Статья: О содержании и методике разработки региональной комплексной программы "Образование и занятость населения"
Название: О содержании и методике разработки региональной комплексной программы "Образование и занятость населения" Раздел: Рефераты по экономике Тип: статья |
О содержании и методике разработки региональной комплексной программы "Образование и занятость населения" С.Н. Апенько, Л.А. Еловиков, В.С. Половинко, Омский государственный университет, кафедра экономики и социологии труда с и ее отдельных регионов. Это отражено в Постановлении правительства РФ от 27 ноября 1995 года N 1170 "О разработке прогноза и программы социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2005 гг." Среди важнейших составляющих этой программы следует выделить подпрограмму "Образование и занятость населения", разработка которой обусловлена следующим: 1. Изменения в технике, технологии и содержании труда вызвали быстрый рост роли человеческого фактора. Вложения в человека во второй половине ХХ века стали обеспечивать более половины прироста производительности труда. Значительную часть этих вложений составляют расходы на общее и профессиональное образование. Программа позволит определять и прогнозировать величину этих расходов, повысить эффективность их использования. 2. Структурная перестройка народного хозяйства, начавшаяся гуманизация труда, требуют соответствующих изменений в системе общего и профессионального образования. Направления этих изменений можно увидеть лишь имея долгосрочные программы. 3. В предстоящее пятилетие возрастет численность молодежи, ежегодно вступающей в трудоспособный возраст (по Омской области - на 13%). Это в перспективе обострит проблему занятости молодежи. Создание дополнительных ученических мест и увеличение сроков обучения молодежи - вот путь, обеспечивающий ее занятость, позволяющий приблизить уровень квалификации работников к уровню сложности технологий производства, к изменяющимся экономическим условиям. 4. Рыночная экономика диктует необходимость проявления самостоятельности работника не только в поисках рабочего места, но и активности в создании рабочих мест для себя (особенно в сельской местности). Отсутствие таких навыков и умения часто является весомой причиной безработицы. Устранить пробел в этих знаниях и навыках позволит развитие соответствующего образования населения. 5. Образование и занятость населения области сегодня курируют различные департаменты, комитеты и управления (комитеты по труду и занятости населения, по образованию, культуре, сельскому хозяйству, науке и высшей школы и др.). Вузы и большинство техникумов также подчинены различным республиканским ведомствам. Наряду с этим создаются десятки коммерческих учебных заведений. Комплексная программа "Образование и занятость населения" позволит координировать деятельность этих ведомств и более рационально использовать средства, выделяемые на образование, а органам управления разрабатывать мероприятия по созданию условий для реализации всеми гражданами конституционного права на образование. 6. Развитие образования населения является одной из главных форм социальной защиты молодежи, условием выравнивания социального положения различных групп населения, роста его благосостояния. Предлагаемая авторами структура программы "Образование и занятость населения" должна содержать следующие разделы: 1. Общие положения. 2. Демографический прогноз населения. 3. Общая оценка трудовой ситуации. Ожидаемая занятость молодежи. 4. Перспективный баланс молодежи с учетом сложившейся ситуации и профессиональной ориентации молодежи. 5. Трудовая ориентация и мотивация к трудовой деятельности молодежи. 6. Профессиональная ориентация молодежи и ее прогноз. 7. Рынок труда по основным профессиям специалистов. 8. Рынок труда по основным профессиям рабочих (15-20 профессий, обеспечивающих наибольшее число занятых в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве) и развитие системы начального профессионального образования. 9. Маркетинг образовательных услуг. 10. Финансовое положение населения и спрос на образовательные услуги. 11. Развитие системы общеобразовательной и профессиональной подготовки населения: а) общеобразовательные школы; б) начальное профессиональное образование; в) среднее профессиональное образование; г) высшее профессиональное образование. 12. Развитие системы дополнительного профессионального образования. 13. Экономическая и социальная эффективность программы. Как видно из структуры программы, - основным объектом изучения является молодежь. Это обосновывается тем, что преимущественно молодежь является потенциальным потребителем услуг сферы образования. Трудовые и профессиональные ориентации молодежи будут определять спрос на те или иные ученические места, а в дальнейшем - структуру предложения рабочей силы на региональных рынках труда. Формирование и оптимизация мотивов трудовой деятельности в соответствии с прогнозируемой структурой рабочих мест представляет собой, как показывает мировой опыт и частично опыт советского периода отечественной истории, является наиболее эффективным механизмом согласования интересов государства, региона, предприятия и работника в сфере труда. Кроме этого, целью системы образования является не только обучение навыкам и знаниям, необходимым в данный конкретный момент времени. В этой сфере закладываются основы, определяющие трудовую деятельность человека на длительный период. Даже если человек меняет профессию, то в новой сфере деятельности он объективно использует знания и навыки предыдущей. Исследования показывают, что сформированные в период получения образования мотивы трудовой деятельности являются тем стержнем, который определяет экономическое поведение субъекта во всех ситуациях рынка труда. Поэтому одной из задач системы образования является формирование оптимальной структуры трудовой мотивации молодежи как основы, определяющей качество рабочей силы. Под мотивами трудовой деятельности понимается предрасположенность, готовность человека действовать тем или иным образом. Полученная информация о мотивах трудовой деятельности может служить основой для: - прогнозирования развития структуры учебных мест для получения образования молодежью; - рекомендаций по совершенствованию учебных планов учебных заведений (объединение специальностей, выделение специализаций, набор учебных дисциплин и т.д.); - активизации факторов, определяющих создание рабочих мест, соответствующих мотивационной структуре молодежи, в том числе обогащения непопулярных в настоящее время рабочих мест характеристиками, способными привлечь рабочую силу; - выявления факторов, определяющих формирование структуры трудовой мотивации, соответствующей интересам региона, управления; - определения задач и механизмов формирования оптимальной мотивационной структуры для различных субъектов управления. Необходимая информация может быть получена путем проведения социологического исследования с использованием анкетного метода и экспертного опроса. Объектом исследования является молодежь в возрасте от 14 до 29 лет включительно. Единицей наблюдения выступают отдельные представители этой социальной группы, отобранные по репрезентативной выборке. Единицей анализа служат первичные и вторичные группировки молодежи. Молодежь составляет около четверти населения страны. Это наиболее активная часть, отличающаяся высоким уровнем образования, мобильной мотивационной структурой и высоким уровнем притязания. Примерно одна треть молодежи обучается с отрывом от производства. Из общего числа занятых в народном хозяйстве около трети принадлежат к исследуемой социальной группе. На предприятиях, работающих по новым экономическим формам, их доля преобладает. Анкетирование целесообразно проводить с использованием квотной выборки со случайным отбором респондентов внутри квотных групп. Первый уровень квотирования - место проживания (город , сельские районы). Второй - занятость (школьники 8-11 классов, учащиеся лицеев, среднеспециальных учебных заведений, студенты вузов, трудящаяся молодежь - по отраслям занятости, не занятая молодежь). Третий уровень - пол. Анкетное обследование должно включать в себя, помимо вопросов трудовой мотивации, также и другие вопросы, являющиеся основой для подготовки других разделов программы, в частности, блок вопросов, посвященных факторному анализу профессиональных ориентаций. Последнее дает информационную базу для многовариантных расчетов перспективного баланса молодежи. Профориентационную работу мы рассматриваем в качестве основопологающего механизма формирования структуры трудовой мотивации, в соответствии с интересами работодателей, носителей рабочей силы и органов местного самоуправления. Профориентацию следует также рассматривать как непрерывный, многоступенчатый процесс формирования профессионально-трудовой направленности и профессионально-трудового самоопределения личности в различные ее возрастные периоды и жизненные этапы. Эта концепция предполагает органичное включение профориентации в структуру деятельности всех образовательных учреждений, органов по труду, занятости, социальной защиты населения, производственных предприятий и организаций. Их деятельность должна строиться на основе всесторонней и своевременной оценки особенностей профориентационного процесса и формирования профпланов, что позволит достичь равновесия в интересах работника, работодателя и региона в сфере труда, обеспечить более полное использование трудового потенциала молодежи. Цель раздела программы, посвященного профессиональной ориентации, - изучить в динамике профессионально-трудовые планы, предпочтения, потребности, интересы молодежи и разработать пути их согласования со стратегией, особенностями и интересами развития экономики, рынка труда, системы образования, подготовки и переподготовки персонала в регионе. Основные задачи исследования профессиональной ориентации: - изучение профессиональных планов и предпочтений молодежи ; - анализ профпланов и профнамерений молодежи за последние пять лет; - выявление основных закономерностей и тенденций в формировании и изменении профпланов выпускников школ; - выделение труднорешаемых проблем в профориентации и профессиональном самоопределении молодежи и определение путей их решения; - сбор информации о потребностях, интересах, перспективах развития предприятий, организаций, учебных заведений, рынка труда, рынка профессий; - разработка механизма согласования интересов и планов молодежи с целями и интересами экономики, рынка труда и образования в регионе, снижения их конфликтности и приближения к оптимально возможному уровню; - проведение факторного анализа формирования профпланов молодежи с учетом изменений действия профориентационных факторов в перспективе; - прогнозирование социально-трудовой и профессиональной ориентации молодежи; - изучение мотивации профессиональных планов молодежи; - определение направлений, способов и методов изменения мотивации; - формирование новой мотивации, более соответствующей требованиям предприятий, организаций, фирм, согласующейся с особенностями современного этапа развития экономики, рынка труда и способствующей успешной адаптации личности на рынке рабочей силы; - научное обоснование принимаемых решений в сфере профориентации, образования, формирования молодежного рынка труда; - разработка рекомендаций по развитию системы общеобразовательной и профессиональной подготовки, повышения квалификации с учетом выявленных особенностей и проблем в профориентации молодежи; - описание шкалы привлекательности учебных заведений; - изучение отношения молодежи к новым профессиям и специальностям; - оценка эффективности профориентации в регионе с помощью анализа показателя "Соответствие профпланов личности ее способностям и потребностям экономики"; - разработка оптимальной модели инфраструктуры профориентации молодежи в регионе; - обоснование необходимости, количественных и качественных характеристик элементов инфраструктуры. Объектами данного раздела программы должны стать учащиеся 8, 9, 10, 11-х классов городских и сельских школ, учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений (вузов, ПТУ, техникумов, колледжей, лицеев). Девятые и одиннадцатые классы общеобразовательных школ являются выпускными. Часть из обучающихся в них молодых людей перейдут из категории "потенциальной" рабочей силы с неустойчивой и изменяющейся социально-профессиональной ориентацией в разряд "потенциальной" рабочей силы с определенными, относительно устойчивыми характеристиками по профессии, специализации, квалификации и предполагаемому месту работы. Основываясь на результатах обследования данной категории, можно разработать рекомендации учебным заведениям, службам занятости, предприятиям, административным органам по работе с молодежью в ближайший период. Большая часть опрошенных школьников будут продолжать обучение в общеобразовательной школе. Результаты опроса этой категории обследуемой молодежи позволят: спрогнозировать процесс социально-профессиональной ориентации и профориентационного поведения молодежи в ближайшие годы; разработать рекомендации по работе с молодежью на перспективу; учитывая выявленные недостатки, своевременно скорректировать профессиональную направленность и мотивацию молодежи. Исходя из того, что социально-трудовая и профессиональная ориентация молодежи продолжается в период ее обучения в профессиональном учебном заведении, в качестве объекта программы выступают также учащиеся и студенты вузов, техникумов, ПТУ, колледжей, лицеев. Полученная информация по этой категории молодежи позволит: оценить трудовые и профессиональные планы выпускников, их направленность, устойчивость и согласованность с потребностями региональной экономики и рынка труда; оценить уровень адаптированности молодежи к рынку труда; представить оценку молодежью системы профессионального образования и на основе этого разработать рекомендации по совершенствованию образовательной сферы; разработать рекомендации по оптимизации профориентации данной категории молодежи. Основным методом сбора данных является анкетный опрос молодежи по вопросам ее профессиональных планов, факторов и мотивов профессионального самоопределения, информированности о состоянии рынка труда и выбранной профессии. Эта информация носит субъективный характер, имеет определенную степень погрешности. Однако получить необходимые сведения о планах, мотивах, предполагаемом поведении личности возможно только с помощью непосредственного опроса. Дополнительными источниками информации служат документы различных организаций (статистических органов, служб занятости, Центра профориентации, учебных заведений, предприятий), а также сведения других разделов данной программы. Рассмотрим задачи и показатели отдельных разделов исследования профориентации молодежи. Первый раздел, посвященный анализу профессиональных планов и ориентаций молодежи, позволяет дать ответы на следующие вопросы: "Какие виды деятельности, профессии, типы и формы профессиональной подготовки, учебные заведения, предприятия выбирает молодежь?", "Какая степень сформированности плана: т.е., насколько полны планы школьников (содержат выбор вида деятельности, профессии, специальности, профессионального учебного заведения) и являются ли данные планы окончательными и устойчивыми?", "Сколько школьников не сделали выбор профессии, учебного заведения, места трудоустройства и по каким причинам?", "Какие трудности испытывают школьники в формировании профпланов и какая помощь им необходима?" В рамках этого первого раздела решаются задачи: - определить уровень активности школьников в профессиональном самоопределении. Для этого необходимо определить количество школьников, выбравших на момент опроса будущую профессию, специальность, учебное заведение, предприятие, и количество школьников, неопределившихся в своих планах; - представить перечень выбранных школьниками профессий, учебных заведений и предприятий; - представить шкалу привлекательности профессий и учебных заведений и проследить ее изменение по годам; описать структуру наиболее часто и наиболее редко выбираемых профессий и учебных заведений; определить причины и тенденции происходящих в шкале привлекательности изменений; - представить планируемые и предпочитаемые школьниками формы обучения и виды образования; - для учебных заведений сделать выводы об их привлекательности в среде школьников и прогнозной "конкурсной" ситуации; разработать рекомендации по повышению престижности и частоты выбора учебных заведений; - представить количество школьников, планирующих трудоустройство сразу по окончанию общеобразовательной школы, и выбранные ими сферы занятости, виды деятельности, специальности и места работы; - разработать балансы планов молодежи и потребности региона по видам деятельности, видам и формам образования, профессиям и учебным заведениям; - оценить уровень своевременности, полноты и устойчивости профессиональных планов школьников; - представить динамику выбора видов деятельности (обучение, работа, совмещение учебы и работы), форм образования и профессиональной подготовки, показателей активности, полноты и своевременности профпланов за предыдущий период. Во втором разделе исследования, посвященном анализу факторов, воздействующих на профессиональные установки и формирующих профессиональные планы молодежи, практическую значимость имеют следующие вопросы: "Что сформировало профнамерения и профпланы молодежи?", "Как можно изменить профпланы молодежи с учетом перспектив развития региональной экономики, рынка труда, образовательной сферы ?", "Какие будут профпланы и профнамерения у молодежи в ближайший период?" Для ответа на эти вопросы необходимо изучить систему профориентационных факторов. Факторы профориентации - это условия, стихийно или упорядоченно воздействующие на характер социально-трудового самоопределения и профессиональных планов личности. Исходя из сказанного, прогноз профессиональных предпочтений и управление профориентацией молодежи возможны посредством изучения фактических и ожидаемых факторов и влияние через их регулирование на профессиональное самоопределение. Данный раздел исследования включает в себя следующие задачи: - установление рейтинга факторов, определяющих в настоящее время профнамерения молодежи; - оценка силы воздействия каждого фактора на профпланы молодежи; - описание изменений, происшедших за последние пять лет в структуре, статусе и качественном состоянии факторов; - сравнительный анализ динамики факторов и динамики профнамерений молодежи за последние пять лет; - выявление основных тенденций и закономерностей в формировании социально-трудовых и профессиональных ориентаций молодежи под воздействием изменений определяющих факторов; - прогнозирование статуса и силы воздействия факторов; - прогнозирование профессиональных намерений и планов молодежи исходя из установленных тенденций; - оценка эффективности влияния факторов на профессиональное самоопределение молодежи; - разработка мер по повышению эффективности воздействия определяющих факторов и по расширению диапазона и силы влияния целенаправленных профориентационных факторов; - разработка рекомендаций по оптимизации ситуации формирования профессионально-трудовых предпочтений с помощью совершенствования профориентационных факторов. Усиление факторов, оказывающих наиболее эффективное с позиций личности и региона влияние на профориентацию молодых людей. Профориентационные факторы можно условно разделить на три группы: а) внутренние, личностные; б) внешние, непосредственно влияющие на личность и ее профессионально-трудовое самоопределение; в) общая ситуация профессионального самоопределения. К первой группе факторов относятся: мотивация индивида, осуществляющего выбор профессии, учебного заведения и сферы занятости, способности, задатки индивида, уровень общеобразовательной подготовки, трудовая подготовка, социально-демографические характеристики. Вторую группу факторов определяют: а) социальные группы - семья, родственники, круг друзей, знакомых, представители данной профессии; б) средства массовой информации (радио, телевидение, художественная, научная литература, периодическая печать); в) общественные объединения, общеобразовательные учреждения и организации (школа, советы учителей, профориентационные мероприятия и производственное обучение в школе, внешкольные мероприятия); г) профессиональные учебные заведения (профориентационные мероприятия вузов, ссузов, ПТУ, учеба в школах при вузах); д) информация служб занятости, экскурсии, практика на предприятиях. К третьей группе факторов относятся: потребность области и города в кадрах с определенной профессиональной направленностью и квалификацией, общая социально-экономическая ситуация в регионе, существующее разделение труда, структура производства, отраслевое, профессиональное и функциональное разделение труда, структура рабочих мест, демографическая ситуация в регионе, формирование новых сфер занятости, видов деятельности и профессий, шкала престижности профессий и видов деятельности, структура и специализация профессиональных учебных заведений, конкурсная ситуация в профессиональных учебных заведениях, престиж учебных заведений, особенности регионального рынка труда, уровень безработицы, неполной занятости в регионе, конверсия, переход предприятий на новые виды производств. На основе описанных трех групп факторов выделяются три направления воздействия и управления профпланами молодежи: влияние на индивида, модернизация внешних факторов и изменение ситуации, в которой осуществляется профессиональный выбор. Прогноз профессиональных предпочтений молодежи также производится с помощью анализа ожидаемых изменений этих трех групп факторов. |