Реферат: Экономика связи

Название: Экономика связи
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Повторение

Общая схема предприятия связи



Производство


спрос услуги Доходы


тариф


Ресурсы

(Э) экспл. затраты налоги (Н)

работники

Фон-ды

ОС


прибыль (П)

З/п


З

Армотиз.


А

Проч.

матер

затр.

М

Мероприятия

НТП


потребление




Показатели текущей деятельности


  • коэффициент оборачиваемости:

  • фондоотдача:

  • фондоемкость:

  • производительность труда:

  • себестоимость:

  • рентабельность:

  • рентабельность через показатели текущей деятельности:

Хорошо, если растут К0 и Ки , V, Птр

Р -для инвесторов, кредиторов


Показатели сравнительной эффективности


  • чистый приведенный доход :

ЧПД =

  • п
    риведенные затраты:


Показатели абсолютной эффективности


для оценки мероприятий НТП с точки зрения влияния на процесс производства

  • срок окупаемости:

  • эффективность:

прирост прибыли капитального вложения


Если Е>Р, то целесообразно внедрять мероприятия НТП (ожидается увеличение рентабельности)


ВВЕДЕНИЕ


Основные компоненты информационной инфраструктуры


Совокупность информационных ресурсов, программно-аналитических средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а так же информационных технологий и вычислительных сетей называется информационная инфраструктура.


Основные компоненты информационной инфраструктуры:


средства

ВТ


Информ.

Исходная

информация

Продукт

ПС ИС или

услуга

ИП или

ИУ

средства

ПИ


Основные цели развития информационной инфраструктуры

  • создание и поддержание информационного потенциала необходимого для устойчивого развития общества

  • формирование единого информационного пространства РФ

  • внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности

  • повышение конкурентоспособности отечественных информационных продуктов и технологий

  • интеграция с мировым информационным пространством

  • сохранение информационного суверенитета страны


Направления работы по усовершенствованию

  • создание условий для повышения конкурентоспособности российских средств ВТ и телекоммуникационных техники

  • поддержка приобретенных направлений развития информационных технологий

  • обеспечение совместимости и взаимодействия систем и сетей с учетом международных стандартов, развитие первичной сети связи особенно на региональном уровне

  • регулирование конкуренции и ограничение монополизма на рынке

  • лицензирование отдельных видов деятельности в сфере информатизации

  • привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, проекты и программы информатизации

  • совершенствование законодательства

  • развитие работ в области информационной безопасности и противодействие компьютерной преступности

  • осуществление сбалансированной политики международного сотрудничества

  • содействие распространению новейших информационных технологий различной сферы деятельности, развитие системы обучения их использованию


Информатика - наука о совокупности процессов получения, передачи, обработки, хранения информации с помощью ЭВМ и других технических средств.

Информационная инфраструктура (ИИ) - структура системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, какая предоставляет им возможность использования информационных технологий (ИТ) на базе широкого применения информационных вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи.

Основа ИИ -сетевые технологии. Материальную основу ИИ создают аппаратные, программные, телекоммуникационные средства, волоконно-оптические и спутниковые линии связи.


1. Продукты, услуги и информация


Продукты - это вещи, потребление которых удовлетворяет чьим-то нуждам.

Услуги - виды деятельности или работы, в процессе выполнения которых не создается новой ранее не существующий материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.

Виды информационных и вычислительных услуг


Типы услуг


Типы услуг Сферы услуг
1. Производственные услуги Инженеринг, лизинг, обслуживание оборудования и т.д.
2. Распределительные услуги транспорт, торговля, связь
3. Профессиональные услуги банки, страховые, рекламные фирмы и т.д.
4. Потребительские (массовые) услуги домохозяйство и времяпровождение
5. Общественные услуги в основном исходят от государства (телевидение, радио и т.д.)

Основные характеристики услуг


  • неосязаемость

  • изменчивость качества

  • неспособность к хранению

  • неразрывность производства и потребления


Информация - какое-либо сообщение о чем либо; сведения, данные, значения экономических показателей, которые являются объектами хранения, обработки и передачи и используются в процессе анализа и выработки управленческих решений; один из видов ресурсов используемые в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и др. видов ресурсов; одна из 3-х фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация) составляющих сущность мироздания и охватывающих какой-либо продукт мыслительной деятельности. Прежде всего это знания и образы.

Особенность информации как продукции произведенной для удовлетворения тех или иных потребностей индивидуальных или групповых объектов достаточно полно учитывается в следующем определении:

Информацией (информационным продуктом) будем называть вещи или действия (продукт или услугу) которые:

а) предназначены их производителем для доставки определенного знания получателю (потребителю)

б) способны пополнить знания получателя без проведения каких-то специальных нетипичных для него действий.

Необходимо обязательно учитывать разницу между самим сообщением, имеющимся в нем данными и информацию, которую оно несет. Только те данные являются информацией для потребителя, которые восприняты им (прошли через синтаксический фильтр) и полезны (хотя бы потенциального для решения задачи.

Синтаксический анализ устанавливает важнейшие параметры информационных потоков, включая необходимые количественные характеристики для выбора комплекса технических средств сбора, регистрации, передачи, обработки, накопления и хранение информации, т.е. чтобы информация была воспринята пользователем.

Семантический анализ позволяет изучить информацию с точки зрения смыслового содержания ее отдельных элементов, а так же находить способы языкового соответствия при однозначном распознавании вводимых в систему сообщений.

Прагматический анализ проводится с целью определения полезности информации используемой для управления, выявления практической значимости применяемых для выработки управляющих воздействий. Учитывая, что полезность информации является функция времени и что одна и та же информация в разное время может быть полезной, либо бесполезной в зависимости от того, сколько новых сообщений об управляемом объекте она несет пользователю, принятые критерии оценки увязываются с достоверностью и своевременностью поступающих сообщений.

В народном хозяйстве производством и передачей информации занято около 1/3 всех трудящихся. Это работники науки, культуры, образования, аппарата управления всех уровней, связи, информационно-вычислительного обслуживания и т.д. С технической и экономической точек зрения производство, обмен, распределение и потребление информации имеют целый ряд специфических особенностей. Наиболее ярко они проявляются в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса.

Информация очень разнообразна по содержанию и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, производственная, управленческая, медицинская и т.д.

Каждый из видов информации имеет свои особенные технологии обработки, смысловую ценность, формы представления и отображения на физическом носителе, требования к точности, достоверности, оперативности отражения фактов, явлений, процессов.


  1. Информация в производстве

Рынок:

  • место, где происходит купля-продажа

  • истема «товар - цена - деньги»

  • форма связи производителей между собой и с потребителями (так же все возможные варианты)

Исходя из любого определения рынок является вторичным по отношению к процессам производства. Поэтому анализ рынка как социально-экономической системы с ориентацией на информационный рынок, начинать с изучения производственных процессов. Информационный аспект функционирования и развития производства - предмет экономической кибернетики.

Отличительная черта рассмотрения производства рынка как кибернетической системы заключается в следующем. Внимание концентрируется на процессах принятия решений как получения и преобразование информации, на анализе управления как определенной технологии и как совокупности взаимодействующих ресурсов.

Являясь связующим звеном между разными видами интеллектуальной и материальной деятельности коллективов людей, между управлением и производством, информации в отличии от других видов ресурсов не убывает со временем, а наоборот, объем ее увеличивается. Создавая условия для накопления опыта, способствует выработки управленческих решений. Однако применение информационного подхода не дает гарантии успеха, а лишь повышает его вероятность.


1.2. Типы информационной деятельности


Различают 3 типа:

  1. Скрытая (патентная). Она является составной частью любой человеческой действия. В ней субъект совмещает функции производителя, преобразователя и получателя.

  1. Потенциальная .Она совпадает с любой деятельностью, результаты которой для стороннего наблюдателя могут выступать, в качестве источника информации. Любой продукт или процесс производства несет в себе информацию о себе. Чтобы эта информация об объекте стала реальностью необходим субъект умеющей наблюдать, фиксировать, перерабатывать и преобразовывать.

  2. Специализированная. Этот вид деятельности представляет собой деятельность субъектов, которые производят информацию для удовлетворения потребностей других.


  1. Распространение информации в современных условиях рынка

Под индустрией коммерческого распространения информации понимают индустрию, которая представляет потребителям или пользователям информационные продукты или услуги в коммерческом режиме и основанная на применении новейших информационных технологий (ИТ), под которыми понимаются все виды информационного обслуживания, организованные на базе средств вычислительной техники средств связи. В дальнейшем предметом нашего рассмотрения будут объекты:

  • предприятия, производящие программные изделия (ПИ), составляющие основу любой ИТ

  • предприятия электросвязи, осуществляющие доставку, информационных продуктов с помощью ИТ на коммерческой основе

  • разнообразные фирмы и службы сервиса, которые также производят распространение информационных продуктов и услуг

Особенное место среди новейших информационных технологий занимают автоматизированные банки данных (АБД) - определенным образом организованные хранилища данных с общим информационным полем, предназначенные для решения различных информационных задач в интересах пользователя.

К концу 20-го века человечество получило беспрецедентные возможности для оперативного общения, коллективного накопления, распространения и использования информации. Технические средства для этого предоставляет

глобальная компьютерная сеть Internet.

Гораздо менее известен пока термин Intranet (интрасеть), определяющий локальную компьютерную сеть предприятия, внутри которой используются так хорошо зарекомендовавшие себя технологии Internet.

Технологии Internet/intranet в корне меняют парадигму единого мирового информационного пространства - вместо некоего централизованного глобального хранилища информации мировое сообщество быстро создает и эффективно использует территориально распределенные информационные ресурсы в виде многочисленных государственных, университетских, корпоративных и даже персональных, личных баз знаний и данных. При этом пользователь компьютерной сети, отыскивающий нужные ему данные, легко сканирует информационное пространство, вне зависимости от территориального размещения информации. Практически мгновенно и единообразно он может получить как данные с сервера соседнего отдела родного предприятия, так и данные с сервера, расположенного на противоположной стороне земного шара.

Предприятия, еще не внедрившие этих технологий, отстают от развития цивилизованного общества и, следовательно, рискуют оказаться на пути к банкротству.


1.3.1 Internet/intranet - технологический базис новых методов управления

Мы живем в эпоху перемен. Она совершенно меняет способы, создания, публикации, сбора и использования информации. Это отражается на характере профессиональной, познавательной, развлекательной и других сфер деятельности людей. В центре этих изменений стоят два явления: Internet и интрасети.

Электронные коммуникации позволяют общаться и совместно работать людям, находящимся в различных регионах планеты. Единое информационное пространство Internet не только сокращает громадные расстояния, но и разрывает национальные и классовые границы, обеспечивает каждому индивидууму возможность для самовыражения- и удовлетворения различных духовных потребностей.

Internet и интрасети предоставляют беспрецедентные возможности повышения продуктивности работы, продажи товаров и услуг на новых быстро расширяющихся рынках, а также реализуют недорогой способ глобальных коммуникаций, как внутри предприятия", так и вне его. Технологии Internet/intranet осваивают малые и большие предприятия, коммерческие фирмы, банки, правительственные организации, учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и других сфер человеческой деятельности. Осваивают их и многочисленные отдельные пользователи, а также просто граждане, открывающие для себя впечатляющие возможности коллективной работы: и глобального доступа к информации.

Новые информационные технологии меняют не только метод» и формы деятельности. Они изменяют мышление и психологию людей, создают предпосылки для эволюции человечества от общества постиндустриального к обществу информационному.

Естественно, что все эти сегодняшние и, еще большие грядущие изменения затрагивают философию и психологию взаимоотношений, способы и формы деятельности людей и в профессиональных сферах.

Простота доступа к информации, ее безбумажный характер, высокая скорость обмена данных между сотрудниками предприятия, возможность для деловых оперативных коммуникаций с «внешним миром» оказывают существенное влияние, прежде всего, на методы и формы системы управления. Суть эгих изменений сводится к демократизации процессов .подготовки и принятия управленческих решений, более высокому уровню их аналитичности и обоснованности, повышению роли каждого сотрудника в управлении предприятием, высокой степени доступности управленческой информации, сглаживанию границ субординации и т.п.

Внедрение новых информационных технологий на предприятии должно сопровождаться изменением его структуры и методов управления. Данное утверждение можно обосновать, по крайней мере, тремя следующими факторами.

Во-первых, новые технологические средства дают весомый экономический эффект лишь при реорганизации методов работы. Иначе они будут лишь модными игрушками.

Во-вторых, информационные технологии позволяют в существенно большей мере использовать интеллектуальный потенциал сотрудников предприятия. Важно также отметить, что высококвалифицированные специалисты при выборе места работы, как показывают социологические исследования, придают большее значение использованию на предприятиях новых технологий труда, чем даже уровню заработной платы.

В третьих, широкое распространение новых информационных технологий меняет методы и средства взаимодействия, формы взаимоотношений на рынках товаров и услуг, например, в многочисленных цепочках «Заказчик-Поставщик», «Продавец-Покупатель» и т.п. Если: сотрудники предприятия не используют технологий Internet в рекламе, маркетинге, финансовой, снабженческой и других сферах управленческой деятельности, то скоро с ними перестанут сотрудничать даже из-за проблем коммуникации.

Предприятие, не учитывающее эти и ряд других сопутствующих требований современного общества, вряд ли будет процветать -неизбежно оно придет к банкротству.


1.3.2. Internet как сеть сетей

Сеть Internet можно описать как огромную цифровую магистраль - систему, связывающую миллионы компьютеров, подключенных к тысячам сетей- по всему миру. Ее яркое прошлое уходит своими

корнями, в эпоху холодной войны, конец 60-х - начало 70-х годов. Первоначально данные разработки финансировались правительством США, и сеть, ставшая предшественницей Internet, была специально спроектирована таким образом, чтобы обеспечить коммуникации между правительственными узлами в том случае, если часть ее выйдет из строя в результате ядерной атаки. Применяемый в ней алгоритм управления передачей информации (межсетевой протокол) был разработан так, чтобы компьютеры всех видов могли совместно использовать сетевые средства и непосредственно взаимодействовать друг с другом как одна эффективно интегрированная компьютерная сеть. Сегодня Internet сильно разрослась и связывает уже десятки миллионов пользователей компьютеров во всем мире. Эта глобальная "сеть сетей" охватывает тысячи университетских, правительственных и корпоративных сетевых систем, связанных высокоскоростными частными и общедоступными сетями»

Кто же может работать в Internet? В настоящее время Internet - это общедоступная сеть/ открытая для любого пользователя, имеющего модем и/или инсталлированное программное обеспечение для работы по стандартному протоколу передачи данных в сети. Допуск в Internet для организации или частного лица через постоянное сетевое соединение или коммутируемую линию (обычный телефон) предоставляется так называемым провайдером услуг Internet (Internet Service Provider - ISP). Круглосуточный доступ к Internet имеют уже порядка 100 миллионов пользователей в 96 странах мира, и: их количество растет лавинообразно. Поскольку все больше лэдей обращаются к ней для коммуникаций друг с другом и получения информации, компании, подключенные к этой глобальной компьютерной сети, открывают множество новых возможностей для своего бизнеса.

Internet функционирует, не имея никакой центральной организации, которая осуществляла бы управление или руководство ею, за исключением, разве что. Центра сеаевой информации Internet - InterNIC (Internet Network Information Center), организации, предлагающей информационные и регистрационные услуги для пользователей Internet.


1.3.3. Фундамент сетевого взаимодействия

В Internet применяются стандартизованные методы передачи данных, позволяющие скрыть от пользователя все многообразие сетей и машин.

Наиболее фундаментальным стандартом, применяемым в Internet, является набор сетевых протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol), определяющих алгоритмы передачи данных. Поскольку все компьютеры взаимодействуют с Internet через TCP/IP, нет необходимости в сложном и дорогостоящем преобразовании протоколов, что значительно упрощает операции в Internet. Протокол TCP/IP не зависит от конкретной операционной системы и, таким образом, реализуется для всех типов компьютеров -IBM, APPLE и др.

TCP/IP позволяет присвоить каждому компьютеру уникальный адрес Internet. Такой адрес называется IP-адресом или адресом TCP/IP и выполняет ту же роль, что и обычный телефонный номер, то есть позволяет установить связь между двумя пунктами сети. Например, адрес TCP/IP 137.65.1.3 идентифицирует в сети один из основных информационных компьютеров корпорации NOVELL. Однако в большинстве случаев пользователи Internet применяют более удобную адресацию, называемую системой имен доменов (Domain Name System, DNS) . DNS - это иерархический распределенный метод организации пространства имен в Internet, который позволяет уйти от цифровой адресации и дает ряд других преимуществ. Например, вместо указания адреса TCP/IP 137.65.1.3 пользователи могут применять ассоциированное с этим адресом имя www.no veil.corn.

На этих базовых стандартах основываются другие стандарты, такие как протокол электронной почты SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) . SMTP дает возможность подключенным к Internet пользователям обмениваться электронной почтой. Благодаря этому и другим стандартам можно передавать электронную почту из одного места в другое, причем не только сообщения, но и программы, графику, звук, видео и другие типы данных.

Важную функцию в Internet реализуют стандарты, позволяющие "публиковать" информацию - размещать ее на специальных компьютерах (хост-узлах сети), где с ней могут работать другие пользователи. Система компьютеров, публикующих такую информацию, называется World Wide Web, а протокол, составляющий основу Web - протоколом передачи гипертекста (HTTP — Hypertext Transfer Protocol). Если TCP/IP дает возможность пользователям обращаться к хост-узлам Internet, то HTTP обеспечивает их доступ к документам World Wide Web (WWW).

World Wide Web - наиболее новая и самая быстро развивающаяся сегодня служба Internet. Она имеет почти неограниченный потенциал в плане сбора, распространения и изучения информации. Обеспечиваемые ею графические межплатформенные средства завоевывают все большую популярность у пользователей и компаний, которым необходимо собирать информацию, обмениваться своими идеями и самим предлагать коммерческую информацию в Internet.

Система World Wide Web бьша впервые разработана Тимом Бернерсом-Ли из Европейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN) в Женеве (Швейцария) как способ организации информации для ее научных сотрудников. Информация на Web-серверах хранится в виде набора документов. Каждый документ содержит гипертекстовые ссылки, с помощью которых пользователь может обращаться к информации в других документах по данной теме. Таким образом, выбирая выделенные слова, изображения и графические элементы в тексте документа, пользователи способны перемещаться в любом направлении и прозрачным образом "перескакивать" на другие интересующие их документы (независимо от того, где эти документы находятся).

Такая технология позволяет наряду с текстом включать в Web-документы графику, звук и видеоизображения. Перемещаясь по огромным массивам электронных документов, хранящихся на тысячах серверов в Internet, пользователи, которые ищут конкретную информацию, могут фактически путешествовать по всему свету. Для этого им достаточно выбирать ссылки в документах и прозрачным образом переходить к нужной информации.

Web-документы создаются с помощью гипертекстового языка описания документов HTML (Hypertext Markup Language). Такие документы могут содержать графику и гипертекстовые ссылки. При щелчке на ней мышью гипертекстовая ссылка выводит пользователю другой документ. Таким образом, эта ссылка содержит "указатель" на документ, который становится доступным при нажатии кнопки мыши. Такой указатель носит названа унифицированного указателя ресурса - URL (Uniform Resource Locator). Указатели URL обычно описывают транспортный протоколдокумента (например/ HTTP или FTP) и имя хост-компьютера, на котором он находится. Кроме того/ указатели URL могут включать в себя марпюут доступа к документу на данном компьютере. Эти маршруты указываются в конце строки URL.

Поиск и чтение информации во всемирной паутине WWW осуществляют с помощью специальных программ, называемых браузерами. Протокол передачи гипертекста HTTP позволяет Web-браузерам обращаться файлам на любом WеЬ-сервере. Например, по URL www.ssau.ru можно попасть на web-сервер СГАУ, где содержится различная информация об университете.

Существует и ряд других базовых средств, позволяющих передавать живую речь (телефония Internet), проводить видеоконференции, осуществлять коллективную работу над одним проектом и т.п. Однако основой технологий Internet, обеспечившей этой глобальной компьютерной сети широкое распространение, популярность и эффективность, являются TCP/IP и WWW.


1.3.4. Возможности Internet для предприятия

На современном высоко конкурентном рынке получение доступа к самой последней информации становится все более важным компонентом успеха в бизнесе. Старая информация - это бесполезная информация. Те предприятия, которые научатся получать достуг к информации в Internet и интеллектуально использовать такие данные, применяя их для обслуживания своих покупателей, совершенствования внутренних процессов, повышения качества и сокращения цикла разработки продукции, очень быстро увидят, как все это положительно отразится на процветании их бизнеса.

Каким же образом Internet oбecпeчивaeт доступ к столь обширной и разнообразной информации7 С помощью огромного числа подключенных к ней хост узлов. Напомним, что хост-^зел эю любой компьютер или группа компьютеров, имеющих прямое сетевое соединение с Internet и предоставляющих пользователям доступ к своим средствам и службам. С января 1990 г. по январь 1997 г. число хост-узлов в Internet выросло с менее чем 500 тыс до более 16 млн. Многие из этих компьютеров выполняют функцию серверов, предлагающих любому пользователю, имеющему выход в internet, доступ к электронным ресурсам - данным, приложениям и услугам. По этой причине широта и многообразие информации в Internet просто невообразимы. Internet позволяет обращаться к фондам библиотеки конгресса США, получать оперативную информацию об изменениях в налогообложении, узнавать о наличии номеров в гостинице, контролировать доставку товара,просматривать последние биржевые сводки или делать разнообразные покупки, обращаться за информацией в экстрасети различных предприятий (например, АО АвтоВАЗ, Дженерал Моторс,Форд и др.)/ консалтинговых фирм (UTAK и др.), комитетов по ИСО и т.п.

Подключение к Internet позволяет как бы расширить предприятие, включив в него информационные ресурсы всего мира. Сегодня глобальные компьютерные сети предлагают такие средства, как развитые базы данных клиент-сервер, электронную почту и обеспечивают лучшую интеграцию разнообразных компьютерных ресурсов, предоставляя в распоряжение пользователей все большие объемы информации.

World Wide Web - это просто информационная "золотая жила", которую предприятие может использовать в своих целях. Огромный объем и постоянное обновление информации делает Web чрезвычайно полезным средством для тех компаний, которым необходимо получать данные для отчетов, сведения по новой продукции и т.д. World Wide Web позволяет легко узнать, чем занимаются конкуренты, исследовать тенденции, изучить новые технологии и материалы. Кроме того, Web-узлы имеют многие правительственные учреждения и профессиональные организации, что обеспечивает пользователям более простой и эффективный способ получения важной информации, чем телефон или обычная почта. Многие Web-узлы позволяют вам запрашивать информацию по электронной почте. Иногда это делается прямо из Web-страницы.


Значительная часть информации, включая факсы, обычную почту, разного рода литературу и телефонные звонки, поступает на предприятие из внешних источников не в электронной форме. Это затрудняет ее интеграцию с внутренними информационными системами предприятия и увеличивает издержки на. работу с ней. Внешнюю информацию подобного рода необходимо лучше интегрировать с корпоративной сетью, что позволит получить такое же сокращение затрат и повышение эффективности/ которое уже обеспечивают внутренние системы предприятия.

Связав свои сети с Internet, предприятие может реализовать постоянные коммуникации и организовать эффективный поток информации между людьми. Например, в повседневных коммуникациях между предприятиями электронная почта способна, заменить множество факсов, обычную почту и телефонные звонки. Электронная почта намного дешевле, чем обычная почта и факсимильная связь, и реализует практически мгновенные кошйуникации.

С помощью Internet сотрудники предприятия могут изучить продукцию предполагаемых поставщиков и даже заказать и оплатить ее. Все это происходит по сети, заменяя долгий и сложный процесс посылки печатного каталога, заказа по телефону, а затем высылки чека за полученные товары. Согласно прогнозам компании IDC рынок электронной коммерции к 2000 г. составит около 100 млрд. долларов.

Благодаря возможностям электронных линий связи пользователи получают самую последнюю информацию, быстро и точно реагируя на ситуацию. Благодаря своевременному поступлению данных сотрудники могут принимать квалифицированные решения, а предприятие - быстро реагировать и оперативно действовать в постоянно меняющейся местной, национальной или глобальной экономической ситуации. Соединение внутренних сетей с внешними организациями и ресурсами позволит предприятию воспользоваться преимуществами своих сетей - снижением затрат и повышением эффективности - в еще более широком масштабе.

Зародившись как сеть, спонсируемая правительством США, сегодня Internet привлекает все более пристальное внимание коммерческих организаций и отдельных пользователей, осознающих ее преимущества. Хотя. Internet все еще связывает военные, правительственные и образовательные. учреждения, теперь она привлекает гораздо более широкую аудиторию. В особенности это касается коммерческого сектора. Сегодня 70% всех новых соединений с Internet приходится на долю коммерческих организаций.

Поскольку компании во всем мире :все шире используют Internet как средство осуществления бизнеса и инструмент для коммуникаций, она быстро становится стандартным способом взаимодействия коммерческих организаций друг с другом. Internet претерпевает стремительный рост и оснащается все более "дружественными к бизнесу" средствами, такими как безопасные способы "электронной" покупки и продажи, а расширение пропускной способности сети открывает возможности для использования приложений мультимедиа. Ниже перечислены лишь некоторые из преимуществ, которые дает Internet для бизнеса.


Доступ к более широкой аудитории. Организовав свой Web-узел, предприятие сразу же почувствует те огромные преимущества, которые дает им присутствие в Internet. Создав такую "виртуальную витрину" в World Wide Web, коммерческое предприятие получает доступ к широкой аудитории и может взаимодействовать со своими покупателями. Быстро растущая пользовательская база Internet рассматривает Web как удобный и надежный способ доступа к конкретной необходимой им информации, которую можно получить в любое время суток.

Internet позволит предприятию использовать упреждающий подход к деловому взаимодействию, предоставляя своим нынешним и потенциальным покупателям расширенную и полную информацию. Это даст возможность вести "информационный маркетинг", содержательно рассказывая о своей продукции, и откроет доступ к недостижимым ранее рынкам.

Предприятия, начинающие пользоваться предлагаемыми World Wide Web возможностями маркетинга, быстро осознают те огромные преимущества, которые дает эта служба для. рекламы: и продажи продукции. Любая компания (будь то крупная корпорация или небольшая фирма) может создать свой Web-узел, подключив к Internet один или несколько серверов. Благодаря онлайновому доступу такие компании, получают, возможность размещать свои документы в World Wide Web, где они становятся доступными для любого пользователя Internet, имеющего браузер.

Таким образом. Web имеет неограниченный потенциал в рекламе предлагаемых предприятиями продуктов и услуг. Многие из них начинают с размещения в Web своих текущих материалов электронных копий- печатных брошюр и рекламы, а также информации о своей деятельности, о стратегии фирмы и ее продукции. Этот путь считается наиболее простым. Кроме того, предприятия могут объявлять через Web о выходе новой продукции и распространять новости о своей деятельности. На самом деле, размещение текущих новостей - очень важный элемент. Такая информация привлекает пользователей и заставляет их чаще обращаться к данному Web-узлу.

Web является также очень эффективным способом сбора сведений о покупателях. Для обратной связи с ними удобно использовать интерактивные формы и анкеты. Предприятие может отслеживать число пользователей, "посещающих" Web-страницы, и, таким образом, ежедневно контролировать, насколько успешно действует данный "информационный носитель". Публикация на Web-узле адреса электронной почты компании дает ей возможность эффективно обеспечивать пользователей онлайновой поддержкой и даже способствует продаже продукции: пользователи, пославшие по электронной почте запрос на получение более- подробной информации, автоматически включаются в будущий список рассылки.

Снижение расходов на маркетинг и поддержку. С учетом стоимости печати и почтовых расходов маркетинг, при котором используются традиционные способы, включая рекламу, рассылку по почте и распространение каталогов, обходится очень дорого. Электронное распространение информации о предприятии и его продукции может стать быстрые и относительно недорогим дополнением к этим традиционным методам. Кроме того, электронную информацию можно постоянно обновлять. В Internet предприятие "открыто" 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, и покупатели в любое время могут получить нужные им сведения больше узнать о ваших продуктах или решить свои проблемы. Предоставление доступа к информации в режиме "онлайн" позволит обслужить большее число покупателей при тех же вложениях средств и более качественно удовлетворить их потребности.

Простое и экономичное предоставление сотрудникам необходимой информации. Сегодня крылатые фразы "знание-сила", "кто владеет информацией - тот эффективно управляет" справедливы как никогда ранее, поэтому подключение к Internet позволит сотрудникам предприятия не только повышать свою квалификацию, но и эффективно использовать ее на благо своей организации. В конечном счете, все те достоинства Internet, о которых говорилось выше, будут достижимы только в той мере, в какой они будут доступны всем сотрудникам предприятия.


  1. Технологии коммерческого распространения информации

Результатом применения ИТ является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов.

Информационный продукт (ИП) может существовать как в вещественном, так и невещественной форме. При этом он отражает информационную модель пользователя, в которой воплощены его собственное представление о некоторой предметной области. Однако ценность ИП для пользователя и его коммерческий успех зависит от того насколько он может удовлетворить потребность пользователя. При этом получаемая информация воспринимается как первичные данные, которые пользователь в соответствии со своими представлениями преобразовывает в информацию. Производители коммерческих продуктов стараются учесть запросы пользователей. Но информационные модели производителями пользователя не совпадают по следующим причинам:

  • пользователи часто сами не оформляют свои представления об информации, которая им нужна

  • представление об одной и той же информации не совпадает у различных потребителей

Тем самым очень трудно создать универсальную информационную модель. Т.о. для более эффектного использования информации производителю необходимо предоставлять пользователю не только ИП, но и средства доступа к нему (средства поиска, обработки, представления). Именно это вкладывается в понятие информационных услуг - это получение и предоставление в распоряжение пользователя ИП.

В наиболее общем виде современные технологии коммерческого распространения информации подразумевают, что пользователи со своего терминального устройства «общаются» с ИП при помощи специальных программных средств, т.к. в большинстве случаев общение происходит в реальном масштабе времени (в диалоговом режиме). О таких технологиях говорят как об интерактивных.

Основные виды технологий:

  1. Удаленные банки данных

  2. Информационные продукты и услуги (ИПУ) на техническом носителе

  3. Internet/intranet


Удаленные банки данных

Этот вид технологий предполагает коллективный доступ к ИП, сосредоточенным на едином компьютере в диалоговом режиме по сетям ПД. Здесь ИП представляет БД по различным предметным областям, а также различают директории, рубрикаторы, облегчающие пользователю поиск БД. Информационные услуги предоставляются благодаря наличию различных средств поиска, обработки и выдачи информации. ИП и программные средства являются главными элементами АБД.

Основные особенности технологии:

  1. Предоставление пользователю только информационных услуг, а не непосредственно ИП. В результате чего он получает и оплачивает только ту информацию, которая ему действительно нужна.

  2. Полнота информации связана с загрузкой на host-ЭВМ (главная машина в вычислительной сети, решающая вопросы коммуникаций) больших массивов данных.

  3. Высокая скорость обновления информации.

  4. Относительно развития программного обеспечения, позволяющее не только находить и получать информацию, но и при необходимости осуществлять его графическую и научно-экономическую обработку.

Интерактивные услуги могут предоставляться в локальном и удаленном режиме. В первом случае пользователь подключен непосредственно к host-ЭВМ, а во втором случае режим предполагает, что БД может находиться физически сколько угодно далеко и для соединения пользователя и ЭВМ требуется специальная сеть.

Информационные продукты и услуги на техническом носителе

На технических носителях распространяются текстовые файлы, БД, программы и т.д. Соответствующая информационная услуга состоит в организации доступа к объекту (продукту), которая осуществляется с помощью специальных программ и предоставляется пользователю вместе с данными. Такая технология наиболее близка к традиционному способу (присутствует только ИП) и когда пользователь точно знает, что он получает, но не знает нужно ему это в таком объеме. Наиболее перспективный вид технического носителя - это компактные оптические диски ( большая емкость, высокая надежность, хорошее быстродействие, относительно низкая цена в расчете на единицу информации. В США это 10-20 центов за 1 Мбайт. Недостаток их -потребность в специальных дорогих средствах эксплуатации.


Сравнительные характеристики технологий

Характеристики Удаленные БД Оптические диски
1. Возможность дистанционного доступа +
2. Полнота информации +
3. Частота актуализации +
4. Простота установки
+
5. Простота обслуживания
+
6. Скорость выдачи
+
7. Скорость поиска +
8. Высокие первоначальные затраты +
9. Необходимость инструктирования +

Предполагается, что в ближайшем будущем с повсеместным введением в эксплуатацию волоконной оптики и более современных телекоммуникационных систем с хорошей помехозащищенностью и устойчивостью технологии удаленных БД устранив все имеющиеся недостатки и приобретет значительное преимущество по предоставлению ИПУ.


  1. Анализ рынка ИПУ

Рынок информационных услуг как вид бизнеса окончательно сложился в середине 80-х годов. На его становление наибольшее воздействие оказали следующие технологические достижения:

  • персональные компьютеры

  • совершенствование технологий сетевого доступа

  • host-ЭВМ функционирующие в режиме разделения времени с большим объемом памяти

  • развитие телекоммуникационных сетей

  • электронная почта

  • передача факсимильных изображений

В настоящее время на рынке интерактивных услуг сформировать разделения труда между организациями, выполняющими функции создания, разработки, обеспечения доступа, получения информации.

Классификация структуры рынка (наиболее распространенная)

  1. Производители - это организации, осуществляющие сбор информации и перевод ее в машиночитаемую форму

  2. Интерактивные службы - это организации, осуществляющие интерактивный доступ к БД, т.е. разрабатывающие и эксплуатирующие (основные элементы рынка)

  3. Шлюзы (межсистемные интерфейсы) - это организации, предоставляющие доступ к другим БД (пользователю предоставляется возможность работы с коммутационным процессом), при помощи которых осуществляется поиск необходимых ему БД, а иногда и работу с ними.

  4. Телекоммуникационные службы - предприятия связи.

  5. Пользователи, которые в свою очередь делятся на конечных и промежуточных (посредников), оказывающих своим клиентам услуги по информационному поиску.

В состав последних входят библиотеки, информационные центры, а так же брокеры специалисты профессионалы, занимающихся платным обслуживанием клиентов.

Наряду с указанной диверсификацией существует тенденция к концентрации и централизации. Наиболее она заметна в вертикальной интеграции, которая подразумевает превращение разрозненных информационных продуктов и услуг, предоставляемых отдельными компаниями в комплексную ассортиментную линию связывающую в единое целое различные области информационного бизнеса в рамках одной компании. Высшей формой интеграции является образование интегрированных информационных цепей, предоставляющих технические средства (ТС), передачу и сами данные в виде единых услуг так называемая СИС - технология (стратегические информационные услуги). Анализ слияний, поглощений охватывающих рынок в конце 80-х показал, что они носили стратегически, а не спекулятивный характер, направленный на расширение рынка интерактивных услуг, поскольку пользователь получает ощутимое преимущество от повышения совместимости различных систем (хотя вертикальная интеграция препятствует понижению цен). В целом индустрия интерактивных услуг - прибыльный вид деятельности.

Отечественная индустрия не столь развита как на западе. Это объясняется историческими условиями, в которых происходило их формирование.

  1. Это централизованное управление и низкий уровень рыночных связей. В результате чего спрос на информационные услуги (ИУ) неизбежно ограничивался, т.к. был направлен не на финансово-экономическую, а на научно-техническую информацию.

  2. Высокая цена на технические средства относительно заработной платы.

  3. Слабое развитие телекоммуникаций, главным образом из-за дефицита каналов и сетевого оборудования.

Отечественная индустрия ИУ развивалась как система некоммерческих информационных ресурсов, часто объединенных в ведомственные сети. С середины 80-х годов идет активная коммерциализация и постепенно складывающаяся структура, похожая на международную. Еще одна особенность отечественной индустрии интерактивных услуг - долгое время ключевыми моментами были не интерактивные, а телекоммуникационные службы.

Основные виды пользователей:

  • информационные специалисты, производящие поиск в интересах своих организаций;

  • научные работники;

  • административные работники.

Причем их величина не велика.


  1. Общая характеристика и место информационного бизнеса в народном хозяйстве

Далее бизнес рассматривается совокупность экономических объектов, участвующих во всех цикла ИПУ:

а) предприятия, производящие программные изделия для информационных технологий;

б) организация, участвующие в создании ИПУ, причем делятся на 2 подгруппы:

  • первичные издатели (генераторы информации)

  • вторичные издатели (организаторы АБД)

в) компании оптовой и розничной торговли ИПУ (различные информационные службы поиска, библиотеки, информационные центры, предприятия розничной торговли)

г) телекоммуникационные службы (предприятия связи, которые эксплуатируют линии и оборудование связи)

д) фирмы информационных посредников

е) предприятия (физические и юридические лица)


  1. Народнохозяйственная и социально-экономическая эффективность

Условно народное хозяйство делят на 2 сферы:



Отрасли инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование всех отраслей основного производства. Доказано, что инфраструктура должна развиваться опережающими темпами по сравнению с основным производством. В настоящее время в стране около 20% фондов и капитальных вложений в инфраструктуру вкладывается.

Передаваемая информация обеспечивает координацию рыночных связей, активизируя деловые контакты и предпринимательство. Информационный бизнес занимает значительное место в инфраструктуре рынка. Ему принадлежит большая роль в активизации человеческого фактора и в улучшении условий жизни. При этом повышается информируемость общества, его коммуникативность, культурный, образовательный и профессиональный уровень, уменьшаются нерациональные поездки, экономится время. В конечном итоге развития всех составных частей информационного бизнеса сказывается на росте производительности общественного труда и национального дохода. Все перечисленное относится к многосторонним проявлениям социально-экономического эффекта. Под народнохозяйственной эффективностью принимается вклад, который вносят объекты информационного бизнеса в реализацию основной цели общества, т.е. это та выгода, которую получает народное хозяйство и население в результате использования информационных технологий и которая реализуется в отраслях производства и у населения.

Различают также полную эффективность, которая складывается из народнохозяйственной и внутрихозяйственной эффективности, Т.е. показателями внутрихозяйственного эффекта являются доходы от основной деятельности. А вклад в производство и в повышение эффективности выражается прибыльно. В зависимости от потребления услуг и особенностей создаваемого эффекта эффективность объектов информационного бизнеса по различному проявляется в отраслях материального производства и внутрипроизводственной сфере, у населения и оценивается дифференцированно. Основной эффект, получаемый потребителем от использования ИПУ состоит в экономии времени и определяется качеством услуг. Экономия времени обеспечивает в материальной сфере:

  • снижение трудоемкости и повышение производительности труда

  • уменьшение потерь

  • экономия затрат на производство

  • снижение себестоимости продукции

  • ускорение процессов производства

  • повышение ритмичности производства

  • уменьшение запасов

в конечном виде к росту ВНП.

У населения в основном проявляется социально-экономический эффект - экономия времени, которая приводит к увеличению фонда свободного времени.


2.2. Экономические особенности объектов, участвующих в информационном бизнесе

  1. Предмет труда не имеет вещественной формы. В связи с этим отсутствует сырье для производства, отсутствует готовая продукция на складе, нет незавершенного производства ( следовательно резко сокращается объем оборотных средств, что приводит к изменению структуры затрат и улучшению показателя использования фондов).

  2. Производство по времени совпадает с потреблением. В связи с этим резко повышаются требования к качеству, т.к. брак непосредственно доходит до потребителя.

  3. Производство продукции имеет значительную неравномерность( кроме производства ПО и предприятий розничной торговли ИПУ на технических носителях). Это приводит к избыточности основных фондов (рассчитывается пиковая нагрузка). В конечном итоге это ухудшает показатели отдачи фондов.

  4. Объекты информационного бизнеса как отрасли инфраструктуры имеют сетевую структуру (кроме производителей ПО). Это существенно усложняет управление и требует взаимодействия между предприятиями - незавершенность производства в рамках одного предприятия, что приводит к проблеме перераспределения доходов между предприятиями.

  5. Производство несет массовый характер. В связи с этим облегчается процесс автоматизации.


3. Основы планирования и прогнозирования

3.1 Основы планирования


Основные цели и задачи функционирования реализуются на уровне предприятия в виде плана. Перспективы развития реализуются в виде прогнозов.

План - это описание, модель намеченного будущего состояния экономической системы в целом. План фиксирует показатели, характеризующие состояние в конце планового периода, определяя пути и способы достижения желаемых результатов, а так же необходимые для этого ресурсы.

Планы делятся на :

  • долгосрочные (перспективные, 10-15 лет)

  • среднесрочные (3-5 лет)

  • текущие (краткосрочные, до 1 года)

Кроме этого различают планы:

  • директивные (подлежащие строгому исполнению)

  • индикативные (советующие)

Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении плана. Причем планирование может быть как экономической системы в целом, так и отдельных ее частей.

Планирование в директивной форме присуще централизованно-управляемой экономике. В экономике рыночного типа на уровне компаний фирм, предприятий планирование несет индикативный характер. В планировании используются как экономико-математические балансные методы, так и экспертные оценки.

Формирование плана развития может основываться на различных концепциях:

1. Ориентация на производство. При этом производятся товары и услуги, которые проще производить без изучения потребностей потребителя (производство товаров для бедных)

1. Ориентация на сбыт не особенно изменяя продукцию и не изучая потребности потребителя. Основное внимание уделяется воздействию на потребителя с целью сбыта товара («Агрессивная реклама»).

1. Ориентация на маркетинг.

1. Ориентация на социально-экономический маркетинг.

Принципы планирования:

  1. Принцип научной обоснованности. Означает, что показатели плана устанавливаются с учетом внедрения передовой техники, технологии производства и взаимной увязки всех частей плана.

  2. Непрерывность планирования, т.е. должна быть предусмотрина ограниченная связь и преемственность долгосрочных, среднесрочных и текущих планов.

  3. Принцип комплексности планов требует единого подхода увязки планов предприятия с прогнозами регионов.

Методы планирования:

  • Экономический анализ

  • Нормативный метод

  • Балансный метод

  • Экономико-математические методы и модели

При использования метода экономического анализа исходным методом разработки плана является изучение состояния экономики за предыдущий период. В процессе анализа выявляется состояние и тенденции развитие отдельных показателей, либо сторон деятельности предприятия. Для экономического анализа используются главным образом различные методы и приемы статистики.

При использовании нормативного метода применяют в планировании прогрессивную технико-экономические нормы и нормативы. Нормы и нормативы - это научно обоснованные величины затрат живого овеществленного труда на единицу продукции или работ.

При использовании балансного метода осуществляется увязка потребностей и ресурсов. При этом составляются балансы бухгалтерских, материальные (увязка производства с обеспечением его материалами и энергией), трудовые (увязка производства с потребностями в рабочей силе), финансовые (образование и распределение доходов, потребность в денежных средствах в различных источниках финансирования), информационные и т.д.

Характерной особенностью планово-экономических задач является их объемность и много вариантность. Для получения оптимального решения используется экономико-математические методы - линейное программирование, динамическое программирование, имитационное моделирование и т.д.

Все методы планирования используются в совокупности.


3.2. Основы прогнозирования


Прогноз (греч. - предвидение, предсказание) - научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов. А так же характеризующие это состояние показатели.

Прогнозирование широко используется на предварительных стадиях разработки планов и программ развития. Как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработки решений. Прогнозы применяются в качестве планов-ориентиров. В каждом прогнозе находят отражение прошлое ( тенденция развития ), настоящее (достигнутый уровень и имеющиеся ресурсы), будущее (принципиальные возможности и перспективные потребности).


Основные задачи прогнозирования:

  1. Установление альтернативных целей развития, изыскание оптимальных питей и средств их достижения.

  2. Определение необходимых ресурсов и сроков решения задач.

  3. Выявление ограничений, оказывающих влияние на процесс развития.


Основные виды прогнозов:

  1. Прогнозы НТП, т.е. анализ перспектив развития науки и техники и их влияния на экономику.

  2. Прогнозы ресурсов (природных и трудовых).

  3. Прогнозы потребностей (тенденции спроса на услуги, на оборудование, на материалы, на вид и форму предоставляемой информации).

Все прогнозы, направления прогнозирования тесно взаимосвязаны. Поэтому выполняются комплексно. Точность прогноза зависит от метода прогноза.


Наибольшее распространение получили следующие методы:

  • экстраполяция как логическое продолжение тенденции

  • методы экспертных оценок

  • методы моделирования

  • методы опережающей информации (на основе анализа научно-технической информации)


3.3. Содержание показателей плана социально-экономического развития предприятия


Планирование охватывает все стороны деятельности предприятия. В плане предусматриваются не только конечные результаты деятельности. (объем предоставленных услуг, доходы, прибыль), но также труд, материальные, финансовые ресурсы и организационно-технических мероприятия для их выполнения.

План разрабатывается по следующим разделам:

  1. Развитие производства.

  2. Экономические показатели:

  • тарифные доходы

  • объем реализаций

  • валовой доход

  • затраты на производство

  • налоги

  • прибыль от реализации

  • и т.д.

  1. Труд

  • численность работников

  • среднемесячная оплата труда

  • средства направляемые на потребление и их распределение

Такой план является текущим. Составляется на квартал, месяц, год. На более длительный период составляется бизнес-план.


3.4. Цель и состав бизнес-плана




3.5. Программа информационного маркетинга


Виды маркетинга в зависимости от спроса:

1. Конверсионный (при отрицательном спросе).

1. Стимулирующий (при отсутствии спроса).

1. Развивающий (при скрытом спросе) т.е. многие потребители не удовлетворены.

1. Ремаркетинг ( при падающем спросе).

1. Синхромаркетинг (при нерегулярном колеблющемся спросе).

1. Поддерживающий (при полноценном спросе).

1. Демаркетинг (при чрезмерном спросе).

1. Противодействующий (при необходимости снижения спроса на вредный продукт).


Концепции маркетинга

  1. Концепция социально-экономического маркетинга исходит из того, что необходимо не только наиболее полно и эффективно удовлетворять запросы потребителей, делая это лучше чем конкуренты, но и улучшать благосостояние отдельных потребителей и общества в целом за счет экономичного расхода ресурсов, защиты окружающей среды и решение других глобальных проблем.

  2. Концепция просвещенного маркетинга - это философия маркетинга, согласно которой деятельность организации должна быть направлена на эффектное функционирование системы маркетинга в течение длительного периода времени исходя из следующих 5 принципов:

  1. Ориентация на потребителей.

  2. Использование инновационного маркетинга, согласно которому организация должна непрерывно совершенствовать продукты и методы маркетинга.

  3. Использование ценностного маркетинга (маркетинговая деятельность должна повышать ценностную значимость продукта для потребителя).

  4. Осознание общественной миссии организации.

  5. Исследование концепции социально-экономического маркетинга.

Само по себе наличие информации (пусть конкурентно способной или уникальной) не гарантирует автоматически ее успешной продажи. Для этого необходимо проведение ряда дополнительных мероприятий (маркетинговая подготовка). Комплексное изучение рынка и разработка на этой основе рыночной стратегии и тактики на определенный период находит конкретное воплощение в программе маркетинга - базовом документе, регулирующем деятельность каждой из подразделений фирмы, а так же координирующим их усилия в достижении общекорпоративной цели. Все важные компоненты программы составляют набор инструментов, с помощью которых концепция маркетинга реализуется с практической деятельностью. По мере коммерциализации информационной деятельности возникает информационный маркетинг.

Термин «информационный маркетинг» может быть использован в 2-х аспектах:

  1. Он означает использование принципов маркетинга в деятельности по коммерческому распространению информации ( маркетинг в информатике).

  2. Он воспринимается как информатика в маркетинге, т.е. информационное обеспечение маркетинговых работ при создании и продвижении на рынок соответствующих продуктов (необязательно информационных).

Между 2-мя этими аспектами есть определенная общность, т.е. при выборе информационных ресурсов пользователь должен применить те же приемы маркетинга, что и производитель ИПУ. Однако зачастую он не обладает достаточными навыками и знаниями в этой области. Поэтому разработку принципов и инструментов информационного маркетинга нельзя рассматривать как внутреннее дело организации, занимающихся коммерческим распространением информации.

Доведение этих принципов и инструментов до сведения пользователей - общая задача производителей ИПУ, т.к. способствуя повышению их квалификации и информационной культуры, а следовательно, и росту спроса на интерактивные услуги.

Основными элементами программы информационного маркетинга является:

  • анализ продуктов и рынка

  • формирование цен на информационные услуги

  • установление принципов взаимоотношений между различными организациями, участвующими в создании и эксплуатации ИПУ и их пользователями

  • рекламно-пропагандистская деятельность

  • контроль за выполнением программы маркетинга

Программа информационного маркетинга как внутренний документ регламентирует порядок проведения маркетинга в организациях, должна создать не только характеристику основных этапов, но и предусмотреть распределение обязанностей по их выполнению между различными структурными подразделениями. Для превращения субъекта маркетинга из организации, ориентирующейся на продукт, в организацию, ориентирующуюся на рынок, необходима тесная координация всех подразделений маркетинга с другими службами. Прежде всего с техническими службами, разрабатывающими и развивающими технологии коммерческого распространения информации. На реализацию программы маркетинга влияют следующие факторы:

  1. Программа маркетинга зависит от специфики товара, приобретенным пользователем. Каждая такая услуга может рассматриваться как отдельный товар, для которого характерно неограниченное и не всегда поддающаяся предварительному учету количество товаров. В результате основной задачей, решаемой с помощью информационного маркетинга, является не только привлечение как можно большого числа покупателей, но и продажа каждому из них максимального количества услуг в соответствии с их потребностями. Но требуется значительная работа о приближению предлагаемых услуг к информационным моделям пользователей и по поддержанию устойчивого спроса в течении всего периода продажи.

  2. Информационная деятельность до недавнего времени осуществляется в основном некоммерческими организациями. Поэтому программа информационного маркетинга должна учитывать что значительная часть пользователей не воспринимают предоставляемые им услуги как товар, а соответственно платить за них не собираются. Программа информационного маркетинга является новым доказательством для организации и маркетинговой службы психически не готовы к ее разработке.

  3. Индустрия интерактивных услуг находится под постоянным воздействием новых ИТ, относящихся как к развитию средств ВТ, так и совершенствованию конкурирующих способов распространения коммерческой информации.


4. Анализ продукта и рынка


Этот этап программы информационного маркетинга призван определить рыночную нишу для предлагаемых ИПУ через выявление потребностей пользователей и каждым должны соответствовать их функциональные параметры.


4.1. Основные требования, предъявляемые к параметрам, программным системам и информационным технологиям как к товару на рынке.


Программные средства, предназначенные для продажи, существенно отличаются от программных средств для собственного потребления тем, что оно разрабатывается для обработки множества набора данных с учетом конкретных целей самых разнообразных потребителей. Это ПС должно быть самым тщательным образом документировано, чтобы им могли пользоваться не только разработчики, но и широкий круг пользователей. Кроме того необходимо тестирование.

Программные изделия (ПИ) - программа на носителе данных, являющаяся продуктом промышленного производства.

Важнейшие свойства программ:

При разработке коммерческих программ основной задачей фирм разработчиков является обеспечение их успеха на рынке. Для этого необходимо, чтобы программы обладали соответствующими качественными характеристиками.

Качество продукции - совокупность свойств, обуславливающие ее способность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Характеристики качества программного изделия.




Тенденция развития программного обеспечения как товара на рынке


  1. Стандартизация

Во многих областях совместная работа различных производителей ПО приводит к стандартизации элементов интерфейса, формата данных и т.д. , что весьма удобно для пользователя. Это происходит прежде всего потому, что разработчики программ перенимают друг у друга удачные находки и приемы.

  1. Удобство пользовательского интерфейса.

  2. Увеличение мощности программ.


Подходы к определению жизненного цикла ПИ.

Как и любой товар, ПИ имеет совой жизненный цикл. В этом случае жизненный цикл ПИ заключившийся в результате его морального, а не функционального износа. ПИ морально устарело, если перестает удовлетворять актуальным требованиям, а дальнейшее его модификация невозможна или невыгодна. Существует несколько подходов к определению жизненного цикла ПИ. Наиболее распространенный содержит 3 этапа:

  1. Разработка.

  2. Использование.

  3. Сопровождение.

Фаза разработки начинается с анализа осуществимости проекта, а далее путем последовательных преобразований приходит к требуемой форме, доступной для реализации на ЭВМ. На этом этапе закладываются основные показатели качества. 50% стоимости и 32% затрат.

Фаза использования начинается, когда изделие передастся пользователю, находится в действии и используется эффективно. В фазе использования обычно используется обучение персонала, внедрение, использование и настройка.

Фаза сопровождения (фаза продолжающейся разработки) принимается во внимание с момента начала разработки с целью совершенствования в соответствии с потребностями пользователя. Процесс сопровождения идет параллельно процессу эксплуатации. Во время него выявляются и устраняются ошибки в программах и изменяются ее функциональные возможности.

Основные отличии ПИ от промышленного изделия.

  1. Невозможность разделить во времени и пространстве процесс разработки и процесс производства.

  2. ПС не имеют физического износа, обладая свойством фиксироваться на различных носителях. ПС не теряет и не меняет при этом свое содержание. Эта особенность позволяет организовать их тиражирование и многократное применение с минимальными техническими и временными затратами.

Экономическая эффективность ПИ

Экономический эффект - результат внедрения какого-то мероприятия, выраженный в стоимостной форме в виде экономии от его осуществления.

Для организации использующих ПИ основным источником экономии является улучшение показателей основной деятельности, сокращение расходов машинного времени и др. ресурсов на отладку и сдачу задач в эксплуатацию, увеличение объемов и сокращение сроков обработки информации, уменьшение численности персонала, снижение затрат на эксплуатационные материалы, повышение технического уровня качества и объемов вычислительных работ.

Коэффициент эффективности - отношение прироста прибыли, образующейся в результате эксплуатации к единовременным затратам.

Срок окупаемости - период времени, в течение которого произведенные затраты окупаются полученным эффектом.

Определение эффективности ПИ основано на принципах оценки экономического эффекта производства и использования в народном хозяйстве новой техники. На различных стадиях жизненного цикла ПИ в зависимости от целей расчета рассчитывается следующие виды экономического эффекта:

  • предварительный

  • потенциальный

  • гарантированный

  • фактический

Предварительный экономический эффект рассчитывается до выполнения разработки на основе данных технического предложения и прогнозов использования. Используется при планировании, разработке и внедрении.

Потенциальный экономический эффект рассчитывается по окончании разработки на основе доступных технико-экономических характеристик и прогнозных данных о максимальных объемах использования. Используется при оценке деятельности организации разработчика.

Гарантированный экономический эффект рассчитывается в виде эффекта для конкретного объекта внедрения и общего гарантированного внедрения по ряду объектов. Рассчитывается для конкретного объекта на основе данных об удельном эффекте от применения и годовом объеме используется. Рассчитывается при, оформлении договорных отношений между организацией разработчиком и организацией пользователем.

Общий гарантированный эффект по ряду объектов служит для разработки и утверждения экономики, обоснованной цены на программную продукцию, выбора варианта производства и внедрения ПИ.

Фактический экономический эффект рассчитывается на основе данных учета и сопоставления затрат и результатов при конкретных применениях. Используя для оценки деятельности организаций разрабатывающих, внедряющих и использующих ПИ, а так же для анализа эффективности функционирования и выработке технических предложений по усовершенствованию.


4.2. Анализ продуктов.

БД.


Для анализа продуктов используют 2 основных приема:

  • анализ существующих аналогов или собственно анализ продуктов

  • анализ спроса, где главным элементом является сегментация рынка

Основными функциональными параметрами БД являются содержательные и формальные характеристики, находящиеся в них информации.

Содержательные характеристики информации могут быть специфическими для интересующей нас информации и общими для всех видов информации. Специфические описывают конкретную тематику. Среди общих характеристик наибольший интерес представляют следующие:

  • отраслевой охват

  • территориальный охват

  • временной

  • объем информации

  • тип информации

  • актуализация

  • источники информации

Отраслевой охват БД указывает на предметные области, к которым относится информация БД, т.е. здесь сведения об отдельных отраслях (связь, с/х, медицина, производственная сфера, оборонная промышленность и т.д.)

Территориальный охват БД отражает принадлежность информации к стране, региону, области и т.д. В случае, если БД содержит информацию о большом количестве стран, считается, что она имеет интернациональный охват.

Временной охват БД (глубина ретроспективы) означает промежуток времени между самой старой и самой новой информацией.

Объем БД выражается количеством содержащихся в ней единиц информации (поле, динамический ряд, документ, страница).




30%


20%


10%



1 2 3 4 5

Диаграмма распределения зарубежных коммерческих БД

по типу информации (% к итогу)


Справочная информация:

  1. библиографические БД

  2. реферативные БД

Фактологическая (фактографическая) информация БД:

  1. полнотекстовая

  2. числовая

  3. табличная


Актуализация (обновление БД) отражает скорость поступления новой информации в БД, причем скорость характеризуется частотой поступления (ежедневно, еженедельно, ежеквартально и т.д.); интенсивностью (объем информации) и временным шагом между появлением информации и ее поступление в БД.

Основная характеристика источника информации - это название и статус производителя БД, т.е. организацией осуществляющих перевод данных в машиночитаемую форму и отвечающей за их актуализацию.

Мерой коммерческого успеха БД в идеальном случае является доход или прибыль, полученная в результате предоставления информационных услуг.

Формальные характеристики информации отражают форму ее представления в БД и тесно связаны с типом БД. Библиографические, полнотекстовые, реферативные содержат информацию в виде текста в БД. Табличные - численную информацию, а числовые - динамические ряды показателей.

Текст или текстово-числовая информация представляют в виде документов (записей с фиксированным набором полей). В целях стимулирования спроса необходимо учитывать следующие требования рынка в форме предоставления информации:

  1. Единообразие меток одиночных полей.

  2. Координирование информации для облегчения построения запроса на БД общепринятых классификаторов.

  1. Своевременное предоставление пользователю справочной информации о БД.


4.3. Анализ продуктов.

АБД.


АБД является система технических, информационных программ и других средств, предназначенных для решения различных задач в интересах пользователей.

К техническим средствам относятся host-ЭВМ, на которой установлен коммерческий автоматизированный банк данных, а так же телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее подключение ЭВМ к сетям передачи данных. В зависимости от характера информационного обеспечения и от используемых программных средств. В качестве host-ЭВМ могут быть использованы большие, средние и ПК. Основу АБД составляет его информационное и программное обеспечение.

Информационное обеспечение представлено в виде БД, а так же различной справочной информации, подсказок, тренировочных БД.

Ключевым звеном программных средств являются инфомационно-поисковые системы (ИПС), при помощи которых реализуются главная функция ПО: предоставление пользователю возможности поиска, анализа, выдачи информации из БД.

Существуют 3 основных вида выдачи информации:

  • ON-LINE

  • OFF-LINE

  • Избирательное распространение информации (ИРИ)

В режиме ON-LINE происходит отражение получаемой информации непосредственно на терминал пользователя. При наличии у пользователя соответствующего ПО информация может быть записана автоматически в память компьютера (если это не запрещено условиями контракта).

В режиме OFF-LINE на терминал выводится только данные о результатах поиска, но не сама найденная информация. Информация в последствии пересылается пользователю либо на бумажном, либо на техническом носителе, либо в виде файла по электронной почте. Преимущество этого режима по сравнению с ON-LINE состоит в снижении оплачиваемого времени сеанса, а недостаток - задержка в получении информации.

Режим ИРИ предполагает, что запрос пользователя помещается в специальный каталог АБД и автоматически обрабатывается. За хранение и обработку взимается дополнительная плата (происходит в случае обновления информации). Полученные данные предоставляются пользователю так же как в режиме OFF-LINE (закрытая линия). Кроме того, за использование соответствующих средств пользователь вносит дополнительную плату. Непосредственно разработка информационной поисковой системы является задачей специалиста по программированию. Тем не менее коммерческий характер банков данных требует, чтобы при выборе ИПС для покупке или аренды, учитывались маркетинговые соображения, в первую очередь требования к пользовательскому интерфейсу. Коммерческий характер банков данных предполагает так же обеспечение организационно-экономической поддержки пользователю, под которой понимается прежде всего их идентификация, своевременное выставление счета и контроль за оплатой.


4.4. Сегментация рынка


Сегментация заключается в выделении нескольких групп пользователей (сегментов) в зависимости от характера их спроса на информационные услуги.

Основные причины сегментации рынка:

  1. Каждый рыночный сегмент характеризуется своим типом спроса, который необходимо анализировать до предложения информационных услуг.

  2. Рыночные сегменты в отношении которых сложно сформулировать отчетливые характеристики, менее доступные для охвата информационными услугами.

  3. Ориентация на определенные рыночные сегменты более перспективна, чем ориентация на рынок вообще. Сегментация наиболее эффективна, когда опирается на анализ конкретного рынка. Например, по результатам комм. эксплуатации банков данных. Редко этот анализ возможен и на стадии разработки.

Если нет никаких данных, единственный выход – воспользоваться априорными предположениями, основанными на основных рыночных тенденциях. При этом известный маркетолог вывел ряд правил при проведении сегментации рынка:

Правило №1 : Любая, сколько угодно сильная информационная потребность удовлетворения в большинстве случаев простейшим способом без учета необходимых для этого времени и денег. Поэтому потребители информации не всегда склонны становиться пользователями АБД.

Правило №2 : Если у потребителя информации уже сформировались определенные навыки ее сбора, то их почти невозможно изменить даже при условии значительных маркетинговых затрат.

Правило №3 : Проведение интерактивного поиска в организации осуществляется не теми, кому нужна эта информация, поскольку поиск перекладывается на ниже стоящие подразделения.

Правило №4 : Нецелесообразно охватывать маркетингом организацию не располагающую необходимым оборудованием и не имеющую желание платить за информацию.

Правило №5 : Пользователь не всегда обладает достаточной квалификацией, необходимой для получения нужной ему информации.

Правило №6 Пользователь не всегда может ясно сформулировать свои требования к интегрированному поиску и поэтому свой отказ обосновывает не самыми главными доводами, а теми, которые ему легче всего объяснить.

По результатам сегментации рынка принимается решения, касающиеся характеристик БД, пользовательского интерфейса, ценовой политики и методов продвижения услуг на рынок. Наиболее важными критериями при выделении групп потребителей является их профессиональная (отраслевая) принадлежность, наличие опыта работы в интерактивном режиме, так же характер информационной деятельности.

Сегментация по профессиональной принадлежности связана с тематикой информации. Например, статистической информацией пользуются исследователи аналитики, финансовые работники, консультанты. Библиографической – научные организации, библиотеки, орг. центры. Юридической – юридические организации. Патентной – патентоведы и т.д.

Опыт работы в интерактивном режиме в большей степени зависит от характера информационной деятельности. По характеру информационной деятельности пользователи делятся на промежуточных и конечных.

Промежуточные пользователи ( информационные посредники ) проводят информационный поиск по заказу клиентов за их счет.

Конечные пользователи работают для удовлетворения собственных информационных потребностей за «свои деньги».

Как правило посредники являются профессионалами, обладая большим опытом работы, большими навыками. Современный рынок информационных услуг прежде всего ориентирован на посредников. Которые составляют наиболее крупный по экономической отдачи сегмент, хотя по численности не велик.

Необходимо поставщику ИПУ обращать внимание на более обширный и недостаточно охваченный сегмент рынка конечных пользователей.

Сегментация и ценовая политика.

Соотношение между спросом и ценой на информационные услуги устанавливаются при помощи показателей эластичности спроса по цене, который определяет на сколько процентов уменьшается спрос при увеличении цены на 1%. Высокая эластичность означает, что при завышении цены спрос уменьшается, что приводит к сокращению дохода.

Эластичность спроса по ценам достаточно высока, в соответствии с чем цены рассматривались как барьер, препятствующий интерактивному поиску. Однако это справедливо только тогда, когда расходы по оплате несут сами пользователи. Как показала сегментация рынка большинство пользователей – это коммерческие структуры или информационные посредники, которые либо закладывают затраты на проведение поиска в расходные статьи своих смет, либо перекладывают их на конечных пользователей информации. В результате подобной практики складывается относительно низкая эластичность спроса по ценам. Т.о. ориентация на определенные рыночные сегменты с низкой эластичностью спроса способствует устранению неопределенности спроса, связанной с установлением цен.


4.5. Количественная оценка спроса.


Для определения цен на информационные услуги и для анализа перспектив коммерческой эксплуатации необходима количественная оценка спроса. В то же время она сама зависит от принятой структуры цен. Каждой конкретной структуре цен соответствует своя система показателей спроса. Если предполагается взимание подписной платы, то спрос измеряется числом подписчиков. В случае, когда единственным тарифом является цена часа подсоединении, спрос выражается временем работы пользователя. При наиболее распространенной структуре , включающей цену часа подсоединения, цену получения единицы информации и цену подписки спрос определяется количеством потенциальных пользователей, средним временем работы одного пользователя и средним количеством информации, получаемой пользователем за час работы. Некоторые показатели характеризуют структуру условного сеанса, определяемую скоростью передачи данных, средним объемом единицы информации, быстродействием, средним опытом работы пользователей. Такие показатели считаются техническими константами, независящими от спроса. Основными методами их нахождения являются расчеты, эксперименты и анализ публикаций. В ходе расчетов вычисляется количество единиц информации, которая м.б. получена пользователем за час работы или за условный сеанс путем деления скорости передачи данных на средний объем единицы информации. Следует учитывать, что скорость передачи данных обычно отражает максимальную пропускную способность каналов без учета их реальной загруженности и быстродействия. Более достоверную информацию о реальной скорости передачи данных дают эксперименты. Другая часть показателей спроса отражает потребность в интерактивных услугах и может быть представлена общим количеством условных проведенных сеансов или средним количеством условных сеансов, проведенных одним пользователем или их общим количеством. Такие данные берутся обычно из публикаций.

В конце 70х использование 1 БД - 1000 часов в год.

Начало 80х - - 1000 часов в месяц.

Середина 80х - - 5-10 поисков в месяц.

Сейчас - - достаточно 1-3 сеансов в год.

Прогнозирование общего количества пользователей – это наиболее сложный элемент оценки спроса. Для решения данной задачи обычно используются персональный анализ пользователей на основе их групп, выявленных в результате сегментации.

Любая количественная оценка спроса – это достаточно условная величина.