Реферат: Экзамен: психологический аспект
Название: Экзамен: психологический аспект Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Экзамен Вся наша жизнь так или иначе состоит из экзаменов. Которые каждому человеку хочется"сдать" достойно. И экзамен школьный или студенческий - один из самых легких по сравнению с прочими жизненными испытаниями. Разумное отношение к любому экзамену укладывается в два пункта: 1. К экзамену надо готовиться. ПОДРОБНО О ПУНКТЕ ПЕРВОМ . Как готовиться к экзамену? Если вы хотите сдать экзамен как можно лучше, для этого вовсе не обязательно знать как можно больше. Как правило, важно дать неисчерпывающие ответы, а такие, какие хочет услышать от вас конкретный экзаменатор. Поэтому следует иметь четкое представление об объеме требований.Как минимум - изучить программу курса или список вопросов (билетов). И еще неплохо владеть основной терминологией предмета. Этих двух условий, какправило, достаточно, чтобы выплыть на любом учебном экзамене. Потому что при грамотном построении диалога экзаменатор дальше сам вам все расскажет. Как этого добиться? Здесь неплохо освоить так называемую "методику Вольфа Мессинга". Когда спрашивают, в чемметодика заключается, я обычно отвечаю: "Приходите на экзамен с пустой, но свежей головой. Самое главное - четко и внятно прочитать вопросы билета, чтобыотвлечь экзаменатора от посторонних мыслей (скажем, от забот о том, что у его любимой кошки зубы болят) и заставить его думать о вашем билете. А дальше надочитать его мысли и ему же их рассказывать". Конечно, такая интерпретация - не более чем шутка. Если же излагать суть методики серьезно, то прежденеобходимо ознакомиться с сутью работы самого Мессинга. Как известно, Мессинг демонстрировал процесс "чтения мыслей". Но при этом у него всегда имелась постояннаяобратная связь с испытуемым, который практически сам же все и выкладывал. Скажем, у Мессинга была своеобразная походка во время сеансов: сделает шаг -остановится, качнется в одну сторону, в другую… Вроде бы, маэстро может иметь любые странности. Но здесь был замаскирован один из основных его приемов:"клиент" сам вел Мессинга в нужную сторону - например, к той вещи, которую нужно было отыскать в зале. Ведь испытуемый постоянно держал Мессингаза руку. При этом маэстро постоянно говорил клиенту: "Думайте, думайте о той вещи, которую мы ищем". И вот Мессинг сходит со сцены своей качающейсяпоходкой, а сам следит за реакцией испытуемого, который совершенно непроизвольно поддерживает движение в нужную сторону. Ага, значит искомая вещьв том направлении. Движутся мимо рядов (Мессинг идет все той же качающейся походкой). Возле нужного ряда "клиент" наверняка непроизвольнонапряжется, и таким образом, «отметит» направление движения. Мессинг может пройти и мимо (чтобы зафиксировать: напряжение испытуемого ослабло), но потомопять вернется назад. Далее - идут вдоль кресел (испытуемый все держит Мессинга за руку). Непроизвольное движение руки "клиента" рядом с нужнымчеловеком - ага, вот у него находится нужная вещь. Рука маэстро плавно движется вдоль всех карманов видящего в кресле (вторая - в руке испытуемого). Испытуемыйневольно чуть сильнее сжал пальцы маэстро, или пульс забился немного чаще - ага, в этом кармане нужная вещь! Таким образом "чтение мыслей" - этопостоянная обратная связь, высокая наблюдательность и анализ реакций, причем самых минимальных. Поэтому самое главное - именно заставить экзаменатора думатьо вашем билете, а дальше просто наблюдайте за ним. Вначале выскажите общее положение по какому-то из вопросов и сделайте маленькую паузу: как среагируетпринимающая сторона? Если реакция положительная (небольшой кивок головы, легкая улыбка и даже благосклонно-заинтересованная поза) - значит, вы движетесь вверном направлении: начинайте уточнять. Если реакция на ваше первое высказывание отрицательная (экзаменатор слегка нахмурился, насторожился и т.п.)- значит, нужно развивать мысль в другом направлении. Таким образом вы словно ведете экзаменатора по вашей теме, и он сам вам подсказывает, куда идти. Конечно, способ непростой (иные могут посчитать, что проще вызубрить). Требует наблюдательности и умения быстро переключаться.Но тем не менее многие студенты с успехом его применяют (поскольку такая методика сдачи экзамена существенно сокращает время на подготовку). Но впроцессе подготовки необходимо изучить не только сдаваемый предмет, но и особенности личности экзаменатора. Все преподаватели - личностидемонстративные. (они и выбирают такую профессию, которая позволит им постоянно выступать перед аудиторией). Такой личности очень трудно скрыть свои эмоции.Поэтому обычно с преподавателями довольно легко вести диалог по методике Мессинга: все реакции на ваши ответы тут же будут написаны у них на лице.Другое дело - что помимо демонстративности, у каждого преподавателя есть масса других особенностей характера. Студенты делят преподавателей (по способу приемаэкзаменов) на несколько типов. Разумеется, такое деление имеет мало общего с научными психологическим классификациями структуры личности. Но чтобы былоболее понятно, разрешите здесь воспользоваться именно студенческими понятиями - разумеется, дав к ним соответствующие комментарии. Тип " ДОТОШНЫЙ". Как правило, такой преподаватель требует ему все"вывести и уточнить". Если вы цитируете ему какое-то определение - будьте готовы повторить слово в слово, как в учебнике. Такого преподавателятрудно раскачать на беседу по методике Мессинга (из-за его нелюбви к обобщениям), но если уж он поддался - считайте, что экзамен у вас в кармане.Потому что, найдя нужное направление (которое и вы достаточно подробно знаете), можно детализировать отдельный вопрос до бесконечности. В конце концовпреподаватель вообще забудет, с чего вы начали, и увлечется мелочами и частностями. В качестве иллюстрации приведу старый студенческий анекдот. К экзамену по биологии студент выучил только одну тему -"Блохи". В его билете три вопроса: "Млекопитающие", "Птицы" и "Рыбы". Студент отвечает на первый вопрос:"Млекопитающие покрыты шерстью. В шерсти водятся блохи"… и далее очень подробно про блох. Преподаватель говорит: "Хорошо. Теперь второйвопрос - птицы". Студент: "Птицы покрыты перьями. Это все равно, что шерсть у млекопитающих. А как известно, в шерсти водятся блохи…" И далееопять про блох. "Хорошо, третий вопрос". "Третий вопрос - рыбы. У рыб шерсти нет. Но если бы была, то в ней бы водились блохи…" Тип "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ". Вообще это просто крайне демонстративный человек. Ему малотого, что вы знаете его предмет - важно, чтобы вы показали, как вы этот предмет обожаете. Ответ в этом случае должен содержать как можно меньше сухих цифр икак можно больше увлекательных образов. В частности, один студент мединститута, рассказывая такому преподавателю про дивертикулез пищевода, закончил свой вобщем-то не очень развернутый ответ фразой: "А перед самой операцией несчастный больной вынужден был принимать пищу, стоя на голове в платяномшкафу!" И первым рассмеялся. Эмоциональный преподаватель тут же повторил реакцию студента и поставил ему пять… Также хорошо действуют на таких преподавателей увлекательные истории из жизни знаменитостей, фигурирующих в сдаваемом курсе:например, историку можно рассказывать интересные подробности из жизни Ломоносова, а химику - похождения Менделеева. А еще лучше - поведать такомупреподавателю увлекательную историю о том, как знание его предмета помогло в жизни лично вам. Как правило, повышение оценки на балл обеспечено. Тип "СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ". Такие преподаватели больше всего любят студентов, которые,беря билет, спрашивают: "Разрешитеотвечать не подумав?" Конечно, студент из этой старой шутки всего лишь собирался отвечать без подготовки, ноименно такой подход нужен скоропалительному преподавателю. Он наверняка высоко оценит ваши знания, если вы будете отвечать уверенным тоном, и самое главное -быстро. Так сказать, по принципу пинг-понга - вопрос-ответ, вопрос-ответ… Если студент мнется, размышляет, просит время подумать - с точки зрения такогопреподавателя, знанием предмета здесь и не пахнет (хотя данный студент, скорее всего, знает несколько вариантов ответа на заданный вопрос и хочет выбратьсамый лучший). А тот, кто выпаливает ответы действительно не подумав, и порой даже, извините, несет чушь, но зато уверенным тоном, у такого преподавателявызывает больше одобрения. Поэтому здесь лучше на каждый вопрос подготовить только один краткий вариант ответа. Конечно, от этой подготовки мало чтоостанется в голове, но другое дело, если ваша цель - не знать, а сдать. Тип "ЭСТЕТСТВУЮЩИЙ". Такого важно не спутать с Дотошным: если последнему важнывсяческие мелкие подробности - то первый потребует от вас прежде всего витиеватости языка и закрученности формулировок. Скажем, один из таких лектороввсячески обращал внимание на то, что в его предмете нельзя говорить "обожженный", а следует произносить "подвергнутый воздействиювысокой температуры". Те, кто не ленился произнести четыре слова вместо одного, гарантированно имели оценку на балл выше. И лучше всего, если вы будетепользоваться терминологией именно конкретного преподавателя, особенностью именно его произношения (конечно, для этого нужно хотя бы периодически ходитьна лекции). Только повторять преподавательские выражения надо абсолютно серьезно и даже с некоторым благоговением, а ни в коем случае не издевательскимтоном. Тип "САМОУВЕРЕННЫЙ". Здесь в определенной степени иногда можно говорить и онекоторой доле садизма. Потому что одно из главных бессознательных удовольствий такого экзаменатора - любым способом унизить студента. У таких преподавателейчасто бывает в ходу поговорка вроде этой: "На пятерку мой предмет знает Господь Бог, на четыре - я сам, а вы все - в лучшем случае на тройку". Исоответственно, выше трех баллов на экзамене он вам не поставит никогда. Даже если вы начнете демонстрировать поистине безупречные знания - увы, этоподобного преподавателя только разозлит. Упаси вас боже сказать такому преподавателю "Я все знаю". Выйдете с двойкой. Увы, лучший способ сдатьэкзамен такому "упырю" - подлизываться. Откровенная лесть тут может дать больше, чем самая глубокая подготовка. И главное - вам следует показать,что вы уже подавлены его величием (и давить вас дальше, мол, совершенно ни к чему). Тогда есть хоть какой-то шанс на приличную оценку. Важное уточнение для студентов противоположного пола: ни в коем случае не путайте лесть с кокетством! Как только вы показываетепреподавателю, что он (она) для вас представляет сексуальный интерес - таким образом вы как бы ставите его с собой на одну доску. И будете за это жестоконаказаны. Как одеваться на экзамен? Конечно, неплохо ориентироваться на вкусы экзаменатора.Однако нельзя руководствоваться известными штампами вроде того, что старички-профессора не выносят коротких юбок. Чаще бывает наоборот! А еслисерьезно - часто преподаватели идут явно вразрез со всеми студенческими установками. Например, один весьма подозрительно относился к студенткам,пришедшим на экзамен без макияжа: мол, если ей на себя наплевать, то и на мой предмет тем более!.. А другой не выносил, когда юноши приходили к нему наэкзамен в классических костюмах: мол, в пиджаке очень удобно прятать шпаргалки… Но даже угождая вкусам преподавателя, не стоит идти откровенно вразрез ссобственным стилем - только потому, что вы в непривычной одежде будете чувствовать себя неуверенно, а такое ощущение - плохой помощник на экзаменах.Вообще важно сделать так, чтобы ваша внешность не отвлекала вас. Кстати, не только внешность: на экзамен следует отправиться выспавшимся, позавтракавшим,собранным во всех отношениях. В конце концов, по большому счету неважно, что на вас надето - но костюм должен быть чистым и опрятным. И если вы привыкли поутрам мыть голову, не стоит изменять этой привычке перед экзаменом (особенно летом!) только потому, что это, мол, плохая примета… Как раз наоборот –во-первых, вы сами будете чувствовать себя несвежим и испытывать ненужный дискомфорт. А во-вторых, мало кому из экзаменаторов понравится сидеть рядом счеловеком, у которого сальная лохматая прическа! И уж к слову - о приметах. Ясно, что серьезно относиться к их "помощи" не стоит: даже если вы выполните всенеобходимые ритуалы, знаний у вас от этого не прибавится. Но следование приметам может помочь тем студентам, которые по жизни неуверенны в себе или вечносомневаются в своих способностях. Выполнение определенных ритуалов может прибавить им уверенности (а знания у них, как правило, имеются всегда). Нобудьте осторожны - не переборщите: к примеру, пятак в туфле может натереть мозоль, а обходя десятой дорогой черную кошку, можно и на экзамен опоздать.Кстати, приметы и ритуалы у каждого могут быть свои. Например, один из студентов наиболее успешно сдавал экзамены именно по тринадцатым числам. ПОДРОБНЕЕ О ВТОРОМ ПУНКТЕ. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любойэкзамен - ситуация во многом искусственная. Именно поэтому он - в определенной степени лотерея. И относиться к этому надо, как говорится, философски. Можносделать "все, как написано", и все равно получить плохую оценку. Ничего страшного! Еще одно условие успешной сдачи экзаменов - понять, что экзамен -процесс обратимый. И провал экзамена - не конец света. И ни в коем случае не стоит ставить на себе клеймо неудачника. Можете считать любой экзаменгенеральной репетицией, на которой есть возможностьпосмотреть, каковы особенности процесса сдачи и личности преподавателя. И в следующий раз (есливозникнет необходимость) все это учесть. Вообще любые жизненные неприятности - прежде всего накопление опыта, важно только уметь сделать из случившегосяверные выводы, а не зацикливаться на эмоциональных переживаниях. Если суметь грамотно проанализировать любую неприятность - все пережитое можно впоследствииобратить себе на пользу. Ведь совершенно не зря говорится, что "за одного битого двух небитых дают"! |