Реферат: Иностранные инвестиции - одно из важнейших условий выхода России из кризиса.

Название: Иностранные инвестиции - одно из важнейших условий выхода России из кризиса.
Раздел: Рефераты по инвестициям
Тип: реферат

2ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ

2УСЛОВИЙ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ КРИЗИСА.

21. Инвестиционный климат в России и привлечение

2иностранных инвестиций.

После 1991 года в России произошли глубокие изменения. Была при-

нята новая Конституция страны, что способствовало развитию процессов

демократизации нашего общества. Российская экономика приобрела новый

облик. При этом, может быть, главное - перемены в сознании рабочих,

крестьян, директоров.

За два с половиной года реформ удалось добиться некоторых положи-

тельных результатов:

- идут структурная перестройка экономики (доля материального про-

изводства снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокра-

щен на 70%), начали действовать спросовые ограничения;

- летом 1994 года инфляция не превышала 10% в месяц;

- более 40% занятых работают на негосударственных предприятиях;

- процентная ставка Центрального банка Российской Федерации была

снижена с 210 до 150%;

- за первую половину 1994 года возросли реально располагаемые де-

нежные доходы населения, а число лиц имеющих доходы ниже прожиточного

минимума, сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек.

В то же время продолжается спад производства: в первом полугодии

1994 года ВВП снизился на 17% по сравнению с соответствующим периодом

1993 года, а продукция промышленности - на 26%, и хотя статистика явно

завышает величину спада, он тем не менее весьма значителен.

Все еще велик дефицит бюджета, если бы не чеченский кризис, он

составил бы на конец 1994 года около 9% ВВП, но теперь ясно, что эта

цифра не отвечает действительности.

Увеличиваются в абсолютном выражении, хотя и не растут в относи-

тельном так называемые неплатежи предприятий. К концу первого полуго-

дия 1994 просроченная задолженность предприятий поставщикам почти в 4

раза превысила денежные средства на их счетах. Имеют место длительные

простои предприятий. Главная их причина - кризис сбыта продукции.

На фоне относительно невысокого уровня безработицы (1.5% заре-

гистрированных и 6% фактически незанятых по отношению к численности


- 2 -

экономически активного населения в июне 1994 года) возникают серьезные

социальные проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных

категорий населения (женщины предпенсионного возраста, некоторые кон-

тингенты молодежи).

Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управ-

ляема и, как показал опыт, предсказуема:

- дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду про-

изводства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный,

то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из

оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно

поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в

экономике;

- мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно

последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой,

корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (элект-

роэнергия, газ, железнодорожные перевозки);

- либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться

положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - пре-

дотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт;

- после денационализации в результате чековой приватизациии стра-

на должна решить более сложную задачу создания эффективных собственни-

ков и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторич-

ный рынок ценных бумаг;

- прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений,

ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенден-

ция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвести-

ционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопле-

ния предприятий и населения.

Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития

страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилиза-

ция, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится

задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только

дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и спо-

собствовать ее вхождению в мировую экономику.

Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-

сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,

неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы,

неразвитости инфраструктуры.


- 3 -

Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и

быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся

иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их

отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные

вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации зало-

говых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. На-

логовая система не стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и

конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах,

правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвес-

тирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных

компаний и фирм.

В настоящее время открываются новые перспективы притока иностран-

ных инвестиций в российскую экономику.

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капи-

тала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического

потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной

промышленности.

Второе направление - расширение и диверсификация экспортного по-

тенциала России.

Третье направление - создание импортозамещающих производств, раз-

витие производства товаров народного потребления, продовольственных

товаров, медикаментов.

Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инф-

раструктуры.

Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в

трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-За-

падный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за-

пасами.

От российского правительства требуются вполне конкретные практи-

ческие меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области

законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в органи-

зационной и информационной сферах. Существующее законодательство об

иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре-

бует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на

одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд но-

вых акций по привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения


- 4 -

иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени зани-

мались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иност-

ранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, прави-

тельство России приняло решение о возложении функций по координации

деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов

исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иност-

ранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное реше-

ние облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на тер-

ритории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспе-

чить:

- систематическую, увязанную с другими направлениями экономичес-

кой политики правительства, разработку предложений в сфере международ-

ного финансово-инвестиционного сотрудничества;

- формирование и реализацию государственной политики по привлече-

нию иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в ин-

вестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

- работу по заключению международных договоров о поощрении и вза-

имной защите капиталовложений, организации и проведению международных

тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе

продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых

организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными про-

ектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них де-

ятельности иностранных инвесторов.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения

среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономическо-

го кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни

россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об-

щества, с одной стороны, и иностранных инвесторов- с другой, непос-

редственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, об-

новлении своего производственного потенциала, насыщение потребитель-

ского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и

структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан-

тиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управлен-

ческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованны в

новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего

рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо-

чей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее эко-


- 5 -

логической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная

и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал,

не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес-

кого регулирования на достижение общественных целей.

Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначи-

тельна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных

стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев-

шие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько

раз превышает ввоз капитала в Россию.

22. Спираль суженного воспроизводства и иностранные инвестиции

Спад производства, инфляция, растаскивание национального богатс-

тва и утрата управляемости процессом социально-экономического развития

общества привели экономику России в упадок и вызвали инвестиционный

кризис. Объем капитальных вложений в 1992 году в сопоставимых ценах по

сравнению с 1991 годом снизился в 2 раза, а в 1993 году - еще на 16%

("О социально-экономическом положении России". Экономика и Жизнь, 1994

год, номер 6). Таким образом, за два года он сократился на 58%. Доля

накопления в ВВП упала с 16 до 9% в 1992 году и 8% в 1993 году (Дело-

вой мир, 1994, номер 1)

В течение 1993 года стоимость строительства возросла в 10.9 раза,

то есть была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 года доля про-

изводственных капитальных вложений как источника расширенного воспро-

изводства снизилась с 70 до 60%, а коэффициент капиталоотдачи (ввод

основных фондов т тыс. руб. на 1 млн. руб. затраченных капитальных

вложений) упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0.28.

Это связано в первую очередь с тем, что большая часть капитальных

вложений бесконтрольно "проедается" строителями, иными словами, нап-

равляется на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое

монтируемое, то есть производственное, оборудование (без компьютеров и

автомашин) за 1992-1993 гг. снизились в 8-99 раз (Коммерсантъ, 1994,

номер 5). в связи с этим в 1993 году объем незавершенного (законсерви-

рованного и просто заброшенного) строительства возрос на 20-25% по от-

ношению к 1992 г. Между тем, как показала инвентаризация незавршенного

строительства, на 1 ноября 1992 года оно составило 40 триллионов руб-

лей. При этом более 2/3 "незавершенки" представлено объектами произ-

водственного строительства (Экономика и жизнь, 1994, номер 5). Абсо-


- 6 -

лютная эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая

в дореформенный период медленно снижалась, но была положительной вели-

чиной, оказалась отрицательной. В 1993 году при уменьшении ВВП на 22.1

трлн. руб. было затрачено 15 трлн. руб. производственных вложений (эф-

фективность - минус 1.473), то есть каждому триллиону капитальных вло-

жений соответствовало 1.473 трлн. руб! Общество попало в спираль су-

женного воспроизводства, которая схематически в условиях замкнутой

экономики выглядит так:

1Уменьшение объема валового внутреннего продукта (P1<P0) - 0>

1- 0> 1 снижение нормы накопления (d1<d0) - 0>

1- 0> 1 уменьшение объема капитальных вложений (K1<K0) при том, что

1(1-P1/P0)<(1-K1/K0), поскольку P1d1<P0d0 - 0>

1- 0> 1 снижение доли производственных вложений (f1<f0)- 0>

1- 0> 1 падение капиталоотдачи Ф1/К1 < Ф0/К0 - 0>

1- 0> 1 уменьшение валового внутреннего продукта даже при неснижающейся

1фондоотдаче (P1<P2) при (1-P1/P0)<(1-P2/P1)...

1и далее цикл суженного воспроизводства повторяется.

В обычной схеме при отсутствии инфляции амортизация, включенная

здесь в состав валовых капитальных вложений, обеспечивает простое

воспроизводство. Но в современных условиях она "работает" на суженное

воспроизводство, поскольку инфляция непрерывна, а переоценка основных

фондов дискретна.

Разрыв этой цепной реакции, выход из затягивающегося обществен-

но-экономического кризиса возможен только на основе активизации инвес-

тиционной деятельности, направленной на развитие и кардинальное повы-

шение эффективности производства. Для этого должна быть срочно разра-

ботана и реализована система стимулирующих и направляющих и направляю-

щих мер:

- стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности

и населением, а также блокирование "проедания" доходов с целью расши-

рения "национальных инвестиций";

- предоставление весомых налоговых льгот производственным инвес-

торам и банкам, кредитующим производственное строительство, которые

компенсировали бы им недобор прибыли по сравнению с использованием

средств в качестве торгового или финансового капитала;

- возврат к системе оплаты за конечную строительную продукцию;


- 7 -

- формирование национальной системы мониторинга инвестиционного

климата России и ее регионах и ряд других.

Наряду с этими мерами важную роль играют предотвращение оттока

национального капитала за рубеж и стимулирование притока в страну пря-

мых иностранных инвестиций.

23.Масштабы прямых иностранных инвестиций в России

Публикация Госкомстата, Министерства финансов, Министерства эко-

номики и различных экспертов, как отечественных, так и зарубежных, да-

ют совершенно различные данные об объеме прямых иностранных инвестиций

в России.

Назовем лишь наиболее существенные факторы, обуславливающие столь

значительные расхождения в статистике (факторы, увеличивающие исследу-

емую величину обозначены знаком "+", а уменьшающую ее, знаком "-")

- разные источники оперируют различным кругом форм иностранных

инвестиций (скажем, включают или не включают в их величину портфельные

инвестиции,вложения в покупку нерезидентами недвижимости на территории

России и т.д.) (+);

- в условиях падения государственной дисциплины местные статисти-

ческие органы направляют в Госкомстат неполные сведения об иностранных

инвестициях (-);

- многие российские коммерческие структуры, используя учредитель-

ные документы (выписки из торгового реестра и банковского счета)

иностранных коллег, вносят за них необходимый вклад в уставной фонд и,

зарегистрировав предприятие с иностранными инвестициями, используют

его как "крышу" для получения льгот в своей коммерческой деятельности

(-);

- предприятия с иностранными инвестициями реинвестируют часть

своей прибыли в производство, при этом неизвестно, как отражаются их

капитальные вложения в тех или иных данных (+);

По данным Госкомстата, прямые иностранные инвестиции в покупку

акций действующих промышленных предприятий в 1993 году достигли при-

мерно 900 млн. долларов, а победители инвестиционных конкурсов взяли

на себя обязательства вложить еще 1 млрд. долларов. В таблице 1 приве-

дены эти оценки в сводном виде.


- 8 -

Таким образом, общая сумма фактически инвестированного капитала

на 1 января 1994 года составляла 4-4.5 млрд. долларов, то есть 0.2% от

накопленных прямых иностранных инвестиций мирового сообщества. Эта

цифра, сама по себе столь мизерная по сравнению с масштабами внутрен-

него рынка России и ее долей в территории, населении, природных ресур-

сах, производственном и научно-техническом потенциале мирового сооб-

щества, говорит о скудости притока иностранных инвестиций. В большинс-

тве своем это не серьезные капитальные вложения, а маркетинговые зат-

раты с целью изучения российского рынка и первоначального закрепления

в нем. Наиболее общая причина нежелания частных иностранных инвесторов

вкладывать свой капитал в Россию - ее плохой инвестиционный климат.

24. Препятствия на пути притока иностранных инвестиций.

2Инвестиционный климат в России.

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономи-

ку объясняется нестабильной политической обстановкой в стране (разног-

ласиями между исполнительной и законодательными властями, Центром и

субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой Рос-

сии и войн непосредственно на ее границах), социальной напряженностью

(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгу-

лом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов

законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падени-

ем курса рубля и др. Эти факторы перевешивают такие привлекательные

черты России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя техничес-

ки устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, на-

личие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий на-

учно-технический потенциал.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-эконо-

мических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и геог-

рафических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или

отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного кли-

мата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим по-

казателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для

иностранных инвесторов.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки


- 9 -

инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные

инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм,

регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира,

в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в Рос-

сии, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, про-

водимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов,

представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.

25. Пути и меры по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику являет-

ся важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. По

оценке премьер-министра России В.Черномырдина, данной им в Давосе,

потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд.

долларов в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на

такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном

климате.

Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на форми-

рование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных

отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению

задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера

в качестве первоочередных:

- достижения национального согласия между различными властными

структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими

общественными организациями по поводу приоритетности решения общенаци-

ональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

- ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в

том числе Гражданским кодексом) и уголовным законодательством, наце-

ленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами

за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвес-

тиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкла-

дам;

- внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную


- 10 -

строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иност-

ранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы пол-

ностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по

сравнению с другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным

перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российс-

кую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в

России цивилизованного, социально ориентированного общества, характе-

ризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит

смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное

функционирование различных форм собственности, но и интернационализа-

цию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

29 сентября 1994 года вышло постановление Правительства Российс-

кой Федерации номер 1108 "Об активизации работы по привлечению иност-

ранных инвестиций в экономику Российской Федерации".


- 11 -

Список литературы:

Я. Уринсон, "Инвестиционный климат в России и привлечение иност-

ранных инвестиций", Вопросы Экономики, номер 8 за 1994 год;

В. Фельзенбаум, "Иностранные инвестиции в России", Вопросы Эконо-

мики, номер 8 за 1994 год;

В. Филатов, "Проблемы инвестиционной политики в индустриальной

экономике переходного типа", Вопросы Экономики, номер 7 за 1994 год;

А. Витин, "Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций", Воп-

росы Экономики, номер 7 за 1994 год;

"О социально-экономическом положении России", Экономика и жизнь,

номер 6 за 1994 год;

Деловой мир, номер 1 за 1994 год;

Коммерсантъ, номер 5 за 1994 год;

Экономика и жизнь, номер 5 за 1994 год;

"Собрание законодательства Российской Федерации", номер 24 от 10

октября 1994 года, официальное издание администрации президента Рос-

сийской Федерации, Москва