Реферат: Философия её смысл и функции

Название: Философия её смысл и функции
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат

Могилёвский университет продовольствия

Контрольная работа по философии №2

Предназначение философии, ее смысл, и

функции

г. Могилёв

План:

1 Введение(что такое философия)

2 Философское знание

3 Предназначение философии

3 Функции философии

4 Заключение

. Философия одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.

Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то по­зволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значи­тельные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

1) Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут объяснить в первом приближении, что такое философия, выделив из ряда вопросов — житейских, производственных, научных, политических, художественных и других — те, что носят философский характер. Откуда же у людей это предпонимание?

Тематика этих раздумий задана потребностью в общей ориен­тации, самоопределении человека в мире.

2) Каждый из нас принимал в своей жизни бессчетное количест­во решений, которые воздействовали на нашу жизнь и в некоторой степени на окружающих. Многие из нас принима­ли даже наиважнейшие решения, не спрашивая себя, на каких принципах мы основываем наш выбор, заслуживают ли эти прин­ципы уважения и стоят ли они того, чтобы им следовать. Когда приходит война, молодые мужчины идут сражаться и умирают, не слишком задумываясь о том, имеют ли они моральное право уби­вать другого человека.

Однако бытовое понимание философии весьма иронично. С самого начала философы были объектом подозрений и даже насмешек. Сократ был осмеян в пьесе блестящего комического поэта Аристофана как человек, который витает в облаках и словно сумасшедший говорит бессмыслицу. Самый первый философ, Фалес, имел репутацию рассеян­ного. Обычно философов обвиняют в том, что они разглагольст­вуют о вещах, слишком далеко стоящих от реальных человеческих забот. «Дети с избыточным запасом слов», «Люди, не державшие в руках платежного поручения» и т.п. Традиция складывать анекдоты – от Фалеса до наших дней. «Три мудреца в одном тазу поплыли по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз длиннее был бы мой рассказ»

В то же время философ – синоним человека, умеющий сопротивляться невзгодам. Философский взгляд на жизнь». Людей, обладающих особой внутренней цельностью, уме­нием противостоять невзгодам и жизненным неурядицам, не­редко называют философами. Кого мы могли бы назвать в своей обычной жизни философами? Видимо тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к разумному человеку.

Т.о. диапазон – от иронии до восхищения.

Однако, что предполагает философская разумность? Ясно, что это не возрастное состояние мудрого старца. Ведь может быть старый человек глупцом, а юный — мудрецом. Так что же такое мудрость?

Поскольку это слово софос – мудрость входит в само название науки, начнем с него.

Попробуем спросить об этом у одного старого филосо­фа — Аристотеля (4 в. до н.э.). Аристотель — древнегрече­ский мыслитель, известен тем, что основал Ликей (школу философов) и что был учителем великого полководца Алек­сандра Македонского. Что же он нам ответит на наш воп­рос? «Во-первых, ... мудрый, насколько это возможно, знает все , хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдель­ности . Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению при­чин ...»

Итак, особенностью философского знания и является мудрость, которая, конечно, отличается от житейской мудрости. Чем? Аристотель называет такую его особенность: «знание обще­го». Почему? Потому что не обязательно для человека знать много, но важно понимать многое.

А как этого добиться? Не умножением знания, а умением постигать причины. Это уме­ние даст и способность предвидеть события, а значит и научит правильно действовать.

Аристотель называл философом того, кто способен удивляться, ибо удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны, Солнца и звезд, о проис­хождении Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно, что этот удивляющийся человек считает себя незнающим. Потому что тот, кто уверен в своем всезнайстве, никогда не станет фило­софом. И не о нем речь. «Книжный шкаф знает больше».

Чему же удивляется человек-философ? Да всему: миру, звездам, детям, людям. Он очень любит сказки и мифы и ви­дит в них массу удивительного. Он хочет много знать. Известны знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,— это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» .

Но это делается не ради какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы понять явление. Аристотель говорил: «ради разумения». И именно поэтому Аристотель называл такого человека свободным (не связанным, не скованным каким-то обязательством), а науку философию — единственно свободной , существующей не с прагматической (полезной) целью, а как бы ради себя самой, «ради разумения».

Значит путь философского знания —это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формирова­нием человека разумного (homo sapiens). Вы знаете, что по­явлению человека разумного предшествовали многие и мно­гие годы, столетия и тысячелетия.

Философское знание — это культура разумного мышле­ния.

Что это значит? Это мышление основательное, научное, но и не допускающее произвола, насилия, умеющее отстаи­вать свою правоту и мышление свободное, творческое, пред­полагающее знание бесконечным .

Конечно, культура разумного мышления не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Культура разумного мышления — не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их дейст­вие.

Основные черты философского знания:

- Это не столько многознание, сколько «разумение », понима­ние, осмысление. Это умение постигать причины явления, «смотреть в корень», и потому — предвидеть дальнейший ход событий.

- Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому , открытость к познанию («способность удивляться»). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии.

- Это не агрессивное, насильственное отношение к людям, к миру, а руководствующееся только разумом. Это мудрость , проявляющаяся и в житейских делах.

- Наконец, для философского знания характерно обращение к «вечным » смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет си­юминутного ответа, но без которых не обходится ни один че­ловек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? Что означает для меня природа и ее смерть? И т.д. Филосо­фия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть и прежде всего — экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.

В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эруди­ции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Человек стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необходимо и нечто большее, чтобы ре­шить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть тенденции и перспективы развития мира, конкретного явления, пони­мать суть. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоз­зрением .

Предназначение философии, ее смысл и функции

Время появления человека, руководствующего­ся в своей жизни не сиюминутной пользой и т.п., а знани­ем, мудростью, немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969 гг.), много труда положивший для открытия т.н. «шифров бытия», называл «осевым временем». «Осевое вре­мя, таинственно начавшееся» почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н.э. в Китае, Индии и на Западе. Именно тогда произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. В это время происходит много необычайного. Вспомним, именно в тот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и появились все направле­ния китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма, материа­лизма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, дра­матургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возник­ло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисцип­линам; оно было единым, синкретичным, т. е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т. д. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культу­рах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, са­мого себя и свои границы . Перед ним открывается глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет по­нимания и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.

В эту эпоху были разработаны основные категории, кото­рыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых ре­лигий, и сегодня определяющих жизнь людей.

В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное.

Староантичное понимание философии тождественно по­нятию науки вообще. Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». Предмет нерасчлененной науки — вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний — философия, возникшая как разрешение противоре­чия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием, философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых на­чалах (учение о всеобщем) — это безраздельно господствую­щая и руководящая наука, наука, которой все другие, как ра­быни, не вправе сказать и слова против. Философия трактует­ся как наука наук. Установившееся за ней название «метафи­зика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоя­тельность механика, астрономия, физика, политэкономия, ме­дицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юрис­пруденция. Таким образом, от протознания вначале отдели­лись естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержа­ние философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».

На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к «отпочкованию» от «протозна­ния». Это прогрессирующее разделение труда в сфере научно­го знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретически­ми проблемами этих наук длительное время занималась фило­софия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, ми­ровоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, мета­физика, этика и т. д. Попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская, индийская и китайская философии. Эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч,, нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдаю­щиеся философские системы, направле­ния, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д,, пат­ристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеалам, материализм и т. д.).

Становление философии как самостоятельной науки связа­но с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выде­лившись из совокупного научного знания.

Научив человека подлинным ценностям, фило­софия изменит мир. Величайшее открытие – возможности слова.

Наука ли философия?

В противоположность наукам фило­софскому мышлению не присуще, не свой­ственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материа­ла научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближа­емся к нему.

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:

- философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т. е. не удовлетво­ряют критерию научного знания;

- утверждения философии эмпирически (т. е. в опыте, экспе­рименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит самораз­витие духа);

- в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собствен­ную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

Распространена и противоположная позиция, согласно ко­торой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятйная форма познания, логическая доказатель­ность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверж­дения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются хо­дом мировой истории или открытиями естественных наук (на­пример, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются.

Философы, считающие философию наукой, по-разному оп­ределяют ее предмет, Так, в отечественной литературе рас­пространены определения онтологического типа:

философия — это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления; философия — наука о всеобщем в отношении человека и мира;

философия — это наука о всеобщих началах сущего.

Другой тип определений — антропологического типа. Так, русский философ-экзистенциалист Н. А. Бердяев определил философию как - науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.

ФИЛОСОФИЯ — буквально любовь к мудрости. Философия — это систематическое критическое исследование способа наших сужде­ний, оценок и действий, имеющее целью сделать нас более мудры­ми, лучше познать самих себя и таким образом стать лучше.

Вольф: Фи­лософия — это деятельность, руководящий принцип которой — разум и цель которой — критическое самопонимание.

Лосев: философия – сознание вслух

Витгенштейн : перейти от замаскированной чепухи к чему-то вроде чепухи очевидной.

О чем размышляли и размышляют философы?

О природе. Об этом говорят и названия многих философских трудов: Лукреций «О природе вещей»; Д. Бруно «О бесконечности вселенной и мирах»; .П. Гольбах «Система природы»; Гегель «Философия природы».

О разуме. Кант «Критика чистого разума» и «Критика практического разума»; Спиноза «Трактат об усовершенство­вании разума».

О человеке и мире. Т. Гоббс «О человеке»; Гельвеций «О человеке»; Шопенгауэр «Мир как воля и представление».

Об общественной жизни. Платон «Государство»; Аристо­тель «Политика»; Гоббс «О гражданине»; Руссо «Общест­венный договор».

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Онтология методология гносеология

Учение о бытии учение о методе учение о познании

Логика

Формальная, диалектическая, социальная

Философия природы социальная философия философская антропология

Эстетика этика История философии

(учение о прекрасном) (учение о морали)

Функции философии

Каковы функции философии в сложном комплексе обще­ственно-исторической жизни людей?

1. Мировоззренческая . Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Немецкий философ нашего времени М. Хайдеггер определил филосо­фию как «вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос». Категории философии — это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области (животное, язык); но «они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие по­нятия». К ним относятся такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, изменение, разви­тие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и т.д.

Категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Так, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседнев­ной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. Поэ­тому категории называются предельными основаниями и универсальными формами культуры. Их называют также вечными формами «чистого» разума.

Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру: философское учение о бытии—онтология (от греч. ontos — сущее и logos — учение); философское учение о по­знании мира — гносеология (от греч. gnoses — познание) и философское учение о ценностях (от греч. axios — цен­ный) — аксиология.

Можно назвать эту функцию функцией экспликации (т. е. выявления) «универсалий», целого.

2. Функция рационализации и систематизации, теоретиче­ского выражения результатов человеческого опыта во всех его формах. Так, атомистика Демокрита берет начало из простого обыденного опыта и его обобщения: наблюдение пылинок в солнечном луче, растворение вещества в жидкос­тях и т.д. Повседневные наблюдения служили толчком к открытию закономерностей,

3. Критическая функция. Основа — ориентация на рацио­нализм философской мысли, неприятие всякого рода заблуж­дений и ошибок, предрассудков и стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и деятельности. Особое неприя­тие у философов во все времена вызывал догматизм (рели­гиозный и др.), филистерство.

4. Обращенность к будущему. Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, обладает всеми воз­можностями творческого формирования новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропониманий, систе­мы Для будущего. Таковыми могут считаться «планетарная философия и этика», или «русский космизм» Вернадского, Циолковского, Чижевского, рассматривающих единство чело­века и космоса.

Далее мы обратимся к истории философии и посмотрим, какую школу жизни прошло человечество и как оно размыш­ляло о мире и о себе самом,

5. Велика роль философии в качестве методологической функ­ции. Методология — это система исходных принципов, обоб­щенных способов (методов) организации и построения теоре­тической деятельности, а также учение об этой системе. Сре­ди разнообразия методов можно выделить такие, которые ис­пользуются только одной наукой. Эти методы называют частнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, кото­рые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предме­том исследования в данном случае выступают наиболее уни­версальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной об­ласти. Философские методы, будучи универсальными, являют­ся необходимым условием решения разнообразных конкрет­ных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого филосо­фия выполняет методологическую функцию для всего научно­го познания.

6. Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на кото­рых базируется та или иная конкретная культура или общес­твенно-историческая жизнь людей в целом. Их называют уни­версалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свой­ство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, ли­тературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти поня­тия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к предельным основаниям, уни­версальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала философию с учением о категориях.

ФИЛОСОФИЯ

Форма общественного сознания,

направленная на выработку целостного взгляда на мир

и место в нем человека

основные функции

мировоззренческая методологическая

- гуманистическая – проблемы человека - эвристическая – содействие

появлению новых знаний

- социально -аксиологическая – о ценностях – координирующая – координа-

об общественных идеалах ция методов научного

исследования

- культурно-воспитательная - формиро- - интегрирующая – объединение в

вание у человека важных качеств культурной в целое каких-либо частей

личности - логико-гносеологическая - обоснование

- отражательно-информационная – категории, понятий и теоретических структур

общие принципы, законы, отражающие научного познания

действительность

Заключение:

Нынешнее время — время масштабных задач и больших свершении — требует высоко профессионально подготовленных специалистов, способных к продуктивному труду в самых разных сферах народного хозяйства. Вместе с тем современный специа­лист — это не просто грамотный исполнитель спускаемых откуда-то сверху указаний и решений. Еще совсем недавно, каких-то 5-10 лет назад, этого казалось вполне достаточно: сегодняшняя действительность предъявляет к специалисту, да. впрочем, и к каждому труженику, более высокие требования - ему необходимо осмысленно или, выражаясь (философским языком, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами других. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнении, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки .зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Но, как мы знаем, способность к разумному мышлению у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться: при этом лучшая школа разумного мышления — усвоение высших достижений философской культуры.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления — умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности. а значит — видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.

Следует, однако, иметь в виду. что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой куль­турой, но даже и не приблизился к ней.

В критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

Дело заключается также в одной характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».

Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки, медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного ноля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем первое.

Список литературы:

1. http://ich.tsu.tomsk.su/~imaks/lek1.html.

2. http://www.bankreferatov.ru/search.html.

3.http://www.5balov.ru/referats/referats.shtml?section=10036&type=&pos=366.