ПАТРИСТИКА
Тертулиан
(160-230 гг.). Философия
– наследство
язычества и
она противоположна
богословию.
«Верю в то, что
абсурдно».
Триединство:
ум, душа и тело.
Ориген
(185-254 гг.). из Александрии.
Сотворение
мира – вечно
длящийся акт.
Прежде этого
мира были и
другие миры.
В конце времен
абсолютно
все соединяться
с богом.
Боэций
Северин (480-524 гг.).
из Рима. Сочинение:
«Утешение
философией».
Бог – личность,
любящая свой
мир, пожелавшая
создать человека
по своему образу
и подобию и
внемлющая
его молитвам.
Аврелий
Августин (354-430
гг.). из Тагаста
(Сев. Африка).
Сочинения:
«Исповедь»,
«О Троице»,
«О граде божьем».
Бог является
высшей сущностью,
и все от него
зависимо. Воля
– есть проявление
божественного
в человеке.
Она – самый
авторитетный
источник познания.
СХОЛАСТИКА
Иоанн
Эскотт Уршренна
(810-877 гг.). из Ирландии.
Сочинение «О
разделении
природы». Бог
есть природа.
Существуют
четыре вида
природы:.
Гильом
Коншский
(1070-1121 гг.). из Парижа.
Сочинения:
«Философия
мира», «Дагматикон
философии».
Нужно полагаться
на логику в
аргументации
при рассмотрении
поросов
естественно-научного
характера.
Ансельм
Кентерберийский
(1033-1109 гг.). Пытался
рационально
обосновать
главные догматы
христианства:
сотворение
мира из ничего,
единство и
раздельность
св. троицы,
бессмертие
души и др.
Иоанн
Расцелин
(1050-1110 гг.). из Компьена
(Франция). Существуют
три самостоятельные
божественные
сущности. «Верю,
а потому знаю».
Авероэс
(Ибн Рудж) (1126-1198
гг.). из Кордовы.
Сочинение
«Опровержение
опровержения»
направленное
против сочинения
Аль Газали
«Опровержение
философов».
Материальный
мир вечен, как
и Бог, но в пространстве
ограничен.
Бог не сотворил
мир из ничего.
Индивидуальная
душа не бессмертна.
Материя и дух
неразделимы.
Альберт
Великий (1193-1280 гг.).
из Парижа. Пытался
использовать
Аристотелизм
для систематизации
христианского
учения. Был
учителем Фомы
Аквинского.
Фома
Аквинский
(1225-1274 гг.). из Парижа.
Сочинения:
«Сумма теологии»,
«Сумма философии…».
Вера должна
находиться
в гармонии с
разумом. Нужно
признать то,
что разум сможет
обосновать
бытие бога и
и опровергнуть
филос. Доводы
против «истин
веры».
Роджер
Бэкон (1210-1294 гг.).,
англичанин.
Истинное только
то знание, которое
было получено
в результате
эксперимента.
Вильям
Оккам. (1285-1349 гг.).
англичанин,
представитель
позднего
номинализма.
Cущности
вещей не следует
умножать без
необходимости
(«бритва Оккама.)
|
Пико
делла Мирандола
(1463-1494 гг.), итальянец.
Сочинения:
«900 тезиов»,
«Речь о достоинстве
человека»,
«Апология».
Человек –
свободный и
смелый мастер,
который лепит
себя словно
горшок.
Николай
Коперник
(1473-1543 гг.). итальянец.
Обосновал
гелеоцентризм.
Иоган
Кеплер (1571-1630 гг.).
немец. Математически
обосновал
движение планет.
Галилео
Галилей (1546-1642 гг.).
обосновал
закон инерции,
изобрел телескоп,
сделал много
открытий в
астрономии.
Николай
Кузанский
(1401-1464 гг.). немец.
Сочинение:
«Ученое незнание».
Познание трудно.
Бог есть природа.
Бытие есть
абсолютное,
божественное
бытие. Принцип
познания:
соединять
видимые
противоположности
в предшествующим
им единстве.
Джордано
Бруно (1548-1600 гг.).
из Неаполя.
Сочинение:
«120 тезисов»,
«О причине,
принципе и
едином», «О
бесконечности,
вселенной и
мирах», «Об
энтузиазме».
Единое – форма
форм вселенной.
Существует
множество
миров. Душа
находит перерожденье.
Никколо
Макиавелли
(14691527 гг.). Сочинения:
«Записки о
первых десяти
книгах Тита
Ливия», «Князь»,
«История
Флоренции».
Цель оправдывает
средства.
Правитель,
который хочет
прославить
свое государство
не может не
быть жестоким.
Жан
Баден (1530-1636 гг.).
поддерживал
взгляды Макиавелли.
Помогал ему
писать «Историю
Флоренции».
Томас
Мор (1479-1555 гг.). английский
социалист-утопист.
Изобразил
идеальное
общество, где
нет классов
и частной
собственности.
Оно основано
на принципах
всеобщего
труда демократии
и гуманности.
Одним из первых
отстаивал
веротерпимость.
Томмазо
Кампанелла
(1568-1639 гг.). итальянский
мыслитель,
политический
деятель, утопист.
Состоял в
Доминиканском
ордене, но
критиковал
схоластов.
Сочинение:
«Город Солнца».
Изобразил
общество будущего,
идеал общества:
коммунистическая
община, где
нет частной
собственности.
МИСТИКА
Мастер
Экхард (1260-1327 гг.).
немецкий
мыслитель-мистик.
Состоял в
Доминиканском
ордене. Сочинение:
«Духовные
проповеди и
рассуждения».
За триединым
божеством
стоит безличное
и бесконечное
божество. Человек
познает бога
только через
искру божественного
абсолюта в
самом себе.
Душа – есть
порождение
богом самого
себя и мира.
Якоб
Беме (1575-1624 гг.).
Сочинение:
«Аврора – утренняя
заря в восхождении».
Предполагал
самораскрытие
бога в природе.
Для познания
нужно делить
единое на
множество
мелких частных.
Человек – книга
сущностей и
тайн. Он подобен
богу; если живешь
свято – ты бог.
|
Френсис
Бэкон (1561-1626 гг.).
английский
эмпирист.
Сочинение:
«Великое
восстановление
наук», «Новая
Атлантида».
Знание – сила.
Эксперимент
и наблюдение
– основные
источники
для строгой
индукции.
Рене
Декарт (1596-1650 гг.).
французский
ученый-рационалист.
Сочинения:
«О методе»,
«Геометрия».
Я мыслю – значит
я существую.
Томас
Гобс (1588-1679 гг.).
английский
государственный
деятель. Есть
два рода опыта:
первичное
знание, знание
об именах вещей.
«Право всех
на все».
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Джон
Локк (1632-1704 гг.).
английский
философ. Сочинение:
«Опыт о человеческом
разуме».
Сознание
– пустая доска.
Важен эмпирический
опыт. Есть
первичные и
вторичные
качества. Они
возникают
под воздействием
мельчайших
частиц воздуха.
Главный познавательный
принцип: нет
ничего в интеллекте,
чего раньше
не было бы в
чувствах.
СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ
в метафизике.
Бенедикт
Спиноза (1632-1677 гг.).
Сочинение:
«Этика, изложенная
способом,
используемым
в геометрии»,
«Богословско-политический
трактат».
Субстанция
есть бог, который
является причиной
самого себя.
Душа – идея
человеческого
тела. Воля есть
разум.
Лейбниц
Готфрид Вильгельм
(1646-1716 гг.). Сочинения:
«Рассуждение
о метафизике»,
«Теодицея»
и др. Существует
множество
субстанций.
Самостоятельное
существование
субстанции
– монада.
Лаплас
Пьер Симон
(1749-1827 гг.). – француз.
Природа может
быть с помощью
законов механики.
Мы называем
случайностью
то, что неизвестно
нам и не объяснено
с помощью науки.
Человек – существо
социальное.
Жак
Лаветри (1709-1751 гг.).
Сочинение:
«Человек-машина».
Беспорядок
в государстве
происходит
из недостаточного
знания частных
интересов.
Человек по
природе добр.
Общественный
порядок обусловлен
равенством
и справедливостью.
Дидро
Дени (1713-1784 гг.).
французcкий
философ-материалист.
Сочинение:
«Философские
основания
материи и
движения».
Религия – продукт
страха и обмана
духовенства.
Человек по
нейтрален.
Добрым или
злым его делает
окружающая
среда.
Жан-Жак
Руссо (1712-1778 гг.).
французский
просветитель.
Бог приводит
в движение
вселенную.
Общество возникло
в результате
договора между
людьми.
Вольтер
Франсуа Мари
Аруэ (1694-1778 гг.).
французский
просветитель.
Сочинения:
«Философские
письма». «Философский
словарь»,
«Метафизический
трактат». Религия
– продукт
невежества
и обмана.
Идеал
есть религия
разума.
Поль
Анри Гольбах
(1723-1789 гг.). немецкий
философ-материалист.
Сочинения:
«Система природы»,
«Карманное
богословие».
Каждый разумный
человек обязательно
придет к атеизму
и поймет, что
религия вносит
неисправности
в человеческое
сознание.
СУБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
Беркли
Джордж (1685-1753 гг.).
Сочинение:
«Трактат о
началах человеческого
знания». Существовать
– значит быть
воспринятым
человеком.
Вещи – суть
комплексы
наших ощущений.
Материя не
существует
самостоятельно,
вне отдельных
вещей. Бог
существует.
Дэвид
Юм (1711-1776 гг.). шотландский
философ. Сочинения:
«Трактат о
человеческой
природе»,
«Исследование
человеческого
разума». Разум
оперирует
лишь содержанием
наших ощущений.
Доказать вообще
ничего нельзя.
Иммануил
Кант (1724-1804 гг.). немецкий
философ-идеалист.
Сочинения:
«Критика чистого
разума», «Критика
практического
разума», «Критика
способности
суждения».
Идея – представление
о цели. Познание
имеет опытную
природу.
Человек
– цель.
Иоган
Готлиб Фихте
(1802-1814 гг.). немецкий
философ-идеалист.
Сочинение:
«Основа общего
наукоучения».
Абсолютное
начало всего
сущего – всеобщее
действие «Я».
«Я» заменяет
всякие субстанции.
Самая достоверная
реальность
– «я есть».
Фридрих
Шеллинг (1775-1854 гг.).
немецкий
философ-идеалист.
Сочинения:
«Система
трансцендентного
идеализма»,
Тождество
субъекта и
объекта изначально.
Тело человека
– продукт
взаимоотношений
положительных
и отрицательных
сил. Во всем
есть общая
идея. В деятельности
важную роль
играет интуиция.
Георг
Вильгельм
Фридрих Гегель
(1770-1831 гг.). немецкий
философ-идеалист.
Сочинения:
«Феноменология
духа», «Энциклопедия
философских
наук». Понятие
есть элемент
абсолютной
идеи. Борьба
противоположностей
есть двигатель
развития и
ее метод. Истина
– совпадение
понятия и
объективности,
продукт философии.
Душа – сон духа.
МАТЕРИАЛИЗМ.
Людвиг
Фейербах
(1804-1872 гг.). немецкий
философ-материалист.
Сочинения:
«О едином,
всеобщем,
бесконечном
разуме». Идеи
– есть самостоятельные
сущности. Мышление
не имеет бытия.
Главную роль
играет чувственное
восприятие.
Человек - существо
бесконечное,
бессмертное,
родовое и
универсально.
Бог – воля в
идеальной
форме.
Карл
Генрих Маркс
(1818-1883 гг.). немецкий
философ-материалист.
Сочинения:
«Капитал»,
«Немецкая
идеология»,
«Тезисы о
Фейербахе».
Метод познания
– восхождение
от абстрактного
к конкретному.
Истина есть
объективное
знание о предметах.
Практика –
есть критерий
истины. От каждого
по способностям
каждому по
потребностям.
Фридрих
Энгельс (1820-1895 гг.).
немецкий
философ-материалист.
Сочинения:
«Происхождение
семьи, частной
собственности
и государства»,
«Диалектика
природы». Труд
нужен для
удовлетворения
жизненных
потребностей.
Труд есть средство
для удовлетворения
потребностей.
Прогресс
социальной
жизни есть
воспроизводство
этой жизни.
Жизнь и сознание
– внутренние
моменты трудовой
деятельности.
ПОЗИТИВИЗМ
Огюст
Конт (1798-1857 гг.).
французский
философ-позитивист.
Сочинения:
«Курс положительной
философии».
Человечество
проходит три
стадии. Человечество
обладает великим
бытием, Вселенная
есть великая
сфера, Земля
– великий фетиш.
Все может быть
достигнуто
только посредством
науки. Институты
– храмы общества,
храмы наук.
Герберт
Спенсер (1820-1903 гг.).
английский
философ-позитивист.
Сочинения:
«Основные
начала». Эволюция
– интеграция
материи при
рассеянном
движении. Высшая
ступень прогресса
во Вселенной
связана с
человеком.
Иеремия
Бентам (1848-1932 гг.).
английский
философ, родоначальник
утилитаризма.
Сочинения:
«Деонтология,
или Наука о
морали». Руководящий
принцип в этике
– принцип
полезности.
Критерий морали
– достижение
пользы, выгоды,
удовольствия,
счастья, добра.
Авенариус
Рихард (1843 – 1893
гг.). швейцарский
философ-идеалист,
один из основоположников
эмпириокритицизма.
Сочинения:
«Критика чистого
опыта». Опыт
есть прежде
всего личный
опыт. Субъект
и объект принадлежат
одной реальности.
Следует придерживаться
«экономии
мышления».
Мах
Эрнст (1838 – 1916 гг.).
австрийский
философ-идеалист,
физик. Сочинения:
«Анализ ощущений»,
«Механика…»…
Совокупность
опыта – результат
эмпирии. Наука
нужна для
объяснения
взаимозависимости.
Материя – есть
связь элементов
ощущений.
Пуанкаре
Жуль Анри
(1854-1912 гг.). французский
методолог
науки. Был
предшественником
интуиционизма.
В науке главную
роль играет
не только опыт,
но и соглашение
ученых о какой-либо
теории или
факте. Объективная
истина есть
лишь в законах
природы.
НЕОКАНТИАНСТВО
1.Марбургская
школа
Коген
Герман Косвиг
(1842-1918 гг.). немецкий
философ-идеалист,
глава школы.
Сочинения:
«Логика чистого
познания»,
«Этика чистой
воли», «Этика
чистого чувства».
Устранение
дуализма вещей
в себе и явлений.
Ничто не дано
нам чувственно.
Реальность
– есть мыслимое
бытие. Логическое
сознание в
прогрессе
порождает
опыт. Предмет
познания –
понятие о вещи.
Истина есть
лишь поиск
истины. Человек
есть цель.
Наторп
Пауль(1854-1924 гг.).
немецкий
философ-идеалист.
Сочинения:
«Логические
основы точных
наук». Небытие
есть внутренний
момент бытия.
Небытие логического
бытия – есть
материя. Единство
опыта есть
единство
многообразия,
а оно задано
априорными
категориями.
Кассирер
Эрнст (1874-1945 гг.).
немецкий
философ-идеалист.
Сочинения:
«Познание»,
«Действительность».
Не суть предмета,
а отношения
между предметами
должны изучать
науки. Категория
– есть научный
эксперимент.
2.Баденская
школа
Виндельбанд
Вильгельм
(1848-1915 гг.). немецкий
философ-идеалист,
глава школы.
Сочинения:
«История
философии».
Необходимо
осознать большое
различие между
методами
гуманитарных
и естественных
наук. Реальность
задана через
ценностные
нормы. Науки
делятся: номатические,
идеографические.
Риккерт
Генрих (1863-1936 гг.).
немецкий
философ-идеалист.
Сочинения:
«Введение в
трансцендентальную
философию»,
«Система
философии».
Бытие доступно
только через
ценности, оно
вне досягаемости
для естественных
наук. Существует
всего 6 сфер
ценностей.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Шопенгауэр
Артур (1788-1860 гг.).
немецкий
философ-идеалист.
Сочинения:
«Мир как воля
и представление».
Субъект и объект
неразделимы.
Объективность
сама по себе
не существует.
Невозможно
объективное
само в себе.
Есть 4 вида
ценностей.
Воля – есть
натиск, раскрывающий
мир. Человек
– суть воли.
Кьёркигор
Сёрен (1813-1855 гг.).
датский
философ-идеалист.
Сочинения:
«Страх и трепет»,
«Философские
крохи». Разум
познает лишь
сущность. Все
нужно рассматривать
с точки зрения
человека. Он
поглощает
всеобщее, не
подвластен
никакой системе.
Страх – отношение
человека к
миру, разочарование
– отношение
человека к
себе.
Фридрих
Ницше (1844-1900 гг.).
философ-иррационалист,
волюнтарист.
Сочинения:
«Так говорил
Заратустра»,
«Сумерки богов»,
«По ту сторону
добра и зла»,
«Эссегомо»
и др…
Жизнь
– слепая
иррациональность.
Только искусство
может противостоять
страданию.
Нужно возвестить
смерть бога.
Христианство
отравило
человечество.
Вера и религия
– две разные
вещи. Мораль
– способ господства
над себе подобными.
Высказывался
по поводу идеала
человека.
|
ПРАГМАТИЗМ
Чарльз
Сандерс Пирс
(1839-1914 гг.). американский
философ. Сочинения:
«Как сделать
идеи ясными»,
«Определение
веры». Истинность
– условие
практической
пригодности.
Истина относительна,
и требует
постоянной
проверки. Конечный
результат
познания –
конкретная
космология.
Знания должны
удостоверяться
учеными.
Джемс
Уильям (1842-1910 гг.).
американский
философ-идеалист.
Сочинения:
«Научная основа
психологии»,
«Прагматизм»…Психика
– инструмент
приспособления
к среде. Реальность
есть нечто
иррациональное.
Новый критерий
истинности:
истинно все,
что выгодно.
Джон
Дьюи (1859-1952 гг.).
американский
философ-идеалист.
Познание –
инструмент
приспособления
человека к
среде. Мерило
истинности
утверждения
– его практическая
ценность. Ученые
должны нести
ответственность
за свои изобретения.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Бертран
Рассел (1872-1970 гг.).
английский
философ. Сочинения:
«Философия
логического
атомизма».
Не стоит умножать
сущности без
необходимости.
Следует придерживаться
экономии мышления.
Каждое суждение
о реальности
содержат имена
и дескрипции.
Витгенштейн
Людвиг (1889-1951 гг.).
австрийский
философ. Положил
начало Лингвистической
философии.
Сочинения:
«Философские
исследования».
Предложение
в языке – осмысленное
выражение
логического
факта. Событие
– есть атомарный
факт. Смысл
мира – вне мира,
т.к. мир не имеет
в себе смысла.
Все есть как
оно есть..
Карнап
Рудольф (1891-1970 гг.).
американский
философ. Сочинения:
«Значение и
необходимость»,
«…Введение
в философию
науки». Философские
предложения
не имеют смысла.
Науки делятся
на экспериментальные,
неэкспериментальные.
Ханс
Рейхенбах
(1891-1953 гг.). немецкий
философ. Есть
статьи из сборника
«Современная
философия
науки».
Познание
причинности
событий и фактов
есть основная
цель науки.
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Карл
Раймунд Поппер
(1892-1994 гг.). английский
философ. Сочинения:
«Логика и рост
научного знания».
Знание не может
быть абсолютно
точным. Соотношение:
Гипотеза >
Теория > Опровержение
Теории.
Имре
Лакатос (1922-1974 гг.).
английский
философ. Сочинения:
«Доказательство
и опровержение».
Старые и новые
теории могут
спокойно
сосуществовать
и взаимодействовать.
Есть ядро во
всех теориях,
и именно его
изменение
ведет к коренному
изменению в
науке, к перевороту.
Томас
Семюэл Кун
(1922 г.). Сочинение:
«Структура
научных революций».
Парадигма –
совокупность
убеждений,
технический
средств, исследований,
- то, что принято
научными
сообществами.
Пауль
Фейерабенд
(1924 гг.). американский
философ. Сочинения:
«Против единственного
метода. Защита
анархистской
теории знаний».
Нет чистых
фактов для
верификации
предложений
в языке науки.
Нет постепенного
накопления
истин. Теории
логически
несоизмеримы.
|