Реферат: Христианизация Руси. Ее последствия

Название: Христианизация Руси. Ее последствия
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ.ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

ВЫПОЛНИЛА: НУРГАЛИЕВА Э. Б.

ПРОВЕРИЛ: ФЕДОТОВ Н. Н.

ИРКУТСК 2004

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Крещение Руси.

2. Причины принятия христианства.

3. Роль церкви.

4. Христианское мировоззрение.

5. Двоеверие.

6. Значение принятия христианства для Руси.

7. Список используемой литературы.

Принятие Русью христианства.

Принятие Русью христианства ­– выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной и культурной жизни. Крещению Руси уделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры

князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Конкретным актом принятия православия является знаменитое крещение на

Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году.Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю:

распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Православные источники связывают проникновение христианства на террито-

рию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в 1 веке н. э.,направился проповедовать учение Иисуса Христа в

Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Ки-

ева, а от Киева далее до Великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Христианами были и некоторые видные дру-

жинники князя Владимира.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию

предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему геополи-

тическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в

котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором испове-

довали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной

Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определе-

ния наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и од-

нозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того ду-

шевного подъема, который они в них ощутили.

ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и

почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы сле-

дует искать как в личности князя Владимира, так и анализе социально-полити-

ческих и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно ха-

отичная совокупность различных верований, культов, но не учение.Это соедине-

ние религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. По-

этому объединение людей разных племен, в чем так нуждалисьвосточные славяне

в 10-12 веках, не могло быть осуществлено язычеством.Между тем стремление

вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных

лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искать

объединения.

Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах.

Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира,чем

то, которое давалось язычеством, сказывалось прежде всего по торговым и воен-

ным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования.

Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, иначе

оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался

10 век.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства.В 980 году Владимир предпринял первую

религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных бо-

гов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом

Перуном.Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потер-

Пела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси.Язычество не

обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.Ис-

торическая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так

называемые мировые религии: христианство и ислам.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Визан-

тии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Ки-

евской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало по-

литическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и дина-

стические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Вла-

димира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и,таким образом,еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятель-

ной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к

расширению торгово-экономических и культурных связей,но и в какой-то мере

защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно исполь-

зовала в борьбе со своим северным соседом.

И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг- на этом же языке.Православие не связывало себя

языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в сла-

вянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом

отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские бого-

служебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверж-

даться в духовной жизни русского общества.

Благодаря болгарской писменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная писмен-

ность, которая была передана нам Болгарией,- это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания един-

ства человечества. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-

танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская пис-

менность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжить ее и созда-

вать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.

Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной да-

те начала русской культуры, то можно считать самой обоснованной 988 год.

А. С.Пушкин так сказал о христианстве:” История новейшая есть история христианства.” Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы как

изменчиво было наРуси и само православие. Однако, учитывая то, что живопись,

музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси

находилась в орбите христианской мысли, ясно, что А. С. Пушкин был прав, если

широко понимать его мысль.

Роль церкви.

На Руси появился новый общественный институт- православная церковь. С тех пор и до наших дней она сохранила единую систему управления: митрополит

( с 1589 года- патриарх)-епархии( области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами )- приходы (приходские храмы со штатом священнослужителей – клиром ) и монастыри ( общины отрекшихся от мира ино-

ков-монахов, принявших обеты нестяжания, безбрачия и послушания ). Появи-

вшись в патриархальном обществе, церковь, как более зрелая структура, помога-

ла становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть его функций.

В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с

«Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного

права- Номоканон или Кормчая книга. В ведении церкви находились определен-

ные категории населения: лекари, клирошане, паломники. Там же оглашались

указы, хранились документы, эталоны мер, весов. Духовенство как носитель зна-

ний и грамотности выступало в качестве школьных учителей. В свою очередь

княжеская власть обеспечивала церковь материально: в 10-11 веках – за счет де-

сятины( отчислений от княжеских доходов – штрафов,пошлин и т.д. ), а позже пе-

редавала епископам и монастырям села с крестьянами.

Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных: «… Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье,

в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормленье, в худобе умирая покровы и гробы »,- так характеризует эти обязанности памятник 13 века « Пра-

вило о церковных людях ». В этой сфере церковные власти поощряли милосты-

ню, устраивали богадельни; в «церковном доме » могла найти убежище незамуж-

няя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники,

« хромцы и слепцы ».

Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала кон-

троль за поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для

государственного вмешательства сфере семейного быта. Грамоты новопостав-

ленным пастырям предписывали им неуклонно выполнять свои повседневные

обязанности в гуще мирской жизни: «… завтрени и вечерни, часы и молитвы пети, и дети духовные держати, и свадьбы венчати, и к роженицам ходити, и молитвы давати… и больных маслом свящати, и мертвых похоронити ».

Священники уговаривали господ « миловать свою челядь » и терпеливо при-

учали к исполнению христианских заповедей своих прихожан, которые « без сты-

да и срама » имели по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания с

буйными плясками, «гудением и плесканием », не признавали постов, устраива-

ли языческие « игрища», и « творили насилье » прямо в храме.

Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников « молвити своя грехи » духовному отцу – белому или черному священ-

нику, призванному контролировать повседневную жизнь своих прихожан.Надо

было добиться стыда и раскаянья ( и привычки осознавать свои прегрешения ), не

отпугивая при этом строгостью наказания, чтобы грешник « в отчаянье не впал ».

По грехам и « по силе» каждого после исповеди назначалась епитимия, а при ог-

ласке какого-либо бытового «грехопадения» виновники представали перед закрытым епископским судом, «мирян не припущая».

Активно учавствовала церковь и в процессе распространения христианства:

с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах

основывались епископские кафедры. В свою очередь, князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким, например, как мощи князей Бориса и Глеба.В период раздробленности епископы вмешива-

лись в политическую борьбу на стороне «своих» князей. Так, владимирское духо-

венство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Бо-

городицы перенесением из Киева на север почитаемой иконы Богоматери – буду-

щей Владимирской- и введением не санкционированного Константинополем и

киевским митрополитом праздника Покрова. Случались ( у того же Андрея и других князей ) и конфликты с церковными иерархами и монастырями, но все же

через 200 лет после крещения Руси православная церковь стала важным и влиятельным институтом в феодальной общественной структуре: уже в конце 11 века Киево-Печерский монастырь принял «волости» от князя Ярополка Изясла-

вича и обзавелся «рабами», а в 12 веке земельные владения получают и епископы.

Монастыри появились на Руси в середине 11 века. В монастырях готовились кад-

ры священнослужителей,происходило осмысление вероучения, формировались

духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д.

Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись

хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осущест-

влялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности

древнерусского государства. К середине 13 века на Руси функционировало око-

ло 80 монастырей.

При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить общественный строй. Но

если бы дело было только в насаждении сверху в угоду узкой правящей прослойке системы ценностей, чуждой подавляющему большинству населения, то

оно было бы обречено на провал: внедрить силой никакую идею нельзя. Утвер-

ждение новой религии означало и переворот в мировоззрении людей, которым

христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей.

Христианское мировоззрение.

Князя и его дружину вполне устраивал утверждаемый новой верой принцип бо-

гоустановленности власти и всего существующего на земле порядка. Принятие

христианства было обусловлено и расширением международных связей Руси. Но

крещение Руси не только соответствовало интересам верхушки общества.

Новая религия принесла с собой и не известную язычеству идею равенства людей:

во-первых, исключила племенные и этнические различия; во-вторых,каждому- от

князя до землепашца- предстояло отвечать за свои земные дела на Страшном су-

де:ни высокое положение, ни богатство не спасали грешника и злодея от геенны

огненной, которая доходчиво изображалась художниками на западной стене хрис-

тианского храма; праведника же за терпение и добрые дела ожидал рай.В новой

системе ценностей происхождение и социальный статус человека не имели зна-

чения: на Страшном суде смерд вполне мог оказаться более достойным, чем бо-

ярин или князь. При этом новая вера не посягала на земные порядки («Кииждо

бо раб своего господина хвалит»,− писал знаменитый проповедник 12 века Ки-

рилл Туровский ), хотя и осуждала резкий разрыв между евангельскими нормами

и реальностью грешного мира. Но само признание равенства – хотя бы только пе-

ред Богом – и уверенности в грядущем разрешении всех земных противоречий до

определенной степени сдерживало страсти и смягчало остроту социальных конф –

ликтов.

Христианство возвышало личность человека, созданного по образу и подобию

Божьему (т.е. человека-творца, создателя, выбирающего своим разумом свой путь

и отвечавшего за свои поступки), в отличие от языческих традиций подчинения

отдельного человека роду и судьбе-року.Но христианство не только уравнивало

людей перед Богом, оно вырывало их из круговорота слепой космологической за-

висимости: личная ответственность невозможна без свободы личностного выбора и духовной самостоятельности каждого человека, который отныне мог по мере своих сил приобщиться к божественной благодати («нетварной энергии»). А на-

встречу ему раскрывался Бог в человеческом лице Иисуса Христа, реально соеди-

нившем божество со всей природой человека. Личностное восприятие мира как

Божьего дара давало христианину и надежду: даже на пороге смертного часа рас-

каявшийся грешник мог получить прощение и облегчить свою участь.

Новый христианский тип сознания поднимал человека на немыслимую для язы-

ческого мороощущения высоту.

Двоеверие.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе.Христианизация встречала сопротивление населения.Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них: в Суздале,Киеве,

Новгороде.

И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию— смешению языческих и христианских верований и обрядов. Сочетанию церковной культуры и повседневной жизни соответствовало двуязычие: в храме звучал церковнославянский (древнеболгарский) язык, а в миру говорили на разговорном древнерусском.

При рождении человек получал два имени – языческое и крещальное, а в придачу к ним – прозвище («Свибло»(шепелявый), «Толстой» или «Вареные ноги»),сопро-

вождавшее его всю жизнь.

Сакральному пространству храма и «красному углу» крестьянской избы с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог,овин и баня – в ней проживали «домашние» темные силы.В повседневной жизни за помощью в деликатных ситуациях обращались не только к священнику, но и к местным колдунам-волхвам за «зельем» для «привороженья»,лекарственными травами или просто за советом. Духовенство постепенно и осторожно вводило языческие ритуалы в рамки церковного календаря: святки стали частью праздника

Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческие русалии и Рождество Предтечи. Языческие образы и сюжеты органично вписывались в мир «высокой» культуры.

Значение принятия христианства .

Христианство создало широкую основу для объединения всех народов русского общества. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине 11 века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства имело и негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

Список используемой литературы.

1. «История России» под ред. А.А.Радугина. М 2001, издательство «Центр»

2. «Хрестоматия по истории России», М 1994,Издательство « Международные отношения»

3. Голубинский Е.Е. «История русской церкви» в 2 томах,том 1; М 1880 с. 96-137

4. Лихачев Д.С. «Крещение Руси и государство Русь», «Новый мир», 1988 ;№6

с.249-258