Курсовая работа: Проектирование привода к цепному конвейеру
Название: Проектирование привода к цепному конвейеру Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расчётно-графическая работа по механике Выполнила: ст-ка гр. ЭТТ-32 Макеева Е.А. Саратовский государственный технический университет Саратов 2006 ЗАДАНИЕ №6 ВАРИАНТ №4 Дано: P3=8,5 кВт, W3=1,4*π об/мин, Lh=5 лет. I. Кинематический расчет привода. Выбор электродвигателя. Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и ее привода. 1.1 Требуемая мощность рабочей машины: Ррм=8,5 кВт. Мощность двигателя зависит от требуемой мощности рабочей машины, а его частота вращения — от частоты вращения приводного вала рабочей машины. Общий коэффициент полезного действия (КПД) привода: где ηз.п – закрытой передачи (ηз.п=0,75…0,85=0,8); η о.п – открытой передачи (нет); ηм. – муфты (ηм.≈0,98); ηп.к. – подшипник качения (ηп.к.=0,99…0,995=0,993); ηпод.с. – подшипник скольжения (ηпод.с.=0,98…0,99=0,985). η=0,8*0,98*0,993*0,985=0,767, Требуемая мощность двигателя, кВт: Pдв= Pдв=кВт. Номинальная мощность двигателя Рном, кВт: Значение номинальной мощности выбираем из стандартной таблицы по величине большей, но ближайшей к требуемой мощности Pдв ≤ Рном Рном=13 кВт 1.5 Выбираем тип двигателя в соответствии с асинхронной частотой вращения: АО2-62-6 – частота вращения 870 об/мин. 2. Определение общего передаточного числа привода и разбивка по ступеням. Передаточное число привода и определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя nном к частоте вращения приводного вала рабочей машины nр.м. при номинальной нагрузке и равно произведению передаточных чисел закрытой uз.п. и открытой uо.п передач: U=, 2.1 Частота вращения приводного вала рабочей машины W= об/мин, 2.2 Требуемая частота вращения вала электродвигателя nтреб ,об/мин: nтреб= nвых* uцеп.п.* uзуб.п .* uчерв.п nтреб=42*(2…4)*(10… 31,5) nтреб max=5292 об/мин nтреб min=840 об/мин Таким образом, выбираем двигатель АО2-62-6 с частотой вращения n = 870 об/мин 2.3 Общее передаточное число привода: uпр=, uпр= 2.4 Передаточное число редуктора uред Uчерв.=8 – из ряда стандартных чисел. 3.Определение основных параметров привода по валам. 3.1 Распределение мощностей по валам P, кВт: Pдв.ст=P1=13 кВт, P2=P1 * ηм.* ηпод.к =13*0,993*0,98=12,6 кВт P3= P2 * ηз.п.* ηпод.к =12,6*0,8*0,993=10,04 кВт Распределение частот вращения по валам n, об/мин: nдв= n1=870 об/мин n2= об/мин n3= об/мин 3.3 Распределение угловой скорости W, 1/с: W1= 1/с W2= 1/с W3= 1/с 3.4.Распределение вращающих моментов Т, н*м: 3.5. Выбор муфты. T=Tн*k, k=1.2…1.5 – коэффициент режима. Муфты подбирают по диаметру валов. T=T1*1.3=142,76*1.3=185,58 H*м. II. Расчет тихоходной закрытой передачи. 1. Выбор материала червяка и червячного колеса. Материал-БрА10Ж4H4 σв=700 н/мм2, σт=460 н/мм2.Способ отливки - центробежный. Для нашей передачи с целью повышения КПД принимают закалку ТВЧ До твердости Н 245 HRC3, шлифование и полирование витков червяка. Сталь 40Х терообработка – улучшение + ТВЧ. Dпред=125 мм. Sпред=80 мм. 1.1Ожидаемая скорость скольжения VS, м/с: VS= м/с. T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, T2 =1107,2 н*м; W2 – угловая скорость тихоходного вала, W2=11,38 рад/с; Uч.п. – передаточное число, Uч.п=8. VS= м/с 2. Определение допускаемых напряжений. 2.1 Определение допускаемых контактных напряжений [σ]н, Н/мм2: [σ]н= 300-25 VS, [σ]н= 300-25*4,076=198,1 Н/мм2; 2.2 Определение допускаемых изгибных напряжений[σ]F ,Н/мм2 : [σ]F= KFL*(0,08* σв+0,25* σт) , где KFL- коэффициент долговечности, , где N-число циклов нагружения зубьев червячного колеса за весь срок службы- наработка. N=573*W2*Lh, Lh-срок службы привода (ресурс),ч W2 – угловая скорость тихоходного вала, W2=11,38 рад/с; Lh=t*kг*365*24*kсут, Lh=5*0,8*365*24*0,32=11212,8 часов. N=573*11,38*11212,8=73115753,47. KFL =. [σ]F=0,62*(0,08*700+0,25*460)=106,02 Н/мм2 3. Определение межосевого расстояния передачи аw , мм: мм. Подученное значение межосевого расстояния aw для нестандартной передачи округляем до ближайшего нормального линейного размера (ГОСТ 66.36-69).Принимаем аw=200 мм. 4. Подбор основных параметров передачи. Число витков червяка z1: z1=4, т.к. z1 зависит от передаточного числа редуктора изп=8 . Число зубьев червячного колеса: z2= z1*uчерв.. z2=4*8=32. Модуль зацепления m, мм: , где аw- межосевое расстояние, аw=200 мм. z2 - число зубьев червячного колеса, z2=32 мм, Принимаем m=10 мм. (ГОСТ 66.36-69). Коэффициент диаметра червяка из условия жесткости q: q≈(0,212…0,25)*z2, z2 - число зубьев червячного колеса, z2=32 q≈0,24*32=7,68, Принимаем q=8. (ГОСТ 66.36-69) Коэффициент смещения инструмента x: аw- межосевое расстояние, аw=200 мм; m - модуль зацепления, m=10 мм; q - коэффициент диаметра червяка, q=8; z2 - число зубьев червячного колеса, z2=32. По условию неподрезания и незаострения зубьев колеса значение х допускается до — 1 <х <+ 1 . 4.6 Определить фактическое передаточное число Uф и проверить его отклонение ∆U от заданного U: , . 4.7 Фактическое значение межосевого расстояния aw, мм: aw=0,5*m*(q+z2+2*x), aw=0,5*10*(8+32+2*0)=200 мм. 5. Основные геометрические размеры передачи, мм. При корригировании исполнительные размеры червяка не изменяются; у червячного колеса делительный d2 и начальный dw2 диаметры совпадают, но изменяются диаметры вершин da2 и впадин df2. Основные размеры червяка: делительный диаметр d1=q*m: d1=8*10=80 мм, начальный диаметр dw1=m*(q+2*x): dw1=10*(8+2*0)=80 мм, диаметр вершин витков dа1 =d1+2* m: dа1=80+2*10=100 мм, диаметр впадин витков в f1=d1—2,4*m: d f1=80-2,4*10=56 мм, делительный угол подъема линии витков : , длина нарезаемой части червяка b1=(10+5,5*│x│+z1)*m+ С, где х -коэффициент смещения При х=0 С= 0, z1 - число витков червяка z1=4; m - модуль зацепления, m=10 мм; b1=(10+5,5*0+4)*10+0=140 мм, Подученное значение округляем до ближайшего нормального линейного размера (ГОСТ 66.36-69). Принимаем b1=145 мм. Основные размеры венца червячного колеса: делительный диаметр d2 = dw2= m*z2 d2=10*32=320 мм, диаметр вершин зубьев da2 = d2+ 2*m(1 + х): da2=320+2*10*(1+0)=340 мм, наибольший диаметр колеса daм2 ≤ da2+6*m/(z1+2): daм2≤340+6*10/(4+2)≤350 мм, диаметр впадин зубьев df2 = d2 - 2*m(1,2 — х): df2=320-2*10*(1,2-0)=296 мм, ширина венца при z1 = 4 bг = 0,315* aw: bг=0,315*200=63 мм. По ГОСТу 66.36-69 принимаем bг=63 мм, радиусы закруглений зубьев Rа= 0,5*d1 - т; Rf= 0,5*d1 + 1,2т: Rа=0,5*80-10=30 мм, Rf=0,5*80+1,2*10=52 мм, условный угол обхвата червяка венцом колеса 2δ: sinδ= sinδ=. Угол 2δ определяется точками пересечения дуги окружности диаметром d'= dal - 0,5*т с контуром венца колеса и может быть принят равным 90... 120° d'=100-0,5*10=95 мм. 6. Проверочный расчет. 6.1 Коэффициент полезного действия передачи: η= где γ - делительный угол подъема витков червяка; φ – угол трения. Определяется в зависимости от фактической скорости скольжения vs= где Uф – фактическое передаточное число, Uф=8 w2 – угловаяскорость соответствующего вала, w2=11,38рад/с d1 – делительный диаметр, d1=80 мм γ – делительный угол подъёма линии витков, γ=21,8°. vs= м/с→ φ=1º29´ η=. 6.2 Контактные напряжения зубьев колеса σн, Н/мм2: , где — окружная сила на колесе, Н: Н, k— коэффициент нагрузки. Принимается в зависимости от окружной скорости колеса vs= м/с vs= м/с При vs<3 м/с, то К=1. - допускаемое контактное напряжение зубьев колеса, =214,87 Н/мм2 Н/мм2 176,77≤214,87 Получили недогрузку материала (σн≤[σ]н), а эта разница не превышает 15%, т.е. условие прочности выполняется. 6.3 Напряжение изгиба зубьев колеса σF, Н/мм2 , где k— коэффициент нагрузки, k=1; m – модуль зацепления, m=8 мм; b2 – ширина венца, b2=50.4 мм; Ft2 – окружная сила на колесе, Ft2=6920 H; YF2 — коэффициент формы зуба .Определяется интерполированием в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса zv2= zv2=, где γ – делительный угол подъёма линии витков червяка, т.к. zv2=41,02 → YF2=1,403 - допускаемое напряжение изгиба зубьев колеса, =106,02 Н/мм2 Н/мм2, 11,37≤106,02. При проверочном расчете , т.к. нагрузочная способность червячных передач ограничивается контактной прочностью зубьев червячного колеса. Таблица 1
III. Расчет валов редуктора. Редукторные валы испытывают два вида деформации — изгиб и кручение. Деформация кручения на валах возникает под действием вращающих моментов, приложенных со стороны двигателя и рабочей машины. Деформация изгиба валов вызывается силами в зубчатом (червячном) зацеплении закрытой передачи и консольными силами со стороны открытых передач и муфт. Основными критериями работоспособности проектируемых редукторных валов являются прочность и выносливость. Они испытывают сложную деформацию — совместное действие кручения, изгиба и растяжения (сжатия). Но так как напряжения в валах от растяжения небольшие в сравнении с напряжениями от кручения и изгиба, то их обычно не учитывают. Расчет редукторных валов производится в два этапа: 1-й – проектный (приближенный) расчет валов на чистое кручение , 2-й — проверочный (уточненный) расчет валов на прочность по напряжениям изгиба и кручения. 1. Определение сил в зацеплении закрытых передач. В проектируемых приводах конструируются червячные редукторы с углом профиля в осевом сечении червяка 2а = 40° .Угол зацепления принят α= 20°. а) на колесе: 1.1 Окружная сила Ft2, Н: Ft2= где T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, T2 =1142.35 н*м; d2 – делительный диаметр колеса, d2=320 мм. Ft2= Н 1.2 Радиальная сила Fr2, Н: Fr2= Ft2*tgα, где Ft2 - окружная сила, Ft2=6920 H, Fr2=6920*0,25=1730 Н, 1.3. Осевая сила Fa2, Н: Fa2= Ft1= где d1 – делительный диаметр червяка, d1=80 мм; T1 – вращающий момент червяка, T1=142,76 н*м. Fa2=Н. б) на червяке: Окружная сила Ft1, Н: Ft1=Fа2=3569 Н; Радиальная сила Fr1, Н: Fr1=Fr2=1730 Н; Осевая сила Fa1, Н: Fа1=Ft2=6920 Н. Выбор материалов валов. Сталь СТ40Х σн=900 Н/мм2, σт=750 Н/мм2, σ-1=410 Н/мм2. Термообработка улучшение. 3. Выбор допускаемых напряжений на кручение. Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения (как при чистом кручении), т. е. при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение применяют заниженными: [τ]к=40 Н/мм2— для тихоходных валов. 4.Предварительный выбор подшипников. Определяем тип, серию и схему установки подшипников: Для тихоходного вала червячной передачи подбираем роликовые конические подшипники типа 7312. Серия – средняя. Угол контакта α=12º. Выбираем типоразмер подшипников по величине диаметра d2 внутреннего кольца, равного диаметру второй d2 и четвертой d4 ступеней вала под подшипники. Основные параметры подшипников: геометрические размеры — d=60 мм, D=130 мм, Т=33,5 мм, b=31 мм,c=27 мм, r=3,0 мм, r1=1,2 мм динамическую Сr=80 кН и статическую С0г=62 кН грузоподъемности. Здесь в — диаметр, наружного кольца подшипника; Т— осевой размер роликоподшипников. Факторы нагрузки е=0,30; Y=1,97; Yo=1,08. 5. Определение геометрических параметров ступеней валов. Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей. Проектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала: ее диаметр в длину l. 5.1 Под элемент открытой передачи: , где Мк=Т2=крутящий момент, равный вращающемуся моменту на валу, Т2=1107,2 Н*м. [τ]к - допускаемые напряжения на кручение, [τ]к=20 Н/мм2 мм, По ГОСТу 66.36-69 принимаем d1=52 мм. l1=(1…1,5)* d1=1,1*52=57,2 мм, По ГОСТу 66.36-69 принимаем l1=58 мм. 5.2 Под уплотнения крышки с отверстием и подшипник: d2 =d1+2*t, где t — значение высоты буртика определяется в зависимости от диаметра d1. Если d1=52 мм, то значение t=3 d2=52+2*3=58 мм. По ГОСТу 66.36-69 принимаем d2=60 мм. l2≈1,25* d2, l2≈1,25*60=75 мм. По ГОСТу 66.36-69 принимаем l2=78 мм. Под колесо: d3 =d2+3,2*r, где r — координаты фаски подшипника определяются в зависимости от диаметра d1. Если d1=52 мм, то значение r=3 d3=60+3,2*3=69,6 мм. По ГОСТу 66.36-69 принимаем d3=70 мм. l3 определяется графически на эскизной компоновке. l3=lст+(18…20)=78+20=98мм. 5.4 Под подшипник: d4 =d2=60мм, Обозначение 7312 – средняя серия d=60мм → T=34,0мм и c=27 мм. l4=Т+с, l4=34+27=61 мм. 6. Расчетная схема валов редуктора. Если D=130 мм, то выбираем крышку (ГОСТ 18512-73) →H=23 мм. 6.1 Реакции опоры в вертикальной плоскости : ∑МА=0 ∑МВ=0 Проверка: 6.2 Реакции опоры в горизонтальной плоскости: ∑МА=0. ∑МВ=0 Проверка: 6.3 Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости: МА=МВ=0, М1= Ry1*x1, 0<x1<l1→0<x1<68,75 Mx1=0=0; Mx1=l1=52,7*68,75=-3623,125 кН*мм. 6.4 Изгибающие моменты в вертикальной плоскости: МА=МВ=0, 6.5 Радиальные нагрузки в подшипниках: , , 6.6 Суммарные радиальные нагрузки: кН*мм, кН*мм. кН*мм. 7. Эпюры изгибающих и крутящих моментов. 8. Проверочный расчет валов. 8.1Намечаем опасные сечения вала. Опасное сечение вала определяется наличием источника концентрации напряжений при суммарном изгибающем моменте Мсум: одно—на 3-й ступени под колесом; второе— на 2-й ступени под подшипником опоры, смежной с консольной нагрузкой . 8.2. Определяем источники концентрации напряжений в опасных сечениях. а) Опасное сечение 2-й ступени тихоходных валов определяют два концентратора напряжений — посадка подшипника с натягом и ступенчатый переход галтелью r между 2-й и 3-й ступенью с буртиком t= (d3 — d2)/2 : t= (70-60)/2=5. б) Концентрацию напряжений на 3-й ступени для тихоходных валов определяют— посадка колеса с натягом и шпоночный паз. 8.3 Определяем напряжения в опасных сечениях вала, Н/мм2. а) Нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, при котором амплитуда напряжений σа равна расчетным напряжениям изгиба σи: , где М=997924,94 Н*м — суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении, — осевой момент сопротивления сечения вала, мм3. мм3, Н/мм2 б) Касательные напряжения изменяются по отнулевому циклу, при котором амплитуда цикла τа равна половине расчетных напряжений кручения τк: , где Мк=T2 =1107.2 Н*м — крутящий момент, , — полярный момент инерции сопротивления сечения вала, мм3. мм3, Н/мм2. 8.4 Определяем коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для расчетного сечения вала, с поверхностным упрочнением: , где Кσ=1,7 и Кτ=2 — эффективные коэффициенты концентрации напряжений. Они зависят от размеров сечения, механических характеристик материала и выбираются. Kd=0,67— коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения; Kf=1,0— коэффициент влияния шероховатости. Ky=2.1 , . 8.5 Определяем пределы выносливости в расчетном сечении вала, Н/мм2: (σ-1)D =σ-1/(Кσ)D, (τ-1)D =τ-1/(Кτ)D, где σ-1 =410 Н/мм2и τ-1≈0,58* σ-1=237,8 Н/мм2 — пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, (σ-1)D =410/1,19=344,5 Н/мм2, (τ-1)D =237,8/1,4=169,8 Н/мм2. 8.6 Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям: 8.7 Определяем общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении: ≥[S], где [S] допускаемый коэффициент запаса прочности. [S]=1,6…2,1. IV ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ. Проверить пригодность подшипника 27312 тихоходного вала червячного редуктора. Подшипники установлены по схеме в распор: а) Определяем составляющие радиальных реакций: Н Н, где e –коэффициент влияния осевого нагружения, e=0.3; R1, R2 – реакции в подшипниках, Rs – осевая составляющая радиальной нагрузки подшипника. б) Составляем осевые нагрузки подшипников, так как Н, Н, где Fа – осевая сила в зацеплении, Fа=3569Н, Rа – осевая нагрузка подшипника, Н. в)Определяем соотношения: ; , где V – коэффициент вращения, V=1 – при вращающемся внутреннем кольце подшипника. г) По соотношениям: и выбираем соответствующие формулы для определения RE: Н Н, где Kσ – коэффициент безопасности, Kσ=1; KT – температурный коэффициент, KT=1,0; X – коэффициент радиальной нагрузки, X=0,4; Y – коэффициент осевой нагрузки, Y=1.97. д) Определяем динамическую грузоподъёмность по большему значению эквивалентной нагрузки: Н<Cr Cr=80 кН; RE – эквивалентная динамическая нагрузка, RE2=9893,7Н; m – показатель степени, m=3.33 – для роликовых подшипников; а1 – коэффициент надёжности, а1=1; а23 – коэффициент учитывающий качества подшипников и качества по эксплуатации, а23=0,6…0,7 – для роликовых конических подшипников; Lh – требуемая долговечность подшипников, Lh=11212,8 ч. д) Определяем долговечность подшипника: L10h=a1 V КОНСТРУИРОВАНИЕ ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА. 1.Обод. Наибольший диаметр колеса: dам2=350 мм, Внутренний диаметр колеса: Dв=0,9*d2-2,5*m, Dв=0,9*320-2,5*10=263 мм, Толщина колеса: S≈0,05*d2, S≈0,05*320=16 мм, Sо≈1,2*S, Sо≈1,2*16=19,2 мм, h=0,15*b2, h=0,15*63=9.45 мм, t=0,8*h, h=0,8*9.45=7.56 мм. Ширина колеса b2=63 мм. 2.Ступица. Диаметр внутренний d=d3=70 мм, Диаметр наружный dст = l,55*d, dст = l,55*70=108.5мм, Толщина δ ст =0,3*d, δ ст =0,3*70=21 мм, Длина lст=(l...l,5)*d, lст=l,1*70=78 мм. Примем lст=78 мм. 2.Диск: Толщина С = 0,5(S + δ ст )≥ 0,25* b2, С = 0,5(16+21)≥0,25*63, C=18.5≥15.75, Радиусы закруглений и уклон R≥10. Отверстия d0 ≥ 25 мм; n0=4...6. VI ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОК. Призматические шпонки, применяемые в проектируемых редукторах, проверяют на срез и смятие. Условие прочности , где Ft – окружная сила на шестерне или колесе, Aсм =(0,94*h-t1)*lр – площадь смятия, мм; lр=l-b – рабочая длина шпонки со скруглёнными торцами, мм (l – полная длина шпонки, определённая на конструктивной компоновке), b,h,t1 – стандартные размеры. Список литературы Лекции по курсу механика. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. Изд-е 2-е - Калининград, 1999. – 454с. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2. – М.: Машиностроение, 1979. – 559 с. |