Реферат: Менеджер по маркетингу: вакансия свободна …
Название: Менеджер по маркетингу: вакансия свободна … Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||
Ирина Дашевская Сейчас на рынке труда в Алматы складывается совершенно «не маркетинговая» ситуация: позиция маркетолога – одна из самых горячих, однако ни рекрутинговые агентства, ни сами работодатели не могут получить качественного предложения на свой спрос. В этой статье я постараюсь проанализировать данную ситуацию, основываясь на собственном опыте: полгода назад я активно искала работу менеджера по маркетингу, и прошла более восьми собеседований на крупных предприятиях. Для начала я хотела бы поблагодарить всех тех руководителей предприятий и отделов по работе с персоналом, с которыми я беседовала – за их открытость: я получила огромное количество интересной информации о самих компаниях, о рынках, где работают эти компании, о долях рынка и объёмах продаж и даже о стратегии развития. Спешу отметить, что вся эта информация так и осталась лежать в моих папках (я вела записи), за исключением того материала, что я использовала для написания данной статьи. Предприниматели о роли маркетинга на предприятии По мнению представителей «принимающей» стороны, роль отдела маркетинга в бизнес процессах предприятия (после суммирования и обобщения) заключается в следующем: 1. Обеспечение увеличения продаж, курирование работы отдела продаж; 2.Развитие сети представительств по Казахстану; 3.Создание и продвижение новых товаров; 4.Закупки; 5.Логистика; 6.Разработка и проведение промоакций; 7.Продажа залогового имущества (банк); 8.Разработка дизайна торговых помещений; 9.Реклама, размещение в СМИ, PR. Позволю себе продолжить этот «джентльменский набор» несколькими пунктами из «мозгового штурма», который состоялся 18 июня 2003 г. в рамках круглого стола: "Какой маркетинг нужен казахстанскому бизнесу?" и был организован Казахстанской ассоциацией маркетинга: 10.Проводить анализ существующей ситуации на предприятии, анализ рынка; 11.Оценивать потенциал и изучать тенденции развития рынка и возможности предприятия; 12.Составлять рекомендации по осуществлению стратегий. Как видно из выше перечисленного, не все руководители имеют правильное представление о функциональных обязанностях маркетолога: всего 5 пунктов из 10 напрямую относятся к обязанностям маркетолога. Предполагаю, что это происходит по нескольким причинам: Большинство руководителей не имеет «управленческого» образования, а владеет только высшим, в лучшем случае – высшим специальным образованием, которое не предусматривает дисциплин по управлению предприятием. Отсюда – отсутствие понимания роли маркетолога, а значит и маркетингового видения развития компании. Складывается ситуация: «продадим то, что произведём», а не «произведём то, что купят». Работники всех предприятий: и малых, и средних, и крупных –имеют одинаковые функции, но разница в менеджменте заключается в правильном распределении этих функций. На крупном предприятии существуют целые маркетинговые отделы, тогда как малые и средние предприятия, ввиду ограниченности финансовых и человеческих ресурсов, не могут себе позволить выделить даже одного человека, который целенаправленно бы занимался маркетингом. Поэтому руководители возлагают на маркетолога дополнительные обязанности, а это – палка о двух концах: с одной стороны экономия, с другой – у маркетолога нет времени на качественную работу по всем направлениям. Сколько стоит маркетинг построить Как правило, средняя заработная плата маркетолога на алматинских предприятиях колеблется в размере ТГ 45 000-75 000 (или $300-500). То есть, именно эти деньги готовы заплатить работодатели за маркетолога, который должен обладать большим портфелем знаний, навыков и личных качеств, как-то: 1. Профессиональными критериями: ─опыт работы на позиции маркетолога (1 год и более); ─реализованные проекты (так называемая «история успеха»); ─умение работать на ПК и с оргтехникой. 2. Образовательными критериями: ─высшее маркетинговое образование; ─владение языками. 3. Личностными критериями: ─креативность, творческий подход; ─аналитические навыки (умение работать с информацией); ─логическое мышление; ─коммуникабельность. Как видно, требования очень серьёзные. Теперь взглянем на портрет такого специалиста: опытный маркетолог, имеющий высшее маркетинговое образование и кожаный портфель с папками «отличные знания», «отточенные умения» и «правильные решения» – ужехорошо устроен. Как правило, такой специалист работает на крупном предприятии, получая большую заработную плату, и не заинтересован в смене работы. Тем более, что на новом месте его ждёт ненормированный рабочий день, «война» с руководством за преобразования и выбивание бюджета на исследования и так далее. Конечно, как вариант можно «купить дорого» такого специалиста, переманив его из другой компании. Однако не стоит забывать о том, что можно: 1.Выдвинуть грамотного специалиста из своего окружения и дать ему маркетинговое образование; 2.Взять «молодого маркетолога» из среды только что получивших высшее маркетинговое образование, вместе совершенствуясь и получая «опыт работы»; 3.Взять на работу несколько бакалавров с маркетинговым образование в качестве стажёров, а затем выбрать из них наиболее талантливого. Общая характеристика рынка труда Для большей наглядности я решила провести СВОТ анализ для маркетолога: и с позиции «покупки» данной вакансии, и с позиции её продажи. Удалось мне это или нет – судить Вам. SWOT анализ с позиции «покупки» маркетолога
SWOT анализ специалиста по маркетингу с позиции соискателя вакансии
Маркетинговое образование Вопрос о маркетинговом образовании – отдельная «песня». В Казахстане, в годах 96-97-ом, в некоторых Вузах на экономических факультетах бакалаврам начали предлагать специализацию «маркетинг». Статистика нам даёт данные по всем экономическим специальностям, тем не менее, можно сделать такой вывод: на период с 1998 по 2001 год всего закончило Вузы по экономическим специальностям 199 700 человек. Предположим, что из них в год 50-100 человек в год составляли специалисты по маркетингу. Учитывая то, что первый выпуск маркетологов состоялся в 2000-2001 году, имеем на 2003 год обученных маркетологов в стране – от 200 до 400-т человек. Плюс столько же специалистов из среды с высшим экономическим образованием и «вынужденных» маркетологов (имею в виду тех, кто по обстоятельствам был вынужден самостоятельно разбираться во всех хитросплетениях маркетинговой науки и научился основам маркетинга на собственном опыте). График 1.Динамика поступления и окончания бакалавриата по экономическим дисциплинам (по количеству человек) Источник информации: Статистический ежегодник Агентства РК по статистики за 2002 год По данным того же Агентства по статистике, в Казахстане на 1 июля 2002 года (мной были выбраны следующие виды деятельности: строительство, торговля и ремонт, гостиницы и рестораны) существует 70 575 зарегистрированных юридически предприятий, не считая малых предприятий других форм собственности. Не сложно сделать такой подсчёт: примерно на 800 маркетологов приходится около 70 500 предприятий. Теперь о самом процессе образования. Специалисты старой закалки (от 55-60 лет и старше) могут дать только базовые экономические знания. А молодых учёных-экономистов совсем мало (прошу простить мне постоянное обобщение: сейчас маркетинг ещё не выделен в отдельную науку, поэтому проще учителей по маркетингу считать экономистами). Обратившись к той же статистике, видим, что за весь период с 1998 по 2002 год аспирантов «от экономики», которые защитили диссертацию, всего 52 человека (13, 13, 14, 12 человек по годам соответственно). График 2. Динамика поступления и окончания аспирантуры по экономическим дисциплинам (по количеству человек) Источник информации: Статистический ежегодник Агентства РК по статистики за 2002 год Что же касается учебных материалов, то в книжных магазинах я ни разу ещё не встречала книг по маркетингу, выпущенных казахстанским издательством (перепечатывание российских и зарубежных маркетологов – не в счёт). Правда, некоторые Вузы выпускают на своей базе методические пособия, а «продвинутые» преподаватели вводят в практику использование «кейсов» по местным предприятиям, однако, этого мало. Конечно, можно сказать, что есть опытные западные преподаватели и за рубежом давно существуют школы по маркетингу, но таких специалистов не достаточно, это – раз, и «слишком далеки они от…» местного менталитета, это – два. Но на самом деле, картина те так грустна: с 2000 года введено местное магистерское образование по маркетингу (несколько школ открыли у себя МВА по Маркетингу и PR), есть специалисты со смешенной программой обучения (частично они получают образование здесь, и частично – в западных школах). Уровень квалификации маркетолога Ещё одной немаловажной проблемой – и здесь идёт речь не только о специалистах по маркетингу – является определение уровня компетентности специалиста. Есть, например, повар высшего разряда, илибухгалтер 2 категории, а для сравнительно новых для нас специальностей, таких, как маркетолог или менеджер, у нас пока не разработана система оценки квалификации специалиста. Что, в свою очередь, мешает руководителю предприятия оценить уровень компетенции маркетолога. Когда, в своё время, я пыталась определить свой уровень компетенции, мне не удалось найти информации по определению квалификации маркетолога. Тогда я решила самостоятельно выделить некие критерии оценки и систематизировать информацию, которую мне удалось найти: речь идёт о должностной инструкции менеджера по маркетингу. Итак, представляю на ваш суд то, что у меня получилось. Таблица 1. Уровни квалификации маркетолога Надеюсь, данная таблица будет полезным инструментом в системе найма на работу специалиста по маркетингу. Что касается профессиональной сертификации специалистов по маркетингу – за рубежом уже существует такая система. В частности, КАМ (Казахстанская Ассоциация Маркетинга) сейчас проявляет активный интерес к вопросу сертификации маркетологов и хочет с помощью зарубежных коллег внедрить эту систему в Казахстане. |