Реферат: Лизинг: сущность, виды и перспективы в России

Название: Лизинг: сущность, виды и перспективы в России
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Самарская государственная академия культуры и искусств

Кафедра социально – культурной деятельности

Л и з и н г

Курсовая работа

студентки IV курса

заочного отделения

ФК-48

ЖАРЁНОВОЙ М.А.

Самара

2000

ПЛАН

Введение ………………………………………………………………………3

I.Сущность лизинга

1. История развития и понятие лизинга …..……………………….. 6

2. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности в России ……………………………………………...14

3. Субъекты и объекты лизинговых отношений ...…..……………15

4. Виды лизинга ……………………………………………………….17

1) Оперативный …………………………………………………....18

2) Финансовый ..……………………………………………………19

3) Возвратный....……………………………………………………20

4) Долевой..…………………………………………………………21

5) Прямой ..…………………………………………………………21

6) Сублизинг .………………………………………………………22

7) Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг………….22

8) "Мокрый" и "чистый" лизинг ………………………………….23

II.Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов

1. Положительные моменты ………………………………………25

2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России ...………33

III.Методика расчёта лизинговых платежей ……………………………..35

Заключение ...………………………………………………………………38

Приложение.…..……………………………………………………………40

Список литературы ………………………………………………………..48

ВВЕДЕНИЕ

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.

До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг , под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.1 Нынешняя экономическая ситуация в Росси, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

В данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, зарождение и природу лизинга, организационные модели лизинговых компаний, сложившиеся в нашей стране под действием ряда факторов, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.

Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, по моему мнению, является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. И, наконец, в-третьих, я уверена, что с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики .


I. Сущность лизинга

1. История развития и понятие лизинга

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.[1]

Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.

В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease —

брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”1 , и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.

В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол.2 , т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде чем покупать")3

В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.

Нередко лизинг использовался для целей не совсем честных и благородных, например для сокрытия истинного положения вещей — кто собственник, кто владелец, для введения в заблуждение кредиторов. В 1571 г. был издан закон о запрещении таких сделок, разрешалось использовать только действительный лизинг. История использования лизинга повторяется и в ХХ в. Современный лизинговый бум привел к появлению огромного числа сделок, лишь носивших название “лизинг”, но по сути прикрывавших возможность получения больших доходов, уклониться от уплаты налогов. И первые законодательные акты в этой области основной своей целью ставили разграничение “действительного” и “мнимого” лизинга путем применения различных критериев и показателей.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 — начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75—80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита.1 Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.

Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

В 1394 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. В настоящее время действует более 25 лизинговых компаний, еще более 40 заявили о своем намерении работать в этой сфере. Одними из первых были зарегистрированы "Росагроснаб" - лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " - лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк), "Лизингбизнес” (Мосбизнеcбанк).

Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности " определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа Правительство РФ приняло Постановление № 633 "0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности ". Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав акционерной лизинговой компании.

Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ "О лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на 1996-2000 гг., целью которой является создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно- правовой базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.п.

В Федеральной программе дан прогноз развития лизинга в РФ: предполагается увеличение доли лизинга к 2006 г, в общем объеме инвестиций до 20%. В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "0 государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ" включено следующее положение: "считать целесообразным предусматривать ежегодно, в 1997-2000 гг., в Федеральной инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. руб, для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга ".

Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах.

В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.

Наиболее точно отражающим сущность термина “лизинг”, на мой взгляд, является следующее определение: лизинг – это инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего выкупа.

Лизинг представляет собой средне- и долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

Существует довольно много разновидностей лизинга, и в зависимости от того или иного вида в сделке могут участвовать от двух до четырех (или даже более) сторон. Лизинговая сделка представляет собой совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения

или для которого установлен особый порядок обращения.3

Обязательным участником лизинговой операции является лизингодатель , в качестве которого могут выступать либо предприятия - производители объекта лизинга (например, в тех ситуациях, когда на рынке товаров складывается неблагоприятная для них конъюнктура и в результате падает платежеспособный спрос на произведенную продукцию, при наличии в то же время потребности в ней), либо самостоятельные лизинговые фирмы, для которых соответствующая деятельность является основной уставной целью и которые обычно создаются при активном финансовом участии коммерческих банков, либо сами эти банки, поскольку лизинг имеет много общего с банковскими операциями.

Другим обязательным участником сделки является лизингополучатель , т.е. предприятие любой организационно - правовой формы собственности, нуждающееся в конкретном имуществе и испытывающее финансовые проблемы, препятствующие приобретению требуемого имущества на собственные или заемные средства.

Кроме этого, в сделке обычно участвует предприятие – производитель ценностей , выступающих объектом лизинга (но не лизингодатель), а также коммерческий банк, тоже не являющийся в данном случае лизингодателем, а лишь финансирующий операции последнего, например, лизинговой компании, которая для осуществления лизинга нуждается в кредитных ресурсах.

Возможны и другие более сложные варианты лизинга (так называемого раздельного), который характеризуется крупномасштабностью сделок и участием в них нескольких фирм и финансовых учреждений.

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом.

1. Пользователь (после вступления в лизинговые отношения лизингополучатель) сообщает лизинговой компании, какое оборудование ему необходимо.

2. Лизинговая компания, убедившись в ликвидности проекта, покупает это оборудование у фирмы-изготовителя, или другого юридического, или физического лица, продающего имущество, являющееся объектом лизинга.

3. Лизинговая компания (лизингодатель), став собственником оборудования, передает его во временное пользование с правом дальнейшего выкупа (определяется договором) лизингополучателю, получая взамен лизинговые платежи.


Договор купли-продажи Договор лизинга


Изготовитель Лизингополучатель

2. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности в России

В настоящее время разработан комплекс нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в условиях рыночных отношений. Основными финансовыми ресурсами предприятия выступают прибыль и амортизация. Наряду с правовым регулированием формирования инвестиций за счет прибыли и амортизационных отчислений разрабатываются и внедряются такие новые подходы к стимулированию инвестиционной активности, как конкурсное размещение централизованных ресурсов по инвестиционным проектам и др.

Как невозможно добиться изменения всей системы в целом путем форсированного изменения одной из подсистем, так и невозможно добиться существенных изменений в инвестиционной сфере с помощью развития какого-либо одного из факторов активизации инвестиционной деятельности. Положительные результаты здесь могут быть достигнуты только на основе комплексного подхода. Но Правительством предпринимается ряд шагов для развития инвестиционной базы в России, и лизингу здесь отводится важное место. Так, 21 июля 1997 года Правительство РФ приняло постановление № 915 “О мероприятиях по развитию лизинга на 1997-2000 годы”, в котором различным министерствам и ведомствам (МИД, МНС, ГТК, МВЭС и др.) предписывается определенный ряд действий, направленных на развитие этого вида деятельности. Также 3 сентября 1998 года было принято постановление № 1020 “Об утверждении государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”. Существует еще целый ряд методических рекомендаций практического характера, утвержденных Министерством экономики 16 апреля 1996 года. Как мы видим, в законодательной базе России, касающейся инвестиционной деятельности, все больше и больше внимания начинает уделяться лизингу, но на практике он зависит от развития реального сектора экономики, который, в свою очередь, напрямую зависит от инвестиционного климата.

К концу 90-х годов в США, например, удельный вес лизинговых операций в общем объеме инвестиций превысил 35%. В Японии, в свою очередь, ежегодный прирост объема лизинговых операций составляет 25-40%.

Но у этих стран гораздо больший опыт развития в условиях рыночной экономики, чем у нашей страны, и, вполне возможно, что, основываясь на их опыте, мы придем к таким показателям гораздо быстрее, чем в свое время пришли к ним развитые страны.

3.Субъекты и объекты лизинговых отношений.

В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:

- Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

- Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

- Продавец имущества (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи;

- Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора.

На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как:

- страховые компании , осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизенгодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.

- Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

в) подготовку проектов законодательных актов;

г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации, нерезидентом Российской Федерации, а также субъектом предпринимательской деятельности с участием иностранного инвестора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:

- транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.)

- оборудование связи (радиостанции, спутники, почтовое оборудование и т. п.)

- сельскохозяйственное оборудование

- строительное (краны, бетономешалки и т. п.)

- и многое другое.

4. Виды лизинга.

Согласно российскому законодательству4 существуют 2 основные формы лизинга: внутренний и международный .

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Внутренний лизинг регулируется законодательством Российской Федерации.

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется законодательством Российской Федерации.

Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон “О лизинге” регулирует 3 основных типа лизинга:

долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет;

среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;

краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет.

В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяются различные виды лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. Наиболее распространенными являются :

· оперативный (сервисный) лизинг (operating lease)

· финансовый (капитальный) лизинг (Financial lease)

· возвратный лизинг (sale and lease back)

· долевой лизинг (с участием третьей стороны) (leveraged lease)

· прямой лизинг (direct lease)

· сублизинг (sub-lease)

Все существующие виды подобных соглашений являются разновидностями двух базовых форм лизинга – оперативного либо финансового. В России Федеральный закон “О лизинге” регулирует три основных вида лизинга: оперативный, финансовый и возвратный (по сути, является разновидностью финансового лизинга).

1. Оперативный (сервисный) лизинг

Оперативный (сервисный) лизинг – это соглашение о текущей аренде. Как правило, срок такого соглашения меньше периода полной амортизации арендуемого средства. Таким образом, предусмотренная контрактом арендная плата не покрывает полной стоимости предмета лизинга, что вызывает необходимость сдавать его в лизинг несколько раз.

Важнейшая отличительная черта оперативного лизинга – право лизингополучателя (арендатора) на досрочное прекращение контракта. Подобные соглашения также могут предусматривать указание различных услуг по установке и текущему техническому обслуживанию сдаваемого в аренду оборудования. Отсюда и второе, часто употребляемое название этой формы лизинга – сервисный. При этом стоимость оказываемых услуг включается в арендную плату либо оплачивается отдельно.

К основным объектам оперативного лизинга относятся быстро устаревающие виды оборудования (компьютеры, копировальная и множительная техника, различные виды оргтехники и т.д.) и технически сложные, требующие постоянного сервисного обслуживания (грузовые и легковые автомобили, воздушные авиалайнеры, железнодорожный и морской транспорт).

Нетрудно заметить, что в целом условия оперативного лизинга более выгодны для арендатора. В частности, возможность досрочного прекращения аренды позволяет своевременно избавится от морально устаревшего оборудования и заменить более высокотехнологичным и конкурентоспособным. Кроме того, при возникновении неблагоприятных обстоятельств арендатор может быстро прекратить данный вид деятельности, досрочно возвратив соответствующее оборудование владельцу, и существенно сократить затраты, связанные с ликвидацией или реорганизацией производства.

В случае реализации разовых проектов или заказов оперативный лизинг освобождает от необходимости приобретения и последующего содержания оборудования, которое в дальнейшем не понадобится.

Использование различных сервисных услуг, оказываемых лизингодателем либо производителем оборудования, часто позволяет сократить расходы на текущее техническое обслуживание и содержание соответствующего персонала.

Недостатки оперативного лизинга:

- более высокая, чем при других формах лизинга, арендная плата;

- требования о внесении авансов и предоплат;

- наличие в контрактах пунктов о выплате неустоек в случае досрочного прекращения аренды;

- прочие условия, призванные снизить и частично компенсировать риск владельцев имущества.

2. Финансовый (капитальный) лизинг

Это долгосрочное соглашение, предусматривающее полную амортизацию арендуемого оборудования за счет платы, вносимой арендатором. Поскольку подобные соглашения не допускают возможности досрочного прекращения аренды, правильное определение величины периодической платы обеспечивает владельцу полное возмещение понесенных затрат на приобретение и содержание оборудования, а также требуемую норму доходности. При этой форме лизинга все расходы по установке и текущему обслуживанию имущества возлагается, как правило, на арендатора. Часто подобные соглашения предусматривают право арендатора на выкуп имущества по истечении срока контракта по льготной или остаточной стоимости (такая стоимость может быть чисто символической, например 1 доллар).

В отличие от оперативного финансовый лизинг существенно снижает риск владельца имущества. По сути, его условия во многом идентичны договорам, заключаемым при получении долгосрочных банковских кредитов, так как предусматривают

- полное погашение стоимости оборудования (займа);

- внесение периодической платы, включающей стоимость оборудования и доход владельца (выплата по займу – основная и процентная части);

- право объявить арендатора банкротом в случае его неспособности выполнить соглашение и т.д.

К объектам финансового лизинга относятся недвижимость (земля, здания и сооружения), а также долгосрочные средства производства. Финансовый лизинг служит базой для образования двух других форм долгосрочной аренды – возвратной и долевой (с участием третьей стороны).

3. Возвратный лизинг

Возвратный лизинг представляет собой систему из двух соглашений, при которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя. В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные, страховые или лизинговые компании. В результате проведения такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства финансирования. Инвестор же, по сути, кредитует бывшего владельца, получая в качестве обеспечения права собственности на его имущество. Подобные операции часто проводятся в условиях делового спада в целях стабилизации финансового положения предприятий.

4. Долевой лизинг (с участием третьей стороны)

Долевой лизинг – еще одна разновидность финансового лизинга, предусматривающая участие в сделке третьей стороны – инвестора, в качестве которого обычно выступает банк, страховая или инвестиционная компания. В этом случае лизинговая фирма, предварительно заключив контракт на долгосрочную аренду некоторого оборудования, приобретает его в собственность, оплатив часть стоимости за счет заемных средств. В качестве обеспечения полученного займа используются приобретенное имущество (как правило, на него оформляется закладная) и будущие арендные платежи, соответствующая часть которых может выплачиваться арендатором непосредственно инвестору. При этом лизинговая фирма пользуется преимуществами налогового щита, возникающего в процессе амортизации оборудования и погашения долговых обязательств. Основные объекты этой формы лизинга – дорогостоящие активы, такие, как месторождения полезных ископаемых, оборудование для добывающих отраслей и т.д.

5. Прямой лизинг

При прямом лизинге арендатор заключает с лизинговой фирмой соглашение о покупке требуемого оборудования и последующей сдачей ему в аренду. Часто соглашение об аренде может быть заключено непосредственно с фирмой-производителем (т.е. напрямую) Крупнейшими производителями, предоставляющими свою продукцию на условиях лизинга, являются такие известные фирмы, как IBM, Xerox, а также многие авиационные, судостроительные и автомобильные компании. Например, лидеры мирового автомобильного рынка – концерны «Даймлер-Крайслер» и BMW состоят учредителями ряда ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многих странах мира.

6. Сублизинг

Сублизинг - особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга.

При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. Согласно Федеральному закону “О лизинге” переуступка лизингополучателем третьему лицу своих обязательств по выплате лизинговых платежей третьему лицу не допускается.

При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным должно быть письменное согласие лизингодателя.

Международный сублизинг в РФ, являющийся разновидностью международного лизинга, также регулируется федеральным законом “О лизинге”. Отличительной особенностью международного сублизинга является перемещение предмета лизинга через таможенную границу Российской Федерации только на срок действия договора сублизинга.

При сублизинге основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному арендодателю.

7. Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг или лизинг с дополнительным привлечением средств

Это наиболее сложный, так как связан с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.

Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества.

Другой особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.

Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок построены на основе левередж лизинга.

8) "Мокрый" и "чистый" лизинг

По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на "чистый" и "мокрый".

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о "лизинге, включающем дополнительные обязательства" (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing) - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях "чистого лизинга" участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом.

Помимо принятых в нашей стране видов лизинга, в мире кроме лизинга оборудования имеет место лизинг зерна, лизинг рабочей силы и многие другие виды, так что потенциал этого вида экономических отношений в нашей стране очень велик.


II. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов.

1. Положительные моменты.

Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений:

8 потребителю оборудования,

8 инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания,

8 государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики,

8 банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.

Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуации, сложившейся в России на данном этапе, заключаются в следующем:

Для государства . При сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особое значение.

— Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.

— Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.

— Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.

Для лизингополучателя.

При наличии рентабельного проекта потребитель имеет возможность получить оборудование и начать то или иное производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей.

— Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя, (например, при оперативном лизинге).

— 01.07.1995 года постановлением Правительства Российской Федерации № 661 были приняты “Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”. Следствием из этого постановления является снижение размеров платежей налога на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на затраты, включаемые в себестоимость продукции. (п. 2).

— Согласно федеральному закону “О лизинге” ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.

— У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.

— В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.

Для лизингодателя.

— Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

— До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.

— В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.

— Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.

— Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

— Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.

Для продавцов лизингового имущества.

— В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

Понятие лизинга вошло в официальную российскую финансовую лексику на рубеже 1989 — 1990 годов, когда в лицензиях коммерческих банков на право осуществления банковских операций был введен лизинг как вид банковской деятельности по предоставлению банковских услуг. Лизинг стал находить отражение и в некоторых нормативных документах, регулирующих банковскую деятельность. Банки оценили целесообразность использования в своей практике лизинговых операций по-разному.

На первом этапе для большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков — выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

1. лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

3. полукоммерческие лизинговые компании;

4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;

5. иностранные фирмы - поставщики оборудования;

6. международные лизинговые компании. Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

1). Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, либо сами являющиеся коммерческими банками, в большинстве случаев ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает преимущественного обслуживания клиентов "собственного" банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов. Они, как правило, похожи на западные, используют наиболее современные методы работы, имеют квалифицированный персонал.

В качестве примера этого типа компаний можно назвать: ТОО "Интеррослизинг" (создан ОНЭКСИМ-банком и Международной финансовой компанией), ЗАО "ИНКОМ - лизинг" (дочерняя компания ИНКОМ-БАНКа), ЗАО "РК - лизинг" (банк Российский кредит), ЗАО "СБС- лизинг" (банк СБС-Агро), ЗАО "РГ - лизинг" (Сбербанк), ЗАО "Промстройлизинг" (Промстройбанк), ОАО "Лизинговая компания ЛИЗИНГБИЗНЕС" (Мос-бизнесбанк), 000 "Сбербанкинвестстрой" (Сбербанк), АОЗТ "Балтийский лизинг" (Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), ТОО "Межсбер - Юраско Лизинг" (Межэ-кономсбербанк), ЗАО "Лизинговая компания "Инвестиционный альянс" (Сбербанк г. Екатеринбург), АОЗТ "Лизинг-СЗМ" (Лесопромышленный банк, Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), АОЗТ "Дальлизинг" (Владивостокский филиал КБ "Восток"), ТОО "Петролизинг" (Петровский, г. Санкт-Петербург),

АОЗТ "Сибирский лизинг" (Интернациональный торговый банк, г.Омск), ТОО "Уральская лизинговая компания" (Уралпромстройбанк, г. Екатеринбург), лизинговая компания "Красные ворота" (основной учредитель Инсвестсбербанк).

Кроме вышеперечисленных, получили лицензии на проведение лизинговых операций: Инвестиционный банк "ВОСТОК — ЗАПАД", Российско-американский инвестиционный банк, АОЗТ Коммерческий банк "Кредит Свисс" и некоторые другие.

2). Коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку. Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают: сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки).

К лизинговым компаниям этого типа относятся: "РОСАГРОСНАБ", "РОССТАНКОИНСТРУМЕНТ", ЗАО "Аэролизинг", ЗАО "Лукойл - лизинг", ЗАО "Медли-зинг", ЗАО "Лизингуголь", ЗАО "Геолизинг".

Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу: Тюменская агропромышленная компания, 000 "Урал - авиализинг", ОАО "Московская лизинговая промышленная компания".

3). Полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов и финансируемые (частично или полностью) за счет соответствующих бюджетов, а также региональные организации, созданные для поддержки малого предпринимательства и получившие лицензию на проведение лизинговых операций: ЗАО "Московская лизинговая компания" (основной учредитель -Московский Фонд поддержки предпринимательства), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере, ЗАО "Сибирская лизинговая компания", 000 "Дагестанская лизинговая компания", ОАО "Тюменская лизинговая компания", ЗАО "Тверская лизинговая компания", Региональное агентство поддержки малого бизнеса "Иркутский БИЗНЕС-ПАРК", АОЗТ "Ростов-Надежда", Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

Особенностью этого вида лизинговых компаний, особенно созданных непосредственно государственными и муниципальными структурами, является жесткая ориентированность на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

4). Лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие прямых связей ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами, такие как: ЗАО "Юнит Лизинг", ТОО "Лизинговая компания "Северная Казна", ЗАО "Крейт Лизинг" и другие. Как правило, эти компании создаются для привлечения корпоративных клиентов, имеющих возможность приобретать большие объемы оборудования, например оргтехники, торгового оборудования и т.д.

5). Иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, в основном большегрузных автомобилей, хотя в последнее время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной, оргтехники, в некоторых случаях, печатного оборудования. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Они были вынуждены создавать лизинговые компании в связи с постепенным насыщением рынка и возросшей конкуренцией. Типичными примерами таких компаний являются: XEROX, IVECO, SCANIA, DAF.

Лизинговые сделки, заключаемые иностранными фирмами-производителями, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

6). Международные лизинговые компании используют возможность получения более дешевых по сравнению с внутренними кредитных ресурсов и высокую степень осторожности к неизвестным российским лизинговым компаниям со стороны западных производителей и поставщиков оборудования. Такими компаниями являются, например, Российско-британское СП "РЫБКОМФЛОТ" и ЗАО Российско-германская лизинговая компания (РГ-лизинг), активно занимающаяся в последнее время лизингом полиграфического оборудования.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования.

Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Тщательные исследования показали в целом приемлемость правовой и финансовой среды. Коммерческие возможности и конкурентное давление вынуждают начать лизинговую деятельность в России для поддержки международных поставщиков. Несколько известных лизинговых компаний, включая AT&T Капитал, Рэнк Ксерокс Лтд., Hewlett-Packard GMbH, уже начали или готовятся начать операции в России. Главной задачей международных лизинговых компаний, действующих в России, является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей.

Международные лизинговые компании создают свои филиалы с полным владением или совместные предприятия, или одновременно следу ют обоим этим стратегиям. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России.

1995 год стал стартовым для широкого развития лизинговой инфраструктуры. Лизинговые компании начали интенсивно создаваться в различных регионах страны. Это явилось следствием продекларированной Правительством России политики благоприятствования развитию лизинга.

К сожалению, несмотря на благие цели, проблем не убавилось. Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

4 Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

4 Высокий уровень налогов.

4 Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

4 Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

4 За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

4 Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

4 Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.

Одной из главных причин, препятствующих развитию лизингового бизнеса в отечественных условиях, является макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране, Как справедливо отмечает Б.Кабатова, в настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне.1 Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга).Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России. Последовавший с начала 90-х гг. спад деловой активности замедлил развитие лизинга, который не мог конкурировать с быстрым кругооборотом и высокой доходностью "коротких денег ". Однако, как и на Западе лизинг постепенно способен стать эффективным каналом сбыта произведенной продукции, новым механизмом инвестирования в основные фонды.

III .Методика расчёта лизинговых платежей

В настоящее время кредитным учреждениям нашей страны приходится работать в условиях нестабильной экономики, с резко меняющимися параметрами финансового рынка и неустойчивым инвестиционным климатом. Даже при стабильном снижении ставки рефинансирования при обсуждении и выполнении долгосрочных инвестиционных проектов необходимо учитывать вероятность возвращения экономики к гиперинфляции. Это затрудняет расчеты и делает более сложной аппаратную часть бизнес-планирования. Поэтому при обсуждении методики расчета лизинговых платежей лизинговым отделом банка необходимо учесть ситуацию наличия гиперинфляции. Это, по мнению экспертов, позволяет получить более надежный расчет, адаптированный к достаточно сильным колебаниям финансового рынка. Вот пример такого лизингового расчёта:

Лизингополучатель : Торговый центр N, обладающий высокими финансовыми показателями.

Объект лизинга : Комплексное оборудование для организации кафе на площадях торгового центра. Комплексность объекта лизинга позволяет рассматривать его как высоколиквидный товар в случае его реализации на свободном рынке.

Стоимость оборудования : 106087000 итальянских лир.

Поставщик : Специализированное предприятие, производящее и монтирующее под ключ объект лизинга, выполняющее гарантийное и постгарантийное обслуживание. Выбор поставщика позволил получить оборудование высокого качества, новейшей модели с гарантированным обслуживанием.

Обеспеченность кредита : Кредит обеспечен благодаря гарантии от банка, обслуживающего торговый центр, и праву безакцептного списания лизинговых платежей с расчетного счета лизингополучателя, подтвержденному его банком.

Срок кредитования : 35 месяцев. Как указано ранее, финансовый лизинг предполагает значительный срок его реализации. В этом заключаются его преимущества перед другими методами, заложенными в нормативные акты. Запрашиваемый период пользования кредитом рассчитан исходя из сроков финансового лизинга, которые, в свою очередь, рассчитаны в соответствии с нормами амортизации.

Стандартная норма амортизации согласно Постановления Совмина СССР № 1072 от 22.10.90 г. составляет 12,5% в год (раздел 458 «Оборудование торговли и общественного питания», подраздел 45804 «Прочее торгово-технологическое оборудование»).

Максимальный коэффициент ускорения амортизации — 3 согласно Постановлению Правительства РФ № 752 от 27.06.96 г. В соответствии с федеральным законом «О лизинге» срок лизингового договора должен приближаться к сроку полной амортизации лизингового имущества. Кроме того, с позиции финансового менеджмента в случае сокращения срока лизингового договора, прирост текущего платежа увеличивает выручку от реализации и при неизменных затратах — налогооблагаемую базу. В случае увеличения срока договора лизинга возникает обратная ситуация — за счет частичного отказа от использования механизма ускоренной амортизации возрастают издержки на погашение процентов за кредит. Поэтому наиболее оптимальным является вариант совмещения сроков полной амортизации, лизингового и кредитного договора.

Исходя из запрашиваемой суммы кредита 462 млн. руб. стандартная норма амортизации будет составлять 57,75 млн. руб. в год (462 млн. ´ 12,5% ¸ 100%), а с учетом коэффициента ускорения амортизации — 173,25 млн. руб. в год (57,75 млн. ´ 3). Ежемесячная сумма амортизационных отчислений будет составлять 14,4 млн. руб. (173,25 ¸ 12 мес.). Таким образом, период полной амортизации оборудования составляет 33 месяца (462 млн. руб. ¸ 14,4 млн. руб.). С учетом двухмесячного срока поступления оборудования, общий период пользования ссудой составляет 35 месяцев. Приведенные данные обусловливают срок кредитования и свидетельствуют о выгодности применения операции финансового лизинга.

С целью обеспечения гарантии возврата кредита предприняты следующие меры:

1. Лизинговое оборудование находится в собственности лизингодателя в течение всего срока действия договора лизинга. После поступления оборудования в город, оформляется его залог в банке.

2. От ТЦ N предоставлена гарантия внесения всех лизинговых платежей от не участвующего в сделке банка.

3. От ТЦ N, по условиям договора лизинга, в течении недели должно быть получено право безакцептного списания платежей с их счета, который определит банк.

4. ТЦ N перечисляет на счет лизингодателя в банке-кредиторе задаток в размере 23,4% от суммы кредита.

5. По ГК РФ лизингодатель может передать свои права по договору лизинга третьей стороне. Соответственно, в любой момент права по договору могут быть переданы от лизингодателя банку-кредитору.

Таким образом, лизинговые операции в современных условиях экономически целесообразны. Будучи достаточно выгодными для кредитующей организации (банка), лизингополучателя и лизингодателя, они могут стать важным инструментом активизации инвестиционного процесса в стране. Уже первый опыт, накопленный в ходе действия договоров финансового лизинга, показывает, что существует достаточно действенный механизм защиты риска невозврата кредита.

Заключение

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.

Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.

Сейчас Россия переживает экономический кризис, и поэтому остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.

На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:

— была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

— предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

— развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).

— наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.

Такого рода программа отделяет Россию от лизингового бума.

Приложение №1

Договор финансовой аренды (лизинга)

г._________________ "___"____________ ____г.

____________________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование организации), (далее по тексту - Лизингодатель),

в лице ____________________________________ (должность, Ф.И.О.), действующего на основании ___________________________________________ с одной стороны, и __________________________________________________

(наименование предприятия, организации), (далее по тексту Лизингополучатель), в лице ________________________________ (Ф.И.О., должность), действующего на основании __________________ (Устава, доверенности), с другой стороны, заключили настоящий договор лизинга (финансовой аренды) о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Лизингодатель предоставляет Лизингополучателю имущество (машины, станки, оборудование и т. п.) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

1.2. Перечень имущества, его количество, основные технические и качественные характеристики приведены в приложении N 1 к настоящему договору, являющемуся неотъемлемой частью последнего.

1.3. Стоимость (цена) передаваемого в пользование имущества на момент заключения данного договора составляет (цифрами) (прописью) руб.

(Примечание. В связи с продолжающейся инфляцией сторонам договора целесообразно при обсуждении условий данного договора и с учетом условий закупки у поставщика - изготовителя лизингового имущества решить вопросы, вытекающие из этого факта. Варианты различны: можно расчеты вести в фиксированных ставках на день подписания договора (это нереально, т.к. Лизингодатель в конце концов начнет получать суммы носящие условный (символический) характер. На практике некоторые организации при заключении договоров договариваются об определенном поправочном коэффициенте, применяемом через согласованные временные периоды. За такой коэффициент стороны могут принять коэффициент платы, либо минимального размера пенсии, которые изменяются несколько раз в течение года и в определенной степени отражают уровень инфляции.

Так же можно в договоре согласиться на применение практики государственных организаций: стоимостные характеристики общей цены имущества или ставок арендной платы исчислять в количестве ставок (размеров) минимальной месячной заработной платы.

1.4. Поставка имущества, являющегося предметом настоящего договора будет, по поручению Лизингодателя, осуществлена (наименование организации поставщика - изготовителя) железнодорожным транспортом, автотранспортом и др. (варианты) на условиях поставки - (варианты: франко-вагон станции назначения, франко-склад ж. д. станция назначения, франко-вагон на собственных (арендованных) ж. д. подъездных путях Лизингополучателя и др.) в период с _____. _____ . ____ по _____. _____. _____. в (на) (станция назначения или место, куда должно быть доставлено имущество).

2. Срок действия договора

2.1. Настоящий договор вступает в силу с даты ввода Лизингополучателем подписания Лизингополучателем протокола (акта) сдачи - приемки имущества и при условии отсутствия факторов, исключающих его нормальную эксплуатацию (ненадлежащее качество, некомплектность, повреждение при транспортировке и т. п.)

О дате ввода имущества в эксплуатацию Лизингополучатель письменно(письмо, телетайпограмма, факс и др.) извещает Лизингодателя.

2.2. Срок пользования имуществом сторонами настоящего договора определен в ____ лет ____ месяцев, начиная с месяца ввода имущества в эксплуатацию.

2.3. Стороны договора согласились, что по истечении срока действия настоящего договора Лизингополучатель вправе приобрести в собственность имущество, являющееся предметом данного договора, по остаточной стоимости на условиях, согласованных с Лизингодателем.

3. Обязательства Сторон

3.1. Лизингодатель обязуется:

3.1.1. Обеспечить поставку имущества в соответствии с условиями, определенными настоящим договором.

3.1.2. Отказывать Лизингополучателю необходимое содействие в вопросах, связанных с исполнением последним Условий настоящего договора.

3.2. Лизингополучатель обязуется:

3.2.1. Осуществить сдачу - приемку имущества при доставке его по месту назначения. При необходимости отразить в акте (протоколе) сдачи - приемки вопросы комплектности поставки, исправности перевозки, наличие или отсутствия ЗИП, узлов и агрегатов, обеспечивающих надлежащую эксплуатацию имущества.

3.2.2. Осуществить своими силами и за свой счет монтаж и ввод имущества в эксплуатацию.

3.2.3. Сообщить Лизингодателю о вводе имущества в эксплуатацию и о соответствии технических характеристик имущества результатам его нормальной эксплуатации в производственных условиях.

3.2.4. В период срока действия настоящего договора производить техническое обслуживание и ремонт имущества.

3.2.5. Соблюдать положения инструкций поставщика - изготовителя по уходу, техническому обслуживанию и эксплуатации имущества.

3.2.6. Своевременно осуществлять Лизингодателю платежи, вытекающие из факты пользования его имуществом.

3.2.7. Предоставить Лизингодателю возможность регулярного получения информации о своем финансовом положении в течение срока действия договора.

4. Расчеты и платежи

4.1. Сторонами договора определена ежеквартальная периодичность оплаты Лизингополучателем за пользование имуществом. При этом на расчетный счет Лизингодателя N ___________ в (банк, МФО, код, ИНН) сумма очередного платежа должна перечисляться Лизингополучателем (без выставления ему счета Лизингодателем) не позднее 10-го числа первого месяца наступившего квартала.

4.2. Ставки платы за пользование имуществом сторонами определены в количестве (кратности) размеров минимальной месячной заработной платы действием за период платежа (вариант).

4.3. Плата за пользование имуществом вносится Лизингополучателем в следующем порядке:

- 1-ый год - 4 % стоимости имущества или ____ кратный размер минимальной заработной платы МЗП) на момент платежа - ежеквартально

- 2-ой год - по 5% (то же)

- 3-ий год - по 4 % (то же)

- 4 - 5 годы по 3% (то же)

- 6 - 10 годы - по ____ % (то же) и т. д. (имеется в виду, что стоимость имущества, как вариант, определена в кратности по отношению к МЗП.

Например: на такой - то период - 3000 - кратный размер МЗП)

4.4. Стороны договора согласились, что стоимость имущества, находящегося в пользовании у Лизингополучателя, в течение срока действия договора понижается по мере внесения Лизингополучателем платежей, предусмотренных настоящим договором.

При этом платежи, указанные в п. 4.3. настоящего договора, исчисляются от первоначально определенной базовой стоимости имущества в МЗП.

4.5. Первый платеж должен быть осуществлен не позднее 15-ти дней со дня ввода имущества в эксплуатацию в сумме, пропорциональной количеству дней со дня ввода по день истечения текущего квартала.

4.6. По дополнительному соглашению сторон договора платежи за пользование имуществом могут вноситься Лизингополучателем в натуральном выражении: в виде сырья и материалов, услуг, товаров и др. с соответствующим расчетов их стоимости.

4.7. Ежегодно (по истечении очередного финансового года) стороны обмениваются письменной информацией о ходе исполнения условий настоящего договора и осуществляют взаимную выверку расчетов. При наличии в том необходимости указанное может быть осуществлено по инициативе (требованию)одной из сторон договора.

5. Иные условия договора

5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации стороны настоящего договора вправе предусмотреть в установленном порядке ускоренную амортизацию лизингового имущества, отразив все необходимое в связи с этим в дополнении к настоящему договору.

5.2. Имущество, являющееся предметом настоящего договора, в период действия последнего является собственностью Лизингодателя.

5.3. Лизингодатель не вправе использовать имущество, переданное Лизингополучателю в соответствии с условиями настоящего договора, в качестве залога (вариант).

5.4. Риск случайной гибели, утраты, порчи или повреждения лизингового имущества переходит к Лизингополучателю с момента поставки ему имущества ( подписания акта сдачи - приемки).

5.5. С момента поставки лизингового имущества (подписания акта сдачи - приемки Лизингополучателем) к Лизингополучателю переходит право предъявления претензионных и исковых требований к продавцу (поставщику - изготовителю) в отношении качества, комплектности, сроков поставки имущества и других случаев ненадлежащего исполнения продавцом (поставщиком - изготовителем) договора купли-продажи (поставки - вариант), заключенного между ним и Лизингодателем.

5.6. В течение срока действия настоящего договора Лизингополучатель обеспечивает сохранность переданного ему в пользование лизингового имущества, а также выполняет все необходимые действия, направленные на поддержание указанного имущества в рабочем состоянии, включая техническое обслуживание и ремонт.

5.7. В течение срока действия настоящего договора Лизингополучатель несет все расходы по содержанию лизингового имущества, его страхованию, включая страхование своей ответственности перед Лизингодателем, а также все расходы в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом указанного имущества.

6. Ответственность сторон

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны его несут взаимную имущественную ответственность в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

6.2. При досрочном расторжении настоящего договора по инициативе одной из сторон без достаточных на то оснований виновная в том сторона уплачивает неустойку в размере ______ руб. Уплата неустойки не освобождает виновную сторону от необходимости возмещения убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) другой стороне, если у последней в результате досрочного расторжения договора имеются к тому основания.

6.3. При несвоевременном внесении платежей за пользование лизинговым имуществом Лизингополучатель уплачивает Лизингодателю пеню в размере ___ $ от просроченной суммы платежа за каждый день просрочки.

6.4. Споры, могущие возникнуть при исполнении условий настоящего договора стороны его будут стремиться разрешить дружеским путем. При недостижении взаимоприемлемого решения указанные споры могут быть переданы на рассмотрение в арбитражные суды в соответствии с установленной подведомственностью и порядком разрешения подобных споров, установленным законодательством Российской Федерации.

7. Заключительные положения.

7.1. В период действия настоящего договора он может быть изменен или дополнен сторонами. При этом все изменения и дополнения будут иметь силу, если они оформлены в письменном виде.

7.2. По всем вопросам, не нашедшим своего отражения (решения) в условиях настоящего договора, но прямо или косвенно затрагивающим интересы сторон договора с точки зрения необходимости защиты как собственных, так и взаимных имущественных охраняемых законом и моральных прав и интересов стороны договора будут руководствоваться положениями законодательства Российской Федерации.

7.3. Настоящий договор вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует в течение ________________ лет. По мере истечения срока действия договора стороны его, учитывая реальную ситуацию и состояние лизингового имущества, определяет конкретную дату окончания срока действия договора.

8. Юридические адреса сторон:

- Лизингодатель - индекс, точный почтовый адрес, данные расчетного

счета (N, банк, код или участник, ИНН);

- Лизингополучатель - индекс, точный почтовый адрес, данные расчетного счета (N, банк, код или участник, ИНН);

Совершено в ___________________ (место) _____________(дата) в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон, причем оба экземпляра имеют одинаковую силу.

............ ...............

__________________ ___________________

Лизингодатель Лизингополучатель

М.П. М.П.

Приложение №2

Схема № 1

Для оперативного лизингового процесса.

Арендодатель Производитель

4 5 2

(Лизинговая

компания) 1 3

Арендатор

1- заявка на оборудование;

2- плата за оборудование;

3- оборудование;

4- арендные платежи;

5- возврат оборудования по истечении срока контракта.

Схема № 2

Для финансового лизингового процесса.

Арендодатель Производитель

4 2

(Лизинговая

компания) 1 3

Арендатор

1- заявка на оборудование;

2- плата за оборудование;

3- оборудование;

4- арендные платежи.

Схема № 3

Для возвратного лизингового процесса.

1

Лизинговая компания Предприятие

2

1- стоимость оборудования;

2- арендные платежи;

Схема № 4

Для долевого лизингового процесса.

1

Арендодатель Источник дополнительных средств

2

3 1

6 1

Производитель


5

Арендатор

1- заявка на оборудование;

2- 80%-ная ссуда без права регресса на арендатора;

3- плата за оборудование;

4- платежи по ссуде;

5- оборудование;

6- арендные платежи.

Схема № 5

Для прямого лизингового процесса.

Производитель 1 Арендатор

(лизинговое подразделение)

2

1- оборудование;

2- арендные платежи.

Схема № 6

Для сублизингового процесса.

1

Арендодатель Посредник

2

1 2

Потребитель

1- оборудование;

2- арендные платежи.

Схема № 7

Обобщенная организация лизингового процесса при 3-х сторонней лизинговой сделке.


Л Л С

и и т

з з р

и 2 и а

н н х

Б 4 г 6 г о

а о о в

н д 7 п 9 а

к 12 а о я

т 8 л

е у к

л 10 ч о

ь а м

11 т п

е а

л н

ь и

я

3 5 6 5

Поставщик


1. Получение заявки от лизингополучателя 2. Подготовка заключения о платежеспособности лизингополучателя и эффективности проекта 3. Направление поставщику закза-наряда 4. Получение ссуды 5. Заключение договора купли-продажи 6. Подписание акта приемки оборудования в эксплуатацию 7. Заключение лизингового соглашения 8. Заключение договора о техническом обслуживании передаваемого в лизинг имущества 9. Заключение договора страхования 10. Выплата лизинговых платежей 11. Возврат объекта лизинга 12. Возврат ссуды и выплата процентов.

Список нормативной литературы

1 Гражданский Кодекс Российской Федерации (§ 6, Статьи 665 - 670).

2. Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

3. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 “О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации”.

4. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1020 “Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1июля 1995 г. № 661 “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”.

6. Приказ Центрального Банка Российской Федерации от 30 января 1996 года “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций ” (инструкция №1).

7. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ “О лизинге”.

Список литературы

1. Адриасова И.В. Лизинг: быть или не быть? //Бизнес и банки, 1998, №2.

2. Балтус П., Майджер Б. Школа европейского бизнеса // Лизинг-ревю, 1996, №1.

3. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 1992.

4. Блум Д. А. Горизонты лизинга оборудования в России //Финансовый бизнес,1996, № 7.

5. Гладких Р.А. Лизинг как форма инвестиционной деятельности //Бизнес и банки,1998, №30.

6. Голощапов В. “Развитие лизинга в России: реальность и перспективы”, // Финансовый бизнес,1996, № 7.

7. Л.Г.Ефимова. Банковское право. - М., 1994 .

8. Кожемяков А.Лизинг в Центральной и Восточной Европе // Финансовый бизнес, - М, № 7, 1996.

9. Масленченков Ю. Краткая характеристика законодательной базы лизинга и основных его субъектов //Финансист, 1998, №9.

10. Медведков С.Ю. Лизинг в экономике США//США: политика, экономика, идеология.1980, № 5.

11. Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами.-М., 1992 .


1 Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами.-М., 1992 .- С. 12

[1] Балтус П., Майджер Б. Школа европейского бизнеса // Лизинг-ревю, 1996, №1.- С.24

1 Медведков С.Ю. «Лизинг в экономике США» «США: политика, экономика, идеология», 1980, № 5.-С.101

2 Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 1992. – С.240.

3 Балтус П., Майджер Б. Школа европейского бизнеса // Лизинг-ревю, 1996, №1.- С.26

1 Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес.- М., 1993.- С. 49;

Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами.-М., 1992 .- С. 32

3 Федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ "О лизинге"

4 Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге"

1. Кабатова Е.В Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.,1996. - С.58