Реферат: Страхование каско судов
Название: Страхование каско судов Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
Краткое содержание работы: Введение: сущность и принципы морского страхования. 2 Страхование каско судов 3 Объем страховой ответственности 3 Условия страхования. 4 Физическая гибель, повреждение, поломка. 4 Ответственность перед третьими лицами 5 Расходы 6 Прочие важные условия договора. 7 Ставки страховой премии и франшизы. 7 Включение в договор страхования дополнительных и специализированных рисков. 8 Практика страхования. 10 Список литературы: 11 Введение: сущность и принципы морского страхования. Морское страхование грузов, судов, иных имущественных интересов - один из древнейших экономических и правовых институтов. За несколько веков до нашей эры древние финикийцы заключали договор “морского займа” - прообраз современного полиса по страхованию грузов, а совершенствуемая до нашего времени техника расчетов по общей аварии была, по свидетельствам римского императора Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первого тысячелетия до Рождества Христова. Развитие интернациональной торговли в 15-16 веках, формирование новых, основанных на четкой системе законов, коммерческих отношений явились толчком к зарождению страхования в современном виде. Этот процесс начался в Италии в 16 в., а наибольшей завершенности вопросы взаимоотношения сторон по договору морского страхования достигли в Великобритании, где в 1600 г. был принят первый закон о страховании. Сегодняшние полисы основываются на законе о морском страховании 1906 г. В 1-ом параграфе Закона говорится: “Договор морского страхования - это договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере,.. морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием”. В этом и последующих положениях закона закреплены разработанные на протяжении веков принципы, на которых базируется любой договор страхования. В английском праве существует пять базисных принципов: Фактически эти принципы соответствуют этапам общения клиента и страховщика: Страхование каско судов - вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются: * корпус (англ. Hull, нем. Kasko) судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), * фрахт (плата за морскую перевозку груза); * расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна; * суда в постройке. Более полное название - страхование корпуса, машин и оборудования судов (англ. Hull & Mashinery Insurance). Объем страховой ответственности Объем страховой ответственности, предоставляемый по договору страхования каско судов, подробно излагается в соответствующих условиях страхования. Единых для всего мира условий не существует. Наиболее распространены английские условия, именуемые оговоркамиÖ Института лондонских страховщиков, менее распространены немецкие, американские, норвежские условия. В бывшем СССР большая часть условий базировалась на Правилах страхования судов Ингосстраха (редакция 1986 г.), которые в свою очередь учитывали опыт страхования судов на ведущих страховых рынках мира. Национальные условия подчас детально сильно отличаются друг от друга, и поэтому сравнивать ставки страховой премии на разных рынках можно только после серьезного изучения условий страхования, принятых на каждом из них. В обобщенном виде все страховые рынки предоставляют страховое покрытие по трем группам убытков судовладельца: Рассмотрим основные условия страхования в соответствии с указанными группами убытков. Физическая гибель, повреждение, поломка. В стандартных оговорках ИЛС наиболее важным является раздел № 6, касающийся опасностей и убытков, от которых может быть застрахован судовладелец. В первой части раздела перечислены следующие опасности: Вышеперечисленные опасности составляют стандартный перечень, включаемый в договор страхования. Во второй части данного раздела указаны убытки, которые возмещаются, если не будет доказана “отсутствие должной заботливости” (want of due diligence) со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна, а именно: К стандартным условиям страхования каско относятся и так называемая опасность загрязнения (Pollution Hazard). Раздел № 7 обуславливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действий официальных властей как с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды (или прибрежных вод), так и при существовании такой угрозы. Как видно, в первую группу (рассматриваемую в разделе № 6 обычно включают обязательства страховщика, возникающие: *при полной гибели судна, фактической (разрушение, затопление или пропажа судна без вести) или конструктивной (судно не разрушено полностью, но его восстановление или спасение нецелесообразно); *при повреждении корпуса или винторулевой группы; *при поломке машин или оборудования судна. Ответственность перед третьими лицами С середины 19 века на судовладельца стали возлагать обязательства возместить убытки другого судовладельца, если судно первого признавалось виновным в столкновении судов. По договору страхования каско судов возмещались только платежи, относящиеся к ремонту пострадавшего судна, а не к погибшим на нем людям и грузу. При этом считалось, что в любом случае есть доля вины судовладельца, в связи с чем по условиям страхования возмещалось только 3/4 его расходов. Постепенно 1/4 расходов стали возмещать по договорам страхования ответственности. В настоящее время по любому из этих договоров могут возмещаться все расходы, но по условиям большинства рынков, это должно быть особо оговорено. Согласно разделу № 8 ИЛС страховщик обязуется возместить страхователю ѕ любой суммы, оплаченной последним третьему лицу за нанесенный ущерб в результате: *вреда, причиненного любому другому судну или имуществу, находящемуся на другом судне; *задержки или невозможности использовать другое судно или имущество, находящееся на нем; При страховании ответственности по каско полису исключаются убытки или расходы, возникшие в связи со следующими причинами: По некоторым национальным условиям возмещаются платежи владельцам поврежденных судном береговых или плавучих сооружений - причалов, кранов, складов. Согласно условиям оговорки ИЛС 294 за дополнительную премию могут возмещаться: *взорвавшегося парового котла или разрушенного вала; *дефектной детали, которая явилась причиной нанесения ущерба. На практике страховщики каско, учитывая все технические характеристики судна, его возраст, флаг и т.д., чаще предлагают страхование на ограниченных условиях, среди них: * оговорка ИЛС 284 - предусматривает компенсацию ущерба, явившегося следствием полной гибели, общей аварии, в том числе возмещение 3 4 ответственности при столкновениях, включая расходы по спасанию; * оговорка ИЛС 289 - предусматривает расходы, связанные только с полной гибелью, включая расходы по спасанию и другие расходы. В качестве дополнительных условий могут применяться: * оговорка ИЛС 290 “Расходы по обслуживанию судна и возросшая стоимость” * оговорка ИЛС 291 - сверхобязательства (дополнительные расходы по общей авариии, спасению и др.) В стандартных условиях различают две группы рисков : не связанные и связанные с человеческим фактором. Под человеческим фактором имеется ввиду вклад судовладельца в возникновение убытка. Ниже приводятся классификация рисков согласно новой редакции оговорки ИЛС 280 от 01.11.95 г. Риски, не зависящие от воли судовладельца: * различные навигационные опасности; * взрыв, пожар; * пиратство; * преднамеренный выброс имущества за борт; * землетрясения, извержения вулкана или удар молнии; * и т.д. Риски, которые мог бы предотвратить судовладелец: * взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования или корпуса; * небрежность офицеров или команды; * мошенничество со стороны офицеров или команды; * столкновения с летательными аппаратами, наземным транспортом, доками. Если судовладелец докажет, что убыток возник вследствие одной из причин, перечисленных в первом пункте, дальнейшего расследования почти не требуется. Если страховой случай произошел по одной из причин, перечисленных в пункте втором, убытки судовладельца будут возмещены только если будет доказано, что не имел место “недостаток должной заботливости”, т.е. небрежность, недосмотр со стороны судовладельца, менеджера. Прочие важные условия договора. Как и во многих других видах страхования, в договор могут быть включены дополнительные оговорки, ограничивающие или расширяющие его сферу деятельности. Основное условие - наличие и сохранение действующего класса соответствующего классификационного общества. Договор не будет заключен, если судно не обладает достаточным классом. Общества, одобренные страховщиками в Англии перечисленны в Классификационной оговорке 354. Это Ллойд Английский и Германский, Бюро веритас и Норвежский веритас, а также американское, итальянское, польское, российское, южно-корейское и японское классификационные общества. Существует, но неофициально, список обществ второго десятка, также приемлемых, но с некоторыми оговорками. Если судно имеет класс общества, не входящего ни в одну из указанных групп, застраховать его не легко. Второе, не менее существенное условие - действие договора страхования в рамках определенного географического региона. Выхода за пределы оговорки могут страховаться только при условии уплаты дополнительной страховой премии, иногда весьма существенной, хотя могут быть согласованы и другие варианты. Не следует забывать и о стандартных исключениях, с которым относится, прежде всего исключение последствий войны, забастовок и противоправных действий третьих лиц, а также последствий радиационного заражения. Ставки страховой премии и франшизы. Ставка страховой премии при страховании каско судов чаще всего выражается в процентах от страховой суммы по договору . Однако согласно методике расчета ставка страховой премии зависит не столько от страховой суммы, сколько от размеров и возраста судна. Искусственное занижение страховой суммы не приводит к существенному уменьшению страховой премии. Размер ставки страховой премии обычно обратно пропорционален размеру франшизы - невозмещенной части убытка. Уровни франшизы в разных странах различные и зависят от стоимости и типа судна. Если на российском рынке такие низкие франшизы, как 5 тыс. Дол. США не редкость, на английском рынке наблюдался в 1992-1994 гг. их стремительный рост,. Приведший к тому, что средний размер франшизы достигал 50 тыс. дол. США. Включение в договор страхования дополнительных и специализированных рисков. Наиболее распространено включение в договор военных и забастовочных рисков . Этот вид страхования относительно недорог, но автоматически действует только за пределами зон повышенной опасности. При заходе судов в опасные зоны, список которых постоянно пересматривается, уплачивается специальная страховая премия. Возможно страхование судов от риска потери фрахта, по которому возмещаются доходы судовладельца, не полученные в результате банкротств или неплатежеспособности контрагентов судовладельца, по этому виду страхования возмещению не подлежат. Страхование достаточно дорого и имеет свои ограничения, в частности не страхуются первая и две последних недели ремонта (временная франшиза). Широко распространено страхование судов на случай повышенных расходов . Оно проводится с целью уменьшения общей стоимости страхования: 80 % стоимости судна стархуется на полных условиях, а 20% - на условиях, практически предоставляющих страховое покрытие только в случае полной гибели и, конечно, по более низким ставкам. Если судно заложено в банке, обычно проводится страхование интересов кредитора. По этому дополнительному виду страхования в договоре оговаривается весьма экзотический риск, связанный с тем, что владелец заложенного судна может вовремя не заплатить страховую премию или иным образом нарушит условия договора страхования каско судов, в результате страховщик откажет в возмещении его убытков, а материально пострадает кредитор. Страхование интересов кредитора снимет этот риск. Целый набор специальных условий страхования предусматривает возможность страхования судна на рейс , на период ремонта или строительства (страхование строительных рисков, чаще всего применимое не к одному судну, а ко всей верфи), а также упомянутого выше страхования рыболовецких судов, портовых рисков, яхт. Оговорка ИЛС 285, которую используют при страховании на рейс, предусматривает тот же объем страхового покрытия, что и оговорка ИЛС 280, хотя и имеет свою специфику, связанную с краткосрочным характером риска. Особое внимание уделяется определению момента начала страховой защиты, а также соблюдению согласованного маршрута и “ледовой оговорки”. В противном случае страхователь обязан немедленно информировать страховщика обо всех изменениях. Поскольку страховое покрытие при страховании каско судов может предоставляться в отношении не только корпуса, но и машинного оборудования судна, ИЛС предусматривает соответствующую оговорку ИЛС 298, согласно которой помимо обычной франшизы по каско полису устанавливается и дополнительная франшиза при повреждении машинного оборудования, вала или других механизмов судна. Условия страхования каско судов во время навигации судов или маневрирования в акваториях портов регулируются специальными оговорками ИЛС. При страховании каско рыболовецких судов страховщики руководствуются условиями оговорки ИЛС 346. Особенностью данных условий является возможность получения страхового возмещения (кроме стандартных рисков): * по рискам при столкновении в размере 4/4 ответственности; * по “P&I” рискам, традиционно страхуемым в клубах взаимного страхования Страхование судов в постройке осуществляется в соответствии с условиями с условиями оговорки ИЛС 351. Кроме стандартных исключений, предусмотренных оговоркой ИЛС 280: военные и забастовочные риски, преднамеренные противоправные действия третьих лиц и ущерб, нанесенный вследствие применения ядерного оружия и/или воздействия радиации или радиоактивного заражения и т.п. - страховщик каско, как правило, не возмещают убытки, возникшие в результате: * умысла или грубой небрежности со стороны страхователя; *известной страхователю или его представителям немореходности судна до его выхода в рейс; * износа, коррозии судна; *эксплуатации судна в районах или условиях, непредусмотренных его ледовым классом; * потери фрахта, если не оговорено иное; * и некоторые другие. Несмотря на то, что военные риски относятся к группе стандартных исключений, страхователь, как уже говорилось, может по согласованию со страховщиком застраховать за дополнительную премию свое судно от гибели или повреждений вследствие военных действий. Условия страхования военных рисков отражены в сборнике оговорок ИЛС: в оговорке ИЛС 281, объединяющей военные и забастовочные риски, и оговорке ИЛС 300, исключающие по сравнению с оговоркой ИЛС 281 риски конфискации и/или экспроприации. В частности, согласно оговорке ИЛС 281 интересы страхователя могут быть застрахованы от следующих рисков: * война, гражданская война, революция, восстание, мятеж и т.д. * попытка или конкретные действия в форме захвата, ареста, незаконного удержания имущества; * бесхозные мины, торпеды, бомбы или другое бесхозное военное оружие; * терроризм; * конфискация или экспроприация Основополагающие требования для российских страховщиков каско судов содержаться в Кодексе торгового мореплавания СССР, в частности, в главе 12 “Договор морского страхования”. Хотя страховщики, как правило, руководствуются и главами 10 “Договор фрахтования на время”, 11 - “Договор морской буксировки”, 13 - “Общая авария” и др. Исходя из сложившейся практики российского страхового рынка договор страхования каско судов обычно заключается на одном из следующих условий: * убытки от повреждения или фактической либо конструктивной полной гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или всякими неподвижными предметами (включая лед), если судно опрокинется, а так же в результате несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приемке топлива, взрыва на борту судна, взрыва котлов, поломки валов, скрытого дефекта корпуса, машин или котлов, небрежности или ошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана; * убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасания или тушения пожара; * убытки о пропаже судна без вести; * убытки, взносы и расходы по общей аварии; * убытки, которые страхователь обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов; * все необходимые и целесообразно проведенные расходы по спасанию судна, уменьшению убытков; * расходы по устранению повреждений судна, его механизмов, машин или оборудования, происшедших по любым причинам, кроме оговоренных в стандартных исключениях; * убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна; * необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытков, если они возмещаются по условиям страхования. Эти условия являются наиболее ограниченными из всех вышеперечисленных по объему ответственности страховщика. По договору страхования, заключенному на этих условиях (с ответственностью за гибель и повреждения, с ответственностью за повреждения и т.д.), не возмещаются убытки произошедшие вследствие: Не возмещаются также всякие другие косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии. Рассмотренные условия страхования судов, применяемые российскими страховщиками, являются базисными, и по соглашению сторон отдельные пункты условий могут быть изменены или дополнены. В частности, в договор страхования может быть включена ответственность за военный риск и потерю фрахта. 1. Страхование от А до Я. - М., 1996г. 2. Шахов В.В. Страхование. - М., 1997г. 3. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - М., 1992г. Ö Под оговоркой обычно понимают минимальный перечень условий страхования, который составляет основу конкретного договора или правил страхования. В этом случае оговорка рассматривается в качестве условий страхования, принятых ИЛС, для стандартизации или унификации единого подхода при страховании каско судов. |