однако для применения данного способа существуют значительные ограничения, появление которых вызвано следующими причинами:
Существуют противоречие в наличие свободного капитала и потребности в нем в модели классической рыночной экономики. Соответственно соотношению спроса и предложения ведет себя учетная ставка в нерегулируемом хозяйстве.
Государство пытается регулировать уровень учетной ставки с помощью ЦБ. Это ему удается в пределах финансовых возможностей центрального банка кредитовать коммерческие банки под процент, не определяемый спросом и предложением, а устанавливаемый в соответствии с целями государственного регулирования экономики. Однако возможны лишь его корректировка и временные изменения ставки.
Существование крупных собственников капитала, деятельность которых менее зависима от процента. Мало зависимые от кредитов коммерческих банков компании и относительно менее зависимые от кредитов центрального банка частные финансовые институты не так чувствительны к изменениям учетной ставки, как фирмы и банки, работающие в значительной степени на заемном капитале. Изменение учетной ставки в стране, в которой международная монополия строит какой-либо объект, практически не оказывают воздействия на решении о продолжении строительства.
Международная миграция капитала. Либерализация движения капитала между странами и полная свобода его перемещения внутри интеграционных межгосударственных объединений противодействуют кредитной политике отдельного государства. Реакцией на это, в частности, стало согласование действий центральных банков по изменению учетной ставки в странах ЕС.
Однако, несмотря на все это учетная ставка оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность.
Частные банки стремятся получить кредит в двух целях:
Для корректировки уровня наличных денежных резервов в стране в случае, когда они не достигают желаемого или требуемого нормами регулирования ЦБ уровня;
Для получения средств, которые банк может в свое время одолжить клиентам, если это принесет ему прибыль.
Принимая решение по займу, коммерческие банки руководствуются многими факторами. Например, они могут сравнить учетную ставку со ставкой которые, которые другие коммерческие банки взимают по краткосрочному межбанковскому кредиту, и соответственно отдаст предпочтение более дешевому источнику, далее учетная ставка должна быть ниже той, которую они взимают со своих клиентов, покрывать операционные издержки.
Следует отметить. Что некоторые аналитики предлагали использовать банковскую ставку для осуществления весьма жесткой ограничительной политики, т.е. установить учетную ставку выше рыночной ставки процента, тем самым "наказав" банки. Нуждающихся в займах (их резервы снизаться меньше требуемого уровня). Однако многие страны не пользуются этой рекомендации. Учетная ставка, как правило, устанавливается ниже рыночной ставки процента и с запозданием присоединяется к ее колебаниям.
ЦБ может указать, в каком направлении будет влиять изменения учетной ставки, и даже могут оценить результаты такого влияния. Однако они, как правило, не могут знать точного влияния своей дисконтной политики.
ЦБ часто использует метод операций на открытом рынке для компенсации операций через дисконтную ставку. При продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения ЦБ устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи правительственных ценных бумаг населению, т.к. им становится невыгодно восполнять свои резервы займами у ЦБ, и повышает эффективность операций на открытом рынке. Этот механизм также действует в обратном направлении.
Вообще среди инструментов денежной политики учетная ставка занимает второе по значению места после открытого рынка.
В России Центральный банк также использует изменение учетной ставки как инструмент ГРЭ. При кредитовании частных коммерческих банков он устанавливает и периодически изменяет дисконт при переучете векселей и процент на ломбардные кредиты, обеспечиваемые государственными ценными бумагами.
2.2.3. Изменение нормы обязательных резервов
Другое важное направление политики ЦБ. Изменение нормы обязательных резервов было введено, начиная с 30-х годов 20 века. Правительство развитых стран, опасаясь социального недовольства, цепной реакции банкротств, начинающихся с краха нескольких банков - в те года они следовали одно за другим - ввело для банков обязательные минимальные резервы.
Государство обязало все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах ЦБ, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов. Это средство денежно-кредитного регулирования решает следующие задачи:
Экономическая задача: в условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, чтобы из-за полного краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и банкротство распространились по народному хозяйству
Социальная задача: обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков
Задача создания и поддержания резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. Т. е. Это – ресурсы ЦБ, которые могут быть использованы в долгосрочных целях, размеры этих ресурсов имеют тенденцию к увеличению по мере роста активов частных банков.
Задача предоставления ЦБ мощного средства регулирования, т.е. с помощью изменения минимальных резервов ЦБ может изменять деловую активность.
Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Как уже было сказано выше, сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.
Депозиты – это денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в банки на заранее определенных условиях
Рассмотрим вышесказанное на примере Германии. Законом о Немецком федеральном банке 1957 г Бундесбанк было разрешено устанавливать нормы обязательных резервов по текущим обязательствам не выше 30%, по срочным депозитам — до 20% и по сберегательным вкладам — до 10%.В этих пределах Банк может варьировать нормы обязательных резервов: уменьшение ресурсов банка, в то время как понижение, наоборот, способствует стимулированию деловой активности в стране. При нарушении норм обязательных резервов Бундесбанк применяет санкции в виде штрафа — взимает процент, который на 3% превышает ломбардную ставку. Немецкий федеральный банк систематически уточняет величину фактически депонированных на его счетах минимальных резервов кредитных институтов: она определяется как средняя величина поддерживаемого данным банком уровня обязательных резервов в течение месяца в Бундесбанке.
В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны (например, в Нидерландах)
В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной стороне баланса.
Существует значительные различия между нормами по минимальным резервам в разных странах, которые объясняются степенью применимости данной политики в той или иной стране.
Великобритания - 0,45%,
США - 12% по вкладам до востребования, 3% прочие,
Франция - 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие,
ФРГ - от 4,15 до 12,1%,
Швейцария - 2,5%,
Япония - от 2,5 до 0,125%.
В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов, что влечет за собой появление новым законодательных поправок для этих инструментов денежно-кредитной политики. Например, в США неоднократно вносились поправки в действующий порядок о минимальных резервах, в частности, в 1980 г. приняты поправки к акту о денежном контроле, которые устранили стремление банков к выходу из ФРС (В 70-х годах коммерческие банки начали выходить из ФРС в связи с тем, что тогда предписания по минимальным резервам распространялись только на банки – члены этой группы)
Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков.
Ставки по срочным и сберегательным вкладам, т. е. Этот банк снизил нормы минимальных резервов для нерезидентов данной страны в целях прекращения отлива иностранных средств из немецкой экономики.
Я думаю, что эффективность этого инструмента денежно-кредитной политики ограничивают те же факторы, что и изменения учетной ставки: инфляция, растущая независимость крупных фирм от кредита, возможность использования дешевых иностранных источников кредита.
Выполнение требований центрального банка по нормам резервов опирается на административные меры (мерами наказания могут быть штрафы и лишение лицензии особо злоупотребляющих банков), следовательно, по мнению многих экономистов, он является наиболее мощным и действенным средство, но и наиболее грубым т. к. затрагивает основы всей банковской системы (незначительное изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительны изменения в объёме банковских депозитов и кредита).
В основе действия изменения резервов лежит механизм влияния банковских счетов через банковский мультипликатор:
При увеличении нормы обязательных резервов наблюдается мультипликативное уменьшение денежного предложения в виду сокращения избыточных резервов банка;
При уменьшении нормы обязательных резервов мультипликативное увеличение денежного предложения;
Минимальные резервы в России
Россия недавно вступила на путь использования этого инструмента ГРЭ. Хранение обязательных минимальных резервов в Центральном банке РФ было введено в 1990 г. Позднее этот порядок дорабатывался и совершенствовался. В связи с тем, что частные коммерческие банки до сих пор играют относительно незначительную роль в среднесрочном и долгосрочном кредитовании народного хозяйства, рассматриваемый нами инструмент денежно-кредитной группы выполняет в российской ГЭП в большой степени задачи обеспечения экономической стабильности банковской системы и гарантирования вкладчиков от возможного разорения. Эффективным средством государственного регулирования экономики это средство в России до сих пор не является.
Сравнительная значимость
Как уже было сказано выше, среди трех видов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке
Учетная ставка менее важна в силу двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, количество резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень невелико. В среднем лишь 2 или 3% банковских резервов приобретаются таким путем. Именно эффективность операций на открытом рынке побуждает коммерческие банки брать ссуды в федеральных резервных банках. Второе соображение состоит в том, что если манипулирование резервами коммерческого банка через операции на открытом рынке и изменения резервных требований осуществляются по инициативе ЦБ, то использование учетных ставок зависит от инициативы коммерческих банков
Однако изменение учетной ставки может иметь важный "информационный эффект", то есть может послужить способом информирования финансистов и экономики в целом о намеченном направлении кредитно-денежной политики.
ЦБ использует свои полномочия менять резервные требования лишь изредка, лишь когда в этом возникает крайняя необходимость (в периоды дорогих денег), т. к. находящиеся в резерве деньги не приносят процента, следовательно, более высокие резервные требования могут в значительной степени негативно сказаться на прибылях банка.
Операции на открытом рынке обладает в отличье от других инструментов ЦБ преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, - и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.
Кроме того, существуют и второстепенные селективные методы регулирования.
2.2.4. Количественные ограничения кредита
Количественные ограничения кредита преследуют те же цели, что и изменение учетной ставки центральным банком, но проводятся частично административными средствами.
Количественное ограничение кредита — это установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Этот инструмент может соответственно вызывать деловой активности или ее торможение.
Естественной границей предельной суммы кредитов являются ресурсы центрального банка. Существует понятие инфляционного кредита, т.е. предоставление кредитов на суммы, превышающие его реальные ресурсы. Такой кредит подстегивает инфляцию, переполняя каналы обращения.
Государство само определяет пределы кредитования коммерческих банков, устанавливая максимально допустимый процент прироста суммы кредитов частных банков в текущем периоде по отношению к предыдущему.
Это может быть осуществлено с помощью административных, экономических мер и добровольных соглашений.
Количественное ограничение кредитов - неэластичное и ограниченно эффективное средство.
Если количественные ограничения не совпадут с реальной потребностью в заемных средствах, скорее всего соблюдены не будут. Возникнет «серый рынок» заемных средств, кредитные операции будут осуществляться через банковские дочерние компании в оффшорных зонах и по многим другим каналам и кредит реально станет дороже, это затормозит деловую активность.
Более эффективны добровольные соглашения центрального банка с коммерческими.
Побочный эффект от политики ограничения государственного кредита в связи с ростом государственной задолженности
Побочный эффект, возникающий от использования политики количественного ограничения кредита, имеет место в связи с регулярным размещением задолженности государственных займов внутри страны.
Если государство берет кредит у частных банков, то повышается спрос на заемный капитал. Государство является приоритетным заемщиком.
Оно выкачивает средства с рынка ссудного капитала, тем самым повышая банковский процент. Деньги изымаются из народного хозяйства для погашения дефицита задолженности. Автор книги отмечает, что если бы внутренние государственные займы расходовались исключительно на хозяйственные цели: инфраструктурное строительство, инвестиции, НИОКР, это было бы с точки зрения национального кругооборота капитала не опасно, просто имело бы структурные последствия. В реальности в лучшем же случае лишь часть прироста государственной задолженности направляется на финансирование экономики.
Предписываемая законом маржа
Излишняя спекуляция может привести к серьезным проблемам в экономике: к примеру, падение курса акций может уничтожить состояние частных лиц или предприятий, имеющих значительное количество акций. Это вынуждает их урезать свои потребительские или инвестиционные расходы, что приведет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции ЦБ может устанавливать предписываемую законом маржу (минимальный процент первоначального взноса, который должен сделать покупатель акции).
2.3. ЭМИССИЯ ДЕНЕГ
Другим средством денежной политики является непосредственно увеличение денежного предложения или эмиссия денег. Эмиссия может осуществляться непосредственно путем печатанья денег или посредством выпуска различного рода долговых обязательств. Эмиссия становится опасной, если увеличение предложения денег происходит для покрытия денежного дефицита, и она не обеспечивается соответственным уровнем прироста ВВП.
Если в 17 и в 19 веках каждой развитой стране существовало несколько институтов, получивших от государства право выпуска денег, то с середины 19 в. монопольным правом эмиссии пользовался один банк, что было вызвано необходимостью сосредоточить в одном институте резервы золота, которые в то время обеспечивали покрытие эмиссии банкнот и использовались в международных платежах; тем самым ЦБ получает функцию и ответственность ссудодателя последней инстанции.
Эмиссия денег имеет 3 функции:
Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования - это главная функция.
Покрытие дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать государственные финансы необходимо, невзирая на последствия (типичные ситуации: война, революция, послевоенная разруха, глубокий и длительный кризис). Последствие избыточного выпуска денег - инфляция, легко переходящая в само воспроизводимую инфляцию, рост цен, дезорганизация хозяйственной жизни, социальная напряженность. Выпуск избыточного количества денег в обращение не единственная, но
Путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики путем вливания денежных средств, тормозить перегрев конъюнктуры, бороться с ростом цен, сокращая эти вливания, - это регулирующая функция.
Глава 3. Денежная политика в России
ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА
Денежно-кредитная политика современной России имеет ряд особенностей, которыми отличается от монетарной политики США, Англии, Германии и других стран.
Важное влияние на направление и содержание денежной политики нашей страны оказывают рекомендации Международного валютного фонда.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики кредитной России разрабатывает Банк России во взаимополитики действии с Правительством Российской Федерации.
В основе формирования денежно-кредитной политики России второй половины 90-х годов лежит задача достижения следующих макроэкономических целей:
финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;
снижение темпов инфляции;
создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;
снижение номинальных и реальных процентных ставок в экономике;
укрепление курса национальной валюты;
обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
достижение и закрепление тенденции не инфляционного экономического роста.
Денежную политику в России, как и в других странах мира, осуществляется посредством Центрального Банка. Центральный банк РФ представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае - годовой отчет.
Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно-денежной политики. По закону, Банк России не должен предоставлять кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита или покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. В Банке России хранятся средства государственного бюджетных и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.
В 2000 (январе-августе) денежная масса в российской экономике выросла на 36.2% потребительские же цены выросли значительно меньше - на 12,6%, а плавающий обменный курс на протяжении прошедших месяцев колебался в сравнительно узком коридоре. Денежная масса составляет сейчас. Важно знать, что экономика России характеризуется довольно высокой скоростью обращения денег и низким уровнем монетизации экономики.
ВВП за первое полугодие увеличился на 7.5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого гола. Главным фактором экономического роста явились благоприятные внешнеторговые условия. В первом полугодии текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года контрактные цены на российские импортируемые товары снизились на 14%, а на экспортные товары в среднем выросли на 40%, что позволило увеличить экспортную выручку в полтора раза. Часть ее приобреталась ЦБ, который таким способом за 9 месяцев этого года удвоил свои валютные резервы. Вызванное этой покупкой увеличение денежной массы дало возможность уменьшить удельный вес неденежных форм расчетов, снизить ставку рефинансирования с 55 до 28%. что привело к снижению ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками.
Однако известно, что существенной части выпушенных денег коммерческие банки не могут найти производительного применения из-за больших рисков кредитования предприятий. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы практически не увеличивается на протяжении года и не превышает 30%. В результате большие средства накапливаются в виде остатков на корсчетах кредитных организаций в ЦБ, которые доходят до 80-90 млрд. руб. и стремительно растут депозиты банков в ЦБ (достигнули 92 млрд. руб.). Именно депозитные операции ЦБ использует в первую очередь для стерилизации денежной массы, чтобы она не выплеснулась на валютный рынок, и эту практику он планирует продолжить в будущем году (в краткосрочном периоде такой способ оправдан, однако в долгосрочном он требует большей осторожности, т. к. может вызвать инфляцию).
Видно, что дальнейшее развитие получают в российской денежно – кредитной политике рыночные механизмы рефинансирования коммерческих банков, отказ от их прямого кредитования, применения практики ломбардных кредитов коммерческим банкам, к примеру. В российской экономике существует проблема, связанная с существованием большого числа коммерческих банков. Система коммерческих банков, созданная Центральным банком за годы «реформ», не стала на путь эффективного развития. Значительная часть банков имеет "дутые активы» и всецело зависит от доступа ко все более уменьшающимся финансовым и бюджетным ресурсам государства. Большинство из них сделали свои капиталы на спекулятивных операциях. В целом сети коммерческих банков невыгодно наращивание долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики при наличии высоких ставок коммерческого кредита. Удельный вес банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал в, первом полугодии этого года составил всего 4%, и выдают их банки в основном тесно связанным с ними предприятиям, так что банковская система практически не участвует в перераспределении средств для развития новой экономики. По ряду ключевых, показателей банковская система не вышла, на предкризисный уровень, несмотря на, оживление экономики. По сравнению с 1 августа 1998 года совокупные активы в реальном выражении (с учетом инфляции и изменения курса рубля) по состоянию на 1 июня 2000 года составляли 79%, а капитал, банковской системы - 66%. На 1 июля текущего года удельный вес рублевых и валютных депозитов и вкладов предприятий и физических лиц, привлеченных на срок свыше одного года - составил всего, 12%.
Кроме того. наблюдается тенденция к снижению уровня минимальных резервов наряду с выравниванием их по средствам, привлекаемым в рублях и иностранной валюте. К примеру, в начале 90-х годов норматив обязательных резервов коммерческих банков в России составлял 20% , а с 1 ноября 1996 г. норматив обязательных резервов по привлекаемым кредитными организациями средствам в рублях составлял: по счетам до востребования и срочным депозитам до 30 дней - 16%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней - 13%. В 2000 году она составляет.
Последнее очень важно, т. к. постепенное снижение норматива обязательных резервов кредитных организаций расширяет возможности по кредитованию экономики и, соответственно, увеличивает предложение денег.
За период 1992-1997 года процентные ставки по операциям Центрального банка РФ активно использовалась процентная ставка, причем в сторону понижения. Однако в последнее время в условиях обостряющегося кризиса ликвидности и чрезвычайной дороговизны кредитов наблюдается тенденция к отказу от регулирования процентных ставок: "влияние Банка России на процентные ставки по операциям банковской системы с нефинансовыми агентами ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы".
В соответствии с федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятом 26 апреля 1995 г., одной из задач Банка России является обеспечение стабильного функционирования российской банковской системы; Банк России в рамках макроэкономического регулирования деятельностью кредитных организаций использует административные (лицензирование банковской деятельности, порядок отзыва лицензии) и у экономические (определение обязательных нормативов деятельности кредитных организаций) меры по повышению надежности, ликвидности российских банков. Банк России принимает соответствующие меры по надзору за достоверностью учета и отчетности кредитных организаций, доступностью информации об их деятельности, продолжает развитие оперативного надзора за крупными структурообразующими банками, составляющими основу российской банковской системы; выявление проблемных кредитных организаций, определение последствий банкротства того или иного банка для денежно-кредитной системы в целом.
Некоторые экономисты указывают на значительные недостатки, которые выявляют некоторую неадекватность денежно-кредитной политики России соответствующей ситуации.
Во-первых, при расчете плана денежной эмиссии власти опираются на статистически неустойчивые формальные корреляционные зависимости между темпом инфляции и приростом денежной массы при заданном прогнозе изменения ВВП. Однако известно, что при такой технологии планирования денежного предложения прогноз снижения ВВП приобретает самоусиливающийся характер, что влечет за собой углубление депрессивных тенденций.
Во-вторых, отказ от регулирования процентной ставки также подвергается критике, т. к. в России в данный момент наблюдается системный кризис. Следовательно, в нынешних условиях роль государственного регулирования денежного предложения в нашей стране должна быть максимальной.
В-третьих, при рассмотрении регулирования денежного предложения не следует сбрасывать со счетов возможности централизованной организации денежных потоков по линии трансформации сбережений в инвестиции. Значение централизованного регулирования денежных потоков особенно велико в странах с несбалансированной и неравновесной экономикой (к числу которых относятся все страны с переходной экономикой). Таким образом, в экономике будет обеспечиваться значительный приток инвестиций в экономику, если учесть, что за время проведения реформ было пятикратное сокращение инвестиций в производство.
В-четвертых, необходимо решить проблемы валютного ограничения и контроля в целях ограничения вывоза капитала. Быстрая либерализация валютного регулирования привела к колоссальному вывозу капитала из России, а затем и к краху финансовой системы страны вследствие саморазрушения финансовых "пирамид", построенных на основе привлечения спекулятивных иностранных инвестиций. В виду того, что общая величина допустимого прироста денежного предложения определяется масштабами оттока капитала через приобретение наличной валюты и другие формы его вывоза, что оказывает понижательное давление на обменный курс рубля и способствует росту инфляции. Если не поставить под контроль вывоз капитала, то в сложившихся условиях придется существенно ограничить объем допустимой денежной эмиссии и отказаться, таким образом, от решения задач ремонетизации экономики, преодоления платежного кризиса, подъема инвестиционной активности и связанных с этим проблем погашения задолженностей по зарплате и социальным платежам.
В-пятых, обеспечению поворота макроэкономической политики в сторону оздоровления финансового положения производственной сферы, подъема инвестиционной активности и стимулирования экономического роста. Важно выяснить, как обстоит дело с кредитованием экономики. В нашей экономике хорошо развито краткосрочное кредитование и хуже обстоит дело с долгосрочным кредитованием. За январь-июль этого года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) у ориентиованных на экспорт отраслей возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2.1 раза. В отраслях, ориентированных на внутренний рынок, положение обстоит гораздо хуже, к примеру, рост в пищевой промышленности по сравнению с прошлым годом составил всего 13,9%, т.е. меньше темпа инфляции за год. Проблема, прежде всего, в низком платежеспособном потребительском спросе. На фоне значительного улучшения финансового положения промышленности в целом реальные располагаемые денежные доходы населения за январь-август увеличились всего на 8,9% по сравнению с прошлым годом, отставая от докризисного уровня более чем на 20%. При этом в условиях резкой дифференциации доходов у значительной части граждан реальные доходы практически не растут.
3 октября 2000 ЦБ принял положение о порядке предоставления Банком России коммерческим банкам кредитов, обеспеченных залогом векселей рентабельных предприятий и поручительствами, на срок до 180 дней. Эксперимент по реализации этого положения проводится в Санкт-Петербурге, причем процентные ставки по этим кредитам установлены в размере половины ставки рефинансирования. По существу, таким способом ЦБ снижает риски коммерческих банков при кредитования предприятий. В результате должны улучшиться условия для получения кредита не только для пополнения оборотных средств, но и для обновления оборудования, тем самым ЦБ решает проблему краткосрочного кредитования в экономике. Из-за изношенности основных фондов дело обстоит сложнее
В 2000 году наблюдается рост инвестиций в основной капитал - за январь - август на 17,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Значительная их часть проводится за счет собственных средств (53,5% всех источников финансирования) прежде всего предприятиями-экспортерами, иностранные инвестиции упали по сравнению с прошлым годом на 26,5%, составив всего 1,8 млрд. долл. Предназначение денежных властей в регулировании долгосрочного кредита состоит в обеспечении стабильных макроэкономических условий - снижение инфляции, предсказуемость обменного курса, - которые позволяют экономическим агентам планировать долгосрочные вложения. Кроме того, ЦБ посредством банковского регулирования, установления экономических нормативов и норм резервирования непосредственно влияет на возможности коммерческих банков по кредитованию экономики, определяя различные параметры и нормативы своей политики, неизбежно должны находить какой-то компромисс между задачами снижения инфляции и содействия экономическому подъему.
АВГУСТОВСКИЙ КРИЗИС
17 августа 1998 года в России разразился кризис, который имел значительные негативные последствия для общества и экономики в целом. Хотя многие экономисты и считают, что такой кризис имел только большей частью краткосрочные последствия, среди среднесрочных - инфляцию, кризис банковской системы, дефолт по внешнему долгу, а среди краткосрочных последствий выделяют крупную девальвации, расстройство системы платежей и расчетов; остановка потоков импорта; скачок цен на 45% за первые полтора месяца; ажиотаж на потребительском рынке, скачок цен и потеря денег в проблемных банках будут еще долго ощущаться и населением, и предприятиями.
Правительство РФ, ЦБ РФ и другие источники давали следующие причины кризиса, такие, как: влияние мирового финансового кризиса, влияние "азиатской эпидемии", недоверие инвесторов, падение мировых цен на нефть, отставка правительства В. Черномырдина 23 марта 1998 г., "недостаточная" финансовая помощь из-за рубежа, отказ Государственной думы поддержать фискальную программу правительства С. Кириенко - МВФ, поведение Сбербанка в августе 1998 г., "неспособность" российского правительства собирать налоги, психологические причины или "нехватка времени и везения".
Бесспорно, все эти события имели некоторое отношение к возникновению кризиса. Однако важно разобраться, в чем же действительно обстоит дело. Причиной кризиса был эффект вытеснения, продемонстрированный в 1995 – 1998 гг. Государство решило выпустить государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Т. е. путем займов у населения государство пыталось обеспечить дефицит госбюджета. По ГКО были объявлены высокие процентные ставки ( самая высокая доходила до 200 % годовых).Благодаря такой высокой процентной ставке рынок ГКО превратился из источника привлечения средств в реальную экономику через бюджет в поле для чисто спекулятивных операций, финансируемый методом пирамиды. Денежные власти рассчитывали постепенно сбить столь высокие процентные ставки в короткий период за счет большого количества держателей ГКО. В проведении такой политики денежные власти руководствовались опытом США, где объем ВВП равняется государственному долгу. В России объем ВВП составлял приблизительно 250 млр. долл., когда госдолг достиг 150 млр. долл. вкладчики стали забирать свои деньги, и правительство было вынуждено объявить дефолт.
Рассмотрим поподробнее денежно – кредитную и валютную политику в период валютного "коридора" в июле 1995 - августе 1998 гг. и существенно усугубленной в мае-августе 1998 г. Было видно несоответствие валютных активов денежных властей их рублевым обязательствам.
Если проанализировать проводившуюся в последние годы денежную политику по трем основным периодам - до начала валютного "коридора" (январь 1994 - июнь 1995 гг.) (период до финальной стадии валютного кризиса (июль 1995 - апрель 1998 гг.)) и на период, совпадающий с финальной стадией кризиса (май-август 1998 г.), во время валютного "коридора" (июль 1995 - август 1998 гг.) и после него (с сентября 1998 г.), то можно увидеть следующее. Денежная политика выглядела относительно жесткой, т.к. темпы прироста денежных агрегатов, инфляции, изменения валютного курса были относительно низкими. Однако эти показатели характеризуют лишь одну сторону денежно-кредитной и валютной политики - поддержание относительно стабильной (или, по крайней мере, предсказуемо изменяющейся) покупательной способности рубля по отношению к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем рынке. Они не отражают другую составную часть денежной и валютной политики - поддержание относительно стабильной (или, по крайней мере, предсказуемо изменяющейся) покупательной способности рубля по отношению к товарам и услугам, обращающимся на мировом рынке (через обеспечение стабильного курса рубля по отношению к иностранным валютам).
В основе валютного курса лежит соотношение между обязательствами денежных властей в национальной валюте и их активами в иностранной валюте. В качестве пассивов денежных властей в национальной валюте чаще всего денежная база, в качестве активов - валовые валютные резервы. Во время финальной стадии финансового кризиса 1997-1998 гг. это соотношение оказалось минимальным - около 39% по сравнению с 42-55% в среднем за предшествующий период и с 77% в последовавшие затем месяцы. Причина этого кроется в том, что несмотря на довольно жесткую политику в отношении денежной базы, политика, проводившаяся в отношении валовых валютных резервов, является наиболее "слабой" именно во время валютного коридора. Валовые внутренние резервы в тот период сокращались в среднем на 50 млн. долл. в месяц, хотя накануне установления валютного "коридора" они возрастали на 236 млн. долл. ежемесячно, а после его отмены оставались практически неизменными. В наибольшей же степени денежная и валютная политика была смягчена на финальной стадии кризиса, когда темпы сокращения валовых валютных резервов достигали 690 млн. долл. в месяц.
Если взглянуть на изменение компонентов денежной базы - чистых валютных резервов и чистых внутренних активов, происходившие в период действия всего валютного "коридора". До и после установления валютного "коридора" чистые валютные резервы хотя и с разной скоростью, но увеличивались, во время – сокращались на 384 млн. долл. в месяц. Чистые внутренние активы возрастали очень быстрыми темпами - ежемесячно на 602 млн. долл., или на 3,0%, до валютного "коридора" они хотя и увеличивались, но медленнее, а после его отмены - быстро сокращались. Анализ чистых внутренних активов денежных властей по компонентам показывает, что кредиты Центробанка во время финансового кризиса направлялись не на финансирование правительства (как можно было бы ожидать), а главным образом на поддержку коммерческих банков, темпы кредитования которых достигали 30% в месяц.
Всего за чуть более чем трехлетний период действия валютного "коридора" чистые валютные резервы денежных властей сократились на 14,6 млрд. долл., причем более половины этой суммы - 7,9 млрд. долл. - пришлось на май-август 1998 г. Огромные потери чистых валютных резервов восполнялись за счет новых внешних заимствований. Именно благодаря им политика ЦБ казалось жесткой. Формально же низкие темпы прироста денежной базы (так называемая жесткая денежная политика) объяснялись тем, что, продолжая и даже усиливая свою экспансионистскую политику, Центральный банк финансировал ее за счет "повторного использования" иностранных кредитов, ранее предоставленных российскому правительству и размещенных на его счетах. Однако, т. к. общий объем рублевых обязательств при этом не уменьшался, то валютные обязательства объединенных денежных властей нарастали.
Помимо эксплицитных (явных) обязательств Центробанка существуют также еще и его имплицитные (неявные) обязательства. Наряду с традиционным показателем денежной базы (НО) для анализа используются другие (агрегаты Н1 и Н2), включающие наряду с рублевыми обязательствами также и валютные обязательства денежных властей.
Главными из таких обязательств являются задолженность правительства по иностранным кредитам (возникновение валютных обязательств при кредитовании) и отрицательное сальдо баланса коммерческих банков (т. е. страхование рисков коммерческих банков в случае проведения валютной интервенции).
Динамика сальдо валютных активов и пассивов ЦБ РФ, правительства РФ и системы российских коммерческих банков показывает, что переход к политике валютного коридора спровоцировал резкое увеличение валютных обязательств. Поскольку за этот же период произошло снижение валютных резервов страны, то итоговый дисбаланс между совокупными валютными активами и совокупными валютными пассивами денежных властей значительно возрос (на 52,4 млрд. долл.). Перелом в тенденции роста валютных обязательств наступил лишь после отказа от политики формального регулирования валютного курса в сентябре 1998г.
Накануне финальной стадии финансового кризиса - в апреле 1998г. - объединенный валютный баланс денежных властей представлял собой следующее: совокупные валютные активы (валовые валютные резервы) составляли около 11 млрд. долл. (с учетом золота - примерно 16 млрд. долл.); совокупные валютные обязательства (по текущему валютному курсу) - 175,6 млрд., в том числе: денежная база - 26,4 млрд. долл., валютная задолженность федерального правительства - 131,3 млрд., чистое отрицательное сальдо валютных активов и пассивов коммерческих банков - 17,9 млрд. долл. Во второй половине 1997г. стал очевидным дисбаланс в отношении текущих потоков (в I квартале 1998г. превысил 1200 млн. долл. в месяц). Дефицит федерального бюджета составлял 510 млн. долл., примерно таким же было отрицательное сальдо платежного баланса по текущим операциям. Сохранение подобных тенденций означало увеличение уже существовавшего валютного дисбаланса по запасам еще примерно на 12 - 13 млрд. долл. в расчете на год. Таким образом, произошел не только валютный кризис, но и кризис российской банковской системы, который естественно не мог разрешится посредством интервенции рубля, осуществляющееся на заемные средства, которая проводилась для субсидирования российских коммерческих банков.
В этой связи у совокупных денежных властей было два варианта решения проблемы:
Первый. При сохранении "привязанного" валютного курса - увеличение заимствований в валюте до 37-43 млрд. долл. в год, или до 3 - 3,5 млрд. долл. в месяц (с соответствующим увеличением государственного долга и при условии готовности кредиторов предоставить такие суммы), и/или прекращение обслуживания государственного внешнего долга (полностью или частично), то есть объявление дефолта по внешнему долгу (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Размеры необходимых заимствований могли быть снижены, если бы удалось сократить дефицит бюджета на величину его уменьшения (или увеличения его профицита).
Второй. При отказе от сохранения "привязанного" валютного курса проведение девальвации рубля изменило бы отрицательное сальдо платежного баланса на положительное и в зависимости от ее масштабов обеспечило бы более или менее быстрое сокращение накопленного валютного дисбаланса по запасам. Снижение размеров бюджетного дефицита (увеличение его профицита) способствовало бы уменьшению масштабов девальвации и/или ускорению процесса ликвидации дисбаланса.
Однако, несмотря на явное предпочтительство первого пути был выбран второй. Причина этого в том, что правительство решило в этой ситуации поддержать коммерческие банки. Можно сказать, что важнейшей целью и важным итогом денежно-кредитной и валютной политики, проводившейся властями весной - летом стало замещение валютных обязательств частных банков государственным внешним долгом.
С экономической точки зрения субсидирование денежными властями коммерческих банков означало национализацию их убытков и поощрение государством их весьма рискованного и неэффективного поведения.
Валютный кризис по характеру своего действия был краткосрочным и потому мог быть преодолен за относительно короткое время. Кризис внешнего долга, наступившего денежной политики весной-летом 1998г., по своей природе является долгосрочным и трудно разрешимым.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные аспекты денежной политики и механизм воздействия её. Было отражено использование и эффективность денежной политики в Российской Федерации, а так же на примере российского финансового кризиса 17 августа показано последствия непродуманной кредитно-денежной политики.
По этой работе можно сделать следующие выводы:
1. Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной цены. Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, различают активную и пассивы, а также квази-деньги. Денежная масса зависит от предложения банковского сектора и спроса на деньги. Основными денежными агрегатами являются М1 (наличные деньги и чековые вклады), М2 (М1 + срочные вклады, облигации государственных займов), М3 (М2 + крупные вклады)
2. Совокупный спрос складывается из понятий спроса на деньги как средство обращения и как средство сохранения стоимости. Он зависит от уровня ВВП и процентной ставки. Существует несколько моделей спроса на деньги: количественная зависит теория, кейнсианский спрос. Спрос на деньги согласно количественной теории зависит от уровня цен, от уровня реального объема производства и от скорости обращения денег. У Кейнса спрос на деньги, главным образом, определяют процентной ставкой, которая представляет собой альтернативные издержки хранения денег. Увеличение процентной ставки ведет к уменьшению спроса на деньги, снижение – к увеличению.
3. Денежный рынок имеет точку равновесия, находящуюся на пересечении кривых спроса и предложения и является равновесной ставкой процента. Равновесие на денежном рынке является подвижным.
4. Денежный рынок характеризует уравнение Фишера и коэффициент монетизации. Если уравнение Фишера характеризует деньги как средство обращения, выявляя зависимость между скоростью обращения денег, их массой и уровнем цен и реальным объемом производства, то коэффициент монетизации – как средство накопления, характеризуя степень насыщенности экономики деньгами.
5. Механизм воздействия денежной политики объясняется с помощью модели Хикса - Хансена, которая представляет рынок в виде взаимодействия рынка активов и товаров.
1.Кривая IS представляет рынок товаров, выражается графиком или множеством таких точек, при которых комбинация уровней процента и уровня дохода обеспечивает равновесие этого рынка. Кривая IS имеет отрицательный наклон, потому что увеличение ставки процента сокращает уровень равновесного дохода. Крутизна кривой зависит от величины мультипликатора и чувствительности инвестиционных расходов к изменениям ставки процента. Кривая IS подвержена сдвигам под влиянием изменений в автономных расходах. В точках справа от кривой имеет место избыточное предложение на товарном рынке; слева от кривой - избыточный спрос на товары.
Кривая LM является отображением рынка активов. На графике кривой каждая точка является такой комбинацией ставок процента и уровней дохода, при которых денежный рынок и рынок облигаций находится в равновесии. Кривая LM имеет положительный наклон и смещается под воздействием изменений в предложении денег. В точках справа от кривой LM существует избыточный спрос на деньги, тогда как в точках слева от нее существует избыточное предложение денег.
Равновесие в модели достигается в точке пересечения этих кривых. В результате изменения денежного предложения в модели возникает новая точка равновесия при измененном уровне процентных ставок, ВВП и уровня цен в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде деньги нейтральны, т.е. их изменение вызывает лишь пропорциональный рост цен, не воздействуя на уровень ВВП, реальные плановые инвестиции и процентную ставку.
В связи с этим различают экспансионистскую денежную политику – направленную на расширение денежной массы в обращении.
6. Монетаристы указывают на прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства, ЦБ, обладая правом контроля за денежной массой, может контролировать темпы роста ВНП, темпы инфляции в стране.
7.Денежная политика государства призвана обеспечивать стабильность цен, эффективную занятость и рост реального объёма ВВП. На это должны ориентироваться денежные власти, определяющие направление и содержание денежной политики государства.
8. В большинстве стран имеется официальное учреждение –Центральный банк, которое наделено функцией контроля за денежной массой, находящейся в экономике, и контроля за кредитом. Между ЦБ и Министерством финансов (казначейством) складывается разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего ЦБ является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредотачивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.
9. Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности (Mh), т.е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.
10. Инструментами денежной политики являются:
изменение процентной ставки;
операции на открытом рынке;
изменение минимальных резервов;
Кроме них существуют некоторые второстепенные способы такие, как количественное изменение кредита, предписываемая законом маржа, увещевание.
11. Наиболее эффективным методом является проведение ЦБ операций на открытом рынке. Эта политика заключается в продаже и покупке на свободном рынке государственных частных бумаг. Что приводит к уменьшению или увеличению свободных средств. Операции на открытом рынке обладает в отличье от других инструментов ЦБ преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, - и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро.
12. Политика учетной ставки заключается в установлении определенной ставки ЦБ. Если ставка уменьшается, то большинство коммерческих банков стремятся получить кредит, что мультипликационно увеличивает количество денег в обращении.
13. Политика изменения минимальных резервов. Государство обязало все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах ЦБ, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов. При увеличении нормы обязательных резервов происходит сокращение денежного предложения. При уменьшении – сокращение. Является наиболее мощным, но в то же время наиболее грубым средством регулирования.
14. Количественное ограничение кредита - это установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Этот инструмент может соответственно вызывать рост деловой активности или ее торможение.
15. Денежная эмиссия – непосредственное расширение денежного предложения денежными властями, имеет три главные функции: обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования; покрытие дефицита государственного бюджета - это регулирующая функция.
16. В основе формирования денежно-кредитной политики России второй половины 90-х годов лежит задача достижения следующих макроэкономических целей:
финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;
снижение темпов инфляции;
создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;
снижение номинальных и реальных процентных ставок в экономике;
укрепление курса национальной валюты;
обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
достижение и закрепление тенденции не инфляционного экономического роста.
17. В 2000 году рост денежной массы опережал инфляцию. Наблюдался прирост ВВП. Данный экономический рост был вызван успехами во внешней торговли России. ЦБ увеличил вдвое свои валютные резервы. Такой рост денежной массы способствовал расширению денежного предложения и сокращению неденежных сделок. Денежный рынок России характеризуется быстрой скоростью обращения денег и низким коэффициентом монетизации, что явилось следствием гиперинфляции 1992- 1995годов.
18. В последнее время наблюдается тенденция к сокращению минимальных резервов банков и отказ от регулирования процентной ставки. Широко используются операции на открытом рынке, ЦБ проводит политику стерилизации посредством депозитных операций.
Главная проблема денежной политики обеспечить инвестиции в промышленность, в частности развить долгосрочное кредитование.
19. Во время так называемого валютного "коридора" 1995-1997 гг. происходил выпуск ГКО под высокие процентные ставки, что способствовало появлению эффекта замещения. Т. е. все средства вкладывались в ГК под высокий процент в эти обязательства, вместо того, чтобы идти на инвестирование, что значительно задержало развитие промышленности. Кроме того, денежно–кредитная и валютная политика привела к несбалансированности валютных активов и обязательств российских денежных властей, что вызвало валютный, финансовый и банковский кризис.
20. В России в последнее время наблюдается тенденция к понижению минимального уровня резервов коммерческих банков. А постепенное снижение норматива обязательных резервов кредитных организаций расширяет возможности по кредитованию экономики и, соответственно, увеличивает предложение денег. Наблюдается тенденция к отказу регулирования процентных ставок ЦБ.
Список литературы
- Н.К. Бункина, А.М. Семенова Экономическая политика
М.: ЗАО" Бизнес – шк., Интел – синтез" 1999г.
- Р.А. Амвросов, К.А Араненов, А.С Богданов Курс экономических теорий
Киров АСА 1998г.
- Р. Дорнбуш, С. Фишер Макроэкономика
М: МГУ ИНФРА-М 1997г.
- Л.Г. Ходов Основы государственной экономической политики,
М: БЕК 1997г."
- Р. Барр Политическая экономия
М.: Международные отношения 1995г.
- А. Ларионов Мифы и уроки августовского кризиса
//Вопросы экономики 1999г.
- С. Глазьев Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики
//Вопросы экономики 1999г.
Стр.