Реферат: Расчет и проектирование коробки скоростей к операционному токарному станку
Название: Расчет и проектирование коробки скоростей к операционному токарному станку Раздел: Рефераты по технологии Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН» КАФЕДРА ОСНОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ МАШИН КУРСОВОЙ ПРОЕКТ На тему : Рассчитать и спроектировать коробку скоростей к операционному токарному станку.Вариант 2/11Выполнил: студент гр. ВТ-6-1 Тулаев П.А. Проверил: Степанов А.А. МОСКВА 2001
Дано: Твых max = 138 H·m nmin = 340 мин –1 φ = 1,41 n0 = 1000 мин –1 Тип фрикционной муфты ЭМ Тип передачи (U = 1) или муфты на выходном валу клиноремённая Коробку установить на литой плите Срок службы коробки tч = 12·103 часов Кинематический расчётВыбор электродвигателяТ = 9550 р /п Расчётная мощность на выходе Рвых = Рэл ’ = побщ = п2 оп · п2 пр побщ = 0, 9952 · 0, 982 0, 990025· 0, 9604 = 0, 95082 Рэл’ = (это в ) Тип двигателя : Тип исполнения: 4А132S6У3 М300 Рн = 5, 5 кВтп0 = 1000пп = 965 мин-1
<20% - недогрузка электродвигателя => тип двигателя выбран правильно Определение частот вращения выходного вала п1 min = 340 об/мин п2 min = n1 · φ = 340· 1,41 = 479,4 об/мин Определение общих передаточных чисел Uобщ 1, 2 = Uпр2 13 · Uпр1 Uобщ 1 = (1) = Uпр1 ·Uпр2 Uобщ 2 = (2) = Uпр1 ·Uпр3 Выбор передаточных чисел отдельных пар Uпр max = 4 Разбиение Uобщ по ступеням приводят к Uобщ min Здесь можно выявить следующие пары:
=
Определение чисел зубьев прямозубых колёс
т.к. aw = const
Проверка частот вращения
%
т. к. кинематика выбрана удовлетворительно мм – диаметры шкивов на выходе пz = min 30,965>24·nII при ТII и пII ψbd = 0,3 – рассчитываемая передача Определение мощности на валахРэл = 5,5 кВт РI = Pэл ·ηпр ·ηоп = 5,5·0,98·0,995 = 5,36 кВт РII = PI ·ηпр ·ηоп = 5,36·0,98·0,995 = 5,23 кВт РIII = PII ·ηоп ·ηкл.р = 5,23·0,995·0,96 = 4,995 кВт Определение частот вращения валов nI = nH · = 965·= 675,5 мин-1 nII1 = nI · = 675,5·= 337,75 мин-1 nII2 = nI · = 675,5·= 482,499 мин-1 nIII1 = nII1 ·U = 337,75 мин-1 nIII2 = nII2 ·U = 482,499 мин-1 Определение вращающих моментовТ = 9550 Тэл = 9550· = 9550·= 51,103 H·м TI = 9550· = 9550·= 75,7 H·м TII = 9550· = 9550·= 147,8 ≈ Tmax = 138 H·м Проектировочный расчёт валов
φ = dbI = 110· = 32,8 мм dbII = 110· = 38,8 мм dbIII = 110· = 35,09 мм Итоговая таблица
Расчёт прямозубой цилиндрической передачит.к. у шестерни Z3 наименьшее число зубьев (zmin ), то рассчитывать будем её = Проектировочный расчёт а) на контактную выносливость d1H = Kd· Kd = 770 (сталь) TI = 75,7 Н·м Ψbd = 0,3 – коэффициент ширины зуба KHβ = 1,07 по таблице 1.5 HB > 350 > 6 (менее жёсткий вал)
Cos β = 1 т.к. прямозубая цилиндрическая передача далее по таблице 6.5 Ст40х + термическая обработка, закалка в ТВЧ σНР = 900 МПа σFP = 230 МПа σНР = σНР ’·KHL = 900·1 = 900МПа NHO = 8·107 циклов NFO = 4·106 циклов t14 =t24 = NHE = 60·tч ·nI = 60·6·103 ·675,5 ≈ 24·107 циклов KHL = = 1 т.к. NHE > NHO , то KHL = 1 dIH = = мм mH = мм б) на изгибную выносливость mF = Km = 13,8 (сталь, прямозубая) ТI = 75,7 H·м Z3 = 24 Ψbd = 0,3 УF3 = Z3 и “Х” = 3,92 (по таблице) σFp = σFp ’·KFL KFL = 1 KFβ = 1,15 по таблице 1. 5 Для постоянного режима NFE = NHE = 24·107 т.к. NFE >NF0 , то KFL = 1 σFP = 230·1 = 230 МПа mF = 13,8 2,7мм mH = 2,55мм mF = 2,7мм ГОСТ: 2,0; 2,25; 2,5; 2,75 ; 3,0; 3,5… по ГОСТ выбираем 2,75мм Проверочный расчет прямозубой передачиа) на контактную выносливость σН = ZM ·ZH ·Zε σHP ZM = 192 (сталь-сталь) ZH = 2,49 (x=0, β=0)
Zε = εα = = 1,88-3,2·( ) = 1,68
Zε = = 0,88 dIII = b = ψbd·dI = 0,3·66 = 19,8 мм (принимаем b=20) U = 2 FtI = KHα = 1 (прямозубая передача) KHβ = 1,07 KHv = FHv = δH ·д0 ·v·b δH = 0,014 (для прямозубой НВ>350 и без модификации) д0 = 47 (для 7й степени точности) vI = aw = FHv = 0,014·47·2,33·19,8· = 213,5 H KHv = 1+ σH = 192·2,49·0,88· МПа 730МПа < 900МПа Расчет на изгибную выносливость σF = УFI ·Уε ·Уβ · σFP УFI = 3,92 Уε = 1 (прямозубая) Уβ = 1 (β=0) FtI = 2336 H b = 19,44 мм m = 2,75 мм KFα = 1(прямозубая) KFβ = 1,15 KFv = 1+ FFv = δF ·д0 ·vI ·b· δF = 0,016 (прямые без модификации НВ>350) FFv = 0,016·47·2,33·20· = 246 H KFv = 1+ = 1,09 σF = 3,92·1·1· = 205 МПа 205 МПа < 230 МПа SF = = 1,12 Расчёт клиноремённой передачи Тип ремня Б Нормального сечения по ГОСТ 1284.1 и по ГОСТ 1284.3
в0 = 17 мм вр = 14 мм h = 10,5 мм А1 = 138 мм2 d1min = 125 мм q = 0,18 кг/м L = 800…6300 мм Т1 = 50…150 Hм Диаметры шкивов мм – диаметры шкивов на выходе округляем по табл. 9. 3 до значения 160 мм dp1 =dp2 =160 мм n2 = 482.499 мин-1 Скорость ремня
V = 4 м /с Окружная сила Ft = = 1189 Н Межосевое расстояние мм причём amin < a < amax , где amin = 0,55·(d1 +d2 )+h = 0,55·(160+160)+10,5 = 186,5 мм amax = 2·(d1 +d2 ) = 2·(160+160) = 640 мм Длина ремня L ≈ L ≈ мм Принимаем стандартную длину ремня по таблице 9.14 L = 1000 мм Окончательное межосевое расстояние, где λ = L - π·dср = 497,6 dср = = 160 мм = 0 мм Наименьшее межосевое расстояние(необходимое для монтажа ремня) aнаим ≈ a – 0,01·L ≈ 238,8 мм Наибольшее межосевое расстояние(необходимое для компенсации вытяжки ремня) aнаиб ≈ a + 0,025·L ≈ 273,8 мм Коэффициент режимаСр = 1 т.к. токарный станок (по табл. 9.9)Угол обхвата ремня на малом шкиве
Коэффициент угла обхвата Са = 1 (по табл. 9.15) Частота пробегов ремня, С -1i =i =Эквивалентный диаметр ведущего шкиваde = d1 ·Kи , где=1 => de = 160 мм приведённое полезное напряжение[σF ] = 2,5 МПа Допускаемое полезное напряжение[σF ] = [σF ]0 ·Ca ·Cp = 2,5·1 = 2,5 МПа Необходимое число клиновых ремнейZ’ = Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ремням Сz = 0,95 (по табл. 9.19) Число ремней
принимаем Z = 3 Коэффициент режима при односменной работеCp’ = 1 (по табл. 9.9) Рабочий коэффициент тягиΨ = 0, 67·Ca ·Cp ’ = 0,67·1·1 = 0,67 Коэффициент m = Площадь сечения ремнейA = A1 ·Z A = 138·3 = 414 мм Натяжение от центробежных силFц = 10-3 ·ρ·A·V2 , где Плотность ремней ρ = 1,25 Г /см 3 Fц = 10-3 ·1,25·414·42 = 8,28 Н Натяжение ветвей при работеF1 = Ft · +Fц F2 = Ft · +Fц F1 = 1189· +8,28 = 1490,13 H F2 = 1189· +8,28 = 301,13 H Натяжение ветвей в покоеF0 = 0,5·(F1 +F2 )-x·Fц , где коэффициент x = 0,2 F0 = 0,5·(1490,13+301,13)-0,2·8,28 = 893,974 H Силы действующие на валы при работе передачи
Fa = 1774,7 H Силы действующие на валы в покоеFa0 = 2·F0 ·sin Fa0 = 2·893,974 ·sin 1787,9 H Размеры профиля канавок на шкивах(выбираются по табл. 9.20) H = 15 B(b) = 4,2 t = 19 f = 12,5 φ = 34°…40° Наружный диаметр шкивовde1 = de2 = dp1,2 +2·b de1,2 = 168+2·4,2 = 176,4 мм Внутренний диаметр шкивовdf1 = df2 = de1,2 –2·H df1,2 = 176,4 - 2·15 = 146,4 мм Ширина ремняB = Z·tB = 3·19 = 57 мм Ширина шкиваM = 2·f+(Z-1)·t M = 2·12,5+(3-1)·19 = 63 мм Определение геометрических параметровdi = dai = di +2m dti = di -2,5m b = ψbd·di d1 = мм da1 = 82,5+2·2,75 = 88 мм dt1 = 82,5-2,5·2,75 = 75,625 мм b1 = 0,3·82,5 = 24,75 мм d2 = мм da2 = 115,5+2·2,75 = 121 мм dt2 = 115,5-2,5·2,75 = 108,625 мм b2 = 0,3·115,5 = 34,65 мм d3 = мм da3 = 66+2·2,75 = 71,5 мм dt3 = 66-2,5·2,75 = 59,125 мм b3 = 0,3·66 = 19,8 мм d4 = мм da4 = 132+2·2,75 = 137,5 мм dt4 = 132-2,5·2,75 = 125,125 мм b4 = 0,3·132 = 39,6 мм d5 = мм da5 = 82,5+2·2,75 = 88 мм dt5 = 82,5-2,5·2,75 = 75,625 мм b5 = 0,3·82,5 = 24,75 мм d6 = мм da6 = 115,5+2·2,75 = 121 мм dt6 = 115,5-2,5·2,75 = 108,625 мм b6 = 0,3·115,5 = 34,65 мм aw = 99 мм (для всех колёс)
Определение усилий действующих в зацепленииTэл = 51,103 H·м H H T1 = TI = 75,7 H·м H H Выбор и расчёт муфтыЭлектромагнитная фрикционная муфта с контактным токоподводом и постоянным числом дисков тип ЭТМ…2.b=1,3…1,75 коэффициент сцепления [P]p – удельное давление [P]p =[P]·Kv Kv = Vcp = Дср = f = 0,25…0,4 (сталь феродо)-сухие [P] = 0,25…0,3 Мпа –сухие T = 75,7 H/м i = 2·Zнар = 2·3 = 6 n = 337,75 об/мин Дн = 53 мм Дв = 45 мм Дср = Vcp = P = Kv = Kv £ 1 [P]p = 4,17·0,9 = 3,75 P<[P]pРасчёт валов на статическую прочностьРасчёт вала IFt2 = 1239 H Ft3 = 2336 HFr2 = 451 HFr3 = 850,4 HT = 75,7H×мСт 45 термообработка, улучшениеS МAг = 0Бг =S МБг = 0 Аг = S МАв = 0 Бв = S МБв = 0 Ав = Определение наибольшего изгибающего и вращающего моментов в опасном сечении Принимаем По эпюрам и реакциям находим максимальный изгибающий момент. Tmax = 1,5×T = 1,5×75,7 = 113,55 H×м Определение эквивалентного напряжения в опасном сечении По эмперической теории прочности sэкв = запас прочности по пределу текучести в опасном сечении для стали 45НВ³200 sТ = 280Мпа
Расчёт вала IIFt4 = 850,4 H Ft4 = 2336 HR = 1189 HT = 147,8 H×мСт 45 термообработка, улучшениеS МAг = 0Бг =Аг = Fr4 – Бг + R = 850,4-1746+1189=293,4 S МАв = 0 Бв = Ав = -Ft4 + Бв = 511-2336=-1825 Определение наибольшего изгибающего и вращающего моментов в опасном сечении Принимаем По эпюрам и реакциям находим максимальный изгибающий момент. Tmax = 1,5×T = 1,5×147,8 = 221,7 H×м Определение эквивалентного напряжения в опасном сечении По эмперической теории прочности sэкв = запас прочности по пределу текучести в опасном сечении для стали 45НВ³200 sТ = 280Мпа
Расчёт на сопротивление усталости вала IIимеем 2 опасных сечения (I и II) МГ I = АГ ×0,035 = 293,4×0,035 = 10,3 H×м МГ II = Ft×0,05 = 1189×0,05 = 59,45 H×м МВ I = АВ ×0,035 = 1825×0,035 = 63,8 H×м Суммарные значения изгибающих моментов Определение нормального напряжения в опасных сечениях j = 0,5(Kv-1) = 0,5(1,2-1) = 0,1 dв = 45мм WuI = WuII = Мпа Мпа sm = 0 (для симметричного цикла) Определение касательных напряжений tа = tm = Wk = tаI = tmI = МПа tаII = tmII = Мпа Расчёт эффективного концентратора напряжения I es = 0,83 et = 0,77 (dв=45мм) II es = 0,83 et = 0,77 (dв=45мм) I Ú /обточка sв = 560 Ksп = Ktп = 1,05 II Ú /шлифование sв = 560 Ksп = Ktп = 1,0 I sв = 560 и шпоночная канавка Ks = 1,76 Kt = 1,54 II sв = 560
Определение запаса прочности по усталости
ys = yt = 0 nmin = 1,5…1,8 Расчёт подшипников на долговечностьРасчёт подшипников на валу I Влевой и правой опорах шариковый радиальный подшипник Æ вала = 35мм n = 1000 об/мин долговечность L10h = 10×103 часов Расчёт опоры 1)Шариковый радиальный средней серии 307 d´D´B = 35´80´21 Cr = 26200 2)Находим эквивалентную нагрузку PE = (XVFr + YFa )KT ×Kd Kd = 1,3 V = 1 (при вращающемся вале) KT = 1 (t<100°) Опора воспринимает только радиальную нагрузку ÞFr = R1 = 1239 H т.к. Fa = 0 то, и это < e, где e величина >0 и называется коэффициентом осевого нагружения, товсегда Х=1 PE = (1×1×1239 +0)×1×1,3=1610,7 Н 3)Определение динамической грузоподъёмности р = 3 (т.к. подшипник шариковый) Стреб <Cr Запас прочности удовлетворительныйРасчёт подшипников на валу II В левой опоре шариковый радиальный подшипник серии 308 Æ вала=40мм В правой опоре шариковый радиальный подшипник серии 309 Æ вала=50мм Расчёт левой опоры n = 1000 об/мин долговечность L10h = 10×103 часов 1) шариковый радиальный подшипник серии 308 d´D´B = 40´90´23 Cr = 33200 2)Находим эквивалентную нагрузку PE = (XVFr + YFa )KT ×Kd Kd = 1,3 V = 1 (при вращающемся вале) KT = 1 (t<100°) Опора воспринимает только радиальную нагрузку ÞFr = R3 = 2336 H т.к. Fa = 0 то, и это < e, где e величина >0 и называется коэффициентом осевого нагружения, товсегда Х=1 PE = (1×1×2336 +0)×1×1,3=3036,8 Н 3)Определение динамической грузоподъёмности р = 3 (т.к. подшипник шариковый) Стреб <Cr Запас прочности удовлетворительныйРасчёт правой опоры n = 1000 об/мин долговечность L10h = 10×103 часов 1) шариковый радиальный подшипник серии 309 d´D´B = 45´100´25 Cr = 41000 2)Находим эквивалентную нагрузку PE = (XVFr + YFa )KT ×Kd Kd = 1,3 V = 1 (при вращающемся вале) KT = 1 (t<100°) Опора воспринимает только радиальную нагрузку ÞFr = R4 = 2336 H т.к. Fa = 0 то, и это < e, где e величина >0 и называется коэффициентом осевого нагружения, товсегда Х=1 PE = (1×1×2336 +0)×1×1,3=3036,8 Н 3)Определение динамической грузоподъёмности р = 3 (т.к. подшипник шариковый) Стреб <Cr Запас прочности удовлетворительныйРасчёт шлицевых и шпоночных соединенийДля вала I Расчёт шлицевого соединения Условие прочности на смятие:
y =0,75 (коэффициент, учитывающий неравномерность распределения усилий на рабочих поверхностях зубьев) Площадь всех боковых поверхностей зубьев с одной стороны на 1 мм длины: Рабочая длина зуба l=210мм Для вала II Расчёт шпоночного соединения D = 40мм k = 3,5мм l = 40мм [Mкр max ] = 0,5×10-3 ×d×k×l[sсм ] = 0,5×10-3 ×40×3,5×40×84 =235,2Н×м 235,2Н×м >43,7Нм Расчёт механизма управленияarcsin a/2 = ½ хода/радиуса 2a – перемещение камня в пазе блока зубчатых колёс R = A1 +a А1 – расстояние от оси вала зубчатого колеса до оси поворота рычага а – половина высоты дуги, описываемой осью камня, при перемещении зубчатого колеса из одного крайнего положения в другое. R = 94 + 2 = 96мм ВведениеКоробка скоростей двухступенчатая с передвижными зубчатыми колёсами. Данная коробка скоростей рассчитана и спроектирована Тулаевым Петром Алексеевичем. Она предназначена для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала и передачи вращательного момента электродвигателя на шкив передней бабки высокоточных металлорежущих станков, но может быть использована и в приводах других машин. Вращательный момент сообщает индивидуальный электродвигатель 4А132S6У3 тип исполнения М300 ( Р = 5,5кВт, п = 965 мин-1 ). Зубчатое колесо 28 (лист 1) вращается электродвигателем и сообщает вращательный момент колесу 21 (лист 1), которое через электромагнитную муфту 45 (лист 1)передаёт его на шлицевой вал 22 (лист 1), далее через коробку передач, шкив 15 (лист 1) и клиновыми ремнями передаётся на шкив передней бабки станка. В связи с жёсткими требованиями предъявляемыми к высокоточным станкам, коробка скоростей располагается отдельно от станка внутри тумбы на специальной плите рядом с передней бабкой. Так как вибрация от электродвигателя и коробки скоростей неблагоприятно влияет на процесс резания, вращательный момент передаётся на станок при помощи клиновых ремней. Содержание1. Введение, описание конструкции 2. Выбор двигателя, кинематический расчёт 3. Итоговая таблица 4. Расчёт прямозубой цилиндрической передачи 5. Расчёт клиноремённой передачи 6. Определение геометрических параметров 7. Определение усилий действующих в зацеплении 8. Выбор и расчёт муфты 9. Схема загрузки валов в аксонометрии 10. Расчёт валов на статическую прочность 11. Расчёт на сопротивление усталости вала II 12. Расчёт подшипников на долговечность 13. Расчёт шлицевых и шпоночных соединений 14. Расчёт механизма управления 15. Список используемой литературы 16. Спецификация Список используемой литературы1. «Детали машин» атлас конструкций, Решетов Д.Н. I,II часть 1992г. 2. «Детали машин» курсовое проектирование учебное пособие для техникумов, Дунаев П.Ф., Леликов О.П. 1984г. 3. «Конструирование узлов и деталей машин» учебное пособие для студентов машиностроительных специальных вузов, Дунаев П.Ф. 1978г. 4. «Справочник по муфтам», Поляков В.С., Барбаш И.Д., Ряховский О.А. 1979г. 5. «Справочник по муфтам», Ряховский О.А., Иванов С.С. 1991г. 6. «Технология Машиностроения» (специальная часть) учебник для студентов машиностроительных специальных вузов, Гусев А.А., Ковальчук Е.Р., Колесов И.М., Латышев Н.Г., Тимирязев В.А., Чарнко Д.В. 1986г. 7. «Крышки подшипников, конструкции и размеры» методичка №390, Степанов А.А. 1994г. 8. «Муфты соединительные компенсирующие, конструкции и размеры» методичка №301, Степанов А.А. 1994г. |