Реферат: Исследование философских концепций известных британских мыслителей Давида Юма и Джорджа Беркли
Название: Исследование философских концепций известных британских мыслителей Давида Юма и Джорджа Беркли Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ. Введение........................2 Биография Джорджа Беркли........3 Философия Джорджа Беркли........4 Биография Давида Юма............12 Философия Давида Юма............13 Заключение......................22 Литература......................23 . ВВЕДЕНИЕ. Реферат посвящен исследованию философских концепций известных британских мыслителей Давида Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре- менем необычайного подьема и развития английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре- делило основы главных философских течений: идеализма и материализма. Почему же мы обращаемся к творчеству Юма и Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма. Их философские концепции излагались как реакционные. Но хотелось бы рассмотреть их непредвзято, так как сформиро- вать свое мировоззрение, независимую жизненную позицию и ценностные идеалы невозможно, опираясь на расхожие мения и стереотипы. Будем следовать принципу о котором говорил Джордж Беркли: "Единственное преимущество на которое я претен- дую,- это то, что я всегда мыслил и судил са- мостоятельно". Кроме того хотелось бы, по мере возможности, сравнить взгляды двух философов, чье миропонима- ние формировалось в одинаковых условиях, в одина- ковой среде. . БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ. Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии в Килкрени. Он был старшим из семи детей в семье мелкопомест- ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал учебу в Килкенни,а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в Дублине. В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень бакалавра искусств, в 1707 г.звание научного сотрудника и начал препода- вание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его первые научные произведения - два трактата по математике. Два года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя. В 1709 вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая его философское учение - "Новая теория зрения".В следующем году Беркли издает "Трактат о началах человеческого знания",где высказывает свои философские взгляды,новую философскую концеп- цию. В 1713 г. Беркли в качестве капеллана лорда Петербо- ро,чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля,отправля- ется в Италию.Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ- ведений - "Три диалога между Гиласом и Филонусом".На следующий год Беркли вернулся на родину,а в 1716 г. снова едет в Италию, на этот раз в качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон в 1721 г.). В сентябре 1728 года Беркли с целью миссионерской дея- тельности отправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего оть- езда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер.Их семей- ная жизнь была счастливой.Как и в семье его отца,у Беркли было семеро детей,к которым он относился с большой любовью. Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед- жа,Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу после приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаи- вает христианское вероучение и религиозную мораль. За "Алсиф- роном" последовало философско-математическое произведение "Аналитик". В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный сан епископа Клойнского,после чего он вернулся в Ирландию и поселился в местечке Клойн,где провел практически всю оставшуюся жизнь. Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году "Сей- рис",в котором были причудливо переплетены терапия,философия и мистика. В августе 1752 г. Джордж Беркли покинул свою епархию и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ. Исходные позиции. Философское учение Джорджа Беркли направлено на опро- вержение материализма и обоснование религии. Для этих целей он использовал номиналистические принципы, установленные Уильямом Оккамом. "Все,что существует,единично". Это номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из ко- торого спедует,что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным и абстрактные понятия суть понятия ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, это философские фантомы. "...Я не могу образовывать отвле- ченные представления вообще..." "Если ты можешь образовать мысленно отчетливое абстрактное представление...то я усту- паю...Можешь? А если не можешь,то с твоей стороны было бы неразумно настаивать дольше на существовании того, о чем ты не имеешь представления". Беркли различает общие и абстракт- ные идеи.Первые-это такие,которые могут быть восприняты как наглядные представления. "Я отрицаю абсолютно,-пишет он в "Трактате",-существование не общих идей,а лишь отвлеченных общих идей...". Беркли различает при этом два вида отвлече- ния. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета,которые в действительности могут существо- вать порознь.При втором виде отвлечения-такие которые в действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает Беркли как иллюзорные,как пустые слова,которым не соот- ветствует никакое восприятие.В качестве примеров таких абстрактных понятий приводятся:протяжение,движение, число, пространство, время, счастье, добро.Нельзя,уверяет Берк- ли,образовать отчетливое абстрактное представление о движе- нии или протяжении без конкретных чувственных качеств,как скорое и медленное,большое и малое,круглое и четырехугольное и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга,четырехи- ли трехугольника, "который не будет ни равносторонним, ни неравносторонним, ни равнобедренным" . В отличие от фикции абстрактных понятий общие поня- тия-это единичные образы,отличающиеся тем,что они служат в нашем сознании как бы представителями однородных вещей,при- мерами многих частных идей:"...известная идея, будучи сама по себе частною, становится общею,когда она представляет или заменяет все другие частные идеи того же рода" . Поскольку за такими словами, как "это", "вещь", или "число","бесконеч- ность", не стоял наглядные образы, - это не более как пустые слова, выдаваемые за идеи. "Если бы люди не пользовались словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных идей". Но что значит: общие идеи представляют частные идеи "того же рода"? Для номинализма "род" не есть нечто общее самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества. Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравниваю- щим сознанием, исходя из его координирующих установок. Для Беркли общее не отражение реального единства, единообразия, присущего самим вещам, а искусственное творение человеческо- го ума. Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного мышления в познании мира. "Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвле- ченные идеи были более нужны для расширения познания". "Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как десятитысячная часть дюйма, но есть десятитысячная часть мили...". Почему же? Да потому, что "мы при точном исследовании найдем, быть может, что не в состоянии представить себе самый дюйм, состоящим из тысячи частей" . "Нет такой вещи", так как мы "не в состоянии представить": возможность представления оп- ределяет возможность бытия. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпири- ческому; общее к отдельному. Вторым, из того на что опирался Беркли при построении своей философской концепции, был локковский сенсуализм. Локк разделил качества на два рода, один из которых признается первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматри- вается как вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии, относятся, по Локку, протяжение, плотность, движение (трак- туемое только как механическое), фигура и число. Все осталь- ное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведе- ние в сознании перечисленных первичных форм существования материи. Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие вторичных качеств. Беркли отрицает разделение качеств на первичные и вторичные, сводя первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское про- тивопоставление вторичных качеств первичным. Беркли совер- шенно отрывает вторичные качества от их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем он старается доказать, что субъективность, характеризующая вто- ричные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъек- тивны. Антимеханицизм непосредственно перерастает здесь в антиматериализм. Все качества у Беркли по сути дела уже не вторичны, поскольку первичные качества аннулируются, их нет больше как объективной реальности. Субъективные качества не выступают как отличные от объективных, не противопоставля- ются им, ввиду аннигиляции последних. Сфера качеств стано- вится однозначной сферой субъективности. Исходя из Локка, он порывает с локковским делением ка- честв, используя относительность восприятия любых качеств. Все замыслы Беркли были устремлены к тому, чтобы покончить не с механицизмом, как таковым, а с механицизмом как с единственной в то время формой материализма. Что существует, согласно механицистам, вне и независимо от сознания? Мате- рия, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения вне мышления подвергается атаке Беркли. Т.о. сначала истолковав вторичные качества как чистую субъективность, затем сведя первичные ко вторичным, Беркли превратил ощущения из основного средства связи субъекта с объектом в субъективную данность, саму превращенную в объект и исключающую реальный объект, как таковой. В результате идеалистической переработки сенсуализма ощущения из того, через что осуществляется познание, превратились в то, что познается. Беркли , абсолютизируя сенсуализм, признает не- посредственное чувственное восприятие единственно истинным и достоверным, не допуская никакого иного критерия истины. Ощущение, отождествляемое им с качеством, выступает у Беркли под названием "идея": "Чувственные объекты, будучи вещами непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями". "Идея" в этом смысле является центральным понятием всего его учения. Благодаря такой терминологии "качество" сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли - "идея", элемент чувственности, а не свойство вещи. Назвав качество "идеей", он сразу становится на идеа- листическую почву. "Идея" первична. "Вещь" не что иное, как сочетание, комплекс "идей". "Вещь", таким образом, вторична. Не качест- ва предполагают обладающую ими вещь, а, наоборот, "вещь" не более как совокупность качеств, "идей". Беркли аннулирует нераздельное двуединство качеств и вещи. Атака на материю. Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи. Для него нет более отвлеченного, более абстрактного (а потому менее оправданного) понятия, чем бытие как таковое, чем понятие носителя качеств как чего-то отличного от самих качеств как субстанции. "Общая идея сущего представляется мне наиболее отвлеченною и непонятною из всех идей", - заявляет Беркли . К этому Беркли присоединяет еще и сенсуалистические ар- гументы. Если вещь не более чем коллекция "идей", она не предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого осо- бого их обладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с нею, нам ничего о ней неизвестно и не мо- жет быть известно. Основой берклианского отрицания материи служит его номиналистически-сенсуалистическая концепция познаваемости: наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи, поскольку материя как субстанция не есть "идея", не есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего-либо. Если же материя не может быть воспринята, если она есть нечто незримое, неосязаемое и т.д., то на каком основании мы можем утверждать, что она существует? Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а огра- ничивается отрицанием материальной субстанции. Он заявля- ет:"я не устраняю субстанции. Меня не следует обвинять в изъятии субстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасы- ваю только философский смысл (который на самом деле является бессмыслицей) слова "субстанция" как материального носителя качественного многообразия, как основы единства мира. Придав при помощи термина "идея" субъективный смысл по- нятию "качеств", Беркли заверяет, что "не может быть никако- го субстрата этих качеств, кроме духа... Я отрицаю поэтому, что существует какой-либо немыслящий субстрат чувственных объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции" . "...Доказано,что не существует телесной, или материальной, субстанции, остается, стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная деятельная субстанция, или дух" . "Из сказанного очевидно, что нет иной субстанции, кроме духа..." . В этом узловом пункте происходит трансформация субъек- тивного идеализма в идеализм объективный путем отхода от но- миналистических и сенсуалистических посылок, отслуживших свою службу в критике материализма. Реабилитация духовной субстанции отстраняет не только феноменализм, но и сенсуа- лизм. С самого начала философия Беркли была задумана как расчистка субъективно-идеалистическими средствами пути к объективному идеализму, как феноменалистическое опровержение материализма, обусловливающее возможность построения объек- тивноидеалистической системы. Неравноправие обеих субстанций оправдывается у Беркли учением о причинности, которое послужит мостом от феномена- лизма к спиритуализму. Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только не- познаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя: "Но каким образом материя может действовать на дух или вызвать в нем какую-либо идею, этого никакой философ не возьмется объяснить". Причиной идей может быть только одно- родное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемле- ма не только как основание бытия вещей, но и как основание возникновения и изменения этих пучков чувственных качеств. Но материя не может быть не только причиной идей, она вообще не может быть причиной чего бы то ни было. Ибо при- чинность предполагает активность, действенность. Материя же по самому существу своему мыслится как пассивное, инертное начало. Беркли противопоставляет материю духу как пассивное начало активному . "...Материя... пассивна и косна и потому не может быть деятелем или действующею причиною" . "И даже если бы ее су- ществование было признано, как может то, что недеятельно, быть причиною?.." . Сказанное относится также ко всем атри- бутам, приписываемым материи: "Вполне убедительно доказано, что вещественность, величина, фигура, движение и т.п. не заключают в себе активности или действующей силы, при помо- щи которой они были бы в состоянии произвести какое-нибудь действие в природе". Единственный образец активности, признаваемый Беркли, это волевая активность. "Раз есть действие, то должен быть и акт воли"."Нет понятия действия, отдельного от акта во- ли". И эту активность Беркли приписывает исключительно ду- ху. "Акт воли я не могу себе представить коренящимся где-либо в ином месте, кроме духа". О бытии. Как же решает Беркли вопрос "что такое бытие?". Перво- начальное, предварительное его решение феноменалистично, оно гласит: "esse est percipi" ("быть - это быть восприни- маемым"). Тем самым исчезает различение содержания восприя- тия и объекта восприятия: это одно и то же. Но еsse est percipi чревато солипсизмом, неумолимо влечет к нему,а последовательный солипсизм вместе с матери- ей ликвидирует и бога. Беркли это не устраивает. Беркли от- клоняет поэтому логические выводы феноменализма, но не от- вергает вместе с тем его посылки, а только ограничивает их, дополняя свою первоначальную формулу бытия. Вопреки формуле для Беркли esse и percipi, быть и быть воспринимаемым, не тождественные понятия. Быть - это не только быть воспринимаемым, но и нечто иное. Идеи, оказыва- ется, не единственная форма познания и не единственный пер- воэлемент бытия. Помимо идей, чувственных восприятий мы познаем также "понятия" (notions). Под этим термином у Беркли фигурирует постижение духом своей собственной дея- тельности. Душа наша, согласно Беркли, познает себя самое не посредством "идей". То, что мы знаем о духе, не есть идеи. "Духи" совершенно отличны от "идей", между ними нет ничего сходного или общего . Идея совершенно пассивна, недеятель- на, и ее существование состоит в том, что она воспринима- ется. Понятие же - форма познания активного существа, су- ществование которого состоит не в том, что оно воспринима- ется, а в том, что оно воспринимает идеи. Значит, бытие духов не бытие идей, оно не заключается в их воспринимаемости, из esse не есть их percipi. Данная ранее формула бытия расширяется: "Existence is percipi or percipere", существовать - это восприниматься или восприни- мать, быть - значит быть воспринятым или воспринимающим. Солипсизма же, полагает Беркли, можно избежать, не вы- ходя за рамки идеализма. Путь к этому - через введение других Я. "Когда я отрицал существование чувственных вещей вне ума,я имел в виду не свой ум в частности, а все умы". Таким образом, Беркли расширяет свое понятие бытия за пре- делы воспринимаемого,и практически переходит к обьективному идеализму. Однако следует заметить, что если бытие Я Беркли основывается на непосредственном постижении в "понятии",то бытие других Я не более как допущение по аналогии. Возникает вопрос: а существуют ли вещи, если они не воспринимаются не только мной, но и другими людьми, если они не являются идеями ни для меня, ни для нас? Переходят ли они в небытие? Нет, отвечает Беркли. Даже если бы "идея" выпала из "поля зрения" всех субьектов, то она продолжала бы су- ществовать в уме бога - субьекта, который вечно существует и "вкладывает" в сознание отдельных субьектов содержание их ощущений. Значит, к бытию как percipi и как percipere добав- ляется третье определение: posse percipi - возможность восп- риятия. Так ответив на поставленный вопрос, Беркли практи- чески становится на позиции обьективного идеализма. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Берк- ли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности. . БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА. Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбур- ге,в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой. Некоторое время Юм посещал Эдинбургский универси- тет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить учебу. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поез- дку во Францию на три года, большую часть из которых провел в Ля-Флеш. Во время пребывания во Франции Юм написал "Трактат о человеческой природе" в составе трех книг, который был опуб- ликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении рассматри- вались вопросы теории познания, психологии и морали. В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу под названием "Моральные и политические очерки (эссе)".Эта книга принесла ему значительную популярность на родине. В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря генерала Сен-Клера отправился в военную экспедицию против французской Канады, а затем, в составе военных миссий, посетил Вену и Турин. В Италии он переделал первую книгу "Трактата" в "Исследование о человеческом познании". В 1752 году Общество юристов избрало Юма своим библио- текарем, и он взялся за создание шеститомной "Истории Анг- лии"-книги, вызвавшей неоднозначное к себе отношение. В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической служ- бе во французской столице. После возвращения он два года за- нимал пост помощника государственного секретаря.В 1769 году он вышел в отставку и возвратился в Эдинбург, где стал сек- ретарем Философского общества и занимался просветительской деятельностью. В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к работе над своим последним крупным произведением "Диалоги о естествен- ной религии", но так и не закончил его. Юм скончался в августе 1776 года. . ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА. Основные положения. Юм переделал учения Беркли и Локка на агноситческий ма- нер, сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился создать философию "здравого смысла", философию осторожную, "сдержанную", чуждую как материализму, так и на- ивному спиритуализму. Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, что имеется факт непосредственной данности нам ощущения, а отсюда и наших эмоциональных переживаний. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир как внешний источник ощущений. "... Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих по- верхностных качеств" (1, т. 2, стр. 35). Почти вся последующая философия Юма строится им как те- ория познания, описывающая факты сознания. Превращая ощуще- ния в абсолютное "начало" познания, он рассматривает струк- туру субъекта в изоляции ее от его предметно-практической деятельности. Эта структура, по его мнению, состоит из ато- марных впечатлений (impressons) и из тех психических продук- тов, которые от этих впечатлений производны. Более всего из числа этих производных видов психической деятельности Юма интересуют "идеи (ideas)", под которыми он имеет в виду не ощущения, как это было у Беркли, а нечто иное. "Впечатления" и "идеи" в совокупности Юм называет "восприятиями (perceptions)". "Впечатления" - это те ощущения, которые получает тот или иной субъект от событий и процессов, разыгрывающихся в поле действия его органов чувств. Итак, "впечатления" суть ощущения субъекта. Но не только. Нередко под "впечатлениями" Юм понимал и восприятия в смысле, отличающем их от ощущений (ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в их интегральном виде). Таким образом, Юмовы "впечатления" - это не только простые чувственные переживания, но и сложные чувственные образования. В состав впечатлений он включает кроме ощущения эмоции, в том числе и бурные (страсти) и "спокойные (calm)" переживания морального и эстетического характера. Что же понимал Юм под "идеями"? "Идеи" в его теории познания - это образные представления и чувственные образы памяти, а кроме того, продукты воображения, в том числе про- дукты искаженные, фантастические. К числу "идей" Юм относил также и понятия, так как он был склонен растворять теорети- ческое (абстрактное) мышление в переживаниях эмпирическх (конкретно-чувственных) образов, подобно тому как это делал и Беркли. Итак, "идеи" в системе терминологии Юма представляют собой приблизительное, более слабое или менее яркое (не столь "живое") воспроизведение "впечатлений", то есть их от- ражение внутри сферы сознания. "... Все идеи скопированы с впечатлений" (1, т. 1, стр. 271). В зависимости от того, простыми или сложными оказываются впечатления, идеи также бывают соответственно простыми или сложными. "Восприятия" включают в себя "впечатления" и "идеи". Они для Юма суть познавательные обьекты, предстоящие созна- нию. Ассоциации и абстракции. Человек не может ограничиваться только простыми впечат- лениями. Для успеха своей ориентировки в среде он должен воспринимать сложные, составные впечатления, структура и группировка которых зависят от структуры самого внешнего опыта. Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они также бывают сложными. Как же образуются последние? На этот вопрос Юм да- ет свой ответ: они образуются посредством ассоциирования простых впечатлений и идей. В ассоциациях Юм видит главный, если не единственный способ мышления посредством чувственных образов, а таковым для него является не только художественное, но и всякое мыш- ление вообще. Ассоциации прихотливы и направляются случайны- ми комбинациями элементов опыта, а потому сами они по содер- жанию случайны, хотя по форме и согласуются с некоторыми постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами. Юм выделял и различал следующие три главные вида ассо- циативных связей: во-первых, по сходству, во-вторых, по смежности в пространстве и времени, в-третьих, по причин- носледственной зависимости. В рамках этих трех видов могут ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом и с состояниями предрасположенности (установками) к продолжению ранее возникших переживаний. "... Когда любое впечатление воспринимается нами, то оно не только переносит ум к связанным с этим впечатлением идеям, но и сообщает им часть своей силы и живости... после того как ум уже возбуж- ден наличным впечатлением, он образует более живую идею свя- занных с ним объектов благодаря естественному переключению установки (disposition) с первого на второе" (1, т. 1, стр. 198). Во-первых, ассоциации происходят по сходству, которое бывает не только положительным но и отрицательным по своему характеру. Последнее означает, что вместо сходства налицо контраст: так, при переживаниях эмоций нередко появляется состояние аффекта, противоположное прежнему состоянию. "... Второстепенный импульс (movement), - пишет Юм в эссе "О тра- гедии", - преобразуется в доминирующий и дает ему силу, хотя иного, а иногда и противоположного характера... Однако большинство ассоциаций по сходству положитель- ное. Юм считает, что ассоциации по сходству играют наиболь- шую роль в математических размышлениях. Во-вторых, ассоциирование происходит по смежности в пространстве и по непосредственной последовательности во времени, то есть также по смежности. Это более всего случа- ется с идеями внешних впечатлений, то есть с воспоминаниями о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-временным образом сами по себе идеи, а тем более эмоции "прост- ранственно смежными" в буквальном смысле, находясь в психике человека, не бывают, хотя они, конечно, локализованы в моз- гу. Больше всего полезных случаев ассоциирования по смеж- ности, полагает Юм, может быть указано из области эмпири- ческого естествознания. Так "мысль о какомнибудь объекте легко переносит нас к тому, что с ним смежно, но лишь не- посредственное присутствие объекта делает это с наивысшей живостью" (1, т. 2, стр. 55). В-третьих,возникают ассоциации по причинно-следственной зависимости, которые наиболее важны при рассуждениях, касаю- щихся теоретического естествознания. Если мы считаем, что А есть причина, а В - следствие, то в дальнейшем, когда мы по- лучаем впечатление от В, у нас в сознании всплывает идея об А, причем может быть и так, что эта ассоциация развивается в обратном направлении: при переживании впечатления или идеи А у нас появляется идея В. Следует иметь в виду, что, описывая ассоциации по при- чинно-следственной зависимости, Юм исходит из того, что схе- ма "А есть причина, а В - ее следствие" уже возникла как во- обще, так и применительно к любому из будущих конкретных случаев и действует в качестве "готового звена" механизма этой ассоциации. Учение об ассоциациях разрушало логическую трактовку мыслительных процессов, изымало из мышления его логическую основу. Такую же роль в теории познания Юма исполняет так называемая репрезентативная концепция абстрагирования и обобщения. Юм заимствовал ее у Беркли и включил в свою ассо- циативную схему. Но это включение было связано с внесением в данную концепцию нескольких изменений. Само по себе репрезентативное понимание абстрагирования заключалось в следующем. Существование общих понятий отрица- ется, и их функцию исполняет чувственный образ - представле- ние одного из единичных предметов. Вслед за Беркли Юм часто пренебрегает отличием понятий от представлений (images), а общего - от единичного. Какие же изменения внес Юм в эту теорию согласно кото- рой "некоторые идеи являются особенными по своей природе, но, представительствуя, они общи" (1, т.1, стр. 112)? Во-первых, исходный класс похожих друг на друга вещей, из которого затем извлекается репрезентант, образуется, сог- ласно Юму, стихийно, под влиянием ассоциаций по сходству. Во-вторых, в отличие от Беркли Юм считает, что чувственный образ берет на себя роль репрезентанта (представителя всех членов данного класса вещей) временно, а затем передает ее слову, которым этот образ обозначается. Ассоциативный способ образования чувственных репрезен- тантов смягчает сугубо индивидуальный их характер, которым они отличались у Беркли. При образовании репрезентанта через ассоциации неповторимые признаки единичного чувственного об- раза как бы стираются и отвлекаемая идея освобождается от особенностей отдельных впечатлений. Общее начинает прогляды- вать сквозь единичного репрезентанта как "сторона" всех об- разов, ассоциируемых по принципу их приблизительного сходства друг с другом. Если у Беркли абстрактная идея есть реальный индивидуальный "предмет" ( комплекс ощущений), то у Юма она отвлекается от индивидуальности в той же мере, в ка- кой ассоциации опираются не на тождество, но именно на от- носительность этого тождества, то есть на различия между ассоциируемыми идеями: ведь ассоциирование абсолютно тож- дественных идей не дает ничего, кроме никому не нужных тав- тологий. При этой поправке репрезентативная концепция абстрагирования приходит в соответствие с фактами художест- венного мышления, в котором образный пример, если он удачно подобран, заменяет массу общих описаний и даже более эффек- тивен. Те идеи, которым Юм придает статус общих, оказываются как бы усеченными частными идеями, сохраняющими в числе сво- их признаков только те, что имеются и у иных частных идей данного класса. Такие усеченные частные идеи представляют собой полуобобщенный, смутный образ-понятие, ясность которо- му придает соединяемое с ним, опять-таки по ассоциации, сло- во. О существовании субстанции. Решая общую проблему субстанции, Юм занял такую пози- цию: "невозможно доказать ни существование, ни несуществова- ние материи", то есть занял агностические позиции. Такова же его формула и в отношении субстанционального "высшего духа", то есть бога, хотя в практической жизни Юм был атеистом. По- добной агностической позиции следовало ожидать от него и в отношении существования человеческих душ, но в этом вопросе Юм более категоричен и совершенно отвергает воззрение Берк- ли. Он убежден, что никаких душ - субстанций нет. Юм отрицает существование "Я" как субстракта актов восприятия и утверждает, что то, что называют индивидуальной душой - субстанцией, есть "связка или пучок (budle or collection) различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении" (1, т. 1, стр. 367). Юм более широко, чем Беркли, рассматривает вопрос су- ществования субстанции. По-иному, чем его предшественник, он понимает и источник возникновения убежденности людей в су- ществование материальной субстанции.Беркли видел причину по- явления у людей иллюзорной, по его мнению, веры в то, что материальная субстанция существует, в фактах взаимосвязан- ности и яркости определенного рода ощущений. Их взаимосвя- занность предполагалась при этом непрерывной во времени, поскольку наличие разрывов в последовательности ощущений данную иллюзию ослабляет. Иначе смотрит на этот вопрос Юм: перерывы в восприятиях, наоборот, оказываются, по его мне- нию, источником веры в бытие субстанциальной их основы, если после перерывов те же самые восприятия появляются вновь и вновь. Для Беркли проблема субстанции сводилась к тому, что- бы как-то истолковать устойчивое сосуществование явлений, а для Юма это прежде всего проблема истолкования связи явлений друг с другом во временной их последовательности. Поэтому, по Беркли, убеждению в существовании материальной субстанции мешает наличие самих временных перерывов в ощущениях, а по Юму, помехой этому убеждению оказываются изменения в харак- тере взаимосвязанных друг с другом восприятий, то есть пере- мены в "наборе" их сочетаний. Это значит, что Юм в данной проблеме переносит центр тяжести на вопрос о причинении наших впечатлений. Так, нап- ример, рассуждает он, получая впечатления лампы, стоящей на столе и время от времени мной зажигаемой, я полагаю на осно- вании этого, что существует данный материальный объект под названием "лампа". Итак, разрешение проблемы субстанции за- висит, с точки зрения Юма, от более общей проблемы причин- ности. Придя к мысли о зависимости проблемы субстанции от проблемы причинности, Юм определил субстанцию как предпола- гаемый центр ассоциативного суммирования перцепций во време- ни (а также друг с другом) в относительно устойчивую целост- ность. Ассоциации обеспечивают соединение отличающихся друг от друга комбинаций впечатлений (например, вид некоторого предмета сейчас и его изменившийся вид спустя несколько лет) в представлении об объектах вне человеческого сознания. Эти последние объекты мыслятся как причина комбинаций впечатле- ний в сознании людей. Весь этот механизм можно суммировать следующим образом: сначала воображение объединяет похожие друг на друга перцепции в общую для них серию. Затем люди приписывают перцепциям данной серии непрерывное существование и в те интервалы времени, когда их никто не воспринимает. Возникает "фикция непрерывного существования", передаваемого нашими чувствами гипотетическим вещам вне сознания, после чего складывается устойчивое представление о том, что перцепции суть следствия внешних вещей, причинно обусловлены ими. Перцепции прерывисты и изменчивы, зато вызывающие их внешние объекты относительно постоянны и устойчивы. Так возникает будто бы раскол действительности на два различных мира: предположительный мир субстанциональных ве- щей и чувственный мир восприятий. Встает вопрос, имеются ли "мостики" причинения, снова соединяющие эти миры друг с дру- гом? Проблема причинности. В философии Юма структура причинно-следственного отно- шения может быть сведена к схеме "событие -- событие", где стрелка означает связь причинения. Но "событие" Юм понимает не в смысле объективно-материального процесса, а в смысле некоторой совокупности чувственных переживаний в сознании субъекта. Таким образом, указанная схема приобретает вид "перцепция -- перцепция". Вся совокупность различных каузальных связей, которые, согласно Юму, подлежат философскому исследованию, может быть наглядно изображена с помощью следующего чертежа. . 1Область психики человека. __________________________________ (5) <-----------------------> (6) ^ ^ (3) - (4) _____________________________________________ ? ? (1)-------------------------> (2) ? __________________________________ 1Обьективный мир. 1,2 - обьекты, которые, может быть существуют вне нас; 3,4 - впечатления,которые, может быть, этими обьектами вызваны; 5,6 - идеи, вызванные впечатлениями 3 и 4. Схема причинности у Юма. Относительно каузальных связей 1-2, 1-3 и 2-4 Юм высказывает мнение, что мы не можем твердо и теоретически корректно доказать ни их наличие, ни их отсутствие. Одно впечатление не может быть причиной другого, что твердо знал и Беркли, а потому каузальной связи 3-4 быть не может, хотя и может быть ложное ее ожидание по ассоциации. Каузальный характер связей 3-5 и 4-6 не вызывает у Юма ни малейшего сомнения: впечатления суть причины, а идеи - их следствия. Столь же убежден был он и в существовании казуальных связей 3-6, 4-5, 5-6, И 6-5. Здесь имеется в виду, что установившаяся после нескольких повторений последовательности событий 3-4 ассоциация, например 3 с 6, играет роль причины появления идеи 6, едва только заново появляется впечатление 3. Бывает, что люди истолковывают установившуюся в их сознании 3-6 как доказательство наличия каузальной связи 3-4, но это уже ошибка. Ассоциативные связи 5-6 и 6-5 появляются позднее, чем 3-6 и 4-6. Юм, естественно, отрицает возможность каузальной связи 5-4, потому что никакая идея не может стать причиной впечатления. Как мы видим агностицизм Юма при исследовании проблемы при- чинности проявился в полной мере. Такова схема видов причинной связи по Юму. На этом мож- но и закончить обзор философской концепции британского мыслителя. Стоит только добавить,что эта концепция стала своего рода классической для неопозитивистов, а самого Дави- да Юма считают прародителем этого философского течения. . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги, хочется сказать следующее. Ко- нечно в философии Джорджа Беркли и Давида Юма много уязвимых мест, со многим можно несогла- шаться, спорить.Но, как известно, в споре рожда- ется истина. А так как данная работа не преследо- вала цели защитить взгляды философов, то пре- доставим им отстаивать свои мировоззрения при по- мощи собственнных аргументов, в красоте и нетри- виальности которых мы уже могли убедиться. Кроме того, отрицать огромное значение этих британских мыслителей для всей мировой философии наверняка невозможно. Ими оставлено большое твор- ческое наследие, которое используют даже совре- менные философские школы. И оставить без внимания философские концепции Джорджа Беркли и Давида Юма было бы большой ошибкой для человека, всерьез ин- тересующегося философией. . ЛИТЕРАТУРА. 1) Юм Д. Сочинения в двух томах. М., 1965. 2) "Американские просветители" Изб.произвед. в двух томах. М.,1968. 3) Б.Э. Быховский "Джордж Беркли". М.,1970. 4) И.С. Нарский "Давид Юм". М., 1973. 5) Беркли Дж. "Три разговора между Гиласом и Филонусом". М., 1937. |