Реферат: Материальное бытие людей
Название: Материальное бытие людей Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЛЮДЕЙ Работу выполнил студент 3 курса математического факультета Михайлов Александр Преподаватель Шалаев Юрий Михайлович ОМСК, 1999 СОДЕРЖАНИЕ
интервала ......................................................................................................7 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Человек, многое зная, умея, ты все же много не знаешь, и жить, действовать на границе знания и незнания тебе суждено всегда, будь же осторожен. Кант Высоко ценя науку и силу философского разума, Кант все же пришел к выводу о существовании границы познания. В чем же тогда усматривается высшая цель, главный смысл философских исканий. Кант писал: “Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая учит именно подавляющим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.” Итак, самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство), достоинство, высокий нравственный долг. Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание. Исторический материализм - это наука об обществе, как едином целом, о наиболее общих законах и действующих силах его развития. Он внутренне связан с диалектическим материализмом. Разница между диалектическим историческим материализмом заключается не в принципах подхода к явлениям действительности, не в способах их рассмотрения, а в объектах исследования, в широте охвата рассматриваемых явлений. Диалектический материализм есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, т.е. таких законах, которые свойственны как природе, так и обществу, а также мышлению. Исторический материализм исследует законы меньшей общности, законы, которые действуют только в обществе, но не действуют в природе. Он изучает наиболее общие законы, а также движущие силы развития общества. При рассмотрении явлений общественной жизни, исторический материализм учитывает как общие черты, свойственные обществу и природе, так и различия, существующие между ними. Общие законы в том, что природа и общество составляют единый объективно существующий мир и подчиняются одним и тем же диалектическим законам развития. Но общество отличается от природы, представляя собой высшую, социальную форму движения материи. В природе, если отвлечься от воздействия на нее человека, действуют слепые, стихийные силы; а в обществе действуют люди, одаренные волей и сознанием, ставящие перед собой определенные цели и стремящиеся к их осуществлению. Но нельзя сказать, что люди действуют по произволу, по прихоти собственной фантазии. Исторический материализм признает первичным материалистическое бытие людей, сознание считает вторичным. “Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание.” Мысли, желания, настроения людей возникают и видоизменяются на базе их практических жизненных потребностей и зависят в конечном счете от степени развития их материального бытия, от их экономического положения в обществе. Существовать вне нашего сознания - это характеристика каждого вида материи. Категория материи является фундаментальным философским понятием. Диалектикой-материалистическое определение дал Ленин: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. В этом определении выделено два основных признака:
1. означает признание первичности материи по отношению к сознанию. 2. - признание принципиальной познаваемости материального мир. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления ее конкретных характеристик (некоторые философы определяют материю как совокупность неделимых атомов, из которых построен мир). Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты мира. Следовательно, бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм, если далее будут открываться новые виды и формы. Таким образом надо выделить такой предельно общий признак, который характеризует все виды материи. Таким общим признаком является свойство “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания”. Движение внутренне присуще материи. Движение - это способ существования материи. Быть - значит быть в движении. Материализм, опираясь на данные науки, исходит из того, что движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо: оно не привносится из вне, а заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие. И ни один вид движения не берется из ниоткуда. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Материя не может существовать вне движения. Все объекты существуют лишь благодаря тому, что в них воспроизводятся различные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые характеризуются определенным набором типов и форм движения. Энгельс выделил механическую, химическую, биологическую, социальную формы движения. В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы:
Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Время же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Пространство - оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте. Время - есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных противоположных друг другу объектов в один и тот же момент времени; а в положении времени отражаются координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются. Специальная теория относительности, построение которой было завершено Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. Система отсчета в физике - это образ реальной физической лаборатории, снабженной часами и линейками, т.е. инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и временные характеристики тел. Старая физика считала, что если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно относительно друг друга, то пространственные интервалы (расстояния между двумя точками), и временные интервалы (длительность между двумя событиями) не меняются. Теория относительности эти представления отвергла, т.е. показала их ограниченную применимость. Когда скорости довольно малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речи идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных интервалов становится заметнее. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются. Еще теория относительности показала, что в природе существует единое пространство-вермя, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по разному расщепляется в зависимости от характера движения тел. До создания теории относительности считалось, что объективность пространственно-временного описания гарантируется только тогда, когда при переходе от одной системы отсчета к другой сохраняются отдельно пространственные и отдельно временные интервалы. Теория относительности обобщила эти положения. В зависимости от характера движения систем отсчета друг относительно друга происходят различные расщепления единого пространства-времени но отдельно пространственный и отдельно временной интервалы, но происходят так, что изменение одного как бы компенсирует изменение другого.
t x2t2 x1t1 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
t` x`
![]()
В теории
относительности
пространство-время
изображается
как четырехмерный
континуум, где
три пространственных
и одна временная
координаты
выступают как
одинаково
изменяющиеся
при переходе
от одной системы
отсчета к другой.
Возьмем для
простоты одну
из трех пространственных
координат ‘x’
и временную
координату
‘t’. Одна система
отсчета представлена
осями ‘x’ & ‘t’,
другая ‘x`’ &
‘t`’. Их движение
друг относительно
друга выражено
как поворот
на некоторый
угол в пространственно-временном
континууме.
Проекции на
ось ‘x’ и ‘x`’
пространственно
временного
интервала (
x1t1
, x2t2
) задают
отдельно
пространственный
(
Следовательно, пространственно временной интервал всегда сохраняется. Пространственные и временные свойства объектов порознь оказываются изменчивыми, но пространственно-временные интервалы остаются постоянными. Тем самым специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, т.к. само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, каково движение материи. Следовательно, хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.
t x2t2 x1t1 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
t` x`
![]() ![]()
В теории
относительности
пространство-время
изображается
как четырехмерный
континуум, где
три пространственных
и одна временная
координаты
выступают как
одинаково
изменяющиеся
при переходе
от одной системы
отсчета к другой.
Возьмем для
простоты одну
из трех пространственных
координат ‘x’
и временную
координату
‘t’. Одна система
отсчета представлена
осями ‘x’ & ‘t’,
другая ‘x`’ &
‘t`’. Их движение
друг относительно
друга выражено
как на некоторый
угол в пространственно-временном
континууме.
Проекции на
ось ‘x’ и ‘x`’
пространственно
временного
интервала (
x1t1
, x2t2
) задают
отдельно
пространственный
(
|