Реферат: Защита прав потребителей и лицензирование предпринимательской деятельности
Название: Защита прав потребителей и лицензирование предпринимательской деятельности Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
1. Понятие финансов предприятий, их функции и роль в настоящее время. Финансы объединений, предприятий и отраслей представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, контроля за производством, распределением, использованием национального продукта. Функционирование финансово-кредитной системы непосредственно за- висит от меры использования товарно-денежных отношений в управлении и организации хозяйственных отношений. Имевшее место в прошлом свертыва- ние товарно-денежных отношений (с 1920-1923гг до конца 80-х - начала 90-х годов господствовали административно-командные методы хозяйство- вания) отрицательно сказывалось на состоянии экономики. Несмотря на попытки экономических реформ 1965-го, 1979-го, 80-х годов, практически только сейчас делаются практические шаги, чтобы стоимостные категории - деньги, цена, финансы, кредит начали активно влиять на развитие эко- номики. В настоящее время деньги, финансы постепенно становятся самос- тоятельным и решающим ресурсом производства. По материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы предп- риятий. В соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" финансовые ресурсы предприятий - это преимущественно прибыль и амортизационные отчисления, доходы от ценных бумаг, паевые взносы, средства спонсоров. Но следует понимать, что финансовая наука изучает не ресурсы, как таковые, а финансовые отношения, возникающие на основе их образования, распределения, использования и направлена на совершенствование финансовых отношений. Финансовые отношения возникают: - между предприятиями и организациями в процессе формирования и распределения валового дохода, при оплате поставок, реализации готовой продукции; - при выпуске и распространении акций предприятия, взаимном кредитовании, долевом участии; - между предприятиями и отдельными работниками в процессе ис- пользования дохода; - между юридическими, физическими лицами и банковской системой; - между предприятиями и иностранными партнерами при использова- нии валютного фонда. В настоящее время, с развитием рыночных отношений сфера финансо- вых отношений предприятий резко возрастает. Финансы предприятий - основа финансовой системы любого государс- тва, так как именно в сфере материального производства создаются и первично распределяются совокупный общественный продукт и национальный доход. Следует понимать, что финансовые отношения - это прежде всего распределительные отношения, а они во многом сложились у нас в стране в 1929-1931 гг. Сейчас требуют изменения понятия сущности и функций финансов, самой концепции финансов. При этом определяющим моментом яв- ляется то, что государство должно обеспечивать предприятия, независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности, отраслевой принадлежности, равные правовые и экономические условия хозяйственной деятельности. Функции финансов: 1. Обслуживание денежными ресурсами кругооборота материальных средств; 2. распределительная; 3. контрольная. Экономическое содержание первой функции состоит в обеспечении полного соответствия между движением денежных и материальных ресурсов. Это проявляется: а) на плановой стадии и б) оперативно. В первом слу- чае, сопоставляя размер планируемых доходов и расходов, выявляют, в какой мере потребность в средствах может быть покрыта за счет собс- твенных источников, банковских ссуд и т.д. Этот очень сложный вопрос решается на различных исторических этапах по разному. Например, какая доля дохода предпринимателей должна оставаться у производителей про- дукции (работ, услуг), какая - перечисляться в виде налогов в бюджет государства; какая часть средств предприятий должна идти на развитие производства, какая направляться на потребление. Сейчас, как известно, у большинства предпринимателей преобладает недальновидная политика максимизации потребления, стремление все "проесть", которая возникает в основном из-за неустойчивой экономической ситуации в стране, а также из-за отсутствия налаженной правовой системы. Третья функция финансов основана на том, что нормы расходования каждого элемента производственных ресурсов планируется и учитывается в денежной форме, тем самым в стоимостной форме контролируется расход материалов. Кроме того, контрольная функция охватывает все стороны де- ятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоот- ношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета. 2. Разнообразие форм собственности предприятий и их влияние на организацию финансов предприятий В соответствии с Законом РФ "О собственности" в России могут соз- даваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государс- твенной, муниципальной собственности и собственности общественных ор- ганизаций. Допускается объединение имуществ, находящихся в частной, госу- дарственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций), а также собственности иностранных госу- дарств, юридических лиц и граждан, если иное не предусмотрено законом. Имущество может принадлежать на праве общей (коллективной) собс- твенности одновременно нескольким лицам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, нахо- дящимся в общей собственности, осуществляются по соглашению всех собс- твенников, а при его отсутствии устанавливаются судом, государственным арбитражем или третейским судом по иску любого из собственников. Участник общей долевой собственности имеет право на выдел своей доли, а участник общей совместной собственности - на определение и вы- дел доли. Имущество государственных предприятий образуется за счет бюджет- ных ассигнований и вкладов других государственных предприятий (напри- мер малые государственные предприятия). В законе зафиксировано, что государственное предприятие отвечает по своим обязательствам имущест- вом предприятия, то есть этим подчеркивается его обособленность и от- носительная самостоятельность от государства. Однако на практике за государственное предприятие несет экономическую, юридическую и прочую ответственность государство в лице своих министерств, ведомств, госу- дарственных комитетов и т.д., что часто позволяет государственным предприятиям проводить безответственную хозяйственную и финансовую по- литику. Поэтому во всем мире предприятия с государственной собствен- ностью считаются наименее эффективно работающими. Имущество муниципального предприятия или вклад местных органов власти в предприятия смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета или вкладов других муниципальных предприятий. Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия (на практике, как и в первом случае - имуществом муниципалитета). Также законодательством предусматривается функционирование уни- тарных государственных или муниципальных предприятий. Такие предприя- тия не наделены правом собственности на закрепленное имущество, иму- щество такого предприятия неделимо. Унитарное предприятие может функ- ционировать на правах хозяйственного ведения и на правах оперативного управления (так называемое федеральное-казенное) предприятие. В первом случае собственник не отвечает по обязательствам предприятия, во вто- ром случае собственник несет ответственность по обязательствам казен- ного предприятия. Имущество индивидуального (частного предприятия) формируется из имущества граждан, может быть образовано в результате приобретения гражданином (группой лиц) государственного или муниципального предпри- ятия. Собственник индивидуального предприятия несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, определяемых Уставом предприя- тия (с ограниченной ответственностью, и т.д.) В соответствии с Российским законодательством с 1995 года на тер- ритории страны могут создаваться и действовать следующие виды предпри- ятий: Товарищества, как объединения лиц, непосредственное участие учре- дителей в их действиях обязательно: Общества, как объединения капитала. Кроме того, возрождается форма производственных кооперативов, как форма участия в производстве обычных граждан, а не предпринимателей. Хозяйственные товарищества могут быть полными и состоять не менее чем из двух полных товарищей. Хозяйственные товарищества "на вере" (коммандитные товарищества) должны состоять как минимум один полный товарищ и один вкладчик. Полное хозяйственное товарищество несет от- ветственность по своим обязательствам имуществом и имуществом, принад- лежащим полным товарищам, участники-вкладчики несут только риск убыт- ков в пределах вклада. При ликвидации хозяйственного товарищества "на вере" вкладчики имеют преимущественное право на получение вкладов пе- ред товарищами. Участники хозяйственного товарищества должны внести не менее половины вклада к моменту регистрации товарищества, а остальное - в сроки, установленные учредительным договором, но не более чем в течение года. Хозяйственное общество может быть трех видов: 1. Акционерное общество; 2. Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью; 3. Хозяйственное общество с дополнительной ответственностью. При организации акционерного общества уставный капитал подразде- ляется на на определенное количество акций, и акционеры несут риск убытков в пределах стоимости своих акций. Участники хозяйственного об- щества с ограниченной ответственностью несут ответственность в преде- лах стоимости своих вкладов, акции при этом не выпускаются. При орга- низации хозяйственного общества с дополнительной ответственностью, участники солидарно несут ответственность, в размере, пропорциональном стоимости своего вклада. Отдельные граждане также вправе выступать как предприниматели без образования юридического лица, но необходима соот- ветствующая регистрация в качестве предпринимателя. В этом случае он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Производственные кооперативы - добровольные объединения не менее пяти членов для совместной хозяйственной деятельности. Члены произ- водственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обяза- тельствам кооператива в соответствии с Уставом. В основе организации финансов предприятий лежат следующие принци- пы: 1. Регулирование государством производственной и экономической деятельности предприятий посредством экономических рычагов, в первую очередь налоговой и кредитно-денежной политикой. 2. самостоятельность предприятий во всех вопросах, кроме особо предусмотренных законодательством. 3. Самофинансирование и прибыльность работы предприятия. 4. Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятиях. 5. Каждое предприятие для нормального функционирования должно располагать определенными целевыми фондами денежных средств. Важнейши- ми из них являются: фонд основных средств, фонд оборотных средств, амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд накопления, фонд потребле- ния. Образование указанных фондов, управление ими и правильное их ис- пользование составляет одну из важнейших сторон финансовой работы на предприятии. 6. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчет- ных, кредитных и кассовых операций. Банк или его филиал (отделение) по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требо- ванию предприятия. Предприятие не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено банкротом в соот- ветствии с законодательством. 7. Предприятие вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономи- ческую деятельность в соответствии с законодательством. 8. Формы, система и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоя- тельно. Предприятия обеспечивают минимальный размер оплаты труда и со- циальной защиты работников независимо от видов собственности и органи- зационно-правовых форм предприятия. 9. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и опре- деляет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продук- цию и необходимости производственного и социального развития предприя- тия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договора, заключенные с потребителями продукции. 10. Предприятия реализуют свою продукцию по ценам и тарифам, ус- танавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по регулируемым государством ценам. 11. Предприятие, независимо от его организационно правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, устанавли- ваемом законодательством РФ. 12. За нарушение кредитных, договорных, расчетных, налоговых обя- зательств, а также за нарушение иных правил предпринимательской дея- тельности, предприятие несет ответственность в соответствии с законо- дательством. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерацио- нальным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. 13. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и в порядке, предусмотренных за- конодательством. Предприятие может быть учреждено в результате выделе- ния из состава действующего предприятия одного или нескольких струк- турных подразделений с сохранением за данным структурным подразделени- ем существующих обязательств перед предприятием и партнерами. Предпри- ятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством. 14. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разде- ление, выделение, преобразование в иную организационно-правовую фор- му). Предприятие ликвидируется в случаях: а) признания банкротом; б) принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством; в) признания судом недейс- твительными учредительных документов и решения о создании предприятия. 15. Предприятия могут объединяться в союзы, объединения, концер- ны, и т.д. в целях координации деятельности, защиты прав, установления единой ценовой политики и т.д. 3. Схема приватизации предприятия. К предприятиям, приватизируемым в соответствии с Положением, о приватизации предприятий по первичной обработке сельскохозяйственной продукции и предприятий по производственно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, относятся: сахарные заводы; плодоовоще- консервные заводы; предприятия первичного виноделия и спиртовой про- дукции; табачно-ферментные заводы; крахмало-паточные предприятия; предприятия по первичной переработке лубяных культур и шерсти; убойные пункты, хладобойни, мясоптицекомбинаты, мясомолочные и мясокомбинаты, молококомбинаты, молокозаводы, маслосыркомбинаты и сырозаводы, моло- коприемные пункты; маслодобывающие заводы (вырабатывающие растительное масло); предприятия, обеспечивающие выработку и хранение муки, крупы и комбикормов; базы рыбопромыслового флота; рыбоперерабатывающие предп- риятия; объединения, заводы, комбинаты, мастерские, станции, базы, ла- боратории по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники, судоремонтные предприятия рыбной промышленности; базы матери- ально-технического снабжения и комплектации и другие предприятия (кро- ме областных и республиканских, приватизируемых в общем порядке), не- посредственно осуществляющие материально-техническое обеспечение сель- скохозяйственных товаропроизводителей; строительно-монтажные организа- ции; предприятия, базы, конторы по транспортному обслуживанию и базы транспортного флота рыбной промышленности; объединения, предприятия, базы, станции, лаборатории по агрохимическому обслуживанию; сетевя- зальные предприятия, фабрики орудий лова; жестяно-баночные и бондар- но-тарные предприятия рыбной промышленности. Перечень предприятий, приватизируемых в соответствии с настоящим Положением, уточняется при необходимости Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом по сог- ласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. 3. Государственный комитет Российской Федерации по управлению го- сударственным имуществом предусматривает в 1992 году использование следующих способов приватизации предприятий, предусмотренных настоящим Положением: продажа акций акционерных обществ открытого типа (по закрытой подписке производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и мореп- родуктов); продажа предприятий на коммерческом конкурсе и на некоммерческом инвестиционном конкурсе (с ограничением состава его участников); продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий на аукционе; выкуп арендованного имущества. 4. При определении конкретного способа приватизации необходимо учитывать: отраслевую специфику предприятий; целесообразность сохранения профиля предприятий; монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по отно- шению к производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепро- дуктов и потребителям услуг предприятий агропромышленного комплекса; мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия. 5. При приватизации предприятий по первичной переработке сельско- хозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по произ- водственно-техническому обслуживанию и материальнотехническому обеспе- чению агропромышленного комплекса акции трудовым коллективам предос- тавляются в порядке и с учетом вариантов льгот, установленных Госу- дарственной программой приватизации. Остальные акции предлагаются в течение 3 месяцев с момента принятия решения о приватизации для прода- жи по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям и рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприя- тия, признаваемым покупателями в соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". В течение 3 месяцев каждый сельскохозяйственный товаропроизводи- тель и рыбодобывающее предприятие (кроме крестьянских хозяйств) имеет право подписаться на акции, общее количество которых не превышает кво- ты, определяемой в соответствии с его долей в поставках сырья привати- зируемому предприятию или в общем объеме услуг, получаемых от него. Для участия в подписке на акции крестьянским (фермерским) хо- зяйствам, другим вновь образуемым сельскохозяйственным товаропроизво- дителям в зоне действия приватизируемого предприятия предоставляется суммарная квота в соответствии с их общим числом и планируемым объемом производства, но не менее 10 процентов общего количества акций данного предприятия. Сельскохозяйственные товаропроизводители выкупают акции указанных перерабатывающих и обслуживающих предприятий по номинальной цене и с рассрочкой платежей до 3 лет. Нераспространенные в установленный срок по закрытой подписке ак- ции продаются в порядке, установленном в соответствии с Государствен- ной программой приватизации. Зоны действия приватизируемых предприятий (сырьевые зоны и зоны обслуживания) и квоты на закрытую подписку на акции определяются соот- ветствующими местными Советами народных депутатов либо по их поручению комитетами по управлению государственным имуществом. 6. При отсутствии покупателей акций по закрытой подписке привати- зация предприятий, предусмотренных настоящим Положением, может осу- ществляться путем продажи их на коммерческом или инвестиционном кон- курсе. 7. На инвестиционном конкурсе (на инвестиционных торгах) предпри- ятия продаются в том случае, когда от покупателей требуется осущест- вление инвестиционных программ. Продажа предприятий на инвестиционном конкурсе рекомендуется, когда признана целесообразным в соответствии с утвержденными местными программами приватизации привлечение к привати- зации иностранных инвесторов. При этом право собственности передается покупателю, предложение которого наилучшим образом соответствует кри- териям, установленным планом приватизации. 8. Приватизация сданных в аренду предприятий по первичной перера- ботке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, а также предприятий по производственно-техническому обслуживанию агропромыш- ленного комплекса осуществляется различными способами в зависимости от наличия в договоре аренды права выкупа и согласия не менее половины членов трудового коллектива предприятияарендатора. Арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии с договором аренды, осуществляю выкуп в следующем порядке: в соответствии с договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", если размеры, сроки, порядок и условия внесения выкупа установлены договором аренды; путем преобразования предприятия, действующего на основе аренды государственного (муниципального) имущества, в акционерного общество открытого типа в порядке, установленном в соответствии с Государствен- ной программой приватизации. 9. Трудовым коллективам предприятий с сезонным характером произ- водства, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственного сырья, рыбы и морепродуктов, приватизируемых в соответствии с местными программами, в период массового поступления этого сырья и соответству- ющего увеличения оборотных средств предоставляется отсрочка очередных платежей за объекты приватизации до окончания расчетов за реализацию продукции. 10. Учитывая монополию государства на производство спиртовой, ли- керо-водочной и табачной продукции, а также необходимость эффективного использования валютных средств для импорта сырья, материалов и обору- дования, при приватизации предприятия указанных отраслей промышленнос- ти преобразовываются в открытые акционерные общества с сохранением в федеральной собственности 51 процента акций. Производство спиртовой, ликеро-водочной и табачной продукции, а также разлив ликеро-водочных изделий осуществляются с обязательным ли- цензированием. 11. Для определения льгот при выкупе и акционировании предприя- тий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, принимается показатель минимального размера месячного за- работка с учетом северных надбавок к заработной плате. 12. Реорганизация и приватизация предприятий, созданных при доле- вом участии колхозов и совхозов, осуществляется в соответствии с Поло- жением о реорганизации и приватизации государственнокооперативных (ко- оперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса. 13. В 1992 году запрещается приватизация: предприятий биологической промышленности и их подсобнопроизводс- твенных сельских хозяйств; предприятий по переработке конопли; морских рыбных портов; предприятий рыбопромысловой разведки; предприятий, осуществляющих контроль за состоянием и охраной ок- ружающей среды и природных ресурсов (бассейнов управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, хозяйства по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб); мобилизационных запасов предприятий и государственных резервов. Приватизация предприятия означает переход собственности, а значит и прав по управлению приватизируемым предприятием, из рук государства к отдельным гражданам, а также предприятиям, банкам и фирмам, предс- тавляющим негосударственный, частный сектор экономики. Широкомасштабная приватизация государственной собственности явля- ется одной из основных составляющих программы экономических реформ правительства. На сегодня процесс приватизации регламентируется действием ряда нормативных документов, основными из которых являются: - Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"; - Государственная программа приватизации государственных и муни- ципальных предприятий в РСФСР в 1992 году; - Указ Президента Российской Федерации N 66 "Об ускорении прива- тизации государственных и муниципальных предприятий"; - Указ Президента Российской Федерации N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объ- единений государственных предприятий в акционерные общества". Для многих государственных предприятий, в первую очередь крупных, первым шагом на пути к приватизации является их преобразование в акционерные общества открытого типа. Акционерное общество представляет собой предприятие, для которого его юридическими собственниками выступают владельцы акций, причем пра- ва собственности распределяются между ними пропорционально количеству акций, находящихся в их собственности. Открытым является такое акционерное общество, в котором акционеры могут без всяких ограничений распоряжаться своими акциями: продавать, дарить, завещать их в наследство. В отличие от этого, акционеры закры- того акционерного общества обязаны испрашивать разрешения на продажу своих акций у остальных акционеров, при этом акционеры имеют имущест- венное право на покупку продаваемых акций. В процессе приватизации допускается преобразование государствен- ных предприятий исключительно в акционерное общество открытого типа [Государственная программа приватизации, п. 5.1]. Преобразование государственного предприятия в акционерное общест- во установит для него юридический статус, соответствующий требованиям рыночной экономики. В современной экономической системе, основывающей- ся на рыночных механизмах, крупные предприятия обычно существуют в форме именно акционерных обществ. Акционерная форма способствует привлечению нового капитала для модернизации и расширения производства. В рамках акционерного общества новый капитал может быть привлечен за счет выпуска и продажи акций предприятий как российским, так и иностранным инвесторам. Однако ин- весторы должны быть уверены, что предприятие имеет организационно-пра- вовую форму, приведенную в соответствие с общепринятыми в мировом хо- зяйстве юридическими нормами. Наконец, акционирование позволит предприятию выбрать один из ва- риантов льгот, установленных программой приватизации для трудовых кол- лективов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государс- твенных предприятий, добровольных объединений государственных предпри- ятий в акционерные общества" обязательному преобразованию в акционер- ные общества подлежат: I. Государственные предприятия, относящиеся к федеральной собс- твенности, а также к государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые отвечают следующим критериям: 1) имеют на 1 января 1992 года балансовую стоимость основных фон- дов более 50 млн. руб. или среднесписочную численность работающих бо- лее 1000 человек; 2) в соответствии с разделом 2.1. Государственной программы прива- тизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, а также постановлениями правительства и решениями ГКИ РФ не запрещены для приватизации. II. Производственные и научно-производственные объединения, отно- сящиеся к федеральной собственности, а также к государственной собс- твенности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер- бурга, которые отвечают следующим критериям: 1) имеют на 1 января 1992 года балансовую стоимость основных фон- дов более 50 млн. руб. или среднесписочную численность работающих бо- лее 1000 человек; 2) в соответствии с разделом 2.1. Государственной программы прива- тизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, а также постановлениями правительства и решениями ГКИ РФ не запрещены для приватизации. 3) не зарегистрированы в порядке, установленном Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", или уставы которых составлены на основе законодательства СССР. На основании решения трудового коллектива и соответствующего коми- тета имущества преобразоваться в открытые акционерные общества могут также государственные предприятия, имеющие на 1 января 1992 года ба- лансовую стоимость основных фондов от 10 до 50 млн. руб. или среднес- писочную численность работающих более 200 человек [Положение о коммер- циализации государственных предприятий, п. I.1]. Остальные предприятия могут быть преобразованы в акционерные об- щества по решению комитетов имущества в процессе их приватизации. Это положение распространяется на мелкие предприятия со стоимостью основ- ных фондов не менее 1 млн. руб. и численностью работающих менее 200 человек. В акционерные общества могут быть преобразованы также подразделе- ния предприятий, подлежащих обязательному акционированию по решению трудовых коллективов и комитетов имущества, вне зависимости от того, акционировано ли само предприятие. Такое преобразование допускается, если подразделение по состоянию на 1 января 1992 года либо обладало отдельным балансом, либо в нем работало более 200 человек, либо основ- ные фонды составляли более 10 млн. руб. После регистрации Акционерного общества происходит следующее: 1. Акционерное общество с момента его регистрации выходит из структур управления министерств, ведомств и органов отраслевого управ- ления местной администрации. 2. В течение 15 дней с момента государственной регистрации акцио- нерного общества трудовой коллектив, избравший первый вариант льгот в соответствии с Государственной программой приватизации, принимает ре- шение о распределении передаваемых безвозмездно акций среди работников и приравненным к ним лиц и направляет протокол общего собрания и пои- менный список лиц с указанием количества акций, передаваемых каждому из них, в комитет. Комитет направляет указанный список исполнительному органу акцио- нерного общества для внесения в реестр акционеров. Поименные списки с указанием стоимости, количества привилегиро- ванных акций, переданные комитетом исполнительному органу акционерного общества, вносятся в журнал для регистрации договоров купли-продажи ценных бумаг и реестр акционеров. Право собственности на привилегированные акции переходит к лицам, указанным в поименном списке с момента регистрации записей в журнале соответствующим фондом имущества. Журнал регистрации договоров куп- ли-продажи должен быть прошит и опечатан печатью соответствующего ко- митета. 3. В течение 15 дней с момента государственной регистрации об- щества комиссия или комитет проводит закрытую подписку и направляет протокол о результатах ее проведения и поименный список лиц с указани- ем количества акций, приобретаемым каждым из них, в соответствующий комитет. Комитет передает поименный список исполнительному органу акцио- нерного общества для составления реестра акционеров. Внесение в реестр акционеров участников закрытой подписки осу- ществляется после внесения ими соответствующих платежей: при выборе первого и третьего варианта льгот - суммы первоначального взноса, при выборе второго варианта - полной оплаты стоимости приобретаемых акций. 4. Учредитель общества в месячный срок со дня регистрации общест- ва заключает контракт с генеральным директором сроком на 1 год. Контракты с остальными должностными лицами администрации заключа- ются Советом директоров в месячный срок со дня регистрации акционерно- го общества. Условия контракта с Генеральным директором и другими должностными лицами администрации и членами Совета директоров опреде- ляются учредителями акционерного общества, владеющими 50 и более про- центами обыкновенных акций. При выборе трудовым коллективом первого варианта льгот условия контракта с должностными лицами администрации должны предусматривать предоставление им права на приобретение обыкновенных акций по номи- нальной стоимости в пределах 50% от величины уставного капитала. 5. Не позднее 12 месяцев со дня регистрации акционерного общества должно быть проведено общее собрание акционеров. 6. Как преобразовать предприятие в акционерное общество? Ниже приводится подробная информация относительно требований, которые необходимо выполнить при акционировании, а также инструкции по осуществлению такого преобразования. Основные мероприятия по акционированию. Ниже изложены основные шаги, которые необходимо предпринять до 1 октября 1992 года предприятиям, подлежащим обязательному акционирова- нию. - Генеральный директор должен сформировать рабочую комиссию по приватизации (далее - комиссию). Если в установленный срок им этого не сделано, то трудовой коллектив имеет право создать комиссию решением общего собрания. Подразделения предприятий также могут образовать ра- бочие комиссии по решению трудового коллектива этих подразделений. - Комиссия должна провести оценку имущества предприятия по состо- янию на 1 июля 1992 года в соответствии с Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации с учетом требова- ний, изложенных в части 5.1 Указа Президента N 721. - Комиссия предоставляет работникам информацию, необходимую для принятия решения о выборе варианта льгот. Ниже предлагается образец Информационного меморандума, который рекомендуется использовать для того, чтобы информация была наиболее полной, а ее изложение - ясным и доходчивым В соответствии с Указом Президента Российской Федерации предприя- тие _____________________________________ преобразуется из (наименование предприятия) государственного предприятия в акционерное общество. Это первый шаг на пути к приватизации предприятия. При преобразовании предприятия в акционерное общество члены трудо- вого коллектива получают право приобрести его акции, становясь таким образом совладельцами акционерного общества. Государственной програм- мой приватизации работникам предприятия предоставлена возможность вы- бора варианта льгот, по которому они могут приобрести акции во вновь созданном акционерном обществе. Трудовой коллектив должен на общем собрании (конференции) опреде- лить, какой из вариантов он выбирает. Общее собрание трудового коллектива о выборе варианта льгот состо- ится ________________________1992 года в ___________________. Ниже приведено краткое описание варианта льгот, а также мнение ру- ководства предприятия о том, какой вариант кажется ему более приемле- мым. Процессом акционирования и приватизации предприятия руководит об- разованная на предприятии рабочая комиссия по приватизации. Членами комиссии являются: 1. __________________________________________________________, 2. __________________________________________________________, 3. __________________________________________________________, 4. __________________________________________________________. Члены комиссии могут ответить на ваши вопросы относительно процес- са приватизации и льгот трудового коллектива. ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с Указом Президента Российской Федерации предприя- тие преобразуется в акционерное общество. Акционерное общество будет владеть имуществом предприятия, руково- дить его производством и нанимать на него работников. Акционерное общество будет управлять советом директоров, который будет определять основные направления деятельности акционерного об- щества, назначать руководителей предприятия. Совет директоров первоначально будет состоять из четырех человек: 1. Генерального директора или его представителя. 2. Представителя Фонда (комитета) имущества. 3. Представителя трудового коллектива. 4. Представителя местного Совета народных депутатов. Количество голосов на общем собрании акционеров и доходы каждого акционера зависят от количества приобретенных ими акций. Акция предс- тавляет собой ценную бумагу, удостоверяющее участие лица в уставном капитале акционерного общества. Уставной капитал акционерного общества будет составлять _____ ___________________ рублей, а часть уставного фонда, соответствующая одной акции, то есть номинальная стоимость одной акции будет равна _______________________ рублей. Всего будет выпущено ______________ акций. Права акционеров по получению доходов и управлению обществом под- робно излагаются в Уставе акционерного общества, который будет утверж- ден комитетом имущества. ВИДЫ АКЦИЙ Акционерным обществом могут выпускаться два вида акций - обыкно- венные и привилегированные. Обыкновенные акции Оба варианта льгот предусматривают выпуск обык- новенных акций. Держатели обыкновенных акций получают дивиденды по итогам года в раз- мере, устанавливаемым общим собранием. Владельцы таких акций могут по- лучать часть имущества в случае ликвидации акционерного общества, пос- ле погашения долговых обязательств и расчета с держателями привилеги- рованных акций. Ежегодно держатели обыкновенных акций собираются на общее собрание для утверждения бюджета общества, определения размера дивидендов и для принятия решений, связанных с деятельностью акционерного общества. В случае необходимости акционеры могут быть созваны на внеочеред- ные собрания для принятия решений по особо важным вопросам, касающимся деятельности акционерного общества. Вопросы на собрании решаются простым большинством голосов держате- лей обыкновенных акций, присутствующих на собрании, однако внесение изменений в Устав и значительная реорганизация акционерного общества требует большинства в 3/4 голосов. Привилегированные акции Выпуск таких акций для работников предусмотрен только первым вари- антом льгот. Согласно этому варианту выпускаются акции двух типов - типа А и типа Б, различия которых описаны ниже. По привилегированным акциям гарантируется получение фиксированного дохода. Однако держатели этих акций не имеют права голоса на общих собраниях акционерного об- щества. ВАРИАНТЫ ЛЬГОТ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА По окончании процесса преобразования в акционерное общество, члены трудового коллектива становятся владельцами части акций акционерного общества. Варианты предоставления льгот, предлагаемые в Государственной программе приватизации, предусматривают различные комбинации обыкно- венных акций и привилегированных акций, которые могут быть распределе- ны среди работников бесплатно или проданы им на льготных условиях. Льготы, установленные для членов трудового коллектива распростра- няются также на некоторые другие группы бывших работников предприятия (схема 2). ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ЛЬГОТ Если работники выбирают первый вариант льгот, то акционерное об- щество выпускает и размещает следующие типы акций: - Привилегированные акции типа "А", которые передаются работникам предприятия и приравненным к ним лицам безвозмездно. - Обыкновенные акции, которые подлежат продаже работникам по зак- рытой подписке по цене _________________ рублей за акцию. По крайней мере _________________ рублей за акцию должно быть внесено покупателем в течение 90 дней со дня окончания закрытой подписки, а остальная часть может быть выплачена равными долями в течение трех лет. Работни- ки могут использовать приватизационные чеки для оплаты первого взноса за свои акции. - Обыкновенные акции, которые подлежат продаже должностным лицам администрации предприятия на условиях контрактов по цене _____________________ рублей за акцию. - Оставшиеся акции акционерного общества будут находится в Фонде (комитете) имущества, который будет реализовывать эти акции частным лицам или инвесторам. ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ АКЦИИ ТИПА "А" Держатель привилегированных акций типа "А" имеет право ежегодно получать дивиденд, рассчитываемый следующим образом: 10% чистой прибы- ли последнего финансового года делится на количество акций, составляю- щее 25% от величины уставного капитала. Таким образом определяется ди- виденд на одну акцию типа "А". Всего же по всем привилегированным акциям типа "А" будет выплачена сумма, равная величине дивиденда на одну акцию, умноженной на коли- чество акций типа "А", которое может быть и менее 25% от общего числа акций. Следовательно сумма дивиденда по акциям типа "А" может состав- лять и менее 10% чистой прибыли общества последнего финансового года. Эта сумма выплачивается до 1 мая каждого года. Если дивиденды, выплачиваемые по обыкновенным акциям, будут больше чем дивиденды, вы- падающие на привилегированные акции, то держатель привилегированных акций типа "А" получает дивиденд, равный дивиденду по обыкновенной ак- ции. В случае ликвидации акционерного общества, после уплаты долгов, держатели привилегированных акций типа "А" имеют право на первоочеред- ное получение номинальной стоимости своих акций. Если же остались ка- кие-либо средства после ликвидации, они в равной пропорции распределя- ются между держателями всех акций акционерного общества (включая дер- жателей акций типа "А"). Держатели привилегированных акций типа "А" не имеют права голоса на собраниях акционеров, кроме тех случаев, когда в Устав акционерного общества вносятся изменения, затрагивающие их интересы. В этом случае требуется большинство в 2/3 голосов держателей при- вилегированных акций типа "А". КАТЕГОРИИ ЛИЦ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЛЬГОТЫ ┌────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ │ 1 │ │ 2 │ ├────────────────────────┤ ├───────────────────────┤ │ │ │ ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО │ │ РАБОТНИКИ, ДЛЯ КОТОРЫХ │ │ В СООТВЕТСТВИИ │ │ ДАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ │ │ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ │ │ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ │ │ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ │ МЕСТОМ РАБОТЫ │ │ ВЕРНУТЬСЯ НА ПРЕЖНЕЕ │ │ │ │ МЕСТО РАБОТЫ НА │ │ │ │ ПРЕДПРИЯТИИ │ └────────────────────────┘ └───────────────────────┘ ┌────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ │ 3 │ │ 4 │ ├────────────────────────┤ ├───────────────────────┤ │ │ │ │ │ ПЕНСИОНЕРЫ, ВЫШЕДШИЕ │ │ │ │ НА ПЕНСИЮ ИЛИ ВЫРАБО- │ │ │ │ ТАВШИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ │ │ ЛИЦА, УВОЛЕННЫЕ С │ │ ТРУДОВОЙ СТАЖ НЕ МЕНЕЕ │ │ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО │ │ ДЕСЯТИ ЛЕТ ДЛЯ МУЖЧИН │ │ СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ│ │ И СЕМИ ЛЕТ И ШЕСТИ МЕ- │ │ РАБОТНИКОВ ПОСЛЕ │ │ СЯЦЕВ ДЛЯ ЖЕНЩИН И │ │ 1 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА │ │ УВОЛЕННЫЕ ПО СОБСТВЕН- │ │ И ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ │ │ НОМУ ЖЕЛАНИЮ, ПО │ │ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНЫХ│ │ СОКРАЩЕНИЮ ШТАТОВ ИЛИ │ │ │ │ ЧИСЛЕННОСТИ │ │ │ └────────────────────────┘ └───────────────────────┘ __________________________ _________________________ АКЦИИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ФОНДА Согласно Государственной программе приватизации, не более 20% от общего числа акций общества из числа акций, которыми обладает Фонд имущества, являются обыкновенными, остальные - привилегированными типа "Б". Держатель привилегированной акции типа "Б" имеет право ежегодно получать дивиденд, рассчитываемый следующим образом: 5% чистой прибыли делится на количество акций, составляющее 25% от величины уставного капитала. Так определяется дивиденд на одну акцию типа "Б". Таким об- разом, дивиденд на одну акцию типа "Б" будет всегда в два раза меньше дивиденда на акцию типа "А". Всего же по всем привилегированным акциям типа "Б" будет выплачена сумма, равная величине дивиденда на одну акцию, умноженной на коли- чество акций типа "Б", которое может быть как больше, так и меньше на 25% от общего числа акций, следовательно в виде дивидендов по акциям типа "Б" может быть выплачено как большее, так и меньше 5% чистой при- были. Если дивиденды, выплачиваемые по обыкновенным акциям, будут боль- ше, чем дивиденды, выпадающие на привилегированные акции, то держатель привилегированной акции типа "Б" получает дивиденд, равный дивиденду по обыкновенной акции. Исходя из предположения, что работники и руководство предприятия купят все обыкновенные акции, право на приобретение которых на льгот- ных условиях закреплено за ними законодательно, Фонд (комитет) иму- щества будет владеть _____________ обыкновенными акциями и ___________________ привилегированными акциями типа "Б". Когда Фонд продает привилегированную акцию типа "Б" она автомати- чески конвертируется в обыкновенную акцию. ВТОРОЙ ВАРИАНТ ЛЬГОТ Если работники выбирают второй вариант льгот, акционерное общество выпускает следующие типы акций: Обыкновенные акции, составляющие 15% от уставного капитала, подле- жат продаже работникам предприятия, составляющего единый технологичес- кий комплекс по цене______________ рублей за акцию. Полная цена должна быть выплачена единовременно. Работники имеют право использовать при- ватизационные чеки для покрытия до 50% цены покупаемых ими акций. При этом ни одна акция не предоставляется работникам бесплатно. Обыкновенные акции, остающиеся в Фонде (комитете) имущества, кото- рый продает эти акции частным лицам или сторонним инвесторам. Исходя из предположения, что работники предприятия купят все обык- новенные акции, право на приобретение которых закреплено за ними зако- нодательно, Фонд (комитет) имущества будет владеть _______________ обыкновенными акциями и _______________________ привилегированными ак- циями типа "Б". Когда Фонд продает привилегированную акцию типа "Б" она автомати- чески конвертируется в обыкновенную акцию. ЗАКРЫТАЯ ПОДПИСКА Согласно обоим вариантам льгот часть акций акционерного общества подлежит продаже членам трудового коллектива по закрытой подписке. Ни- же изложены правила закрытой подписки. Закрытая подписка в процессе преобразования государственных предп- риятий в акционерные общества - это продажа обыкновенных акций работ- никам предприятия и приравненным к ним лицам на льготных условиях. При проведении закрытой подписки среди работников предприятия бу- дет организован опрос с целью выявить их намерения относительно покуп- ки акций, которые продаются на льготных условиях. В случае, если количество акций, на которые произведена подписка, превысит количество акций, предназначенных для продажи на льготных ус- ловиях, количество приобретаемых акций каждым работником будет пропор- циональным образом уменьшено. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОВ Если члены трудового коллектива и руководители предприятия купят все обыкновенные акции, на которые они имеют право, распределение го- лосов между акционерами согласно вариантам льгот первоначально будет следующим (данные приведены в %): ┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ │ Вариант 1 │ ├────────────────┼─────────────────────────┬─────────────────────┤ │ │ Доля │ Доля обыкновенных │ │ │ обыкновенных │ акций от общего │ │ │ акций от общего │ числа обыкновенных │ │ │ числа акций │ акций (для голосов) │ ├────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┤ │ Руководители │ 5 │ 14.3 │ │ Коллектив │ 10 │ 28.6 │ │ Фонд │ 20 │ 57.1 │ │ Всего │ 35 │ 100 │ └────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────────────────┐ │ Вариант 2 │ ├─────────────────────────┬─────────────────────┤ │ Доля │ Доля обыкновенных │ │ обыкновенных │ акций от общего │ │ акций от общего │ числа обыкновенных │ │ числа акций │ акций (для голосов) │ ├─────────────────────────┼─────────────────────┤ │ - │ - │ │ 51 │ 71.8 │ │ 20 │ 28.2 │ │ 71 │ 100 │ └─────────────────────────┴─────────────────────┘ Пока Фонд (комитет) владеет 50% обыкновенных акций акционерного общества он имеет исключительное право, действуя без учета интересов других держателей акций, ликвидировать акционерное общество, продать одно или несколько подразделений предприятия или уволить руководителей предприятия. В случае, когда Фонд продает привилегированную акцию типа "Б", она автоматически конвертируется в обыкновенную акцию. После продажи Фон- дом всех акций ( обыкновенных и привилегированных типа "Б") структура распределения голосов будет выглядеть следующим образом: ┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ │ Вариант 1 │ ├────────────────┼─────────────────────────┬─────────────────────┤ │ │ Доля │ Доля обыкновенных │ │ │ обыкновенных │ акций от общего │ │ │ акций от общего │ числа обыкновенных │ │ │ числа акций │ акций (для голосов) │ ├────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┤ │ Руководители │ 5 │ 6.7 │ │ Коллектив │ 10 │ 13.3 │ │ Фонд │ 60 │ 80 │ │ Всего │ 75 │ 100 │ └────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────────────────┐ │ Вариант 2 │ ├─────────────────────────┬─────────────────────┤ │ Доля │ Доля обыкновенных │ │ обыкновенных │ акций от общего │ │ акций от общего │ числа обыкновенных │ │ числа акций │ акций (для голосов) │ ├─────────────────────────┼─────────────────────┤ │ - │ - │ │ 51 │ 51 │ │ 49 │ 49 │ │ 100 │ 100 │ └─────────────────────────┴─────────────────────┘ На основании изложенной выше информации, рабочая комиссия по при- ватизации предприятия рекомендует членам трудового коллектива голосо- вать за ________________________________ вариант предоставления льгот. Подпись председателя комиссии - Комиссия организует общее собрание (конференцию) трудового кол- лектива для выбора одного из трех вариантов льгот, предлагаемых прог- раммой приватизации. - Рабочая комиссия подготавливает план приватизации предприятия, в котором содержатся информация о предприятии, сведения о количестве и распределении выпускаемых акций, составляет и подписывает акт оценки имущества предприятия по состоянию на 1 июля 1992 года в соответствии с Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации с учетом требований, изложенных в части 5.1 Указа Прези- дента N 721. План приватизации должен быть составлен в соответствии с Типовым планом приватизации. - Рабочая комиссия разрабатывает Устав акционерного общества. Ус- тав должен быть составлен в соответствии с Типовым уставом акционерно- го общества, утвержденным Указом Президента N 721. При подготовке Ус- тава общества комиссия может ограничиться внесением в Типовой устав сведений о реквизитах предприятия, величине уставного капитала и иных информационных сведениях, требуемых для указания в Типовом уставе. - Не позднее 1 октября 1992 года план приватизации, акт оценки имущества и устав акционерного общества должны быть представлены ко- миссией соответствующему комитету по управлению государственным иму- ществом. В случае непредоставления документов в указанные сроки, подготов- ка плана приватизации осуществляется комиссией комитета по управлению имуществом, план приватизации утверждается комитетом по первому вари- анту. - План приватизации должен быть утвержден в течение семи дней после его представления в комитет по управлению имуществом. В случае выявления несоответствия предъявленных документов требованиям действу- ющих нормативных актов, комитет в недельный срок внести в него соот- ветствующие изменения и утверждает план приватизации. Решение об утверждении плана приватизации является решением коми- тета о преобразовании предприятия в акционерное общество. После утверждения плана приватизации соответствующий комитет пе- редает заявку и учредительные документы для государственной регистра- ции, представляет проект эмиссии для регистрации выпуска ценных бумаг. Предприятие считается преобразованным в акционерное общество со дня его регистрации. - Акционерное общество должно сформировать Совет директоров. В Типовом уставе предусмотрено, что в Совет директоров должны быть вклю- чены генеральный директор общества или его представитель, представи- тель фонда имущества (комитета имущества), представитель трудового коллектива и представитель местных органов власти. Персональную ответственность за своевременное проведение акциони- рования несет руководитель предприятия. Для контроля за процессом проведения акционирования со стороны руководителя предлагается использовать Карту акционирования предприя- тия. |