Реферат: Учетная политика
Название: Учетная политика Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Формирование учётной политики предприятия Формирование рыночной экономики, наличие разных форм собственности, расширение международных экономических связей украинских предпринимателей является основой для внедрения в организацию бухгалтерского учёта учётной политики, которую предприятие определяет самостоятельно. Учётная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и подачи финансовой отчётности, т.е. это выбор самим предприятием определённых и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учёта, выходя с действующих нормативных актов и особенностей деятельности предприятия. Существование разных видов учёта вызвано максимально удовлетворить интересы разных групп пользователей учётной информации, что, в свою очередь, определяет особенности учётной политики (см. рис. 2.1). Кроме того, существенным фактором выделяются не только интересы пользователей отчётности, но и тех, кто её составлял.
Рис. 2.1. Экономические интересы пользователей информации и учётная политика Ответственность за организацию бухгалтерского учёта на предприятиях и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйских операций в первичных документах, регистрах и отчётности в течение установленного срока несёт собственник или уполномоченный им орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием. Соблюдение законодательства при выполнении хозяйских операций несут их собственники. Формирование учётной политики предприятия осуществляется главным бухгалтером и утверждается приказом или распоряжением руководителя. Учётная политика, как составная часть финансовой отчётности должна разрабатываться каждым предприятием, которое зарегистрировано в установленном законодательством порядке. Основная цель учётной политики – обеспечить получение достоверной информации про имущественное и финансовое состояние предприятия, результаты его деятельности, необходимые для всех пользователей финансовой отчётности с целью принятия соответствующих решений. Предприятие самостоятельно определяет свою учётную политику и выбирает форму ведения бухгалтерского учёта с соблюдением принципов, установленных законодательством. Степень свободы предприятия в формировании учётной политики, ограниченная государственною регламентацией бухгалтерского учёта, которая предоставлена перечнем методик и учётных процедур, среди которых однако допускаются альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, перечня бухгалтерских счетов и т.п. Поэтому, учётная политика предприятия – это не просто совокупность способов ведения учёта, избранных соответственно к условиям хозяйствования, но и выбор методики учёта, которая даёт возможность использовать разные варианты отображения фактов хозяйской жизни в учёте (зависимо от поставленных целей). Другими словами, учётную политику в широком понимании можно определить как управление учётом, а в узком – как совокупность способов ведения учёта (выбор предприятием конкретных методик ведения учёта).На выбор учётной политики предприятия влияют следующие факторы (рис. 2.2).
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Рис. 2.2. Факторы, влияющие на выбор учётной политики предприятия Учётную политику предприятия обязаны знать:
При ведении бухгалтерского учёта необходимо обеспечить:
Учётная политика предприятия отображается в Приказе об учётной политике. Приказ об учётной политике включает перечень всех пунктов принятый на отчётный год учётной политики. Желательно за каждым пунктом в приказе приводить его нормативное обоснование (указывать, на основании какого нормативного документа принято то или иное положение об учётной политике). В широком понимании учётная политика предприятия оформляется системой внутренней документации при разных участках учётной работы, её содержание часто раскрывается и в учрежденческих документах предприятия. Составною частью организации учёта на предприятии является перечень документов, которые используются для первичного отображения хозяйственных операций, а также перечень учётных регистров, необходимых для накопления и систематизации информации. Перечень документов должен быть утверждён в приказе или распоряжении руководителя предприятия об учётной политике и может включать:
Последовательное проведение предприятием принятой учётной политики является одной из наиважнейших задач бухгалтерского учёта. При формировании учётной политике предусматривается имущественная обособленность и беспрерывность деятельности предприятия, последовательность применения учётной политики, а также временная определённость фактов хозяйственной деятельности. Учётная политика должна отвечать требованиям полноты, расчётливости, преобладания содержания над формой, последовательности, беспрерывности, периодичности и другим требованиям, предусмотренных Законом Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине». Учётная политика может складываться из двух уровней (рис. 2.3).
![]()
![]() ![]() ![]() ![]() Рис. 2.3. Уровни учётной политикиУчётная политика является совокупностью конкретных элементов организации бухгалтерского учёта, которые определяются предприятием на основании общепринятых правил. Элементы учётной политики представлены на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Элементы учётной политикиТехника бухгалтерского учёта предусматривает выбор формы ведения учёта, организацию бухгалтерской службы и формирование её взаимосвязей с другими службами, рабочий план счетов, технологию обработки данных и т.п. (см. приложение А). Положения учётной политики фиксируются в приказе руководителя предприятия, который предусматривает следующие разделы: 1. Методологические принципы и порядок ведения бухгалтерского учёта. 2. Организация работы учётного аппарата. 3. Техническая организация учёта. 4. Организация бухгалтерского учёта. В первом разделе приказа «Методологические принципы и порядок ведения бухгалтерского учёта» определяются способы ведения бухгалтерского учёта, которые существенно влияют на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчётности. К ним относятся:
Учёт затрат на производство можно осуществлять:
Количество и даты проведения инвентаризаций. Второй раздел приказа посвящается организации бухгалтерского учёта. В нём определяются:
Образец приказа об учётной политике предприятия приведён в приложении Б. Соответственно принципу последовательности предприятие обязано постоянно (из года в год) применять выбранную учётную политику. Придерживаться единой учётной политики должны и группы объединённых предприятий (после объединения), а также те предприятия, которые составляют консолидационную финансовую отчётность. В случае, если невозможно применить единую учётную политику, составляя консолидационную финансовую отчётность, это раскрывают в Примечаниях к консолидационной финансовой отчётности. Обусловлено это необходимостью сравнивать финансовую отчётность предприятия для оценки его финансового состояния, перспектив развития и результатов деятельности за определённый период. В связи с этим целесообразно для каждого определённого периода придерживаться единой учётной политики. Замена учётной политики возможна только в случаях, предусмотренных П(с)БУ и должна быть обоснованна и раскрыта в Примечаниях к финансовой отчётности. Учётная политика предприятия может измениться, если:
Не считается заменой учётной политики информация, которая касается:
действий или операций, которые не происходили раньше. Отображение в финансовой отчётности влияния замены учётной политики на действия и операции прошлых периодов осуществляется путём:
Учётная политика применяется относительно действий и операций с момента их возникновения, за исключением особых случаев. Особыми считаются случаи, когда сумму корректировки нераспределённого дохода на начало отчётного года невозможно определить достоверно. Тогда учётная политика распространяется только на действия, которые происходят после даты замены учётной политики. Осуществляя контроль деятельности предприятия, особое внимание обращается на последовательность отображения замены учётной политики в практике его работы. Для этого прослеживается: 1) правильность определения суммы корректировки остатка на начало отчётного года в результате замены учётной политики; 2) достоверность перерасчёта показателей Отчёта о собственном капитале за предыдущий отчётный период (сумма чистого дохода предыдущего периода пересчитывается с учётом замены учётной политики. Для этого необходимо:
3) правильность перерасчёта показателей Отчёта о финансовых результатах за предыдущие отчётные периоды (за текущий период корректировка не осуществляется); 4) полнота отображения содержания и причины замены учётной политики в Примечаниях к финансовой отчётности. 2.2. Порядок разработки рабочего плана счетов План счетов бухгалтерского учёта определяет методологию учёта во всех сферах экономической деятельности. Структура Плана счетов соответствует структуре финансовой отчётности (Балансу, Отчёту о финансовых результатах, Отчёту о движении денежных средств и Отчёту о собственном капитале). Остатки счетов классов 1-3 дают возможность заполнить актив Баланса, а классов 4-6 – пассив (см. табл. 2.1). Отчёт о финансовых результатах составляется по данным счетов классов 7-9. Для удовлетворения потребностей внутренних пользователей на счетах управленческой бухгалтерии при использовании соответствующих статей можно вести учёт за центрами ответственности, сегментами деятельности, что способствует усилению контроля, аналитичности полученных данных, а также, принятию оптимальных управленческих решений. Таблица 2.1. Соответствие Плана счетов разделам финансовой отчётности
Включая счета в рабочий план счетов, бухгалтер руководствуется практическими потребностями предприятия. Так небольшой фирме достаточно иметь несколько десятков счетов, а крупному предприятию необходимо пользоваться тысячами счетов. Поэтому каждый хозяйственный субъект, выходя их своих потребностей, разрабатывает собственный рабочий план счетов, который отображает специфику отрасли, вида деятельности, определяет содержание аналитического учёта и характеристику формы учёта, которая применяется. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта включает синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта соответственно требованиям своевременности и полноты учёта и отчётности. В нём могут быть использованы столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отображения хозяйственной деятельности. Разработанный предприятием рабочий план счетов должен соответствовать таким требованиям:
Гибкость плана счетов проявляется в возможности (с максимальною эффективностью в системе единого национального Плана счетов) организации бухгалтерского учёта на предприятиях разных форм собственности и разных по размерам. Так, отдельные небольшие предприятия могут не использовать счета класса 9 «Затраты деятельности» и счёт 23 «Производство». Они ведут учёт затрат только тех элементов, которые в конце года одновременно с доходами, отображёнными на счетах класса 7, списываются непосредственно на счёт 79 «Финансовые результаты» (рис. 2.5). Затраты на элементы Доходы и результаты деятельности (класс 8) (класс 7)
Счёт 79
Рис. 2.5. Упрощённая схема учёта затрат и доходовДругие предприятия (кроме торговых) могут использовать счета класса 9 «Затраты деятельности (см. рис. 2.6). Для торговых предприятий схема ведения учёта аналогична предыдущей (за исключением счетов 23 «Производство» и 91 «Общепроизводственные затраты»), при этом применяется счёт 28 «Товары» вместо 26 «Готовая продукция». Счёт 90
Себестоимость реализованной
«Административные
Д «Финансовые результаты» К
Счёт 93
Списание Списание затрат доходов
«Другие операционные
Рис. 2.6. Схема учёта затрат и доходов основной деятельности предприятий производственной сферы Существует ещё один вариант ведения учёта, при котором одновременно используются счета классов 8 и 9. Он даёт возможность системным путём получить информацию о затратах на элементы с перегруппировкой их по центрам ответственности и видам деятельности (рис. 2.7). Затраты на элементы Доходы и результаты деятельности Д (класс 8) К Д (класс 7) К
Перегруппировка затрат
Рис. 2.7. Схема развёрнутого учёта затратВнебалансовые счета, учитывая их специфику, в Плане счетов обособлены и раскрывают информацию о наличии и движении имущества, которое не принадлежит предприятию, но находится во временном его пользовании или распоряжении. Основными задачами организации бухгалтерского учёта на внебалансовых счетах является:
![]() ![]()
Рис. 2.8. Подгруппы внебалансовых счетов 2.3 Формы бухгалтерского учёта Техническая сторона учётная процесса заключается в выборе формы ведения бухгалтерского учёта. Под формой ведения бухгалтерского учёта понимают совокупность учётных регистров, которые используются в определённой последовательности и взаимодействии для ведения учёта с применением принципа двойного счёта. Учётные регистры являются носителями данных определённой формы, созданные соответственно для экономической группировке информации об активах, капитале и обязательств экономического субъекта. Формы ведения бухгалтерского учёта различаются по следующим признакам:
Перечисленные признаки отличают одну форму учёта от другой в условиях ручного ведения бухгалтерского учёта. К формам учёта выдвигают ряд требований, в частности они должны:
Предприятие самостоятельно выбирает форму ведения бухгалтерского учёта, под которой в данном случае понимается состав, структура и порядок формирования учётных регистров, что определяется характером и масштабом деятельности, потребностями управления, объёмом информации, которая обрабатывается, наличными средствами, которые бы позволили автоматизировать учёт и т.п. Можно не только использовать рекомендованные формы, но и разрабатывать собственные, оригинальные, включая формы учётных регистров, программы регистрации и обработки информации. Вместе с тем, необходимо придерживаться общих методологических принципов, которые установлены в централизованном порядке, а также технологии обработки учётных данных. Выбрав определённую форму бухгалтерского учёта, предприятие должно придерживаться ею на протяжении назначенного времени (однако не меньше года). О возможной замене принятой формы бухгалтерского учёта в следующем учётном периоде необходимо указать в Приказе об учётной политике или Примечаниях к финансовой отчётности. Рационально организованная форма учёта должна обеспечивать:
Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной. За её разглашение виновное лицо несёт ответственность, установленную законодательством Украины и внутренними нормативными актами предприятия. Продуктивность работы учетчиков в значительной мере зависит от выбранной формы учёта и организации её структуры. Если форма базируется на распределении работы бухгалтеров, позволяет отделить логические, контрольные функции бухгалтера от счётных, арифметических, то скорость обработки данных существенно повышается. На предприятиях, в учреждениях и организациях Украины сегодня приобрели широкое распространение такие бумажные формы ведения бухгалтерского учёта, как мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощённая.
ордера, которым завершается обработка первичных документов. Это форма предусматривает составление проводок на каждый первичный документ отдельной справкой в мемориальных ордерах. Для операций с одинаковой корреспонденцией счетов устанавливаются отдельные ведомости, по которым в конце месяца подводятся итоги и составляются итоговые мемориальные ордера. Основными принципами мемориально-ордерной формы учёта являются:
Мемориально-ордерная форма даёт широкие возможности для деления бухгалтерской работы, но требует многоразового переписывания данных из регистра в регистр (см. рис. 2.9).
Рис. 2.9. Схема мемориально-ордерной формы учётаАналитические (вспомогательные) счета ведут в книгах, на карточках, на свободных листах. Карточки или свободные листы соответственно регистрируются. Аналитический учёт кассовых операций осуществляется только в кассовой книге, а материалов – путём раскладывания первичных документов в картотеке или с помощью оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода. Записи по аналитическим счетам делают ежедневно с ссылкой на номер мемориального ордера. В конце месяца по всем счетам подводятся итоги и составляют оборотную или сальдовую ведомость – одну на группу аналитических счетов, которые объединяются определённым синтетическим счётом. Мемориальные ордера нумеруются в хронологическом порядке, подписываются главным бухгалтером предприятия и исполнителем и записываются в регистрационном журнале. Преимущества и недостатки мемориально-ордерной формы учёта приведены в таблице 2.2. Таблица 2.2. Преимущества и недостатки мемориально-ордерной формы учёта
счетов, может использоваться один из упрощённых вариантов мемориально- ордерной формы учёта, который принято называть формой «Журнал-Главная» (см. рис. 2.10). При таком варианте хронологическая регистрация мемориальных ордеров соединяется с записями по синтетическим счетам в одной книге, которая имеет название «Журнал-Главная». При использовании данной формы учёта большинство операций на протяжении месяца группируются в вспомогательных накопительных ведомостях. По этим ведомостям раз в месяц составляются мемориальные ордера. Данные с мемориальных ордеров ежемесячно заносят в регистр синтетического учёта – книгу «Журнал-Главная», которая представляет собой оборотно-сальдовый баланс предприятия и является основанием для составления сальдового баланса утверждённой формы. Учёт в книге «Журнал-Главная» ведут, как правило, по синтетическим счетам. Их открывают в начале года записями сумм остатков на начало года с аналогичного регистра за прошлый год. Сумма оборотов за месяц по дебету всех счетов должна равняться сумме оборотов по кредиту счетов, а также итогу графы «Сумма по ордеру». Следующим рядом после оборотов за месяц выводят остаток каждого счёта на начало следующего месяца.
Условные обозначения:
Рис. 2.10. Схема учёта по форме «Журнал-Главная»Преимущества и недостатки формы учёта «Журнал-Главная» показаны в таблице 2.3. Таблица 2.3. Преимущества и недостатки формы учёта «Журнал-Главная»
Показанные недостатки ограничивают сферу использования формы ведения бухгалтерского учёта «Журнал-Главная». Она используется только на тех предприятиях, которые пользуются сравнительно небольшим количеством синтетических счетов. В процессе совершенствования мемориально-ордерной формы учёта учетчики постепенно отказываются от составления мемориальных ордеров, регистрационных журналов и используют более совершенную форму учёта – журнально-ордерную.
ордерной формы учёта. Она основывается на использовании журналов-ор- деров, где собираются и систематизируются данные первичных докумен- тов, необходимых для синтетического и аналитического учёта. Для каждого счёта у соответственному журнале-ордере отображаются суммы всех хозяйственных операций, которые проходят по кредиту этого счёта, а также номера счетов, дебет которых изменяется в результате этой операции. Все хозяйственные операции записываются в хронологическом порядке на основании первичных документов. Однако при большом количестве документов, которые показывают однородные операции, ведутся накопительные (вспомогательные) ведомости, а в конце месяца их итоговые данные переносят в журналы-ордеры. В каждом журнале-ордере показываются хозяйственные операции по одному или по нескольким взаимосвязанным синтетическим счетам. Итоги журналов-ордеров переносят в Главную книгу, в которой выводятся конечные остатки по всем счетам, необходимые для составлении баланса за отчётный период. Аналитический учёт при применении данной формы учёта ведётся с помощью книг аналитического учёта или карточек (рис. 2.11).
Рис. 2.11. Схема журнально-ордерной формы учёта Журнально-ордерная форма является более оптимальной бумажной формой ведения учёта. При должной организации документооборота она позволяет быстро получить итоги и подготавливать отчётные данные. Но, вместе с тем журнально-ордерной форме учёта свойственен ряд недостатков, которые делают её неудобной и непригодной для использования в современных условиях. Преимущества и недостатки журнально-ордерной формы учёта приведены в таблице 2.4. Таблица 2.4. Преимущества и недостатки журнально-ордерной формы учёта
галтерского учёта. Маленькие предприятия с простым технологическим производством продукции, выполнением работ, предоставлением услуг, с небольшим объёмом хозяйственных операций, могут использовать упрощённую форму учёта, которая ведётся:
Для организации учёта по упрощённой форме небольшое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учёта составляет рабочий план счетов, который позволяет вести учёт средств и источников их образования в регистрах на основе главных счетов и обеспечивает контроль за наличием и сбережением имущества, использованием обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учёта. При использовании упрощённой формы бухгалтерского учёта применяют книги учёта хозяйственных операций, в которых отображают остатки на бухгалтерских счетах и регистрируют все операции, осуществлённые на предприятии, в хронологической последовательности. Для этого необходимы четыре книги: книга денежных операций, книга продаж, книга приобретения, книга начисления заработной платы. Среди них книга денежных операций является единственной, где находят отображение все платежи и доходы предприятия. Кроме того, может быть полезным отдельное ведение кассовой книги и книги учёта запасов (рис. 2.12).
Рис. 2.12. Схема упрощённой формы бухгалтерского учёта Кроме рассмотренных выше форм используется и современная компьютерная форма ведения бухгалтерского учёта, которая базируется на использовании персональных компьютеров. Практическое её использование зависит от набора технических средств и выбора организационных форм её использования. Подробно особенности данной формы бухгалтерского учёта рассмотрено в теме 20. Таблично-автоматизированная форма учёта ведётся с использованием компьютерной техники. С помощью специальных программ данные первичных документов группируются и обобщаются непосредственно на компьютере, в результате чего пользователь получает информацию, эквивалентную по содержанию синтетическому и аналитическому учёту. |
| |||||
| |||||
|
Работы, похожие на Реферат: Учетная политика