Реферат: Характер как составляющая личности

Название: Характер как составляющая личности
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

C о д е р ж а н и е :

1. Понятие характер”

1.1. Определение характера

1.2. Характер, общественные отношения и социальные группы

2. Структура характера

2.1. Связи черт характера

2.2. Черты характера и отношение личности

2.3. Акцентуация черт характера

3. Природа и проявления характера

1. Понятие “характер”

1.1. Определение характера

В переводе с греческого “характер”- это ”чеканка”, “примета”. Действительно, характер- это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Определяя понятие можно установить, что характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомысленность или вдумчивость). Впрочем проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов( к примеру подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

1.2. Характер, общественные отношения и социальные группы.

Характер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.

Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания и т.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней , у подростка могут формироваться в одном случае прямота, открытость, смелость, принципиальность, а другом случае - скрытность, лживость и трусость. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в группе.

Зная характер человека, можно предвидеть. как он поведет себя в тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять его поведение.

Таким образом, знание характера, как и темперамента индивида, является условием эффективности индивидуального подхода к человеку.

2. Структура характера.

2.1. Связи черт характера.

Характер человеческой личности многогранен; хотя в нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, но они, однако, не существуют изолированно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура же характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.

Среди черт характера некоторые из них выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Так и в жизни - нам встречаются более цельные характеры и более противоречивые.

Существование цельных характеров обуславливает возможность среди громадного разнообразия характеров выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.

Цельность характера не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью.

Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой - тоже добродушный и веселый - но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.

2.2. Черты характера и отношение личности.

Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависимым как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от дальних и ближних перспектив и достижения основных жизненных целей.

Таким образом, важнейший момент в формировании характера - то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе - как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется , во-первых, в том , как он относится к другим людям : родным и близким, знакомым и малознакомым людям. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципиальность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе : самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоизм, у других - самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу . Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.

Все вышеперечисленные проявления дают возможность в некоторой мере составить так называемые “портреты” характеров людей.

2.3. Акцентуация черт характера.

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы характера как результат усиления его отдельных черт.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии (патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов ( К. Леонгард, А. Личко). Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным.

Можно выделить следующие важнейшие типы акцентуации характера:

- интровертный тип характера , для него свойственна замкнутость в общении и налаживании контактов с окружающими и уход в себя;

- экстравертный тип - эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность (не оказаться “белой вороной”);

- неуправляемый тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность;

- неврастенический тип , его преобладающие черты- это раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность;

- сензитивный тип , ему свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость;

- демонстрационному типу акцентуации характера присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии, склонность к позерству и рисовке ( одним словом, демонстрационность характера).

Следует еще раз подчеркнуть, что в связи с многообразием характеров, вышеперечисленное деление на типы акцентуации выведены с большой степенью обобщенности.

3. Природа и проявления характера.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера.

Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает наиболее благоприятные условия для сглаживания так называемых “порочных” черт у разных типов характера.

Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно и человеку кажется, что таким, как сейчас. он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от природы, являются врожденными.

Это мнение неверное... Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на людей могут вызвать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности.

Эти различия в физиологических условиях - лишь первая причина различий характеров людей.

Необходимо иметь в виду, что “сходные условия жизни” - понятие весьма относительное, и что существует много других, неявляющихся идентичными, условий, которые в большой мере способствуют зарождению различных качеств и особенностей личности.

Характер - во многом и результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же и формируется. Таким образом мы небезосновательно можем сделать вывод, что быт, условия жизни в семье, а также и в коллективе - являются школой человеческих характеров...

Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и я ничего с собой поделать не могу”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Если нет оснований выводить особенности характера из физиологической, природной предрасположенности к их проявлению (хотя, безусловно, следует принимать во внимание и природные предпосылки формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать его наследственное происхождение.

Изучение однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомно-физиологических свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественности темперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовых близнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.

Проникшие в массовую печать сведения о том, что вне зависимости от пожизненно складывающихся, любых и существенно различающихся условий у однояйцовых близнецов якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и черты характера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствах при одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные, но и прямо противоположные свойства характера.

Итак, характер - это прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Л и т е р а т у р а

1. Личко А.Е. “Психопатии и акцентуации характера у подростков” - Москва: "Педагогическая книга", 1992. - 287 с.

2. Петровский А.В. Введение в психологию.- Москва: Издательский центр “Академия”, 1995. - 496 с.

3. "Характеры и судьбы". Учительская газета, 1994, №№ 34,35,36