Реферат: Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Название: Государственное регулирование предпринимательской деятельности Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: реферат |
Предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра. Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как: • обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; • формирование государственного бюджета; • защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; • обеспечение занятости населения; • обеспечение безопасности и обороны страны; • реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма; • соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании. Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы. Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы — уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур — с другой, не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной — от умения управлять, другой — от умения хозяйствовать. Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности. Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности. Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать. Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или пре-' кращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов). Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы. Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т. е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует. Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности. Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер. Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства. Фискальная политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений. Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит. Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации. Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров. За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. В июле 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в начале 1996 г. вступил в действие Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Правительство РФ постановлением № 1256 от 18 декабря 1995 г. утвердило Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996—1997 годы. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства...» установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности и форм собственности. Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям: • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; • создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий; • учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; • поддержка антиэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса. Важной мерой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса. Необходимо отметить, что субъекты малого предпринимательства в силу своих малых возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать помощь в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции. Список литературы |