Реферат: Внедрение новых компьютерных и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс
Название: Внедрение новых компьютерных и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: реферат |
В настоящее время на всех уровнях системы образования ведется работа по переходу на профильное обучение. В Воронежской области разработана концепция профильного обучения на 2003-2006 годы, начата работа по ее внедрению в школьную практику. В Елань-Коленовской средней школе №2 Новохоперского района Воронежской области одним из направлений реализации концепции профильного обучения стала проектная деятельность, связанная с внедрением компьютерных и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. В 2003/04 учебном году начата разработка модели информационного пространства школы, что необходимо для полноценной работы с учащимися школьного округа в условиях профилизации, особенно сельских базовых школ. Основные цели и задачи Целью данного проекта является разработка и апробация модели информационного пространства школы и школьного округа, позволяющего формировать познавательную и практическую деятельность учащихся в условиях доступности информационного пространства. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи: 1. Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий и ресурсов информационной среды. Для этого необходимо реализовать следующее: подготовка учителей в Воронежском региональном центре Интернет-образования; адаптация расписания для проведения уроков с использованием ИКТ и для работы учащихся над проектами; создание школьной медиатеки; оснащение школьной медиатеки необходимым оборудованием и подключение к Интернет; накопление информационных ресурсов в школьной медиатеке. 2. Организация различных форм получения дополнительного образования на базе информационно-коммуникационных ресурсов школы: отбор образовательных ресурсов для организации проектной деятельности учащихся и получения дополнительного образования; развитие информационного пространства школ района с созданием доменного ресурсного центра; создание конференц-зала для проведения уроков-лекций с использованием компьютерных и информационных технологий; организация самообразования и дистанционного образования. 3. Информатизация управленческой деятельности: полный перевод документооборота школы в электронный формат; создание автоматизированных рабочих мест директора, завуча, секретаря, библиотекаря; подключение всех автоматизированных рабочих мест в доменную систему информационного пространства школы. Условия реализации проекта Для реализации поставленных задач необходимо создать условия формирования информационной среды. Здесь необходимо реализовать аппаратно-техническую и информационную составляющие. Аппаратно-техническое обеспечение реализуется за счет объединения серверной, кабинета информационных технологий, кабинета информатики, медиатеки, конференц-зала и автоматизированных рабочих мест в локальную сеть. В указанных помещениях осуществляется вся необходимая работа по обучению учителей и учащихся, формированию информационного пространства школы. Основные параметры системы таковы: 1. Сервер Сервер работает на базе компьютера Pentium-IV с операционной системой Windows-2000 Server. На сервере создана доменная система «School». В домене созданы группы по номерам кабинетов: 302 - кабинет информационных технологий, 304 - кабинет информатики, «School» - кабинет директора, завуча, секретаря, медиатека. К серверу подсоединен Hub. 2. Кабинет информационных технологий 12 компьютеров Pentium-II, операционная система Windows-98. Мультимедийный видеопроектор. К учительскому компьютеру (Pentium-III) подключена Web-камера, TV-тюнер Life View Fly Video для захвата видео, сканер планшетный, сетевой принтер Epson LQ-100, видеомагнитофон, установлена программа Net Support School. Компьютеры соединены «витой парой» и подключены к серверу через 16-портовый Hub. Все компьютеры имеют звуковые платы с выходом на наушники. Нагрузка на класс составляет 12 часов ежедневно. В кабинете осуществляется: преподавание спецкурса «Оператор ЭВМ и компьютерное делопроизводство»; обучение учителей информационным технологиям; проведение уроков по различным предметам с использованием компьютерных технологий; групповая работа по проектной деятельности; кружковая работа, работа школьной редакции; компьютерное тестирование. 3. Кабинет информатики 10 компьютеров IBM-486-DX, операционная система Windows-95. К учительскому компьютеру (Pentium-III) подключены: TV-тюнер Cirrus Logic для захвата видео, сканер ручной Genius, локальный принтер Star NX-1500, телевизор, установлена программа Net Support School. Компьютеры соединены «витой парой» и подключены к серверу через 16-портовый Hub. Все компьютеры имеют звуковые платы с выходом на наушники. Нагрузка на класс составляет 7 часов ежедневно. В кабинете осуществляется: преподавание 136 часового базового курса «Информатика и информационные технологии» в 7-9 классах; преподавание 136 часового профильного курса «Информатика и объектно-ориентированное программирование» в профильных 10-11 классах; преподавание 68 часового пропедевтического курса «Информационные технологии» в 5-6 классах; групповая работа по проектной деятельности и кружковая работа; компьютерное тестирование. 4. Медиатека 2 мультимедийных компьютера Pentium-III, операционная система Windows-2000. Предполагается установка до шести компьютеров Компьютер заведующего библиотекой Pentium-I, операционная система - Windows-98, с базой данных по книжному фонду. Компьютеры соединяются «витой парой» и подключаются к серверу через 10-портовый Hub. Модемное подключение к Интернет. Периферийное оборудование: принтер, телевизор, планшетный сканер, видеокарта TV-in, TV-out, ксерокс. Медиатека создается на базе библиотеки и имеет следующие рабочие зоны: компьютерная зона - располагается в читальном зале, где каждый имеет доступ к информационным ресурсам; видеотека - зона читального зала для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией; фонотека - зона читального зала для групповой и индивидуальной работы с магнитозаписями и другой звуковой информацией; библиотека - сочетает зону читального зала, книгохранилища для хранения книжного фонда, зону для тиражирования печатной продукции, рабочее место заведующего библиотекой. Задачи медиатеки: сбор, накопление, систематизация, обработка информации и доведение ее до пользователей; выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов учителей и учащихся в области новых информационных и педагогических технологий; компьютерная каталогизация и обработка информационных средств; оказание помощи в проектной деятельности учащимся и учителям; осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей; организация обучения пользователей методики поиску информации из различных источников. 5. Конференц-зал Основная задача конференц-зала - это проведение уроков-лекций по различным предметам, организация и проведение групповых учебных и внеклассных мероприятий презентационного характера, групповая досуговая деятельность. Оборудование: компьютер Pentium-III-IV, мультимедийный видеопроектор, видеомагнитофон; сетевое подключение в локальную сеть школы для доступа к информационным ресурсам школы и медиатеки. 6. АРМ секретаря Ведение компьютерного делопроизводства. Получение и обработка электронной почты. Компьютерный учет сотрудников школы по пенсионному фонду в программе «ПФ-ОТЧЕТ». Оборудование: компьютер Pentium, принтер, сканер; сетевое подключение в локальную сеть школы; подключение к провайдеру «Информсвязь» через модемный пул Новохоперского узла связи для работы с электронной почтой. 7. АРМ директора Ведение компьютерного делопроизводства. Доступ к различной информации. Доступ к Интернет-ресурсам. Работа с электронными ресурсами. Оборудование: компьютер Pentium-III-IV, принтер, сканер; выделенный доступ в Интернет; сетевое подключение в локальную сеть школы. 8. АРМ завуча Ведение компьютерного делопроизводства. Работа с программным обеспечением по составлению расписания учебных занятий. Подготовка методической документации, отчетов школы. Мониторинг. Оборудование: компьютер Pentium; сетевое подключение в локальную сеть школы для доступа к информационным ресурсам школы и медиатеки. Пути развития проекта Создание единой информационной среды школы и в дальнейшем школьного округа в условиях сельской местности. Создание перечня базового комплекта оборудования для организации информационной среды. Использование существующего и разработка нового программного обеспечения, Интернет-ресурсов, видео и аудио материалов, учебной, методической, справочной литературы для создания и функционирования информационной среды. Создание методических рекомендаций для реализации метода проектной деятельности учащихся в условиях информационной среды школы. Первые итоги Разработана образовательная программа школы на 2003-2006 годы. Разработана, скорректирована и внедряется модель информационного пространства школы. В Воронежском региональном центре ФИО прошли обучение 23 учителя. В Московском центре ФИО прошел обучение директор школы по программе руководителей региональных Интернет-центров в 2000 году и по программе «Intel для будущего» в 2003 году. Улучшена материально-техническая база - получен второй компьютерный класс в количестве 13 компьютеров Pentium по программе администрации района в 2002 году, 5 компьютеров Pentium-III и видеопроектор по президентской программе. На собственные средства произведена модернизация кабинета информатики, проведена локальная школьная сеть, приобретена Web-камера и планшетный сканер. В 2000 году произведено подключение к Интернет. В 2003 году создан школьный сайт. Реализован региональный стандарт по информатике. Базовый курс преподается в 7-9 классах. Введено профильное обучение на старшей ступени по информационно-математическому профилю. В 2000 году состоялся первый выпуск учащихся, обучавшихся по программе «Оператор ЭВМ и компьютерное делопроизводство» и получивших профессию «Офис-секретарь». Организованы групповые занятия по курсам «Основы компьютерной графики», «Основы Web-дизайна», «Основы компьютерной музыки». Организована проектная деятельность по ряду направлений: математика, история, иностранный язык, компьютерное делопроизводство. Начато обучение работников школы основам компьютерных и информационных технологий на базе школы. Результатом деятельности школы в данном направлении стало повышение интереса учащихся к обучению, улучшение качества знаний. |