Реферат: Роль и место сертификации в решении проблем качества
Название: Роль и место сертификации в решении проблем качества Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальная значимость сертификации Рыночная система хозяйствования имеет множество преимуществ по сравнению, например, с командно-административной. И одним из них, безусловно, является отсутствие товарного дефицита. Однако при неограниченном объеме производимого и импортируемого товара возрастает опасность приобретения потребителем товара ненадлежащего качества. Вероятность возникновение такой ситуации особенно возрастает, если речь идет о государстве, находящемся в самом начале на пути к рыночной экономике. Здесь мы рассматриваем ситуацию, когда потребитель при отсутствии «лишних» денег готов купит товар низкого качества, а производитель, зная об этом, не прилагает никаких усилий чтобы хоть как-то повысить качество производимых им товаров. В таких случаях безопасность приобретаемой продукции поддерживается и регулируется государством. И первым шагом в решении данного вопроса является разработка и принятие соответствующего пакета документов, который призван в первую очередь защитить социальные права потребителей. Одним из таких документов является з-н РФ «О сертификации товаров и услуг». В докладе рассматривается особенности и пути реализации процесса сертификации как одного из звеньев цепи продвижения товара от потребителя к производителю. Для проверки соответствия поставляемой и производимой продукции определенным требованиям используются организационно-технические процедуры, формы и методы для контроля, диагностирования, анализа причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий. Эти процедуры могут выполнятся поставщиком продукции или по его заказу — третьей стороной. Поэтому у потребителя могут возникнуть сомнения в объективности предоставленной ему информации. Отсюда возникает такое понятие как государственный надзор, осуществляемы органами Госстандарта и Госсанэпидемстанции России. Особенности государственного надзора состоят в том, что они: 1. Дают выборочные оценки с более низкой достоверностью, чем оценки производителя (попытка поймать дефектное изделие среди малой выборки продукции); 2. Не могут по всем видам проверок выполнятся специалистами столь же высокой квалификации; Однако не стоит забывать, что в условиях рынка продвижение товаров — процесс гораздо более сложный, и информация о качестве продукции в данном случае является существенным плюсом. Именно этим объясняется широкое распространение 3-его вида контрольного надзора — СЕРТИФИКАЦИИ товаров и услуг. Главное отличие С. от предыдущих видов контроля заключается в том, что она проводиться третьей стороной, которая не зависит ни от поставщика ни от потребителя. Наличие и использования такого вида деятельности позволяет решить целый ряд важнейших проблем социального и экономического характера. Особую актуальность С. Следует отметить в связи с обеспечением безопасности продукции бытового назначения, охраной здоровья и окружающей среды. Примером может служить С. бытового электрооборудования — выпускаются спец. нормативные акты, имеющие целью защитить потребителей от некачественных бытовых приборов. Сертификация основывается на следующих основных принципах: 1. Государственности — обеспечении государственных интересов при оценке безопасности продукции; 2. Добровольности — использование С. Изготовителем в целях рекламы; 3. Объективности — независимость от изготовителя и потребителя; 4. Достоверности — использование профессиональной испытательной базы; 5. Исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные; 6. Демократичности — предоставление изготовителю самому выбрать орган по сертификации; 7. Установление ответственности участников С. ; 8. Многофункциональности использования результатов С. (изготовителем, торговлей, потребителем, таможней и т.д.) 9. Открытости полученной информации; 10.Разнообразия форм и методов проведения С. С учетом спецификации данной продукции; Сертификации могут быть ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ и ДОБРОВОЛЬНЫМИ. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ С.: Имеет место в тех случаях, когда: 1. Стандарты в законодательном порядке становятся обязательными к применению и требуют подтверждения уполномоченных органов. 2. При проведении государственной политики в области повышения конкурентоспособности продукции и т.д. 3. Присоединение страны к международной системе сертификации. 4. Принятие законов о безопасности конкретных видов продукции, с указанием конкретных ссылок на определенный стандарт. В России формирования системы ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ регулируется Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Организация и проведение сертификации включает в себя 2 стадии: 1. Обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации (речь идет о производстве продукции, которая должна быть сертифицирована); 2. Организация и проведение С. продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации (подтверждение соответствия нормативному документу или иному виду требований). Вышеуказанные стадии органически взаимосвязаны и составляют единую систему проведения и обеспечения сертификации. Необходимо упомянуть, что взаимодействие 2 типов систем С. (обязательной и добровольной) в разных странах складывается неодинаково. Так в странах, где сильны позиции производителей (напр. Германия), роль государственного надзора минимальна и сводиться к лицензированию производства и контролю за безопасностью выпускаемой продукции. В таких случаях роль добровольной С. является доминирующей. В странах с неразвитой (либо плохо развитой) рыночной экономикой (напр. Россия) — сильны государственные органы. Учитывая специфику рассматриваемого вопроса следует подробно остановить на таком моменте как ПРЕДМЕТ или ОБЪЕКТ сертификации. Это, как правило, продукция или услуга, к свойствам и состоянию которой установлены специальные требования, подтверждаемые документально. Среди объектов обязательной сертификации можно упомянуть следующие: 1. Все виды услуг населению; 2. Продукция (сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия и т.д.); 3. Производственные процессы, системы качества и т.п. Под объектом добровольной сертификации понимается продукция подтверждение соответствия которой проводиться по инициативе изготовителя или потребителя, а также других заинтересованных сторон. Таким образом, можно сделать небольшой вывод: С. продукции представляет собой довольно сложный механизм взаимодействия различных видов оценок, производимых как в обязательном, так и в добровольном порядке. Конкретный выбор тех или иных методов сертификации будет во многом зависеть от статуса и целей проводимого мероприятия. Схемы сертифицирования Для обеспечения приемлемой степени доказательности соответствия для различных видов продукции, условий и масштабов ее производства, применяют различные схемы сертификации. Документами ИСО предусматривается 8 известных схем. Независимо от выбранной схемы, процедура сертификации предусматривает следующие пункты: 1. подачу и рассмотрение заявки; 2. экспериментальное определение характеристик (все виды контрольных операций); 3. оценку стабильности производства; 4. оценку соответствия (общая оценка) и выдачу сертификата; ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ (см. приложение к докладу): 1. предусматривает проведение испытаний образца (пробы) продукции на соответствие нормативных документов в аккредитованном испытательном центре (лаборатории); 2. предусматривает дополнение к схеме 1 (после выдачи сертификата), последующий инспекционный контроль путем испытаний образца, взятого из торговли; 3. Схема 2а предусматривает дополнение к схеме 2 — анализ состояния производства сертифицируемой продукции по методике, разработанной органом сертификации; 4. Схема 3 предусматривает дополнение к Схеме 1 (после выдачи сертификата на продукцию) последующий контроль путем инспекционных испытаний образца, взятого со склада готовой продукции изготовителя перед отправкой его потребителю; 5. Схема 3а предусматривает дополнение к Схеме 3 (до выдачи сертификата на продукцию) анализ состояния производства сертифицируемой продукции по методике, разработанной органом сертификации; 6. Схема 4 основывается на проведении испытаний образца продукции (см. Схемы 1-3) путем проведения последующего инспекционного контроля образцов, взятых как из торговли, так и со склада изготовителя; 7. Схема 4а предусматривает дополнение к Схеме 4 (до выдачи сертификата) анализ состояния производства сертифицируемой продукции по методике, разработанной органом сертификации; 8. Схема 5 основывается на проведении испытаний продукции и сертификации производства и ли системы качества с последующим инспекционным контролем, а также контроля стабильности условий производства и функционирования системы качества; 9. Схема 6 устанавливает по сертификации системы качества изготовителя по специальному документу; 10. Схема 7 устанавливает испытание образца, отобранного из партии изготовленной продукции; 11. Схема 8 основывается на проведении испытаний каждого единичного изделия на соответствие требованиям нормативных и иных документов. На основании проведенных испытаний, органом по сертификации выдается сертификат соответствия на продукцию. Сертификат выдается на типовой представитель продукции, партию или на каждое изделие. Срок действия сертификата не может превышать 3 лет. Предприятия, прошедшие сертификацию, обязаны маркировать знаком соответствия свою продукцию (тару, упаковку, товаросопроводительные документы). В дальнейшем возможен контроль и проведение инспекций со стороны органов, выдавших сертификат, с целью выявления соответствия стабильности системы качества производимой продукции. СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА Нормативную основу сертификации систем качества в России составляют международные стандарты ИСО серии 9000 и комплекс методических документов системы сертификации ГОСТ Р по сертификации систем качества и сертификации производства. Сертификация систем качества основывается на следующих принципах: 1. Добровольность; 2. Объективность оценок; 3. Конфиденциальность; 4. Информативность; В соответствии с международной практикой процесс сертификации систем качества состоит из 3 этапов: 1. Предварительный, заочная оценка систем качества; 2. Окончательная проверка системы; 3. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества в течении срока действия сертификата; Необходимость сертификации систем качества может возникнуть, если: 1. Сертификация продукции производится по схемам сертификации, предусматривающей последующий контроль качества (данные схемы приведены в приложении к докладу); 2. Потребитель (клиент) в ходе заключения или реализации контракта требует сертификат системы качества; 3. Наличие сертификата может способствовать увеличению цены на продукцию; 4. Наличие сертификата системы качества создает более благоприятные условия для получения кредитов и страхования; Важнейшим направлением развития отечественной сертификации систем качества является деятельность по признанию ее результатов зарубежными организациями и фирмами. Необходимым условием взаимного признания результатов сертификации систем качества является взаимное соответствие используемых принципов и методов, а также компетентность экспертов-аудиторов, производящих оценку. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз обратить внимание на социальную значимость приводимым в докладе позиций. Весь пакет упоминавшихся законов в первую очередь защищает права потребителей, и уже только после этого начинает приносит реальную пользу изготовителям, поставщикам, продавцам и другим участникам процесса сертификации. Как потенциальные потребители, мы должны помнить о своих социальных правах и требовать их полного соответствия нормам, принятым в большинстве развитых стран.
Схемы сертификации, применяемые в ГОСТ Р [1] Испытания типового представителя совокупности с целью распространения результатов испытаний на всю совокупность |