Реферат: Понятие права, и современный подход к типологии права
Название: Понятие права, и современный подход к типологии права Раздел: Рефераты по праву Тип: реферат |
Ассоциация негосударственных вузов Самарский институт Бизнеса и Управления Кафедра правоведения Контрольная работа по дисциплине: “Теория государства и права” на тему: “Понятие права и современный подход к типологии права” автор : студент 1 курса СИБИУ факультета : « Правоведение» Зайцев Игорь Евгеньевич Специальность : « Правоведение» , 3,5 года. Проверила : доцент, К.И.Н. Богданова Ольга Викторовна Оценка :___________________ Самара, 2003 План: 1.Происхождение права 2.Функции права 3.Формы права 4.Нормы права 5.Правоотношения 6.Реализация права 7.Заключение 8.Список литературы I. Происхождение /появление/ права. Понятие “право” очень сложное и многогранное. Чтобы ответить на вопрос: «Что такое право вообще?», нужно разобраться в его происхождении и в сущности. Само понятие «право» пришло из философии. Оно было сформулировано древнегреческим философом Аристотелем и в дальнейшем оспаривалось его последователями. Аристотель считал, что право дано людям богами /право на жизнь/, но в то же время он выделил определение: «Право – есть подчинение государству, соблюдение всех законов и установленных порядков». Это определение не совсем верное. Платон, ученик Аристотеля, считал, что «право – это что - то возвышенное и благородное, что не исчерпывается одним каким–нибудь признаком». Вообще, человек имеет право на жизнь и право на свободу личности. В философии не было сформулировано точное определение индивида; там была только правовая субстанция, которую сформулировал Гегель, и поэтому невозможно точно утверждать, что право является истинно философским понятием и произошло из философии. Право, как утверждают римские юристы и философы, принадлежит к числу наиболее важных общественных явлений. Отсюда можно сделать вывод, что право тесно связано с идеологией и социологией, иначе говоря, право тесно связано с обществом. Оно регулирует отношения в обществе, называемые правоотношениями, конкретно этот вопрос мы рассмотрим немного позже. Проблема возникновения права является обширной и дискуссионной. Нередко, еще в древние времена дискуссии о происхождении права являлись «противозаконными» действиями. Почему противозаконными? Потому, что в эпоху Возрождения новые философские открытия считались безумными речами илидискуссиями. Взять, к примеру, философию Древнего Рима, основоположники которой считали, что право – это преобразование гражданского общества в целом. Крупнейшими учеными и философами, разрабатывавшими концепции прав человека, являлись Г. Гроций, Джон Локк, Ж.– Ж. Руссо, И.Кант. По мнению Локка, право тесно соединено с государством, так как в определении Аристотеля сказано, что право – это подчинение государству…. Основным философским вопросом происхождения права Ю.В.Тихонравов 1 считает вопрос является ли право абсолютной необходимостью. По его мнению, если изначальное состояние людей - это вражда и произвол, то право абсолютно необходимо, но если люди способны преодолевать свои эгоистические побуждения, то право является лишь историческим моментом. II. Функции права. Функции направлены на решение коренных задач, стоящих перед правом на определенном этапе его развития. Функции какого–либо права зависят от его сущности. Это проявление сущности. Сущность права состоит в том, что оно регулирует отношения в обществе. Поэтому функции права - это основные направления воздействия права на поведение людей. Выделяют следующие функции права: · охранительные · регулирующие · социальные Охранительные функции права нацелены на охрану наиболее важных политических и экономических интересов и отношений, направлены на их неприкосновенность. Для этого право устанавливает запреты и вводит юридическую ответственность за их нарушение. Кроме того, устанавливая запреты, право ориентирует людей на соблюдение тех ценностей, которые взяты под охрану государства. Регулятивная функция считается главенствующей в системе функций права, так как основное социальное назначение права состоит в регулировании общественных отношений. Регулятивная функция означает, что право устанавливает правила поведения: 1. С помощью законов закрепляет в них те нормы, которые должны быть использованы. 2. Право указывает, в каких случаях, для каких лиц действуют эти нормы, устанавливает сроки использования этих норм. Четко описывается процедура использования нормы. Социальная функция направлена1 на регулирование отношений в самых разных областях жизни общества (в экономике, политике, здравоохранении, образовании, экологии и пр.). В праве существует специальное законодательство для разных сфер общества, для регулирования общественных экономических2 отношений (налоговое право, финансовое право, законы о предпринимательской деятельности). В политической сфере существует конституционное право. Право регулирует деятельность субъектов политической системы – государства, политических партий и т.д. Иногда к социальной функции права относят воспитательную функцию права, так как она оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах. III. Ф ормы права. Многозначное понятие формы права и его смысл до конца не определен. Часто вместо этого понятия используют другое понятие – источники права. Под источником принято понимать формы выражения правовой нормы. Чаще всего такой формой являются нормативно – правовые акты, принятые государством и подразделяемые на законы и подзаконные акты Однако, кроме этого, к формам и источникам права относятся правовые обычаи и правовые прецеденты, подразделяющиеся на судебные и административные. 1 В некоторых случаях, например, в Великобритании эти два источника права играют главную роль, поэтому английское право называют прецедентным2 . В России главную роль играют нормативно – правовые акты. Обычаи – это часто повторяющиеся, сложившиеся нормы поведения, которые существуют длительный период времени и которых придерживается большинство людей. Обычай не записывается никаким законом, однако, его функции разрешают спорные дела даже в суде. Прецедент – случай; юридический источник. Иначе говоря, под прецедентом понимают решение суда, которое должно быть обязательным для принятия последующих решений нижними судами. Суд объявляет решение или приговор, создает норму права, то есть другие суды, разбирая похожие дела, должны принимать то же решение. Нормативно–правовой акт – это наиболее часто встречающийся источник права. Он возник вместе с появлением государства, так как он является правовой нормой, принятой государственной властью. Главную роль в праве он начинает играть с 18 века. Тогда появляется концепция верховенства закона; обычаи, прецедент, должны подчиняться законам государства. В настоящее время верховенство закона начинается с Конституции, она является важным ядром всей правовой системы страны. Все законы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Нормативно–правовой акт – это не только закон. Законом является норма права, принятая законодательной властью, то есть, парламентом. Кроме закона к нормативно-правовым актам относятся указы главы государства, постановления правительства, приказы министров. Информацию о праве и практике его реализации в определенном государстве и в определенный период времени называют источником познания права, то есть историческим источником; к ним относят таблички с текстами законов и договоров, берестяные грамоты, летописи, записанные речи юристов и т.д. IV. Нормы права Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное и закрепленное государством и нормативно – правовыми нормами и актами. Нормой права (юридической нормой) или правовой нормой определяется объем прав, обязанностей, образ действий всех индивидов. Норма права отличается от других социальных норм тем, что она имеет общеобязательный характер, формальную определенность, официально оформлена, многократно применяется в течение длительного времени. Правовая норма обладает следующими признаками: · носит общий характер, то есть адресована широкому кругу лиц, а не конкретному человеку; · общая обязательность, то есть норма права действует во всех случаях и для всего круга лиц, описанного в этой норме; · связь с государством: устанавливается и защищается государством путем принуждения и стимулирования; · системность: вся система права соединяется в институты права, а институты, в свою очередь, в отрасль права. Норма права имеет внутреннюю структуру, в которой отражены целые действия, действующие лица, последствия исполнения или неисполнения нормы Правовые нормы многообразны, так как они отражают все существующие в обществе отношения. Для анализа правовых норм применяется их классификация. Например, нормы делят: 1)по отраслевому признаку (гражданские нормы, уголовные нормы); 2)по функциям права (охранительные и регулятивные нормы); 3)по содержанию (правилам поведения, обязывающие нормы, запрещающие нормы, управомачивающие нормы); 4)по степени определенности (строго нормы поведения, альтернативные нормы, специализированные, дефинитивные, закрепительные). В теории и юридической практике важно не допускать смешения нормы права и статьи нормативно – правового акта. Норма права является элементом системы права и выражает содержание права, содержание определенного правового предписания. Статья нормативного акта относится к системе законодательства и определяет форму выражения той или иной нормы. Проблема эффективности норм права является актуальной в связи с серьезными изменениями законодательства, ростом регионального правотворчества, низким качеством принимаемых нормативно–правовых актов. На эффективность нормы влияет также политическая и правовая культура различных слоев и групп населения, состояние их правового сознания. V.Правоотношения Отношения между людьми, которые попадают под действие норм права, называются правовыми отношениями. Люди вступают в самые разнообразные отношения. Обычно выделяют экономические, политические, социальные, культурные, межличностные отношения. Цели этого разнообразия – межличностные отношения. Над межличностными отношениями могут надстраиваться правовые отношения в виде семейного права, гражданского права и т.д. Политические отношения регулируются нормами права, законами “о выборах” и пр. Таким образом, правоотношения зависят от сферы общественной жизни, которую они регулируют. Правоотношения имеют структуру: 1)объекты правоотношений. 2)содержание правоотношений. 3)субъекты правоотношений. Под объектом правоотношения понимают тот предмет, материальную ценность или права, по поводу которых происходят взаимодействия людей. Под содержанием правоотношения понимают конкретное действие участников данных отношений. Субъекты правоотношений(стороны правоотношений) – это те, кто участвует в правоотношениях. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица. Отсюда видно, что субъектами правоотношений могут являться не менее двух каких – либо субъектов. Юридические лица как субъекты правоотношений – это общественные организации (партии, профсоюзы), коммерческие организации, фирмы (АО, ЗАО), государства, органы государственной власти. Юридические лица называются коллективным субъектом в гражданском праве. Главный признак юридического лица – владение имуществом. Среди субъектов особое место занимает государство, так как оно само устанавливает нормы права. Участие субъектов в правоотношениях характеризуется наличием прав и обязанностей. Это называется правосубъектностью, которая подразделяется на: правоспособность и дееспособность. Правоспособность – это возможность пользоваться правами и выполнять определенные обязанности. Дееспособность – это осознанное исполнение прав и обязанностей в рамках правовых норм. Она зависит от возраста, специфических качеств личности и бывает полная и ограниченная (в возрасте от 14 до 18 лет, дееспособность малолетних от 6 до 14 лет). Во всех отраслях права, кроме гражданского, дееспособность и правоспособность совпадают. В гражданском праве, правоспособность начинается с рождения и заканчивается смертью гражданина. Гражданское право регулирует имущественные отношения, и поэтому закон наделяет даже недееспособных граждан имущественными правами, так как они обеспечивают само существование гражданина. Дееспособность граждан может быть ограничена законом (глава 2 Конституции Российской Федерации). VI. Реализация права Под реализацией правовых норм понимают фактическое осуществление их предписания и поведения субъектов. Без реализации право утрачивает свой социальный статус. Выделяют четыре формы реализации права в зависимости от характера субъектов: 1)соблюдение уголовно – правовых норм; 2)исполнение законов; 3)использование – осуществление возможностей, предоставляемых нормами действующего права участникам различных общественных отношений. 4)применение – это важная деятельность компетентных органов конкретного юридического дела, в результате которого выносится соответствующий индивидуальный акт (указ, приказ, решение, приговор). В юридической литературе многие специалисты обращают внимание на то, что правоприменительные акты и просто нормативные акты (законы) имеют много схожих черт и отличий. Общее в них то, что и те и другие являются актами государственных компетентных органов и представляют собой правовые документы. Отличие в том, что правоприменительный акт носит индивидуальный характер, а нормативный – общий характер. Норма права не описывает конкретную ситуацию, а правоприменительный акт применяет нормы права к данной конкретной ситуации; он не является источником права, а значит, его решение применимо однократно. Правоприменительный акт является юридическим фактом, то есть на его основании возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. Примерами оперативно – исполнительной формы правоприменения являются издание приказа о приеме на работу, регистрация брака, выдача разрешения на строительство и прочее. Правоохранительная форма – деятельность, которая направлена на охрану норм права от любых нарушений, использование мер государственного принуждения, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем. VII. Заключение Любая наука стремится найти такой способ классификации изучаемых ею явлений, который позволял бы свести все их многообразие к определенному единству, выяснить закономерности, определяющие как многообразие, так и единство этих явлений. Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с развитием двух подходов 1 . Первый - формационный подход заключается в том, что главным критерием в нем выступают социально–экономические признаки, то есть общественно–экономическая формация. Тип производственных отношений является, по мнению сторонников данного подхода, решающим фактором общественного развития, который определяет типологию: государство и право. Поэтому выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Второй подход осуществляет классификацию на основе конкретно – географических, национально – исторических, религиозных, специально – юридических и иных признаков. Различают такие типы права, как национально–правовые системы (конкретно–историческая совокупность права, юридическая практика, правовая идеология государства); правовые семьи (романо-германская, англосаксонская, религиозная и традиционная). Современная правовая система России более родственна романо – германской правовой семье. Правовая система общества – это конкретно–историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Понятия «право» и «правовая система» - это часть и целое. По характеру права в обществе можно судить о сущности правовой системы данного общества. Правовая система наделена также следующими элементами: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Если под правом понимается система общеобязательных формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее правовую организацию общества, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Важно совершенствовать и укреплять элементы правовой системы российского общества, что будет содействовать обогащению и оптимизации его правовой жизни. VIII. ЛИТЕРАТУРА 1. Гольцова И.Ф. Теория государства и права, Самара,1999 2. Гольцова И.Ф. Экономическая теория, Самара,2000 3. Жинкин С.А. Теория государства и права. Ростов н/Д: «Феникс»,2003 4. Конституция Российской Федерации. Москва,2002 5. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2000 6. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.:1997 1 См.: Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М;,1997. 1 См.: И.Ф. Гольцова Теория государства и права. Самара, 1999 г. 2 См.: И.Ф. Гольцова Экономическая теория. Самара, 2000 г., С.80 1 См.: С.А. Жинкин Теория государства и права. Ростов н/Д,: «Феникс»2003. С.108 2 См.: И.Ф. Гольцова Теория государства и права. Самара, 1999г. 1 См.: А.В.Малько. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2000. С.118 |