Дайте
определение
"языковедению".
Объясните,
чем отличается
общее языкознание
от частного.
Объясните,
что понимается
под синхроническим
языковедением.
Объясните,
что понимается
под диахроническим
языковедением.
Объясните,
чем занимается
типологическое
языковедение.
Дайте
определение
"общения".
Укажите и дайте
характеристику
известным вам
типам общения.
Дайте
определение
понятию "прикладное
языковедение".
Дайте
определение
универсалии.
Приведите
примеры абсолютных
универсалий.
Приведите
пример статических
универсалий.
Охарактеризуйте
язык как важнейшее
средство
человеческого
общения.
Дайте
определение
письма.
Назовите
основные функции
языка. Опишите
их.
Дайте
определение
идиолекта.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
искусственным
системам общения.
Приведите
примеры.
Объясните
разграничение
понятий "речь"
и "язык".
Объясните,
что понимается
под типологической
и генеалогической
классификацией
языков.
Назовите
основные группы
языков индоевропейской
языковой системы.
Объясните,
что позволило
их объединить.
Перечислите
языки германской
группы.
Перечислите
языки романской
группы.
Объясните,
что понимается
в речевом акте
под "текстом".
Приведите
примеры.
Дайте
определение
диалекта. Укажите
виды диалекта
и в чем заключается
их отличие.
Дайте
определение
изоглоссы.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
профессиональному
арго. Приведите
примеры.
Объясните,
чем занимается
диалектография.
Дайте ее определение.
Объясните,
чем обусловливаются
стилистические
различия в
языке.
Укажите
известные вам
стили. Объясните
их различие.
Объясните,
чем занимается
стилистика.
Объясните
необходимость
классификации
языков. Укажите
существующие
классификации.
Расскажите
о первых опытах
генеалогической
классификации
языков.
Объясните
роль сравнительно-исторического
метода в языкознании.
Дайте
определение
праязыка.
Охарактеризуйте
деятельность
младограмматиков.
Дайте
определение
понятию "фонетика".
Дайте
определение
понятию "сравнительная
фонетика".
Объясните,
что понимается
под "архетипом"
(или "праформой").
Дайте
определение
"языковой
семьи". Приведите
примеры.
Дайте
определение
"социализации".
Опишите
типологическую
классификацию
языков, предложенную
Х.Штейнталем
(1821-1899).
Охарактеризуйте
морфологическую
классификацию
языков Ф.Ф.Фортунатова.
Охарактеризуйте
морфологическую
классификацию
языков Ф.Н.Финка.
Охарактеризуйте
морфологическую
классификацию
языков Э.Сепира.
Объясните,
в чем состоит
принцип лингвистической
типологии.
Приведите
примеры.
Объясните,
какими причинами
можно объяснить
структурное
сходство языков
при отсутствии
сходства
материального.
Приведите
примеры.
Объясните,
что имеется
в виду, когда
говорят о
"слоговых"
языках и "фонемных".
Приведите
примеры.
Дайте
определение
синтетическим
языкам. Приведите
примеры.
Дайте
определение
полисинтетическим
языкам. Приведите
примеры.
Дайте
определение
аналитическим
языкам. Приведите
примеры.
Дайте
определение
знаку. Приведите
примеры знаков.
Объясните,
чем занимается
семиотика.
Дайте
определение
плану выражения
и плану содержания.
Дайте
определение
знаменательных
слов. Приведите
примеры.
Дайте
определение
служебных
слов. Приведите
примеры.
Дайте
определение
морфемы. Приведите
примеры.
Дайте
определение
двусторонним
единицам речи.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
односторонним
единицам речи.
Приведите
примеры.
Объясните,
в чем заключается
многоярусность
языковой структуры.
Дайте
определение
парадигматическим
отношениям
в системе языка.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
синтагматическим
отношениям
в системе языка.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
естественного
знака. Приведите
примеры.
Приведите
примеры естественных
систем знаков.
Укажите
основные свойства
естественных
знаков и их
систем.
Дайте
определение
образа. Приведите
примеры.
Дайте
определение
изоморфизма
образа. Укажите
виды изоморфизма
и приведите
примеры.
Объясните,
что понимается
под системами,
построенными
преимущественно
на "иконах".
Приведите
примеры таких
систем.
Объясните,
что понимается
под конвенциональными
образами. Приведите
примеры.
Дайте
определение
понятию "термин".
Объясните,
что понимается
под системой
жестов. Приведите
примеры.
Укажите
закономерности
образных систем.
Объясните,
что понимается
под образными
системами.
Приведите
примеры.
Перечислите
типы знаков.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
метаязыку
систем. Приведите
примеры.
Укажите
важнейшие
характеристики
знаковых систем.
Приведите
примеры.
Охарактеризуйте
слово как базисную
единицу языка.
Дайте
определение
естественного
языка. Дайте
определение
искусственного
языка. Приведите
примеры искусственных
языков.
Объясните,
в чем состоит
проблема значения
слова. Дайте
определение
значения слова.
Дайте
определение
понятию "ономатопея".
Приведите
примеры.
Дайте
определение
понятию "имена
собственные".
Приведите
примеры. Дайте
определение
понятию "основной
лексический
фонд". Приведите
примеры.
Дайте
определение
заимствованной
лексики. Приведите
примеры. Объясните,
что понимается
под "словами
вторичной
мотивации".
Приведите
примеры.
Дайте
определение
дейктическим
словам. Укажите
область их
употребления.
Приведите
примеры.
Охарактеризуйте
письмо как
добавочный,
вторичный
способ общения.
Дайте
определение
понятию "этнография".
Укажите предмет
и методы изучения
этой науки.
Дайте
определение
:
а) графемы
б)
графа
в) аллографеммы
Дайте
определение
а)
фонографии
б)
идеографии
Укажите
два главных
типа графем.
Дайте их определения.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
идеограммы.
Приведите
примеры. Укажите
типы идеограмм.
Дайте
определение
фразеограммы.
Приведите
примеры.
Укажите
основные вехи
в историческом
развитии письма.
Укажите
этапы развития
начертательного
письма.
Укажите
формы развития
начертательного
письма.
Дайте
определение
иероглифа.
Объясните, в
чем преимущество
иероглифического
письма.
Дайте
определение
фонографического
письма. Дайте
определение
логографического
принципа письма.
Охарактеризуйте
этапы развития
фонографии.
Дайте
классификацию
алфавитов.
Укажите их
различия. Приведите
примеры разных
видов алфавитов.
Охарактеризуйте
способы обозначать
гласные в разных
системах. Приведите
примеры.
Охарактеризуйте
каллиграфические
манеры русского
письма: устав,
полуустав и
связь.
Дайте
определение
орфографии.
Укажите шесть
принципов,
связанных с
определением
букв алфавита.
Объясните
сущность
фонематического
и фонетического
принципов
орфографии.
Приведите
примеры.
Объясните
сущность
этимологического
и традиционно-исторического
принципов
орфографии.
Приведите
примеры.
Объясните,
в чем состоит
морфологический
и символический
принципы
орфографии.
Приведите
примеры.
Укажите
правила функционирования
графем фонемографического
письма. Приведите
примеры.
Укажите
правила транслитерации
русских имен
собственных
латинскими
буквами. (Институт
языкознания
АН СССР, 1951-1956 гг.)
Укажите
факторы, которые
обусловливали
развитие письма
в общеисторическом
плане, а также
особенности
его развития
у отдельных
народов.
Укажите
древнейшие
системы письма.
Охарактеризуйте
эволюцию материалов
и орудия письма.
Объясните,
в чем заключаются
психологические
особенности
письменной
и устной речи.
Укажите
основные принципы
расшифровки
древних письменностей.
Охарактеризуйте
перспективы
развития письма.
Охарактеризуйте
соотношение
количества
букв и количества
фонем в изучаемом
вами втором
языке.
Дайте
определение
диакритических
знаков. Объясните,
какой цели
они служат.
Приведите
примеры.
Перечислите
приемы восполнения
недостатков
алфавита-основы.
Приведите
примеры.
Охарактеризуйте
язык как общественное
явление.
Охарактеризуйте
роль социологического
направления
в языкознании
(Ф. де Соссюр,
А.Мейе, Э.Бенветист).
Охарактеризуйте
вклад Ф. де Соссюра
в развитие
языкознания.
Объясните,
что понимается
под внутренними
и внешними
элементами
языка. Приведите
примеры.
Объясните,
что изучает
диахроническая
лингвистика.
Объясните,
что понимается
под "прогрессом
в языке". Приведите
примеры.
Охарактеризуйте
предмет исследования
диахронической
социолингвистики.
Охарактеризуйте
деятельность
казанской
школы во главе
с И.А.Бодуэном
де Куртенэ.
Охарактеризуйте
деятельность
московской
школы во главе
с Ф.Ф.Фортунатовым.
Охарактеризуйте
понятийный
аппарат диахронической
социолингвистики.
Опишите
путь иноязычного
слова в язык-реципиент.
Объясните,
в чем состоят
функционально-стилистические
особенности
иноязычной
лексики.
Дайте
характеристику
факторам, которые
повлияли на
развитие языков
в разные исторические
эпохи.
Укажите
роль теоретических
установок Ф.
де Соссюра и
представителей
французской
социологической
школы в развитии
социологического
направления
в языкознании.
Укажите,
в чем проявляется
функция языка
как общественного
явления.
Объясните,
что понимается
под социальным
давлением на
язык, в чем оно
состоит. Приведите
примеры.
Объясните,
в чем заключается
(может заключаться)
языковая политика
государства.
Охарактеризуйте
языковую политику
любого государства.
Объясните,
что понимается
под "миноризованными
языками". Объясните
причины. Приведите
примеры.
Дайте
определение
билингвизму.
Укажите причины
билингвизма.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
билингвизму.
Укажите и объясните
возможные
разновидности
билингвизма.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
маркированного
слова. Приведите
примеры.
Дайте
определение
литературного
языка. Объясните,
что понимается
под полифункциональностью
литературного
языка.
Дайте
определение
"внутренней"
и "внешней"
лингвистики.
Сопоставьте
предмет их
исследования.
Охарактеризуйте
развитие
отечественной
социолингвистики.
Объясните,
что понимается
под языками
меньшинств.
Укажите перспективы
их дальнейшего
развития.
Объясните
слова М.Хайдеггера:
"язык - дом бытия".
Проанализируйте
проблему: язык
и мышление.
Укажите
соотношение
сознания, мышления
и языка.
Укажите
соотношение
предложения
и суждения.
Изложите
взгляд А.А.Потебни
на "слово как
искусство".
Объясните
изречение
"абстракция
это и есть сама
жизнь мышления"
(Г.Маркузе).
Объясните,
почему слова
называют "орудием
мысли".
Укажите
соотношение
слова и понятия.
Дайте
определение
семантическим
категориям.
Приведите
примеры.
Охарактеризуйте
философскую
категорию
языка Л.Витгенштейна.
Объясните,
как раскрывается
эстетическая
природа слова
в художественном
контексте (на
примере любого
художественного
произведения).
Объясните,
что позволяет
считать язык
"органом,
формирующим
мысль" (В.Гумбольдт).
Объясните,
в чем состоит
сущность мышления.
Объясните,
в чем состоит
сущность основных
семантических
категорий
языка. Приведите
примеры.
Дайте
определение
языковому
контексту.
Приведите
примеры.
Объясните,
в чем проявляются
особенности
человеческого
мышления.
Охарактеризуйте
соотношение
"язык и мышление"
в научной
интерпретации
Аристотеля.
Объясните,
в чем состоит
культура мышления.
Объясните,
в чем состоит
культура слова.
Охарактеризуйте
основные концепции
зарубежной
лингвистической
мысли в области
языка и мышления.
Объясните,
каким образом
отражается
в языке процесс
понимания.
Объясните
стилистические
отличия речевых
контекстов
в зависимости
от профессии
и ситуации.
Объясните,
как происходит
процесс понимания.
Объясните,
в чем заключается
необходимость
смысловой
паузы в процессе
общения.
Охарактеризуйте
стиль как
индивидуальное
речевое своеобразие
личности.
Объясните,
в чем проявляется
эстетическая
ценность слова.
Объясните
феномен понимания.
Объясните
феномен непонимания.
Объясните
определение
Г. Гадамера:
"язык есть
всеобъемлющая
предвосхищающая
истолкованность
лица".
Укажите
взаимосвязь
языка и культуры.
Укажите
взаимосвязь
мышления и
стилистических
вариантов
речи.
Опишите
основные аспекты
языковых явлений
в теории Л.В.Щербы.
Объясните,
как соотносятся
истинные суждения
и язык.
Объясните,
как соотносятся
мнимые суждения
и язык.
Объясните,
что понимается
под значением
и концептом
имени. Приведите
примеры.
Дайте
определение
психолингвистики.
Укажите предмет
и методы исследования.
Укажите
причины возникновения
психолингвистики
как науки.
Укажите
вклад А.А.Леонтьева
в развитие
отечественной
лингвистики.
Укажите
вклад Л.С.Выготского
в развитие
отечественной
лингвистики.
Опишите
три направления
зарубежной
психолингвистики.
Опишите
особенности
психологической
концепции
Ч.Осгуда.
Охарактеризуйте
психолингвистическую
концепцию
Н.Хомского.
Охарактеризуйте
социологическое
направление
в психолингвистике.
Дайте
определение
"языковой
личности".
Охарактеризуйте
ее психологическое
развитие.
Укажите
три уровня
языковых единиц..
Приведите
примеры.
Опишите
роль языка в
психолингвистическом
и социальном
становлении
личности.
Перечислите
основные и
производные
функции языка.
Приведите
примеры.
Объясните,
в чем состоит
суть концепции
В.Вундта.
Опишите
модель языковой
личности в
аспекте психолингвистики.
Объясните,
в чем состоит
концепция
Л.В.Щербы в области
психолингвистики.
Опишите
факторы изменения
в значении
языковых единиц.
Приведите
примеры.
Объясните,
в чем состоит
психолингвистическая
и коммуникативная
культура личности.
Объясните,
что отражают
лексические
понятия и
терминологические
понятия. Приведите
примеры.
Объясните,
в чем состоит
функция понятия
с точки зрения
психолингвистики.
Приведите
примеры.
Укажите
три основных
параметра
текста. Охарактеризуйте
их.
Опишите
взаимоотношения
«сознание –
язык» с точки
зрения психолингвистики.
Опишите
две позиции
научных подходов
к предмету
психолингвистики.
Опишите
основные компоненты
структуры
языковой
способности
человека.
Объясните,
каким образом
интонационный
рисунок речи
влияет на
психологическое
восприятие
человека.
Опишите
структуру
языковой
способности.
Опишите
особенности
текста как
психолингвистической
реальности.
Опишите
проблему культуры
речи как
психолингвистическую
проблему.
Укажите
взаимосвязь
между языковой
способностью,
языковым процессом
и языковым
стандартом.
Приведите
примеры.
Опишите
проблему звуковой
речи как один
из аспектов
изучения
психолингвистики.
Опишите
различие между
теорией и речевой
деятельностью
в понимании
А.А.Леонтьева
и Н.Хомского.
Охарактеризуйте
основные параметры
голоса, влияющие
на психологическое
восприятие
текста. Приведите
примеры.
Объясните,
в чем состоит
сущность
рационалистического
подхода к усвоению
языка и развитию
речевой способности,
представленная
в работах
Н.Хомского.
Объясните
сущность явления,
получившего
названия критерия
шибболета.
Приведите
примеры.
Опишите
проблему общения
и развития
личности с
позиций психолингвистики.
Приведите
примеры.
Дайте
определение
речевым коммуникативным
умениям. Приведите
примеры.