Реферат: Структурные преобразования в экономике России
Название: Структурные преобразования в экономике России Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ. 1.Цели структурных преобразований
Структурная
перестройка
наряду с институциональными
реформами
является важнейшим
направлением
происходящей
в России трансформации
централизованно
планируемой
экономики
в социально
ориентированное
рыночное хозяйство.
Эта перестройка
призвана преодолеть
накопившиеся
за годы планового
хозяйствования
глубокие структурные
деформации,
обеспечить
создание качественно
обновленной
системы производительных
сил. Суть обновления
в том, чтобы
она была адекватна
реальным потребностям
общества,
базировалась
на современных
прогрессивных
технологиях,
могла эффективно
функционировать
в условиях
рынка и интеграции
Накопленные
российской
экономикой
за предшествующие
годы структурные
деформации
многочисленны
и разнообразны.
Они отражены,
во-первых,
в отраслевой
структуре, в
гипертрофии
тяжелой промышленности
и военно-промышленного
комплекса,
отставании
производственной
и социальной
инфраструктуры,
разбухании
незавершенного
строительства
и др. Во-вторых,
в технологической
структуре
производства:
вследствие
того, что прежняя
экономика
отторгала
технологические
инновации,
значительная,
если не преобладающая,
часть наших
предприятий
имеет морально
устаревшую
материально-техническую
базу, не позволяющую
рассчитывать
на Таким образом, правомерно полагать, что по своему содержанию структурная перестройка должна преследовать цели: изменения прежних отраслевых пропорций; коренной технической модернизации производства; обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции; формирования новой размерной структуры экономики; рационализации системы хозяйственных связей. Суть всех этих преобразований в конечном счете состоит в адаптации производительных сил общества к требованиям рыночной экономики, активно включенной в мирохозяйственные связи. 2.Формы, факторы и направления структурных преобразованийСтруктурные адаптации, вызываемые научно-техническим прогрессом, конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходят в любой экономике. Они могут осуществляться и в негативной, и в позитивной форме. Негативные адаптации проявляются в сокращении производства и инвестиций, остановке, закрытии и ликвидации предприятий, отсечении наиболее слабых, нежизнеспособных и просто оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной системы. Позитивная адаптация обнаруживается в росте производства и капитальных вложений, повышении эффективности работы предприятий, в формировании и утверждении конкурентоспособных хозяйственных звеньев,состояние которых адекватно требованиям изменяющейся среды.
Практика
системной
трансформации
плановой экономики
в рыночную
показывает,
что возможны
две полярные
модели структурной
перестройки,
в которых по-разному
сочетаются
процессы негативной
и позитивной
адаптации.
Первая из этих
моделей, характерная,
в частности,
для Китая, отличается
тем, что превалируют
процессы позитивной
адаптации:
растут объемы
производства,
инвестиций,
экспорта; создаются
современные
предприятия,
оснащенные
передовой
технологией;
происходит
приток крупных
капиталовложений
из-за рубежа;
повышается
уровень реальных
доходов населения.
Что касается
России, то она,
как и другие
европейские
страны, ранее
входившие в
СССР и СЭВ,
демонстрирует
вторую модель.
Здесь в ходе
многолетних
реформ доминируют
процессы негативной
адаптации,
среди которых
особенно важен
спад производства.
В ряде пост-социалистических
государств
он к настоящему
времени уже
сменился постепенным
ростом с выходом
из экономического
кризиса. В нашей
же стране, в
гораздо большей
степени отягощенной
грузом структурных
деформаций,
экономический
спад продолжался,
хотя в начале
96-ого сменился
незнацительным
ростом с последующим
замедлением
его темпов, а
с 17 августа 98-ого
вообще принял
отрецательное
значение. К преобразованию плановой экономики в рыночное хозяйство существуют, как известно, два принципиальных подхода эволюционное реформирование и «шоковая терапия». Стратегия эволюционного реформирования, один из примеров реализации по которому идет Китай, исходит из необходимости избегать рисков, связанных с глубокими общественными изменениями, и обеспечивать политическое согласие в стране. Проведение этой стратегии в жизнь позволяет сохранить в стабильном состоянии основные параметры хозяйственной среды — уровни цен, спроса и доходов. Это помогает предприятиям сравнительно безболезненно адаптироваться к новым условиям, а государству — сосредоточиться на самих реформах, не затрачивая огромных усилий и ресурсов на стремление стабилизировать расшатывающееся народное хозяйство. Сами по себе методы реформирования, используемые в Китае, не являются единственной причиной быстрой модернизации его экономики в последние годы. Однако их вклад в общий успех реформ, несомненно, весьма значителен. По пути «шоковой терапии» пошли вначале государства Восточной Европы, а затем и наша страна. Смысл избрания этого пути виделся в том, чтобы минимизировать сроки перехода к рыночной экономике, добившись одновременно его политической необратимости. Однако за попытки быстрее добиться поставленной цели приходится расплачиваться резкой дестабилизацией экономики, приводящей к глубокому общехозяйственному кризису, который иногда называют трансформационным спадом. В России он продолжался около пяти лет. За 1992—1995 гг. объем нашего ВВП уменьшился на 42%, промышленной продукции —на 43, капитальных вложений — на б6%. Резко ухудшилось финансовое положение предприятий, огромных масштабов достигли неплатежи. Катастрофически острой стала проблема сбора в бюджет налогов.Стремительно взлетевшие цены уничтожили сбережения населения, оборотные средства и амортизационные накопления предприятий. Снизился уровень жизни россиян, особенно малообеспеченных и лишенных сколько-нибудь надежной защиты слоев. Над трудящимися, как дамоклов меч, висит угроза массовой безработицы, особенно после августовского кризиса. Факты таким образом, свидетельствуют о том, что в нашей стране произошел беспрецедентный для мирного времени хозяйственный спад. Он не мог не вызвать кардинальный сдвиг в системе приоритетов государственной экономической политики. К двум «штатным» задачам системной трансформации экономики, связанным с осуществлением институциональных реформ и структурной перестройки, добавился комплекс требующих самого безотлагательного решения задач по достижению финансовой, экономической и социальной стабилизации. Понятно, что в данных условиях именно этот комплекс стал для государства наиболее важным; проблемы же институциональных реформ отошли на второй план, а структурной перестройки — уже на третий. Ключом к возрождению и новому развитию нашего народного хозяйства являются, бесспорно, инвестиции. Они необходимы как для преодоления спада и активизации хозяйственной жизни в стране, так и для структурной перестройки и последующего экономического подъема. В сформировавшемся в ходе реформ механизме оборота общественного капитала важнейшими звеньями выступают государство, финансовый и реальный сектора экономики. Действие этого механизма до последней поры было таково, что оно тормозило рост сбережений и создавало труднопреодолимые препятствия на пути их трансформации в производительные капиталовложения. Это проявляется в следующем. Государство за годы реформ резко сократило финансирование инвестиций. К этому толкала, с одной стороны, сама логика институциональных преобразований, нацеленных на разгосударствление экономики, а с другой, — крайняя необходимость решения задач экономической стабилизации. Кроме того, государство серьезно ослабило инвестиционный потенциал финансового рынка своим массированным вторжением на этот рынок посредством высокодоходных государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа(ГКО, ОФЗ). Не способствовала росту капиталовложений и налоговая политика государства, сосредоточенная преимущественно на фискальных функциях и в весьма малой степени стимулирующая производителей и инвесторов. Финансовый сектор в процессе реформ быстро набирал обороты, приумножая капиталы в результате расширения операций в сфере краткосрочного кредитования и торговли, купли-продажи валюты, ценных бумаг и недвижимости, а также различного рода посреднических услуг.Накапливаемые в финансовом секторе значительные ресурсы, однако, лишь в крайне малых дозах инвестировались в реальный сектор с его вялотекущей деловой активностью, высокими рисками и низкой капиталоотдачей. Да и эти по сути мизерные инвестиции направлялись в ограниченный круг наиболее эффективных проектов, связанных преимущественно с развитием экспортоориентированных производств. Инвестирование ресурсов финансового сектора обычно осуществляется двумя путями — через долгосрочное кредитование при помощи портфельных инвестиций. Продвижению по первому из этих путей препятствуют высокие процентные ставки по кредитам. Портфельные же инвестиции осуществляются путем сделок с ценными бум агам и на фондовом рынке. Его реальными и потенциальными участниками являлись около 2600 коммерческих банков, почти 600 инвестиционных фондов, более 500 негосударственных пенсионных фондов, около 3000 страховых компаний. Говоря о возможностях российского фондового рынка, нельзя не иметь в вицу, что он сильно перекошен: обороты государственных ценных бумаг вдесятеро превосходили обороты корпоративных. Реальный сектор, столкнувшийся в процессе реформ с клубком сложнейших проблем, находится, как общепризнано, в состоянии глубокого упадка. Главная беда здесь, очевидно, в том, что большая часть предприятий получивших в результате приватизации полную хозяйственную самостоятельность, не ориентировалась на то, чтобы перестроиться в соответствии с требованиями точной экономики. Объясняется такое положение серьезными просчетами в политике привазации, утратой контроля за деятельностью директората, незавершенностью процессов легитимизации собственности. Новые собственники приватизированных предприятий, получившие их диетически бесплатно, уже по чисто психологическим причинам не могут ощущать себя их полноправными и законными владельцами. А потому многие из них вместо поиска инвестиций и путей реорганизации систем управления и производства используют активы подконтрольных предприятий для занятий различными «теневыми» и «полутеневыми» операциями. В результате ресурсы реального сектора перекачиваются в финансовый сектор или за границу . Возможности использования предприятиями реального сектора рынка ценных бумаг для финанснрования инвестиций чрезвычайно малы, хотя в стране в ходе реформ создано около 30 тыс. акционерных предприятий. Причина проста: крайне узок круг предприятий, акции которых были ликвидны. В этот круг входят отдельные предприятия нефтегазовой, металлургической и автомобильной промышленности, связи, а также пароходства, электростанции, лесопромышленые комбинаты. Кроме того, значительная часть корпоративных акций приобретается не стратегическими инвесторами, рассчитывающими на долгосрочное деловое партнерство, а финансовыми, полностью нацеленными на получение спекулятивного дохода. В нынешних кризисных условиях процессы структурной перестройки российской экономики, инициируемые в первую очередь институциональными преобразованиями, так или иначе идут по следующим направлениям. Прежде всего происходят существенные сдвиги в отраслевой структуре общественного производства. Однако лидерами при этом становятся не те отрасли, что растут быстрее других (как при нормальном экономическом развитии), а те, в которых спад производства меньше среднего. Такого рода сдвиги, как свидетельствует мировой опыт, не отражают глубинных тенденций в развитии производительных сил и во многих случаях носят временный, обратимый характер. Именно так обстоит дело с рядом произошедших за последние годы структурных сдвигов в российской промышленности; яркий пример —рост удельного веса добывающей промышленности при снижении доли машиностроения в общем объеме промышленного производства. Вместе с тем можно отметить и некоторые фундаментальные структурные изменения, которые представляются необратимыми. Одним из них является наблюдающийся в последние годы рост доли услуг в валовом внутреннем продукте страны, причем в 1994 г. доля услуг впервые превысила долю товаров. Особенно динамично расширяются позиции торговли и общественного питания, финансов, кредита и страхования. Другим важнейшим такого рода сдвигом следует считать резкое сокращение объемов и удельного веса в ВВП продукции военно-промышленного комплекса. К числу изменений, которые могут считаться необратимыми, есть основания отнести так же преобразования в размерно-организационной структуре производства. На одном ее полюсе формируется быстро растущая сфера малого предпринимательства, в составе которой на начало 1996 г.насчитывалось более 900 тыс. предприятий с общим числом занятых в 14 млн. человек. В 1995 г. на этих предприятиях было произведено 9% общего объема промышленной продукции, выполнено около 1/3 подрядных работ строительных организаций, реализовано 20% всего розничного товарооборота . На противоположном полюсе идет интенсивный процесс самоорганизации россииского капитала на базе интеграции промышленных, финансовых, торговых и других предприятий. Она основывается на деловых связях, договорах и отношениях собственности и приводит к созданию адекватных рыночной экономике крупных хозяйственных структур — финансово-промышленных групп (ФПГ). К середине 1996 г. в России было официально зарегистрировано 35 таких групп.Помимо них в стране активно действуют сотни ФПГ, участники которых предпочитают не оформлять свои отношения официально. Развитие ФПГ, должно было способствовать значительному укреплению инвестиционного потенциала российской экономики, осуществлению в ней прогрессивных структурных сдвигов, формированию рациональных связей, повышению конкурентоспособности отечественного производства . Тем не менее при всей значимости оправданных позитивных перемен, происходивших до недавнего времени в российской экономике под воздействием реформ, нельзя утверждать, что уже нашли решение основные задачи структурной перестройки. Они связаны прежде всего с необходимостью коренной модернизации большей части предприятий, а таковая может быть обеспечена только путем крупномасштабных инвестиций, на что сегодня расчитывать опять не приходиться. Следовательно, чтобы приступить к полноценной структурной перестройке экономики, необходимо возобновить нормальный инвестиционный процесс, а именно восстановить к себе доверие у мерового сообщества. Пока этого не произошло, говорить об успехах подобного рода перестройки преждевременно. 3.Пути выхода из инвестиционно-структурного кризисаКаковы же реальные пути преодоления инвестиционного кризиса и осуществления на этой основе масштабной структурной перестройки российской экономики? На этот важнейший вопрос есть наиболее общий и краткий ответ: в стратегии государственной хозяйственной политики необходимо усилить те направления, которые обеспечивают создание прочных предпосылок устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует: если страны, испытывающие острый экономический кризис, заведомо не могут выйти из него в приемлемые сроки о помощью механизмов рыночного регулирования, государство резко усиливает прямое и косвенное воздействие на национальное хозяйство. В этих целях применяется широкий комплекс мер экономического, правового и административного характера. Так было и во время великой депрессии 30-х годов в США, и в условиях послевоенного восстановительного периода в Западной Европе и Японии, и в трудные для стран Запада 70—80-е годы, когда они под воздействием многократного роста цен на энергоносители и другие виды стратегического сырья осуществили глубокую структурную перестройку хозяйства. Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, представляются следующие. Во-первых,опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или государственные ценные бумаги . Специально стоит сказать об опыте Японии и Германии по мобилизации государством ресурсов частного сектора для финансирования инвестиций в приоритетных сферах экономики. Так, Японский банк развития в 50-х годах для решения задач долгосрочного кредитования промышленности осуществлял принудительную продажу своих облигаций коммерческим кредитным учреждениям. В Германии на основе принятого в 1952 г. Закона об инвестиционной помощи промышленные предприятия всех отраслей, за исключением металлургической и угольной, а также электростанций и государственных предприятий, должны были приобрести на определенную сумму государственные облигации. За счет полученных от 132 тыс. предприятий средств были профинансированы в форме долгосрочных кредитов 187 крупных промышленных предприятий угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, газо- и водоснабжения, вагоностроения. Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер, направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий, а значит и развития ими собственного производства, является, по моему убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и общеэкономического кризиса.В числе указанных мер центральными могли бы стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и «Эффективный проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную массу российских предприятий к разработке и реализации планов перспективного развитня, предусматривающих коренную организационную и техническую перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату последняя может быть полной, заключающейся в системном преобразовании основных звеньев деятельности предприятия (организации управлении, материально-технической базы, выпускаемой, продукции), либо частичной, состоящей в качественном преобразовании хотя бы одного из таких звеньев. Приватизированные и акционированные предприятия участвуют в этой программе добровольно. Вместе с тем государство может понуждать отдельные, наиболее важные для страны предприятия в участию в ней через механизм банкротства, одной из главных процедур которого является реорганизация, осуществляемая с помошью внешнего управления и санации. Государство должно оказывать участникам программы определенную организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций, предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы — «Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный процесс с помощью множества проектов капиталовложений с быстрой окупаемостью. 4.Использование
внешнеэкономических
связей
|
|
ВВП |
Занятые |
Инвестиции |
|||||
|
1993 |
1995 |
1993 |
1995 |
1993 |
1995 |
||
ВСЕГО, в т.ч. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
По формам
собственности
|
|
|
|
|
|
|
||
Государственная
|
48.0 |
30.0 |
53.0 |
44.7 |
51.0 |
33.0 |
||
Частная
|
25.0 |
27.0 |
28.1 |
33.0 |
12.0 |
16.0 |
||
Смешанная
|
27.0 |
43.0 |
18.0 |
22.5 |
25.0 |
44.0 |
||
Из нее: с
участием
иностран.
Капитала |
|
|
0.4 |
0.7 |
|
|
Источник: по данным Госкомстата России
Таблица 2
Структура валового выпуска в основных ценах* по использованию
(в % к итогу)
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
** |
Валовый
выпуск в основных
ценах, всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
В
том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Промежуточное
потребление
|
44.3
|
44.5
|
42.0
|
36.3
|
39.8
|
41.9
|
Расходы
на конечное
потребление
|
32.6
|
30.1
|
18.9
|
29.4
|
33.5
|
35.9
|
Валовое
накопление
|
14.2
|
17.8
|
13.5
|
15.1
|
14.1
|
13.8
|
Экспорт
товаров и услуг
|
8.6
|
6.5
|
24.4
|
18.6
|
13.5
|
10.5
|
Статистическое
расхождение
|
0.3
|
1.1
|
1.2
|
0.6
|
-0.9
|
-2.1
|
*) - основные цены по использованию включают субсидии на продукты и импорт, но не включают налоги на них
**) - расчет по предварительным данным Госкомстата РФ
Источник: данные Госкомстата России
В этой ситуации фактором, сдерживающим темпы спада в национальной экономике, явилось существенное повышение темпов внешнеторгового оборота.
По итогам 1994г. можно сделать вывод, что с постепенной утратой иллюзий на сохранение традиционных пропорций производства начался процесс формирования новой структуры предложения, адекватной платежеспособному спросу. Таким образом, к началу 1995г. были созданы предпосылки постепенного смещения приоритетов деятельности предприятий из области ценовой политики в сферу определения стратегии по формированию рынков сбыта.
Общеэкономическая ситуация в 1995г. формировалась в условиях последовательной реализации умеренно жесткой денежной и кредитной политики. На динамику и структуру макроэкономических показателей позитивное влияние оказало: замедление темпов спада в промышленности, укрепление курса рубля по отношению к доллару, увеличение доли российской валюты в совокупной денежной массе и сохранение интенсивного роста экспорта.
Тенденция ослабления темпов спада в реальном секторе экономики не имела устойчивого характера на протяжении года и определялась воздействием факторов текущей конъюнктуры - динамики и структуры платежеспособного спроса.
Промышленность, для которой характерна развитая система межотраслевых связей, наиболее остро реагировала на структурные сдвиги в общественном производстве. Доля промышленности в ВВП составила 26.5% в 1995г. против 33.2% в 1992г. Динамика промышленного производства формировалась под воздействием сокращения внутреннего спроса, с одной стороны, и сложившейся благоприятной ситуацией на внешнем рынке для экспортоориентированных отраслей, с другой стороны. Рост производства экспортной продукции несколько замедлил темпы общепромышленного спада и выступал условием относительной стабильности в реальном секторе экономики.
Структурные преобразования в национальной экономике наиболее ярко проявились в изменении соотношений между секторами экономики. С переходом к рыночной экономике характерным явилось повышение доли производства услуг при сокращении удельного веса производства товаров. Если в 1990г. на долю производства товаров приходилось 60.6%, то к 1995г. их доля сократилась до 40.7% против 33.2%.
Таблица 3.
Динамика показателей социально-экономического развития
(в % к предыдущему году)
|
1991г.
|
1992г.
|
1993г.
|
1994г.
|
1995г.
|
1995г.
в % к 1990г. |
Валовый
внутренний
продукт |
95
|
85.5
|
91.3
|
87.4
|
96
|
62
|
Продукция
промышлености
|
92
|
82
|
86
|
79
|
97
|
50
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные
товары |
91.0
|
82.0
|
89.0
|
81.0
|
87
|
-
|
непродовольственные
товары |
105.0
|
86.0
|
89.0
|
67.0
|
85
|
|
Продукция
сельского
хозяйства
|
95
|
91
|
96
|
88
|
92
|
65.7
|
Инвестиции
в основной
капитал |
85
|
60
|
88
|
76
|
87
|
30
|
Грузооборот
предприятий
транс-порта
|
93.0
|
86.0
|
88.0
|
86.0
|
99
|
-
|
|
1991г.
|
1992г.
|
1993г.
|
1994г.
|
1995г.
|
1995г.
в % к 1990г. |
Внешнеторговый
оборот |
62
|
83
|
89.5
|
110
|
124
|
63
|
экспорт
|
72
|
83
|
104.5
|
113
|
126
|
89
|
импорт
|
54
|
83
|
72
|
106
|
122
|
42
|
Располагаемые
денежные доходы
|
121.1
|
52
|
116
|
113
|
87
|
-
|
Безработные
официально
зарегистрированные
|
-
|
932.2
|
144.6
|
195.8
|
158
|
-
|
Учетная
ставка ЦБ |
20
|
80
|
210
|
180
|
|
-
|
Индексы
цен *) |
|
|
|
|
|
|
потребительские
цены |
2.6
|
26.1
|
9.4
|
3.15
|
2.35
|
4722
|
промышленности
|
3.4
|
33.8
|
10.0
|
3.3
|
2.8
|
-
|
Сельского
хозяйства
|
1.6
|
9.4
|
8.1
|
3.0
|
3.3
|
-
|
На
инвестиционные
ресурсы |
-
|
16.1
|
11.6
|
5.3
|
2.7
|
-
|
На
грузовые перевозки
|
2.1
|
35.6
|
18.5
|
3.5
|
2.5
|
-
|
*)- в разах
Источник: данные Госкомстата России
На динамику экономического развития российской экономики традиционно существенное влияние оказывало сельскохозяйственное производство. Анализ динамики валовой продукции сельского хозяйства за 1992-1994 гг. показывает меньшую глубину спада, чем в промышленности. В 1995г. впервые за исследуемый период сокращение объемов сельскохозяйственного производства было более значительным, чем в промышленности. В структуре ВВП на долю сельского хозяйства в 1990г. приходилось 15.3%. С изменением условий воспроизводства и финансирования соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством претерпело кардинальные изменения. В 1995г. удельный вес сельского хозяйства в ВВП снизился до 6.3%. Конечно, при анализе отраслевой структуры ВВП следует принимать во внимание изменение ценовых пропорций по секторам экономики: тенденции опережающего роста цен промышленности по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства. Проведенные расчеты в сопоставимых ценах также подтвержают тенденцию систематического сокращения доли сельскохозяйственной продукции в структуре ВВП.
Таблица 4 Структура производства валового внутреннего продукта
(в % к итогу)
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
Валовый
внутренний
продукт |
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Производство
товаров |
60.9
|
61.8
|
49.5
|
54.2
|
46.3
|
45.3
|
из
них: |
|
|
|
|
|
|
промышленность
|
35.4
|
37.6
|
34.5
|
38.0
|
27.0
|
-
|
строительство
|
8.9
|
9.2
|
6.4
|
7.3
|
9.0
|
-
|
сельское
хозяйство
|
15.4
|
13.8
|
7.3
|
8.2
|
7.0
|
-
|
производство
услуг |
32.1
|
34.5
|
48.7
|
38.7
|
45.2
|
46.9
|
из
них: |
|
|
|
|
|
|
транспорт
и связь |
9.3
|
7.1
|
7.4
|
8.0
|
9.7
|
13.4
|
торговля
|
5.6
|
12.1
|
29.6
|
14.5
|
7.0
|
12.9
|
финансы,
кредит, страхование
|
0.8
|
2.2
|
4.7
|
5.8
|
7.5
|
13.2
|
чистые
налоги на продукты
и на импорт
|
7.0
|
3.6
|
1.8
|
6.8
|
8.5
|
7.8
|
В 1993-1995гг. рост внешнеторгового оборота происходил, как правило, опережающими темпами по сравнению с динамикой валового выпуска. Доля экспортной продукции в валовом выпуске составила в 1995г. более 20% против 13% в 1993г.
Структурные сдвиги в экономике происходят на фоне повышения доли отраслей инфраструктуры в ВВП. Развитие связи и транспортных коммуникаций является неотъемлемой частью формирования рыночной структуры экономики. Динамика развития транспорта и связи корреспондирует с изменением темпов производства в национальной экономике. В 1991-1994гг. наблюдалось нарастание разрыва в темпах сокращения грузооборота и динамики ВВП. С замедлением темпов спада ВВП возрос спрос на услуги транспорта. Так, в 1995г. объем грузовых перевозок относительно уровня 1994г. снизился на 2% при сокращении объема производства на 4%.
Несмотря на повышение доли транспорта в ВВП с 7.4% в 1992г. до 13.4% в 1995г. и в структуре инвестиций в национальную экономику с 8.8% в 1992г. до 15.1% в 1995г. недостаточный уровень развития транспортной системы и средств связи выступает фактором, сдерживающим процессы формирования принципиально новой системы размещения производительных сил российской экономики.
Финансово-экономическое положение отрасли транспорт продолжает оставаться сложным. Рост цен на топливно-энергетические и другие ресурсы, потребляемые транспортом, высокая степень износа производственных фондов (более 43%) приводят к соответствующему увеличению расходов транспортных предприятий, снижению уровня рентабельности перевозок и росту убытков предприятий. Изменение структуры грузовых и пассажирских перевозок обусловлено разницей в уровнях транспортных тарифов, а также количеством и перечнем предоставляемых услуг.
По мере стабилизации экономической ситуации происходит устойчивый рост насыщенности потребительского рынка и на этой основе постепенное восстановление и нормализация деятельности предприятий розничной торговли: растет сеть магазинов, торговых площадей, стабилизируются запасы в торговле. Позитивным моментом в деятельности торговли является изменение структуры собственности. К концу 1995 года приватизировано 87% предприятий розничной торговли. Следует учитывать, что на динамику товарооборота существенное влияние оказывают тенденции в уровне потребительских цен и уровне доходов населения. В структуре товарооборота хотя и отмечается медленное смещение в сторону повышения удельного веса реализации непродовольственных товаров, однако основным фактором продолжает оставаться объем продаж продовольствия.
Таблица 5
Структура услуг, в % к итогу
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
Производство
услуг, всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
|
рыночные
|
63.4
|
67.7
|
84.0
|
73.8
|
72.8
|
75.9
|
нерыночные
|
36.6
|
32.3
|
16.0
|
26.2
|
27.2
|
24.1
|
Источник: Госкомстат России
В структуре производства ВВП довольно устойчиво повышается доля услуг при относительном уменьшении удельного веса производства товаров. Развитие новых секторов сферы услуг приводит к изменениям структуры предоставления рыночных и некоммерческих услуг.
Доля услуг финансово-кредитных и страховых учреждений в общем объеме производства услуг повысилась с 9.2% в 1992г. до 21% в 1995г. С формированием новой институциональной структуры экономики расширяется область предоставления рыночных услуг, в частности в здравоохранении, образовании и ЖКХ.
При анализе структуры произведенного ВВП следует принимать во внимание различия в динамике цен на продукцию и тарифов на платные услуги, а также изменение перечня предоставлямых услуг.
Развитие нематериалоемких сегментов рынка услуг при тенденции опережающего роста тарифов на услуги по сравнению с динамикой цен на готовую продукцию и материально-технические ресурсы приводит к снижению доли промежуточного потребления в валовом выпуске. В этом же направлении действуют и структурные изменения в промышленном производстве, связанные с повышением доли нематериалоемких отраслей добывающей промышленности. Однако технико-технологическое состояние основного капитала и низкая инвестиционная активность сдерживают практическое решение проблем в области снижения уровня материало- и энергоемкости производства. При сложившейся хозяйственной конъюнктуре сохранение высокой ресурсоемкости производства выступает фактором, инициирующим инфляционные процессы.
В экономике сохраняется доминирующая роль отраслей добывающей промышленности и производств первичной переработки сырья. В 1991-1994гг. наблюдалась тенденция роста энергоемкости и металлоемкости национального хозяйства. При анализе показателей эффективности использования материальных ресурсов необходимо учитывать изменение структуры конечного потребления. По мере сжатия внутреннего спроса увеличились экспортные ресурсы, поэтому оценки материалоемкости ВВП проводились с учетом изменения динамики и структуры внешнеторгового оборота. В этом случае сохранение тенденций роста ресурсоемкости ВВП отражает прежде всего низкий технико-технологический уровень производства, поскольку в условиях сокращения объема выпуска и структурных сдвигов, связанных, в частности, с конверсией производства, следовало ожидать, при прочих равных условиях, некоторой стабильности показателя материалоемкости. По мере трансформации структуры производства можно ожидать повышение эффективности использования ресурсов как в результате сокращения неэффективных производств, так и рациональной организации модернизированных предприятий.
Преобразование структуры производства ВВП сопровождается изменениями в соотношении основных факторов производства - основного капитала и труда. В экономике формируется принципиально новая воспроизводственная структура.
Таблица 6.
Коэффициенты прямых материальных затрат по секторам экономики и динамика энерогоемкости ВВП, в %
|
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
В целом
по экономике
|
50.2 |
45.7 |
52.2 |
44.4 |
47.1 |
49.3 |
производство
товаров |
54.7 |
53.4 |
61.4 |
44.9 |
48.6 |
51.1 |
производство
услуг |
37.8 |
32.1 |
31.8 |
35.6 |
36.6 |
38.2 |
Энергоемкость
|
101,1 |
99,4 |
109,8 |
101,5 |
106,8 |
102,1 |
Источник: Госкомстат России
Таблица 7.
Структура
распределения
инвестиций
в основногой
капитал и
занятых
по секторам
экономики, %
|
Занятые
|
Инвестиции
|
||||||||||||||||
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
||||||||
Всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
||||||||
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ПРОИЗВОДСТВО
ТОВАРОВ |
55.4
|
54.9
|
54.1
|
52.4
|
51.1
|
75.2
|
76.6
|
70.5
|
64.4
|
64.7
|
||||||||
из
них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Промышленность
|
30.4
|
29.6
|
29.4
|
27.1
|
25.7
|
34.7
|
40.9
|
37.0
|
32.3
|
33.3
|
||||||||
Сельское
хозяйство
|
13.5
|
14.3
|
14.6
|
15.4
|
15.7
|
17.9
|
11.3
|
8.0
|
5.1
|
3.6
|
||||||||
Строительство
|
11.5
|
11.0
|
10.1
|
9.9
|
9.7
|
22.6
|
24.4
|
25.5
|
27.0
|
27.8
|
||||||||
ПРОИЗВОДСТВО
УСЛУГ |
44.6
|
45.1
|
45.9
|
47.5
|
48.9
|
24.8
|
23.4
|
29.5
|
35.6
|
35.3
|
||||||||
из
них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Транспорт
и связь |
7.8
|
7.8
|
7.6
|
7.8
|
7.9
|
9.4
|
8.8
|
11.0
|
12.8
|
15.1
|
||||||||
Торговля
|
7.6
|
7.9
|
9.0
|
9.5
|
9.7
|
1.9
|
1.2
|
1.0
|
1.7
|
0.6
|
||||||||
Кредитование
и государственное
страхование
|
0.6
|
0.7
|
0.8
|
1.1
|
1.3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Источник: по данным Госкомстата России
В 1995г. доля занятых в производстве услуг составила 48.9% против 44.6% в 1991г. при повышении доли инвестиций в сектор услуг с 24.8% в 1991г. до 35.3% в 1995г. Рост спроса на услуги и, соответственно, постепенное перераспределение ресурсов в эти сферы деятельности, несколько смягчает ситуацию на рынках труда и капитала.
Институциональные преобразования российской экономики сопровождаются изменением соотношения между оплатой труда наемных рабочих и величиной доходов от предпринимательской деятельности. Доля оплаты труда в ВВП снизилась в 1995г. до 30% против 39% в 1993г. при повышении доли смешанных доходов от предпринимательской деятельности за тот же период почти на 15п.п. В структуре смешанных доходов почти половина приходится на доходы от торгово-посреднической деятельности и около 40% - на доходы от сельского хозяйства. С развитием сферы предоставления платных услуг начинают все большее значение приобретать доходы лиц, занятых частной практикой (в здравоохранении и образовании). В этих условиях доля в ВВП смешанных доходов, включая предпринимательские, устойчиво повышается при сокращении удельного веса чистой прибыли, что выступает фактором, сдерживающим формирование ресурсов для инвестирования в производство. В 1992г. смешаные доходы в валовой прибыли составляли примерно 14%, в 1994г. - 27%, а в 1995г., по оценке, превысили 42%.
Следует обратить внимание, что смешанный доход при действующей системе оценки включает в себя изменение объемов начисленной амортизации. В связи с переоценкой стоимости основных фондов удельный вес амортизации в ВВП повысился с 13.2% в 1993г. до 18.2% - в 1994г. При исключении влияния амортизации доля валовой прибыли экономики в ВВП сократилась за этот же период с 46.7% до 32.5%. Рост амортизационных отчислений, увеличивая себестоимость продукции и снижая прибыль, выступает фактором сокращения налоговых отчислений в бюджет. Доля чистых налогов в ВВП за период 1993-1995 гг. выросла с 8.6% до 10.3%. На увеличении налоговой составляющей в ВВП в 1995г. сказалось значительное сокращение доли дотаций, выделяемых ежегодно государством национальному хозяйству с 4% в 1993-1994 гг. до 1.6% ВВП в 1995г. В российской экономике с начала реформ происходит существенное изменение соотношения внутреннего спроса и предложения. Это особенно ярко проявляется при анализе структуры произведенного и использованного ВВП.
В структуре валового выпуска с усилением ориентации на внешний рынок повышается доля экспорта. Изменение структуры производства в пользу добывающих отраслей сопровождается продолжающимся спадом производства капитальных и потребительских товаров. При сокращении объемов производства промышленной продукции в 1995г. на 3%, производство капитальных товаров уменьшилось на 10%, а потребительских - на 12.1%.
Таблица 8.
Структура валового внутреннего продукта на стадии образования дохода, в % к итогу
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
ВВП,
всего |
100
|
100
|
100
|
100
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
Оплата
труда наемных
работников
|
36.7
|
39.0
|
38.2
|
30.0
|
Чистые
налоги на
производство
и импорт |
3.4
|
8.6
|
11.1
|
10.3
|
из
них: |
|
|
|
|
чистые
налоги на продукты
и импорт |
1.8
|
7.1
|
8.5
|
7.8
|
Валовая
прибыль и валовые
смешанные
доходы |
59.9
|
52.4
|
50.7
|
59.7
|
из
нее: |
|
|
|
|
потребление
основного
капитала |
13.2
|
14.9
|
18.2
|
22.0
|
чистая
прибыль и чистый
смешанный
доход |
46.7
|
34.8
|
32.5
|
37.7
|
из
них: |
|
|
|
|
смешанный
доход |
7.2
|
9.2
|
14.9
|
24.0
|
Источник: по данным Госкомстата России
Изменение пропорций производства определяет основные тенденции в структуре конечного потребления валового внутреннего продукта. Доля конечного потребления в ВВП составила 65.8% в 1995г. и несколько снизилась по сравнению с 1992г. за счет повышения расходов на чистый экспорт товаров и услуг. Конечное потребление домашних хозяйств в 1995г. повысилось до 42% против 33.7% в 1992г. при росте расходов органов госуправления на 5.2п.п. за этот же период.
В структуре расходов домашних хозяйств по сравнению с 1992г. произошло сокращение расходов на покупку товаров. В 1995г. розничный товарооборот по отношению к 1994г. снизился на 7%, после некоторой стабилизации в 1994г. Это связано с тем, что в условиях ограничительной финансовой политики, денежные доходы населения росли несколько медленнее, чем рост потребительских цен. Если в 1994г. реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 13%, то в 1995г. они снизились примерно на аналогичную величину, что повлекло за собой сокращение покупательной способности домашних хозяйств.
Сокращение реальной покупательной способности домашних хозяйств, в свою очередь, негативно воздействует на состояние отраслей потребительского сектора, в основном ориентированных на внутренний рынок (пищевой и легкой промышленности). Продолжается снижение производства по многим товарам длительного пользования при насыщении рынка импортными товарами.
Розничный товарооборот в 1995г. лишь на 46% формировался за счет товаров отечественного производства, а 54% приходится на поступления товаров по импорту, в 1994г. это соотношение составляло 52% и 48% соответственно.
В 1995г. замедлилось падение реального потребления населением платных услуг. В тоже время расходы населения на услуги, исчисленные в долях ВВП растут, что связано с опережающим ростом цен и тарифов на жилищные, коммунальные и транспортные услуги. Доля расходов на услуги в структуре конечного потребления домашних хозяйств также повышается.
В структуре расходов на конечное потребление наблюдаются существенные изменения в направлении их использования: прослеживается тенденция роста склонности населения к сбережениям при сокращении потребительских расходов. Доля средств населения, используемых на накопление во всех их формах, составила в январе 1995г. 30.8% в декабре 1994г. 25.3%. По данным Сбербанка России вклады населения на 1.01.96г. составили 46.1трлн.руб. и возросли за год в 2.63 раза. Вклады населения в коммерческие банки составляют 24.1трлн.руб. и на их долю приходится 34.3% от общего объема вкладов населения против 37.8% на 1.01.95г.
Анализ структуры конечного потребления домашних хозяйств показывает, что население достаточно оперативно и гибко реагирует на изменения экономической конъюнктуры и быстро адаптируется к колебаниям на финансовых рынках.
Постепенное повышение удельного веса в ВВП расходов на конечное потребление домашних хозяйств имеет закономерный характер в связи с сокращением гипертрофированных расходов на оборону.
Валовое накопление в ВВП в 1995г. увеличилось примерно до 28.0% против 28.3% в 1994г. При этом в структуре накопления продолжается уменьшение доли валового накопления основного капитала с 24.6% в 1994г. до 22.3% в 1995г. и это несмотря на проведенную переоценку стоимости основного капитала и изменения в амортизационной политике. В реальном исчислении валовое накопление в 1995г. снизилось на 9% против 29% в 1994г., а накопление основного капитала снизилось до 15% против 20% в 1994г.
Ограниченность финансовых возможностей предприятий в связи с систематическим обесцениванием собственных оборотных средств, в условиях высокой интенсивности инфляционных процессов, а также нерегулярности поступления денежных средств на расчетные счета способствовало изменению поведения производителей. Наблюдается ориентация производителей на использование накопленных запасов материально-технических ресурсов при уменьшении спроса на новые материалы и оборудование. В последнее время наметилось сокращение неустановленного оборудования и снизился спрос на новое оборудование.
Сложившаяся экономическая конъюнктура не создает благоприятных условий для активизации инвестиционной активности. Продолжающийся процесс сокращения инвестиций в воспроизводство основного капитала осложняется сохранением тенденции уменьшения чистого накопления в национальной экономике. Доля чистого накопления в основном капитале в ВВП в 1995г. также снизилась до 13% против 15% в 1994г.
Внутренний спрос на инвестиционные товары в 1995г. продолжал сокращаться, хотя и отмечается ослабление спада производства в капиталообразующих отраслях промышленности. В Iполугодии производство капитальных товаров сократилось на 5% против соответствующего периода прошлого года. При этом с появлением признаков стабилизации спад производства капитальных товаров стал замедляться по кварталам 1995г., а в июне впервые за истекшие три года выпуск средств производства увеличился на 13% при росте объема производства в промышленности на 2%. Однако в условиях жесткой финансовой политики восстановления инвестиционной активности не наблюдалось, и к концу года ускорились темпы спада производства капитальных товаров.
Сужение платежеспособного спроса при некотором оживлении промышленного производства привело к росту запасов готовой продукции и дальнейшему наращиванию прироста незавершенного строительства. Доля запасов материальных оборотных средств в ВВП выросла с 3.7% в 1994г. до 6% в 1995г. за счет роста нереализованных остатков готовой продукции.
Снижение скорости оборачиваемости оборотных средств оказывает дестабилизирующее воздействие на финансовое положение предприятий и экономики в целом. Для улучшения финансовой деятельности и нейтрализации процесса обесценения собственных средств предприятий в условиях продолжающейся инфляции рассматриваются предложения о предоставлении предприятиям и организациям права осуществлять ежеквартальную индексацию основных средств и текущих материальных затрат в зависимости от роста цен.
Таблица 9.
Структура использования ВВП
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
ВВП,
всего |
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
В
том числе:
|
|
|
|
|
|
Расходы
на конечное
потребление
|
62.6
|
|
|
|
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
домашних
хозяйств |
41.4
|
33.7
|
38.4
|
39.6
|
42.1
|
органов
государственного
управления
|
16.9
|
|
|
|
|
на
индивидуальные
услуги |
6.5
|
7.2
|
8.1
|
10.2
|
8.5
|
на
коллективные
услуги |
10.4
|
7.1
|
9.1
|
11.5
|
10.0
|
некоммерческие
организа-ции,
обслуживающие
домашние хозяйства
|
4.3
|
|
|
|
|
Валовое
накопление
|
37.1
|
35.7
|
31.4
|
28.3
|
28.6
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
основного
капитала |
23.8
|
24.7
|
22.8
|
24.6
|
22.3
|
изменение
запасов материальных
оборотных
средств |
13.3
|
|
|
|
|
Чистый
экспорт товаров
и услуг |
0.3
|
14.4
|
7.8
|
4.5
|
5.6
|
Источник: Госкомстат России
Продолжает оставаться невыгодным для предприятий привлечение внешних инвестиционных ресурсов. Привлеченные средства для инвестирования в основной капитал составляют примерно 15% в общем объеме капитальных вложений, в т.ч. кредиты коммерческих банков - более 1%.
Ухудшение условий финансирования за счет заемных средств со второго квартала 1995г. привело к свертыванию инвестиционного спроса в период сезонного расширения деловой активности в строительстве.
Замедление темпов инфляции, снижение эффективности операций на валютном рынке и рынке государственных ценных бумаг, рост склонности населения к сбережению выступают факторами аккумуляции свободных денежных ресурсов в банковской системе. По мере стабилизации экономического положения и выравнивания доходности операций на отдельных сегментах денежного рынка финансово-кредитные учреждения постепенно начинают разворачивать деятельность по финансированию реального сектора экономики. Таким противоречивым и в тоже время насыщенным был этот временной интервал (92-96гг.) в экономике России.
Обзор структурных элементов
В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ЗА 1998 г.
1.Состояние государственного бюджета
Результаты исполнения федерального бюджета представлены в таблице 1.
Таблица 1. Исполнение республиканского бюджета России (в % ВВП) |
|||||||||||||||||
|
1997* | 1.02.98 | 1.03.98 | 1.04.98 | 1.05.98 | 1.06.98 | 1.07.98 | 1.08.98 | 1.09.98 | ||||||||
Доходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Налог на прибыль | 1,3 | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | ||||||||
Подоходный налог | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||||||
Налог на добавленную стоимость, спецналог и акцизы | 6,6 | 6,4 | 6,2 | 6,2 | 6,1 | 6,0 | 5,9 | 6,0 | 5,8 | ||||||||
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 1,1 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | ||||||||
Прочие налоги, сборы и платежи | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
Итого налогов и платежей | 9,4 | 8,5 | 8,5 | 8,8 | 8,9 | 9,0 | 8,9 | 8,8 | 8,6 | ||||||||
Неналоговые доходы | 3,1 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 2,0 | ||||||||
Всего доходы | 12,5 | 10,2 | 10,3 | 10,7 | 10,8 | 10,9 | 10,8 | 10,8 | 10,6 | ||||||||
Расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Государственное управление | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||||||||
Национальная оборона и правоохранительная деятельность | 4,8 | 3,2 | 3,3 | 3,2 | 3,2 | 3,0 | 3,1 | 3,0 | 2,9 | ||||||||
Фундаментальные исследования | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
Услуги народному хозяйству | 2,0 | 0,4 |
0,7 |
0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | ||||||||
Социальные услуги | 0,9 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 2,0 | 1,9 | 1,9 | 2,0 | 1,8 | ||||||||
Обслуживание государственного долга | 4,6 | 2,7 | 3,3 | 5,0 | 4,9 | 5,3 | 5,2 | 5,4 | 5,1 | ||||||||
Прочие расходы | 4,7 | 2,1 | 2,2 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,5 | 2,5 | ||||||||
Итого расходов | 17,8 | 10,5 | 11,8 | 13,9 | 14,1 | 14,1 |
14,3 |
14,2 | 13,6 | ||||||||
Ссуды за вычетом погашений | 0,7 | 4,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | ||||||||
Расходы и ссуды за вычетом погашений | 18,5 | 14,9 | 12,1 | 14,3 | 14,4 | 14,5 | 14,7 | 14,7 | 14,0 | ||||||||
Дефицит бюджета (-) | 6,1 | 4,7 | 1,8 | 3,5 | 3,7 | 3,6 | 3,9 | 3,9 | 3,5 | ||||||||
Общее финансирование, в том числе | 6,1 |
4,7 |
1,8 | 3,5 | 3,7 | 3,6 | 3,9 | 3,9 | 3,5 | ||||||||
внутреннее финансирование | 4,0 | 1,2 | 0,1 | 2,5 | 2,7 | 3,3 | 1,3 | -0,6 | -0,8 | ||||||||
внешнее финансирование | 2,1 | 3,5 | 1,7 | 1,0 | 1,0 | 1,2 | 2,6 | 3,9 | 4,3 | ||||||||
Справочно: ВВП с начала года | 2586,0 | 186,0 | 368,0 | 566,0 | 771,0 | 977,0 | 1184,0 | 1398,0 | 1624,0 |
* согласно переоценке, произведенной на основе данных об исполнении внебюджетных фондов и обслуживанию государственного долга в 1997 году
Согласно окончательным данным по исполнению бюджета на первые восемь месяцев 1998 года уровень налоговых поступлений в федеральный бюджет, как и предсказывалось в предыдущем обзоре, несколько уменьшился. Сокращение расходной части федерального бюджета произошло в большем объеме (на 0,4% ВВП), благодаря чему дефицит бюджета на 1 сентября стал равен примерно 3,5% ВВП.
Исполнение местных бюджетов представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Исполнение местных бюджетов России (в % ВВП) |
||||||||||||||
1.02.98 | 1.03.98 | 1.04.98 | 1.05.98 | 1.06.98 | 1.07.98 | 1.08.98 | 1.09.98 | |||||||
Налоги и платежи | 7,7 | 8,9 | 9,3 | 10,4 | 10,7 | 10,9 | 11,0 | 10,8 | ||||||
Неналоговые доходы | 2,4 | 2,3 | 2,7 | 2,9 | 2,8 | 3,0 | 2,8 | 2,7 | ||||||
Всего доходы | 10,1 | 11,2 | 11,9 | 13,2 | 13,5 | 14,0 | 13,8 | 13,6 | ||||||
Всего расходов и ссуд за вычетом погашений | 10,7 | 11,8 | 12,7 | 13,8 | 14,2 | 14,9 | 14,7 | 14,4 | ||||||
Дефицит бюджета | 0,6 | 0,6 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,9 | 0,9 | 0,8 |
В июле, как видно из Рисунка 1, в сентябре произошло резкое снижение темпа прироста величины реальной задолженности по налоговым поступлениям в федеральный бюджет, обусловленное прежде всего значительным ростом индекса цен. Общая величина задолженности составила около 146 млрд. рублей. С начала года погашено около 41 млрд. рублей задолженности в федеральный бюджет.
2.Конъюнктура промышленности
Интенсивность сокращения платежеспособного спроса в октябре практически не изменилась. Как и в сентябре, более половины предприятий сообщило о снижении этого показателя. Самое интенсивное снижение спроса (-60...-50%) зарегистрировано в машиностроении, металлургии и стройиндустрии. В легкой и пищевой отраслях балансы составляют -25%, а в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 0%.
Бартерный спрос на промышленную продукцию увеличивается в основном за счет черной металлургии, машиностроения, нефтехимии и легкой промышленности. В других отраслях балансы мало отличаются от нуля, а преобладают ответы « не изменился «.
Падение выпуска в октябре замедлилось. Баланс ответов увеличился за месяц на 12 пунктов, однако остается отрицательным - в промышленности преобладают предприятия, сокращающие производство. Рост выпуска (положительный баланс) зарегистрирован только в лесной отрасли. Незначительное падение - в черной металлургии и нефтехимии. В других отраслях балансы отрицательны и существенно отличаются от нуля.
В октябре рост цен сохранился почти на сентябрьском уровне. При этом около половины предприятий сообщают о неизменности своих цен. Самое интенсивное изменение цен (по балансу) опросы зарегистрировали в цветной металлургии (+71 %), легкой (+76%) и пищевой (+67%) отраслях.
Рост запасов готовой продукции зарегистрирован в октябре только в черной металлургии и стройиндустрии. В других отраслях запасы снизились. Самое существенное сокращение в условиях ажиотажного спроса произошло в легкой и пищевой отраслях.
Не смотря на сокращение объемов, оценки запасов ухудшились на 9 пунктов и стали положительными - в промышленности в целом преобладают предприятия, считающие свои запасы избыточными. Недостаток запасов (отрицательные балансы) отмечен только в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной (-28%), пищевой (-35%) и легкой (-45%) отраслях.
Прогнозы изменения выпуска после резкого падения в сентябре улучшились в октябре на 15 пунктов, но остаются отрицательными. Надежды на абсолютный рост выпуска (положительные балансы) преобладают только в металлургии и нефтехимии. Самые пессимистичные прогнозы получены в стройиндустрии (-54%) и пищевой промышленности (-26%).
Прогнозы изменения цен претерпели в октябре лишь небольшую, по сравнению с сентябрьским скачком, корректировку на 9 пунктов. Планы увеличения отпускных цен безусловно преобладают во всех отраслях, кроме цветной металлургии. Самый интенсивный рост следует ожидать в пищевой отрасли (+72%), нефтехимии (+62%) и черной металлургии (+61%).
Прогнозы изменения платежеспособного спроса улучшились в октябре на 15 пунктов, но значения баланса остаются отрицательными: только 9% предприятий надеются на рост продаж своей продукции против 33%, ожидающих их снижения. Отрицательны балансы и во всех отраслях. Самые «оптимистичные» прогнозы зарегистрированы в легкой (-7%) и пищевой (-14%) промышленности. Прогнозы изменения бартерного спроса в целом по промышленности стабильны и положительны. Падения прямого товарообмена ожидают только в стройиндустрии.
Прогнозы изменения занятости ухудшились в октябре еще на 9 пунктов. Сейчас увольнения ожидаются почти на половине предприятий. Наиболее вероятны они в черной металлургии и стройиндустрии.
3.Денежно-кредитная политика
В октябре 1998 г. инфляционные процессы в российской экономике замедлились (см. график 1). Осуществленная в сентябре – октябре эмиссия в размере 26,1 млрд. руб. (16,45% прироста к концу августа 1998 г.) не привела к ускорению роста цен (см. график 2). Во-первых, в результате резкого скачка цен в сентябре 1998 г. денежная база сократилась по отношению к августу в реальном выражении, и эмиссия означала, в значительной степени, закрепление нового уровня цен. Во-вторых, меры, предпринятые ЦБ РФ, по регулированию обменного курса рубля способствовали снижению инфляционных ожиданий в ближайшие несколько месяцев. В-третьих, существующий лаг в 5 – 8 месяцев между началом денежной эмиссии и ее влиянием на уровень инфляции не позволяет сегодня оценить в полной мере последствия политики ЦБ РФ в первые осенние месяцы. Таким образом, в октябре 1998 г. индекс потребительских цен составит 101,5 – 102,1 к сентябрю текущего года. В соответствии с уточненным прогнозом в целом за 1998 г. инфляция не превысит 60 – 65%.
График 1.
График 2.
В конце октября 1998 г. ЦБ РФ опубликовал данные об основных показателях денежно-кредитной политики на 1 сентября 1998 г. Денежная масса М2 в августе снизилась на 4,56% по отношению к июлю (-8,15% к 1 января 1998 г.) и составила 343,6 млрд. руб. Количество наличных денег в обращении увеличилось на 3,17% (2,3% к началу года), достигнув 133,4 млрд. руб. Отток вкладов населения и кризис банковской системы уже в самом начале этого процесса привели к падению денежного мультипликатора в августе до 2,17 по сравнению с 2,4 в январе 1998 г. (см. график 3).
График
3.
Динамика золотовалютных резервов Центрального банка РФ в сентябре – октябре 1998 г. свидетельствует, что меры, применяемые для регулирования обменного курса рубля и аккумуляции валюты внутри страны, пока не приводят к значительному росту резервов. Так, на 23 октября 1998 г. объем золотовалютных резервов составил 13,3 млрд. долларов, что всего на 1,3 млрд. долларов выше уровня на 18 сентября 1998 г. – самой нижней точки объема резервов ( см. график 4).
График 4.
.
4.Инвестиции в реальный сектор экономики
Ухудшение параметров функционирования кредитно-финансового рынка для реального сектора экономики и инициировали спад деловой и инвестиционной активности. Объем новых инвестиций в основной капитал за январь-сентябрь 1998года сократился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Инвестиционный спад обусловлен ограниченными возможностями финансировании инвестиционных расходов как за счет собственных, так и привлеченных ресурсов. Коммерческие банки в условиях крайней нестабильной ситуации на финансовых рынках и повышения инвестиционных рисков не проявляют интереса к долгосрочному кредитованию реального сектора.
Усиливается тенденция к снижению инвестиционной деятельности со стороны государства. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования доля профинансированных инвестиционных расходов из федерального бюджета снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе-августе текущего года профинансировано всего около 1,4 млрд. рублей, что составляет 11% от годового лимита бюджетных обязательств, в том числе в социальном комплексе - 859,2 млн. рублей и 10%.
Предприятия не имеют достаточных собственных инвестиционных средств необходимых для реализации инвестиционных программ. Процесс накопления ограничивается ухудшением показателей финансовой деятельности: систематическим ростом издержек производства, снижением рентабельности. Проблема привлечения заемных средств в производство остается неразрешимой при высоких процентных ставках на кредитные ресурсы в сочетании с высокими рисками.
В настоящее время в России за счет эмиссии корпоративных ценных бумаг финансируется менее 1% от общего объема внебюджетных инвестиций, а в странах с развитой экономикой от 10 до 40 %.
Таблица 1
Структура инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в I полугодии
1996 |
1997 |
1998 |
|
Инвестиции в основной капитал | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | |||
1. Собственные и привлеченные средства | 80,8 | 81,7 | 80,2 |
из них: | |||
- собственные средства предприятий | 53,7 | 58,8 | 55,6 |
- кредиты коммерческих банков | 2,0 | 1,8 | 5,1 |
- средства внебюджетных фондов | 8,7 | 5,3 | 7,4 |
- иностранные инвестиции | 2,2 | 2,9 | 5,3 |
- прочие | 14,2 | 12,9 | 6,7 |
2.Средства консолидированного бюджета | 19,2 | 18,3 | 19,8 |
из них средств федерального бюджета | 9,2 | 8,6 | 6,0 |
Источник: Госкомстат России
В условиях острого бюджетного кризиса, неустойчивости ситуации на финансовом и фондовом рынках усилилась тенденция к росту кредиторской задолженности за выполненные работы. Доля просроченной задолженности по госзаказам и федеральным программам в общем объеме просроченной дебиторской задолженности составляет 9,4% и по сравнению с началом года повысилась на 2,2 пункта. При создавшемся положении инвестиционная программа 1998 года останется практически невыполненной, а будущего года -ограничится поддержкой крайне узкого круга направлений.
В отраслевой структуре инвестиций в текущем году прослеживается тенденция к сокращению инвестиций в основной капитал производственной сферы. По сравнению с январем-сентябрем 1997 года объем инвестиций на объекты производственного назначения инвестиций сократился на 2,9%. Продолжает сжиматься и инвестиционная программа естественных монополий: сокращение инвестиций в отрасли естественных монополий составило 6,5%. Снижение мировых цен на энергоресурсы и, особенно, на нефть, систематический рост неплатежей покупателей снизили доходную базу топливных отраслей и обусловили сокращение собственных средств на инвестиционные цели.
Анализ инвестиционной деятельности в разрезе секторов экономики и отраслей и подотраслей промышленности не дает оснований для пессимистических оценок перспектив развития рынка капитала. При всех трудностях переходного периода в отечественной промышленности накоплен опыт эффективного использования мощностей на основе реконструкции и технического перевооружения в таких отраслях как пищевая и швейная промышленность, производство строительных материалов, приборостроение и промышленность средств связи. Реструктуризация производственных мощностей позволяет проводить активную промышленную политику и сформулировать стратегию развития конкретного производства с учетом платежеспособного спроса на продукцию.
Однако реализация потенциальных возможностей российского рынка капитала предполагает стабильность ситуации в финансовом секторе экономике, снижение процентных ставок и рисков долгосрочных вложений. Положение усложняется кризисом доверия российских и иностранных инвесторов к кредитно - финансовым институтам .
5.Иностранные инвестиции
Последние месяцы характеризуются общим спадом активности как иностраннных, так и отечественных инвесторов. Зарубежные инвесторы в большинстве продолжают оставаться в ожидании определения перспектив экономического развития страны. Основными факторами, сдерживающими развитие инвестиционных процессов в российской экономике, являются: финансовый кризис в банковской системе, политическая нестабильность, сомнения в способности правительства выдержать жесткий бюджет, опасность дефолта по внешним долгам.
В последние годы политика России в области привлечения иностранных инвестиций ориентировалась на финансовых инвесторов. До последнего времени рост объемов привлекаемых иностранных инвестиций шел за счет вложений, приходящихся на долю прочих инвестиций, формируемых в основном за счет кредитов, полученных от не прямых инвесторов - Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и зарубежных средств, привлекаемых российскими банками и поступающих на рынок ГКО-ОФЗ. В целом доля прочих инвестиции в 1998 году составила 80%.
В условиях кризиса происходит снижение интереса инвесторов к российским корпоративным бумагам в силу потери их ликвидности. За последние 2 месяца количество инвестиционных компаний, работавших на фондовом рынке в России, сократилось более чем в три раза. Многие иностранные инвестиционные институты (Regent European Securities, Brunswick Warburg, CS First Boston, ING Barings и др) практически свернули свои операции с российскими ценными бумагами.
В связи с резко обострившейся ситуацией на российском фондовом рынке автоматически изменилась структура иностранных инвестиций. Практика последних двух месяцев показала, что влияние кризиса на прямые капиталовложения было не столь велико, в связи с чем прямые иностранные инвестиции, задействованные в создании предприятий с иностранным участием, приобретают все большее значение. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций к 1 октября 1998 г. составил 10,7 млрд.долл. или 32% от суммарных накопленных иностранных инвестиций за период 1991- 1998 гг. Вложения в уставные капиталы СП осуществляют предприниматели из 147 государств, среди которых лидируют США на долю которых приходится почти 30% всех прямых иностранных инвестиций.
В настоящее время в России зарегистрировано 30 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, причем только за январь-сентябрь 1998 года их создано около 2 тыс. Зарубежные компании организуют совместное производство с целью использования дешевой местной рабочей силы, либо избежания высоких таможенных тарифов страны-реципиента. В случае с Россией решающим оказывается второй фактор.
Несмотря на сложность экономической и политической ситуации в стране деятельность большинства совместных предприятий остается относительно стабильной. Многие западные компании по-прежнему считают Россию своим стратегическим партнером и не намерены снижать здесь свою деловую активность.
Однако кризис все же оказал дестабилизирующее влияние и внес серьезные поправки в перспективы деятельности предприятий с иностранным участием. С изменением платежеспособного спроса и конъюнктуры внутреннго рынка в настоящее время СП корректируют свои объемы производства.
Практика показала, что наибольшие возможности получения прямых иностранных инвестиций имеют региональные экономики, в силу развития селективного стимулирования иностранных инвестиций. Ряд российских регионов, которые имеют более сильные позиции вследствие своего промышленного потенциала, географического расположения или функционирования администрации, проводят активную деятельность по привлечению инвесторов в реальный сектор экономики и созданию благоприятного инвестиционного климата
6.Внешняя торговля
Динамика внешней торговли России в 1998 г. продолжает сдерживаться влиянием ряда факторов. Прежде всего это негативные тенденции в развитии мировой экономики, обусловленные экономическим кризисом, неблагоприятная внешнеторговая конъюнктура для основных товаров российского экспорта, низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, а также дискриминация российских экспортеров на международных рынках по ряду товарных групп.
Внешнеторговый оборот России, по по данным Госкомстата РФ, за январь-август 1998 г. сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4,1% и составил 95,2 млрд.долл., в том числе экспорт - 48,3 млрд.долл. (сокращение на 12,7%), импорт - 46,9 млрд.долл. (рост 6,6%)
Снижение темпов роста импорта (за I полугодие рост составил 8,4%) было вызвано резким уменьшением импортных закупок в конце августа, которые произошли в связи с падением курса рубля по отношению к доллару и банковским кризисом, что практически парализовало деятельность абсолютного большинства импортеров. Так, по данным ГТК России, в третьей декаде августа по сравнению с первой импорт мяса и мясных продуктов сократился в 3 раза, рыбы - в 4 раза, масла животного и растительного - в 3 с лишним раза, сахара в 4 раза.
Положительное сальдо торгового баланса России в январе-августе 1998 г. снизилось по сравнению с аналогичным показателем 1997 г. на 87,6% и составило всего 1,4 млрд.долл. Уменьшение сальдо торгового баланса означало сокращение валютных поступлений в страну и ограничивало возможности Центрального банка России по осуществлению валютных интервенций в целях поддержания курса рубля, что явилось одной из причин девальвации национальной валюты.
Внешнеторговый оборот со странами, не входящими в СНГ, составил 73,5 млрд.долл., чо на 4,5% меньше аналогичного показателя 1997 г., в том числе экспорт - 37,7 млрд.долл. (сокращение на 4,5%), импорт - 35,8 млрд.долл. (рост -8,8%).
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
A. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Цели структурных преобразований
- Формы, факторы и направления структурных
Преобразований
Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса
Использование внешнеэкономических связей
для решения задач структурных преобразований
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
B. Основные тенденции в российской экономике в 1992-1996 гг.
C. Обзор структурных элементов В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ЗА 1998 г.
C.1 Состояние государственного бюджета
С.2 Конъюнктура промышленности
С.3 Денежно-кредитная политика
С.4 Инвестиции в реальный сектор экономики
С.5 Иностранные инвестиции
С.6 Внешняя торговля
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
1.Госкомстат России
2.Материалы Института Экономических проблем переходного периода
Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева
Выполнен: СТУДЕНТОМ II КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА спец.
“Финансы и Кредит”