Доклад: Волошин М.
Название: Волошин М. Раздел: Биографии Тип: доклад |
Максимилиан Волошин (Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин) 16 (28).V.1877 - 11.VIII.1932 Максимилиан Волошин - русский поэт-символист, художественный критик, художник-акварелист. Его предками по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской - обрусевшие немцы. Волошин родился в Киеве, учился в Феодосии и Москве, на юридическом факультете университета. Путешествовал по Памиру, Египту, Северной Африке; пешком по Европе - Германии, Швейцарии, Испании, вокруг Средиземного моря. В 1901-1916 гг. жил в Париже, писал блестящие по остроте мысли и красоте стиля статьи: 1. Вместе с Е. Кругликовой занимался живописью в парижской мастерской Дж. Уистлера. В 1916 г. Волошин переехал в Коктебель (Крым), где его историческое мышление питалось следами древних цивилизаций скифов, греков, генуэзцев. Он отметил в автобиографии: "Историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль... Я проходил по тропам Тамерлана... Здесь настигли меня Ницше и "Три разговора" Вл. Соловьева". 2. В построенном им самим "Доме поэта" Волошин занимался поэзией и теософией. М. Цветаева писала про Волошина, что ему "Было много тысяч лет... В его мастерской - огромная голова египетской царицы Таиах... Его собственное происхождение - Германия, стремления - на Восток, но .... головой, обернутой на Париж" 3. В акварельной живописи Волошин развивал тему и стиль "эпического" пейзажа Киммерии, впервые открытые К. Богаевским. Первый поэтический сборник Волошина был также иллюстрирован киммерийскими пейзажами Богаевского (1910). Волошин участвовал в выставках "Мира искусства", свои акварели он дополнял стихотворными надписями. На его индивидуальный стиль оказали влияние французские импрессионисты и японское искусство, которое он изучал в Париже. Увлечение античностью, экзотикой Древнего Востока, теософией Р. Штайнера, сочеталось в Волошине с необычайной широтой мышления, космополитизмом в лучшем, духовном смысле этого слова. Э. Голлербах назвал Волошина "человеком большого стиля", но еще лучше характеризуют поэта его собственные, ставшие знаменитыми строки: Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить. Волошин писал о русском и французском искусстве, о живописи, театре, поэзии. Ему принадлежит первая монография о В. Сурикове, опубликованная только в 1985 г., статья о И. Репине, из-за которой он претерпел множество неприятностей, очерк об иконописи, незавершенная книга "Дух Готики" (1912-1913). Универсальная одаренность, доброта, остроумие и колоритная внешность: "львиная грива - греческая голова... босиком... и... не хитон, а балахон" (Цветаева), сделали Волошина особенно популярной личностью среди интеллектуалов "серебряного века". В "Коктебель к Волошину" съезжались многие поэты, философы, художники. "Из теста изваянный Зевс", - сказал про него В. Хлебников. Первой женой Волошина в 1906-1907 гг. была художница и поэтесса М. Сабашникова. Похоронен Волошин, по его просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты. "Он был Посвященный... Может быть, когда-нибудь там, на коктебельской горе, где он лежит, еще окажется - неизвестно кем положенная - мантия розенкрейцеров". 4. А пока, по обычаю, каждый, кто поднимается к нему на могилу, несет с собой маленький цветной камешек с моря. |