Реферат: Денежно-кредитная политика, ее эффективность

Название: Денежно-кредитная политика, ее эффективность
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: государственное регулиро-вание экономики

на тему: “Денежно-кредитная политика, ее

эффективность”

выполнила:

студентка гр.БЗ-29

Габидуллина А.Х.

проверила:

Малых О.Е.

УФА-2000г.

ПЛАН

Введение

1. Теоретические аспекты кредитно-денежной политики

1.1.Методы и типы монетарного регулировыания

2.1.Инструменты денежно-кредитной политики

2.1.1. Операции на открытом рынке

2.1.2. Изменение учетной ставки

2.1.3. Пересмотр резервных требований

2. Макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.

3. Денежно-кредитная политика в период экономических реформ

3.1.Результаты кредитно-денежной политики за 1999год и основные ориентиры на 2000год.

4. Некторые аспекты кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики.

4.1. Денежно-кредитная политика в Японии

4.2. Монетарная политика в Мексике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику,не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической систе­ме. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием эконо­мики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практичес­ких решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, напри­мер, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк Рос­сии), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В не­которых странах функции центрального денежно-кредитного учрежде­ния выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономи­ки. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики,достижения товар­но-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Цетрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда зароботной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Кредитно-денежная политика на макроуровне-это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процесам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-микроуровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточ­но сложная.

В своей работе я попыталась расмотреть основные вопросы денежно-кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Банк России в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики, расмотренные с точки зрения монетаристов и кейсианцев, кредитно-денежную политику зарубежных стран на примере наиболее развитых стран мира Японии и одной из самых развитых стран Латинской Америки Мексиске, результаты кредитно-денежной политики за 1999 год, основные ориентиры на 2000 год и по возможности делала сравнительный анализ и выводы.

1. Методы и типы монетарного регулирования.

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномо­чий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (администра­тивные),так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отно­шении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воз­действия наиболее широко используются следующие виды ограниче­ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре­сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений,определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений бан­ковской деятельности (например, лицензирование операций с валю­той и драгоценными металлами).

Административные методы, как правило, используются в стра­нах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредит­ные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны. Российский же Центробанк частенько пы­тается сделать упор именно на административные методы. Видимо, сохраняется пережиток социалистической системы центрального хо­зяйственного управления.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения,принимаемые хозяйс­твующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф­фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нор­мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре­зервов, которая во многом определяет размер денежного мультипли­катора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступа­ет в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с цен­ными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Централь­ного банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депо­зитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США: Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.

В большинстве стран в целях управления и регулирования госу-

дарство ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с адми­нистративными инструментами. Согласно установкам официальной де­нежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, оп­ределяются наиболее эффективные в данный момент методы управле­ния и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Цент­ральный банк делает выбор между двумя основными типами монетар­ной политики, для каждого из которых характерен свой набор инс­трументов и определенное сочетание экономических и администра­тивных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесто­чение условий и ограничение объема кредитных операций коммерчес­ких банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприя­тиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная де­нежно-кредитная политика может быть использована не только в це­лях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колеба­ний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня про­цента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный ха­рактер. При тотальной монетарной политике мероприятия Централь­ного банка распространяются на все учреждения банковской систе­мы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Се­лективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному бан­ку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инстру­ментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), ус­тановление размеров вознаграждения коммерческих банков при про­ведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщи­ков, установление кредитных потолков.

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разрабо­танные на основе такого выбора основные направления денежно-кре­дитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффек­та от его реализации.

Основными инструментами денежно-кредитной политики - средс­твами, при помощи которых государство планирует достичь поставленных целей являются:

- операции на открытом рынке,

- изменение резервной нормы

- изменение учетной ставки.

1.2.1 Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обра­щения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценых бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответсвующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом указанные операции отражаются на состоянии резервной позици банковской системы и используется как метод ее регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственых ценых бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценыхх бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулиро­вания денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необык­новенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего вли­ять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

В России рынок государственных облигаций высоко развит (правда, скорее количественно, нежели качественно). Их роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом слу­чае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель - финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент моне­тарного регулирования государственный долг применяется в России весьма своеобразно.

Казначейские обязательства, например, являются беспреце­дентным инструментом в мировой практике. На финансовом рынке по­явился гибрид, обладающий одновременно свойствами векселя, госу­дарственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

На первом этапе своего обращения казначейские обязательства выступают в качестве своеобразного суррогата денег - средства обращения, предназначенного для расшивки неплатежей. Эти обяза­тельства (подпадающие, на мой взгляд, под определение денежного агрегата MR - реально использующихся в российском платежном обо­роте средств обращения) "появляются" в результате оформления за­долженности госбюджета перед предприятиями в виде бумаг с доход­ностью 40%. Но следует отметить, что обращение некоторых серий может быть затруднено из-за дополнительных ограничений (в част­ности, осуществления расчетов только со строго определенными от­раслями народного хозяйства).

После того как бумаги получают определенное количество ин­доссаментов (от одного до пяти), они могут продаваться любому юридическому лицу, то есть поступают на открытый рынок как госу­дарственные ценные бумаги с доходностью 40%. Объемы про­даж казначейских обязательств на открытом рынке в 1997 году росли. Вот здесь-то и открывались для Центробанка возможности по прове­дению ортодоксальных операций на открытом рынке. Однако многоп­рофильность КО, в частности, возможность погашения обязательств налоговыми освобождениями, увеличивала фискальную и преуменьшала денежно-кредитную составляющие этого нетривиального инструмента.

Что же касается государственных краткосрочных обязательств (ГКО), то в денежно-кредитной политике (в отличие от фискальной) они играли совсем иную роль, нежели казначейские векселя, ис­пользуемые Федеральной Резервной Системой. Главным результатом их использования при реализации мероприятий монетарной политики являлось регулирование курса американского доллара по отношению к российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов банковской системы.

Таким образом, операции, осуществляемые российским Центро­банком на открытом рынке, довольно своеобразны. Нетривиальность инструментов денежного рынка еще более осложняет выработку стра­тегий, а также реализацию тактических мероприятий, направленных на приостановление спада промышленного производства и сдержива­ние инфляции.

В 1999году Банк Росси продолжил расматривать операции на открытом рынке в качестве важного инструмента денежно-кредитной политики. Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт применения даного инструмента, предполагалось использовать для таких операций какь правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России.

Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 1999 году препятствовали следующие факторы. Во-первых, была продлена до 2 квартала 1999 года процедура новации по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка. Во-вторых, сложившейся уровень доходности полсе новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне. В-третьих, в связи с юридической незавершеностью процедуры выпуска Банком России собственных ценных бумаг и их эмиссия была приостановлена до ноября 1999 года.

Все это не дало Банку России возможности в полной мере реализовать имеющийся у него потенциал в области операций с ценными бумагами на открытом рынке.

Тем не менее в 1999 году Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке, в частности по ведению междилерского РЕПО. Целью подобных операций было предоставление участникам рынка возможности более оперативного регулирования своей ликвидности без использования кредитов со стороны Центрального банка РФ. Банком России был подготовлен ряд нормативных документов, регламентирующих проведение подобных операций. Однако они практически не использовыалисьь из-за проблемы обеспечения сделок РЕПО вследствии низкой ликвидности рынка ГКО-ОФЗ, а также роста избыточной ликвидности у кредитноых организаций, что временно снизило их интерес к возможности привлечения краткосрочных займов.

В 2000 году Банк России собирается направить усилия на формирование более гибкой системы инструментов денежно-кредитной политики, которая бы соответствовала изменениям макроэкономической среды, сруктуры финансового рынка, банковской платежной и расчетной систем. А также совместно с Правительством РФ активно воздействовать на улучшение экономических условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика, а именно создание благоприятной среды для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственым ценным бумагам со стороны российских и иностраных инвесторов и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

В текущем году Банк Росии предполагает расширить спектр применяемых на открытом рынке операций и увеличить их объем. Этому, в частности, должно способствовать появление новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов РФ. Большое внимание уделяется развитию операций междилерского РЕПО, которые рассматриваются как наиболее действенный инструмент с точки зрения достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.

1.2.2.Изменение учетной ставки.

Учетная дисконтная политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины 19 века. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалось в конце 19в. начале 20в. В 30-40-хгг текущего столетия центральные банки проводили рекомендованую Дж.М.Кейнсом политику “дешевых денег”, т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932г по 1951г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, В США с 1937 по 1948г-1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах от 2 до 15%отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредством установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кре­дитования банковских учреждений).

Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ре­сурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов (в терминологии США - федеральных фондов).

Политику переучетных операций как метод монетарного регули­рования Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи из­менения условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, пос­редством квотирования. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование при по­мощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой ме­тод).

При проведении государственной учетной политики Центральный банк также использует не только экономические инструменты (изме­нение уровня официальных ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи (разницы между средними процентны­ми ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.

Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления лом­бардного кредита в большинстве случаев не превышает полугода. Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают госу­дарственные ценные бумаги.

К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного кредита могут быть приняты лишь самые надежные цен­ные бумаги. Сюда входят государственные облигации и некоторые виды обязательств клиентов по отношению к своим банкам, список которых утверждается органами Центрального банка.

В настоящее время рефинансирование банков Банком России осуществляется путем предоставления внутредневных кредитов, кредитов “овернайт”, а также ломбардных кредитов. Так в 1 полугодии 1999 года в Ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новыые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка Росии.

В в 1999 году Генеральные кредитные договоры на предоставление Банком России внутредневных кредитов, кредитов овернайт, ломбардных кредитов были заключены с 34 банками г.Москвы и Московской области, а также с 3 банками г. Санкт-Петурбурга.

Два раза в неделю Банк России объявлял о проведение ломбардных кредитных аукционов по американскому способу сроком до 7 календарных дней. Однако в связи с отсутствием в январе-сентябре 1999 года потребности у банков в получении ломбардных кредитов аукционы были признаны не состоявшимися.

За январь-сентябрь 1999 года были предоставлены внутредневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд.руб, кредиты овернайт-25 банкам на сумму 1,5 млрд. руб.

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков держат в залоге у Центрального банка Россйской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд.руб.

Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению инструментом после операций на открытом рынке. А в не­которых странах именно учетная политика является основной сос­тавляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализиро­вать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учет­ная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного регулирования.

В случае, когда Центральный банк пытается сократить денеж­ное предложение путем продаж государственных облигаций на откры­том рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапа­на. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении монетарного регулирования.

При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк ус­танавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансио­нистской расширительной политики денежные власти понижают про­цент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность операций на открытом рынке.

Почему же учетная политика уступает по значению операциям на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного регули­рования?

Во-первых, Центральный банк не в состоянии посредством из­менения учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного регулирования в полной мере. Если манипулирование совокупными резервами банковской системы посредством операций на открытом рынке и изменения нормы обязательных резервов осуществляется по инициативе Центрального банка, то использование централизованных кредитов зависит от потребностей банков второго уровня и выбора ими способа их удовлетворения. Центральный банк не может навя­зать коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять коммерческие банки к увеличению объема привлекаемых централизо­ванных кредитов посредством уменьшения процентных ставок рефи­нансирования и редисконтирования, или ограничивать такого рода заимствования путем повышения ставок. Однако нельзя забывать, что Центральные банки обладают все-таки одним очень сильным средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в предоставлении кредита.

1.2.3. Пересмотр резервных требований.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банкво в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент иои норму обязательных резервов в зависимости от складываюшийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитые возможности банков и увеличивает денежную массу.

Впервые этот метод применили в США в 1933 году. В отличии от операций на открытом рынке и учетной политики механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. Увеличение резервной нормы приводит к росту необходимых ре­зервов, которые должны держать депозитные институты в качестве покрытия. При этом возможны два варианта: либо банки второго уровня понизят избыточные резервы (когда резервная норма увели­чивается незначительно), либо им придется прибегать к чрезвычай­ным мерам (если резервные требования увеличиваются намного). Во втором случае банкам придется сокращать объем своих че­ковых депозитов и одновременно увеличивать резервы, Для сокращения своих текущих счетов банки примут решение прибли­зить сроки погашения уже выданных ссуд (если, конечно, такая возможность предусмотрена условиями договора), а также будут продавать ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют трансакционные депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими бан­ками. В результате всех этих действий сократится денежная масса в экономике. Очевидно, что уменьшение резервных требований приведет к росту способности системы коммерческих банков к кредитованию, что в конечном счете приведет к увеличению денежного агрегата. Хотя изменение резервных требований - чрезвычайно мощный инструмент воздействия на денежно-кредитную систему, в мировой практике он применяется нечасто. Дело в том, что даже незначи­тельное изменение резервной нормы приводит к колоссальному изме­нению объема денежной массы. Операции на открытом рынке - гораз­до более гибкий метод, позволяющий оперативно изменять банковс­кие совокупные резервы. Именно он в настоящее время (в передовых странах со смешанной экономикой, разумеется) выходит на первый план.

Есть и еще причины. Резервы для банков представляют собой активы, не приносящие процента. Пересмотр резервных требований существенно влияет на рентабельность банков второго уровня, при­быльность банковского дела. Значительное изменение обязательных для выполнения норм может привести к серьезнейшему финансовому кризису, который, безусловно, самым пагубным образом отразится на состоянии всего народного хозяйства. А частый пересмотр ре­зервных требований может просто привести к хаосу: сокрытию бан­ками своих сделок, резким колебаниям денежной массы, и, как следствие, глобальному экономическому кризису.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференци­ровано в зависимости от видов депозитов. Помимо этого, Централь­ные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зави­симости от срока деятельности банка, величины его активов, реги­она, где банк осуществляет основную массу своих операций и обла­дает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные ком­поненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру.

В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондетских счетах кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999г) принимал решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствами.

Так в марте 1999г Совет директоров Банка Росссии принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте с 5% до 7%. В целях стимулирования привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ на уровне 5%.

В связи с продолжавшимся ростом остатков средств на корреспондетских счетах кредитных организаций В Банке России в июне 1999г Банк России повысил с7 до 8,5% нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ, юридических и физических лиц в иностранной валюте также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ.

В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России сумма обязательных резервов увеличилась по сравнению с началом года в 2,7раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте РФ-2,5раза, по привдлеченным средствам в иностранной валюте –2,9раза.

2. Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики.

Монетарная политика должна, прежде все­го, улучшать состояние экономики, изменять ее основные перемен­ные: валовый национальный продукт, инфляцию, безработицу.

В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а также целесообразность раз­личных стратегий ее реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители кейнсианской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую полярные предположения.

Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне не­устойчивая система. Они считают, что капитализм не обладает ме­ханизмом, обеспечивающим макроэкономическую стабильность. Посто­янные диспропорции между основополагающими экономическими пара­метрами вызывают циклические колебания занятости, цен, объема производства. Поэтому государство, с точки зрения кейнсианцев, должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять различные регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную де­нежно-кредитную политику.

Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности в силу своей гибкости. Все циклические процессы вызваны не сла­бостью рыночных механизмов в плане поддержания стабильности, а ошибочными действиями государственных органов. Поэтому необходи­мо минимизировать государственный сектор, а также избегать воз­действия на рыночную систему посредством дискретной денеж­но-кредитной политики.

Кейнсианство и монетаризм базируются на основополагающих математических уравнениях. Кейнсианская теория выводит на первый план совокупные расходы и их компоненты.

С + I + NX + G = ВНП - основное уравнение кейнсианцев, где С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, NX - чис­тый экспорт, G - государственные расходы. Суть этого уравнения в том, что совокупный объем расходов покупателей равен общей стои­мости произведенных товаров и услуг.

Монетаризм опирается на уравнение И.Фишера: M * V = P * Q, которое чаще называют уравнением обмена. Здесь М - денежное предложение, V - скорость обращения денег в кругообороте продук­тов и доходов, P - индекс цен, Q - физический объем национально­го производства. Левая часть уравнения представляет собой сово­купные расходы покупателей, правая - совокупную выручку продав­цов.

Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей между пересмотром стратегической концепции денежно-кредитной по­литики и изменением номинального ВНП достаточно велика. Примене­ние разнообразных монетарных инструментов вызовет изменение со­вокупных резервов банковской системы, что повлияет на денежное предложение. Изменения в денежном предложении воздействуют на процентную ставку. Действительно, если денежная масса увеличива­ется, то кредит становится более доступным, предложение финансо­вых ресурсов увеличивается, что понижает их "цену" - процентную ставку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эф­фект.

Изменение процентной ставки изменяет эффективность инвести­ционных проектов и оказывает влияние на суммарный объем капита­ловложений. Во-первых, при заданном размере дохода на капитал, вложенный в инвестиционный проект, изменение процентных ставок меняет относительную привлекательность вложений в производство и в ценные бумаги. Во-вторых, при привлечении займов для осущест­вления крупномасштабного проекта, незначительное изменение про­центной ставки может вызвать значительное изменение в абсолютном значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.

Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на но­минальный валовый национальный продукт. Поэтому посредством де­нежно-кредитного регулирования можно воздействовать на инфляцию и физический объем производства.

Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между денежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и велика. "Сбой" в одном из звеньев может иска­зить первоначальный импульс. Для прогнозирования результатов де­нежно-кредитных мероприятий Центральному банку необходима исчер­пывающая информация о характере взаимодействий между каждым из предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных ус­ловиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежного предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах экономики государства, что вызывает ее относительную неэффектив­ность по сравнению с фискальной политикой.

Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в гораздо большей степени определяет основные макроэкономические параметры, нежели считают кейнсианцы. Более того, денежное пред­ложение является важнейшим (практически единственным!) фактором, определяющим занятость, уровень производства и инфляцию. Они предлагают совершенно иную цепочку причинно-следственных связей, резко отличающуюся от кейнсианской. По их глубокому убеждению денежное предложение непосредственно воздействует на совокупный спрос, а не только определяет через процентную ставку спрос ин­вестиционный. Считая, что скорость обращения денег стабильна (то есть сравнительно постоянна и легко предсказуема), они делают вывод, что изменение денежной массы вызовет соответствующее при­ращение ВНП (что непосредственно следует из уравнения обмена). Кейнсианцы подвергают сомнению утверждение монетаристов о ста­бильности скорости обращения денег, что дает им основание оспа­ривать справедливость столь простого передаточного механизма, который рисуют монетаристы.

Тем не менее, основываясь на идеологических установках о естественной стабильности рыночной организации хозяйственной жизни, монетаристы не советуют использовать денежно-кредитные методы для реализации краткосрочных целей, поскольку это приве­дет к дестабилизации экономики. Они предлагают монетарное прави­ло, согласно которому денежное предложение должно расширяться теми же темпами, что и потенциального прирост реального ВНП, ко­торый, по мнению монетаристов, в странах с развитой рыночной экономикой составляет 3-5% в год.

Кейнсианцы оспаривают это предложение. Поскольку, как они полагают, скорость обращения денег подвержена изменениям, посто­янный ежегодный темп роста денежной массы может вызвать серьез­ные колебания совокупных расходов, что приведет к экономической дестабилизации. Гораздо более пригодна дискретная денежно-кре­дитная политика, которая позволяет гибко корректировать глобаль­ные макроэкономические процессы.

Помимо кейнсианства и монетаризма, существует еще одна эко­номическая теория, предлагающая свою интерпретацию результатов применения монетарных методов. Это теория рациональных ожиданий, базирующаяся на двух постулатах.

Во-первых, приверженцы теории рациональных ожиданий полага­ют, что все субъекты экономики абсолютно рациональны и абсолютно информированы. Это означает, что все фирмы и домохозяйства обла­дают знаниями о механизмах функционирования экономики, а также проводящейся в конкретный период времени экономической политике, и выдвигают безошибочные прогнозы о ее результатах. Кроме того, они оптимизируют свое поведение в системе бизнеса, используя имеющиеся знания и максимизируя свою выгоду.

Во-вторых, все рынки в системе бизнеса являются рынками со­вершенной конкуренции, гибкими в плане повышения и понижения цен на все без исключения товары и услуги в соответствии с взаимо­действием спроса и предложения. При этом спрос и предложение мгновенно реагируют на все изменения внешней среды.

Такое упрощение реальных условий позволяет сделать заключе­ние о полной неэффективности денежно-кредитной политики. В самом деле, любое изменение денежного предложения будет порождать адекватное изменение цен, ведь каждый субъект экономической сис­темы будет мгновенно их пересматривать, стремясь застраховать себя от нежелательных последствий. Его стратегия безупречна: ведь он безошибочно предсказывает будущее!. Использовать такую информацию для получения личной выгоды он не может, ведь все контрагенты этого субъекта обладают той же информацией. Каждый реализует свою экономическую свободу, что приводит к установле­нию консенсуса интересов. В итоге получается абсолютно устойчи­вое равновесие экономической системы в плане нечувствительности к мерам денежно-кредитной политики.

Изменение денежной массы не окажет никакого влияния на ре­альный национальный продукт и занятость и лишь обернется инфля­цией или дефляцией. Поэтому сторонники теории рациональных ожи­даний тоже поддерживают монетарное правило. Однако в качестве их аргументов выступает не положение о недостаточной информирован­ности денежных властей, выдвигаемое монетаристами, а, напротив, суждение об абсолютной информированности субъектов системы биз­неса.

У кейнсианцев и монетаристов есть много серьезных возраже­ний, ставящих под сомнение теорию рациональных ожиданий. В самом деле, если даже высококвалифицированные профессиональные эконо­мисты ошибаются, предсказывая неверные последствия экономических маневров государства, да и вообще любых изменений во внешнем ок­ружении, разве можно утверждать, что каждый индивид способен де­лать абсолютно точные прогнозы.

Кроме того, представляется очевидным, что далеко не все рынки на данном этапе развития человеческого сообщества (даже в таких странах, как США), являются высококонкурентными. Помимо этого, имеется достаточно эмпирических свидетельств воздействия монетарной политики на реальный ВНП.

В настоящее время большинство экономистов признают доста­точно убедительными аргументы как кейнсианцев, так и монетарис­тов. В меньшей степени это относится к теории рациональных ожи­даний.

Центральные банки стран с развитой смешанной экономикой ру­ководствуются в практической деятельности рекомендациями, пред­лагаемыми и кейнсианской, и монетаристской экономическими теори­ями. В реальной действительности приходится искать компромисс между полярными суждениями, находить оптимальное решение, учиты­вая различные аргументы, рассматривая несколько стратегических сценариев. Правда, основной упор делается на кейнсианскую стаби­лизационную дискретную денежно-кредитную политику. Хотя в неко­торых странах (в частности, в рамках концепций рейганомики и тэтчеризма) вводилось в действие и монетарное правило.

3. Денежно-кредитная политика в период

экономических реформ

С 1992г в России последовательно реализуется реформационная модель МВФ «Вашингтонский консенсус», который состоял из нескольких этапов проводимых государством в сфере денежно-кредитной политике в последние 10 лет.

1 этап заключался в следующем раскрутка гиперинфляции 1992г. Неконтролируемая денежная эмиссия в форме наличных и прочих кредитов привеллигированными банками концентрировалась полностью в сфере валютных спрекуляций. Инфляция издержек, развернувшаяся в результате либерализации цен обусловила выгодность валютных операций и отток капитала из пооизводственой сферы. Предложение денег концентрировалосьв сверх прибыльной и надежной сфере валютных операций и торговле импортными товарами, в то время как оборотные средства производственных предприятий и сбережения населения стремительно обесценивались. В результате производственный сектор испытывал нарастающий платежный кризис.

2 этап состоялся: в сокращении денежного предложения: резкое сжатие производственной сферы при разбухании спекулятивного оборота 1993-1994гг. В 1992г Центральный банк объявил главной целью кредитно-денежной политики подавление инфляции. Бороться с ней предполагалось путем сокращения денежного предложенияи отказа от регулирования цен в результате в 1993году бурно развивается финансовый рынок с высокими доходами в то время как рентабельность выпуска продукции в производственной сфере быстро снижалась.

3 этап: госполитика поддержания спекулятивных сверхдоходжов, разорение производственной сферы 95-98гг. Ускорение оборота денег и сокращение производства конечной продукции обесценивали антиинфляционный эффект сжатия денежной масы. Центральный банк совместно с правительствомс приступили к строительству собственной финансовой пирамиды со сверхвысокой доходностью, что в конечном счете блокировало инвестиции в реальный сектор экономики. В то же время Банк России выступает главным покупателем ГКО, обеспечивая их доходность и ликвидность. Доля ЦБ и Сбербанка в размещении госдол-говых обязательств в банковском секторе достигала в 1997г-67%.

Учетная ставка Центрального банка колебалось в эти годы от 210-21% в то время как рентабельность в промышленности составляла от 0 до 5% и была отрицательна в сельском хозяйстве. Кроме того обя-зательные резервы были высокими. Коэффициент монетаризаци (отношение денежной масы в ВВП) составил на 01.01.98г-10%, тогда как в развитых странах он состав-ляет 70-75% в развивающихся –45%. Недостаток денег выплес-нулся в неплатежи, деньгозаменителями. С 1995 года ЦБ прекратил централизованное рефинансирование банков, кредиты доставались банкам основным игрокам ГКО.

Что же происходило в валютной политике то основными инстру-ментами валютной политики ЦБ явилось установление валютного курса рубля и его конвертируемости. План МФВ обязывал: внести либерали-зацию внешней торговли, открытость национальной экономики, рыночное ценообразование, конвертируемость рубля и установление его валютного курса под воздействием спроса и предложения. За годы реформ ЦБ перепробовал все известные способы установления курса: плавающий до 1995г, фиксированный в рамках валютного коридора в 1995-1998гг и вновь плавающий. В условиях, когда инструменты ДКП (высокая учетная ставка, высокие нормы обязательных резервов, резкое сжатие денежной масы) сосредоточили операции на финансовом рынке вложение в инвалюту при падающем курсе рубля явились наиболее выгодными. В то же время низкий курс рубля и либерализация внеш-неэкономической деятельности закрепляла сырьевую ориентированость экспорта.

Центральный банк никогда не отпускал рубль в свободное плавание. Поступление валюты от экспорта позволяли Центральному банку про-водить массированные валютные интервенции. Но нереализованный инф-ляционный потенциал валютного курса (разница между ростом внут-ренных потребительских цен и значением курса рубля) накапливался и разрешался в виде периодических кризисов и разовых девольваций рубля (11.10.1994 года)

В 1995 году Центральный банк перешел к активной политике уду-шения инфляции и создание финансового рынка госдолга,как альтер-нативы валютному курсу и скрытому источнику финансирования бюд-жета. Валютный курс был скользяще зафиксирован в виде валютного коридора. Стабилизирующий курс рубля был призван сдерживать инф-ляцию, создать условия для притока иностранных инвестиций и увести горячие деньги на рынок госдолга. В то же время нереализованный инфляционный потенциал накопился, номинальный курс рубля вырос до 75 %относительно паритета покупательской способности, развивающимся странам рекомендуется придерживаться 50%.

Поэтому в условиях открытости российского финансового рынка, присутствие большей доли спекулятивного международного капитала при объявлении 17.08.98г. дефолта ГКО огромные ресурсы брушились на валютный курс и обвалили рубль.

В то же время переход ЦБ после 17 августа к политике заниженого плавающего валютного курса, призванного стимулировать отечественне экспортные отрасли, представляли собой большую опасность для эконо-мики страны. Росия экспортировала исключительно сырье и энерго-носители. Цена на них в долларах на внешнем рынке остается такой же, цена же внутреняя неизмеримо выросла. Это значит, что факти-чески все народное хозяйство экспортирует и уплачивает экспортерам экспортную премию. Все это подрывает развитие обрабатывающей промышлености. Таким образом сокращается внутренее производство.

Что же касается итогов валютной политики ЦБ, то после кризиса 17.08.98г резко сократилось число банков. Совокупные активы банков сократились за вторую половину 1998г более чем в 2 раза.

Кризис ударил по доверию субъектов к банкам, что является осно-вным инструментом привлечения ресурсов. Снижение ресурсной базы в свою очередь сокращает инвестиционую активность и мультип-ликационный процесс формирования денежной масы. После кризиса ЦБ следует тем курсом: препятствует направлению денег в реальный сектор. Учетная ставка на уровне 55% годовых исключает кредитование производства, нормы обязательных резервов повышены с 5 до 8%, что приводит к омертвлению части и без того скудных капиталов.

3.1. Результаты кредитно-денежной политики за 1999год и

основные олриентиры на 2000год

Разработка целей кредитно-денежной политики на 1999 год происходила в сложной кризисный период конца 1998 года, когда в экономике, переживший девальвационный шок, начали формироваться новые тенденции будущего развития. Основные цели денежно-кредитной политики на 1999 год определялись программным документом Банка России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год», в соответствии с этим документом предполагалось, что инфляция за 1999 год должна была составить 30%, а пирост спроса на деньги (денежная масса) в интервале 18-26%. При реализации этих целей государство особо важным считало не допустить экономического спада более чем на 1-3%, учитывать состояние безработицы и платежного баланса.

За десять месяцев 1999 года потребительские цены выросли на 33,2%. Судя по этим результатам и имеющимся прогнозам уровень инфляции в 1999 году составил 40%.

Фактический темп прироста денежной массы за девять месяцев 1999 года составил 33,2%, т.е. превысил значение годового целевого уровня.

Все это обусловлено рядом тенденций, сформировавшихся в экономике к концу первого полугодия 1999 года.

Прежде всего это связано с динамикой производства товаров и услуг. По оценкам прирост ВВП в 1999 году в целом может составить 1-2%, что объясняет увеличение спроса на деньги по сравнению с первоночально сделанными оценками, основанными на прогнозе экономического спада в 2%.

Эксперты также отмечают и такой фактор, как ситуация на мировых товарных рынках и состоянии торгового баланса России на спрос на деньги в первой половине1999 года. Рост цен на основные экспортные товары России на мировых рынках, способствовали увеличению экспорта во втором квартале.

Денежно-кредитная политика в 1999 году проводилась в условияях плавающего валютного курса.

Существенное воздействие на состояние денежно-кредитной сферы в 1999 году, особенно в первом полугодии, оказывала необходимость обеспечения платежеспособности страны. С это целью осуществлялась покупка иностраной валюты, что привело к увеличению ликвидности банковской системы.

В связи с отсутствием рынка ликвидных государственных ценных бумаг,для регулирования кредитно-денежной системы, Банк России использовал такой вид инструмента как изменение норм обязательных резервов, а также депозитные операции Банка России, что позволило ограничить рост избыточных резервов кредитных организаций.

Система экономических мер, направленых на ограничение спекулятивного давления на валютный рынок, была дополнена комплексом мер административного характера: был изменены лимиты открытых валютных позиций, продолжалось совершенствование валютного контроля. Эти мероприятия оказали позитивное влияние на состояние валютного рынка. Рост положительного внешнеторгового сальда обусловил возможность реального укрепления валютного курса рубля. При этом несмотря на осуществление выплат по внешнему долгу сокращение его золотовалютных резервов не произошло. На 1.11.99г. они составили 11,7 млрд.дол., что на 4% ниже уровня начала года.

Что касается конечной цели денежно-кредитной политики в 2000году, то она сводится к снижению инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. Правительство РФ предполагает снижение инфляции до 18% (по отношению к декабрю 1999г) рост ВВП на 1,5%, рост реальных доходов населения на 1,5-3%. При этом должны создаться условия для снижения безработицы. В этой связи важно то, что доходы федерального бюджета в соответствии с Законом должны превысить расходы (без учета расходов по обслуживанию государственного долга), и первичный профицит предполагается в размере 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственного долга общий объем дефицита планируется в объеме1,08% ВВП или 57,8 млрд. рублей (т.е. самый минимальный за время реформ) Это призвано способствовать сокращению спроса госектора на заемные ресурсы и расширению возможностей по кредитованию частного сектора ээкономики.

Вполне понятно, что в 2000 году в условиях плавающего валютного курса рубля контроль за денежным предложением остается важнейшей функцией государства. Что же касается событий 1998года когда девольвация росийского рубля сопровождалось уменьшением спроса на деньги. Так за последние 5 месяцев года денежная маса в реальном выражении сократилась почти на 30%, при этом национальная валюта как бы опускалось ниже уровня реальных экономических требований.

Однако расматривая опыт ряда стран постдевальвационное реальное укрепление национальной валюты сопровождается процессом постепенного восстановления спроса на деньги. Нечто подобное наблюдается и в России, во всяком случае, в 1999 году при реальном укреплении национальной валюты снижение реальной денежной масы приостановилось. Эта тенденция, по-видимому, определит характекр формирования спроса на деньги в 2000году.

4. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ

политики на примере Японии и Мексики

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирова-

ния денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оце-нить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашейстраны к рыночной экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической ста-билизации, в частности, на примере одной из наиболее развитых стран мира - Японии и Мексики, которая является одной из самых развитых стран Латинской Америки.

4.1 Денежно-кредитная политика в Японии

Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно- денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблемв в области кредитно-денежного регулирования.

Производственные корпорации в Японии имели слабые финан-совые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому бан-ковская система сыграла огромную роль в формированииусловий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать го-дарственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со сто-роны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кре-дитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинасирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского креди-тования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.

В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день".

Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипу-лирование учетной ставкой и нормами резервов,а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.

В последнее время, правда, ситуация несколько меняется:

ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интерна-ционализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена дорыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.

Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной

политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки -"своего рода искусственной селекции предприятий".Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления, перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. "Именно способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости отсиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательс-тву в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно "Банк Японии прямо контроли-ровал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предот-вращения выхода из спада.Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций.В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал.Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

4.2.Кредитно-денежная политика в Мексике

В первой половине 80-х годов мексиканская экономика нахо-

дилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом

внешней задолженности, нарастающей инфляцией и массовым

бегством частных капиталов из страны. К тому же особенностью

развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции

государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизованность государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.

В результате антикризисных мероприятий правительства на-

чался поворот финансово-экономической политики в сторону модер-низации и либерализации экономики, развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегри-рованности ее в ми-ровое хозяйство.

Остановимся на основных моментах стабилизационной полити-

ки Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское

правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как инструмент реструктивной монетарной политики и придерживаться следующих положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования, предоставляемого Банком Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федераль-ного бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских ком-мерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вло-жений", который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.

Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно было довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения государс-твенных экономических программ) отраслей. Административному регу-лированию подлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " банковской деятельности существенно ограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэф-фициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").

В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая ибольших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефи-цитный государственный бюджет, нетребующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя- "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также частных мексикан-ских капиталов из-за рубежа, репатриация так назы-ваемых"беглых" капиталов из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.

Либерализация государственного регулирования банкоской сис-темы не означает полной его отмены и осуществляется теперь

по следующим направлениям:

- операции Банка Мексики как кредитора всех банков в последней инстанции;

- поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам,

как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;

- хранение всеми банками депозитов до востребования, а

также кассовой наличности в Банке Мексики;

- интервенции Центрального банка на денежном рынке;

- осуществление и регулирование селективного кредитования

приоритетных отраслей в основном через государственные банки

развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;

- введения для банков нового норматива контроля - "коэф-

фициента инвалютной ликвидности";

- создание специальных резервов банков под сомнительные

долги;

- разработка более строгих правил и условий для пре-

доставления кредита лицам и организациям, связанные с акционерами и руководством банка;

- более четкое определение содержания должностного

преступления в банковской сфере и применение соответствующих

санкций к банковским служащим, совершающим такие преступ-ления;

- разрешение на ассоциирование банковских и небанковских

финансовых учреждений.

Весь этот комплекс мер позволил к 1992 году добиться

успеха в деле стабилизации национальной валюты и внутренних

цен, снизить темпы инфляции до 9,7%, достичь темпа роста ВНП

на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.

Заключение

Таким образом денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме­нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на де­нежное предложение, а через его посредство - на реальный нацио­нальный продукт, занятость и индекс цен.

Результаты монетарного регулирования по-разному расценива­ются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная де­нежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздейс­твия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономи­ческой активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введе­ние монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на ре­альный ВНП.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изме­нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой централь­ным банком, экономика не может эффективно функционировать. В пе­риоды экономического спада и роста безработицы, падения произ­водства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы сти­мулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в произ­водство, а также потребительских расходов - необходимо увеличи­вать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровож­даемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе нега­тивных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результа­ты.

В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

Я полагаю, что государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе,

как это произошло в Японии и Мексике, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели

ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.

Список использованной литературы

1. Бабичева Ю.А. / Банковское дело: Справочное пособие, М, Экономика, 1994г.

2. Булатов Ээкономика , М, 1999г

3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории , «Владос», 1994г.

4. Кэмпбелл Р Маконелл, Стэнли Л.Брю / «Экономикс», «Республика»,1992г

5. Кэмпбелл К.,Кэмбелл Р., Доллан Э. /Деньги банковсое дело и денежно-кредитная политика. С.-Пб. : «Литера плюс», 1994г

6. Динсдей Д., Долан Эээ. Макроэкономика. С-Пб. «Литера плюс», 1994г.

7. Лузина И.А. Государственое регулирование экономики, Уфа , 1997г

8. Лузина И.А., Малых О.Е. Учебное пособие Курс экономической теории, часть 3, Уфа,1999г

9. Максимов В.Ф., Шишов А.Л. / Рыночная экономика: Учебник в 3т. Т.1. Теория рыночной экономики, М: СОМИНТЭЭК, 1992г.

Журнальные статьи

1. Брагинский С.В. «Кредитно-денежная политика в Японии» , М: Наука, Главная

редакция восточной литературы,1989г.

2. Дильмухаметов А.А. «Роль денежно-кредитной и валютной политики в экономике государства»// Экономика и управление –5,1999г

3. Львин Б «Об устройстве банковской и денежной системы»// Вопросы экономики –10, 1998г

4. Морданов Р.Х. « Денежно-кредитная политика в период экономических реформ»// Экономика и управление –6, 1999г

5. Симрановский А.Ю. «К вопросу денежно-кредитной политики»// Деньги и кредит –4,1999г.

6. Расторгуев Е.А. «Мексика: по пути финансово-экономической стабилизации»/ Деньги и кредит. –8, 1992г.

7. Основные ориентиры кредитно-денежной политики на 2000год// Аудитор-2, 2000г