Реферат: Философия права (краткая учебная программа)
Название: Философия права (краткая учебная программа) Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИЛОСОФИЯ ПРАВАкраткая учебная программа МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине: «Философия права» (название дисциплины) для направления: 5380100-Юриспруденция (код и название) Ташкент – 2004 Программа обсуждена и рекомендована Учебно-методическим Советом Ташкентского государственного юридического института Протокол №6 от «26» февраль 2004г. Составитель: доктор философских наук, доцент Сафар Абдухаликов Ответственный редактор: Заслуженный юрист Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор М.Х.Рустамбоев Рецензенты: доктора юридических наук, профессора Х.Б.Бобоев, З.М.Исламов, Х.Т.Одилкарыев, Ж.У.Ташкулов, М.Файзиев, доц. Ф.Тохиров, доктора философских наук, профессора Н.Маматов, С.Мамашокиров, Б.Туйчиев, Б.Тураев, М.Холматова, доктор политических наук, профессор И.Эргашев В связи c независимостью в Республике Узбекистан осуществляются определенные изменения в системе высшего образования. Изучение философии права введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для студентов магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не все, но некоторые существенные вопросы, учитывая и корректируя опубликованные учебники и учебные пособия. Составил краткую примерную учебную программу для учебных пособий. Некоторые философские вопросы уголовного права введены проф. М.Х.Рустамбаевым. Данная примерная краткая учебная программа рекомендована для студентов магистратуры юридических факультетов и институтов. Ó Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г. I. ПРЕДИСЛОВИЕ. 1.1. Цель и задачи преподавания науки. В процессе глубокого преподавания специальных дисциплин студентам – магистрантам важные значение имеет философии права. Через эту науку у студентов появляется возможность связать изучение юридических наук с философским анализом права и его закономерностями. Задачами дисциплины «Философия права» являются следующие: а) определение сущности, качественных признаков и критериев права, единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов; б) анализировать системаобразующих субстанциональных элементов правового бытия (правовой жизни); в) раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных, детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий правового бытия; г) объяснение путей познания правовых ценностей и обучение научных методов познания права. 1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в соответствии с ГОС. Каждый студент, обучающийся в магистратуре по специальности юриспруденции должен глубоко знать философию права, анализировать правовое бытие и его закономерности. Место и роль права в обществе имеет важные значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов. С этой целью поставлены следующие требования к знаниям учёбе и навыкам студентам: а) доскональное основание тем лекции и семинарских занятий включенны в программу; б) эффективное использование самостоятельной формы обучения. В самостоятельном изучении наук проблемные вопросы даются в связи с диссертационной темой студентов. в) активное участие на лекциях и семинарских занятиях, запись содержания лекций тетрадях и дополнять их используя основную рекомендованную литературу. г) полностью использовать литературу включенную в план во время подготовки семинарских занятий, обобщение поставленных вопросов на уровне требования. 1.3. Связь предмета с другими науками в учебном плане. Глубоко изучаются юридические науки в системе образования магистратуры по специальности. Поставленные вопросы в этих науках выполняют задачи как объектами преподавания философии права. Следовательно, философия права изучается в связи с юридическими науками. Но темы в философии права не является темой для отраслевых юридических наук, которые охватывается отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается общие картины и взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными вопросами. 1.4. Применение компьютерных, информационных и других современных технологий обучения. Изучение дисциплины осуществляется посредством использования традиционных и передовых методов преподавания : полемики, экспресс - опросов, тестовых опросов, программного обучения, проведения «круглых столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного обучения, использования технических средств обучения и др… II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Введение Тема: Предмет, структура и функции философии права. Введение в научный оборот термина «философия права» и изменение ее предмета исследования в ходе истории. Объект и предмет философии и права. Отношение к бытию человека как правовое существо как основной вопрос философии права. Философии права как наука изучающая правовое бытие в целостном виде и наиболее общих законов правового бытия как предмета. Логическая структура философии права. Цель изучения правовых взглядов – поиск их философско-методологических основ. Правовая онтология. Правовая диалектика. Правовая гносеология и аксиология . Полемика о методологии познания права. Философские и нефилософские методологические уровни познания права. Место философии права в системе методологии права. Соотношение философии права с теорией государства и права находящихся в системе нефилософского уровня методологии права. Относительность методологического характера юридических наук в познании права. Зависимость использования методов познания права от определенных пониманий и методологии. Зависимость легистического и юридического подхода к праву в юриспруденции от их философского понимания. Проявления понимания действительности как содержания абстрактного мышления, а понятия- суждения - умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности. Виды стиля мышления. Диалектический стиль мышления и её этапы. Стихийно-диалектическое, идеалистическо - диалектическое, материалистическо – диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской основы легистического и юридического подхода к праву. Связь философии права с философией и социальной философией. Система юридических наук и место философии права. Проявление юридико-мировоззренческих и методологических функций философии права через юридические науки. Правовая идеология и философия права. Значение философии права в формировании демократического гражданского общества. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ. Тема – 1. Философские корни правовых взглядов в древности и средневековье. Понимание права в Древнем Востоке: верховенство религиозно-мифологических мировоззрений и начало наивно-светских взглядов. Выражение в памятниках Древнего Египта вопросов правопорядка через мифологические божественные образы. Разработка законов народов Древнего Востока и евреев опираясь на религиозной мифологии. Обожествление правовых норм в учениях «Авесты» в Иране и Центральной Азии. Теология как сильный фактор в определении законов в Древней Индии. Религиозно-мифологическая форма изложения прав и обязанностей в эпических произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне», «Махабхарате». Превосходство брахманизма в законах Ману. Критика божественности закона и начало наивно-светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и буддизма. Трактовка правовых норм в Древнем Китае во взглядах Конфуция опираясь на божественность морали. Во взглядах Лао Цзи выдвижение естественности права и естественного равенства. Выступления Хан Фея против религиозной мистики в своем легистическом подходе к праву. Обоснование права Древнем Востоке в связи с религиозной моралью. Обычное право как основной источник. Опора на религиозную концепцию в судебной практике. Периодизации в Древней Греции философских и правовых взглядов. Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера и Гессиода. Взгляды семьи мудрецов и начало очищения от мифологического подхода к праву в законах Салона. Идеи о равенстве Пифагора и Фалси Халкидонского. Начало стихийно-диалектического подхода к действительности в учениях Гераклита. Об источнике божественных законов для человеческих законов. Превосходство натурфилософских подходов в правовых взглядах Демокрита. Выбор как мера человеческих знаний в подходах софистов, идея в учениях Платона и человека в политико-правовых учениях Аристотеля. Переход Эпикура от атомистических воззрений к договорной интерпретации права. Выдвижение стоиков фаталистических концепций естественного права. Опора римлян Лукреция и Цицерона на светское, а правоведы как Марициан на божественное содержание воззрений греков о естественном праве. Превращение христианства в государственную религию. Синтезирование идей Платона и Аристотеля в первоначальном христианстве. Синтезирование Аврелия Августина неоплатонизма с христианством. Спор номиналистов и реалистов об универсии. Теологическое и философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого. Классификация законов. Его взгляды о государственной и церковной власти. Формирование в средневековой Европе церковных (католических прав) законов из обычного права. Ослабление католического права в Европе в период Возрождения. Превосходство легистических, субъективно - идеалистических направлен-ности в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли. Религия ислама и связь философских и правовых воззрений мыслителей Центральной Азии в средневековья. Общие черты суфизма и шариата . Наличие пантеизма во взглядах Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои. Онтологическое и социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как предпосылка в формировании его правовых взглядов. Логическая установка в философских взглядах Абу Райхана Беруни, означавшее переход от первопричины к географической среде и от неё к человеческой общности и договору. Ибн Сина о человеческих общинах и потребностях к справедливому закону. Взгляды А. Навои о справедливом государе и справедливом порядке. ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ. В XVII-веке и начале XVIII века первоначальные философские точки зрения в понимании права в странах Европы. Начало превращения философии эпохи Возрождения в Западной Европе натурфилософский, механический характер на основе расширения производства, достижений естествознания и открытий. Распростронение в юриспруденции концепции естественного права и позивитизма. Общественные изменения в XVII веке в Голландии. Естественный подход к праву Г.Гроция. Пантеистическая сущность естественно-правовых взглядов Б.Спинозы. Англия в новое время. Постановка опыта Ф.Бэконом как основа познания правовых явлений. Выдвижение представителей дворян и церкви патриархальную концепцию власти по отношению к новым взглядом в юриспруденции. Механический характер правовых взглядов Т.Гоббса. О свободе суверенной власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного юридического позитивизма. Борьба индепедентов в Англии за свободу вероисповедания. Сенсуализм Дж.Локка. Его переход от общественного договора к огосударствлению естественных прав. Деистический смысл понимания Дж.Локка как механическим состоянии правовых явлений. Борьба С.Пуфендорфа, Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку юриспруденции от христианства в Германии в эпохи просвещения. Понимание Дж.Вико в эпохи Просвещения в Италии юридических законов в связи от фазы истории человечества. Первоначальные философские точки зрения в понимании права в ХVIII веке и начала XX веке в странах Европы. Субъективно- идеалистический характер правовых взглядов Ч.Беккериа. Полубожественный и светский характер политических и правовых взглядов Ф.Терокоповича, Н.Татищева, И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России. Начато превращение светским характером политических и правовых взглядов А.Н.Радищева и других просветителей. Выдвижение концепции естественного права просветителей в борьбе против абсолютизма в Франции в первой половине XVIII-века. Деистический характер правовых взглядов Ф.М.Вольтера. Основание Ш.Л.Монтескьё географического направления в социологии. Его утверждение в деистическом позиции в области мировоззрении. Деистический и механистический характер правовых взглядов Ш.Л.Монтескьё. Светская общность в философском и правовом воззрении Д.Дидро. Выдвижение Г.Гельвецием поиска права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о естественной причинности в праве. Пантеистический характер правовых взглядов Ж.Ж.Руссо. Первоначальные понимании в правовых взглядах в Европе в конце XVIII –XIX веков. Общественно-политическое обстоятельство в Германии в первой половине XIX века. Две ступеньки учения И.Канта. Его выводы о легитимности законов из проявления воли личной свободы соответствующего по нравственным правилам и внутренней императивности людей в его объективно идеалистических взглядах о «вещи в себе» и «вещи для нас», априорном и апостериорном знании, императивных правилах. Вопросы субъекта и его активности в философских и правовых взглядах И.Фихте. Составление исходной основы идеализма и диалектики философского учения в правовом взгляде Г.Гегеля. Три ступени познания: логика, философия природы и философия духа. Переход абсолютного духа от субъективного (антропология, феноменология, психология) духа к объективному (право, мораль и нравственность) духу в философии духа. Объективный дух как объективизации своей свободы абсолютного духа выход из субъективности. Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи права. Возникновение исторической школы права в Германии в конце XVIII века. Либерализм в политико-правовых взглядах в Западной Европе в первой половине XIX века. Позитивистское учение О.Конта. Г. Спенсер и «социал дарвинизм». Влияние их учений на юриспруденцию. Разнообразность исходных философских корней правовых взглядов М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и Н.Муравьева. Продолжение Р.Ф.Йеринга формально-догматического направления в юридическом позитивизме. Социологический подход Л.Гумпловича к государству и праву. Первоначальные философские корни правовых взглядов Р. Штаммлера, Ж. Остина и Ф.Ницше. Философские корни правовых взглядов в России и Туркестане во второй половине XIX века и начале XX века. Возникновение диалектико-материалистического понимания права. ТЕМА-3. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ XX ВЕК. Общественные изменения в ХХ веке. Необходимость рассмотрения стиля мышления в научной жизни. Существование традиционного подхода к праву и формирование новых пониманий. Неопозитивистский – легистический подход к праву и его субъективно-идеалистическое понимание. Неопозитивизм как философское течение. Позитивизм и его этапы. Виды неопозитивизма. Юридический позитивизм как отрасль позитивизма. Часть юридического позитивизма: этатический позитивизм, феноменология права и антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический позитивизм. Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма. «Юриспруденция понятий» как формально-догматическая юриспруденция. «Юриспруденция интересов». Классический юридический позитивизм. Нормативизм или чистое учение о праве Г.Кельзена. Аналитическая юриспруденция и учение Г.Харта как проявление логического позитивизма. Феноменология права и её проявление: социологическая юриспруденция, правовой реализм и экзистенциалистическая концепция права. Социологическая юриспруденция и её направления. Австро-германская юридическая социология «живое право». Взгляды Е.Эрлиха о «живом праве». Юридическая социология французского солидаризма и институтционализма. Идея солидаризма Л.Дюги. Концепции институтизации М.Оруи. Инструментально прагматический подход или Американская социологическая юриспруденция. Р.Паунд об общественном контроле. Правовой реализм: прагматический позитивизм. Экзистенциалистическое понимание права. Антропологический позитивизм: психологическая концепция права. Объективно-идеалистическое и теологическое понимание права. Неокантианская концепция права. Неогегельянское направление в праве. Онтологическая концепция Р.Марчича. Религиозное понимание права. Концепция «возрожденного естественного права». Материалистическо - легистическое понимание права в период социализма Советов и её ограниченность. ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА Принципы диалектического подхода к действительности. Общество и его своеобразная специфика диалектического развития. Гражданское общество. Выдвижение И.А.Каримовым определяющей роли культуры в обществе. Культурное бытие основа существования и развития социального бытия (общества). Четыре корреляционно-функциональных закона вытекающих из культурного бытия: закон материальной основы, закон социальной основы, законы управления и регулирования, закон гносеологической основы. Место правового государства в системе закона управления и регулирования как одна из корреляционно-функциональных законов. Выполнение закона регулирования правовой культуры в системе культурного бытия. Закон социальной основы и право. Две концепции закона определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его методологическое значение в изучении права. Определение исторических типов культурного бытия разнообразности цивилизаций. Закономерности зависимостей юридических норм от уровня цивилизаций. Системаобразующие субстанциональные элементы корреляционно-функциональной целостности культурного бытия. Человек как главный субстанциональный элемент - субстрат культурного бытия и культурность права. Осознанная потребность и интересы человека как мотив возникновения культурного бытия. Потребность и интерес к праву. Гносеологические основы возникновения культурного бытия и право. Общественная деятельность как способ существования культурного бытия. Результаты общественной деятельности и юридические законы. Постановка И.А.Каримовым вопроса об основном содержании и сущности выбранного пути перехода к нормально-культурному развитию с путём эволюции и необходимость его философско-методологического обоснования: субстанциональные законы культурного бытия и юридические законы. Закон опережающего кругооборота культурного бытия или основное диалектическое направлении развитии общественной, в т. ч. правовой жизни. Возвышение общественных потребностей как общественного культурно-субстанциональный закон и общественный, в т. ч. правовой прогресс. Закономерность зависимости общественного, в т.ч. правового прогресса от культурного бытия. Основная цель государства Узбекистана и деятельности Президента И.А.Каримова – установление культурных, в т. ч. правово-культурных ценностей. ЧАСТЬ II. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ ТЕМА – 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЯДРО ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ. КРИТЕРИИ ПРАВА. Понятие правовой онтологии. Правовая онтология как составная часть философии права. Концепции о правовой культуре и их односторонности. Правовая культура как составная часть, составляющая сущность правовой культуры. Правовая культура как человек и им обработанная часть моментов правового предполагающего принуждения и соглашения в целях их гарантирования. Правовая культура исходная начала диалектико-культурного понимания права. Зависимость правовых процессов, тенденций от характера и уровня правовой культуры – ядро правовой жизни. Право как момент общественных отношений. Качественное свойства право как вид отношений: равенство, справедливость и свобода, и диалектическая связь между ними. Разнообразность и общность определений права. Право-это равенство, справедливость, свобода между субъектами, предполагающих основные связи – моменты общественных отношений на уровне принуждения и соглашения и их гарантирования. Право как диалектическое единство дозволения и запрета. Естественные права и достигаемые права и их объективность. Право и закон. Функционирования позитивного права как форма по отношению к объектному содержанию права. Классификация права и его зависимость от структур общественных отношений. Различие правового от неправового. Проблема определения критериев право. Общий интерес и правового. ТЕМА-2. СТРУКТУРА ПРАВОВОГО БЫТИЯ (ЖИЗНИ): СИСТЕМАОБРАЗУЮЩИЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Соотношение понятий «правовое бытие» и «правовая жизнь», «правовая сфера» и «правовая система». Споры в научной литературе по разделению составных частей правовой жизни. Правовое бытие и проблемы её формы существования. Правовая материя, пространства и время. Проблемы существования правовой жизни (бытия). Субстанциональные элементы правовой культуры как системообразующие субстанциональные элементы правового бытия. Правовые явления, которые непосредственно возникают в связи с субстанциональными элементами правового бытия. Человек и его общности как правовое существо. Проявление человека и его общностей как главной, интеграционный субстанциональный элемент – субъект-субстрат правового бытия. Субъект права, его две стороны – правоспособности и дееспособности, и их диалектическая связь. Правовая потребность и интерес как мотив (причина) и источники первого порядка возникновения правового бытия. Соответствие и примирение интересов. Правосознание, правопознание, правовая оценка, правовая цель и план как гносеологические основы правового бытия. Правовая деятельность как способ существования правового бытия. Творчество права и реализации её результатов как этапы правовой деятельности. Результаты правотворчество - юридические нормы, группа, институты как официальный источник правовой жизни. Место и роль государство в творчестве и реализации право. Взаимодиалектическое отношение законодательной, исполнительной и судебной власти. Своеобразная видимость системообразующих субстанциональных элементов правового бытия в отраслях права. Субстанциональные элементы существования и совершенствования уголовного права. ЧАСТЬ III. ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА. ТЕМА-1. ЗАКОНЫ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Понятия правовой диалектики. Учение правовой диалектики как составная часть философии права. Классификация объективных юридических закономерностей. Единство и различие между закономерностей развития и функционирования правового бытия. Генетическое одно целое системообразующих субстанциональных элементов правового бытия как закон субстанциональной целостности. Объективные юридические законы и зависимость правовых тенденций от характера и уровня этих законов. Стихийность и планомерность в праве. Проявление закона взаимного перехода количественных и качественных изменений диалектики через закона субстанциональной целостности правового бытия. Количественное и качественное единство в правовом бытие как мерило его существования. Закон субстанциональной целостности правового бытия как составляющий механизм изменения в правовой жизни. Проявление данного закона в уголовном праве. Относительно качественно разделение субстанциональных элементов правового бытия на три этапа. Закон субстанционального опережающего кругооборота правового бытия. Закономерные процессы в данном кругообороте порождающего первый этап второго, второе третьего и обеспечивающего третьего существования первого. Составляющего корень данного закона эволюционного, нормального, культурного развития правового бытия. Проявление закона единства и борьбы противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте правового бытия. Противоречие между правовыми потребностями и правореализаций как основной источник субстанционально опережающего кругооборота правового бытия. Дозволения и запрет в праве, объективности их упорядочения. Диалектика соответствия дозволения и запретов в праве. Прорастание на уровень конфликта несоответствия между нормами дозволения и запретов в праве. Конфликт между правовыми потребностями и правореализацией как основной вид юридических конфликтов. Происхождение юридических конфликтов в материальной, социальной, политико-правовой и духовной жизни общества. Общие пути разрешения юридических конфликтов. Правонарушения как вид разрушения единство дозволения и запрета. Причины правонарушений и пути их предотвращения. Место совершенствования законов и правового воспитания в предотвращении правонарушений. Закон возвышения правовых потребностей и направленность правового прогресса на основе диалектического отрицания. Проявление субстанциональных законов опережающего кругооборота правового бытия и возвышения правовых потребностей в уголовном праве. ТЕМА-2. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Проблемы сущности и явлении в системе универсальной взаимодействии правового бытия. Критика марксистских воззрений о сущности права. Сущность права и закон. Правовые явления как проявления сущности права. Классификация правовых явлений. Диалектика взаимозависимости сущности и явления в праве. Диалектика перехода от правовых явлений к их сущности первого порядка, и от него к сущности второго порядка и затем к сущности третьего порядка. Первичные и вторичные, властные и подвластные юридические явления. Правовые явления институты и случаи, связанные и несвязанные с процессом. Значения использования от диалектики сущности и явления права. Моменты отдельного, общего и всеобщего в системе универсального взаимодействия правового бытия. Диалектика отдельное, общее и всеобщее в праве. Верховенство общих сторон и связей права в отдельных правовых явлениях. Не повторяемость отдельных сторон и свойств в правовых явлениях. Отражение тех или иных сторон отдельных явлениях общих правовых сторон и связей. Общие и своеобразные черты созидание системы правового бытия в Независимой Республики Узбекистан. Проявление диалектики правового отдельного, общего и всеобщего во взаимодействии международных правовых актов, конституционных норм и отраслевых правовых норм. Методологическое значение познания универсальных связей правового бытия. ТЕМА-3. СТРУКТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Значения познания структурных взаимодействий правового бытия. Взаимодействие бытия и правового бытия как взаимодействия целого и элемента. Взаимодействие социального бытия и правового бытия как взаимодействия части и элемента. Взаимозакономерное соотношение «вертикальных» и «горизонтальных» связей в дифференциации правовой системы. Содержание и формы права. Диалектическое единство содержании и форма права. Диалектика естественного и позитивного права. Диалектика объективного и субъективного в праве. Внутренние связи общих и отраслевых прав. Определяющая роль содержание права и относительная самостоятельность форм права. Методологическое значение познания содержания и форма в праве. Диалектика содержания и форма в уголовном праве. Система и структура в праве. Уровни системности в праве. Место упорядочности в структуре праве. Значение в законодательной технике системно-структурного похода к праву. ТЕМА-4. ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Детерминационные взаимодействия права. Концепция правового детерминизма. Правовой детерминизм как принцип правопознания. Правовой детерминизм как составной части правовой диалектики. Причина и следствие в праве. Диалектика взаимозависимости причина следствие в праве. Правовая причинность как момент закономерных общих связей в правовой действительности. Момент передачи информации. Разнообразность причинных связей в праве. Причинность и целесообразность в праве. Критика марксистских, идеалистических и метафизических воззрений о причинности. Методологические значение принципа правовой причинности для правовой теории и практике. Необходимость и случайность в праве, и их своеобразие. Момент обязательности в правовой необходимости. Случайные правовые явления как формы проявления и дополнения правовой необходимости. Причинная обусловленность правовых случайных явлений. Критика идеалистических и антидиалектических воззрений о правовой необходимости и случайности. Методологическое значение изучения необходимых и случайных связей права для теории и практики. Диалектика возможности и действительности в праве. Правовая возможность как момент развития правовой действительности. Правовая действительность как проявление правовых возможностей. Диалектика возможности и действительности в праве. Разнообразности правовых возможностей. Момент вероятности в правовой действительности. Переход возрастания от субъективного права к объективному праву. Роль субъективных факторов в превращении правовых возможностей к правовой действительности. Значение познания диалектики возможности и действительности в праве для теории и практики. Детерминационные взаимодействие в уголовном праве. ТЕМА-5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОГО БЫТИЯ. Корреляционно-функциональное место правовой жизни в системе обществе. Потребность правового регулирования сферы общественной жизни - материальной, социальной, политико-правовой и духовной. Общность и различие философского анализа права от легистического, т.е. анализа её в системе функционирования общественных норм. Определяющей роли социальной основы закона в системе корреляционно – функциональных законов и его возникновение и функционирование как фактор и предполагающая связь существования прав человека. Проявления закона социальной основы как созидателя и носителя-субъекта права. Человек, его общности и права. Проблемы познания моментов правового в политической жизни. Зависимость правового регулирования политической жизни от закона субстанционального опережающего кругооборота политический культуры как ядро политической жизни. Взаимодействие государства и права. Основные части правового государство. Основная часть материальной жизни: зависимость от юридического регулирования хозяйственной жизни от закон субстанционального опережающего кругооборота хозяйственной культуры. Важная часть материальной жизни: зависимость правового регулирования экожизни от закона субстанционального опережающего кругооборота экокультуры. Духовная жизнь: зависимость правового регулирования религиозной жизни от субстанциональных законов существования религиозной культуры. Функциональное взаимодействия морали и право. Функционирование юридических основ эстетической и научной жизни, системы обучения – воспитания и средств информации. ЧАСТЬ 4. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ ТЕМА-1. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И ПУТИ ПОЗНАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Правовая гносеология и её аспекты. Правовая гносеология и аксиология как составные части философии права. Диалектический путь познания права. Истинность и достоверность в праве. Идея, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение как формы научного познания права. Взаимоотношение диалектики, философских и частных методов в юридических науках. Самостоятельные и несамостоятельные методы научного познания права. Юридико-технические методы, методы созидания права и методы применения права. Правовая концепция об общем интересе основа аксиологического подхода к праву. Естественно-правовая и юридико-либертарная аксиология. Диалектический путь познания правовых ценностей как определения свойств правовых явлений. Проявление ценностей правовых явлений через эффективность правовых явлений. Критерии эффективности права и общие условия его функционирования. ТЕМА-2. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ: КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Конкретно-социологические исследования права как составная часть юриспруденции. Разделение на две части программ конкретно-социологических исследований. Методологическая часть программ исследавания. Разработка концепции исследования. Интерпретация основных понятий. Гипотеза исследования. Процедурная часть программ исследования. Разведывательный, описательный и экспериментальный план. Классификация методов. Требования проверяющий истинности процедуры. Методы собрания эмпирических данных. Метод наблюдения и её виды. Качественный и количественный анализ. Использование от статических данных. Изучение документов. Социологический анализ юридических документов, судебной практики, неюридических документов, художественной литературы и документов прессы. Количественный анализ документов. Метод опроса. Выбор - это проведение опроса по выбранному исследуемому объекту. Составление анкет и техника её распространения. Интервью и её виды. Методы анализа эмпирических фактов. Классификация эмпирических данных. Анализ количественных данных. Анализ естественных данных. Разделение данных на простые и сложные группы. Важность определения упорядочности в классификации. Методы анализа эмпирических зависимостей. Функциональный тип зависимостей. Статический тип зависимостей. Принципы совместного появления событий и ковариации. Коэффициенты корреляции. Составление диаграммы. Дисперсионный анализ. Эксперимент. Эксперимент разработки законов. Лабораторный эксперимент. Проверка гипотез. Моделирование. Причинное, структурное и гипотетическое объяснение. Научное и практическое значение социологических исследований в юриспруденции. III. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ИЛИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, РАСЧЕТНО - ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТ), КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) 3.1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. 1. Предмет, структура и функции философии права. 2. Философские корни правовых взглядов в древности и средневековье. 3. Первоначальные философские корни понимания права в новое время. 4. Философско - методологические основы понимания права в новейшее время (ХХ век). 5. Диалектико-культурное понимание истории как новая социально-философская методология исследования права. 6. Сущность права: правовая культура как ядро правовой жизни. 7. Структура правовой жизни (бытия): системаобразующие субстанциональные элементы правового бытия. 8. Субстанциональные законы развития правового бытия. 9. Универсальное взаимодействие правового бытия. 10. Структурные взаимодействия правового бытия. 11. Детерминационные взаимодействия правового бытия. 12. Закономерности и функционирования правового бытия. 13. Правовая гносеология и диалектический путь познания правовых ценностей. 14. Правовая гносеология: конкретно-социологические исследования в юриспруденции. 3.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ (КОНТРОЛЬНЫХ) КУРСОВЫХ ЗАДАНИЙ. 1. Общность и различие между юридической социологией нормативизма и «живое право». 2. Правовая культура как ядро правовой жизни. 3. Различие диалектико-культурного понимания права от его материалистического понимания. 4. Качественные свойства права и диалектическая связь между ними. 5. Проблема критериев права. 6. Уровни методологии познания права. 7. Сущность диалектического понимания права. 8. Структура правового бытия. 9. Правовая практика и её место в познании права. 10. Диалектика объективного и субъективного в праве. 11. Правовая действительность как способ существования правового бытия. 12. Правовая потребность как мотив возникновения правового бытия. 13. Человек и его общности как главный субстанциональный элемент правового бытия. 14. Верховенство корреляционно-функциональных законов общества в правовой жизни. 15. Своеобразие проявления субстанциональных законов развития общества в правовой жизни. 16. Функционирования результатов правотворчество как источник и средства в правовой жизни. 17. Проявление закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в законе субстанциональной целостности правового бытия. 18. Проявления закона единства и борьба противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте правового бытия. 19. Закон возвышения правовых потребностей и направленность правового прогресса на основе отрицания- отрицания. 20. Диалектика сущности и явления в праве. 21. Диалектика всеобщего, общего и отдельного в праве. 22. Диалектика целое и части в праве. 23. Диалектика содержания и форма в праве. 24. Система и структура в праве. 25. Диалектика необходимости и случайности в праве. 26. Диалектика причины и следствия в праве. 27. Диалектика возможности и действительности в праве. 28. Кругооборот в хозяйственной жизни и функционирование хозяйственного права. 29. Субстанциональный кругооборот экожизни и функционирование экоправ. 30. Закон социальной основы и классификация прав человека. 31. Кругооборот в политической культуре и регулирование политической жизни. 32. Мораль и право, их диалектическое взаимодействие. 33. Религиозная жизнь и право. IV. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО СЕМЕСТРАМ.
V. КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ. 5.1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО СЕМЕСТРАМ
5.2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
7. ЛИТЕРАТУРА. 7.1.1. Конституция Республики Узбекистан. – Т. : «Ўзбекистон», 2003г. 7.1.2. Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон».1992г. 7.1.3. Каримов И.А. Наш путь – путь независимый государственности и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон», 1994 г. 7.1.4. Каримов И.А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. – Т.: «Ўзбекистон», 1995г. 7.1.5. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. – Т. «Ўзбекистон», 1995г. 7.1.6. Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХ1 века: угроза безопасности, условия и гарантия прогресса. – Т: «Ўзбекистон», 1997г. 7.1.7. Каримов И.А. Идеология – это объединяющий флаг науки, общества, государства. Т: «Ўзбекистон», 1998 г. 7.1.8. Каримов И.А. Миллий истиєлол мафкураси –халє эътиєоди ва буюк келажакка ишончдир («Фидокор» газетаси мухбири саволларига жавоблар).- Т:«Ўзбекистон», 2000 (на узбекском языке). 7.1.9. Каримов И.А. «Справедливость в приоритете закона». Доклад на VI-сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан. «Народное слова» 30 августа 2001 года. 7.1.10. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в ХХ1 век. –Т: «Узбекистан», 1999г. 7.2. Дополнительная литература 7.2.1. Абу Наср ал Фароби. «О взглядах жителей добродетельного города». – Т: «Шарє», 1997 (на узб. языке). 7.2.2. Азизхыжаев А.А. «Государственность и духовность» - Т: «Шарє», 1997 (на узб. языке). 7.2.3. Абдуллаев Е.В. Очерки культуры доисламской Центральной Азии: Религия, философия, право. – Т.: «Мир экономика и права». 1998г. 7.2.4. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. – М.: «Сатут», 1999г. 7.2.5. Аристотель. Политика. – М.: 1911г. 7.2.6. Абдухоликов С. Свобода совести: проблемы методологии. – Т.: «Фан», 1997г. (на узб. языке). 7.2.7. Абдухоликов С. Свобода совести и философия права // Жур. «Ѕаёт ва єонун» 1977 №11 (на узб.языке). 7.2.8. Абдухоликов С. Стиль мышления и свобода советы // Жур «Ѕаёт ва єонун». 1977г. №12 (на узб. языке). 7.2.9. Абдухолиєов С. Философия права и юридическая социология // Жур. «Ѕаёт ва єонун». 1999г. №5 (на узб. языке). 7.2.10. Абдухаликов С. Главный критерий развитии общества // Жур. «Тафаккур». 1998, №4 (на узб. языке). 7.2.11. Абдухоликов С. Философско-правовая методология совершенствования закона о свободе совести // Жур. «Єонун химоясида ». 1999 №23 (на узб. языке). 7.2.12. АбдухоликовС. Особенности методологических основ юридической политики и религии в Республики Узбекистан. // «Поиск». Научный журнал Министерства образования и науки Республики Казахстан. 2001. №2. 7.2.13. Абдухоликов С. Критика методологических основ исследования в области общественных наук. // Жур. Халє таълими. 2002. № 1 (на узб. языке). 7.2.14. Абдухоликов С. Правовое бытие: ее универсальные взаимодействие и религиознная жизнь. //Жур. «Ѕаёт ва єонун», 2002. №1. 7.2.15. Абдухоликов С. Социально - философская идеология независимости Узбекистана и история культуры.-Т.: «Научно-просветительская ассоциация интеллигенции Узбекистана», 1993 (на узб. языке). 7.2.16. Абдухолиєов С. Диалектико – культурное понимание истории. // Мустаєил Ўзбекистон: фалсафа фанларининг долзарб муаммолари. VII –Т.: «Фан», 2000 7.2.17. Абдухолиєов С. Проблемы методологии прав свободы совести граждан Республики Узбекистан. Автореферат на соис. уч. ст. доктора философских наук.- Т: 2002. 7.2.18. Баскин Ю.Я. Очерки философии права.-М.: “Юрист”, 1998. 7.2.19. Беккериа Ч.О. О преступлениях и наказаниях.-М.: 1995. 7.2.20. Бобоев Щ. Амир Темур и его взгляды.-Т.: “Ўзбекистон”, 1992. 7.2.21. Власть и право.-М.: 1990. 7.2.22. Гаджиев К. Концепция гражданского общества. //Вопросы философии. 1991 г., №7. 7.2.23. Гегель Г.В.Ф. Философия право.-М.: 1990. 7.2.24. Гельвеций К.А. О человеке.-М.: 1998. 7.2.25. Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса.-Л.: 1982. 7.2.26. Гревцев Ю.И. Очерки теории социологии права.-СПб., 1996. 7.2.27. Желтова В.П. Экзистенциалисическая философия права. Автореф. дисс. канд. филос. наук.-М.: 1969. 7.2.28. Жалолов А. Мустаєиллик масъулияти.-Т.: “Ўзбекистон”, 1996. 7.2.29. Жумаев Р.З. Политическая система Республики Узбекистан: становление и развитие.-Т.: “Фан”, 1996. 7.2.30. Зарипов С.З. Правовой механизм профилактики преступлений.-Т.: “Ўзбекистон”, 1990. 7.2.31. Исламов З.М. Общество. Государство. Право.-Т.: “Адолат”, 2001. 7.2.32. История политических и правовых учений.-М.: “Юридическая литература”, 1998. 7.2.33. История политических и правовых учений. ИНФРА-М.: 1996. 7.2.34. Казимурчук В.П. Право и методы его изучения.-М.: “Юридическая литература”, 1965. 7.2.35. Кальман Кульчар. Основы социологии права.-М.: “Прогресс”, 1981. 7.2.36. Кант И. Критика чистого разума.-М.: “Мысль”, 1994. 7.2.37. Карбонье Ж. Юридическая социология.-М.: “Прогресс”, 1986. 7.2.38. Кельзен Г. Общее учение о праве.-М.: 1987. 7.2.39. Керимов Д.А. Философские проблемы права.-М.: 1972. 7.2.40. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований.-М.: “Мысль”, 1986. 7.2.41. Керимов Д.А. Основы философии права.-М.: 1992. 7.2.42. Каракетов Ю., Усмоналиев М. Криминология.-Т.: 2001. 7.2.43. Козлов В.А. Проблемы метода и методологии в общей теории права.-Л.: 1989. 7.2.44. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права.-Л.: 1981. 7.2.45. Кокарев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательство и доказывание.-М.: 1985. 7.2.46. Конфуций. Беседы и высказывания.-М.: “Наука”, 1985. 7.2.47. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права.-М.: “Юристь”, 1996. 7.2.48. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии.-М.: 1968. 7.2.49. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве.-М.: 1987. 7.2.50. Ли Д.А. Преступность как социальное явление.-М.: 1997. 7.2.51. Лукич Р. Методология права.-М.: “Прогресс”, 1981. 7.2.52. Малахов В.П. Философия права.-М.: “Академический проект”, 2002. 7.2.53. Малинова И.П. Философия правотворчества.-М.:1994. 7.2.54. Малинова И.П. Философия права (от метафизики конвенция герменевтике).-М.: 1996. 7.2.55. Марцев А.И. Диалектика и вопросы теории уголовного права.-Красноярск, 1990. .2.56. Маткаримова Г. Права женщин: миф и реальность.-Т.: 1998. 7.2.57. Миренский Б.А. Методологические основы и методы совершенствования законодательства. - Нукус: “Каракалпакистан”, 1990. 7.2.58. Методологические и теоретические проблемы юридической науки.-М.: 1986. 7.2.59. Методологические проблемы советской юридической науки.-М.: “Наука”, 1980. 7.2.60. Методологические проблемы юридической науки.-Киев: “Наукова думка”, 1990. 7.2.61. Методологические проблемы правоведения.-М.: 1994 г. 7.2.62. Монтеське Ш.О. О духе законов.-М.: “Юридическая литература”, 1979. 7.2.63. Муєимов З. Мовароуннаѕр фикѕ мактаби.-Самарєанд: “Зарафшон”, 1997. 7.2.64. Неновски Н. Право и ценность.-М.: 1987. 7.2.65. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность.-М.:1974. 7.2.66. Нерсесянц В.С. Гегелевская диалектика права: этатизм против тоталитаризма.// Вопросы философии.-1975, №11. 7.2.67. Нерсесянц В.С. Гегель.-М.: 1979. 7.2.68. Нерсесянц В.С. Философия права.-М.: “Норма”, 1998. 7.2.69. Нур Фарахат М. Юридический позитивизм (Критический анализ). Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук.-М. 1975. 7.2.70. Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права.-М.: 1989. 7.2.71. Одилєориев Ѕ.Т. Ўзбекистоннинг янги Конституцияси ва ѕокимиятлар бўлиниши принципи.-Т.: 1993. 7.2.72. Одилєориев Ѕ.Т. Ўзбекистон Республикасининг Єонун чиєариш жараёни.-Т.: “Адолат”, 1995. 7.2.73. Осипов И.Д. Философия преступления.-СП.: 2000. 7.2.74. Отахўжаев Ф.М. Никоѕ ва унинг ѕуєуєий тартибга солиниши.-Т.: “Ўзбекистон”, 1995. 7.2.75. Платон. Государство.-М.: “Наука”, 1983. 7.2.76. Платон. Законы.-М.: “Юридическая литература”, 1986. 7.2.77. Поздняков Э.А. Философия государства и права.-М.: 1995. 7.2.78. Поликарпова Е.В. Учение Канта о праве и государстве. Автореф. Дисс. ...канд. филос. наук.-М.: 1973. 7.2.79. Поппер К. Открытое общество и его враги.-Т.1-2.-М.: 1992. 7.2.80. Право и идеология: проблемы исторических взаимосвязей. СП.-М. 1991. 7.2.81. Пўлатов Ѕ. Сизни яхши кўрар эдим, одамлар.-Т.: “Фан”, 1994. 7.2.82. Рахимов Ф.Щ. Теоретические и практические проблемы создания демократического правового государства в Республике Узбекистан. Автореф. дисс. ...юрид. наук.-Т.: 2001. 7.2.83. Раѕмонєулов Ѕ.Р. Фуєаролик: ѕуєуєлар, эркинликлар, бурчлар.-Т.: “Ўзбекистон”, 1991. 7.2.84. Раѕмонєулов Ѕ.Р., Раѕманов А.Р. Права человека: история и современность.-Т.: 1998. 7.2.85. Рустамбоев М.Ѕ. Преступления против личности.-Т.: 1998. 7.2.86. Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: ѕуєуєни тушуниш бўйича изланишлар. (Жиноят ѕуєуєи фани ва виждон эркинлиги ѕуєуєлари асосида). 1-китоб.-Т.: 2003. 7.2.87. Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: тарих ва ѕуєуєни диалектик маданий тушуниш асослари. (Жиноят ѕуєуєи фани ва виждон эркинлиги ѕуєуєлари асосида). 2-китоб.-Т.: 2003. 7.2.88. Саидов А., Таджихонов У., Тошєулов Ж. Мустаєиллик ва ѕуєуєий мафкура.Т: 1995. 7.2.89. Семитко А.П. Правовая культура общества: сущность, противоречия, прогресс.-Свердловск: “Урал”, 1990. 7.2.90. Старченко А. Философия права и принципы правосудия в США.-М.: “Высшая школа”, 1969. 7.2.91. Спридинов Л.И. Социология уголовного права.-М.: “Юридическая литература”, 1986. 7.2.92. Социальные отклонения. Введение в общую теорию.-М.: “Юридическая литература”, 1984. 7.2.93. Таллер Р.И. Философия как логика и методология познания права.-Саратов, 1989. 7.2.94. Тилле А.А. Время, пространство, закон.-М.: 1989. 7.2.95. Тыраев Б. Пространство, время, развития.-Т.: “Фан”, 1994. 7.2.96. Тихонравов Ю.В. Основы философии права.-М.: “Вестник”, 1997. 7.2.97. Тожихонов У., Саидов А. Ѕуєуєий маданият назарияси. 2 томлик. Т.1-2.-Т.: 1998. 7.2.98. Тошєулов Ж. Правовое государство-независимость, нация, экономика, идеология, политика. Том 4.-Т.: “Адолат”, 1994. 7.2.99. Тылаганов А.Т. Давлат ѕокимияти ва ўз-ўзини бошєариш органларининг фаолиятини ташкил этиш.-Т.: “Университет”, 1996. 7.2.100. Тўйчиев Б. Сиёсий маданият-маънавий єадриятларнинг алоѕида тизими. //Халє ва демократия. 1992 й., № 7,8. 7.2.101. Файзиев М. Ўзбекистон Конституциясининг моѕияти. -Т.: “Адолат”, 1998. 7.2.102. Файзуллаев О.Ф. Мировой фонд методов научных исследований, его развития и внедрение в Республике Узбекистан. //Общественные науки в Узбекистане. 1995 г., № 10, 12. 7.2.103. Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии.-М.: “Юристь”, 2003. 7.2.104. Философия права Гегеля и современность.-М.: 1977. 7.2.105. Философские проблемы государства и права.-Саратов, 1988. 7.2.106. Философские проблемы субъективного права.-Ярославь, 1990. 7.2.107. Ѕусанов О.Т. Ўзбекистон Республикасида давлат органлари.-Т.: “Шарє”, 1996. 7.2.108. Ѕусанов О.Т., Каримова О. Инсон ѕуєуєлари.-Т.: “Ўзбекистон”, 1997. 7.2.109. Четвериков В.А. Современные концепции естественного права.-М.: 1988. 7.2.110. Чичерин Б.Н. Философия права.-М.: 1900. 7.2.111. Цицерон. О государстве.-М.: “Планета”, 1990. 7.2.112. Шораѕметов Ш.Ш. Ўзбекистон Конституцияси ва суд ѕокимияти.-Т.: “Адолат”, 1996. 7.2.113. Шермуѕаммедов С. Фалсафа фани янгиланишининг баъзи муаммолари.-Т.: “Фан”, 1996. 7.2.114. Щегорцов В.А. Социология правосознания.-М.: “Мысль”, 1981. 7.2.115. Юридическая конфликтология.-М.: 1995. 7.2.116. Явич Л.С. Сущность права.-Л.: 1985. О Г Л А В Л Е Н И Е 1. Предисловие……………………………………………………………3 2. Программа дисциплины………………………………………………5 3. Примерный перечень тем практических или семинарских занятий, лабораторных работ, расчётно-графических работ (рефератов, курсовых работ, проектов)……………………………………..…….…………………20 4. Объём учебной нагрузки по семестрам………………………………22 5. Контроль успеваемости………………………………………………..22 6. Тематический план знятий…………………………………………….22 7. Литература……………….……………………………………………..24 ФИЛОСОФИЯ ПРАВАкраткая учебная программа Редактор: Неклесса Г.Коррректор: Мирзажонова Н.Техник редактор: Мирзалиев М.Компьютерная верстка: Нурлибаев Ф.Подписано в печать: . Усл. печ. л: Тираж: . Заказ:№ Отпечатано в типографии ТГЮИ Ó Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г. г. Ташкент, Сайилгох 35. |