Реферат: Заработная плата
Название: Заработная плата Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ МАРИУПОЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра международной экономикиКУРСОВАЯ РАБОТАПо дисциплине: «Размещение производительных сил общества».На тему : «Основные формы внешнеэкономических связей Украины». научный консультант Выполнил:Гончар В.В. студент I-го курсаэкономико-правового факультета специальности «Международная экономика» Колесников И. С. Мариуполь, 2000 год. СодержаниеВведение..................................................……………………………….. …..3 Глава I. Роль внешнеэкономических связей в экономике Украины…4 Глава II. Предпосылки развития внешнеэкономических связей Украины………………………………………………………………………..6 II.1Природные предпосылки…………………………………….6 II.2Демографические предпосылки……………………………..7 II.3Историко-экономические предпосылки…………………….7 II.4Геополитические предпосылки………………………………9 Глава III. Формы внешнеэкономических связей Украины……….…10 Глава IV. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей Украины …………………………… ………………………………..16 Заключение.......................................................……………………………..22 Используемая литература..................................................………………….24 ВведениеОбъективная необходимость требует постепенного, но неуклонного включения экономики Украины в международные интеграционные процессы. Нынешняя ситуация характеризуется глобальной трансформацией всех стран мира к новогму типу цивилизации третего тисячелетия. В будущем большое значение будет иметь интеграция Украины в Европу. Украина широким фронтом выходит на заподноевропейский социально-экономический простор. Таким образом самостоятельность Украины совсем не означает её самоизоляции на международной арене. Современные тенденции мирового развития ставят перед Украиной новые проблемы и требуют от неё активного участия в их решеннии. Цель работы – изучение, анализ економических взаимоотношений Украины со странами Заподной Европы и мира. В работе соответственно данной цели поставлены следующие задачи:
Объектами обследования являются торговые, инвестиционные, финансовые связи между Украиной и странами Заподной Европы и мира. Теоретической и методологической основой работы послужили законы и нормативные акты, публикации, переодические издания. Заключение.В ходе работы мы познакомились с современным положением внешнеэкономических связей Украины с западноевропейскими странами, проанализировал состояние и динамику развития товарооборота с этими странами, раскрыл проблемы, препятствующие развитию сотрудничеству, увеличениюю объемов торговли. У работе даны рекомендации по дальнейшему развитию сотрудничества, повышения эффективности сотрудничества в разных облостях экономики. Формирование внешнеэкономических связей потянуло за собой возникновение, многочисленых проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного функционирования внешних связей. В данном разрезе можно выделить следующие ключевые проблеммы развития связей Украины со странами Западной Европы, которые требуют первоочередного решения.
Украина не одинока в своих стремлениях решать наглядные задания экономических отношений со странами Западной Европы. Консультации по этому поводу свидетельствуют про принципиальную готовность принятия Украины с её товарами в ЕС та расширения существующих квот по группе так называемых «чувствительных товаров» : стали, текстилю, ядерных товаров сельскохозяйственной продукции. Эти страны поддерживают рациональное и прагматическое отношение Украины к её интеграции в западноевропейские структуры. Безусловно, подход к организации “прорыва Украины в Европу” должно быть обязательно комплексным. Без конкретных системных перемен они способны лишь имитировать активность Украины в общем направлении. Будущее покажет, способна ли Украина пойти дальше международно-правовых деклараций в отношениях с ЕС и создать действительно эффективный и взаимовыгодный механизм экономического сотрудничества. Список использованой литературы:
I. Роль внешнеэкономических связей в экономике Украины. Западная Европа – одни из главных торговых партнёров Украины, Экспорт в ЕС составил в 1998 г. более $3,3 млрд., импорт - $2,1 млрд. Этот показатель сопоставим с показателями внешнеторговых операций Украины со странами СНГ. Но если негатив в обменах с СНГ обусловлен импортом энергоносителей, то европейский негатив – результат недостатков нашей внешнеторговой политики в целом, а конкретно - пассивностью экспортного сектора, его неготовностью работать в конкретных условиях, перегруженностью экспорта бартерными операциями, неадекватным менеджментом. Как западные политики и ученые, так и средства массовой информации обращают внимание на то, что выборов свой государственный суверенитет, Украина все еще не добилась полной экономической независимости. «Формально суверенная, но экономически поддаётся давлению» — такая характеристика довольно часто появляется на строках изданий. Среди приоритетов Украины должна быть активизация внешней торговли. Вес Украины в мировой экономике довольно заметен. По экономическому потенциалу Украина входит в ведущую шестерку Европы (кроме неё – Россия, Германия, Франция, Италия, Великобритания). Объективно это должно обозначать значительную роль нашей страны в международном территориальном разделении труда. Однако, на самом деле, недостаточно используются возможности для международной кооперации, внешних инвестиций. Не смотря на это украинская продукция хорошо известна во многих странах: для некоторых стран и регионов – Украина важный партнёр в экономическом сотрудничестве. Неоднозначное положение Украины в международном территориальном разделении труда объясняется влиянием ряда предпосылок, прежде всего природных, демографических, историко-экономических, геополитических. II. Предпосылки развития внешнеэкономических связей Украины. 2.1. Природные предпосылки. В отличии от крупнейших стран мира (Россия, США, Китай, Канада) Украина не способна себя полностью обеспечить минеральными ресурсами; однако она обладает значительным природно-ресурсным потенциалом и в этом отношении находится в более выгодном положении, чем некоторые экономические развитые страны (Япония, Италия). Говоря про природные предпосылки, необходимо выделить агроклиматические условия, которые издавна способствовали превращению Украины в огромный регион сельскогосподарского производства, особенно зернового, бурякового, скотоводства, свиноводства. Эти условия обеспечиваются уникальными чернозёмными почвами, достаточным количеством тепла, умеренной влажностью, в основном равнинным характером территории. У нас немалые ресурсы полезных ископаемых; некоторые из них имеют мировое значение: железные и марганцевые руды, поваренная соль, каменный уголь. Значительный реакриационный потенциал страны – это побережья теплых морей (Чёрного и Азовского), горно-ландшафтные комплексы Карпат и Крыма, минеральные источники, лечебные грязи лиманов. Некоторых ресурсов у нас мало, таких как нефть, газ, большинство руд цветных металлов, древесины. За последнее десятилетие значительно сократились рыбные ресурсы Чёрного и Азовского морей. В общем, по природным ресурсам наша страна находится в состоянии определённого равновесия: дефицит (а значит, импорт) одних видов ресурсов компенсируется достаточным количеством других, не менее важных. 2.2. Демографические предпосылки. Имея 50 млн. человек населения, Украина использует значительные трудовые ресурсы и потенциально широкий рынок сбыта потребительских товаров. В трудоспособном возрасте находится 56% населения, в социальном производстве занято 25 млн. человек. Трудовые ресурсы страны характеризуются высоким уровнем квалификации и образования; высокое количество специалистов с высшим и средним образованием составляет 29%, всё взрослое населения образовано. В 159 высших учебных заведениях учится более 800 тыс. студентов. Высокий интеллектуальный потенциал страны: в научно –исследовательских и исследовательско – конструкторских работах (НИИКР) занято почти 250 тыс. специалистов. Всемирно известны такие научные центры, как Институт электросварки им. Е.О. Патона, Украинский физико-технический институт и много других. Немалые заслуги украинских ученых и инженеров в ракето- и авиастроительстве, кибернетике, биофизике и биохимии, а т.ж. в исследовании проблем циклу гуманитарных наук. Значительная часть интеллектуальной элиты, до недавнего времени, была занята в ВПК. Высокий профессиональный уровень трудовых ресурсов, наличие развитой научно-исследовательской базы способствует производству сложной наукоемкой продукции, которая пользуется спросом на мировых рынках. Что касается внутреннего рынка сбыта потребительских товаров, в том числе импортных, то он формируется не только простой численностью населения, но и его покупательной способностью. С улучшением жизненного уровня населения увеличится и рынок Украины, что поможет привлечь иностранных производителей товаров народного потребления. 2.3. Историко-экономические предпосылки. На протяжении столетий территория Украины находилась под властью других государств. По этому её экономика была вынуждена работать на внутренний рынок той страны, в состав которой она входила полностью либо частично. Следовательно на территории Украины размещались только те отрасли производства, которые найэффективнее действовали с точки зрения межрегионального обмена. Так, наличие высококачественной железной руды и коксующегося угля, относительно плотная сеть железнодорожных дорог, достаточное количество трудовых ресурсов, выгодное экономико-географическое положение способствовало превращению Донецко-Приднепровского района на ведущую металлургическую базу, не существующего ныне государства, СССР. Эти же факторы способствовали развитию металлоёмкого машиностроения, теплоэнергетики, основной химии. При этом производство намного превышало разумные потребности Украины. В частности за пределы её территории уходило 43% - черных металлов, 25% - железной руды, 82% - марганцевых руд, 20% - коксопродуктов, значительная часть тепловозов, горнодобывающего оборудования, азотных удобрений, кальциевой соли, цемента, угля, электроэнергии. По многим важнейшим видам производства тяжелой промышленности доля Украины была значительно выше в валовом общественном продукте бывшего СССР. Кроме того, Украина вывозила 42% изготовленного сахара, 25% масла, так же мясо, зерно, овощи, вино. Одновременно стране не давалось развивать некоторые виды, даже отрасли производства. Имея высокую плотность населения, высококвалифицированные трудовые ресурсы, она заметно отставала по трудоёмким видам производства, особенно – текстильному делу, автомобилестроению, электронике (кроме производства телевизоров). Не соответствовал трудовому и общеэкономическому потенциалу Украины и уровень развития машиностроения. Украина превратилась в базу материалоёмкого и энергоёмкого производства. С точки зрения общесоюзного разделения труда это себя оправдывало, но со временем эффективность функционирования начала падать. Причиной тому стало:
Второй составной историко-экономических предпосылок развития внешнеэкономических связей Украины была её ориентация на страны Восточной Европы, особенно после создания Совета Экономической Взаимопомощи. Украина поставляла в эти страны железные и марганцевые руды, прокат чёрных металлов, электроэнергию, азотные удобрения и оборудование. Взамен она получала продукцию машиностроения, легкой и пищевой промышленности, фармацевтические товары. На страны СЭВ приходилось 70% украинского внешнего товарооборота. Относительно успешно развивались торговые отношения с Индией. 2.4. Геополитические предпосылки. Экономико-географическое положение Украины достаточно выгодное для активного участия в международном территориальном разделении труда. Она расположена вблизи экономически высокоразвитого региона – Западной Европы, в непосредственной близости с Россией, Белоруссией, странами Восточной Европы. Морскими путями она связана с Средиземноморьем, Ближним Востоком и странами бассейна Индийского океана. Через Украину проходят важные транзитные магистрали из стран СНГ в Европу и черноморские порты. Современная геополитическая ситуация в Украине меняется в связи с ориентацией на мировые цены. Улучшились перспективы экономического сотрудничества со странами Европы, США, Японией, Канадой. Появились возможности активного торгового сотрудничества со странами Ближнего Востока, Южной Азии. В обмен на металл, машины, зерно и сахар мы можем получать нефть, чай, кофе, натуральный каучук. Структура внешнеэкономических связей Украины характеризуется внешней торговлей, как основной её формой. К прочим формам относится создание совместных предприятий, фрахтование, миграция рабочей силы, участие в экономических союзах, и некоторые другие. III. Формы внешнеэкономических связей Украины. К основным формам внешнеэкономической деятельности относятся: торговля, кредитование, научно-техническое сотрудничество, создание совместных предприятий, реализация проектов на компенсационной основе, культурное сотрудничество, туризм. Международная торговля. Наиболее исторически сложившейся характеристикой торговли, является товарооборот – оборот товаров, который обеспечивает передвижение товарных масс из сферы производства в потребительскую сферу. Это совокупность актов купли-продажи товаров, а показателями международного товарооборота, являются экспорт и импорт товаров. Для любой страны очень важным является отношение суммы экспорта к сумме импорта – внешнеторговое сальдо. Оно должно быть положительным, чтоб у страны быль свободные средства. В 1997 году, в Украине этот показатель был отрицательным. В мировом торговом обороте лидируют США (хотя суммарный товарооборот стран ЕС превышает США), на втором месте Япония. Высокими темпами развивается торговля ряда стран «третьего света». На Республику Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань приходится половина экспорта стран и 1/3 импорта. О
коло 60% мирового экспорта приходится на развитые страны, в этих же странах реализуется до 60% мирового экспорта товаров и лишь14% поступают в развивающиеся страны. ( см. таб. III.1. стр.10) Страны ЕС увеличили импорт энергоносителей, уменьшив ввоз сырья и продуктов питания. Во внешней торговле стран ЕС преобладают партнеры по Европейской ассоциации вольной торговли (ЕАВТ), хотя товары США т.ж. активно проникают на европейский рынок. Снижение материало- и энергоемкости производства в развитых странах мира, привело к снижению спроса на сырье, что заставило стран, специализирующихся на его экспорте, искать новые сферы деятельности в пределах международного разделения труда. Растет значение химической промышленности в международной торговле; это связано со значительным расширением ассортимента синтетических материалов.
Н В 1995 году создана Всемирная торговая организация (ВТО). Её членами являются 125 стран; в ближайшее время туда могут войти ещё 25 стран, в том числе Богария, Саудовская Аравия, Алжир. Функция ВТО – подписание многосторонних соглашений по общепринятым торговым правилам.Кредитование и инвестирование. Кредитование – предоставление кредита. Кредит – заем в денежном выражении либо в виде товара на условиях возврата с процентами. Инвестиции – это капиталовложения. Иностранные инвестиции – это долгосрочные капиталовложения заграничными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики. Наибольшими инвесторами в мире являются – Япония, США, страны Западной Европы.Из прямых инвестиций на долю развитых стран приходится 85%, развивающихся – 15% от общего их числа. Мусульманские страны инвестировали в экономику США и Западной Европы более 800 млрд. дол. Больше половины этих средств принадлежат Саудовской Аравии. Среди стран мира существует рейтинг платежеспособности. По нему в первую десятку входят: Швейцария, Япония, ФРГ, США, Нидерланды, Великобритания, Франция, Люксембург, Австрия и Сингапур. Россия занимает 99 место, Украина – 111, а замыкают список стран Куба и КНДР (125 и 135 места). Внешний долг Украины в 1997 году составлял 9,56 млрд. дол, в том числе: России – 2 млрд., МВФ – 2,4 млрд., ЕБРР – 0,07 млрд., МБРР, странам ЕС – 0,35 млрд. долларов. Научно-техническое сотрудничество может приобретать такие формы:
Продажа лицензий – это продажа авторских прав на использование запатентованных изобретений. Обмен лицензиями стал важным элементом международных экономических отношений и составляет 10% мирового внешнеэкономического оборота. Украина активно сотрудничает с Россией, США, Норвегией, Казахстаном в области космических разработок. Совместное предпринимательство – сравнительно распространенная форма внешнеэкономической деятельности. В мире десятки тысяч предприятий со смешанным капиталом; в Украине – более тысячи. Кроме экономической выгоды, совместное предпринимательство смягчает политические проблемы, т.к. страна-инвестор заинтересована в получении выгоды. Совместные предприятия в Украине ориентируются на: строительство, туризм, торговлю, посреднические услуги, промышленное производство. Экспорт и импорт услуг. К ним относятся: международный и транзитный транспорт, иностранный туризм, услуги банков и страховых компаний, услуги охраны здоровья, образования, торгово-технической деятельности. Ведущую роль в оказании услуг играют развитые страны (80%). Торговля инженерно-консультационными услугами «инженеринг» – оказание услуг производственного, коммерческого и научного характера. Широкое развитие инженеринг получил в области капитального строительства. Ведущие экспортеры этого вида услуг – фирмы США, Канады, Франции, Великобритании, ФРГ и Японии. Сюда входит:
Туризм. Различают три вида туризма: реакриационный, научный и деловой; на первый вид приходится 70%. Основной поток туристов перемещается в пределах развитых стран. Для Испании и Австрии туризм – одна из основных экспортных отраслей, она соответственно дает 30 и 80%прибыли от экспорта. Ведущее место туризм занимает в Италии, Франции, Швейцарии, Израиле. В Украине преобладает маршрутно-познавательный туризм. Доходы от туризма в странах Западной Европы на 1996 год составили более 150 млрд. дол. Наивысшие доходы получили: Франция и Италия – по 28,2 млрд. дол., Испания – 25,5 млрд. дол., Великобритания – 20 млрд., ФРГ –15,8 млрд. дол. В Украине в 1997 году туристами стали 15 млн. человек (сумма въезда и выезда). Доход составил – 350 млн. дол. и 1090 млн. гривен. Организация спортивных соревнований и турниров т.ж. одна из форм внешнеэкономической деятельности, т.к. объединяет усилия и финансы многих стран-учстниц. Самыми масштабными являются: Летние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по хоккею, футболу, теннису. Культурное сотрудничество предусматривает организацию выставок картин или экспозиций ведущих галерей и музеев мира, музыкальные конкурсы, фестивали, обман кино-, видео- и аудиопродукцией. IV. Проблеммы и перспективы развития внешнеэкономических связей Украины В связи с изложенными фактами можно сформулировать основные задачи внешнеэкономической политики Украины в отношениях со странами Западной Европы. 1. Реализация в отношениях с ЕС и его странами-членами общих принципов торгово-экономического сотрудничества, изложеных в Гельсинском Заключительном акте Совета по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ), Парижской хартии для новой Европи, документах Мадридского и Виденского советов СБСЕ, Бонской Конференци СБСЕ по экономическому сотрудничеству, в Гельсинском документе СБСЕ “Вызов перемен”, Европейской енергетической хартии, Декларации Люцер-нской конференции ( 1993 р.), а также зафиксированых в Соглашении про партнерство и сотрудничество между Европейскими сообществами и их странами-членами и Украиной от 14 июля 1994 года, временном соглашении про торговлю и вопросами, связанными с торговлей, медуж странами Западной Европы и Украиной 1июля1995 року.
Безусловно, было бы не оправданным ставить все эти задачи одновременно, поскольку навряд ли удастся выполнить хотя бы одну из них. Поэтому, необходимо выделить отдельные этапы развития взаимных экономических отношений. Таких этапов можно выделить, по меньшей мере, три. Первый этап – создание предпосылок для развития сотрудничества, в который Украина вступила в 1994 году. На этом этапе основное внимание должно сосредотачиваться на таких проблемах. Прежде всего необходимо решить задачи успешного проведения внутренних экономических преобразований в Украине с целью создания рыночной среды, способной к взаимовыгодному сотрудничеству с ЕС его странами-членами и интеграции в европейские экономические структуры. Необходимо также создать организационные макроэкономические предпосылки для будущего включения в европейские экономические структуры (прежде всего поощрять создание способных масштабной международной кооперации больших фирм, финансово-промышленных групп). Еще одним заданием начального этапа является гармонизация законодательства Украины, которое регулирует внешнеэкономические отношения и создает для них общую экономическую среду, к требованиям системы ГАТТ/СОТ и начала применения к требованиям гармоничного и унифицированного законодательства ЕС. Важное значение имеет выделение приоритетных отраслей и секторов украинской экономики, которые могут владеть конкурентными преимуществами в мировой экономике, динамическое нарастание их экспортного потенциала, в тому числе за счет привлечения кредитов и прямых инвестиций из заграничных стран. (см. рис.IV.1. стр. 18)
Только эффективное решение основных задач первого этапа сделает правомерным установления новых, более сложных задач на втором этапе - этапе ускоренной адаптации и начала вступления в европейские экономические структуры, что может занять 6-10 лет. Главным содержанием второго этапа должно стать:
Наконец, на третьем этапе – этапе комплексной интеграции в европейские экономические структуры можно было бы решить самые сложные проблемы интеграции экономики Украины. Этот этап будет значительно зависеть от результатов предыдущих этапов и общей геополитической ситуации в европейском и евроазиатском регионах в будущем. Перспективы экономических взаимоотношений Украины с ЕС и его странами-членами прежде всего зависит от рациональности экспортной политики Украины относительно этого региона. В результате реализации экспортной политики должна увеличиться доля стран Западной Европы в экспорте Украины – от теперешних 11% к, по меньшей мере, 18-20% в 2005г. Важным направлением экспортной политики на первом этапе должно стать расширения тех “плацдармов” на ринке стран Западной Европы, завоёванных в прошедшие годы. В дальнейшем будут заложены основы селекционного развития производственно-экспортного потенциала Украины на долгосрочную перспективу.
В Е
Только формирование в Украине международного конкурентоспособного сектора экономики, даст возможность предприятиям и фирмам Украины утвердится как надежные партнеры по кооперации и войти в великие интернациональные производственные и научно-производственные системы. Механизм реализации внешнеэкономической политики Украины относительно ЕС и его стран-членов должен охватывать комплекс договорно-правовых инструментів как многостороннего, так і двустороннего характера. Однако все это невозможно если не будет найдено реальных источников финансирования структурной адаптации экономики Украины к требованиям ЕС. Однако такие источники не стоит искать лишь на поверхности. Однако наибольшие возможности кроются в сфере потенциальных частных инвесторов, которые требуют от нас принятие мер по созданию в Украине благоприятных условий для деятельности филиалов и представительств банков иностранных стран, в частности из-за возможности создания специальных (свободных) экономических зон. Однако бессмысленно надеяться, что проблемы финансирования можно решить за счет внешних источников.
OverviewЛист1Лист2 Лист3 Sheet 1: Лист1
Sheet 2: Лист2
Sheet 3: Лист3
|