Реферат: Азбука знаков.
Название: Азбука знаков. Раздел: Рефераты по товароведению Тип: реферат |
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева Кафедра Стандартизации и метрологии Р Е Ф Е Р А Т на тему: АЗБУКА ЗНАКОВ. Выполнил студент: Скаредин М. Группа: 724 Проверил: Ткаченко А.А. Самара 1996 - 1 - ВВЕДЕНИЕ Производство конкурентоспособных товаров и услуг, их про- движение на рынки мира является важным фактором стабильности экономики, обеспечения занятости населения улучшения торгового баланса страны. Кроме того, это повышает престиж страны на международной арене и во многом определяет положение державы в международной "табели о рангах". ------------- ЗНАКИ НАГРАД Поэтому многие страны мира стремятся поощрять фирмы и ор- ганизации своей страны, добивающихся успехов в экспорте товаров и услуг и/или в содействии экспорту национальных товаров, и выделять их среди остальных компаний. Как правило, это осуществляется путем присуждения фирме специально утвержденного приза - премии за достижения в экспор- те, что подтверждается специальным документом. При этом суще- ствуют специальные знаки, олицетворяющие эти награды, и фирма- лауреат получает право в течение определенного времени поме- щать этот знак на своих рекламных и деловых документах и материалах. Примерами таких знаков (наград) являются : Королевская Награда за экспортные достижения в Велико- британии, среди лауреатов которой, можно назвать, компанию "C R O S S L E E", изготавливающую широкую гамму стиральных машин и вращающихся барабанных сушилок под торговой мар- кой "White Knight" ("Белый рыцарь"); Президентская "Е" - и "Е - Star" - награды (США) за вы- дающиеся успехи в экспорте. РИС. 1. "Е" - награда. Для получения первой экспортной награды ("Е") компания производитель или организация, содействующая экспорту, должна засвидетельствовать значительные достижения по освоению зару- бежных рынков на протяжении четырех и более лет. Лауреаты "Е" - награды получают сертификат, подписанный се- кретарем по вопросам коммерции от имени президента США, зна- чок с изображением символа награды и белый флаг с голубой "Е" для вывешивания над промышленным предприятием или офисом. При этом фирмы, организации или частные лица, содействую- щие экспорту, получают сертификат "Е" - награды в области ус- луг по содействию экспорту. Поощрением более высокого уровня является "Е - Star" - на- града, которая доступна только для обладателей "Е" - награды, продолжающих успешную экспортную деятельность. В целях информирования широких кругов общественности жур- нал "Business Amerika" публикует списки экспортеров США - об- ладателей этих наград. Таким образом, создается ситуация, когда, развивая экспорт своей продукции, компании помогают своей стране, а страна за это отмечает их деятельность, создавая моральные стимулы для предпринимателей. В настоящий момент проблемы конкурентоспособности российских и усиления экспортной политики являются особенно актуальными для экономики России и, учитывая опыт промышленно развитых стран, для их решения могут быть использованы не только ма- териальные, но и моральные стимулы подобные указанным выше. ЗНАКИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРАХ ----------------------------------- На прошедшей выставке "КОНСУМЭКСПО" (1993 г.) наблюдалось большое внимание производителей и дистрибьютеров к специальной маркировке потребительских товаров. О маркировке потребитель- ских товаров специальными знаками, с целью информирования по- требителей о свойствах предлагаемых товаров, хотелось бы рас- сказать в этой статье подробнее. Большинство знаков, присутствующих на упаковке, этикетках или на самом товаре (за исключением товарных знаков) можно разделить на следующие группы. 1. ЗНАКИ СООТВЕТСТВИЯ установленным требованиям качества изготовления и безопасности для людей. В этой группе наиболее часто встречаются знак соот- ветствия нормам Европейского Сообщества - "СЕ". Среди про- чих товаров, носящих "СЕ" - знак, продукция фирмы "Schwan- Stabilo" (карандаши, ручки и т. д.), отвечающая требовани- ям ЕС к изделиям для детей и школьников. Говоря о продукции, носящей национальные знаки соответ- ствия, нужно сказать о южнокорейском опыте. В этой стра- не упоминаемой маркировке придают достаточно большое зна- чение. В частности, среди знаков, которыми отмечается про- дукция высокого уровня, - знаки "Хороший дизайн" и "Хоро- шее качество". Другим распространенным знаком этой группы является знак "GS" - "проверено на безопасность", удостоверяющий бе- зопасность продукции в соответствии с германскими нормами. Особенно часто этот знак встречался на продукции ФРГ, а сейчас, естественно, на продукции объединенной Германии, производимой или экспортируемой. Высокий уровень потребления в развитых странах мира приводит к тому, что люди желают, чтобы рекламируемые свойства товаров были подтверждены компетентными органами. Товары, одобренные ими, отмечаются специальными знаками. Это знак "исследован на пригодность для пищевых продук- тов", присвоенный Институтом Фресениуса фильтровальным сис- темам "Брита". 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА Все большее внимание в цивилизованном мире привлекают проблемы, связанные с охраной окружающей среды. Вопросы экологии становятся предметом рассмотрения национальных пра- вительственных и международных органов. Тысячи людей стре- мятся использовать в основном экологически чистую продук- цию, предметы и устройства, не причиняющие ущерба окружа- ющей среде или сводящие этот ущерб к минимуму. В связи с этим встают задачи : - выделения экологически безвредных изделий из всей совокупности промышленных изделий!"; - стимулирования производства и применения экологичес- кой продукции; - пропаганды мероприятий по охране окружающей среды и др.. Знаки экологичности условно можно разделить на три группы. 2.1. ЗНАКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ БЕЗВРЕДНОСТЬ ДЛЯ ЭКОЛОГИИ ИЗДЕЛИЙ В ЦЕЛОМ ИЛИ ИХ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ. Эти же знаки могут применяться для обозначения предметов и устройств, используемых для сбережения природы, а также в качестве экологических символов. Для обозначения аэрозолей, в составе которых отсутству- ют вещества, приводящие к уменьшению озонового слоя, ис- пользуют особые знаки, центральным элементом которых обыч- но является изображение земного шара. Изделия из полимеров, не причиняющих значительного ущер- ба природе при их утилизации, также обозначаются различны- ми знаками и надписями. К сожалению, на отечественной продукции эко - знаки поч- ти не ставятся, за редким исключением. Наиболее известны в этой группе знаки "Белый лебедь" и "Голубой ангел". В Японии "Эко - знак" проставляет Японская ассоциация по охране окружающей среды. 2.2. ЗНАКИ И НАДПИСИ, ПРИЗЫВАЮЩИЕ К ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕ ДЫ И ЗНАКИ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ, ПОДДАЮЩИХСЯ ВТОРИЧНОЙ ОБРАБОТКЕ, И ПРОДУКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕРАБОТКИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ. Cреди них как гармонизированные знаки, так и собствен- ные разработки фирм-производителей продукции. Примерами мо- гут служить знак, применяемый в США для обозначения бу- маги, полученной из вторичного сырья с надписью, говоря- щей о том, что бумага получена из вторичного сырья, и эмблема вторичной обработки, используемая в США для мар- кировки продукции из вторичного сырья, соответствующих ба- ков, контейнеров для отходов и в пропагандистских целях. Кроме того, к этой группе знаков можно отнести различ- ные знаки, с надписями, в которых содержатся призывы не сорить, не загрязнять окружающую среду, сдавать соответст- вующие предметы (банки, бумагу и т.д.)для вторичной пере- работки. Подобная маркировка получила широкое распростране- ние во многих странах мира. Отдельные знаки этого вида встречаются и на отечественной продукции, например, на не- которых пакетах с молочными продуктами и др. Правда спе- циалисты утверждают, что эти пакеты поступают из-за рубе- жа для последующего наполнения. 2.3. ЗНАКИ, ОТОБРАЖАЮЩИЕ ОПАСНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Для индексации опасности предметов для человека и окру- жающей среды в странах Европы разработаны соответствующие знаки. Чтобы знаки были понятны, их обычно сопровождают над- писями, характеризующими вид опасности (вредно, раздражи- тель, огнеопасно и т.д.) и содержащими прочие пояснения вредного воздействия и нюансы применения. Самым распространенным эко - знаком на продукции из Гер- мании является "GRUNE PUNKT", применяемый в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поддержке их вторичной переработки. Другой знак, это знак, который можно встретить на мно- жестве пишущих принадлежностей высокого качества, произво- димых фирмой "Schwan - Stabilo", с учетом требований со- хранения окружающей и обеспечения безопасности людей. Наряду с принятыми на международном и национальном уров- не, многие фирмы, как уже говорилось, используют собствен- ные знаки для выделения более экологичной продукции. Так, на стиральные машины, продаваемые под торговой мар- кой "FORON" помещают знак с надписью "С пониженной сте- пенью вредности для окружающей среды". 3. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА. Включает в себя инфор- мацию по безопасному обращению с предметами потребления. Ее можно встретить, в основном, на предметах косметики и бытовой химии. В заключении раздела хотелось бы подробнее рассказать о каком - нибудь известном знаке, например, об известнейшем эко - знаке "Голубой ангел" Началом истории этого знака можно считать 1974 год, когда в ФРГ было создано Федеральное Агенство по окружающей среде и ему было поручено организовать информирование населения о мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды. В 1978 году на первый продукт был поставлен знак "Голубой ангел". В процедуре рассмотрения и присвоения этого знака участ- вуют Федеральное Агентство по окружающей среде ( UBA ), Не- мецкий институт по обеспечению качества и маркировке ( RAL ), Жюри по экологической маркировке ( UZ ), Конфедерация немецкой промышленности ( BDJ ) и т.д. В общем получить такой знак непросто. Система эко - маркировки, существующая в Германии, критику- ется с двух сторон : специалисты - экологи утверждают, что знак следует при- сваивать продукции по целому набору критериев, а не по одному критерию, как это делается сейчас; предприниматели находят систему слишком бюрократичной. В настоящее время, когда в Европе наметились тенденции создания единой системы эко - маркировки, соответствующие орга- ны Германии скорее противодействуют идее создания единого Ев- рознака. Они предпочитают, чтобы каждая страна пользовалась своим знаком, а Европейское Сообщество ограничилось представ- лением технического содействия, например, путем разработки ми- нимальных критериев экологичности. Неизвестно, какая точка зрения возобладает в конечном сче- те, но важно, чтобы положительные и отрицательные моменты функционирования системы "Голубой ангел" были изучены и учте- ны, в том числе и при создании отечественной системы эко - маркировки. И в заключении, надо сказать, что наша страна идет по по пути развития цивилизованного потребления, одной из черт которого является возможность выбора того или иного товара и наличие информации, позволяющей правильно его сделать. По- этому изучение зарубежного опыта потребительской маркировки, развитие отечественных подходов в этой области, их гармониза- ция с общепринятыми принципами, а также постоянное обеспече- ние потребительской информацией о знаках и их смысле могут стать актуальными уже в самое ближайшее время. МАРКИРОВКА ГРУЗОВ Манипуляционные знаки. На пути следования от изготовителя к потребителю чаще всего продукция неоднократно перегружается с одного вида тран- спорта на другой, сортируется на грузовых площадках ж/д стан- ций, морских и речных портов, где скапливаются тысячи тонн различных грузов. Правильное нанесение на тару, в которую упакован груз, необходимой информации о пункте назначения, получателе, допус- тимых условиях обращения с грузом во время транспортирования и погрузочно - разгрузочных работ, а также о хранении гаранти- рует своевременную и надежную доставку груза потребителю. Чтобы обеспечить оперативность обработки грузов, на упаков- ку наносят маркировку и манипуляционные знаки, которые распо- лагаются в строго определенных местах. Маркировка - это текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) продукции. Манипуляционные знаки - это графическое изображение условий обращения с грузом, центра тя- жести, места захвата погрузчиком и стропами. Нанесение маркировки и манипуляционных знаков производится в соответствии с требованиями ГОСТ 14192 - 77 "маркировка грузов". ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении, надо заметить, что из всех вышеописанных знаков наиболее важными являются знаки на потребительских то- варах, поскольку, как уже говорилось, нанесение таких знаков дает довольно хорошую информацию потребителю о данном товаре. Важнейшее место здесь занимает эко - маркировка, так как в настоящее время среди самых насущных проблем человечества про- блема экологии выходит на первый план. Рано или поздно проблемы эко - маркировки коснутся и оте- чественных производителей продукции ( это заметно уже и сей- час ), и в первую очередь экспортной продукции. Эко - марки- ровка, наряду с выполнением чисто информационной роли, стано- вится средством рекламы и конкурентной борьбы через установ- ление соответствующих протекционистских барьеров. Именно поэто- му проблемы эко - маркировки должны занять свое место среди первоочередных задач отечественной экономики. И если знаки второй группы могут быть отданы на усмотрение изготовителей продукции и общественных экологических движений, то знаки первой и, особенно, третьей групп должны быть понятны всем, то есть должны быть гармонизированы в общемировом масштабе. Следовательно, проблема их разработки и применения должны стать объектом пристального внимания компетентных государствен- ных и общественных организаций. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................ ЗНАКИ НАГРАД....................................... ЗНАКИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРАХ................. МАРКИРОВКА ГРУЗОВ.................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... |