Реферат: Инновационная политика предприятия

Название: Инновационная политика предприятия
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Введение.

Актуальность темы. Реформы, осуществляемые в России в течение последних десятилетий, направлены на создание модели социально-ориентированной экономики и эффективной, однако, социальный вектор рыночной экономики вызывает наиболее существенные внутренние противоречия, заключенные в двойственном ее характере.

Современная экономика – это, сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, которые готовы собственными усилиями строить свое материальное обеспечение. С желания стать такими людьми начинается переход к цивилизованной, эффективной рыночной экономике. Именно такая экономическая революция в общественном сознании сегодня более всего необходимо. Амортизация – это, плановый процесс накопления денежных средств для возмещения выбывших основных фондов, на протяжении нескольких лет.

Актуальность темы исследования и ее значимость связаны с необходимостью разработки модели управления инновационной политикой, с целью достижения более высоких результатов хозяйствования.

Степень изученности вопроса. Исследованию проблем связанных с инновационной политикой, посвящен ряд теоретических концепций и практических методик отечественных и зарубежных ученых. Среди них: И. В. Сергеев, А. С. Булатов, Р. Ф. Волков, и другие.

Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с инновационной политикой предприятия.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является исследование проблем качественного развития экономики предприятия на основе ее инновационной политики. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

Изучить научно-теоретические подходы, основные условия и особенности инновационной политики предприятия;

Показать специфику проявления инновационной политики в условиях ЗАО «СОАТЭ» на современном этапе развития;

Разработать рекомендации по инновационному развитию предприятия.

Объект исследования. Объектом исследования является промышленное предприятие города Старый Оскол; закрытое акционерное общество Старооскольский Завод Автотракторного Электрооборудования.

Теоретической основой исследования является. Положения экономической теории, научные труды современных отечественных и зарубежных специалистов, нормативные законодательные акты РФ.

Научная новизна. Элементы научной новизны заключаются в следующем:

Определена роль и особенности развития инновационной политики предприятия;

Обоснованы рекомендации по инновационному развитию предприятия;

Предложены мероприятия по повышению уровня инновационного развития предприятия.

Практическая значимость работы. Практическое значение имеют:

Предложения по инновационному развитию предприятия;

Предложения по информационному обеспечению процесса управления инновационным развитием предприятия;

В основание условий инновации развития предприятия.

Положения, выносимые на защиту курсовой работы.

Система макро- и микроэкономических характеристик инновационного развития предприятия;

Обоснование развития инновационной политики предприятия;

Рекомендации по организации управления инновационным процессом на предприятии


1. Общие сведения о предприятии.

1.1 Полное наименование организации.

Промышленное предприятие города Старый Оскол: Закрытое акционерное общество Старооскольский завод автотракторного электрооборудования.

Почтовый и юридический адрес предприятия: 309507, Россия, Белгородская обл., г. Старый Оскол, ул. Ватутина, 54.

Расчетный счет: 40702810600040000012

в ФАКБ Белгородпромстройбанк г. Ст. Оскол

Корр. счет: 30101810700000000724.

БИК: 041424724

ИНН: 3128000673

ОКПО: 00232360

ОКОНХ: 14343

E-MAIL: soate@belgtts.ru Факс: (0725) 24-10-15, 22-42-88

• Генеральный директор

(0725)22-09-65

•Главный инженер

(0725)22-55-33

•Зам. ген. директора по экономике

(0725)24-84-40

•Зам. ген. директора по МТС

(0725)22-53-65

•Начальник отдела маркетинга и комплектации

(0725)22-44-83

•Отдел маркетинга

(0725)22-46-67, (0725)22-55-69

• Отдел сбыта

(0725)24-83-87, (0725)22-97-55

• Таможенное оформление

(0725)22-96-55

1.2 Историческая справка развития предприятия.

1959 г. Организован механосборочный цех на базе межрайонной мастерской капитального ремонта сельскохозяйственной техники. Выпущена первая партия распределителей для Горьковского автозавода.

1960-1965 гг. Запущены пять поточных линий обработки деталей, сборки узлов. Организованы инструментальный и заготовительный цеха. Завод выходит на проектную мощность. Освоен выпуск новой продукции для ГАЗа, ЗИЛа, УракАЗа, Ростсельмаша, Минского, Владимирского тракторных заводов.

1966-1979 гг. Введены в эксплуатацию штамповочно-гальванический, ремонтно-механический, транспортно-тарный, автоматно-литейный и механический цеха. Объем выпускаемой продукции увеличен в 2,8 раза. Освоен выпуск новых приборов для автозаводов ГАЗ, УАЗ, тракторных заводов МТЗ, ЮМЗ, ЧТЗ, ХТЗ, ЛТЗ, ВТЗ, ПО "Кировец", автобусных заводов ЛАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ.

1971-1975 гг. Пуск автоматного, литейно-термического, новых сборочного и механосборочного, гальванического и заготовительно-прессовых цехов. Объем выпускаемой продукции увеличен в 3,3 раза. Освоено производство электронной системы зажигания для автомобилей ЗИЛ, УРАЛ, ГАЗ, автобусов ПАЗ и КАВЗ. Производится реконструкция завода для выпуска изделий ВАЗа. Обновляется номенклатура выпускаемых изделий для всех тракторных и комбайновых заводов СССР. Среди новых потребителей ЗАЗ, ЛуАЗ, БелАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ.

1976-1980 гг. Введены в эксплуатацию цех литья под давлением, новый гальванический цех, энергоцех, новый корпус вспомогательных цехов. Объем выпускаемой продукции увеличен в 1,8 раза. Расширяется номенклатура выпускаемой продукции для ГАЗа, ЗИЛа, КамАЗа, КАВЗа. Выпущена продукция для мотоциклов ИЖ..

1981-1985 гг. Организован цех механизации, автоматизации, роботизации и станкостроения, цех по производству товаров народного потребления. Объем выпускаемой продукции увеличен в 1,3 раза. Освоено производство новой электронной системы зажигания для автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ, автобусов ПАЗ, КАВЗ, РАФ, ЕРАЗ. Выпущена продукция для мотоциклов ИЖ, "Минск", "Восход", "Днепр", "Урал". Освоены изделия для автомобилей ВАЗ, ЗАЗ, ЛуАЗ, ЗИЛ, БелАЗ. Среди новых потребителей - АЗЛК и ПО "Ижмаш", все мотозаводы. Освоен выпуск стиральных машин "Малютка" и "Лилия".

1986-1990 гг. Предприятие перешло на работу в условиях аренды с правом выкупа у государства его имущества. Организовано специализированное конструкторское бюро по разработке и производству микропроцессорных систем управления. Завершено строительство нового тарно-транспортного цеха. Произведена реконструкция цеха по сборке радиоэлектроники. Налажено производство газобаллонной аппаратуры, новых изделий для КамАЗа, КрАЗа, МАЗа, БелАЗа, ЗИЛа, ЛАЗа.

1991-1995 гг. Завод преобразован в акционерное общество. Выкуплено у государства имущество в собственность. Введены в эксплуатацию: кузница инструментального цеха, цех по производству электродвигателей, построен новый цех по переработке пластмасс и сборке товаров народного потребления. АО СОАТЭ выкупает и реконструирует городской мясокомбинат. Идет модернизация выпускаемых изделий и производство новых товаров народного потребления.

1996-1999 гг. Осуществлен переход на новый, более качественный уровень в производстве комплектующих изделий для автомобильной и тракторной техники. Разработаны и внедрены в серию приборы для автомобилей с инжекторными двигателями, оснащенными бесконтактной системой зажигания. Развитие инструментальной базы и обновление технологического оборудования позволило увеличить объем выпускаемой продукции в 1,5 раза. Построен цех по сборке счетчиков газа и воды, освоено производство керамических изделий.

Сорок лет для предприятия, как и для человека - возраст солидный. Уже можно подводить итоги и делать выводы. С гордостью можно сказать, что годы не прошли для них зря. Приобретенный опыт, знания и мастерство позволили СОАТЭ занять достойное место не только на отечественном, но и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

1.3 Вид деятельности.

Старооскольский завод автотракторного электрооборудования является одним из ведущих предприятий в своей отрасли в России. На сегодняшний день выпускает более 200 наименований изделий для отечественных автомобилей. Это изделия для автомобилей с инжекторными двигателями, бесконтактные и контактные системы зажигания, электромагниты и электромагнитные клапаны, прикуриватели, выключатели различного назначения и многое другое.

На протяжении всего времени существования предприятия (а это более сорока лет!) СОАТЭ поставляет комплектующие на конвейеры таких автозаводов России, как ОАО "ГАЗ", АО "АвтоВАЗ", ОАО "УАЗ", АМО ЗИЛ, ОАО "Москвич", ОАО "КамАЗ" и другие автомобильные и тракторные заводы страны и Ближнего Зарубежья. В настоящее время более 50% выпускаемой продукции поступает непосредственно на автозаводы.

Стеклоподъемники ЗАО "СОАТЭ" 3110 для автомобилей "ВОЛГА" вошли в список 100 лучших товаров России!

Цехом строительных материалов завода выпускаются все виды плит перекрытий, в том числе уникальные железобетонные конструкции для мостов, фундаментные блоки, бордюрный камень, стеновые ограждения, тротуарная плитка, высококачественные марки бетона и раствора.

Кроме основного направления завод выпускает ряд изделий бытового назначения: стиральные машины класса СМ-1, электромясорубки, электроустановочные изделия, сантехнические изделия, полипропиленовые и полиэтиленовые трубы для водоснабжения, строительные материалы и др. На страницах нашего сайта Вы можете более подробно ознакомиться с полным перечнем продукции.

1.4 Персонал.

Управление персоналом – часть экономики, связанная с людьми и их отношениями внутри предприятия. Оно применимо не только к промышленности или коммерции, но и ко всем сферам занятости и направлено на достижение эффективности и справедливости. Причем одно не может быть без другого, т.к. в организационном процессе участвуют и мужчины и женщины, составляющие кадры предприятия, одновременно побуждая каждого делать все для успеха фирмы, обеспечивая справедливые условия найма.

Среднесписочные группы персонала ЗАО “СОАТЭ”за 1999 год составляло 4 245 человек против 3 992 человек в 1998 году, увеличение численности составило 253 человека, в том числе численность ППП составила 3 570 человек и превысило уровень предыдущего года на 280 человек или 6,2%.

В течение 1999 года на завод было принято 819 человек, в том числе 679 ППП. Уволено за истекший год 432 человека, в том числе ППП 359 человека.

1.5 Конкуренты.

Конкуренция – это, элемент рыночного механизма, связанный с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества предприятий, фирм за лучшие и более выгодные условия приложения капитала, реализации продукции и услуг.

Виды конкуренции:

1. Видовая конкуренция , имеющая место на рынке одноименного товара или его разновидностей;

2. Внутриотраслевая конкуренция , имеющая место на рынке товаров и услуг, отличающихся качеством, эксплуатационными характеристиками, ценой, сервисным обслуживанием и т.п.;

3. Межотраслевая конкуренция , возникающая на рынке товаров и услуг различных отраслей;

4. Монополистическая конкуренция , имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемые по разным ценам;

5. Недобросовестная конкуренция , участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции;

6. Неценовая конкуренция , осуществляемая посредством повышения качества продукции (надежность, долговечность, производительность, минимизация эксплуатационных издержек) и улучшения условий продажи при неизменных ценах;

7. Олигополистическая конкуренция , характерная для олигополистического рынка, которое занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой – монополистической конкуренцией. Его особенностью является максимизация прибыли путем повышения цен. Однако ценовая стратегия действует только в краткосрочном периоде, так как в результате сильной конкуренции продавцы вынуждены снижать цены. Небольшое число товаропроизводителей, присутствующих на данном рынке, обусловлено жесткими условиями проникновения на него, которые диктуют промышленные предприятия с высокой концентрацией производства;

8. Функциональная конкуренция , имеющая место на рынке товаров, удовлетворяющих спрос потребителей;

9. Ценовая конкуренция , осуществляемая по средством снижения цен;

10.Чистая конкуренция – рыночная ситуации, когда большое число товаропроизводителей продают аналогичные товары.

Конкуренты завода ЗАО «СОАТЭ»:

1. Московский завод автотракторного электрооборудования АТЭ-2;

2. Саратовский завод НЭПО;

3.Демитроградский агрегатный завод дочернее предприятие ВАЗА города Демитроград.

1.6 Особенности современного периода, перспективы развития.

В связи с переменами в стране с 1986 по 1990 годы предприятие перешло на работу в условиях аренды с правом выкупа у государства его имущества. Организовано специальное конструкторское борю по разработке и производству микропроцессорных систем управления. Произведена реконструкция цеха по сборке радиоэлектроники. Налажено производство новых изделий для КамАЗа, КрАЗа, МАЗа, БелАЗа, ЗИЛа, ЛАЗа.
1991 - 1995годы. Завод преобразован в акционерное общество. Выкуплено у государства имущество в собственность. Введены в эксплуатацию кузница инструментального цеха, цех по производству электродвигателей, построен новый цех по переработке пластмасс и сборке товаров народного потребления. АО СОАТЭ выкупает и реконструирует городской мясокомбинат. Идет модернизация выпускаемых изделий и производство новых товаров народного потребления.
В следующий период - 1996-1999 годы - осуществлен переход на новый, более качественный уровень в производстве комплектующих изделий для автомобильной и тракторной техники. Разработаны и внедрены в серию приборы для автомобилей с инжекторными двигателями, оснащенных бесконтактной системой зажигания. Развитие инструментальной базы и обновление технологического оборудования позволило увеличить объем выпускаемой продукции в 1,5 раза по сравнению с прошлой пятилеткой.
В 1999 году был отпразднован 40-летний юбилей завода. В юбилейном году освоено производство таких изделий, как датчика искрообразования для автомобилей "Ока", датчика-распределителя для автомобиля "Нива", датчика аварийного уровня тормозной жидкости, блока ЭПХХ и малогабаритного коммутатора для автомобилей семейства ГАЗ.
За последние два года освоен ряд новых изделий для автомобилей ГАЗ и ВАЗ. Это модули погружного электробензонасоса, блок управления инжекторными двигателем ЗМЗ 406 и его модификаций, электра стеклоподъемники для автомобилей "Волга".

Внешняя политика предприятия направлена на развитие партнёрских отношений с иностранными фирмами. Это стало возможно благодаря развитой системе маркетинга, комплексному управлению сбытом продукции, надёжным деловым связям.


2. Характеристики организационной политики предприятия.

2.1 Организационной и производственной структуры управления предприятием.

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур:

1. линейным;

2. функциональным;

3. дивизиональным;

4. адаптивным.

ЗАО СОАТЭ действует на основании устава. В уставе зафиксирована цель общества, размер капитала, порядок управления, структура руководящих органов и так далее.

Организационная структура управления ЗАО СОАТЭ построена с учетом трех уровней управления:

Первый уровень – высший уровень управления – собрание акционеров. В ее состав лучшие рабочие и специалисты. Собрание акционеров возглавляет генеральный директор СОАТЭ. На данном уровне находится совет директоров, которые в период между собраниями осуществляют управление обществом.

Второй уровень представляет собой дирекцию общества, возглавляемую генеральным директором. Генеральному директору непосредственно подчинено его заместители.

Заместители генерального директора осуществляют оперативное и перспективное руководство отделами и службами по определенным функциям управления предприятием.

Третий уровень представлен руководителями цехов, отделов, служб, которые возглавляют главные и ведущие специалисты предприятия.

Под производственной структурой промышленного предприятия понимается состав и характеристика его подразделений (цехов, хозяйств и служб), их соотношение, формы построения и взаимосвязи. Главным элементом производственной структуры предприятия является рабочее место, участки, цеха.

Рабочее место – это первичное звено производственной структуры – зона приложения труда, оснащенная оборудованием и производственно-техническими средствами, с использованием которых исполнитель выполняет производственную операцию.

Цех – это организационно обособленное подразделение предприятия, состоящее из ряда производственных и обслуживающих участков, выполняющих частичный производственный процесс, обусловленный характером кооперации труда внутри предприятия.

На предприятии ЗАО «СОАТЭ» существуют как основные цеха, так и вспомогательные.

Основными цехами ЗАО «СОАТЭ» являются:

1. цех станкостроения;

2. инструментальный цех;

3. РМЦ;

4. ЛИТ;

5. ЦЗЛ.

6. Вспомогательными цехами являются:

7. ЭМО;

8. энергоцех;

9. ИШО;

10. ОГТ;

11. ОГК;

12. ОНР;

13. ООТ и ПБ;

14. МЗП «Композит».

Организационная структура ЗАО СОАТЭ относится к линейно-функциональному типу.

2.2 Организация труда. Режим работ предприятия, цехов, работников.

Труд – единственный источник получения материальных и культурных ценностей. Результативность и эффективность труда при определенном оснащении определяется условием его организации в масштабе общества в каждом производственном коллективе и на отдельных рабочих местах. Эти три уровня организации труда взаимосвязаны, хотя и относительно автономны.

Общественная организация труда призвана обеспечить привлечение людей к труду, соединение рабочей силы со средствами производства и распределение ее между отраслями производства и видами работ, распределение труда между его участниками, воспроизводство рабочей силы.

Организация труда в коллективе включает обеспечение кадрами, разделение, кооперацию труда для осуществления единого производственного процесса и достижения общего конечного результата, планировку и размещение подразделений предприятия производственных потоков и движение предметов труда, обслуживание производственных участков , организацию нормирования и стимулирования труда, установление внутреннего распорядка и поддержание дисциплины труда.

Организация труда на рабочем месте включает планировку, оснащение и обслуживание рабочих мест, создание условий труда, обеспечивающих выполнение производственных заданий и высокий уровень работоспособности, совершенствование методов выполнения работ.

Организация труда неразрывно связана с техникой, технологией и организацией производства.

По мере внедрения в производство новой техники и прогрессивных технологических процессов должен повышаться уровень организации и производительности труда.

Организация труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте систематически внедряемых в производство, и позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, а так же способствует сохранению здоровья человека, превращению труда в первую жизненную потребность получила название научной организации труда.

Рабочий день работников цехов промышленного предприятия СОАТЭ разбит на три смены:

1. с 8 часов утра, до 16 часов 40 минут;

2. с 16 часов 40 минут, до 1 часа ночи;

3. с 1часа ночи, до 8 часов утра.

Цеха предприятия СОАТЭ работают круглосуточно, также как и предприятие в целом.

2.3 Пути совершенствования организационной политики предприятия.

Организационная структура аппарата управления должна соответствовать типовым структурам, разработанным для отрасли (в соответствии с размерами предприятий); охватывать все функции управления, иметь четкое распределение и оптимальную степень централизации функции и объема управленческих работ по уровням управления, обладать достаточным информационным обеспечением.

Организационная структура управления ЗАО «СОАТЭ» почти соответствует всем типовым структурам, разработанным для отрасли.

Единственное, по моему мнению, необходимо создать отдельно от гальванического цеха новый цех гальванопокрытия в связи с электрохимическим способом нанесения покрытия, предусматривающий предварительную цинкатную обработку, а затем - никелевую.


3. Теоретические основы совершенствования инновационной политики.

3.1 Теоретические основы к понятию инновационная политика.

Последняя треть XX столетия бурными событиями в жизни человеческого общества. Тектонических сдвиги в экономических, политических, общественных его структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. И, возможно, наиболее драматические события развертываются именно в экономической сфере. В основе этих движений - научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.

Неузнаваемо изменился облик общества. Появилось новое поколение средств и предметов труда, транспортных средств и средств связи. Новые формы организации труда и управления совершенно изменили вид (и понятия!) предприятия, отрасли, производительного и непроизводительного труда. Подверглись значительным перестройкам, обновлению или вновь возникли общественные структуры и институты: отношение собственности, механизмы регулирования производства и распределения национального богатства. Возник новый тип рабочей силы как индивидуальной, так и совокупной.

На протяжении почти столетия капиталистический мир, по крайней мере, дважды совершал переход к новому типу воспроизводства.

Когда в начале нынешнего века из ворот предприятия в Детройте выехал автомобиль модели “Форд-Т”, то это событие ознаменовало не только старт одной из передовых отраслей промышленности XX века, но явилось началом и нового типа капиталистического производства: массовый продукт на базе массового производства. Началось победное шествие американских методов ведения производства как самого эффективного и конкурентоспособного, определивших на целую эпоху главные принципы организации крупного бизнеса во всех капиталистических странах. Конвейерная организация труда явилась идеальной практической формой воплощения новых методов, а тейлоровская система “выжимания пота” дала им “научное” обоснование.

В последней трети нашего века начался переход к новому типу производства. На смену массовому поточному производству на базе жесткой автоматизации пришло высокоэффективное, гибкое производство, рассчитанное на создание продукта высокого качества для индивидуализированного спроса. Вместо жесткой управленческой системы стала внедряться “производственная демократия” - широкое участие трудящихся в управлении, принятия деловых решений.

В основе этих качественных перемен в системе общественного производства — научно-технический прогресс. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом капиталистическом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но и изучение, и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата, а производство в единый поток. Знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов имеет большое значение для практики перестройки сегодня.

Данная работа посвящена инновационному процессу, который понимается авторами широко, как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. В общем, инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура — система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п. Без этой инфраструктуры любое изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.

Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса в том, что ключевое значение приобретают фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими.

Во-первых, скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Следующие за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих принципов организации различных видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных и технических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные формы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.

Во-вторых , новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.

В-третьих , современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать “видение” вариантности нововведения и ориентиры для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

Значимость научных разработок ставит вопрос о формах сопряжения их с прикладными разработками и производством. За последние 10-15 лет в капиталистических странах отработан ряд эффективных методов включения науки, в том числе и фундаментальной, в общий поток развития общественного производства.

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.

Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

Абсолютная новизна характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству; относительная – это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна подразумевает обновление элемента изделия.

Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится "инновацией". Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями.

Понятие "инновации" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя.

Период времени от зарождения идеи до практического создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства. Этим и занимается инновационная политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений и политики. Иначе говоря, инновационная политика – новая область исследований, необходимая для эффективного решения задач интенсификации и ускоренного развития инновационной экономики, прежде всего – создания, освоения и распространения различных типов новшеств. Иначе говоря, инновационная политика возникла как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившемся изменениям.

На практике инновация классифицируется по ряду признаков.

По причинам возникновения они делятся на реактивные – как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения борьбы на рынке и выживания предприятия, и на стратегические, внедрение которых определяет приобретение перспективных преимуществ перед конкурентами.

Для предприятия инновации могут выступить как:

А) продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства. Следовательно, кумулятивное влияние инновации продукта состоит преимущественно в перераспределении рабочих мест;

Б) рыночные – открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространства рынка;

В) процессорные – применение новых технологии, структур управления и организация ресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;

Г) потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.

По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения; комбинаторные, характеризующиеся использованием различных сочетаний новшеств в виде конструктивного соединения элементов; модифицирующие, имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств.

3.2 Анализ ситуации по совершенствованию инновационной политики предприятия.

Проблема комплексной оценки эффективности капитальных вложений постоянно находилась и находится в центре внимания ученых-экономистов и руководителей-практиков различных уровней и рангов. И прежде чем приступить к рассмотрению конкретных методик оценки инновационных проектов, целесообразно остановиться на некоторых методологических вопросах в области капитальных вложений, ориентируясь при этом на современное состояние и перспективы развития экономики страны. В общем случае проблема оценки эффективности инвестиций возникает перед потенциальным инвестором, т.е. перед тем хозяйствующим субъектом, в распоряжении которого находятся капитальные ресурсы, инвестирование которых может принести их собственнику некоторую выгоду.

Реализации любого инновационного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач: 1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. Инновационные проекты должны отбираться с учетом инфляционного фактора. Инфляция как повышение уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уров­нем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется соотношением цен, а уровень инфляции — процентом повышения цен. При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения их к ценности в начальном периоде, так как одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значи­тельная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической не равноценности осу­ществляемых в разное время затрат и получаемых ре­зультатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации ин­новаций.

Дисконтирование основано на том, что любая сум­ма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дис­контирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сего­дня, а не завтра, поскольку, будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный до­полнительный доход. Кроме того, откладывать получе­ние денег на будущее рискованно: при неблагоприят­ных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.

3.3 Возможности совершенствования инновационной политики предприятия.

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся в этот период:

- высокие налоги;

- сложности с арендой помещений;

- дороговизна сырья и энергии.

При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

4.1 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции.

Основным документом, который необходимо руководствоваться при нормировании себестоимости продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

Смета затрат на производство и реализацию продукции составляется с целью определения общей суммы затрат предприятия в расчетном периоде. Основой разработки сметы затрат служит классификация затрат классификация затрат по экономическом элементам. Элементами сметы являются: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Стоимость материальных затрат определяется на основе цен приобретения материальных ресурсов без учета НДС и количества израсходованных материальных ресурсов. Результаты расчетов оформляются в таблицу 1.

Таблица 1.

Результат материальных затрат на изготовление продукции в расчетном периоде.

Виды материальных ресурсов.

Изделие А

Изделие Б

Норма расхода

Цена ресурсов, руб.

Ст-сть единицы, руб.

Ст-сть на выпуск, руб.

Норма расхода

Цена ресурсов, руб.

Ст-сть единицы, руб.

Ст-сть на выпуск, руб.

1

2

3

4=2*3

5

6

7

8=6*7

9

Металл, т

0,25

1440

360

8 683 200

0,29

1440

417,6

10 022 400

Топливо, т

0,140

1200

168

4 052 160

0,130

1200

156

3 744 000

Электроэнергия, кВт/ч

850

0,18

153

3 690 360

600

0,18

108

2 592 000

Итого

х

х

681

16 425 720

х

х

681,6

16 358 400

Фонд заработной платы исчисляется на основе среднемесячной заработной платы, численности работников и количества месяцев в расчетном периоде. Результаты расчетов обобщаются в таблицу 2.

Таблица 2.

Расчет ФЗП за расчетный период.

Среднемесячная зарплата, руб.

Численность работников, чел.

ФЗП, руб.

За месяц

За расчетный период

1

2

3=1*2

4

2 143,40

159

340 800,6

4 089 607,2

Амортизационные отчисления представляют собой перенесение стоимости используемых при производстве продукции основных фондов на себестоимость производимой с их помощью продукции.

При линейном способе амортизационные отчисления определяют исходя из стоимости основных фондов (по видам), норм амортизации и количества месяцев в расчетном периоде. Результаты расчетов необходимо представить в форме таблицы 3.

Таблица 3.

Расчет амортизационных отчислений в расчетном периоде.

Виды основных фондов

Стоимость ОФ, руб.

Норма амортизации, %

Сумма амортизации за год, руб.

Амортизация за месяц, руб.

Амортизация за расчетный период, руб.

1

2

3

4=2*3

5=4/12 месяцев

6

Здания и сооружения

2 500 000

2

50 000

4 165

50 000

Машины и оборудование

5 000 000

12

600 000

50 000

600 000

Итого

7 500 000

х

650 000

54 165

650 000

На основе произведенных расчетов составляется смета затрат на производство и реализацию продукции в форме таблицы 4.

Таблица 4.

Расчет затрат на производство и реализацию в расчетном периоде.

Экономические элементы затрат

Цена приобретения, руб.

Израсходовано

Сумма, руб.

1

2

3

4

Металл

1 440,00

12 990 т

18 705 600

Топливо

1 200,00

6 496,8 т

7 796 160

Электроэнергия

0,18

34 902 000 КВт/ч

6 282 360

Заработная плата

х

х

4 498 567,92

Отчисления во внебюджетные фонды

х

х

1 601 490,18

Амортизация:

здания и сооружения

х

х

50 000,00

Машины и оборудование

х

х

600 000,00

Прочие расходы

х

х

1 124 641,90

Итого затрат

х

х

40 658 820,00

Заработная плата обслуживающего и управленческого персонала принимается в размере 10% от заработной платы основных производственных рабочих.

Отчисления во внебюджетные фонды принимаются в размере 35,8% от заработной платы, а прочие расходы – 25% от заработной платы.

4.2 Составление калькуляции .

Калькуляция себестоимости – это способ группировки затрат и определения себестоимости. Показатель себестоимости продукции служит ориентиром при разработке планов, анализе их выполнения, поэтому принято составлять плановую и отчетную калькуляции себестоимости.

Плановая калькуляция представляет собой задание по себестоимости для предприятия в целом, его цехов, участков отдельных видов работ и операций. Плановая калькуляция позволяет наметить снижение себестоимости по сравнения с предыдущим периодом и определить затраты по видам продукции.

Отчетная калькуляция, как и плановая, является важнейшей формой действенного контроля деятельности предприятия и их структуры подразделений.

Себестоимость рассчитывается в стоимостном выражении и является базой при формировании оптовых цен. Типовая группировка затрат включает следующие калькуляционные статьи:

· Сырье и материалы

· Покупные полуфабрикаты

· Комплектующие изделия и услуги кооперативных предприятий

· Возвратные отходы

· Топливо и энергия на технологические цели

· Основная заработная плата основных производственных рабочих

· Дополнительная заработная плата производственных рабочих отчисление на социальное страхование

· Расходы на подготовку и освоение производства

· Износ инструментов и приспособление целевого назначения

· Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

· Цеховые расходы

· Общезаводские расходы

· Потери от брака

· Прочие производственные расходы

· Внепроизводственные расходы

Калькулирование – это, система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей товарной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.

Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения затрат предприятия с результатами ее производственно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и других целей.

Стоимость материальных затрат на технологические нужды определяется на основе норм расхода материалов, энергии и цен на них без учета НДС.

Заработная плата производственных рабочих (сдельщиков) определяется на основе сдельных расценок.

Величина накладных расходов (условно-постоянных) расходов как разность между общей суммой затрат по смете и величине условно-переменных расходов. Накладные расходы по изделиям рекомендуется распределять в соответствии с трудоемкостью изготовления изделий по коэффициенту заработной платы. Последний представляет отношение заработной платы производственных рабочих на весь выпуск изделия к общей сумме заработной платы производственных рабочих на выпуск всех изделий. Калькуляции по изделиям составляются в форме таблицы 5.

Таблица 5.

Калькуляция себестоимости изделий А и Б.

Калькуляционные

статьи расходов

Изделия А

Изделия Б

Итого,

сумма А,Б

Норма расхода

Цена без НДС

Затраты на единицу выпуск

Затраты на весь выпуск

Норма расхода

Цена без НДС

Затраты на единицу выпуск

Затраты на весь выпуск

Металл на технологические услуги

0,25

1 440

360

8 683 200

0,29

1440

417,6

10 022 400

18 705 600

Топливо

0,14

1 200

168

4 052 160

0,13

1200

156

3 744 000

7 796 160

Энергия

850

0,18

153

3 690 360

600

0,18

108

2 592 000

6 282 360

Зарплата производственных рабочих

80

80

80

1 929 600

90

90

90

2 160 000

4 089 600

Отчисления от зарплаты производственных рабочих

28,48

28,48

28,48

686 937

32,04

32,04

32,04

768 960

1 455 897

Итого переменные расходы

х

х

789,48

19 042 257

х

х

803,64

19 287 360

38 329 617

Накладные (условно-постоянные расходы)

х

х

45,58

1 099 371

х

х

51,28

1 230 644

2 330 015

Полная себестоимость

х

х

835,06

20 140 816

х

х

854,92

20 518 004

40 658 820

4.3 Ценообразование .

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать».

Цена – это, денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.

От уровня цен зависят:

· Величина прибыли коммерческой организации

· Конкурентоспособность предприятия и ее продукции

· Финансовая устойчивость предприятия

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.

В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.

Оптовая цена на продукцию промышленности – цена, по которой промышленная продукция реализуется по всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм себестоимости.

Оптовая цена предприятия определяется по формуле:

,где Rn – Рентабельность изделия, %;

S – Себестоимость единицы продукции, руб. /шт.

Отпускная цена определяется по формуле:

,где Ст.НДС – Ставка налога на добавленную стоимость;

Объем реализации в отпускных ценах определяется по формуле:

,где , - Соответственно отпускная цена единицы продукции вида А и Б;

, - Объем реализации продукции в натуральном выражении, шт.

В расчетах объем реализации соответствует объему выпуска.

Расчеты:

1. Оптовая цена предприятия :

А)

Б)

2. Отпускная цена :

А)

Б)

3. Объем реализации в отпускных ценах :

4.4 Формирование прибыли .

Прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия и в общем виде представляет чистый доход предприятия, полученный из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других финансовых результатов деятельности после возмещения материальных затрат и выделения средств на оплату труда. Необходимо различать балансовую (валовую) и чистую (остаточную) прибыль.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем, виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-де6нежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как результат предпринимательской деятельностью обеспечивает потребности самого предпринимателя, его работников и государства в целом. Поэтому важно определить состав общей валовой прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении.

Общая валовая прибыль предприятия определяется по формуле:

,где ПР – прибыль от реализации;

ПВРД – прибыль от внереализационной деятельности.

Прибыль от реализации определяется по формуле:

,где ПП – прибыль от основной производственной деятельности;

ПК – прибыль от коммерческой деятельности (реализация имущества, товаров).

Прибыль от основной производительностью деятельности определяется по формуле:

,где ВР – объем реализационной продукции (изделий А и Б), руб. без НДС.

SР – себестоимость реализованной продукции, руб.

Прибыль от коммерческой деятельности определяется по формуле:

,где Zпрод и Zпок – цена продажи и цена покупки товара (металла);

qn – объем продажи в натуральном выражении.

Цена продажи 1 т металла принимается в размере 1620 руб.

Прибыль от внереализационной деятельности определяется по формуле:

,где ПА – прибыль от сданного в аренду имущества;

ПБ – дивиденды по ценным бумагам.

Расчеты:

1. Прибыль от внереализационной деятельности :

2. Прибыль от основной производительностью деятельности :

3. Прибыль от коммерческой деятельности :

4. Прибыль от реализации :

5. Общая валовая прибыль предприятия :

4.5 Распределение прибыли.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, используются им самостоятельно.

Исчисленная в установленном выше порядков валовая (общая), прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли.

Дивиденды по обыкновенным акциям

Дивиденды по привилегированным акциям

Проценты по дивидендам

Благотворительные цели

Фонд потребления

Фонд накопления

Резервный фонд

Социальные нужды

4.5 Налог на прибыль

4.5 Чистая прибыль

Прибыль, облагаемая налогом

Прибыль, необлагаемая налогом

Балансовая прибыль

В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называются чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используются им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.

Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и другие цели. Однако не вся величина чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на имущество предприятий, сбор за право торговли и др.

Чистая прибыль по формуле:

Расчеты :

1. Чистая прибыль :

Фонд потребления – 3 937 008,64

Фонд накопления - 3 937 008,64

4.6 Рентабельность работы предприятия.

Рентабельность – это, показатель хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий прибыльность производственной деятельности за определенный период.

Рентабельность – это, относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Рентабельность служит критерием оценки экономической эффективности производственно – хозяйственной деятельности предприятия, т.е. его прибыльность.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. На практике используются чаще 2 способа расчета рентабельности:

- Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:

- Рентабельность производственных фондов определяется по формуле:

, где Фо – стоимости основных производственных фондов, руб.;

Фоб – стоимости материальных оборотных средств, руб.

Стоимости материальных оборотных средств, принимается в размере 15% от стоимости основных производственных фондов.

Расчеты:

1. Рентабельность продукции :

2. Рентабельность производственных фондов :

4.7 Технико-экономические показатели работы предприятия.

На основе рассчитанных в предыдущих разделах показателей можно осуществить дополнительные расчеты ТЭП работы предприятия.

Показатели эффективности использования основных производственных фондов предприятия являются фондоотдача и фондоемкость.

Фондоотдача показывает объем произведенной товарной продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов, и рассчитывается по формуле:

,где ТП – объем товарной продукции в расчетном периоде;

- среднегодовая стоимость ОПФ, руб.

Фондоемкость показывает стоимость основных средств, приходящихся на 1 рубль товарной продукции, и определяется по формуле:

Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия являются коэффициент оборачиваемости и длительности 1 оборота оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает количество оборотов, совершаемых оборотами, средствами в течение отчетного периода, и рассчитывается по формуле:

Длительность 1 оборота оборотных средств характеризует время 1 оборота, совершаемого оборотными средствами в течении отчетного периода. Определяется по формуле:

, где t – продолжительность отчетного периода, руб.

Показателем эффективности использования рабочей силы является производительность труда.

Производительность труда – способность конкретного живого труда производить определенное количество потребительских стоимостей за единицу рабочего времени. Прямым показателем производительности является выработка, которая характеризует объем производства продукции в расчете на 1 среднесписочного работника промышленно-производственного персонала и определяется по формуле.

,где Чппп – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.

Расчеты:

5. Фондоотдача :

5. Фондоемкость :

5. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств :

5. Длительность 1 оборота оборотных средств :

5. Производительность труда:

Результаты всех расчетов обобщаются в таблицу 6.

Таблица 6.

№ п/п

Наименование показателей

Единицы измерения

Значение показателей

1

2

3

4

1

Объем производства и реализации продукции:

1.1

В натуральном выражении

вида А

вида Б

шт.

шт.

24 120,000

24 000,000

1.2

в стоимостном выражении

тыс. руб.

40 658 820,000

2

Себестоимость единицы продукции:

вида А

вида Б

руб.

руб.

835,060

854,920

3

Цена единицы продукции:

вида А

вида Б

руб.

руб.

1 202,480

1 336,680

4

Себестоимость товарной продукции

тыс. руб.

40 658 820,000

5

Прибыль от реализации товарной продукции

тыс. руб.

10 312 128,000

6

Валовая прибыль предприятия

тыс. руб.

10 492 128,000

7

Чистая прибыль

тыс. руб.

7 974 017,280

8

Рентабельность продукции

%

19,626

9

Рентабельность производственных фондов

%

92,452

10

Фондоотдача

р./р.

5,421

11

Фондоемкость

р./р.

0,184

12

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Кол-во оборотов

54,297

13

Длительность 1 оборота оборотных средств

дни

6,630

14

Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала

чел.

159

15

Среднегодовая выработка 1 работающего

руб.

320 147,471

16

ФЗП работающих

тыс. руб.

4 089 607,200

5. Выводы и предложения.

1. Разностороннюю деятельность современного предприятия целесообразно характеризовать как функционирование сложной системы. Учитывая различные варианты развития, современная экономика должна опираться на реализацию характеристик качественного роста, связанных с инновационной политикой предприятия.

2. Предлагаем осуществлять интегральный подход к оценке параметров инновационной политики предприятия. В ходе работы установлено, что различные экономические категории, связанные с социально-экономическим развитием в многомерном пространстве экономики предприятия ведут себя не однозначно. В связи с этим в работе появилась необходимость исследовать их в динамике, таким образом, рассмотрены показатели: (все, что в 3 разделе)

3. В работе отмечено, что наиболее весомым и значимым является социально-трудовой фактор. В связи с этим появилась необходимость для повышения эффективности и качества экономического, роста совершенствовать механизмы социально-экономического роста.

4. В работе выделены методические подходы к оценке уровня используемых факторов, которые позволяют учесть разно вариантные сценарии воздействия на инновационную политику предприятия.

5. Анализ слабых сторон деятельности рассматриваемого предприятия позволяет указать о потенциальной возможности развития данной экономической структуры в современных условиях хозяйствования, что позволяет говорить о повышении эффективности и уровня общего состояния экономики. Наличие современных компьютерных технологий позволит реализовать предложенные подходы в течение нескольких месяцев, выявить узкие места системы управления предприятием и обеспечить устойчивый качественный рост.

Расчет технико-экономических показателей ведется на основе данных варианта № 5 и проектируемых параметров исследуемого предприятия.