Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности и перспективы развития АТП №9
Название: Анализ финансово-хозяйственной деятельности и перспективы развития АТП №9 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АннотацияМалиборская Г.С. совместно с Мезиновой Д.А. Финансово-хозяйственный анализ деятельности и перспективы развития ОАО «АТП №9» : Дипломный проект. – Нижневартовск: ЮУрГУ, ФЭиП, 2000. – 96 с., илл.Библиография литературы 13 наименований. 12 листов плакатов. В дипломном проекте дается общая характеристика ОАО «АТП №9»: организационно-правовой формы, административной структуры, основные показатели деятельности. На основе описываемой методики, дается анализ финансового состояния предприятия. Оценивается формирование финансовых результатов. Дается характеристика технико-экономических показателей, охарактеризованы и определяются основные перспективы развития предприятия. Выделяются основные пути и перечисляются наиболее важные мероприятия оздоровления финансового состояния предприятия. Оценивается эффективность инвестиционного проекта по созданию и реализации производства пиломатериалов. СодержаниеВведение…………………………………………………………………… 1.Автомобильный транспорт Российской Федерации…………………. 2.Общая характеристика ОАО«Автотранспортного предприятия №9..… 2.1.Правовое положение ОАО «АТП №9»………………………….…… 2.2.Организационная структура управления ОАО «АТП №9»………… 2.3.Основные показатели деятельности ОАО «АТП №9»……………… 3. Анализ финансовой деятельности ОАО «АТП №9» …………………. 3.1.Цель, содержание и метод финансового анализа …………………. 3.2.Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования …………………………………………………….... 3.3.Вертикальный анализ баланса………..…………………………….. 3.4.Горизонтальный анализ баланса………………………………….... 3.5.Показатели имущественного положения………………………….. 3.6.Анализ качественных сдвигов в имущественном положении…… 3.7.Оценка финансового положения…………………………………... 3.8.Оценка деловой активности………………………………………... 3.9.Оценка структуры и платежеспособности баланса ……………… 4.Технико-экономический анализ ……………………………………… 4.1.Проблемы и перспективы развития ОАО №АТП №9»…………... 5.Инвестиционный проект «Организации производства и сбыта пиломатериалов ………………………………………………………... 5.1.Описание технической стороны инвестиционного проекта……... 5.2.Методологические основы оценки эффективности инвестиционного проекта ………………………………………….. Заключение ……………………………………………………………... Список литературы ……………………………………………………. ВведениеПереход к рыночной экономике коренным образом изменил хозяйственную ситуацию в России, оказался мощным толчком к созданию новых предприятий. Многие государственные предприятия преобразовывались в акционерные общества. Государственное предприятие «Автотранспортное предприятие №9» преобразовалось в ОАО «АТП №9». ОАО « АТП № 9» столкнулось с множеством трудностей ожидающих новое предприятие в зарождающейся рыночной экономике России. Практически непреодолимым препятствием для ОАО «АТП № 9» оказались хронические неплатежи, на предприятии сформировалась значительная дебиторская задолженность, чтобы не остановиться и не прекратить своего развития , оно вынуждено было пойти на рост кредиторской задолженности. В конечном счете, это привело к существенному ухудшению финансового положения предприятия и поставило его на грань банкротства. Вместе с тем ОАО «АТП №9» располагает значительным производственным потенциалом. В этих условиях тема дипломного проекта ОАО «АТП № 9» является актуальной . Цель дипломного проекта состоит в анализе финансово –хозяйственной деятельности ОАО «АТП №9» и определение возможных путей улучшения его финансового состояния. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: - общей характеристики ОАО «АТП №9», его организационно -правовой формы, производственной и административной структуры; - оценке финансового состояния ОАО «АТП № 9»; - анализа аспектов производственной деятельности ОАО «АТП №9», связанных с формированием финансовых результатов; - выявление возможных путей улучшения финансового состояния; - оценки эффективности предлагаемого к осуществлению инвестиционного проекта по организации производства пиломатериалов, реализация которых, предполагает увеличить объем продаж и поступления денежных средств. Перечисленные задачи определили содержание настоящего дипломного проекта. 1.Автомобильный транспорт Российской Федерации. Автомобильному транспорту принадлежит большая роль в обеспечении перевозок для экономики страны. Появлению автомобиля предшествовали попытки создания «самобеглых колясок» русского крестьянина Леонтия Шамшуралова, «сомокаталок» русского механика Кулибина, легкой на ходу колесной повозки и малогабаритного двигателя. Первый бензиновый двигатель - вес 240 кг., мощность 60л.с. – был сконструирован в 1879 году русским моряком, офицером Катовичем О.С. Бурное развитие автомобилестроения наблюдается с начала нашего века . В дореволюционной России выпуск автомобилей начался в 1910 году на Русско-Балтийском заводе. В 1910 году было произведено 10 легковых автомобилей, а всего с 1910 по 1915 года изготовлено 451 легковой и 10 грузовых автомобилей. В 1940 году в СССР выпускалось 145тысяч штук автомобилей , в том числе грузовых – 136тысяч, автобусов – 3,9 тысяч, легковых 5,5 тысяч. В 1975 году их было выпущено 1964 тысячи штук, в том числе 696 тысяч грузовых, 1201 тысяч легковых и автобусов 67 тысяч штук. В 1988 году было выпущено 2368 тысяч штук , в том числе 787 тысяч грузовых, 1500 тысяч легковых и автобусов 81 тысяча штук. Весь подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный . К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы ,полуприцепы ; к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы; к специальному – автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ, производимых при помощи установленных на них машин, аппаратов или оборудования. Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов типа бортовой платформы и используются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары. К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов, и которые разделяются на самосвалы, фургоны, цистерны со специальными платформами и прочий специализированный подвижной состав. Автомобилями – тягачами называются автомобили, предназначенные для буксировки прицепов и полуприцепов. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом или полуприцепом называется автопоездом. Пассажирские автомобили в зависимости от вместимости, конструкции и назначения разделяются на легковые автомобили и автобусы. По назначению автобусы подразделяются на следующие группы общего назначения : городские и пригородные, местного сообщения, междугородние, туристические и экскурсионные. Все автомобили по числу ведущих колес условно обозначаются колесной формулой, где первая цифра показывает число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес. По роду потребляемого топлива автомобили разделяются на карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные, по принципу двигателя – на карбюраторные, дизельные, электромобили (аккамуляторные автомобили ), паровые и газотурбинные автомобили. Автомобиль стал одним из крупнейших явлений XX столетия . Влияние автомобиля на общественную, личную жизнь оказалось колоссальным. Автомобильная промышленность сегодня развивается под сильным влиянием крупнейших фирм США и Европы. Автотранспортные средства становятся более удобны, легки в управлении, безопасны, улучшается дизайн автомобилей. Новые модели обладают повышенной грузоподъемностью, увеличенной мощностью двигателей, повышаются ( почти в три раза ) сроки службы. Увеличивается выпуск специализированных автоцистерн, фургонов, самосвалов. Значительное развитие получает производство автомобильных прицепов, агрегатов и запасных частей. В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Поволжье ( ВАЗ – Тольятти, КАМАЗ – Набережные Челны, УРАЛАЗ- Миасс, УАЗ – Ульяновск, ГАЗ – Нижний Новгород, ИЖ – Ижевск ). Производство автобусов – Лукино – Дулево, Галицино, Яхрона, Курган; микроавтобусов на базе ЗИЛ – Москва. Конечно, сегодня мы наблюдаем существенный спад производства (20-40%). Вероятно это явление временное. Ведь транспорт – это «кровеносная система экономики» страны, особенно такой протяженной ,как Россия. Транспортный комплекс – необходимое условие функционирования хозяйства, жизни населения , существования любого государства, он связывает во едино все его части. Транспорт хоть и не производит ни кокой продукции, относится к отраслям производственной сферы, его продукция – это перевозки грузов и пассажиров. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления ; главный показатель эффективности его работы – грузооборот ( произведение количества перевозимого груза (т) на расстояние (км)). На автомобильном транспорте в 1998 году перевезено 1002 млн.т. грузов, что на 30 % меньше, чем в 1997 году. Этот спад вызван замещением услуг специализированных предприятий собственным автотранспортом и перерегистрируемыми частными фирмами. В целом снижение перевозов грузов и грузооборота автомобильного транспорта в1998 году по сравнению с 1997 годом оценивается в 12-15%. Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель пассажирооборот (произведение количества перевозимых пассажиров (чел.) на расстоянии (км.)). Существует несколько видов транспорта , каждый из которых имеет свою специфику, но для обеспечения работы хозяйства страны они должны быть взаимосвязаны, работая согласованно. 2.Общая характеристика ОАО«Автотранспортного предприятия №9» 2.1Правовое положение ОАО «АТП № 9» ОАО «АТП № 9» является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства Р.Ф . ОАО «АТП № 9» создано и зарегистрировано постановлением главы администрации г.Нижневартовска № 245 от 11.07.94г. в соответствии с Указом Президента Р.Ф. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» № 721 от 01.07.92г. и государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Р.Ф., утвержденной Указам Президента Р.Ф. № 2284 от 24.12.93 г. ОАО «АТП № 9» создано путем преобразования государственного предприятия «Автотранспортное предприятие № 9», являющегося правопреемником в отношении прав и обязанностей преобразованного предприятия. ОАО «АТП № 9» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Целью ОАО «АТП № 9» является извлечение прибыли. ОАО «АТП №9» осуществляет следующие вид деятельности: - автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров; - техническое обслуживание автотранспорта; - ремонтно-вспомогательные работы, капитальный и текущий ремонт технологического оборудования; - предоставление во временное пользование по договорам аренды административных и производственных помещений; - содержание платной автостоянки. Уставный капитал ОАО «АТП № 9» составляет 3096000 рублей. Уставный капитал складывается из номинальной стоимости обыкновенных именных акций, приобретенных именных акций составляет 3096 акций, стоимостью 1000 рублей. Органами управления ОАО «АТП № 9» являются : - общие собрания акционеров. Это высший орган общества. - совет директоров. В компетенцию совета директоров ОАО «АТП №9» входит решение вопросов общего руководства деятельностью ОАО «АТП № 9» за исключением вопросов, отнесенных уставом ОАО «АТП №9» к исключительной компетенции общего собрания акционеров. - генеральный директор является единоличным исполнительным органом. Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью ОАО «АТП №9» является ревизионная комиссия. Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном уставом и положениями об общем собрании акционеров, совете директоров ревизионной комиссии. ОАО «АТП № 9» находится в г.Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области , ул.Мира 16 п.Почтовый индекс – 626440. ОАО «АТП № 9», согласно уставу, может создавать филиалы и открывать представительства на территории Р.Ф. и за ее пределами с соблюдением требований действующего законодательства Р.Ф., а так же законодательств государств СНГ и соответствующих законодательств иностранных государств по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалом ОАО «АТП № 9» является его обособленное подразделение – ремонтно-механическая мастерская. Это подразделение предоставляет платные услуги по ремонту транспортных средств населению. В услуги входит техническое обслуживание транспортных средств; замена узлов, агрегатов, деталей; рихтовка кузовов и их деталей; частичная покраска. Численность рабочих составляет – 10 человек. Ремонтно-механическая мастерская расположена на территории АОА «АТП № 9» и действует в соответствии с положением о подразделениях. Решение о создании подразделении и ликвидации , о назначении руководителя принимается в соответствии с законодательством Р.Ф. Руководитель действует на основании доверенности выданной обществом. 2.2. Организационная структура управления ОАО «АТП № 9» Оперативное руководство деятельности ОАО «АТП № 9» осуществляет генеральный директор. Генеральному директору непосредственно подчиняются : - заместитель генерального директора; - главный бухгалтер; - главный механик; - инженер отдела кадров; - инженер безопасности движения; - юрист. Заместитель генерального директора обеспечивает бесперебойную работу предприятия. Координирует деятельность подчиненных ему подразделений. Принимает меры по обеспечению организации необходимым оборудованием и материалами. Главный бухгалтер осуществляет , исходя из Положения о главных бухгалтерах, организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает организацию учета и отчетности на предприятии. Осуществляет контроль за соблюдением оформления первичных и бухгалтерских документов. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Главный механик координирует работу мастеров. Организует работу связанную с эксплуатацией и ремонтом автотранспортных средств. Инженер отдела кадров ведет учет личного состава предприятия и установленную документацию по кадрам. Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, инструкциями и приказами руководителя предприятия. Инженер безопасности движения осуществляет контроль за соблюдением на предприятии действующего законодательства, инструкций, правил, норм пот охране труда и технике безопасности, следит за предоставлением работникам установленных льгот и компенсации по условиям труда. Юрист разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работы на предприятии. Подготавливает материал о хищениях, растратах, недостачах. Анализирует и обобщает результаты рассмотрения претензий судебных и арбитражных дел. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, а также в рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Организационная структура ОАО «АТП № 9» приведена на рисунке 2.2. По своему типу ОАО «АТП № 9» является комплексным предприятием, в нем выполняются все виды технического обслуживания, текущий ремонт ,содержание подвижного состава. В настоящее время на балансе предприятия находится 48 единиц разномарочного подвижного состава и 6 прицепов. Весь подвижной состав содержится в теплых боксах – стоянках, что положительно сказывается на эксплуатации автомобилей в зимнее время . Для качественной работы в ОАО «АТП № 9» имеются укомплектованные необходимым оборудованием , оснащенные кран балками и смотровыми ямами, ремонтно-механические мастерские. Генеральный директор
Заместитель главный инженер инженер юрист генерального бухгалтер безопасно- отдела директора сти движе- кадров ния
диспетчер главный заместитель бухгалтер механик главного кассир бухгалтера
начальник ремонтно-технических мастерских Рисунок 2.2. – Структура управления ОАО АТП №9 2.3. Основные показатели деятельности ОАО «АТП №9» К основным показателям за анализируемый период, представленным в таблице 2.1.относятся : - среднесписочное количество автомашин, которое в 1996 году составляла 58единиц, в 1997 году – 55 единиц, в 1998 году – 50 единиц; - коэффициент технической готовности в 1996 году был равен 0,97, в 1997 году – 0,98, в 1998 году – 0,97; - коэффициент использования парка составил в 1996 году – 0,34, в 1997 году – 0,38, в 1998 году – 0,33; - грузоподъемность всего парка была равна в 1996 году – 396,5, в 1997 году – 359,9, в 1998 году – 291,8; - фонд заработной платы (тыс.рублей) составил в 1996 году – 2771,2 , в 1997 году – 3681,5, в 1998 году – 3631,2; - себестоимость всего (тыс.рублей) исчислялась в 1996 году – 5754,6, в 1997 году – 8966,1, в 1998 году – 8301,0; - выручка всего (тыс.рублей) составила в 1996 году – 5581,7, в 1997 году – 6637,7, в 1998 году – 5984,0; - прибыль (+), убытки (-) ( тыс.рублей) в 1996 году – (-) 172,8, в 1997 году – (-)2338,4, в 1998 году –(-) 2317,0. - балансовая прибыль (+), убыток (-) в 1996 году – (-)651,3, в 1997 году – 37,8, в 1998 году – (-)839,0. 3. Анализ финансовой деятельности ОАО « АТП № 9». Анализ – буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» - соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое. Диалектический тандем анализ – синтез, понимается как синоним всякого научного исследования. В любой отрасли научных знаний , в любой сфере человеческой деятельности : политической, межнациональной, общественной, социальной, экологической , культурно-бытовой и другой; обойтись без анализа – синтеза невозможно. Пожалуй, сейчас нет более популярных понятий, слов, дифиниций, которые не требовались бы для глубокого раскрытия того или иного положения, той или иной ситуации, того или иного процесса; для точного формирования того или иного соображения, предложения, той или иной рекомендации ни любом иерархическом уровне. Но особое значение анализ и синтез приобрели в экономике, являющейся, как известно, основой всего сущего на планете; забвение экономических проблем, нерешенность экономических задач: внутренних и внешних, обрекают на неудачу во всех остальных сферах. Естественно, что успешное развитие экономики зависит в свою очередь от состояния всего смежного с ней : политики, экологии, социологии, культуры. Здесь наличествует, можно сказать господствует, закон обратной связи. Анализ – синтез как суть, как содержание и форма человеческого мышления комплексно изучается во множественном измерении и многими науками. Но анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности и ее конечных результатов, во всех отраслях, во всех проявлениях – область исключительно экономического анализа, в широком и узко профессиональном смысле. Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа ; в профессиональном – экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности в соответствующих отраслях: промышленности, в сельском хозяйстве , строительстве, торговле, общественном питании и сфере социально-бытовых услуг. Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в первую очередь на микро уровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья ( при любой форме собственности ) составляют основу рыночной экономики. Но это не исключает , а скорее предполагает и необходимость возможного перехода анализа на макро уровне не «сверху вниз», как складывалось при командно-административной системе с ярко выраженным централизмом , а «снизу вверх».Народнохозяйственные обобщения вовсе не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям сводного рынка. Анализ на микро уровне наполняется совершенно конкретным содержанием , связанным с повседневной хозяйственной – финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников. Конкретно : анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставления реального события с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутренних и общеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, спроса и предложения , анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих изделий, анализ конкретных потребителей и оценки последними качества выпускаемых товаров, анализ наполняемости «портфеля» фирмы, анализ затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией, анализ конечных финансовых результатов производственной , сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль,убыток), анализ коммерческого риска с оказываемым на него влиянием политических демографических ,культурных, экологических, структурно-организационных и других факторов. Целью финансово-хозяйственного анализа является раскрытие зависимости результатов деятельности предприятия от эксплуатационных, технических и организационных факторов, определить степень влияния каждого из них на выполнение плана , выявить недостатки в работе и выявить резервы производства. Исходными материалами анализа являются годовые отчеты предприятия, которые наиболее полно освещают все стороны их деятельности, данные бухгалтерского и статистического учетов, рассматриваемые в зависимости от конкретных условий эксплуатации уровня технической оснащенности и сложившейся структуры предприятия. 3.1 Цель, содержание и метод финансового анализа. Финансовый анализ представляет собой способ накопления трансформационный и использование информации финансового характера, имеющий целью: - оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; - оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения; - выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации; - спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов. В основе финансового анализа, ровно как и финансового менеджмента в целом, лежит анализ финансовой отчетности. Для России этот фрагмент финансового анализа имеет приоритетное значение в силу ряда обстоятельств ,в частности недостаточная развитость финансового рынка снижают значимость анализа рисков и т.п. В основу ее науки составляет ее предмет и метод. Предмет финансового анализа есть то, что изучается в рамках данной науки, финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового анализа, есть то , что изучается в рамках данной науки, финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявления возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью присущего данной науке метода. Объективный финансовый анализ позволяет наиболее рационально распределять материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Известно, что любые ресурсы ограничены и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема , но и путем оптимального соотношения разных ресурсов. Из всех видов ресурсов предприятия, финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в другой любой вид ресурсов. Основным признаком распределения анализа на внешний и внутренний является характер используемой информации. Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных, т.е. на ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая может стать достоянием всего общества. Внутренний анализ использует всю достоверную информацию о состоянии для предприятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Каждому виду анализа присущи свои цели и задачи. Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние предприятия на основании выявленных результатов дать рекомендации по его улучшению. Поскольку финансовое состояние оценивается прежде всего по статьям бухгалтерского баланса и приложений к нему , то такой анализ называется внешним. Задачи внешнего анализа определяются внешними интересами пользователей аналитическим материалом. Основные задачи : - оценка финансовых результатов; - оценка имущественного положения; -анализ финансовой устойчивости ликвидности баланса платежеспособности предприятия; - исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности; - анализ эффективности вложения капитала. Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния. Анализ финансового состояния преследует несколько целей : - идентификацию финансового положения; - выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе; - выявление основных факторов, вызвавших изменение в финансовом состоянии; - прогноз основных тенденций в финансовом состоянии. Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные предикативные и нормальные. Дескриптивные модели известны также , как модели описанного характера , являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности и различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Вертикальный (структурный) анализ актива и пассива балансов дает представление финансового отчета в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуры – в виде относительных величин, характеризующих структуры обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия . Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняющие относительными темпами роста или снижения. Берутся базисные темпы роста за несколько периодов. Ценность результатов горизонтального анализа снижается в условиях инфляции. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявит абсолютные и относительные изменения величины статей баланса за определенный период и дать оценку этим изменениям. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибыли и убытках. Система аналитических коэффициентов – ведущий элемент финансового состояния, применяемый различными группами пользователей, инвесторы, акционеры, кредиторы и др. Показатели подразделяются на 5 групп: Анализ ликвидности: Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу расчета показателей заложена идея сопоставления текущих активов, т.е. оборотных средств с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате устанавливается в достаточной ли степени предприятие обеспечено оборотными средствами необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают разной ликвидностью, то рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности. Анализ текущей деятельности: С позиции кругооборота средств, деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие. Денежные средства трансформируются в сырье на складе, далее в незавершенное производство, далее в готовую продукцию, далее в средства в расчетах и наконец в расчетах переходят в денежные средства. Анализ финансовой устойчивости: С помощью этих показателей оцениваются состав источников финансирования и динамика соотношений между ними. Анализ рентабельности: Показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. Основные показатели – рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Анализ положения и деятельности на рынке капиталов. В рамках этого анализа выполняется пространственно-временное сопоставление показателей характеризующих положение предприятия на рынке ценных бумаг. Предикативные модели – это модели предсказательного прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов модели динамического и ситуационного анализа. Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам услуг и т.п. к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного и технического обеспечения . логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры: - экспресс-анализ финансового состояния; и детализированный анализ финансового состояния. Целью экспресс анализа финансового состояния является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Экспресс анализ целесообразно проводить в три этапа: предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности. Цель первого этапа принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Первая задача решается путем ознакомления с аудиторским заключением. Существуют два основных типа аудиторских заключений: стандартное и нестандартное. Первое представляет собой документ в кратком изложении содержащий положительную оценку аудитора. Нестандартное заключение более объемно и , как правило содержит некоторую дополнительную информацию, которая может быть полезна пользователем информации. Проверка готовности отчетности к чтению носит менее ответственный и в определенной степени технический характер. Здесь проводится простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу. В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом.
хозяйствования. 1.1. Построение уплотненного анализа баланса-нетто.
2.1. Оценка ликвидности.
3.2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования. Сумма хозяйственных средств находящихся в расположении предприятия, является имуществом предприятия. Оценка имущественного положения проводится следующим образом: - построение уплотненного аналитического баланса-нетто; - вертикальный анализ баланса; - горизонтальный анализ баланса; - анализ качественных сдвигов в имущественном положении. Уплотненный аналитический баланс-нетто составляется на основании бухгалтерских балансов. Это баланс из которого исключаются регулирующие статьи, и прежде всего убытки, что видно из таблицы 3.1,3.2,3.3. Таблица 3.1 Уплотненный аналитический баланс-нетто за 1996г. тыс.рублей
Таблица 3.2 Уплотненный аналитический баланс-нетто за 1997 г. тыс.рублей
Таблица 3.3 Уплотненный аналитический баланс-нетто за 1998г. тыс.рублей
Финансовое положение предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия и величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения. Наибольшее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников , а так же динамики этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Можно выделить две основные черты, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа : - переход к относительным показателям позволяет проводить сравнение экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и других объемных показателей; - относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние информационных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. В таблице 3.4, 3.5, 3.6 приведено структурное положение по укрупненной номенклатуре статей . Из приведенных данных видно, что снизился удельный вес основных средств на 7,4% в 1997 году по сравнению с 1996 годом, в 1998 году удельный вес возрос на 8,7% по сравнению с 1997 годом. Удельный вес запасов и затрат в 1997 году возрос на 4 % по сравнению с 1996 годом, в 1998 году сократился на 1,4% по сравнению с 1997 годом. Удельный вес дебиторской задолженности в 1997 году возрос на 3,3% по сравнению с 1996 годом, что говорит о неблагоприятной тенденции, в 1998 году удельный вес сократился на 7,1% по сравнению с 1997 годом, что говорит о положительной тенденции. Удельный вес денежных средств в 19997 году сократился на 0,12% по сравнению с 1996 годом, в 1998году продолжается сокращение. Удельный вес собственного капитала в 1997 году сократился на 9,2% по сравнению с 1996 годом, в 1998 году вырос на 3,3% по сравнению с 1997 годом. Прибыль отсутствовала в 1996,1997 и 1998 годах. Предприятие не пользуется ссудами банков – что достаточно распространено среди малых предприятий, предпочитающих избегать уплаты высоких процентов за пользование банковскими ссудами. Удельный вес расчетов с кредиторами в 1997 году возрос на 9,2% по сравнению с 1996 годом, в 1998 году снизился на 3,3% по сравнению с 1997 годом. Это говорит о неблагоприятной тенденции. Структура актива баланса показана на рисунке 3.1. Структура пассива баланса показана на рисунке 3.2 . 3.3 Вертикальный анализ баланса Таблица 3.4 Вертикальный анализ баланса ОАО «АТП № 9» за 1996г. проценты
Таблица 3.5 Вертикальный анализ баланса ОАО «АТП №9» за 1997г. проценты
Таблица 3.6. Вертикальный анализ баланса ОАО «АТП №9» за 1998год Проценты
Горизонтальный анализ отчетности заключается в нескольких аналитических таблицах, в которых абсолютные показатели дополняются темпами роста (снижения). Ценность результата анализа существенно снижается в условиях информации. Именно это демонстрирует данные в таблице 3.7. Приведенные данные в таблице 3.7 показывают, что за анализируемый период произошло в основном увеличение показателей. Основные средства увеличились в 1997 году и составили 97,7 % по отношению к показателю 1996 года, это произошло за счет приобретения оборудования . В 1998 году основные средства составили 93,8% по сравнению с 1996 годом. Увеличение не значительное это может говорить о нездоровой ситуации на предприятии. Увеличились запасы и затраты . В 1997 году составили 263 % к показателю 1996 года , в 1998 году – 769% к 1996 году. Увеличилась дебиторская задолженность в 1997 году и составила 157 % по сравнению с 1996 годом, в 1998 году дебиторская задолженность составила 199% к 1996 году, что говорит о неблагоприятной тенденции для предприятия. Увеличились денежные средства и прочие активы и в 1997 году составили 1954% по сравнению с показателями 1996 года, в 1996 году – 4905% ,в 1997 году – 60918% произошло увеличение по сравнению с предыдущим годом , но рост по сравнению с 1996 годом незначительный , всего 536%. Уменьшились фонды собственных средств . Они составили в 1997 году - 95,8% по сравнению с 1996 годом, в 1998 году 89,2% к 1996 году, что говорит о неблагоприятной тенденции. Увеличились расчеты с кредиторами и в 1997 году составили 179% по сравнению с показателем 1996 года, в 1998 году – 271% к 1996 году, что говорит о благоприятной тенденции. Динамика актива баланса показана на рисунке 3.3. Динамика пассива баланса показана на рисунке 3.4. 3.4Горизонтальный анализ баланса Таблица 3.7 Наименование
3.5. Показатели имущественного положения . Показатели имущественного положения: Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия. Этот показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия. Доля активной части основных средств. Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимают машины, оборудование и транспортные средства. Коэффициент износа. Показатели характеризуют долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих периодах. Дополнением этого показателя до 100% является коэффициент годности. Коэффициент обновления. Показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства. Коэффициент выбытия. Показывает, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам. Показатели имущественного положения приведены в таблице 3.8. Приведенные данные таблицы 3.9. показывают, что коэффициент износа в 1997 году составил 0,44, что свидетельствует о том. Что предприятие мало приобретало новые основные фонды. В 1998 году коэффициент износа составил 0,42 . Коэффициент обновления в 1997 году составил 0,35. Это больше по сравнению с 1996 годом. В 1998 году 0,3 . Показатели имущественного положения показаны на рисунке 3.5 и 3.6. Увеличение коэффициента годности в 1995 году говорит о вводе нового оборудования. Коэффициент обновления отражает ввод технических установок и оборудования. Таблица 3.8. Показатели имущественного положения.
Таблица 3.9. Имущественное положение.
3.6. Анализ качественных сдвигов в имущественном положении. Формальными критериями имевших место качественных изменений в имущественном положении предприятия и в степени их прогрессивности выступают показатели , как доля активной части основных средств и коэффициент годности. Важнейший элемент производственного потенциала предприятия, его материально-техническую базу, можно охарактеризовать показателями приведенными в таблице 3.10. Приведенные данные показывают, что за анализируемый период с 1996 по 1998 год доля активной части основных средств возросла и составила в общем объеме 7%. Это говорит о том, что предприятие приобретало основные средства с 1996 года и в то же время доля активной части очень мала, так как только 7% от общей стоимости основных средств непосредственно участвуют в производственном процессе. 3.7. Оценка финансового положения. Детализированный анализ ликвидности предприятия может проводиться с использованием абсолютных и относительных показателей. Смысл анализа ликвидности с помощью абсолютных показателей – проверить какие источники средств и в каком объеме используются для покрытия товарных запасов. Выделим следующий расширяющийся перечень источников : Собственные оборотные средства (СОС) . Этот показатель является абсолютным. Его увеличение в динамике рассматривается, как положительная тенденция. Показатель СОС используется для расчета ряда важных аналитических коэффициентов : доля собственных оборотных средств в активах предприятия ( нормативное значение этого показателя должно быть не менее 30 %), доля СОС в товарных запасах . Нормативное значение которого не менее 50% . Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. На основании баланса – нетто Собственные оборотные средства определяются по формуле СОС = СК + ДО – СВ ( I ) где СК – собственный капитал, тыс. рублей. ДО – долгосрочные обязательства , тыс.рублей. СВ – основные средства и прочие внеоборотные активы, тыс.рублей. Нормальные источники формирования запасов. Данный показатель отличается от предыдущего на величину краткосрочных ссуд и займов, а также кредиторской задолженности по товарным операциям, являющихся, как правило источниками покрытия запасов . Величина источников формирования запасов ( ИФЗ ) определяется по формуле ИФЗ = СОС + СБ + РК (II) где, СОС – собственные оборотные средства, тыс.рублей. СБ – ссуды банка и займа, используемые для покрытия запасов, тыс.рублей. РК – расчеты с кредиторами по товарным операциям, тыс.рублей. В зависимости от отклонения рассмотренных показателей ( ЗС, СОС, ИФЗ ) можно с определенной степенью условности выделить следующие типы текущей финансовой устойчивости. Абсолютная финансовая устойчивость. Эта ситуация характеризуется неравенством ЗЗ < СОС . Данное соотношение показывает , что все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами, то есть предприятие не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается крайне редко. Нормальная финансовая устойчивость. Эта ситуация характеризуется неравенством СОС < ЗЗ а ЗЗ < ИФЗ. Приведенное соотношение соответствует положению, когда успешно функционирующее предприятие использует для покрытия запасов различные нормальные источники средств - собственные и привлеченные. Неустойчивое финансовое положение. Эта ситуация характеризуется неравенством ЗЗ > ИФЗ. Данное соотношение соответствует положению, когда предприятие для покрытия запасов использует различные источники средств, не являющиеся в известном смысле нормальными, то есть обоснованными. Критическое финансовое положение . Характеризуется ситуацией, когда в дополнение к предыдущему неравенству предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок, а так же краткосрочную кредиторскую задолженность. Предприятие не может вовремя расплатиться со своими кредиторами. Показатели финансовой устойчивости приведены в таблице 3.11. Из таблицы 3.12. видно, что коэффициент концентрации собственного капитала в 1998 году - 0,76, а коэффициент концентрации привлеченного капитала в 1998году – 0,24, что говорит о нормальной финансовой устойчивости, которая характеризуется следующим неравенством СОС<ЗЗ<ИФЗ. Приведенные данные в таблице 3.13. показывают , что в 1996 году, в 1997 году, в 1998 году все запасы полностью не покрываются собственными оборотными средствами, то есть предприятие зависит от внешних кредиторов. В рамках углубленного анализа в дополнение к абсолютным показателям целесообразно рассчитать ряд аналитических показателей коэффициентов ликвидности : - коэффициент покрытия, - коэффициент быстрой ликвидности, - коэффициент абсолютной ликвидности, - коэффициент покрытия запасов. Коэффициент покрытия дает общую оценку ликвидности активов, показывая сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств характеризует структуру предприятия. Рост показателя это негативная тенденция , означающая , что предприятие все сильнее зависит от внешних инвесторов. Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних кредиторов и инвесторов. Рост коэффициентов приведен в таблице 3.12. Приведенные данные в таблице 3.12 показывают, что финансовое положение ухудшилось . Коэффициент маневренности .В 1996 году на рубль собственного капитала приобретено 0,02 , в 1997 году - 0,05 , в 1998 году – 0,08 . Коэффициент концентрации собственного капитала составляет в 1996 году – 0,79 , в 1997 году – 0,72, в 1998 году – 0,76. Это говорит о том, что предприятие находится в устойчивом финансовом положении и не зависит от внешних кредиторов. Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств дает общую оценку финансовой устойчивости. Этот коэффициент показывает сколько на каждый рубль собственных средств вложенных в активы предприятия приходиться заемных средств. В 1996 году – 26 копеек, в 1997 году – 40 копеек, что говорит об ухудшении положения, в 1999 году – 32 копейки. Показатели финансовой устойчивости приведены на рисунке 3.7. Показатели ликвидности и платежеспособности представлены в таблице 3.14. Величина собственных оборотных средств характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия. Как видно из таблицы 3.13 в динамике происходит снижение показателя, что говорит об ухудшении ситуации. Коэффициент покрытия ( общий) в 1996 году – 0,92, в 1997 году – 0,88, в 1998 году – 0,67. Критическое снижение нормативного значения 1,5 – 2 . Из таблицы видно, что показатели ниже нормы и в динамике снижаются , это говорит об ухудшении положения на предприятии. Коэффициент быстрой ликвидности в 1996 году – 0,87, в 1997 году – 0,68, в 1998 году – 0,49. Нижнее значение показателя – 1,0 .Из таблицы видно , что ни один показатель не укладывается в норму , а в динамике происходит снижение коэффициента это говорит об ухудшении положения на предприятии. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. Низшее нормативное значение – 0,2. Как видно из таблицы 3.15 значение показателя на два порядка ниже нормативного, это говорит о том, что это предприятие практически не платежеспособно. На рисунке 3.8. наглядно представлена динамика платежеспособности и ликвидности. Таблица 3.11. Показатели финансовой устойчивости
Таблица 3.12. Финансовая устойчивость на конец года.
Таблица 3.13. Соотношение показателей финансового положения на конец года.
Таблица 3.14. Показатели ликвидности и платежеспособности.
Таблица 3.15. Ликвидность и платежеспособность.
3.8. Оценка деловой активности Оценка деловой активности характеризует уровень эффективности использования ресурсов предприятия. Основными показателями деловой активности являются : выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансируемого капитала. К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста. Показатели деловой активности приведены в таблице 3.16. Показатели деловой активности, характеризующие эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов показаны в таблице 3.17. Таблица 3.16. Показатели оценки деловой активности
Продолжение таблицы 3.16
3.9. Оценка структуры и платежеспособности баланса Оценка структуры и платежеспособности баланса предприятия согласно Постановления проводится по основным показателям : - коэффициент текущей ликвидности ( покрытия ), - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, - коэффициент восстановления ( утраты ) платежеспособности . Приведенные показатели рассчитываются по данным баланса. Коэффициент текущей ликвидности ( покрытия ) ( Кп ) рассчитывается по формуле ЗЗ + ДС + ДБ + ПА ТА ПК - ДО ПК (3) Показатели берутся из уплотненного баланса – нетто, где ЗЗ – запасы и затраты, тыс.рублей, ДС – денежные средства , тыс.рублей, ПА – прочие активы тыс.рублей, ТА – текущие активы тыс.рублей, ПК – привлеченный капитал,тыс.рублей, ДО – долгосрочные обязательства,тыс.рублей. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ( Кос ) расчитывается по формуле ___СК- СВ_________ СК - СВ ЗЗ + ДС + ДБ + ПА ТА (4) где СК - собственный капитал, тыс.рублей, СВ - основные средства и прочие внеоборотные активы, ЗЗ - запасы и затраты, тыс.рублей, ДС - денежные средства, тыс.рублей, ДБ - расчеты с дебиторами, тыс.рублей, ПА - прочие активы, тыс.рублей, ТА - текущие активы, тыс.рублей. Коэффициент восстановления ( утраты ), ( Кув ) расчитывается по формуле К пр Кпу (5) где, Кпр – расчетный коэффициент покрытия, Кпу – установленный коэффициент покрытия. Экономический смысл приведенных показателей следующий: - коэффициент покрытия характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия, - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует долю собственных оборотных средств в общей их сумме, - коэффициент восстановления ( утраты ) показывает наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течении определенного периода. Показатели характеризующие динамику предприятия приведены в таблице 3.17. Результат от основного вида деятельности убыточен .В 1996 году он составил - (- )703705, в 1997 году – (-)1806369, в 1998 году – (-) 788000. Что говорит о неблагоприятной тенденции, то есть предприятие на протяжении трех лет терпит убытки. 4.Технико-экономический анализ В таблице 4.1. показано использование автотранспорта ОАО «АТП №9».Коэффициент использования парка снизился, в 1996 году составил 0,34, в 1997 году - 0,38, в 1998 году – 0,33. В таблице 4.2 представлено формирование финансовых результатов (по видам работ). В таблице 4.3 показано формирование финансовых результатов ( по видам деятельности). Затраты на реализацию продукции работ, услуг в 1996 году составили 84,9% , в 1997 году – 92,2% , а в 1998 году – 89,0%. Затраты на прочую реализацию составили в 1996 году 5,6%, а в 1997 году- 8,8%, в 1998 году – 5,1%. Затраты на внереализационную деятельность снизились , в 1998 году составили – 5,9 % по сравнению с 1996 годом - 9,5%. Снижение реализации и увеличение себестоимости повлияли на финансовый результат ОАО «АТП №9» 4.1. Проблемы и перспективы развития ОАО «АТП №9» Важнейшим инструментом выработки стратегии направления развития предприятия является анализ его сильных и слабых внутренних сторон , с сочетанием, с оценкой возможных угроз внешней среды (ССВ). На рисунке 4.1. отображены основные моменты ССВУ анализа . К сильным сторонам ОАО «АТП №9» можно отнести : - удобное расположение производственных и социальных объектов; - наличие вспомогательных и обслуживающих подразделений способных осуществлять активную коммерческую деятельность (деревообработка) . К слабым сторонам ОАО «АТП №9» можно отнести : - морально и физически устаревший парк автомобилей; - низкий уровень квалификации работников предприятия; - высокие затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды; - наличие устаревших ,малозагруженных объектов основных средств; - отсутствие опыта работы руководителя в условиях рыночной экономики. К внешним возможностям ОАО «АТП №9» можно отнести : - возможности проведения взаиморасчетов с закупщиками взаимно-приемлемой формой ( получение дешевой древесины); - наличие потенциальных арендаторов, простаивающих и малозагруженных основных средств; - наличие желающих приобрести неиспользованные объекты социальной сферы ; - наличие достаточного спроса на пиломатериалы; - наличие спроса на услуги автосервиса. К внешним угрозам ОАО «АТП №9» можно отнести : - нестабильную политическую ситуацию в России; - общий низкий уровень экономической активности и продолжающийся спад нефтедобывающих предприятий, основных заказчиков ОАО «АТП №9»; - большой риск неплатежей со стороны заказчиков; - тяжесть налогового бремени; - рост цен на горюче-смазочные материалы. Проблемы и перспективы развития ОАО АТП №9
Слабые стороны: Сильные стороны:
ший парк автомобилей; и социальных объектов;
работников предприятия; щих подразделений способных
женных объектов основных средств;
дителя в условиях рыночной экономики.
Текущее состояние: - Активы на 31.12.1998 - 24581 тыс.руб. - Численность работающих - 88 чел.
Внешние возможности: Внешние угрозы:
с закупщиками взаимноприемлимой России; формой (получение дешевой древесины); - общий низкий уровень экономической - наличие потенциальных орендаторов, активности и продолжающийся спад нефте- простаивающих и малозагруженных добывающих предприятий, основных основных средств; заказчиков ОАО АТП №9;
пользованные объекты социальной чиков; сферы; - тяжесть налогового бремени;
териалы;
Стратегические направления развития - создание и развитие подразделений по развитию автосервиса; - развитие новых направлений в производственной деятельности (производ- ство пиломатериалов, создание и развитие подразделений по оказанию услуг автосервиса); - сдача в аренду простаивающих и малозагруженных основных средств; - реализация неиспользованных объектов социальной сферы. Рисунок 4.1. Проблемы и перспективы развития ОАО АТП №9 Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с внешними возможными угрозами, позволяет утверждать, что основными направлениями ОАО «АТП №9» являются : - создание и развитие подразделений по развитию автосервиса; - развитие новых направлений в производственной деятельности (производство пиломатериалов , создание и развитие подразделений по оказанию услуг автосервиса); - сдача в аренду простаивающих и малозагруженных основных средств; - реализация неиспользованных объектов социальной сферы. В дальнейшем в дипломном проекте более подробно оценивается развитие производства пиломатериалов. 5. Инвестиционный проект «Организации производства и сбыта пиломатериалов» 5.1. Описание технической стороны инвестиционного проекта. Инвестиционный проект по производству пиломатериалов предусматривает распиловку древесины и в дальнейшем ее продажи. Исходным сырьем для пилорамного цеха служит круглый лес, хвойной породы, диаметром до 40 см. Получаемая продукция – это обрезная и не обрезная доска. При шестидневной рабочей недели односменной работы продолжительностью 8 часов производительность пилорамы до 10 м3 в смену. Коэффициент выхода годного равен 0,8 от объема. Мощность оборудования – 45кВт. Численность персонала : оператор – 1 человек, вспомогательные рабочие – 2 человека. Требуемая площадь для пилорамного цеха составит 50 м3. Распиловка древесины по проекту предусматривает ее сушку. Исходный материал – обрезная доска влажностью 30-60 %. Получаемая продукция – обрезная доска влажностью 8-10 %. Используемое оборудование КОЕТТЕР. Количество потребляемой энергии составит 3 кВт/час.Численность персонала – 1 человек. Требуемая площадь составит 80 м2. О величине капитальных вложение в оборудовании пилорамного цеха можно судить по данным таблицы 5.1. Проектом предусматривается также строительство магазина для продажи строительных материалов. Площадь магазина по проекту составит 100 м2. Численность персонала – 2 человека. Капитальные затраты на строительство магазина представлены в локальной смете (таблица 5.2). Сводная смета капитальных вложений по инвестиционному проекту приведена в таблице 5.3. График выполнения строительно-монтажных работ представлен в таблице 5.4. Смета текущих издержек производства по шагам (годам) планирования приводится в таблице 5.5. Таблица 5.1. Капитальные вложения в оборудование пилорамного цеха.
Таблица 5.2. Локальная смета капитальных вложение в строительство магазина
Продолжение таблицы 5.2.
Продолжение таблицы 5.2.
Продолжение таблицы 5.2.
Продолжение таблицы 5.2.
Продолжение таблицы 5.2.
Рентабельность (прибыльность+, убыточность-)
Рисунок 3.10 – Рентабельность (прибыльность+, убыточность-) Таблица 5.3. Сводная смета капитальных вложений
Таблица 5.7 График выполнения строительно-монтажных работ
Таблица 5.8 – Инвестиционная деятельность
Таблица 5.9 – Операционная деятельность
Таблица 5.10 - Инвестиционная и операционная деятельность
Таблица 5.11. – Финансовая деятельность
Таблица 5.12 – Сальдо реальных денег
5.2.Методологические основы оценки эффективности инвестиционного проекта Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта: - показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; - показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета; - показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием различных показателей к которым относятся: - чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект; - индекс доходности (ИД); - внутренняя норма доходности (ВДН); - срок окупаемости; - другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта. При использовании показателей для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) они должны быть приведены к сопоставимому виду. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчётный период, приведённая к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если в течении расчётного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчёт производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной норма дисконта вычисляется по формуле: Т 1 Эинт= ЧДД = ∑ (Rt-3t)x -------- t=0 (1+Е)t (5) где — результаты, достигаемые на t-ом шаге расчёта; — затраты, осуществляемые на том же шаге расчёта; Т — горизонт расчёта, равный номеру шага расчёта, на котором производится ликвидация объекта; эффект , достигаемый на t-ом шаге. Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлён при отрицательном ЧДД, инвестор понесёт убытки, т.е. проект не эффективен. На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава Зt исключают капитальные вложения и обозначают через : Кt- капиталовложения на t-ом шаге; К – сумму дисконтированных капиталовложений, то есть Т 1 К = ∑ Кt ----------, а через ( 6 ) t=0 (1+Е)t Зt – затраты на t-ом шаге при условии , что в них не входят капиталовложения. Тогда формула (6) для ЧДД записывается в виде: 1 ЧДД= ∑ (Rt – Зt) --------- - К (7) (1+Е)t Выражает разницу между суммой приведённых эффектов и приведённой к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (К). Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведённых эффектов к величине капиталовложений: 1 T 1 ИД= ----- х ∑ ( Rt – Зt ) х -------- ( 8) К t=0 (1+ Е)t Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД : если ЧДД положителен, то ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, то проект эффективен, если ИД < 1 – не эффективен. Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (), при которой величина приведённых эффектов равна приведённым капиталовложениям. Иными словами (ВНД) является решением уравнения: T Rt – Зt T Кt ∑ --------- = ∑ ----------- (9) t=0 (1+Евн)t t=0 (1+Евн)t Если расчёт ЧДД инвестиционного проекта даёт ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта (Е), то ВНД проекта определяется в процессе расчёта и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы. Срок окупаемости — минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем останется неотрицательным. Это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости рекомендуется определять с использованием дисконтирования. Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников с учётом их вкладов. При этом в качестве эффекта на t-ом шаге () выступает поток реальных денег. При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности: инвестиционная (1); операционная (2) и финансовая (3). В рамках каждого вида деятельности приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними Фi(t): Фi(t)=Пi(t)-Oi(t) , (10) Где i= 1;2;3 – вид деятельности по шагам. Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между Притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета). Ф(t) = [ П1(t) – О1(t)] + [ П2(t) – О2(t)] = Ф1(t) + Ф2(t) , (11) Сальдо реальных денег b(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трёх видов деятельности( также на каждом шаге расчёта): B(t) =[ П1(t) – О1(t)] = Ф1(t) + Ф2(t) + Ф3(t) , (12) Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале. 5.3. Оценка эффективности инвестиционного проекта Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществлялась в пределах заданного расчетного периода – горизонта расчета. Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета и составляет восемь шагов с шагом расчета один год. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов к базисному моменту времени затрат (момент окончания первого шага расчета) используется коэффициент дисконтирования аt , определяемый для нормы дисконта Е=37% годовых. Основные составляющие потока реальных денег при осуществлении проекта приведены в таблицах 5.6. – 5.10. Расчет показателей эффективности дает следующие результаты: 1. Чистый реальный доход = 8346,2; 2. Индекс доходный реальный = 5,40 3. Срок окупаемости = 2 шага. 4. Чистый дисконтированный доход = 2332,4 5. Срок окупаемости дисконтированный = 2 шага. 6. Внутренняя норма доходности дисконтированная = 192,25% Графическое отображение результатов оценки эффективности инвестиционного проекта представлены на рисунке 5.1. Графическое отображение осуществлении инвестиционного проекта представлено на рисунке 5.2. Таким образом, произведенный расчет показал, что проект эффективен, ЧДД положителен, ИД превосходит единицу, ВНД и срок окупаемости имеют приемлемое для инвестора значение. Список литературы
10.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.- М.:Финансы и статистика, 1997. – 416с. 11.Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт./Под ред.Попова В.М. – М.: финансы и статистика, 1997. – 418с. 12.Пелих А.С. Бизнес – план. – М.: Ось – 89,1997. – 96с. 13.Рогова Р.Н. Анализ баланса автотранспортного предприятия. – М.: Транспорт. - 1998. – 85с. Таблица 5.6. График погашения задолженности по кредиту
Таблица 5.5. Смета текущих издержек производства
Таблица 3.17. Рентабельность ( прибыльность+ , убыточность-)
Таблица 3.19. Оценка структуры и платежеспособности баланса -нетто.
Таблица 3.17. Оценка деловой активности
Таблица 4.1. Использования автотранспорта
Рентабельность (прибыльность+, убыточность-)
Рисунок 3.10 - Рентабельность (прибыльность+, убыточность-) Оценка деловой активности
Рисунок 3.9. - Оценка деловой активности Эффективность инвестиционного проекта
Рисунок 5.1. - Эффективность инвестиционного проекта Осуществимость инвестиционного проекта
Рисунок 5.2. - Осуществимость инвестиционного проекта Показатели ликвидности и платежеспособности
Рисунок 3.8. - Показатели ликвидности и платежеспособности Показатели финансовой устойчивости
Рисунок 3.7. - Показатели финансовой устойчивости Коэффициент годности и износа основных средств
Рисунок 3.5. - Коэффициент годности и износа основных средств Коэффициент обновления и выбытия основных средств
Рисунок 3.6. - Коэффициент обновления и выбытия основных средств Динамика актива баланса ОАО АТП №9
Рисунок 3.3. - Динамика актива баланса ОАО АТП №9 Динамика пассива баланса ОАО АТП №9
Рисунок 3.4. - Динамика пассива баланса ОАО АТП №9 Структура актива баланса ОАО АТП №9 (на конец года)
Рисунок 3.1. - Структура актива баланса ОАО АТП №9 (на конец года) Структура пассива баланса ОАО АТП №9 (на конец года)
Рисунок 3.2. - Структура пассива баланса ОАО АТП №9 (на конец года) Таблица 5.4. Объем продаж и выручка от реализации продукции
Таблица 4.2. Формирование финансовых результатов (по видам работ)
Таблица 2.1. Основные показатели деятельности ОАО «АТП №9»
Таблица 4.3. Формирование финансовых результатов (по видам деятельности)
Таблица 3.10. Характеристика основных средств предприятия.
* темп изменения к показателю на начало года
Генеральный директор
Заместитель главный инженер инженер юрист генерального бухгалтер безопасно- отдела директора сти движе- кадров ния
диспетчер главный заместитель бухгалтер механик главного кассир бухгалтера
начальник ремонтно-технических мастерских Рисунок 2.2. – Структура управления ОАО АТП №9 Проблемы и перспективы развития ОАО АТП №9
Слабые стороны: Сильные стороны:
ший парк автомобилей; и социальных объектов;
работников предприятия; щих подразделений способных
женных объектов основных средств;
дителя в условиях рыночной экономики.
Текущее состояние: - Активы на 31.12.1998 - 24581 тыс.руб. - Численность работающих - 88 чел.
Внешние возможности: Внешние угрозы:
с закупщиками взаимноприемлимой России; формой (получение дешевой древесины); - общий низкий уровень экономической - наличие потенциальных орендаторов, активности и продолжающийся спад нефте- простаивающих и малозагруженных добывающих предприятий, основных основных средств; заказчиков ОАО АТП №9;
пользованные объекты социальной чиков; сферы; - тяжесть налогового бремени;
териалы;
Стратегические направления развития - создание и развитие подразделений по развитию автосервиса; - развитие новых направлений в производственной деятельности (производ- ство пиломатериалов, создание и развитие подразделений по оказанию услуг автосервиса); - сдача в аренду простаивающих и малозагруженных основных средств; - реализация неиспользованных объектов социальной сферы. Рисунок 4.1. Проблемы и перспективы развития ОАО АТП №9 |