Реферат: Контрольное задание

Название: Контрольное задание
Раздел: Рефераты по праву
Тип: реферат

Министерство образования РФ

Государственный Университет Управления

Институт Заочного Обучения

Специальность: “Управление персоналом”

Контрольное задание по правоведению

Вариант 2.

Выполнено студентом Егоровым И.В.

Факультет Экстернат

Москва 2002

1. Причины и формы возникновения государства у разных народов.

Основные причины происхождения государства

Государство это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин:

- Необходимость единого руководства обществом, управление обществом. В основе лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Неолитическая революция -> производящее хозяйство -> дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная собственность. Потестарная власть сменилась политической властью.

- Потребность в масштабных работах , эта причина характерна для восточного пути возникновения государства. Необходима была управляющая единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило государство.

- Необходимость поддержания общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом общественной стабильности. Государство также выступило как главный элемент урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми.

- Необходимость ведения военных действий и организации защиты , лишь государство могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита).

Основные причины происхождения права

Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как "право", "правда", в этом понимании право возникло куда раньше государства.

С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

- Необходимость установления единого порядка.

- Необходимость его поддержания.

- Оформление товарно-денежных отношений.

- Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Основные формы возникновения государства

Государства формировались в различных условиях. Но можно их можно выделить в отдельные группы по образу разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и организации публичной политической власти. Воспроизводство общественной жизни может осуществляться различными путями:

- Объединения физического труда большого числа людей при неразвитой орудийной деятельности.

- Ориентирование на труд самостоятельного работника при постоянном совершенствовании орудий труда.

- Комбинация первого и второго способов наряду с завоеванием новых территорий.

Восточный путь возникновения государства. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Государство выступает как организатор масштабных работ. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Государство вынуждено постоянно принуждать работника работать. Сохраняются сельские общины.

Западный путь возникновения государства. Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государства и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Таким образом, главной особенностью этого государства явилось то, что захватчиков было в несколько раз меньше захваченных, и они постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения спартанцев. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства активно вмешивается третья сила - плебс.

Синтезный путь возникновения государства. Примером являются такие государства как Русь и Германия. Ранее в научной литературе этот путь возникновения государства не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).

Основные формы происхождения права

Также выделяют восточный и западный путь.

Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.

2. Судебная власть и формы ее осуществления

В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она как бы является независимым; арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем.

Судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно Конституции в России суще­ствует четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное.

Конституционное судопроизводство осуществляет Конституци­онный Суд Российской Федерации. Это орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача — следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125 Конституции).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые разде­лены на две коллегии. Председатель Суда и председатели коллегий избираются тайным голосованием из числа судей Конституцион­ного Суда РФ. Сами судьи (как указывалось выше) назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими мо­ральными качествами. Срок полномочий судей — 12 лет, после чего судья уходит в отставку и остается Почетным Судьей.

На Конституционный Суд РФ возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти. Помимо этого проверяется конституционность законов, применяе­мых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жало­бы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Россий­ской' Федерации.

Конституционный Суд РФ работает только по запросам Прези­дента РФ, Правительства РФ, Парламента (либо его палат, либо от­дельных Депутатов), высших федеральных судов (Верховного и Выс­шего Арбитражного) и по запросам органов государственной власти субъектов РФ. Помимо этого с жалобами о нарушении конституци­онных прав и свобод в неге могут обращаться граждане РФ.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации (ст. 126 Конституции). Суды общей юрис­дикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголов­ным и административным делам.

Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизвод­ство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбит­ражный Суд РФ (ст. 127 Конституции).

Независимость и самостоятельность судов определяется стату­сом судей и общими принципами организации судопроизводства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и непри­косновенны. Судьей может быть: районного (городского) суда — гражданин Российской Федераций, достигший 25 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не ме­нее 5 -лет; судов субъектов федерации — гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, при стаже работы не менее 5 лет; судьей высших федеральных судов (за исключением Конституцион­ного Суда РФ) — гражданин РФ, достигший 35 лет при стаже работы –не менее 10 лет. При этом во всех случаях речь идет о дееспо­собных и не содержащихся в местах лишения свободы гражданах. Назначаются все судьи, за исключением судей высших судов, Указами Президента РФ.

Общими принципами судопроизводства в РФ являются:

1) гласность судебного разбирательства, которая заключается в том, что слушание дела идет в открытом заседании, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе (например, закрытые слу­шания проводятся по делам о преступлениях несовершеннолетних);

2) состязательность, что предполагает наличие в судебном разби­рательства сторон, которые доказывают либо оспаривают те или иные обстоятельства дела

3) равноправие сторон, которое указывает на равный правовой статус сторон — участников судебного процесса;

4) коллегиальность,— этот принцип предусматривает коллеги­альное рассмотрение дел в отличие от единоличного. Как правило, дела рассматриваются либо судьей и народными заседателями, либо коллегией судей, решение принимается большинством голосов.

3. Основные принципы и функции права.

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения. В зависимости от сферы распространения выделяют следующие принципы:

  1. Общеправовые принципы - принципы, которые действуют во всех отраслях права.

а) справедливость.

б) юридическое равенство граждан перед законом и судом.

в) гуманизм.

г) демократизм.

д) единство прав и обязанностей.

е) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

  1. Межотраслевые принципы - отражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей.

а) принцип неотвратимости ответственности.

б) принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.п.

  1. Отраслевые принципы - действующие в одной отрасли.

а) Гражданское право - принцип равенства сторон в имущественных отношениях.

б) Уголовное право - презумпция невиновности.

Принципы права могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (аналогия права).

Функции права

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно постоянны.

Условно функции права можно разбить на две группы:

  1. Общесоциальные:

а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.

б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.

в) Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц.

г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.

д) Экологическая и т.д.

  1. Специально-юридические:

а) Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).

б) Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

4. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды (формы)

Систематизация - это целенаправленная работа законодателя по упорядочиванию и приведению в единую систему действующих законодательных актов. Внешняя сторона систематизации - это формирование разделов, рубрик и т.п. Внутренняя сторона - устранение противоречий, пробелов норм, другими словами, их изменение. Выделяют следующие виды систематизации по процессу упорядочивания правового материала:

· Кодификация - эта такая систематизация законов, при которой не ограничиваются внешней их обработкой, но ставят задачей создать сборники законов, проникнутые внутренним единством, исходящие из некоторых общих принципов. Присутствует как внешняя, так и внутренняя сторона систематизации. При кодификации отдельные положения действующих законов перерабатываются, дополняются или отменяются. Этот вид систематизации осуществляется только правотворческими органами. В результате получается новый законодательный акт, заменяющий собой весь ранее действовавший нормативный материал, регулировавший тот же круг вопросов. Кодификация может быть: а) всеобщей; б) отраслевой; в) специальной. Существуют следующие виды кодификации:

а) принятие основ и основных начал законодательства - пример, основы уголовного законодательства СССР.

б) принятие федеральных кодексов и уставов - устав железных дорог СССР.

в) принятие кодексов - гражданский кодекс, уголовный кодекс.

г) принятие уставов, регламентов, положений - основной вид кодификации.

· Инкорпорация - это такая обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определённом систематическом порядке. Присутствует лишь внешняя сторона систематизации, это лишь простая классификация. Может быть: генеральной или частной; официальной или неофициальной.

· Консолидация - представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Несколько нормативных актов объединяются в один. Устраняются противоречия и повторы, обычно носит неофициальный характер.

5. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акты применения права – индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой принудительные меры.

Различия актов применения права и юридических норм :

  • Адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от юридических норм.
  • Юридические нормы рассчитаны на неоднократное применение (пока они официально не отменены), акты применения права рассчитаны на урегулирование одной конкретной ситуации.
  • В некоторых случаях акты применения права издаются в развитие норм права.

Особенности:

· Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).

· Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

· Направлены на реализацию требований юридических норм.

· Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Классификация актов применения права:

По субъектам принятия:

  1. Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ.
  2. Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица.
  3. Акты судебных органов - приговор суда.
  4. Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа.
  5. Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения:

1. Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу).

2. Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

По значению в правоприменительном процессе:

1. Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.

2. Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия:

1. Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

2. Единоначальные акты - распоряжение мэра.

По форме изложения:

1. Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос – существует ли такая форма).

2. Письменные - приговор суда.

3. Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).

6. Личные права и свободы человека и гражданина

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).

Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения (однако, пока данные положения не действуют (пункт 6 раздела 2 Конституции «Заключительные и переходные положения»).

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты (ст. 152 Гражданского кодекса РФ)1, включая право на возмещение морального вреда (ст. 1100 Гражданского кодекса РФ) 2.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новом в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ст. 27 Конституции). Ранее – в советском государстве – многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со статьей 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

7. Особенности уголовной ответственности

Сущность любой ответственности, в том числе и уголовной, обусловливается взаимодействием трех основных слагаемых человеческого бытия: личности, общества и государства. Каждый человек испытывает на себе, как минимум, тройную социально-нравственную коррекцию: собственную сознательно-волевую регуляцию, общественное воздействие и влияние государственных установлений.

Матрицей уголовной ответственности служат уголовные правоотношения. В сфере этих отношений важным признаком социальной связи между людьми является специфическая обязанность строго определенного поведения (состояния) взаимодействующих субъектов. Уголовно-правовые веления органично сочетаются с общеобязательными нормами поведения, установленными в данном обществе.

Уголовную ответственность следует рассматривать как с позиции побудительного мотива поведения, так и с позиции меры требуемого от индивида поведения. Иными словами, уголовная ответственность исполняет роль разновидности социально-правового контроля в соотношении должного с возможным, свободой воли с необходимостью и, тем самым, занимает центральное место в механизме уголовно-правового регулирования.

Объективная сторона уголовной ответственности заключается в том, что закрепленное в соответствующей уголовно-правовой норме (системе норм) общеобязательное требование к определенному поведению (состоянию) индивида обусловлено объективными законами общественной жизни людей. Этим самым уголовное право поощряет, стимулирует ответственное поведение участников общественных отношений. В этом плане важно заметить, что уголовно-правовая среда не является лишь чем-то внешним по отношению к личности. Она представляет собой единое социально-правовое явление, основную суть которого пронизывает нравственное начало.

Субъективная сторона ответственности находит свое выражение в том, что обусловленные социальными отношениями общеобязательные уголовно-правовые требования определенного поведения (состояния) преломляются в сознании и психологии человека (любой социальной общности), в усвоении им норм уголовного права, выработке у него социально-позитивной мотивации.

Таким образом, уголовно правовое регулирование общественных отношений включает в свой механизм сознание и волю индивидов, вступающих друг с другом в общение. Вне сознания и воли общение немыслимо, возможны лишь импульсивно-инстинктивные контакты, не способные создать систему отношений. Иными словами содержательная характеристика отношений между людьми на уголовно-правовом уровне в немалой степени зависит от ориентации человека в мире социальных ценностей, охраняемых уголовным законом, личностных возможностей и способностей человека к избирательному поведению относительно этих ценностей. Только в этом смысле можно говорить об уголовной ответственности человека за свои деяния, которые способны причинить или фактически причиняют вред этим ценностям.