Реферат: Человек в мегаполисе
Название: Человек в мегаполисе Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
Большие города- одна из характерных особенностей прогресса че- ловечества:здесь значительно выше производительность труда,лучше используются материальные и духовные ресурсы,активнее развиты культура, наука и образование.Поэтому и растут большие города быстрее других городских поселений ,особенно в последнем столетии. Но давайте взглянем на другую сторону медали:как большие горо- да влияют на природу, на организм человека- жителя таких городов - мегаполисов.Для начала несколько цифр. Так среди 94 крупнейших столичных городов мира Москва по рож- даемости находится на 62 месте, по смертности жителей - на 71.Средняя продолжительность жизни - этот основной показатель, показывающий здоровье населения ,- сегодня в столице нашего госу- дарства на 2-3 года меньше, чем в Будапеште, Софии; на 3,5-5 лет меньше,чем в Вене,Париже,Стокгольме. Негативное воздействие мегаполиса на здоровье населения начи- нается еще до рождения:исследования, проведенные как по линии Всемирной организации здравоохранения,так и по заданию Моссове- та,показали ,что именно в период зарождения и вынашивания плода будущего гражданина,когда развитие клеток организма происходит очень быстро, факторы окружающей среды в мегаполисах действуют хотя и опосредовано,но неумолимо, создавая предпосылки будущих болезней,уродств, неправильного формирования личностных характе- ристик,а то и угрожая самой жизни.Дело в том, что накопление ге- нетических изменений в наследственном аппарате под воздействием загрязненной атмосферы может сделать процесс вырождения людей необратимым.Ведь если в какой-либо популяции 30% ее членов приоб- ретут генетические изменения,то популяция может выродится,исчез- нуть. Угарный газ и окислы азота,столь интенсивно выделяемые напер- вый взгляд невинным голубоватым дымком из глушителя автомобиля или заводской трубы,- вот одна из основных причин наших головных болей,усталости немотивированного раздражения,низкой трудоспособ- ности.Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппа- рат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам,а все вместе эти факторы,включая шум,безжалостно проникающий во все помещения и мешающий нашему производительному труду и отдыху,ведут к стрес- сам,нервным проявлениям,стремлению к уединению,безразличию даже к самым близким людям - родителям,супругам,а то и детям.Стоит ли после этого удивляться,что в мегаполисе Москва распадается каж- дый второй брак,в то время как в небольших городах - только 3-4? В больших городах также более широко распростанены заболевания органов кровообращения и дыхания,инфаркты,гипертоническая, бо- лезнь и новообразования. Однако вернемся к общему состоянию экологической обстановки в Москве,рассмотрим более подробно причины и источники загрязнения окружающей среды.Прежде всего оно связано с промышленными пред- приятиями.В результате хаотичной промышленной застройки,недостат- ка экологически чистых технологий столичная агломерация стала од- ной из самых загрязненных в Центральном экономическом районе.В городе и пригороде размещается более 4 тысяч промышленно-произ- водственных объектов,из которых 930 постоянно выбрасывают в ат- мосферу более 200 вредных веществ,некоторые из них относятся к первому классу опасности:свинец,медь,кадмий,ртуть и др.А улавли- вается только около 70 % выбросов.Не благополучно и с организа- цией санитарно-защитных зон:их размеры не выдерживаются у 356 предприятий.В итоге более двух миллионов москвичей вынуждены жить в экологически неблагополучных условиях. Далее.Ежегодно в Москве образуется около 6 миллионов отходов производства,из которых вторично используется немногим более по- ловины, треть вывозится на свалки и полигоны,а остальная часть либо скапливается на каких-то территориях,либо поступает в кана- лизационные или ливневые сети.Прогнозы показывают,что накопление отходов может идти быстрее,чем их утилизация,и тем ухудшить си- туацию. Пищевые отходы и сточные воды предприятий оказывают негативное влияние на реки Москвы.Хотя за последние 20 лет построено более 1000 очистных сооружений,но что делать с образующимися на них осадками,не решено,и до тех пор они,необезвреженные,сбрасываются в те же водоемы,канализацию или овраги,загрязняя тем самым поч- вы,воду и артезианские горизонты.Могло бы помочь оборотное водос- набжение,но оно охватывает в мегаполисе только 60 % от возможно- го,что в 1.5 раза меньше,чем в среднем по стране.В итоге в реку Москву сбрасываеся в сутки до полумиллиона кубометров недостаточ- но очищенных сточных вод. Такое огромное количество отходов объясняется уровнем техноло- гии:столичная промышленность вывозит своей продукции (в тоннах) втрое меньше,чем получает сырья и полуфабрикатов.Сами собой нап- рашиваются основные решения проблемы - вывод из Москвы опасных в экологическом отношении промышленных предприятий,по меньшей мере их реконструкция - внедрение современных малоотходных технологий. Второй источник загрязнения - автотранспорт,"вклад" которого в атмосферу составляет до 90 % по окиси углерода и 70 % по окиси азота.Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые метал- лы и другие вредные вещества. Еще одна группа источников ухудшения условий жизни - физичес- кие факторы.Так каждого из нас преследует шум,неумолимо проникая повсюду,мешая нашему сну,затрудняет отдых,снижает трудоспособ- ность,способствуя возникновению и распространению заболеваний нервной системы,органов слуха.В условиях акустического дискомфор- та в настоящее время проживает каждый москвич.Источники шума - промышленные предприятия и различные виды транспорта. Но можно ли в большом городе снизить уровень шума? Можно.С од- ной стороны, надо строить жилые,да и общественные здания с проти- вошумной изоляцией стен;при планировке внутренних помещений выво- дить комнаты для отдыха и занятий во дворы, а для тех окон, что смотрят на магистрали,предусматривать тройное остекление,- это в 2,5 раза снижает уровень шума.С другой стороны,трассы автомо- бильного и рельсового транспорта нужно прокладывать в тоннелях , озеленять примагистральные территории,а внутриквартальные проез- ды делать тупиковыми,чтобы исключить постоянное движение тран- спорта. Немало вреда приносит и вибрация.Наиболее значимые ее источни- ки в городе - линии метрополитена мелкого заложения,трамвайные и железнодорожные пути.Максимальное влияние данных источников ре- гистрируется преимущественно в нижних этажах и полуподвальных по- мещениях.Вибрация оказывает неблагоприятное влияние на самочув- ствие людей, состояние нервной системы,сердце и кровеносные сосу- ды. Много в Москве источников инфразвука - компрессорные стан- ции,дизель-генераторные установки,воздухозаборные шахты мет- ро,виброплощадки,где уровни инфразвука достигают более 100 деци- бел,и автотранспорт.Особенность инфразвука в том,что его колеба- ния усиливаются за счет резонанса в тоннелях и помещениях малых объемов и неблагоприятно воздействует на человека:изменяется час- тота сердечных сокращений,ритм дыхания,нарушается деятельность нервной системы. Мегаполис невозможно себе представить без развития радио и те- левидения,радиолокации,расширения сети высоковольтных линий элек- тропередач.Но все это привело к увеличению уровня электромагнит- ных излучений по сравнению с природным,естественным фоном. Свою долю вносят учреждения,работающие с радиоактивными вещес- твами,реакторами,электрофизическими установками,создающими иони- зирущее излучение.В городе масса рентгеновских аппаратов,три атомных реактора,все шире применяется радиоизотопы.Общий фон в городе пока относительно постояннен - от 6 до 25 микрорентген в час, его уровень несколько выше у объектов атомной проышленности и в местах существовавших до 60-х годов в черте города небольших захоронений радиоактивных отходов. Обобщая сказанное,нельзя не прийти к заключению,что низкий уро- вень здоровья населения Москвы,увядание ее природных факторов есть прямое следствие хаотичной,непродуманной застройки мегаполи- са и недостаточного учета экологических факторов. Противостоять этому предназначена разрабатываемая в настоящее время программа "Экология Москвы".Она включит в себя широкомас- штабные оздоровительные мероприятия,а также,ряд архитектурно-пла- нировочных решений по борьбе с загрязнением,которые вкратце мож- но свести к следующему:развитие и реконструкция улично-дорожной сети, бестранспортные пешеходные зоны в центральной части горо- да,организация системы скоростных дорог и магистралей непрерывно- го движения,озеленение улиц,площадей и скверов,газификация автот- ранспорта и поиск относительно безвредных видов топлива,дальней- шее развитие троллейбусного парка и общественного транспорта , ужесточение контроля за выхлопными газами и др. В центр внимания этой работы должен быть поставлен человек, удовлетворение его потребностей и сохранения здоровья,как это де- лается во многих столицах развитых стран. Программа "Экология Москвы" должна быть вневедомственной.Имен- но ведомственный подход и ведомственная разобщенность - причины дефектов градостроительства и экологической напряженности.Ве- домства,ведущии строительство и реконструкцию на территории горо- да, имеют мощные строительные базы, но не заботятся в должной ме- ре об оздоровлении окружающей среды.Городские же строители не в состоянии обеспечить выполнение природоохранных мероприя- тий. Настало время создать временный или постоянно действующий кол- лектив для определения эколого-гигиенических приоритетов, для вы- работки научных основ ликвидации неблагоприятного влияния антро- погенной деятельности на окружающую среду и население,а также сохранения и рационального использования природных ресурсов сто- личного региона. ___ |