Реферат: Особености личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективы

Название: Особености личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективы
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.


СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

Описание результатов исследования

Заключение

Приложение 1. Обобщённый личностный профиль

старшеклассника школы № 9

Приложение 2. Образец характеристики, подготовленной

для проведения психологического консультирования

(личностные и темпераментальные особенности ученика

старших классов)

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ.

Психология личности — одна из важных , обширных и особо спорных тем в психологии. Интерес к ней неиссякаем тем более сейчас, когда проблема личности в общественном развитии так возросла.

На данный момент существует множество теорий личности. Так, например, Л.Хьелл и Д. Зиглер в своей книге “Теории личности” описывают более десятка из существующих в зарубежной психологии.

Зигмунд Фрейд выдвинул психодинамическую теорию личности, основная мысль которой состоит в том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Психодинамическая теория отводит главную роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют между собой за главенство в регуляции поведения человека.

З.Фрейд для более точного и простого описания личности вводит в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Такое деление известно, как структурная модель психической жизни.

Ид (оно) означает инстинктивные и врождённые аспекты личности. Эго (Я) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Суперэго (сверх-Я) — морально-этическая сила личности.

После Фрейда изучением эго занимался выдающийся психолог Эрик Эриксон. Он считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации можно представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.

1. Младенчество: базальное доверие — недоверие.

2. Раннее детство: автономия — стыд и сомнение.

3. Возраст игры: инициативность — вина.

4. Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность.

5. Юность: эго-идентичность — ролевое смешение.

6. Ранняя зрелость: интимность — изоляция.

7. Средняя зрелость: продуктивность — инертность.

8. Поздняя зрелость: эго-интеграция — отчаяние.

Другой известный психолог Реймонд Кеттел в исследовании личности имеет одну ведущую цель: раскрыть (с помощью метода факторного анализа) основные черты личности. Он полагает, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и они ответственны за то, что будет делать человек в данной обстановке. По определению Кеттела, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Кеттел считает, что черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определённым образом в разных ситуациях и в разное время. Они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Кеттел на основании результатов исследований относит личностные черты к 16 основным категориям (факторам).

В отличие от Кеттела, Г.Айзенк был убеждён, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трёх типов. Он гораздо большее значение придаёт генетическим факторам в развитии индивидуума, нежели Кеттел. Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия — экстраверсия и нейротизм — стабильность. Они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы.

Гуманистическая теория рассматривает самоактуализацию, как идеальный вариант развития личности. Основателем этой теории является Абрахам Маслоу. По мнению Маслоу, самоактуализирующиеся люди — это люди, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны.

Маслоу пришёл к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют, например, следующие характеристики: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы такими какие они есть; автономия: независимость от культуры; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность.

При всём многообразии существующих подходов, в психологии в настоящее время принято выделять несколько относительно независимых друг от друга направлений современного человекознания: биогенетическое, социогенетическое и персоногенетическое направления.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций,формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

В центре внимания исследователей персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

В обособлении биогенетичнского, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется детерминация развития личности влиянием двух факторов — среды и наследствености.

В рамках системно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) разрабатывается иная схема детерминации развития личности.В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как предпосылки развития личности.Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности.Среда несёт те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид.Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение её к культуре.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов.Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития.

В теории Л.И.Божович (1968) показано, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребёнка в разные периоды его жизни формируется определённый взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к её развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

По А.Н.Леонтьеву, основоположнику деятельностного подхода, основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера личности, особенное значение в его теории личности имеет “личностный смысл”(1982)

Основоположник пермской психологической школы, В.С.Мерлин, считал, что “личность — это не сумма, не совокупность психических свойств, обладающих определёнными отличительными признаками, а целостное их единство. Целостная система личности определяется следующими признаками:

1. В неё входит большое количество психических свойств, и определяется она большим количеством многообразных условий.

2. Личность характеризует человека как субьекта, активно преобразующего действительность, поэтому система её психических свойств является саморегулирующей.

3. Человек не рождается личностью, а становится ею… Личность - система саморазвивающаяся.”(1988).

В структуру личности по В.С.Мерлину входят характер, способности, самосознание (1990).

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду.Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личность, а именно: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Значимым периодом в возрастном развитии личности являются отрочество и юность.Диагностика и самодиагностика личности особенно важны в этот период, когда молодой человек усваивает социальные нормы, примеряет на себя различные социальные статусы и формирует навыки исполнения социальных и психологических ролей. Выявление резервов личностного развития становится важной задачей.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками. Но очень ценно, если эти качества проанализированы научно.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что мы пытались определить личностное развитие учащихся и его перспективы на рубеже 15-16летия, для того, чтобы иметь возможности для прогнозирования и корректировки неблагоприятных тенденций личностного развития в старших классах школы. Участники исследования проявили в нём заинтересованность.

Гипотеза. Мы предполагали, что учащиеся специализированных классов могут иметь тенденцию к проявлению некоторых характерных личностных особенностей.Мы предполагали некоторую замкнутость, высокий интеллект, тревожность, высокий самоконтроль. На уровне темперамента - высокие скоростные параметры и интеллектуальную пластичность.

Цель исследования. Выявить существование особенностей в развитии личности у учащихся старших классов школы №9.

Задачи исследования:

1. Изучить личностные и темпераментальные особенности учеников специализированных 10ых классов.

2. Проанализировать полученные данные и подготовить материал для консультирования.

Характеристика выборки. В исследовании принимали участие 28 человек, 15-16 лет, представители двух классов, 5 девочек, 23 мальчика.

Использовались методики.

1. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова.1997.

2. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттела, форма “А”,1970.

ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Первым этапом нашего иследования стало изучение личностных особенностей старшеклассников двух классов (всего 28 человек) с помощью психологической методики "Личностный опросник Р. Кеттела.(16 Ф). Методика позволяет изучать выраженность личностных черт по 16 независимым друг от друга факторам. Каждый фактор методики биполярен, т. е. имеет два полюса. Двухполюсность фактора - относительная, она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения. Елисеев О.П. ( )считает , что методика Р.Кеттела позволяет получить некоторую интегральную модель личности,так как позволяет судить о типологических её свойствах, включая характер. Результаты этого этапа исследования представлены в таблице № 1.

Таблица № 1. Представленность средних оценок в стенах по 16 факторам методики Р.Кеттела (на выборке старшеклассников школы № 9).

Название фактора. Значение фактора. Средняя оценка в стенах по выборке старшеклассников шк.9
А замкнутость-общительность 4,96
B низкий-высокий интеллект 8,18
C эмоциональная неустойчивость-устойч. 6,54
E подчиненность-независимость 7,61
F сдержанность-экспрессивность 6,61
G подверженность чувствам-высокая нормативность поведен 3,82
H робость-смелость 5,75
I жёсткость-податливость 6,57
L доверчивость-подозрительность 7,61
M практичность-развитое воображение 7,43
N прямолинейность-дипломатичность 4,89
O спокойствие-тревожность 5,18
Q1 консерватизм-радикализм 6,50
Q2 внушаемость-самостоятельность 7,00
Q3 низкий-высокий самоконтроль 4,85
Q4 раслабленность-напряжённость 6,79

Опишем данные представленные в Таблице № 1.

По фактору А (замкнутость- общительность) средняя оценка в стенах - 4,96, кроме того наблюдается большой разброс в баллах. Отклонение от среднего — 2,50. Это значит, что часть ребят сдержанные, обособленные, скептичные, холодные, часть ребят обращены вовне, легки в общении, готовы к сотрудничеству, внимательны и приспособляемы к другим людям, у остальных учеников и то и другое качество выражено примерно в равной степени.

По фактору В (низкий-высокий интеллект) средняя оценка в стенах 8,18. Следовательно, абсолютное большинство учащихся интелектуально развиты, разумны, обладают высокой обучаемостью, быстро воспринимают и усваивают новый учебный материал.

Средняя оценка по фактору С (эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость) - 6,54, то есть преобладающими являются такие личностные черты как эмоциональная зрелость, невозмутимость, активность, способность трезво оценивать действительность и соблюдать общественные моральнные нормы. Раздражительность, эмоциональная возбудимость встречаются нечасто.

По фактору Е (подчинённость-независимость) средняя оценка в стенах 7,61. Это говорит о безусловном преобладании самоуверенности, способности к самоутверждению, к независимому мышлению, а также проявление упрямства.

Преобладает также такое качество, как экспрессивность, средняя оценка - 6,61(фактор F, сдержанность-экспрессивность). То есть ученики веселы, активны, разговорчивы, импульсивно-живые, иногда безалаберные.

Старшеклассники, выступившие в качестве испытуемых, в большей степени подвержены чувствам, нежели имеют высокую нормативность поведения (фактор G). Средняя оценка -3,82. Это обозначает, что они в большей степени малообязательны, избегают правил, непринуждённы в поведении, меняют цели, не прилагают больших усилий к выполнению групповых задач и выполнению социально-культурных требований.

Средний балл по фактору H 5,75 (робость-смелость) не позволяет судить о существенном преобладании того или иного качества. Поэтому мы можем сказать лишь о том, что часть ребят застенчивы, сдержанны, неуверенны, робки. Другие социально смелы, авантюрны, спонтанны. У третьих (их большинство) то и другое качества проявляются примерно в равной степени.

Анализируя результат по фактору I (жёсткость-податливость), средняя оценка - 6,57, мы отмечаем, что у ребят преобладает мягкость, зависимость, чувствительность и недостаточная самостоятельность, они испытывают потребность во внимании и помощи.

Ученики старших классов в подавляющем большинстве случаев имеют собственное мнение, недоверчивы, часто сомневаются, часто погружены в своё "Я", упрямы и осмотрительны в действиях. Средняя ценка в стенах по фактору L (доверчивость-подозрительность)-7,61.

Также и по фактору M (практичность- развитое воображение) средний балл очень сильно смещён в сторону правого полюса -7,43. То есть у старшеклассников очень развито творческое воображение, они самомотивированны, обращают внимание на "основное", с их точки зрения, и могут забывать о конкретных людях и реальностях. Их отличает некоторая богемность.

Мы не получили существенного отклонения в сторону правого или левого полюса фактора N (прямолинейность- дипломатичность). Средняя оценка 4,89. Отклонение от среднего небольшое – 1,76.В подавляющем большинстве случаев и то и другое качество у ребят выражено в равной степени, то есть проявляются и прямота, бесхитростность, естественность, а иногда и расчётливость, проницательность, склонность к анализу, хитрость.

Такие личностные черты, как спокойствие - тревожность, фактор O, также выражены у старшеклассников в равной степени. Средняя оценка - 5,18, отклонение от среднего - 1,98. Часть ребят проявляет спокойствие, безмятежность, невозмутимость, другая часть обеспокоена, ребята склонны испытывать чувство вины, тревожиться, отдаваться мрачным предчувствиям, у остальных и то и другое выражено примерно в равной степени и не очень ярко проявляется.

По фактору Q1 (консерватизм- радикализм), средняя оценка - 6,50 смещена в сторону радикализма. Это говорит о том, что у старшеклассников преобладает аналитичность, критичность, они свободно мыслят, склонны к экспериментированию, терпимы к несообразностям и изменениям.

Самостоятельность в отличие от внушаемости преобладает у подавляющего большинства испытуемых. Средняя оценка по фактору Q2

- 7,00. Этот факт свидетельствует о том, что ребята склонны идти собственной дорогой, принимать самостоятельные решения, предприимчивы, независимы, или во всяком случае кажутся себе такими.

По фактору Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль) крайние значения почти не встречаются, средний балл в стенах - 4,82, отклонение от среднего небольшое -1,47, что говорит о том, что внутренняя недисциплинированность, конфликтность сочетается с некоторой социальной точностью, способностью к контролю примерно в равной степени.

Последняя из рассматриваемых личностных черт (расслабленность - напряжённость) во всех случаях проявляется как напряжённость, сверхактивность, фрустрированность, возбудимость. Это данные по фактору Q4 , средняя оценка по выборке старшеклассников 9ой школы -6,79, отклонение от среднего -1,57.

На основании полученных данных был выстроен обобщённый личностный профиль старшеклассника школы №9 (см. Приложение 1).

Вторым этапом нашего исследования стало изучение темпераментальных особенностей тех же учащихся.Для этого была использована методика В.М.Русалова “Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ, вариант 1997 года). Опросник позволил нам изучить такие качества, как эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог в трёх сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной. Первый из фундаментальных параметров формальной организации поведения человека, эргичность, по В.М.Русалову характеризует “широту-узость” афферентного синтеза, или другими словами, степень напряжённости взаимодействия организма со средой. Пластичность относится к блоку программирования поведенческого акта и отражает степень лёгкости – трудности переключения с одних программ поведения на другие. Скорость характеризует блок исполнения поведенческого акта, она показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения. Эмоциональная чувствительность относится к блоку обратной связи и характеризует порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с “акцептором” результата действия (высокая чувствительность к несовпадению может явиться причиной высокой эмоциональной чувствительности, или негативных форм эмоциональности, и, наоборот, низкая эмоциональная чувствительность к несовпадению может обусловить низкую эмоциональную чувствительность и лежать в основе положительных форм эмоциональности.

Проведённое далее сравнение средних результатов, полученных на выборке старшеклассников, по параметрам “эргичность психомоторная”, “эргичность интеллектуальная”, “эргичность коммуникативная”, “пластичность психомоторная”, “пластичность интеллектуальная”, “пластичность коммуникативная”, “скорость психомоторная”, “скорость интеллектуальная”, “скорость коммуникативная”, “эмоциональная чувствительность в психомоторной сфере”, “эмоциональная чувствительность в интеллектуальной сфере”, “эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере”, позволяют выделить такие особенности выборки, как высокую коммуникативную эргичность (x-среднее=34 балла); моторную пластичность (x-среднее=34 балла); все скоростные показатели, а именно: скорость моторную (x-среднее=32,2 балла); скорость интеллектуальную (x-среднее=34,4 балла), скорость коммуникативную (x-среднее=33,3 балла). Данные сравнивались с использованием t-критерия Стьюдента, поэтому мы можем утверждать, что такие характеристики как коммуникативная пластичность (x-среднее=29 баллов); эргичность моторная (x-среднее=29,8 балла); эмоциональность моторная (x-среднее=28 баллов) и коммуникативная (x-среднее=27,4 балла) на нашей выборке выражены в меньшей степени (t-критерий Стьюдента равен 2,75; 2,50; 2,95; 3,97 соответственно, при p<0,05, где p - уровень значимости.

Изучив особенности темперамента старшеклассников, принимавших участие в нашем исследовании, мы нашли природную основу, обусловливающую формирование личностных черт. Нужно отметить, что и черты характера, в свою очередь. могут маскировать некоторые проявления темперамента. Был проведён корреляционный анализ, подтверждающий наличие взаимосвязей между темпераментальными и личностными особенностями, который опущен в данной работе. Практическим итогом нашей работы явилась возможность составления психологической характеристики любого из участников исследования, а именно описание его темпераментальных и личностных особенностей (см. Приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении хотелось бы отметить следующее. В результате проведённого исследования, мы составили некоторую обобщённую характеристику личностных особенностей старшеклассника 9ой школы. Мы заметили, что среди личностных черт, выявляемых с помощью, например Личностного опросника Р.Кеттела, и проявляющихся у подавляющего большинства учащихся старших классов нашей школы, можно отметиь следующие: высокий интеллект, относительную эмоциональную устойчивость, высокую степень независимости, экспрессивность, чувствительность и податливость, подозрительность, развитое воображение, способность принимать новое, ощущение себя самостоятельными, высокую напряжённость, Что в значительной степени соответствовало нашей гипотезе. Это позволяет сделать вывод, что мы имеем дело, как правило , с натурами цельными, активными, независимыми, хотя и не лишёнными податливости, подозрительности, иногда тревожными и не очень хорошо контролирующими себя. Большинству опрошенных можно спрогнозировать интересный, творческий жизненный путь, интенсивное личностное развитие, неравнодушие к окружающему миру.

Это поколение школьников проходит социализацию в обществе, основные черты которого уже с некоторой определённостью наметились. Самооценка нынешних старшеклассников строится на сравнении с эталонными качествами нового для нашего общества типа личности - пока ещё трудно сказать какого конкретно, но, очевидно, в значительной степени рассчитывающего на свои собственные силы и качества. Исследование показало, например, что у старшеклассников на одном из первых мест - интеллектуальное развитие, самостоятельность, независимость, развитое воображение.

Исследование обнаружило вывод, актуальный для учителей: несмотря на высокую самооценку, независимое мышление и даже упрямство, большинство старшеклассников по-прежнему испытываают потребность во внимании и взаимопомощи , так как наши исследования указали на напряжённость, фрустрированность, возбудимость.Очевидно, не случайно, что эти свойства часто сопутствуют высоким интеллектуальным способностям.

Мы научились работать с двумя психодиагностическими методиками, получили диагностический материал, необходимый для организации психологического консультирования, попробовали составить несколько психологических портретов на основании полученных данных, и использовали их для организации беседы об особенностях личностного развития учащихся старших классов. В целом работа имела практическую полезность, а также личностную и познавательную значимость для автора исследования.

Исследование обнаружило большой интерес испытуемых к психологической диагностике (и к процессу и к результату), что в значительной степени соответствоваало нашим предположениям.

Исследование может быть продолжено, с целью отследить изменения в личностном развитии тех же испытуемых через год.