Реферат: Налоговое регулирование: место и значение в рыночной экономике

Название: Налоговое регулирование: место и значение в рыночной экономике
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Реферат по дисциплине: Налоги и налогообложение

Выполнила : студентка 3 курса группы «ФиК» Ерычева М.И.

Московский Городской Университет Управления Правительства Москвы

Москва 2005

Введение

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансовокредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Глава 1. Виды налогов

1.1. Виды налогов.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы.

Важно отметить, что отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов Российской Федерации, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:[1]

◘ налог на добавленную стоимость;

◘ акцизы;

◘ налог на доход физических лиц;

◘ единый социальный налог;

◘ налог на прибыль организаций;

◘ налог на добычу полезных ископаемых;

◘ налог на наследование и дарение;

◘ водный налог;

◘ государственная пошлина;

◘ сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

● налоговую ставку (но в пределах, устанавливаемых Кодексом);

● порядок и сроки уплаты;

● формы отчетности;

● налоговые льготы и основания для их использования.

Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

К региональным налогам и сборам относятся:[2]

◘ налог на имущество организаций;

◘ транспортный налог;

◘ налог на игорный бизнес;

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов РФ.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения:

● налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом);

● порядок и сроки уплаты;

● формы отчетности;

● налоговые льготы и основания для их использования.

К местным налогам и сборам относятся:[3]

◘ земельный налог;

◘ налог на имущество физических лиц.

Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

1.2. Классификация налогов.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и в зависимости от других признаков. В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:

■ прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

■ косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенных налогов выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налогов.

Среди прямых налогов выделяются:

● реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием

имущественными объектами;

● личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.

К косвенным налогам относятся:

● налог на добавленную стоимость;

● акцизы на отдельные группы и виды товаров;

● налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

● таможенная пошлина;

● налог с продаж.

Налоги как инструмент регулирования

Федеративный характер Российского государства, включающего 89 субъектов национально-государственных и административно-территориальных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. именно поэтому часть налоговых поступлений, аккумулируемых в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяются между нижестоящими бюджетами: региональными (субъектов РФ) и местными.

взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечиваются посредством налоговой политики. Одна группа федеральных налогов и один региональный налог имеют статус закрепленных доходных источников. доходы по этим источникам полностью или в твердо фиксированной доле поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. федеральные налоги другой группы (а именно: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ) являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим источникам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по нормативам, утвержденным в законодательном порядке.

Глава 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с п.1 ст.30 Налогового кодекса налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам РФ и его территориальные подразделения в Российской Федерации.

В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов (ст.13 НК), а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ (ст.10 Таможенного кодекса РФ) Налоговым кодексом РФ установлено, что таможенные органы, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством и иными федеральными законами обладают полномочиями налоговых органов (п.2 ст.30 НК).

Министерство по налогам и сборам (МНС РФ) - система федеральных и территориальных органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 МНС была преобразована Государственная налоговая служба. Организация этой службы связана с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в. частности повышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономики страны. Органы налоговой службы были выделены в особую систему из структур финансовых органов (Министерства финансов, финансовых управлений и отделов).. Деятельность налоговых органов была урегулирована Законами "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций" от 21 мая 1990 г. и "О Государственной налоговой службе" от 21 марта 1991 г.

Главная задача МНС РФ заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правомерностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. В связи с этой задачей органы налоговой службы РФ контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок. В систему налоговых органов РФ входят: министерство ФР по налогам и сборам, выполняющее функции центрального федерального органа, а также его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям. Это единая централизованная система органов, подчиняющаяся Президенту РФ и Правительству РФ. Каждый из названных органов является юридическим лицом. Основное звено в системе налоговых органов РФ - государственные налоговые инспекции по районам и городам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета.

Деятельность центрального органа - министерства ФР по налогам и сборам включает, помимо непосредственно контрольных функций, организационно-методическую и контролирующую работу в отношении нижестоящих налоговых органов, а также координацию деятельности органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами. По вопросам своей компетенции этот орган издает инструкции и другие нормативные документы. Подобные функции в соответствующих территориальных пределах выполняют государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением. В заключении хочу привести схему взаимодействия Государственной налоговой службы РФ с министерствами и ведомствами по формированию налоговой политики.

Глава 3. Права и обязанности налоговых органов.

3.1. Права налоговых органов.

Законодательство закрепляет следующие права налоговых органов по контролю, связанные с налогообложением:

● производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе совместных предприятиях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать необходимые объяснения, справки и сведения, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, что определяется в установленном законодательством порядке;

● контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

● получать от предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы, копии с них. Должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

● обследовать с соблюдением соответствующих правил любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Налоговые органы РФ в процессе выполнения своих контрольных функций вправе применять меры принудительного воздействия:

■ требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательской деятельности и контролировать их исполнение;

■ приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов;

■ изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или иных объектов от налогообложения.

При установлении правонарушений налоговые органы РФ вправе применять к налогоплательщикам - предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции, на должностных лиц и граждан налагать административные штрафы, а также принимать меры к принудительному взысканию недоимок по налогам, сумм штрафов и т. п.

3.2. Обязанности налоговых органов.

В соответствии со ст.32 НК РФ Налоговые органы обязаны :

■ соблюдать законодательство о налогах и сборах;

■ осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

■ вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

■ проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

■ осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

■ соблюдать налоговую тайну;

■ направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.[4]

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации регулирует взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.

Также для осуществления налогового контроля ст.86 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность банка при заключении договора банковского счета, предусматривающего открытие клиенту расчетного (текущего) или иного счета в банке требовать от клиента предъявление свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, Налоговым Кодексом предусмотрен механизм своевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой для осуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первый обеспечивается теми государственными органами, на которые возложена обязанность осуществлять такую регистрацию, давать лицензии или иным образом учитывать подобные обстоятельства и вести соответствующие реестры. Второй - непосредственно от организаций и физических лиц, которые обращаются в налоговые органы с заявлением о постановке на учет.

Глава 4. Права и обязанности налогоплательщиков.

4.1. Права налогоплательщиков.

Налогоплательщики имеют право:

◘ получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

◘ получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

◘ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

◘ получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

◘ на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

◘ представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

◘ представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

◘ присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

◘ получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

◘ требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

◘ не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

◘ обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

◘ требовать соблюдения налоговой тайны;

◘ требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. [5]

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

4.2. Обязанности налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщики юридические лица и предприниматели обязаны :

1. уплачивать законно установленные налоги;

2. встать на учет в органах Государственной налоговой службы

для организаций - в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства в течение 10 дней после их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в Российской Федерации через филиал и представительство - в течение 10 дней после создания филиала и представительства.

и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

3. Налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

● об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок;

● о всех случаях участия в российский и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

● о всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

● о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

● об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

● об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности, организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.

Глава 5. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговое правонарушение это противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.

В теории правовых наук традиционно выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую (гражданско-правовую) и материальную ответственность.

Однако в последнее время ряд специалистов ставят вопрос о существовании специального вида ответственности, а именно, финансовой. В научных комментариях можно найти различные точки зрения и доводы по поводу правовой природы данного вида ответственности.

Финансовую ответственность можно назвать ближайшим историческим предшественником налоговой ответственности, которая предусматривалась прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. Причина в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин также используется применительно к другим правонарушениям в финансовой сфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством о валютном регулировании и т.д. Утверждение понятия "налоговая ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает все большую самостоятельность. Тем не менее, термин «налоговая ответственность» не является единственным определяющим признаком выделения нового вида юридической ответственности. Представляется, что ответственность за нарушение налогового и финансового законодательства действительно существует, но это есть ни что иное, как применение административной и уголовной и иной ответственности при строгом соблюдении законодательства в зависимости от вида налогового правонарушения (преступления). Употребление термина “налоговая ответственность” очень условно и не должно подразумевать новый вид или подвид юридической ответственности, обладающий исключительными признаками. Безусловно данная ответственность обладает рядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо, но, как уже было сказано выше, в теории правовых наук она не должна занимать пост отдельного вида юридической ответственности наравне с административной, уголовной, дисциплинарной, гражданской и материальной.

В пункте 4 ст. 10 НК РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. Зато есть норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством. Итак, возвращаясь к теории, ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:

■ является средством охраны правопорядка

■ выражается в применении мер государственного принуждения

■ наступает за нарушение правовых норм

■ наступает на основе норм права, т.е. нормативно определена

■ является последствием виновного деяния

■ состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть

■ реализуется в соответствующих процессуальных формах.

В то же время можно выделить особые признаки ответственности за налоговые правонарушения[6] :

■ Основанием ответственности является налоговое правонарушение (понятие строго определено Налоговым Кодексом РФ).

■ Применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупности составляют нормативную основу ответственности за нарушение налогового законодательства.

■ Особый субъектный состав.

■ К данной ответственности обязанных лиц привлекают налоговые органы, а в специально установленных случаях – таможенные органы.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает принципы привлечения к налоговой ответственности, среди которых можно выделить следующие:

■ Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, никакие иные нормативные акты не вправе предусматривать иные основания ответственности, а также порядок.

■ Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

■ Предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

■ Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

■ Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Утверждение презумпции невиновности в налоговых отношениях является одним из важнейших установлений Налогового Кодекса РФ.

Принцип судебного подтверждения виновности в совершении налогового правонарушения оставляет за налогоплательщиком право обжаловать решение налоговых органов о возложении на него мер ответственности даже в том случае, если ранее указанное решение было исполнено им самим добровольно.

Новшеством при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым Кодексом РФ двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие:

◊ умышленное правонарушение и

◊ совершенное по неосторожности

В этой связи особый интерес представляет вопрос о вине организаций в совершении правонарушений вообще и налоговых правонарушений в частности. Со всей определенностью возможность привлечения к правовой ответственности организаций отвергается только в уголовном праве. Гражданское право по своей природе просто немыслимо без ответственности юридических лиц. Само понятие юридического лица как субъекта гражданских правоотношений подразумевает наличие у него таких личностных характеристик, как волевое отношение к своим поступкам, а следовательно, и наличие вины при противоправности этих поступков.

Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция (ст. 114). Налоговый Кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов). Штраф – это взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с правонарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств. Иные альтернативные виды взысканий (предупреждения, конфискации и др., характерные для административной ответственности) за совершение налоговых правонарушений не применяются. Суммы недоимок и пеней не относятся к штрафным санкциям. Поэтому их взыскание нельзя классифицировать как применение мер ответственности, установленных главой 16 Налогового Кодекса.

Налоговый кодекс предусматривает также и другие чисто цивилистические способы обеспечения исполнения обязательств – залог имущества и поручительство. Однако если в гражданском праве ничто не мешает рассматривать ту же неустойку (штраф или пеню) и как способ обеспечения исполнения обязательств, и как меру гражданской ответственности, то в налоговых правоотношениях эти институты принципиально противопоставлены. Процедура привлечения к налоговой ответственности не может применяться к порядку взысканий пеней. И прежде всего, это касается вопросов судебного порядка привлечения к ответственности и трехгодичного срока давности.

Отдельно от главы, посвященной видам налоговых правонарушений, стоит глава 18, которая устанавливает виды ответственности банков за нарушение законодательства о налогах и сборах. В этой главе предусмотрены составы, ответственностью за которые является пеня. Однако данное обстоятельство не может служит основанием для уличения авторов Налогового кодекса РФ в отходе от занятой позиции, согласно которой единственным видом налоговых санкций является штраф. Пункт 2 статьи 114 Налогового Кодекса РФ гласит: "налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 настоящего Кодекса". Следовательно, те меры ответственности, которые предусмотрены главой 18, не являются налоговыми санкциями, а составы, предусматривающие ответственность в виде пеней, не являются налоговыми правонарушениями. Но так как общие условия привлечения к налоговой ответственности определяются с помощью понятий "налоговое правонарушение" и "налоговая санкция", в главе 18 имеется особая статья, регулирующая порядок применения этих общих условий к составам, предусмотренным главой 18. Согласно статье 136 Налогового Кодекса РФ, штрафы, предусмотренные в данной главе, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения. А пени, указанные в статьях 133 и 135 НК РФ, взыскиваются по решению руководителя (его заместителя) налогового органа на основании инкассового поручения в бесспорном порядке. Статьями 133 и 135 Налогового Кодекса РФ предусмотрена ответственность банков за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и неисполнение решения налогового органа о взыскании налога.

Таким образом, законодатель признает, что пени в налоговых правоотношениях могут быть мерами ответственности, что не отменяет, однако, бесспорного порядка их взыскания.

Учитывая описанное, можно вывести определение налоговой ответственности.

Налоговая ответственность - это применение налоговых санкций к субъектам налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами на основе норм Налогового Кодекса РФ.

С принятием Налогового Кодекса РФ существенно расширился круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за налоговые правонарушения

Итак, субъектом налоговой ответственности (лицом, совершившим налоговое правонарушение, на которое по закону может быть возложена налоговая ответственность) в соответствии со ст.107 Налогового Кодекса РФ выступают как организации, так и физические лица.

Налоговая ответственность распространяется на все субъекты независимо от форм собственности, организационно-правовых норм, ведомственной принадлежности и т.д. В связи с этим при рассмотрении споров о применении ответственности за нарушение срока либо уклонение от постановки на учет в налоговом органе[7] необходимо исходить из того, что к организации может быть применена ответственность по каждому такому нарушению, совершенному как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов и представительств, а также соответствующего имущества.

Если говорить о физических лицах-налогоплательщиках, то Налоговый Кодекс РФ устанавливает возраст, с которого физическое лицо может быть субъектом налоговой ответственности. Часть 2 статьи 107 предусматривает налоговую ответственность с шестнадцатилетнего возраста. Это правило означает, что если физическое лицо совершило налоговое правонарушение до достижения им возраста шестнадцати лет, то оно в любом случае не может быть привлечено к налоговой ответственности. При этом необходимо ответить, что Налоговый Кодекс РФ не решает в полной мере вопрос так называемой налоговой правоспособности и дееспособности. Представляется, что иметь налоговые права и нести налоговые обязанности возникает у физических лиц в момент рождения и прекращается со смертью. А вот способность физического лица создавать для себя налоговые обязанности и исполнять их (налоговая дееспособность) ограничена гражданской дееспособностью. А следовательно, ограничена гражданской дееспособностью и налоговая деликтоспособность (способность нести ответственность за налоговые правонарушения).

Так в соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступления совершеннолетия (18 лет). В то же время гражданским правом установлена ограниченная дееспособность для несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет (ст.26 ГК РФ), а также такой институт как эмансипация совершеннолетнего, достигшего 16 лет (ст. 27 ГК РФ), если он состоит в трудовых отношениях (является стороной трудового договора) или занимается предпринимательской деятельностью.

Таким образом можно сделать вывод о том что, налоговая дееспособность является вторичной по отношению к гражданской и трудовой дееспособности. У конкретного физического лица налоговая дееспособность объективно может возникнуть только тогда, когда оно уже приобрело гражданскую или трудовую дееспособность.

Следовательно, при привлечении лица, достигшего 16 лет, но не достигшего 18 лет, необходимо учитывать, обладал ли он на момент совершения налогового правонарушения гражданской дееспособностью, необходимой для исполнения налоговых обязанностей.

В заключении этой главы рассмотрим вопросы уголовной ответственности за налоговые преступления. Уголовный Кодекс РФ предусматривает составы налоговых преступлений и ответственность за их совершение в главе 22 (Преступления в сфере экономической деятельности).

Главный признак налогового преступления – неуплата налогов в особо крупном размере. Таковой признается сумма, превышающая 1000 МРОТ. Уклонение от уплаты налогов может быть признано преступлением как в случаях, когда свыше 1000 МРОТ не уплачено по одному налогу, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов.

В число острых проблем уголовной ответственности за налоговые преступления входят вопросы применения так называемых поощрительных и компромиссных норм уголовного закона[8] . Дело в следующем. При решении вопроса о прекращении уголовного дела ввиду деятельного раскаяния лица по основаниям, изложенным в примечании 2 к статье 198 Уголовного Кодекса РФ, правоприменитель нередко требует от неисправного налогоплательщика лишь уплатить налог и возместить штраф. При этом не принимаются в расчет требования ч. 2 ст. 75 УК РФ, в соответствии с которыми лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, только при наличии условий, предусмотренных частью 1 ст. 75 УК РФ. В соответствии же с частью 1 данной статьи для освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием необходимо, чтобы лицо после совершения преступления не только возместило причиненный ущерб и способствовало раскрытию преступления, но и явилось с повинной, причем все перечисленные действия оно должно совершить добровольно.

Если же возникает необходимость учесть интерес государства, заключающийся в обязательном возмещении причиненного неуплатой налогов и взносов вреда, то следует иметь в виду возможность освобождения лица от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ, ст. 6 УПК РСФСР), о которой может свидетельствовать добровольность возмещения лицом причиненного неуплатой налога и взноса ущерба и уплаты налогоплательщиком всей суммы штрафов и пени (правда, действие ст. 77 УК РФ не распространяется на лиц, совершивших деяние, предусмотренное частью 2 ст. 199 УК РФ).

Заключение

Налоги – необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Именно в налоговой системе и налоговой политике заложены и возможности использования их в целях развития и совершенствования федеративных отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.

Налоговая система действует на всей территории России. Это единая налоговая система российского государства, что относится ко всем трем уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во-первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органами государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления) одни и те же виды налогов. Во-вторых, что единство отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами одного уровня), есть между субъектами Федерации, между органами местного самоуправления).

Необходимость единства налоговой системы в Российской Федерации вытекает из закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономического пространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансового регулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – установление общих принципов налогообложения и сборов.

Список литературы

1. Д Г. Черник "Налоги в рыночной экономике", Москва, "Финансы",2003г.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

3. Справочная правовая система "Гарант" (Законодательство России; Налогообложение и бухучет)

4. Ю.А. Крохина. Налоговое право России. Учебник для Вузов.

5. Таможенный Кодекс Российской Федерации.

6. Гражданский Кодекс Российской Федерации.Ч.1.

7. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

8. Законы Российской Федерации. Информационно - справочная система «Консультант Плюс».


[1] НК РФ ч.I

[2] НК РФ ч.I

[3] НК РФ ч.I

[4] НК РФ ч.1

[5] НК РФ ч.I

[6] Комментарий к Налоговому Кодексу РоссийскойФедерации, части первой постатейный. Под. ред. Брызгалина А.В.

[7] НК РФ ч.1

[8] "Ответственность за налоговые преступления" (Пастухов И., Яни П., "Р

оссийская юстиция" N 4, апрель 1999 г.)