Реферат: Предмет конституционного права Российской Федерации

Название: Предмет конституционного права Российской Федерации
Раздел: Рефераты по юриспруденции
Тип: реферат

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Нижегородский юридический институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -

ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Нижний Новгород 1995

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и предмет конституционного права Российской Феде­рации и ее место в системе российского права...................

2. Конституционное право России как юридическая наука: ее развитие, понятие и предмет....................................

3. Источники конституционного права России................

4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты .......................................................

5. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и осо­бенности.......................................................

6. Конституционное право Российской Федерации как учебная дисциплина.....................................................

1.Понятие и предмет Конституционного права Российской Феде­рации и её место в системе российского права.

Из общей теории права известно , что единая система права в любой стране объединяет различные отрасли права .Среди основных и профилирующих отраслей системы права (наряду с уголовным , граж­данским и др.) особое место занимает конституционное(государс­твенное) право.

Для того,чтобы выяснить понятие , предмет , метод , место конституционного права в системе российского права ,необходи­мо,как и при исследовании любого общественного явления,выявить сущность,специфику,соотношение названий рассматриваемой отрасли права Российской Федерации.

Дискуссия о конституционном или государственном праве восхо­дит к началу 18 века.Это - спор между защитниками государственно­го права как выражения неограниченной,преимущественно монархи­ческой власти государства,с одной стороны,и сторонниками консти­туционного права как демократического ограничения государственно­го произвола с помощью конституции - с другой.

Государственное или конституционное право - этот вопрос был объектом научного спора в досоветской государственно - правовой литературе (1),являлся дискуссионным в советском государствоведе­нии. В 60-х годах нынешнего столетия в СССР возобновилась дискус­сия о предмете государственного (конституционного)права.Авторы данных основных концепций - В.Коток и А.Лепешкин - отстаивали про-

тивоположные подходы к определению предмета этой отрасли права и

науки. В.Ф.Коток защищал позицию широкого понимания государствен­ного права,отождествляя государственно-правовое регулирование с конституционным регулированием.Эта точка зрения была уязвимой в том отношении,что предмет государственного (конституционного)пра­ва не является узко-юридическим. А.И.Лепешкин включал в предмет государственного права те отношения,которые связаны с осуществле­нием государственной власти,то есть конституционное регулирова­ние,по его мнению,включает нормы права,политики (2).В дальней­шем,выяснению специфики предмета регулирования государственного (конституционного)права как особой отрасли права было посвящено

множество исследований,где высказывались различные взгляды.В те­чение 60-х,70-х годов эти различия в основном приняли форму поле­мики сторонников "конституционного" и "государственного" пра­ва.Причем в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о предмете данной отрасли права,но и о её названии.Не­которые сторонники переименования государственного права в консти-

туционное считали,что название не имеет существенного значения (3).Другие,напротив,полагали,что данный вопрос имеет принципиаль­ный характер(4). Они ссылались,в частности,на то,что всякое право есть система норм,установленных или санкционированных государс­твом,и в этом смысле государственное.Говорилось также о целесооб­разности разделения государственного и конституционного права и об образовании отдельных дисциплин (5).

Вопрос о названии рассматриваемой отрасли не решён и сегод­ня.Существуют различные названия учебных курсов,учебников и учеб­ных пособий,кафедр ВУЗов и подразделений научных заведений.

Приобретая характер "вечной",данная проблема по мнению

Н.А.Богдановой связана,во-первых,с различными подходами к объёму правового регулирования рассматриваемой отрасли права и,во-вторых с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристи­ки отрасли и науки существенных сторон общественного и государс­твенного строя.Кроме того,в качестве аргумента в споре приводится такой формальный момент,как отражение в наименовании отрасли наз­вания её основного источника.В определенной степени исторические и правовые традиции играют роль в выборе имени отрасли и нау­ки: государственное или конституционное (6).

При обсуждении актуальных проблем науки конституционного права в Институте законодательства и сравнительного правоведения центральное место в дискуссии занял вопрос о понятии конституци­онного права и названии отрасли.В частности В.А.Кикоть отме­тил,что конституционное право не синоним и не новый этап развития государственного права. По мнению В.А.Кикотя,спор о конституцион­ном или государственном праве становится терминологическим и те­ряет значение,когда цивилизованное государство становится демок­ратическим,социальным.Он высказался за выделение из государствен­ного конституционного права как самостоятельной отрасли.

Профессор Н.А.Михалёва,полемизируя с В.А.Кикотем,показала идентичность объекта правового регулирования,структуры норм и системы институтов государственного и конституционного права,видя в этом беспочвенность и бесперспективность отделения от государс­твенного права конституционного.Даже,она отметила,что дробление государственного права обесценит его содержание,которое в услови­ях демократизации государства и общества существенно меняется,гу­манизируется,утрачивает идеологическую окраску.Конституционное регулирование было и остаётся органической составной частью госу­дарственно - правового регулирования.

Профессор И.П.Ильинский видит разницу между конституционным и государственным правом в том,что конституционное право вбирает в себя нормы,относящиеся к разным отраслям права.Он считает ма­лопродуктивным возобновлять спор о государственном или консти­туционном праве (7).

Итак,мнения о названии рассматриваемой отрасли раздели­лись,впрочем также,как в недалёком прошлом.В каждом из рассужде­ний есть свои рациональные посылки.На наш взгляд,удачный выход из создавшейся проблемы находит Н.А.Богданова,отмечая,что оценочный подход позволяет отразить в названии отрасли и науки не только формальную,но и содержательную сторону предмета регулирования и исследования.Развитое конституционное право Н.А.Богданова видит лишь в конституционном государстве,являющимся реальным воплощени­ем государства правового.Далее делается вывод :"Качественные признаки демократического государства определяют название отрас­ли,занимающей ведущее место в его правовой системе,а конституци­онное право представляет собой особый качественный этап в разви­тии государственного права" (8).

В зарубежной практике называется ещё один аргумент в выборе названия рассматриваемой отрасли - формальное и фактическое опре­деление приоритета во взаимосвязи государства и права (9).Если первенствующая роль признаётся за государство,то соответствующая отрасль должна называться государственным правом.Нормативное же закрепление идеи правового государства,подчинения государства праву,верховенство конституции и закона,последовательное обеспе­чение этих юридических провозглашений отражаются в наименовании отрасли - "конституционное право".

Сегодня лишь небольшая группа стран пользуется термином "го­сударственное право",подавляющее же их большинство обозначает ос­новопологающую отрасль системы права термином "конституционное право".

Конечно,для Российской Федерации в современный период назва­нии отрасли "Конституционное право России" является в определен­ной степени условным,что объясняется незавершенностью конституци­онной реформы,а именно :сложностью воплощения объявленных на выс­шем правовом уровне - в Конституции РФ 1993 года демократических начал в государственную практику (10).Вместе с тем,поддерживая многих учёных,также рассчитывая на перспективу демократических преобразований,способных обеспечить стабильность конституционного строя России,термин "российское конституционное право" вполне обоснован,его допустимо и целесообразно использовать в наимено­вании соответствующих отрасли,науки,учебных курсов.

Итак,что же собой представляет конституционное право Рос­сийской Федерации ? Чем отличается от других отраслей права ?

Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования,кото­рый является первоначальным и основным критерием деления системы права на отрасли.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения,регулируемые правом,а также те виды и уровни деятельности,которые объективно требуют правового регулирования (11) или те общественные отношения,кото­рые подвергаются правовому регулированию (12).

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового

(конституционного) регулирования,то есть теми специфическими об­щественными отношениями,которые регулируются его нормами.В наибо­лее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения,которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлени­ем,осуществлением,передачей государственной власти в различных формах;установлением пределов государственной власти;гарантирова­нием прав и свобод человека и гражданина.Это отношения между че­ловеком,обществом и государством и основополагающие отношения,оп­ределяющие устройство государства и его функционирование.

Из вышеотмеченного можно выделить следующие конкретные груп­пы общественных отношений,которые входят в предмет конституцион­ного права Российской Федерации:

1.Общественные отношения,вытекающие из основ конституционно­го строя Российской Федерации.

Эти отношения характеризуются тем,что содержат:

1) главные принципы общества и государства;

2) механизм реализации власти многонационального народа Рос­сийской Федерации;

3) основы социальной политики Российской Федерации;

4) основы экономической системы России;

5) основы политической системы Российской Федерации.

2.Общественные отношения,вытекающие из основ правового ста­туса личности.

Конституционные нормы регулируют отношения,связанные:

1) с принципами правового статуса человека и гражданина;

2) с гражданством Российской Федерации;

3) с основными правами,свободами и обязанностями человека и гражданина Российской Федерации;

4) с юридическими гарантиями по обеспечению основных прав и свобод.

3.Общественные отношения,вытекающие из федеративного уст­ройства России.

Здесь,общественные отношения характеризуют:

1) структуру Российского государства;

2) статус и компетенцию России и субъектов Российской Феде­рации;

3) государственные символы России;

4) систему органов исполнительной власти "по горизонтали" (центр - регионы).

4.Общественные отношения,выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправ­ления в Российской Федерации.

Эти отношения характеризуются тем,что содержат:

1) принципы выборов Президента Российской Федерации;его ста­тус и компетенцию;порядок отрешения от должности;

2) механизм формирования парламента России - Федерального Собрания;полномочия его палат:Совета Федераций и Государственной Думы;процедуру принятия законов;

3) механизм формирования Правительства Российской Федера­ции;его компетенцию и ответственность;

4) структуру и принципы деятельности судебной власти;

5) принцип формирования и деятельности местного самоуправле­ния в России.

Представляется,что обозначенные группы общественных отноше­ний являются наиболее важными составляющими предметом конституци­онного регулирования.

Содержание коституционно-правовых отношений,их особенности и виды будут рассмотрены в последующих вопросах лекции.Кроме того, современная политическая и экономическая системы усложнились и будут развиваться дальше,что повлечёт за собой расширение предме­та конституционного регулирования.

Следующим отличительным признаком каждой отрасли права явля­ется её метод.

Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приёмов,способов юридического воздействия на специальную область общественных отношений (13).

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования,под которыми понимается совокупность при­ёмов,средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений,на весь комплекс социальных яв­лений,образующих предмет данной отрасли права.Специфика общест­венных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами.Регулируя общественные отношения,упорядочивая их развитие,законодатель избирает такие приёмы и способы,с помощью которых осуществляется наиболее эффек­тивное правовое воздействие на общественные отношения.

Политическая практика является критерием истинности многих конституционных установлений.Политический фактор преобладает в конституционном праве,здесь,по сравнению с иными отраслями,он на­иболее выражен.В этом одна из особенностей метода данной отрасли права.Вторая его существенная сторона состоит в широком использо­вании приёмов и средств типичных для нравственного регулирова­ния,для воздействия на поведение участников общественных отноше­ний норм морали (14).Как и каждая отрасль,конституционное право содержит универсальные способы воздействия на общественные отно­шения,а именно:возложение обязанностей,запрет,дозволение.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания.Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права:"Ор­ганы государственной власти,органы местного самоуправления,дол­жностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию Российской Федерации и законы"(часть 2 статьи 15 Конститу­ции РФ);"Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"(ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы:"Никто не мо может присваивать власть в Российской Федера­ции"(часть 4 статьи 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и метод дозволения:"Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации"(часть 2 статьи 27 Конституции РФ);"Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при усло­вии предварительного и равноценного возмещения"(часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Итак,конституционное право использует разнообразные приё­мы,средства ,формы воздействия на общественные отношения,ибо раз­личны сами эти отношения,что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права.

Его суть - в сочетании и взаимопроникновении приёмов и спо­собов воздействия на общественные отношения,типичных для полити­ческого,нравственного и правового регулирования (15).

Выявив предмет и метод конституционного права,раскрыв его существенные качества,можно сформулировать наиболее общее опреде­ление данной отрасли права.

Конституционное право России - это основополагающая(базовая) отрасль всей системы права Российской Федерации,представляющая собой систему правовых норм,регулирующих основы конституционного строя,основы правового статуса личности,федеративное устройс­тво,основы организации и деятельности системы органов государс­твенной власти и органов местного самоуправления.

Это наиболее общая дефиниция,охватывающая самые важные объ­екты регулирования.Из определения видно,что оно оставляет без внимания некоторые более частные предметы (государственный язык,государственные символы,порядок внесения поправок в Консти­туцию РФ),хотя,конечно,и им могло бы найтись место.

В отечественной и зарубежной юридической литературе можно встретить более краткие определения,дававшиеся конституционному (государственному) праву.Они тоже имеют право на существова­ние,хотя,многие из них содержат формальную оценку рассматриваемой отрасли (16).

Почему же конституционное право называют основополагающей отраслью ?

В первую очередь из-за особенностей регулируемых им общест­венных отношений.Конституционные правоотношения составляют начало для всех иных отношений,регулируемых другими отраслями права,так как именно в них закреплены основы устройства общества и госу­дарства,основные права,свободы и обязанности граждан,так как они предопределяют многие сферы общественного развития.

Все отрасли права основываются на закреплённых конституцион­ным правом принципах организации системы власти,компетенции и ос­новных началах деятельности органов государства,выступающих субъ­ектами всех отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли правовой системы обусловлены и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, орга­ны их издающие, соотношение их юридической силы.

Нормы конституционного права образуют наиболее важные (базо­вые) институты системы права, они являются определяющими для регу­лирования общественных отношений всеми другими отраслями права, которые исходят из принципов,закреплённых в конституционном праве.

Так нормы конституционного права России (ст.ст.77,78,гл.6 Конституции РФ),определяя систему органов исполнительной влас­ти,их правовой статус,компетенцию,устанавливают основные начала для административного права.

Для трудового права исходными положениями будут являться та­кие нормы конституционного права как:ст.ст. 7,37 Конституции РФ.

Закрепляя формы собственности (ч.2 ст.8;ч.2 ст.9 Конституции РФ),права собственника (ст.ст.34,35,36, Конституции РФ),принципы хозяйствования (ч.1 ст.8;ч.2 ст.34 Конституции РФ) - КЕонституци­онное право закладывает основы для гражданского,уголовного,зе­мельного права.

Определяя основы бюджетной системы России,системы налогов (ст.ст.57,75 Конституции РФ),нормы конституционного права предоп­ределяют основы финансового права.

Устанавливая систему органов судебной власти,конституционные принципы правосудия (гл.7 Конституции РФ),права граждан в сфере судопроизводства (ст.ст. 20,21,22,46,47 Конституции РФ и др.) - конституционное право содержит исходные начала для уголовного права,уголовно-процессуального права и др. отраслей.

Конституционное право тесно взаимодействует с другими от­раслями не только посредством установления основополагающих прин-

ципов,определяющих общую целенаправленность правового регулирова­ния/основ отношений,обязательных для всего права,но и в процессе реализации конституционно-правовых норм.Так,конституционно-право­вые нормы,закрепляющие права человека и гражданина,порождают от­ношения между государством и личностью.Реализуя же конкретным че­ловеком любого конституционного права порождает правоотношения другой отраслевой принадлежности:административно-правовые,трудо­вые,гражданские,финансовые и т.д.

Особое значение на современном этапе приобретает взаимоотно­шение конституционного права с международным правом.Значительные новшества внесли в Конституцию РФ 1993 года в части соотношения международного права с внутригосударственным правом.Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ,общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.Соответственно закреплено:"если между­народным договором РФ установлены иные правила,чем предусмотрен­ные законом,то применяются правила международного договора".Здесь следует иметь в виду,что статья 15 Конституции отнесена к числу положений,составляющих основы конституционного строя,и соответс­твенно возможность её изменения на перспективу крайне проблема­тична.

Отсылка к международным договорам и общепризнанным нормам международного права содержится и в ряде других конституционных статей.Так,гл.2 "Права и свободы человека и гражданина" открыва­ется положением о том,что в Российской Федерации признаются и га­рантируются права и свободы человека и гражданина согласно общеп­ризнанным принципам и нормам международного права и в соответс­твии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17).В этой же главе отсылка к международным содержится также в ст.62 и ст.63,регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежища иност­ранным гражданам и лицам без гражданства.

Центральное место конституционного права в системе российс­кого права не следует понимать в том смысле,что оно включает,объ­единяет все отрасли права.Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы,с которыми и согласуются многочисленные нормы,составляю­щие ту или иную отрасль права.

Вместе с тем,в научной литературе в большей или меньшей сте­пени допускается тенденция к преувелечению значения либо консти­туционного законодательства,либо отраслевого.Некоторые учёные пра-

вильно предостерегают,что необходимо использовать правильное,т.е.

взвешенное,представление об их взаимоотношениях.Конституция,как и

нормы других отраслей,составляют лишь часть единой системы.Поэто­му суждение об институтах конституционного права и об институтах различных отраслей права можно сделать лишь на основании их обоб­щённого анализа (17).

Завершая краткий анализ взаимоотношения конституционного права с иными отраслями,необходимо подчеркнуть,что это широкая и многозначная тема.Были рассмотрены лишь некоторые вопросы на при-

мере гражданского,уголовного,уголовно-процессуального,и иных от­раслей.Но и на их основе можно сделать общий вывод о том,положе­ния конституционного права развиваются и конкретизируются другими отраслями,а последние в свою очередь идеи и принципы из конститу­ционного права.

2. Конституционное право России как юридическая наука: ее развитие,понятие и предмет

Конституционное право - это не только отрасль права,но и на­ука.Слово "наука" означает знание,под которым понимается досто­верные сведения о материальных и духовных явлениях,их верное от­ражение в сознании людей.

Исторически произошло так,что в отличие,например,от науки гражданского или уголовного права,наука государственного (консти­туционного) права сложилась как самостоятельная научная дисципли­на лишь в условиях буржуазного строя,примерно в середине 19 ве­ка,и на рубеже,20 века.Причины этого объяснить нетрудно.Наука го­сударственного права стала возможной и необходимой лишь тог­да,когда правовое регулирование форм и способов осуществления власти в государстве,т.е. структуры,образование и деятельности органов,достигло известного развития.

Необходимо было,чтобы сложилась более или менее значительная система правовых норм регулирующих данную сферу отношений,чтобы в связи с этим в практике возникли вопросы,требующие юридически обоснованного разрешения,а не просто произвольного разрешения то­го или иного наделённого властью лица.

Как образно заметил один из русских (дореволюционных) учёных

В.М.Гессен:"до тех пор,пока монарх может о себе сказать "госу­дарство - это я" - науки государственного (конституционного) пра­ва нет и не может быть места" (1).

Российский конституционализм до октября 1917 года знал раз­личные периоды.Это и дворянский конституционализм 18 века,яркими представителем которого был граф Н.И.Ланин и идеи российских просветителей того же времени:С.Е.Десницкого,Д.Н.Фонвизи­на,Н.И.Новикова.

Особое место в политической истории страны занимают А.Н.Ра- Чернышевский.Известен и правительственный конституционализм в царствование Александра 1 и Александра 2,проект конституции

М.Т.Лорис-Меликова.

Глубоко и последовательно конституционные идеи развивались декабристами.Ими были подготовлены проекты Основного Закона,пре­дусматривающие республиканскую форму правления (2).

Между тем понятие "констиуционное право" широко использова­лось правоведами России в начале 20 века.Профессор М.Ковалевский

читал курс конституционного права в Петербургском университете и

Политехническом институте,был автором двух учебных курсов консти­туционного права.Профессор А.Алексеев широко использовал термин "конституционное право",предложил ряд его оригинальных определений

(3).

Конституционные идеи не были чужды виднейшему правоведу сво­его времени М.М.Сперанскому.В канун Октябрьской революции 1917 года партия кадетов (конституционалистов-демократов) имела наме­рения утвердить в России конституционную монархию.

Российский конституционализм испытывал влияние взглядов

К.Маркса,Ф.Энгельса,Д.Лассаля.Их идеи были восприняты и развиты

Г.В.Плехановым,В.И.Лениным.

Социалистическое государственное (конституционное) пра-

во,сложившаяся впервые в Советской России,формировалось под воз­действием совершенно иного мировоззрения.

Идеология рабочего класса,трудящихся,проникнутая борьбой за коренное переустройство общества на социалистических началах,ока­зала величайшее воздействие на предмет конституционного регулиро­вания,обусловила новый подход к его изучению.

Социалистические констиуции не могли ограничиться по тради­ции,шедшей от времени борьбы против феодального абсолютизма,толь­ко закреплением взаимоотношений власти и личности,системы органов государства.

В условиях социалистической революции речь шла о создании принципиального нового строя,ещё неизвестного истории человечест­ва.Поэтому закрепление основ нового общественного порядка,перс­пектив его развития,стало одной из главных особенностей предмета регулирования социалистических конституций (4).

После октября 1917 года конституционализм в России становит­ся государственной политикой.Идеи констиуции формируются высшим партийным и государственным руководством страны.Появляется немало научных работ,посвящённых конституционным проблемам.Но после 1922 года Россия утрачивает способность самой определять свой Основной Закон,т.к. она становится субъектом СССР.Её Конституции 1937 и 1978 годов были почти буквальным повторением союзной констиуции с небольшими модификациями в национально-государственном и адми­нистративно-территориальном устройстве,составе высших органов Российской Федерации.

Наука советского конституционного (государственного) права интенсивно развивалась в 60-е годы.Разрабатывались новые теорети­ческие и прикладные проблемы,уточнялась терминология (5).Важный вклад в исследование государственно-правовой проблематики внесли

А.Денисов,Д.Златопольский,А.Ким,М.Кириченко,В.Копейчиков,В.Ко­ток,А.Мишин,А.Мицкевич,В.Пертцик,С.Русинова,Ю.Судницын,Н.Фарбе­ров,М.Шафир,Б.Щетинин и другие советские учёные-государствоведы.

Было положено начало изданию периодических сборников по проблемам конституционного права (6).Впоследствии проблематика конституционного (государственного) права продолжала расширяться.

Большую роль в истории науки конституционного права сыграл профессор Московского университета Н.Я.Куприц.Его статьи и книги по данной проблематике важны для понимания и сегодняшних констиу­ционных процессов (7).

С провозглашением 12 июня 1990 года государственного сувере­нитета России,начался новый этап её собственной конституционой ис­тории.

В Российской Федерации,с принятием Конституции 1993 года на­чинает оформляться новая конституционная доктрина,как система конституционно-правовых ценностей,взглядов на организацию общест­ва и государства.

Что же собой представляет сегодня наука конституционного права,каков её предмет и метод ?

Общеизвестно,что в наиболее общем виде науки делятся на ес­тественные и общественные (или гуманитарные).Среди общественных наук выделяются юридические,которые в свою очередь подразделяются на общетеоретические,государствоведческие,цивилистические и кри­миналистические.

Наука конституционного права входит в группу государствовед­ческих наук.В то же время это отраслевая наука,так как ей соот­ветствует и она издаёт отрасль в системе российского права.

В то же время,предметы российского конституционного права как отрасли и как науки не совпадают,они не являются тождествен­ными.Предметом конституционного права как науки является соот­ветствующая отрасль права.Наука издаёт отрасль,которая,представ­ляя собой систему действующих правовых норм,регулирует и охраняет определённые общественные отношения.

В рамках юридической науки происходит освоение правовой действительности,её анализ.Всё,что связано с правом,его формиро­ванием и воздействием на поведение человека,всё,что имеет право­вую окраску,составляет предмет юридической науки (8).Таким обра­зом,то,что изучает наука конституционного права,является её пред­метом.

Итак, наука конституционного права изучает:

- общественные отношения, составляющие предмет расматривае­мой отрасли;

- закономерности развития конституционного права как отрасли права;

- характерные черты и особенности для конституционного права;

- содержание конституционно-правовых норм и институтов, ме­ханизм их действия и практику реализации;

- конституционные идей и категории, процесс их разработки и формирования;

- характер взаимодействия конституционно-правовых норм с нормами и институтами других отраслей права.

Кроме того, наука конституционного права, изучая практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, стремиться постичь закономерности их развития и дает обоснованные рекоменда­ции о замене устаревших норм новыми. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционно­го права, условия, влияющие на их эволюцию, то есть наука изучает и сама себя.

За последние годы наука конституционного права обращена к изучению опыта других стран с целью выявления общих тенденций и закономерностей развития конституционного права в современном ми­ре, чтобы соответствующим образом использовать удачные конститу­ционно-правовые решения, найденные в этих странах, либо избежать допущенных там ошибок.

Сегодня в Российской Федерации перед наукой конституционного права стоят очень важные задачи и нерешенные проблемы в различных направлениях исследования. Они в последнее время занимают цент­ральное место в дискуссиях на круглых столах, конференциях, в

научной литературе. Наиболее з из них являются следующие.

Многие ученые отмечают, что ведущим разделом науки конститу­ционного права должно стать учение о конституции. Особую актуаль­ность приобретает вопрос о компромисности основного закона. Нау­ка больше внимания должна уделять проблемам теории конституции и практике ее реализации.

Важное значение в науке имеет проблематика национально-госу­даственного устройства. Задачей науки конституционного права яв­ляется исследование основ организации и деятельности системы ор­ганов власти и управления, отдельных звеньев этой системы, орга­низационно-правовых форм взаимоотношения между ними; избиратель­ное законодательство; институт общественных объединений и др.

К числу приоритетных направлений исследования конституцион­но-правовых институтов относятся: организация и функционирование конституционного правосудия в форме конституционного суда, пар­тийных механизмов, их роль в принятии политических решений; влия­ние конституционно-правовых предметов на действие конституционных институтов; психологические и политические аспекты правопримени­тельной конституционно-правовой практики; соотношение федерально­го конституционного права и конституционного права субъектов Рос­сийской Федерации и др.

Для развития как отраслей правовой науки, так и преподавания соответствующих учебных курсов, необходимо овладеть новым консти­туционным понятийным аппаратом, используемой действующей Консти­туцией терминологией, ее структурой, т.е. характером размещения в ней главных, комплексных институтов, понять особенности каждого из них. Действительно, Конституция 1993 г. в данном плане сущест­венно отличается от прежних совместных конституций, на основе ко­торых разрабатывалось отраслевое законодательство и формировалась наука. Теперь в фундаменте новой Конституции лежат другие ценнос­ти, другие понятия и категории. В соответствии с их характером будут и должны формироваться научные понятия и правовые институты всех отраслей.

Нельзя не заметить, что конституционно-правовая наука начи­нает глубже изучать политологические аспекты конституционных инс­титутов. Происходит постепенная интеграция знаний в области конс­титуционного права и политики. С учетом этого и ранее обозначен­ных особенностей, наука конституционного права в Российской Феде­рации обещает быть многослойной и постоянно обновляющейся.

Итак, то, что изучает наука, является ее предметом, то, как она исследует свой предмет, составляет ее метод.

Наука конституционного права использует различные методы, то есть способы исследования и изложения материала.

Общим методом выступают философские и исторические знания. Частные методы - это сравнительный (ко), нормативно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др.

Как и в других юридических науках, в конституционном праве применяется метод формально-логического анализа, необходимый для

уяснения содержания исследуемого нормативного материала. Установ­ление социальной эффективности конституционно-правовых решений немыслимо без основательных социологических исследований, изуче­ния статистики. Адекватная постановка исследовательских задач и выбор пути из решения требует применения системного анализа и системного подхода.

Представляется, если российская наука конституционного права сможет успешно решать поставленные перед ней задачи, то она смо­жет занять достойное место в мировой конституционно-правовой нау­ке.

3. Источники конституционного права

В общей теории права принято различать источники права в за­висимости от смыслового выражения . А именно : а) источник права в материальном смысле ; б) источник права в идеальном смысле ;

в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются общественные отношения . Под источником права в идеальном смысле понимают пра­вовое сознание . Когда же говорят об источниках права в юридичес­ком смысле , то имеют ввиду различные формы (способы) выражения , объективизации правовых норм.

Иными словами , под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения , объективизации нормативной государс­твенной воли .

Под источником конституционного права обычно понимают форму бытия общих правил поведения (внешнюю форму их выражения) , регу­лирующих отношения государственно-правового (конституционного) характера .

Под источником конституционного права в юридическом (фор­мальном) смысле понимаются те формы , в которых находят свое вы­ражение конституционно-правовые нормы .

Почти все источники конституционного права неразрывно связа­ны с государством , поскольку чаще всего возникают как результат правотворческой деятельности государственных органов или участия последних в договорном процессе и чрезвычайно редко - когда обще­обязательное правило появляется вне прямой государственной регла­ментации (акт референдума ) .

Систему источников конституционного права составляют:

1. Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ 1993г. является первостепенным источником конституционного права , и каждой правовой отрасли в отдельнос­ти . Ее характерной чертой является то , что она регулирует важ­нейшие общественные отношения между человеком , обществом , госу­дарством ; закрепляет основы конституционного строя , провозгла­шает основные права , свободы и обязанности человека и граждани­на, устанавливает принципы федеративного устройства , а также принципы организации и деятельности органов государственной влас­ти и местного самоуправления . " Конституция РФ , - провозглаша­ется в ст.15 , - имеет высшую юридическую силу , прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации ". Консти­туция является основным источником , но не единственным , пос­кольку для полной реализации всех ее положений необходимы более детальные нормативные правовые акты , которые устанавливали бы дополнительные юридические , политические , социально-экономичес­кие и организационные механизмы осуществления конституционных ос­нов . К этим нормативным правовым актам можно отнести такие ис­точники , как :

2. Феральные конституционные законы.

В ч. 1 ст.108 Конституции РФ провозглашено , что "федераль­ные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотрен­ными Конституцией РФ" . Из этого следует , что исчерпывающий пе­речень федеральных конституционных законов дан в самой Конститу­ции . Любое дополнение этого перечня возможно лишь путем измене­ния Конституции . В ч.2 ст.108 Конституции РФ установлен особый порядок их принятия . Они считаются принятыми , если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы . Такому жесткому порядку принятия федеральных конституционных законов корреспондирует важность вопросов , по которым они должны издаваться . К их числу относятся : об услови­ях и порядке введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях (ст.56) ; о при­нятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта (ч.2 ст.65) ; об уполномоченном по правам человека (п."д" ст.103) ; о полномочиях , порядке образования и деятель­ности Конституционного Суда РФ (ч.3 ст.128) и др. .

3. Федеральные законы.

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50 федеральных . При этом в Конституции содержится отсылка либо к прямо поименованному федеральному закону , либо к вопросу, требуемому урегулирования федеральному закону . Необходимо отме­тить , что часть вопросов, требующих урегулирования законодатель­ными актами РСФСР .

4. Акт референдума.

Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни . Референдумы бывают общегосударственными , республиканскими, местными . В Российской Федерации референдумы проводились 17 марта 1991 года (о введении должности Президента РФ) , 25 апреля 1993 ( по отношению к дея­тельности Президента РФ , Правительств РФ , по отношению к дос­рочным выборам Президента РФ , народных депутатов РФ ) , 12 де­кабря 1993 года ( по принятию Конституции РФ ) .

5. Подзаконные акты президента РФ.

Президент на основе и во исполнении Конституции РФ и законов издает указы и распоряжения . Эти акты не могут противоречить конституционным нормам , они обязательны для исполнения на всей территории государства .

Глава государства по частым вопросам издает распоряжения , содержащие конкретные поручения , задания , не являющиеся норма­тивными актами .

6. Акты представительного и законодательного органа Российс­кой Федерации - Федерального Собрания.

К их числу относятся постановления Совета Федерации и Госу­дарственной думы по вопросам , отнесенным к их ведению . Как пра­вило , постановления палат парламента принимаются большинством голосов то общего числа депутатов , если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ .

7. Акты Правительства РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных законов , нормативных указов Президента РФ Правительство РФ изда­ет постановления и распоряжения . Распоряжения издаются для реше­ния оперативных и других текущих вопросов и носят ненормативный характер .

8. Постановления Конституционного Суда РФ.

К источникам конституционного права они стали относиться не­давно . Постановления являются источниками , во-первых , потому , что многие конституционные нормы , и иные законодательные нормы действуют в том истолковании , которое дано им в результате про­цедуры конституционного контроля . Во-вторых , потому что решения о недействительности правовой нормы как противоречащей Конститу­ции , выносимое этим рганом , есть не что иное , как своеобразный негативный источник права : он не формулирует , а наоборот , от­меняет норму .

9. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры .

В Основном законе нашей страны определено , что общеприз­нанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации составляют часть ее правовой системы ( ч.4 ст.15 ) . На конституционном уровне запрещена общая норма , согласно которой устанавливается приоритет международных догово­ров , - разумеется , участницей которых является Российская Феде­рация , - над положениями ее внутреннего устройства . Это означа­ет , во-первых , что если в международном договоре содержатся иные положения , чем в законе , то действуют положения договора . Во-вторых , общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России имеют прямое , непосредственное действие на российской территории . С принятием новой Конституции органы государственной власти и все должностные лица обязаны ру­ководствоваться положениями международных договоров , участницей которых является Россия.

10. Внутригосударственные договоры .

Служат источником конституционного права , если регулируют проблемы в случае , когда заключившие их субъекты на это управо­мочены .

Источником конституционного права является Федеральный дого­вор , заключенный в Москве 31 марта 1992года .

К этой же группе источников права относятся договоры между субъектами Российской Федерации , заключенные с 1990 года с целью развития " горизонтальных связей " . Так , в 1991 году заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между республиками Татарстан и Башкортостан , в 1994 году Договор о разграничений полномочий и предметов ведения между Российской Федерации и республикой Та­тарстан .

11. Декларации.

Особое место среди источников права занимает декларация , принятая высшими органами государственной власти . В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства , суверени­тета , свободы личности , дается оценка социально-политической ситуации . Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации , принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года , и Деклара­ция прав и свобод человека и гражданина , принятие Верховным Со­ветом РФ 22 ноября 1991 года , Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года .

12. Положения.

На основе Положения " О выборах в Государственную Думу Феде­рального Собрания " и Положения " О выборах в Совет Федерации Фе-

дерального Собрания " формировался новый депутатский корпус в де­кабре 1993 года .

13. Регламенты.

Регламенты содержат нормы , определяющие порядок деятельнос­ти палат парламента и их структур . Например , регламент Госу­дарственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Рос­сии .

Важнейшим источником конституционного права являются консти­туции республик в составе Российской Федерации и Уставы краев , областей , городов федерального значения , автономных областей , автономных округов . В конституциях и уставах соответствующих субъектов федерации закрепляется схема управления регионом , конкретизируется структура , функции и положения органов госу­дарственной власти , права и обязанности человека и гражданина , формы участия граждан в государственном управлении и другие воп­росы .

В соответствии с Конституцией РФ , субъекты Российской феде­рации имеют свое законодательство . Следовательно , отдельные за­коны субъектов федерации , также могут являться источниками конс­титуционного права .

Источниками конституционного права являются акты органы го­сударственной власти субъектов Российской Федерации ( Указы Пре­зидента , постановления представительных ( законодательных ) ор­ганов , постановления Правительства , администрации и т.д. ) .

К источникам конституционного права относятся акты органов местного самоуправления ( постановления представительного или ис­полнительного органа , регламенты , положения , уставы о местном самоуправлении и т.д. ) . Существенная особенность анализирующих факторов ( помимо подзаконности ) - территориальная ограничен­ность их действия .

Практически в каждой стране существуют конституционно-право­вые обычаи , не является исключением и Российская Федерация . Правовым обычай становится тогда , как получает официальное оформление государства .

Различно понимание правового обычая . Наиболее приемлемо его определение как общеобязательного правила поведения , соблюдаемо­го в установленных случаях гражданами , должностными лицами и го­сударственными органами в силу целесообразности , традиции или привычки и обеспечиваемого мерами государственной защиты (2) . Роль обычая в каждой отрасли права различна . В российском конс­титуционном праве сфера его распространения ограничена . Вот нес­колько примеров . В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской Федерации ( ст.70 Конст. РФ ) - Го­сударственный флаг , Государственный герб , Государственный гимн .

С утверждающимися обычаями , традициями церемониалом нераз­рывно связан институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного Суда РФ) .

Примером конституционно-правового обычая является закреплен­ное в ч.3 ст.99 Конституции РФ положение : " Первое заседание Го­сударственной Думы открывает старейший по возрасту депутат " .

Таким образом , вышеперечисленные источники конституционного права регламентируют общественные отношения жизненно важные для общества и государства . В них содержатся правовые предписания , являющиеся основой для всех других отраслей права . Все анализи­руемые источники , как и источники других отраслей права отлича­ются формальной определенностью и общеобязательностью .

4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наиболь­ший интерес и споры в науке конституционного права.

Из рассмотренных положений в начале лекции очевидно, что конституционно-правовые отношения составляют предмет конституцион-

ного права.

В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Сле-

довательно, конституционно-правовые отношения - это общественные

отношения, урегулированные нормами конституционного права или

возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи

между субъектами конституционного права.

Конституционные правоотношения обладают основными признака­ми, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены.

Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака, ха­рактеризующие данные отношения показывая этим их специфику и от­личительные особенности (1).

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют незави-

симо от права, независимо от юридической конституции.

2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, госу­дарство и т.д.

3. Объектами конституционных отношений являются власть, су­веренитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.

В Российском обществе за последние годы произошли значитель­ные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только до-

полнять.

Действительно, конституционно-правовые отношения представля­ют собой специфическую форму многих политических отношений. Объ­ектами этих отношений выступают социально-экономические и соци­ально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государс­тва.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами пра­ва выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержанием конституционных правоотношений является социаль­ное поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и широк.

Субъектами российского конституционного права являются воз­можные участники общественных отношений, наделенные правоспособ­ностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реа­лизовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы :

1. Многонациональный народ Российской Федерации ,нации,этни­ческие общности(народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституцион­но-правовых отношений обусловлена прежде всего тем,что он являет­ся носителем суверенитета и единственным источником власти в России(ст.3 Конституции РФ).

Права образовывать представительные органы государственной власти,участвовать в выборах Президента РФ,выражать свою волю пу­тём референдума относятся к исключительному ведению народа.

Нации,этнические общности могут вступать в конституцион­но-правовые отношения как между собой,так и с органом государс­твенной власти по поводу национальной государственности,по иным вопросам,затрагивающим их интересы.

2.Государство - Российская Федерация;субъекты в составе Рос­сийской Федерации(республики,края,области,города федерального значения,автономная область,автономные округа).

В общественных отношениях,регулируемых нормами конституцион­ного права,государству принадлежит особая роль.Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений,прежде всего как носи­тель правотворческой власти.

Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-право­вых отношениях непосредственно или через государственные орга­ны,выступающие от их имени.Примером таких отношений является Фе­деративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предме­тов ведения и полномочий между федеральными органами государс­твенной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.Конституционные правоотношения также возможны между республиками,между автономиями,республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

3.Административно-территориальные единицы(районы,города,ра­йоны в городах,поселки).

Административно-территориальная единица,это не только геог­рафическое,но и политическое образование,основу которого состав­ляет население.Именно население,формируя органы местного самоуп­равления,придает административно-территориальной единице черты политического образования,выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа.Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4.Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются:Федеральное Собрание,Пра­ви-

тельство,Конституционный Суд,Верховный Суд,Высший Арбитражный Суд,Городская Дума,местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и ком­петенцию между различными органами власти.Обладая правом на осу­ществление государственной власти и местного самоуправления,они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами(издания законов,контроль за деятельностью других органов,исполнения законов и т.д.).Перечисленные субъекты высту­пают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты,а иногда как равноправные участники до­говорных отношений.

5.Должостные лица. Субъектами конституционного права являют­ся:Президент РФ,Председа-

тели палат парламента - Федерального Собрания;Председатель Прави­тельства РФ,Председатель Конституционного Суда РФ,Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими,правотворческими,управ­ленчес-

кими полномочиями,он вступает в отношения с парламентом,прави­тельством,республиками и др.субъектами конституционного права.Те отношения,которые основываются на конституционных нормах,приобре­тают форму конституционно-правовых.В некоторые из подобных и иные

конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

6.К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты(различных представительных органов).

Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством вы­боров представителей народа в различные законодательные(предста­вительные)органы власти(Государственную Думу,Совет Федерации,За­конодательное Собрание,Городскую Думу и т.д.).Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти,в состав которых они избраны,в решении вопросов,рассматриваемых этими органами,в утверждении актов,издаваемых ими и т.д.

7.Политические партии,иные общественные объединения. Полити­ческие партии и иные общественные объединения играют все

более активную роль в жизни Российской Федерации.Они участвуют в избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты,организуют предвыборные мероприятия.Важно их участие в проведении референду­мов,в местном самоуправлении,в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8.Граждане Российской Федерации,иностранные граждане,лица без гражданства.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых от­ношениях,осуществляя свои конституционные права,свободы и обязан­ности.

Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Феде­рации.При этом следует отметить,что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола,расы,национальности,языка и других признаков.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть,кроме того,субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства,получением полити­ческого убежища.

Такова система субъектов конституционного права России,кото­рые,участвуя в конституционно-правовых отношениях,реализуют свои права и свободы,исполняют обязанности,закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить,что понятия субъект конституционного права и субъект конституционно-правового отношения - близкие,вза­имообусловленные,но не тождественные.

Субъект конституционно-правового отношения - это субъект конституционного права,вступивший в конкретное правоотношение,а субъект конституционного права - это возможный участник такого правоотношения.

Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами.

В общей теории права под объектом правоотношения понимается то,на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов,т.е. то,по поводу чего возникают правоотношения(2).

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

Государственная территория.

В Конституции Российской Федерации имеется норма,согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают консти­туционно-правовые отношения,связанные с частью государственной терри­тории России.

Предметы материального мира (материальные ценности).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различ­ных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответс­твующих субъектов пользоваться такими объектами.На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

Личные неимущественные блага (жизнь,здоровье,честь,достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объек-

ты:каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20);достоинство личности охра­няется государством (ч.1 ст.21) и др.На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции",устанавливающих депутатскую неприкосновенность,могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения,связанные с охраной

чести депутата.

Поведение и результаты поведения субъектов конституционных право­отношений.

Например,действия депутата Государственной Думы,внесшего зако­нопроект в данную палату парламента,являются объектом (поведения)

конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.Подписание

Президентом РФ указа,несоответствующего Конституции РФ,составляет объ­ект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.Консти­туционные отношения разнообразны по содержанию,структуре,связаны слож­ной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды.В общей теории права т отраслевой юридической литературе предложено несколько таких оснований,которые характерны и для конституционного права.Огра­ничимся только их напоминанием.Это:регулятивные и охранительные,абсо­лютные и относительные,общие и конкретные.Исходя из критерия време­ни,конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные,нап­ример,нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе;периоди­чески повторяющиеся,например.формирование Совета Федерации Федерально­го Собрания России,в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.Возможны временные конституцион­но-правовые отношения.Они прекращаются с достижением того результа­та,ради которого возможны,например,формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной кампании и др.

Юридическое содержание конституционного правоотношения представ­ляет единство субъективных прав и обязанностей,оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения,и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей,в том,что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.

В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в обычном виде - это допустимая и гарантируемая Конс­титуцией возможность определенного поведения субъекта,наделенного этим правом.Субъективная обязанность выступает как установленная конститу­ционными нормами необходимость действий субъекта,на которое данная обязанность возложена (3).

Юридическое содержание общих конституционных правоотношений прояв­ляется через правовой статус их участников.Так,Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина,определяет их основные права,свободы и обязанности.

Обязанности участников конституционных правоотношений неоднород­ны.Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъек-

тов,другие определенного вида субъектов,третьи конкретного адресата.

Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами,которые как бы вводят субъективные права и обязанности в дейс­твие.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства,с ко­торыми нормы права связывают возникновение,изменение или прекращение

правоотношений (4).

Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах.В зависимости от характера связи с ин­дивидуальной волей лиц они делятся на события и действия.

События - это факты,происхождение которых не связано с волей участников правоотношений.Например,смерть депутата - событие,которое

влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и

избирателями.Рождение ребенка,признаваемого гражданином Российской Фе­дерации,влечет возникновение отношений,связанных с гражданством.

Наибольшее распространение среди юридических фактов получили дейс­твия:правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и

отражающие процесс их целеустремленной деятельности,поддерживаемые и

стимулируемые Конституцией,и неправомерные - нарушающие конституцион­ные предписания.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений,участниками которых являются органы государства.Аналогичные свой свойства приобретают должным образом

оформленные результаты выборов,референдума.

Качествами юридического поступка,наряду с действиями граждан,об­ладают - инициатива,предложения государственных органов и обществен-

ных объединений,запрос депутата и т.д.(5)

В заключение вопроса отметим,что конституционно-правовые отноше­ния образуют основу правового регулирования в сфере политико-госу-

дарственного властвования в обществе.Именно на уровне правового регу­лирования конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику,происходит формирование целенаправленности общественных отно­шений.

5. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности.

Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет

конституционного права, регулируются посредством конституцион­но-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веле­ние, выраженное в виде государственно-властного предписания и ре­гулирующие общественные отношения, составляющие предмет конститу­ционного права.

В юридической литературе дается и такая дефиниция: конститу­ционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или # государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства (1).

Поскольку нормы конституционного права являются основной частью системы права, то им присущи черты, общие для всех юриди­ческих норм: они исходят от государства; являются общеобязатель­ными правилами поведения, охраняемыми государством; закреплены в правовых актах государства.

Однако, у норм конституционного права есть особенности, ко­торые отграничивают их от норм других отраслей права.

Прежде всего они отличаются по своему непосредственному це­левому назначению.

Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регули­рование общественных отношений, Но непосредственные цели регули­рования неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права - закрепление основ конституционного строя Российской Федерации. основ правового статуса личности, фе­деративного устройства, механизма осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Существует общая группа конституционных норм,

которые регулируют важнейшие общественные отношения путем закрепления конституционных принципов и целей, обеспечивающих и направляющих развитие всего правотворчества. Они не являют-

ся представитель-обязывающими, то есть в них отсутствует связь

между конкретными правилами и обязанностями.

Особенностью конституционных норм является своеобразие их структуры, часто проявляющиеся в отсутствии трехэлементной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции), свойственной боль­шинству других норм права. Это обусловлено тем обстоятельст­вом, что большинство конституционных норм регулируют общест­венные отношения путем указания наиболее общих установок, ко­торые в юридической литературе называются исходящими (учреди­тельными, отправными) юридическими нормами.

Исходящие юридические нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо положение материального или процессу-

ального характера. Делается это путем словесного обозначения

или указания на существенные признаки (2). Примером может быть

ст.1 Конституции РФ: "Российская федерация - Россия есть де­мократическое правовое государство с республиканской формой правления"; ст.17 Конституции РФ:"Основные права и свободы че­ловека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" и др.

В российском конституционном праве имеется значительное количество норм, состоящих из двух элементов: гипотезы и дис­позиции. Например, в ч.2 ст.36 Конституции РФ они выражены в следующей форме: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственника­ми свободно (диспозиция), если это не наносит ущерба окружаю­щей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (гипотеза); в ч.3ст.46 Конституции РФ:"Каждый в праве в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации об­ращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (диспозиция), если исчерпаны все имеющиеся внутриго­сударственные средства правовой защиты (гипотеза).

Для большинства конституционных норм характерно отсутс­твие санкции. Однако, иногда санкции за нарушение ном консти­туционного права содержатся в какой-либо отдельной норме, или даже вообще в нормах не конституционного, а договорного или административного права. Например, ч.3 ст.41 Конституции РФ:"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, соз­дающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответс­твенность в соответствии с федеральным законом".

Для более глубокого раскрытия содержания конституцион­но-правовых норм,правильного их понимания и применения, проводит­ся классификация, т.е. подразделение их на виды.

Классификация норм конституционного права России может про­водится по следующим основаниям:

1.По содержанию ( по кругу регулируемых общественных отноше­ний ).

Нормы закрепляющие:

1)основы конституционного строя Российской Федерации;

2)основы правового статуса личности в Российской Федерации;

3)федеративное устройство России;

4)систему органов государственной власти и местного самоуп­равления.

2.По характеру имеющихся в нормах предписаний(по способу воздействия на субъекты права).

1)управомочивающие,пример:ч.1 ст.22 Конституции РФ:"Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность";ч.1 ст.36 Конституции РФ:"Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю;"и др.

2)обязывающие,например:ст.57 Конституции РФ:"Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы";ст.58 Конституции РФ:"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду..." и др.

3)запрещающие,например:ч.4 ст.3 Конституции РФ:"Никто не мо­жет присваивать власть в Российской Федерации";ч.2 ст.30 Консти­туции РФ:"Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём" и др.

3.По территории действия.

1)действующие на территории всей Российской Федерации;напри­мер:нормы Конституции РФ,федеральных конституционных законов,фе­деральных законов,в Указах Президента РФ и т.д.

2)действующие на территории конкретных субъектов Российской Федерации,например:нормы Конституций республик,Уставов,законов и т.д.

3)действующие в пределах административно-территориальных единиц (в районе,городе,в районах города и т.д.),например:нормы устава о местном самоуправлении,в постановлении главы местной ад­министрации и т.д.

4.По юридической силе.

Нормы закреплённые в :

1)Конституции РФ,федеральных конституционных законов,феде­ральных законах;

2)Указах Президента РФ,постановлениях Совета Федерации и Го­сударственной Думы,постановлениях Правительства РФ,постановлениях Конституционного Суда РФ;

3)Конституциях республик в составе Российской Федерации,Ус­тавах краёв,областей,городов федерального значения,и т.д.;законах субъектов РФ и др.

4)отдельных актах органов местного самоуправления.

5.По степени определённости содержащихся в них предписаний.

1)императивные,т.е. такие,которые не допускают никаких отс­туплений от сформулированного в них правил.Например:ч.3 ст.49 Конституции РФ:"Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого";ч.1 ст.50 Конституции РФ:"Никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление " и др.

2)диспозитивные,т.е. такие,которые допускают возможность вы­бора соответствующего варианта поведения в зависимости от конк­ретных условий.Например,ст.33 Конституции РФ:"Граждане РФ имеют право обращаться лично,а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" и др.

В юридической литературе указываются и иные основания клас­сификации конституционных норм.Например,по функциональной направ­ленности:нормы регулятивные и охранительные;по характеру регули­руемых общественных отношений:нормы материальные и процессуаль­ные;по действию во времени:нормы постоянные,временные и исключи­тельные (5).

Нормы российского конституционного права группируются по инс­титутам.

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права,регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.Существуют и другие варианты определений рассматриваемой категории,например,конституционный институт - это обусловленная сущностью регулируемых общественных отношений,зна­чительно обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвя­занных конституционных норм.

Для конституционного института характерны два признака:

- наличие в нём обособленной,устойчивой группы конституцион­ных норм;

- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

В конституционном праве выделяются три разновидности консти­туционных институтов:головные,сложные и одноэлементные(простые).

Головные конституционные институты.

Характеризуются высокой степенью обобщения,в большинстве своём широким охватом норм.К ним можно отнести,например,институт гражданства,институт основных прав,свобод и обязанностей,институт государственного устройства,институт избирательной системы и др.Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать­ся как в содержании самой Конституции,так и в других источниках конституционного права(федеральных конституционных законах,феде­ральных законах и т.д.).Например,не все институты и нормы,объеди­нённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ.Значительная часть их закреплена в самостоятельно действущем законе о гражданстве.

Сложные конституционные институты.

Сложные конституционные институты могут входить в состав го­ловных институтов,и,в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ­тов(простые).К сложным конституционно-правовым институтам отно­сятся:институт личных прав и свобод,институт политических прав,институт социально-экономических прав,институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные(простые)конституционные институты.

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы,от­личаются устойчивостью,взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты.Например,институт Президен­та,институт Конституционного Суда и др.Эти правовые институты мо­гут возникать(или наоборот,утрачиваться) в зависимости от соци­ально-экономических и иных изменений в стране,например:институт права частной собственности;институт Уполномоченного по правам человека и др.

Отдельные конституционно-правовые институты объединяют в се-

бе правовые нормы,относящиеся к другим отраслям права.Например,

институт избирательного права включает в себя нормы конституцион­ного,административного,уголовного права.

Место и роль конституционного института определяются не ко­личеством объединяемых им подразделений и норм,а его значимостью в составе Конституции,характером регулируемых им общественных от­ношений и его положением среди других институтов.

Проникновение в систему связи между конституционными инсти­тутами и нормами,их изучение и глубокий анализ,работа с ними за­конодателя - всё это позволяет обнаружить и устранить недостатки во внутренней форме Конституции(отсутствие нужных норм,необходи­мость их передвижения из одного конституционного института в дру­гой,редакционные неточности) и перестроить порядок взаимосвязи.

Кроме того,необходимо учитывать,что пробелы в системе связи между конституционными институтами могут обнаруживаться не сразу после принятия Конституции,а с течением времени и быть предметом длительных научных дискуссий.Более того,Конституция Российской Федерации 1993 года в этом отношении не исключение.

6. Конституционное право Российской Федерации как учебная дисциплина.

Термин "Конституционное право Российской Федерации" обозна­чает также соответствующую юридическую дисциплину,соответствующий учебный курс,представляющий собой систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права к учебным целям.

Конституционное право России является одной из основных от­раслей системы права Российской Федерации поэтому,независимо от получаемой специальности её изучение должно быть обязательным в системе высшего юридического образования.Важность изучения данной учебной дисциплины объясняется значением и ценностью тех общест-

венных отношений,которые закрепляются и регулируются нормами

конституционного права.

Изучение конституционного права России позволяет получить знания о базовых,основополагающих отношениях в политической,соци­альной,экономической и иных сферах жизни общества, понять ту сложную систему социальных связей , подлежащих правовому воздейс­твию, которые определяют структуру всего нашего социального орга­низма. Предметом учебного курса российского конституционного пра­ва является изучение: основ конституционного строя, основ право­вого положения человека и гражданина, федеративного устройства России, основы организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В изучении данных вопросов

применяются прежде всего историко-правовой и формально-юридичес­кий (догматический) методы. Вместе с тем, обращение к таким мето­дам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-право­вой, диктуется необходимостью показать в историческом и современ­ном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, оп­ределяющие устои и развитие России.

Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит доско­нально изучить соответствующую отрасль отечественного права.

Преподавание курса "Конституционное право России" опирается на знания, полученные при изучении общей теории права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знания конституционного права способствуют усвоению знаний в об­ласти политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.

Думается,нет необходимости доказывать,что юристу нужно знать основные положения Конституции России,основные права,свободы и обязанности граждан для успешной их защиты и реализации; систему органов государственной власти,их компетенцию и соподчинённость; а также разбираться в других вопросах,которые составляют предмет конституционного права России.

Словом,овладение данной учебной дисциплиной совершенно необ­ходимо для приобретения широкого профессионального кругозора,без которого нет полноценного специалиста правоохранительных органов.

Контрольные вопросы для повторения.

Примечания к вопросу 1.

1. См.,например: Ковалевский М.М. Общее конституционное пра­во.Лекция.С.П.б.,1908,с:3-6; Лазаревский Н.И. Русское государс­твенное право. Изд. 3-е.С.П.б.,1913. Т.1. Конституционное пра­во,с.88.

2. Цит.по: Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституци­онное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность.1993,N 7,с.38.

3. См.,например: Фарбер Е.И.,Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов.,1967.

4. См.: Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Со­ветское гос-во и право.1971,N 2.

5. См.,например: Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. В кн.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права. В кн.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строитель-

ства. М., 1976. с.36.

6. См. подробнее: Богданова Н.А. К новой концепции препода­вания конституционного права. Гос-во и право. 1994. N 7. с.11-12.

7. См. подробнее. Обсуждение актуальных проблем науки конс­титуционного права. Гос-во и право. 1993. N 3. с.155-159.

8.Богданова Н.А. Указ раб. с.12-13.

9.См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Отв.ред. Б.А.Страшун. М., т.1. с.1.

10.См.: Богданова АэН.А. Указ. раб. с.14.

11. См.: Бабаев В.К.,Баранов В.М., Гойман В.М. Словарь кате­горий и понятий общей теории права. Нижний Новгород. 1992. с.30.

12. См.: Бабаев В.К. Понятие права. В кн.: Общая теория пра­ва. Курс лекций. Под общ.ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород.

1993.с.136.

13. См.: Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Указ.раб. с.55.

14. См.: Конституционное право России. Курс лекций по общей части. Уфа, 1993, с.5-6.

15. См., например: Воеводин Л.Д. Конституция РФ и правовые отрасли: проблемы соотношения. Вестник Моск. ун-та. Сер 11, Пра­во. 1994. N 5. с.33.

16. См. например: Совершенное буржуазное государственное право (критические очерки). М., 1987. с.153-162.

Примечания к вопросу 2

1. Цит-но: Современное буржуазное государственное право (критические очерки). М., 1987. с.5.

2. См.: Конституционное право России. Курс лекций. Уфа,

1993. с.7-8.

3. См.: История буржуазного конституционализма Х1Х века. М.,

1986. с.208-209.; Ковалевский М.Л. Конституционное право. СПб, 1903; Гессен В.М. Основы конституционного права. Пг, 1918.

4. См.: Чиркин В.Е. О системном анализе социалистических го­сударственно-правовых отношений. Правоведение. 1982, N 3, с.12.

5. См. Коток В.Ф. Конституционно-правовые отношения в социа­листических странах. "Правоведение", 1962, N 1; Основин В.С. Нор­мы советского государственного права. М., 1963; Уманский Я.Н. Со­ветское государственное право. Учебник для юридических вузов. М., 1960; Фабер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского консти­туционного права, Вып.1. Саратов, 1967.

6. См., например: Проблемы конституционного права. Межву­зовский сборник. Саратов. 1993.

7. См.: Куприц Н.Я. Из истории нации советского государс­твенного права. М., 1971; Его же. Из истории государственно-пра­вовой мысли дореволюционной России (Х1Х в.) М., 1980.

8. См.: Бабаев В.К. Правовая система общества. В. кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под общ. ред. В.К.Бабаева, Нижний Нов­город. 1993. с.87.

Примечания к вопросу 3

1. См.: Баранов В.М. Формы (источники) права. В кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под общ.ред. В.К. Бабаева. Нижний Нов­город. 1993., с.249.

2. См.: Конституционное право России. Курс лекций по общей части. Уфа. 1993, с.27.

Примечания к вопросу 4

1. См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. 1967. с.16-33; Советское госу­дарственное право. Под. ред. проф. И.Е.Фарбера. Саратов. 1979. с.33-38.

2. См.: Бабаев В.К. Правовые отношения. в кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под общ.ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород.

1993. с.421-422.

3. Цит-но: Лучин В.О. Особенности конституционно-првовых от­ношений. Правоведение. 1987. N 1. с.11.

4. См.: Бабаев В.К. Указ. раб. с.425

5. См.: Лучин В.О. Указ. раб. с.18-19.

Примечания к вопросу 5

1. См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Отв.ред. В.А.Страшун, м., т.1. с.6

2. См.: Бабаев В.К. Нормы права. в Кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под. общ.ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. 1993, с.296.

3. См., подробнее: Конституционное (государственное) право зарубежных стран, с.8-9.