Реферат: Фрейдистская концепция сновидений и современная наука

Название: Фрейдистская концепция сновидений и современная наука
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Фрейдистская концепция

сновидений

и

современная наука

СОДЕРЖАНИЕ.

I. ВВЕДЕНИЕ.

II. ЧАСТЬ №1” БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ

1. Положение З.Фрейда о сновидениях.

2. Работа сновидения сновидений.

3. Техника и методы толкования сновидений.

4. Образы и символы сновидений.

5. Цензура сновидений.

6. Исполнение желаний.

7. Архаизм и инфантилизм сновидений.

8. Детские сновидения.

9. Источники сновидений.

10. Пси-система сновидений.

11. Сны и телепатия.

12. Царский путь…

ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1. Теории сновидений.

2. Современный метод толкования сновидений.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

IV. ЛИТЕРАТУРА.

1. ВВЕДЕНИЕ.

В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд.

Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному. Вместе с тем изучение сновидений продвинулось значительно дальше его лично­сти, "Толкование сновидений" превзошло материал жизни Фрейда и даже само его учение, открыв широчайшие горизонты, не познанные нами еще и сегодня. Фрейд пишет, что ”сновидения могут служить материалом для многих дедуктивных построений, кото­рые должны целиком изменить наши психологические теории". [1] В "Толкова­нии сновидений" делается попытка создать совершенно новую антропологию, на что указывает ряд замечаний Фрейда, например, такое: "Интерпретация сновидений может дать нам о структуре разума данные, которых мы до сих пор тщетно ждали от философии". [2]

В "Толковании сновидений", теоретическом и практи­ческом учебнике Фрейда по изучению сновидений, переплелись многочисленные направления: исследования скрытых, темных сторон.

В отличие от своих концепций сексуальности, которые он постоянно развивал и углублял, "Толкование сновидений" Фрейд считал работой закон­ченной, окончательной и не требующей пересмотра. "Что касается сновидений, — писал он уже в 1908 году, — я остаюсь на позиции своих первых утверждений"[3] , и он оставался на ней до самого конца. Небольшая книга "Сновидение и его интерпретация", опубликованная в 1901 году, год спустя после "Толкования сновидений", содержит лишь отдельные положения главной работы. В 1912 году, он удовлетворяется несколькими краткими практическими советами, данными в статье "Действия по толкованию сновидений в психоанализе". Работа "Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях", появившаяся в 1917 году, рассматривает после некоторых вопросов о снах общую проблему "галлюцинаторного удовлетворения желания" и ее рас­пространение на психические заболевания. Фрейд излага­ет также свои позиции по части сновидений в большой главе книги "Введение в психоанализ" 1917 года и возвращается к ним уже в 1932 году, посвятив им два из своих "Новых сообщений по психоанализу".

Опыт клинической работы, чтение разнообразных книг о важной роли снов, а также продолжающийся прием больных служили главными источниками научного вдох­новения. Связь сновидений и неврозов представляется неоспоримой; уже в 1897 году Фрейд утверждает, что в сновидениях содержатся зачатки всей психологии невро­зов, и вновь выдвигает этот тезис в январе 1899 года:

"Ключ к пониманию истерии действительно находится в сновидениях”[4] . Но благодаря самоана­лизу 1897 года это направление мысли Фрейда, касающееся сновидений, получило решающий импульс именно в период изучения себя, своей глубинной сущности, преодоления трудностей "опытного невроза" скрестились, соединились и стали воздействовать друг на друга явления, которые можно назвать путем неврозов и путем сновидений. Путь неврозов определяющийся личной и клинической практикой, ставящей многочисленные проблемы, нашел свое место и получил развитие внутри пути сновидений, "широкого пути", по выражению Фрейда, предоставляющего обширные антропологические сведения и одновременно высту­пающего в качестве "королевского пути", ведущего к бессознательному.

На определенном этапе самоанализа, миновав период наибольшей его интенсивности и частично избавившись от своей "истерии", Фрейд обращается к изучению сновидений, начало которому было положено сном об Ирме в 1895 году, а затем подкреплено рядом других важных снов. Эти исследования отныне играют особую роль в развитии системы самоанализа, которая сохранит­ся и в дальнейшем в сочетании с анализом случаев забывчивости, описок, неудачных действий и всякого рода остроумия. В предисловии к "Толкованию сновиде­ний" Фрейд постарался подчеркнуть эту мысль: "Для меня эта книга имеет и другое значение, субъективное, которое я осознал лишь по окончании работы. Я понял, что в ней заключена часть моего самоанализа, моей реакции на смерть отца, — одной из самых горестных драм человеческой жизни". [5]

ЧАСТЬ№1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ” СНОВИДЕНИЯ.

1.Положения З.Фрейда о сновидениях .

Фрейд старается создать и пустить в действие точные, эффективные и универсальные методы, благодаря которым интерпретация снов станет ясным предметом рационального, практиче­ского изучения.

Основные фрейдовские положения о сновидении.

"Сон — это ребус" , он представляет собой последовательность образов или картин, на первый взгляд не связанных между собой. Главный принцип исследования сновидений Фрейда — видеть за очевидной бессмысленностью "скрытый смысл". “Сновидения- это психическое явление в полном значении этого термина,” ... создающая его интеллектуальная деятельность является деятельностью возвышенной и слож­ной".[6]

Фрейд возрождает некую давнюю и стойкую тради­цию толкования древних текстов, которая призвана, порой в сочетании с тонкой интуицией, интерпретиро­вать сны и подчинять их смыслу, главному смыслу, диктуемому действующими культурными, религиозными, мифологическими традициями. Сон как явление внутреннее, ночное, субъективное и "иррацио­нальное", то есть решительно не поддающееся рацио­нальному толкованию, становится типичным примером отторжения западной рациональной культурой. Операция Фрейда заключается в том, что ему удалось вновь вернуть эти сновидения в нашу культуру с помощью рационалистических методов, которые служили и до сих пор служат для обесценивания и принижения роли снов.

Сновидение, подчеркивает Фрейд, это "ребус", нало­жение друг на друга форм без начала и конца, и большой ошибкой является "желание интерпретировать его как рисунок", то есть структуру очевидную и говорящую саму за себя. Фрейд использует другую аналогию: собранные при пробуждении картины сна представляют собой как бы "иероглифы" для которых нужно найти перевод на адекватный язык. "Два различных языка" сновидения Фрейд называет "содержанием явным" и "содержанием скрытым”. Интерпретация предполагает трансформирова­ние явного содержания, то есть сна, каким он видится спавшему после пробуждения, , представить в виде рассказа до всякой попытки интерпретации, в содержание скрытое, а точнее обнаружить "скрытые мысли", своим течением породившие сновидение, механизмов и материалов, которые предстоит наметить и выявить. "Мы противопоставляем, содержанию явному содержание скрытое". Первое обычно "кратко, бедно, лаконично по сравнению с широтой и богатством мыслей, содержащих­ся во сне”.[7]

"Сновидение охраняет сон" . Прежде чем двигаться дальше в анализе желания, нужно вспомнить, что у спящего человека существует по крайней мере одно твердое и главное желание — желание спать. Первая функция сновидения, согласно Фрейду, — помешать внешним и внутренним факторам прервать сон и вызвать пробуждение: в каком-то смысле все сновидения служат комфорту, позволяя нам продолжать спать. ”Сновидение охраняет сон, а не нарушает его"[8] . Многочисленные примеры показывают, как сновидения захватывают все нарушающие факторы, нейтрализуют их и включают в систему образов сна.

Представляя защиту сна конечной целью сновидения, Фрейд подчиняет его процессу сна; сон представляется жизненной и благород­ной функцией, а сновидение — всего лишь его неизбежным следствием; подобная иерархия, удовлетворя­ющая общественному мнению, действительно похожа на "общее место". Однако можно заметить, что эта сторона для Фрейда играет лишь второстепенную роль и призвана в основном отразить многообразие взаимоотно­шений сновидений с внутренним и внешним миром.

Если считать сновидение специфической и автономной жизненной функцией, на чем настаивают многочислен­ные современные научные исследования, его невозможно ставить в зависимость от процесса сна. В сне и сновидении можно видеть скорее две взаимосвязанные функции, работающие при поддержке одна другой; процесс сна служит для защиты сновидения, как и сновидение — для сна. Сновидение выполняет значительно более определенную и сложную психологи­ческую работу, чем простая восстановительная функция, выпадающая на долю сна.

Часть сновидения самым тесным образом связана с сексуальностью и с детством. "Чем больше мы занимаемся интерпретацией сновидений, — пишет Фрейд, — тем больше убеждаемся в том, что большинство сновидений взрослых несут следы сексуаль­ных факторов и выражают эротические желания".[9] Сновидение порой с поразительной отчетливостью высту­пает в виде исполнения сексуального желания. Посколь­ку сексуальность чаще всего в обыденной жизни сталкивается с самыми серьезными запретами, сексуаль­ные желания, подавленные и заторможенные, оказывают наибольшее воздействие на образы сновидений и испытывают при этом самые удивительные деформации и нелепые превращения. В "Толкования сновидений" Фрейд уточняет, что желание, представленное в сновидении, обязательно восходит к детству. Следова­тельно, детская сексуальность дает наиболее подходящий материал для сновидений; это подтверждает Фрейд, уже в "Толковании сновидений", обращая внимание на важность эдиповых мотиваций и отмечая, насколько "для объяснения сексуальных снов" важно "углубляться в пока еще неясные вопросы извращений и бисексуальности"; для многих сновидений, — добавляет он, — внимательный анализ показывает, что они могут быть поняты только с точки зрения бисексуальности". [10]

Если не существует сновидения, хотя бы некоторые аспекты которого не имели бы эротического содержания в широком смысле, как оно понимается в общем контексте развития либидо, это не значит, что всякий сон должен подвергаться исключительно сексуаль­ной интерпретации. Фрейд резко восстает против сведения к чистой сексуальности его исследования.

Рассматривая проблемы, которые ставит выявление сексуальных характеристик в образах сновиде­ний, задаешься вопросом, стоит ли воспринимать выражение "исполнение желания" в его простом и прямом смысле; можно сказать, что в сновидении желание исполняется, обретая форму, в полном смысле этого слова. Функция сновидения заключается не в удовлетворении конкретного желания — мести, справед­ливости, соединения с предметом любви или ненависти и т.д., а в осуществлении работы, трудной и продолжи­тельной, по удовлетворению желания в общем виде как ведущей структуры и специфического пути проявления энергии либидо. Главная цель сновидения — стремление постоянно и неутомимо моделировать желание, совершать работу по созданию и переделке либидо. Желание в своем поиске поддержки задерживается на ранних опытах, оригинальных объектах, которые наибо­лее благоприятны для него, питают его и подсказывают­ся реалиями жизни периода бодрствования. Сновидение в общем случае является исполне­нием одного желания, сновидением об удовольствии и удовлетворении, в то время как его главной ролью остается воссоздание, регенерация определенного желания .

“Средоточие” .Фрейд выдвигает мысль о средото­чии сновидения, которую он излагает в следующих словах:

"Сны... часто сохраняют неясный участок; здесь обнаруживается узел образов, который не удается распутать, но который ничего не дает содержанию сновидения. Это — "пуп" сновидения, точка, через которую оно связан с Неизвестным. Мысли сновидения, выявленные при интерпретации, как правило, не имеют завершения, они разветвляются, вплетаясь в общую запутанную сеть наших мыслей. Желание в сновидении выступает в виде более плотного участка из этой ткани, подобно грибу, выходящему из мицелия".[11] Функция “средоточия” заключается в остановке процесс интерпретации, оставив его откры­тым; Неизвестное намечает опорную линию для анализа, но одновременно постоянно уклоняется от процесса узнавания, который иначе не имел бы границ.

Помимо практического аспекта, гипотеза о средоточии имеет теоретическое и идеологическое приложение. Если развить образ сети, легко видеть, что разветвления сновидения могут затеряться лишь в разветвлениях другого сновидения, и так до бесконечности; все сны распространяются одни в другие, всякий сон функциони­рует как начало следующего. Теория сновидения, не оставляя кропотливой работы по разложению единого образа на разные элементы, многочисленные разветвле­ния, должна также стараться выявлять переходы одного сна в другой и большее значение придавать концепции сновидений как единого, достаточно связного целого огромной системы. Фрейд указывает на это в предшествующих параграфу о "средоточии": "Сны одной ночи должны всегда интерпретироваться в единст­ве".[12] Весь комплекс образов сновидений жизни противостоит процессу интерпретации и обеспечивает одновременно неповторимость ткани сновидения каждого индивидуума.

Здесь проявляется и значительный идеологический, то есть этический, политический, метафизический эффект гипотезы о средоточии: каковы бы ни были знания о психической действительности, о субъекте вплоть до его самых интимных проявлений в сновидениях, всегда что-то остается скрытым, непознаваемым ядром.

2.Работа сновидения.

В области, намеченной положениями Фрейда о сновидении, происходят различные действия, составляю­щие то, что он называет "работой сновидения", причем термин "работа" здесь нужно понимать, в созидательном смысле.

Фрейд демонстрирует также серию методов, без которых отныне невозможно обойтись при любом подходе к реалиям сновидения, а также не менее эффективных в других областях исследований. В этом списке положений, составляющих силу и определяющих плодотворность фрейдовской концепции сновидения, следует отме­тить: конденсацию, смещение, обращение или превраще­ние в свою противоположность, процесс формирования образов, выражение через картины, перенос логических отношений, символику, вторичную выработку и т.д. главные из этих положений требуют значительных уточнений.

"Смещение и конденсация, — утверждает Фрейд, — являются двумя важнейшими операциями, которым мы обязаны главным образом формой наших сновидений", и далее уточняет: "Конденсация и смещение — два главных фактора, превращающих материал скрытых мыслей сновидения в его явное содержание".[13] Действие по интерпретации требует самого тщательного учета двух "главных" процессов, группировки, слияния многих определений, характеристик или особых черт в один образ сновидения, будь то объект, персонаж или ситуация. Операция настолько частая, типичная и широко встречающаяся, что можно сказать, что ее участие в формировании образов сновидения и особенно его -персонажей весьма существенно. Один из первых и неизбежных этапов исследования сновидения заключается в систематическом и наиболее полном разложении образов сновидения, чтобы постарать­ся различить действительные ряды фигур или объектов, над которыми конденсация произвела свое могучее и властное завладевающее действие.

Конденсация осуществляет с персонажами сновидения самые неожиданные, чрезвычайно показательные дейст­вия, и ни одна сторона действительности не ускользает от ее вмешательства. Пространства и объекты легко подчиняются ей. Знакомая улица, появившаяся в сновидении, может соединить в себе другие места и пространства, близкие и далекие, встречающиеся недавно или давно. Но совершенно очевидно, что предпочтитель­ный материал для конденсации составляют слова и имена.

Конденсация происходит благодаря тому, что:
1) определенные скрытые элементы вообще опускаются;
2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;
3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.
Из своих сновидений можно без труда вспомнить о сгущении различных лиц в одно. Так же смешиваются местности, предметы. Благодаря этому возникает, как правило, неясная, расплывчатая картина, подобно той, что получается при печати нескольких снимков на одной фотопластинке. Работа сновидения стремится сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найти многозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться. При этом между скрытыми и явными элементами не сохраняется простого соответствия

Конгломерат черт, слогов, фактов, разрозненных частей, соединенных в образе сновидения в результате конденсации, тем труднее распутать и расшифровать, что различные его составляющие претерпели одновременно деформирующее воздействие процесса, называемого сме­щением. Он нарушает, порой снизу доверху, связь, существующую между элементом сновидения и его специфическим значением: главные, определяющие эле­менты трактуются во сне как нечто незначительное, полностью обесцениваются, в то время как элементы мелкие, второстепенные, незначащие обретают неожидан­ный вес, являются объектом впечатляющей переоценки.В своей небольшой работе "Сновидение и его интерпре­тация" Фрейд так описывает этот процесс:

"Во время работы, производимой сновидением, психи­ческая сила идей и представлений, служащих его предметом, переносится на другие, а именно на те, подчеркивания которых мы совершенно не ожидаем. Этот перенос психических акцентов приводит к затуманиванию смыла сновидения и делает неузнавае­мыми связи между сном явным и сном скрытым".[14]

Еще более резкую формулировку Фрейд использует в "Толковании сновидений": "Между материалом сновидения и самим сновидением происходит полная "переоценка всех психических ценностей” [15] Фрейд высказал мысль о существовании "психической силы", функцией которой является лишение "элементов высокой психической ценности их значимости", а с другой стороны — придание "через сверхоценку... куда большего значения элементов минимальной важности, так что последние получают возможность проникнуть в сновиде­ние". Полностью запутывая распределение психических значимостей, сея смуту во взаимоотношениях ценностей, смещение играет определяющую роль в деформировании сновидения и через это оказывается тесно связанным с работой "цензуры по внутренней психической защите".

Деформация сновидения и смещение его образов достигают предела, когда обращенной оказывается сама структура сна. Под смещением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит меньше, чем скрытые мысли, т.е. является сокращенным переводом последних. Обратного - чтобы явное было больше скрытого по объему и содержанию не бывает никогда.

Смещение проявляется двояким образом:
1) какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т.е. намеком;
2) психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.

Искажение - это продукт работы сновидения. Проявления искажения настолько схожи с тем, что делают цензоры, изымая ли искажая первоначальный текст, что представляется удобным по аналогии говорить о цензуре сновидения. При этом, помимо явных пропусков и ослабления, замены намеком, цензура сновидения пользуется смещением акцента, перегруппировке элементов, благодаря чему явное сновидение становится настолько непохожим на скрытые мысли, что мы и не подозреваем о наличии последних.

Следующей частью работы является "трансформацией в свою противоположность". Сон начинает изображать, целиком или в какой-то своей части, с точностью противоположное тому, что он должен изображать: "Роль обращения особенно интерес­на, — уточняет Фрейд, — когда оно служит цензуре. Оно придает изображению такую степень деформированности, что на первый взгляд сон кажется совершенно недоступным пониманию. Вот почему, если сновидение упорно не поддается интерпретации, нужно постараться перевернуть некоторые части его явного содержания; нередко в этом случае все проясняется. Здесь Фрейд подходит к проблеме перестановки в сновидении логических связей: оно их отменяет, игнорирует, удовлетворяясь расположением событий одного за другим и их наложением одного на другое; "оно представляет, — пишет Фрейд, — логические связи как одновремен­ные". Причинные связи, структурирующие и формирую­щие сознательную речь, могут быть представлены путем разделения сновидения на две неравные части: сон-про­лог, за которым следует главный сон, и наоборот; или через трансформацию одного образа в другой, как это происходит в комиксах. Лишь после интерпретации я смог заменить последовательность альтернативой в этих образах сновидения" [16]

Важной чертой сновидения является его неспособность выражать категории противопоставления и противоречия: оно их не выражает, кажется, что оно не знает понятия "нет". Ему удается прекрасно объединять противоположности и представлять их в одном объекте. Сновидение часто представляет какой-то элемент через противоположное желание, так что невозможно понять, позитивное или негативное содержание соответствует этому элементу в системе образов сна.

Принцип регрессии глубоко пронизывает фрейдовскую концепцию сновидения, имеет большое значение в ориентации его исследова­ния сновидений и порой рискует скрыть за собой то действительное, настоящее, что настоятельно присутст­вует в сновидении. Следует видеть также, что настоящее в сновидении обнаруживается лишь среди прошлого, выступает из предчувствий, давних событий, из минув­шего, которое воздействует на сновидение и само подвергается его воздействию в бесконечной игре, соперничестве процессов регрессии и актуализации. Таким образом, фрейдовская регрессия действует скорее не как отрицательный вектор эволюции, не как обратное движение, чему соответствует общепринятое понимание прилагательного "регрессивный", но как движение, вскрывающее все новые грани реальности в сновидении, которое скорее можно охарактеризовать термином "ремобилизующее".

Ход фрейдовской мысли разъясняет нам значение понятия регрессии в крупной последней главе "Толкова­ния сновидений", названной "Психология сновидения".

"Можно выделить три вида регрессии:

а) регрессия топическая;

б) регрессия временная, когда речь идет о восстановлении прошлых психических образований;

в) регрессия фор­мальная, когда примитивные образы и способы выраже­ния заменяют обычные. Эти три вида регрессии в основе своей едины и в большинстве случаев сливаются, поскольку то, что является более древним по времени, обычно более примитивно с точки зрения формы и расположено в топике психики наиболее близко к порогу восприятия".[17]

Топическая регрессия определяет статус сновидения в общей концепции психического аппарата, детально изложенной Фрейдом: поскольку пути к движению и действию закрыты, сновидение устремляется в противопо­ложную сторону, к полюсу восприятия, царству образов, галлюцинации. Здесь оно наполняется детскими опытами, "психическими формированиями прошлого", "могущест­вом мыслей", обнаруживается его связь с древними "примитивными состояниями", языком рисунков и пиктограмм. Изложение Фрейда, осно­ванное на довольно спорной системе упрощений, противопоставлений и сопоставлений (восприятие — движение, чувствительность — первенство, прошлое время — примитивная форма и т.д.), он в процессе исследования использует "полезный" термин "регрессия", открывая широчайшие антропологические перспективы :

"В целом сновидение является регрессией к самому давнему прошлому видящего сон, как бы возрождением его детства, мотиваций и влечений, доминировавших в то время, способов выражения, которыми оно располага­ло. За этим индивидуальным детством мы видим филогенетическое детство, развитие человеческого рода, кратким и подверженным влиянию непредвиденных условий жизни, повторением которого является развитие индивидуума. …Мы можем надеяться через анализ сновидений познать архаическое наследие человека, раскрыть его врожденные психические черты. Видимо, сновидения и неврозы сохранили для нас предысторию разума в большей степени, чем мы можем предположить, так что психоанализ по праву должен занять подобающее ему высокое место среди наук, пытающихся воссоздать наиболее древние и туманные периоды происхождения человечества".[18]

Следующий результат работы сновидения состоит в превращении мыслей в зрительные образы. Зрительные образы - не единственная, но основная форма, в которую превращаются мысли. Кое-что сохраняет свою форму и появляется как мысль или знание.
Количество частей сновидения, как правило, сочетается с числом основных тем; короткое вступительное сновидение часто относится к последующему подробному основному, как введение или мотивировка; придаточное предложение замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен. Таким образом, форма сновидений очень важна и сама требует толкования.

Работа сновидения заключается в том, чтобы выраженные в словах скрытые мысли перевести в чувственные образы по большей части зрительного характера. Наши мысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материалом и предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать, образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова. а затем и мысли. Таким образом, работа сновидения заставляет мысли пройти регрессивный путь, лишает их достигнутого развития, и при этой регрессии должно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образов воспоминания к мыслями. Получается некая вторичная обработка, которая старается из ближайших результатов работы сновидения более или менее гармоничное целое. При этом материал располагается зачастую совершенно не в соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым, делаются вставки.

Деятельность работы сновидения исчерпывается перечисленными результатами; больше, чем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое вторичной обработке, она не может сделать. то, что в сновидении появляются выражения суждений, критики, удивления, заключения, - это не результаты работы сновидения, это - фрагменты скрытых мыслей сновидения, более или менее модифицированных и приспособленных к контексту, перенесенных в явное сновидение. Мнимое мышление в сновидениях передает лишь содержание мысли, а не их взаимную связь.
Работа сновидения также не может создавать речей ,диалог ,цифры. За малыми исключениями речи в сновидении являются подражаниями и составлены из речей, которые видевший сон слышал или сам произносил в тот день, когда видел сон, и которые включены в скрытые мысли как материал или как побудительные впечатления.
Точно так же работа сновидения не может производить вычисления; все вычисления, которые встречаются в явном сновидении, - это по большей части набор чисел, кажущиеся вычисления, как вычисления они совершенно бессмысленны, и истоки вычислений опять-таки находятся в скрытых мыслях. В связи с вышеизложенным хочется указать на то, какой неожиданно широкий доступ к познанию бессознательной душевной жизни, а скрытые мысли и являются таковыми бессознательными душевными актами, обещает нам толкование сновидений.

3.Техника и методы толкования.

Сновидение, как психический феномен, является продутом и проявлением видевшего сон. Видевший сон всегда отвечает, что он ничего не знает. Но дело в том, что это не так - он только не знает о своем знании. Понять это явление возможно из аналогии с гипнозом, когда в гипнотическом состоянии человек совершает определенные действия, о которых якобы ничего не помнит после выхода из этого состояния. При определенных усилиях человека можно заставить вспомнить все, что происходило. Следовательно, он это знал, но знание, по какой-то причине, было ему недоступно.
В таком случае задача состоит в том, чтобы дать ему обнаружить это знание и сообщить его нам. Помочь в решении этой задачи может метод свободной ассоциации.

Метод заключается в том, чтобы видевший сон сообщил первое же, что придет ему в голову по поводу сновидения. Предлагается разбить сновидение на элементы и исследовать аналогично каждый элемент в отдельности. Любой элемент сновидения является заместителем чего-то другого, о чем видевший сон знает, но знание ему недоступно. Техника состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям вызвать к этим элементам другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое.
Если распространить понимание отдельного элемента на все сновидение, то получится, что все сновидение как целое является искаженным заместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидения - найти это бессознательное.

При этом надо соблюдать три важных правила:
1) не нужно обращать внимание на абсурдность или понятность, ясность или спутанность сновидения;
2) работу ограничивать тем, что каждому элементу вызывать замещающие представления, не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то подходящее, не обращать внимание, насколько далеко они откланяются от самого элемента;
3) нужно выждать, пока скрытое, искомое бессознательное возникнет само.

З.Фрейд выделял несколько методов толкования сновидений.

a) Символический. В котором сновидения рассматриваются ,как целое ,но этот метод неприемлим т.к.”сновидения кажутся не только непонятными,но и спутанными и хаотическими “[19]

b) Расшифрование. ”сновидения рассматриваются как своего рода условный шифр”, [20] в котором каждый знак может быть заменен другим знаком общеизвестного зночения. На основе этого метода составляются сонники.

c) Фрейд отвергает эти два метода и предлагает свою технику толкования сновидений:

-Сновидение раскладывается на отдельные части,логические цепочки ,имеющие определеннвый смысл.

-Индивидуапльный подход к сновидениям:”одно и тоже сновидение у различных лиц может открывать совершенно различные мысли”[21]

-Анализ каждой части и выявление скрытых мыслей.

Достаточно показательным в этом плане является анализ сна об Ирме.

4.Образы и символика сновидения

Исследование сновидений одновременно показывает человека, обращающегося к дальней стране своего детства, и человечество, поворачивающееся к своим истокам, пытающееся осознать миссию своего древнего наследства, свой филогенез. Но во всех случаях видящий сновидение воспринимает ту же психическую структуру — системы образов. Мысль сновидения, полагает Фрейд, не воспринимается в абстрактной форме, транс­формироваться в в визуальные сцены — конкретные образы, придающие сновидению драматиче­ский характер и призванные, благодаря обилию "точек соприкосновения" с материалом сновидения, множить поток картин, которые конденсация облекает в несколько ограниченных, избранных форм. Этому разнообразию прекрасно способствует слово в своем конкретном виде — как звуковая форма и "как узел многочисленных представлений".

Переход к образу требует от сновидения известных ограничений; между скрытыми мыслями и явным содержанием действует, наряду с конденсацией и смещением, третий фактор, который Фрейд определяет как "рассмотрение системы образов через призму собственного психического материала сновидения, то есть чаще всего через визуальные картины ".[22]

Ирма — первый, почти символический персонаж Исследования сновидений Фрейда служит ему иллюстра­цией."Все эти люди, — заключает Фрейд, — которых я обнаружил, исследуя эту "Ирму", сами не появились в сновидении; они растворились в "Ирме" из сна, ставшей в результате сводным образом, сформировавшимся из многочисленных противоречивых черт. Ирма представляет всех этих людей..."[23] Это касается и любого другого персонажа из сна, который является как бы собирательным психологическим обра­зом. Аналитику предстоит долгая и тонкая работа, направленная на то, чтобы обнаружить, узнать, расшиф­ровать и распределить отдельные элементы по их законным местам и первоначальным образам.

Реальные факты и события в сновидении часто заменяются символами. Символика сна оказывает боль­шое впечатление на пытающихся ее интерпретировать и служит в ряде случаев ключом к сновиде­нию. Придавая достаточно большое значение символам, Фрейд тем не менее подчеркивает их расплывчатость и общий характер и предостерегает от слишком прямоли­нейной интерпретации.

"Когда привыкаешь к многочисленным символам, использующимся для выражения сексуального материала в сновидении, начинаешь спрашивать себя, не похожи ли они на знаки, применяющиеся в стенографии для обозначения определенных вещей, и стараешься путем расшифровки выработать новый ключ к сновидениям. Следует отметить, что эта символика характерна не только для сновидения, ее можно обнаружить в любых бессознательных образах, в коллективных, особенно народных, представлениях: фольклоре, мифах, легендах, поговорках, пословицах, игре слов: там она представлена даже более полно, чем во снах".[24]

Фрейд полагает, что символика не только не упрощает толкование, "но даже осложняет его". Можно сказать, что в определенной мере интерпретации Фрейда развиваются против символики, аскетически отставляя в сторону возможность облегчения задачи, представляемую символами. "Перевод символов, — утверждает Фрейд, — является лишь второстепенной задачей".[25] Здесь находит отражение особая позиция Фрейда, имеющая большое методологическое значение. Он требует постоянно обра­щать внимание на все тонкости "контекста" сновидения, поскольку "только он дает точное понимание". Направляя интерпретацию по пути одного анализа символов, мысли и образы сновидения приводятся к общему знаменателю, генерализуются, что связано с риском уменьшить выразительность проявлений конкретной личности, неповторимой исторической ситуа­ции, лишить анализ его необыкновенного индивидуально­го колорита.

В противоположность многим традиционным попыткам анализа, пытающимся рассматривать индивидуальное сновидение как массу общих символов, что придает ему универсальный характер. Метод Фрейда стремится заставить работать символы в контексте, если можно так выразиться, языка сновидения, объединять их в серии, служащие для разъяснения событий индивидуальной, ни на что не похожей истории. Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную, или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением и дает ценные результаты только в сочетании с ней.

После того как мы, по словам Фрейда, "наметили все ограничения", можно рассмотреть спектр символов, выбирая из предложенных им длинных серий некоторые наиболее показательные примеры.

Человек в целом Дом
Мужчина Дом с гладкими стенами
Женщина Дом с выступами, балконами
Родители Король, королева плюс испытываемое чувство почтения
Дети, братья, сестры Маленькие звереныши, паразиты
Рождение Вода, какое-либо отношение к воде - входить в воду, выходить, спасать
Умирание Отъезд, поездка
Смерть Различными неясными, как бы нерешительными намеками
Нагота Одеждой и форменной одеждой

По сравнению с перечисленными объектами объекты из области сексуальной жизни представлены чрезвычайно богатой символикой. При этом обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны.

Психоанализ не видит причин для скрывания и для намеков, не считает нужным стыдиться обсуждения этого важного материала, полагает, что корректно и пристойно все называть своими настоящими именами:

Мужские гениталии Символически важное число 3, сложные механизмы
Мужской член Длинные и торчащие вверх предметы - палки, зонты, шесты, деревья, горы и т.д.;
Предметы, имеющие свойство проникать внутрь и ранить - ключи, кинжалы, копья, огнестрельное оружие;
Предметы, из которых льется вода - краны, лейки, фонтаны и т.д.;
Предметы, вытягивающиеся в длину - выдвигающиеся карандаши, раздвижные лампы и т.д.;
Предметы, поднимающиеся вопреки земного притяжения - воздушные шары, аэропланы, дирижабли и т.д.
Эрекция Полеты видящего сон
Менее понятные мужские символы Пресмыкающиеся, рыбы, шляпа, пальто, рука, нога.
Женские половые органы Все предметы, ограничивающие полое пространство, способные что-то принять в себя - шахты, пещеры, сосуды, коробки, чемоданы, банки, карманы, ящики, шкатулка для украшений, замoк;
Судно, шкафы, печи, комнаты, двери, ворота;
Материалы - дерево, бумага, предметы из этих материалов - столы, книги;
Животные - улитка, раковина; цветы, цветение;
Строения - церковь, часть тела - рот, ландшафт с лесом, садом и водой
Гениталии вообще Маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь
Волосы на гениталиях Лес, кустарник
Грудь Плод, фрукты - яблоки, персики
Любимые лица Драгоценности, сокровища
Половое наслаждение Сладости
Самоудовлетворение Игра, игра на фортепьяно, скольжение, скатывание, срывание ветки
Кастрация Выпадение или вырывание зуба,стрижка волос,облысение,обезглавливание
Грубые желания, страсти Дикие звери
Половой акт Ритмическая деятельность - танцы, верховая езда, подъемы (по лестницам и т.д.), угроза оружием;
Переживания, связанные с насилием - быть задавленным.

Благодаря этим параллелям к символике сновидений можно также оценить характерную особенность психоанализа, благодаря которому он становится предметом всеобщего интереса, чего не могут добиться ни психология, ни психиатрия. При психоаналитической работе завязываются отношения с очень многими другими гуманитарными науками, с мифологией, с языкознанием, с фольклором, психологией народов и религиоведением. Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или по крайней мере правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.

Таким образом, цепочки, четки символов, которые несет с собой сон, могут вытягиваться бесконечно, но их соответствие конкретным предметам остается всегда двусмысленным, поскольку в последней инстанции сам сон с его глубинными течениями, определяет смысл, углубляет его или делает более детальным, расширяет или переворачивает с ног на голову, превозносит или сводит на нет; сновидение определяет символ, а не символ — сновидение. Особой чертой образов и символов сновиде­ния является то, что они чрезвычайно насыщены эмоциями. Фрейд специально привлекает наше внимание к этому важному эмоциональному опыту, предоставляе­мому сновидением: "Скорее через свой эмоциональный фон, чем через репрезентативное содержание, — уточняет он, — сон представляет для нас психологиче­ский опыт".[26] Это суждение даже слишком осторожно; на основе личных сновидений каждого можно пойти в своих выводах дальше: в этом случае сон предстанет как момент полного эмоционального осво­бождения, игры эмоций, находящей разрядку в себе самой, внутренний опыт, вибрации которого продолжают­ся и в период бодрствования, вызывают тонкую, гармоничную музыку, поддерживающую жизнь, и благо­даря ей мы получаем силы для осуществления своих самых сложных действий.

В распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, знание символики не осознается в состоянии бодрствования и относится к его бессознательной духовной жизни. Символические отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются. Такая же символика используется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии.Символика в других указанных областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений.

5.Цензура сновидения.

Пропуск, модификация, перегруппировка материала - таковы действия цензуры сновидения и средства его искажения. Нельзя понимать выражение цензуры слишком буквально в виде некоего цензора. Это - удобный термин для обозначения динамического отношения. Усилия перейти от элемента сновидения к его бессознательному натолкнулись на сопротивление, которое различается по своей величине - в одних случаях оно огромно, в других незначительно. То, что при толковании проявляется как сопротивление, теперь в работе сновидения выступает его цензурой.

Тенденции, против которых направлена цензура - те, которые по своей природе безусловно достойны осуждения, неприличны в этическом, эстетическом, социальном отношении, это явления, о которых не смеют думать или думают с отвращением. Эти отвергнутые цензурой желания являются прежде всего проявлением безграничного беспощадного эгоизма. И действительно, собственное Я в любом сновидении играет главную роль. Свободное во сне от всех этических уз Я идет навстречу всем притязаниям влечений, в том числе и таким, которые давно осуждены нашим эстетическим воспитанием и противоречат всем этическим ограничительным требованиям. Стремление к удовольствию (либидо) беспрепятственно выбирает свои объекты и охотнее всего именно запретные. Безудержно может проявляться также ненависть. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада.
Сила искажения тем больше, чем хуже отвергаемое цензурой желание и чем больше в это время требование самой цензуры. Искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений, шевелящихся в нас время ночью во время сна.. Видевший сон отвергает их во многих случаях.

Желания сновидения, которые нарушают наш сон, нам неизвестны, мы узнаем о них только из толкования сновидений; их можно поэтому назвать бессознательными в данное, после того как узнал о них благодаря толкованию. таким образом мы готовы предположить, что в душевной жизни есть процессы, тенденции, о которых человек вообще ничего не знает. Сновидение испытывает деформирующее влияние внутренней цензуры: если сновидение кажется нам непонятным и абсурдным, то это потому, что его образы, как и все элементы бессознательного, находятся под влиянием, по словам Фрейда, "цензуры", общей функции, действующей при переходе от одного состояния к другому, а особенно от бессознательного к сознатель­ному. Не имея такого резкого и непримиримого характера, как в период бодрствования, цензура в определенной степени оказывает свое давление на последовательность образов сновидения, манипулирующих информационные сообщения так, что они становятся неузнаваемыми: слова, фразы, целые параграфы изымаются, появляются самые неожиданные связи и удиви­тельные последовательности фактов. Нелегко с точностью установить, каковы психические механизмы цензуры и какой властью они располагают.

Цензура по-разному функционирует и производит различные эффекты на разных уровнях психики; она может опираться на то, что сохранилось во сне от бдительности Я, или искать источники в бессознательных проявлениях Сверх-Я, то есть в более глубоких пластах, в противодействии влечения к смерти и влечения к жизни. Но в целом трудно себе представить часть психики, которая даже во время самого глубокого сна оставалась бы полностью неподвластной деформирующему воздейст­вию цензуры. Цензура не является единственным фактором, вызывающим искажение сновидений.. Для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те же переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках. Повторение многих похожих случаев дает основание обнаружить следующий вид отношений между элементами сновидения и его скрытым содержанием, в дополнение к вышеперечисленным. Такое постоянно повторяющееся отношение называется символическим, сам элемент сновидения символом бессознательной мысли сновидения.


6.Исполнение желаний

З.Фрейд пишет о том, что сновидения являются осуществлением скрытых желаний, он выделяет несколько видов:

Сновидения об удобстве:”cновидение заступает на место поступка,который должен был совершен в жизни”[27]

Сновидения страха. Фрейд высказывает мысль о том,что неприятные сновидения, после их толкования также окажутся осуществлением желаний. По своей структуре сновидения страха являются скрытыми искажёнными желаниями. Другим мотивом неприятных снов являются мазохисткие компоненты психики. Иногда сновидения страха можно рассматривать как невротические проявления.

Есть несколько причин побуждающих проявление желаний в сновидениях:

a) Желания пробуждаются днём, но из-за внешних обстоятельств не удовлетворяются

b) Желания пробуждаются днём, но подавляются человеческим сознанием.

c) Желания не относящиеся к периоду бодрствования, пробуждающиеся из бессознания.

Работа сновидения стремится к устранению нарушающего сон душевного раздражения при помощи исполнения желания. Искаженные сновидения мы смогли рассматривать с тех же позиций, что и инфантильные. Почти все сновидения являются детскими, работают с детским материалом, с детскими душевными явлениями и при помощи детских механизмов. В искаженных сновидениях исполнение желания не так очевидно, его надо распознать. Желания таких сновидений - запрещенные, отвергнутые цензурой.
Следует упомянуть о проблеме аффектов в сновидении. Оказывается, что работе сновидения намного труднее изменить в нужном смысле аффекты, чем содержание. Получается , что работа сновидения превратила мучительное содержание мыслей сновидения в исполнение какого-то желания, в то время как мучительный аффект проявляется в неизмененном виде. В таких сновидениях аффект совершенно не соответствует явному содержанию. Аффекты всегда обоснованы и не менее значительны, чем при бодрствовании.

Но о видевшем сновидение нам известно, что он относится к своим желаниям особо. Он отвергает их, подвергает цензуре, одним словом, не терпит их. Таким образом, исполнение желания может доставить ему не наслаждение, а противоположное чувство. Страшное сновидение часто является неприкрытым исполнением такого желания. Возникающий страх является признаком того, что вытесненное, отвергаемое желание оказалось сильнее цензуры, что, не смотря на нее, оно все-таки пробилось к исполнению. Вместо цензуры появляется страх. Страшное сновидение обычно ведет к пробуждению; сон прерывается , прежде чем вытесненное желание пробьется через цензуру к своему полному исполнению.

В самом обычном случае "желание" в сновидении является результатом конкретной органиче­ской потребности: сильная жажда или потребность в мочеиспускании во время сна берутся на вооружение картинами сновидений, пока они не реализуются физиологически.

У желания, действующего в сновидении, особые свойства: речь идет прежде всего о желании, сталкивающемся с сопротивлением, препятствиями, оппозицией своего Я, сознания, требований морали и общества, не имеющем в период бодрствования никакого пути к удовлетворению. Это желание "тормозится", отбрасывается сознанием, но действие его при том не ослабевает, оно даже начинает производить значительно большее давление в другой области психики — в "бессознательном''.

Огромный интерес этого желания в сновидении заключается в том, что он вводит нас в ту ''другую сцену", где наблюдается появление необычных фигур, ситуаций, связанных с детством или глубокой древностью, возник­новение оригинальных взаимоотношений и процессов. Положение об исполнении желания должно обогатиться более точными характеристиками и выглядеть так:

"Сновидение представляет собой (скрытое) исполне­ние (подавленного, заторможенного) желания".[28] Форму­лируя таким образом связь между сном и желанием, Фрейд подчеркивает ведущую роль процесса торможения и одновременно указывает на работу по смене облика, осуществляемую сновидением; в этом, согласно Фрейду, заключается "суть сновидения". Во время сна сознание ослабляет свое давление, теряет репрессивную, тормозя­щую способность, и заторможенные процессы пользуются этим, чтобы набраться сил, вернуться к своим функци­ям, постараться занять поле психики. Но при этом они должны удовлетворять некоторым постоянным требовани­ям психики: кроме того, что они должны быть представительными в социальном и моральном плане, то есть не восстанавливать против себя остатки бдительности субъекта и не слишком раздражать подсознательные же силы сверх-Я, они должны быть представлены, то есть обрести формы, одеяния или маски, в которых будет заключаться пластическое решение образов


7.Архаизм и инфантилизм сновидения.

Скрытые мысли - это ни что иное, как известные нам сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования. Происходит возврат к тем состояниям нашего интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическому отношению.

Доисторическое время, к которому нас возвращает сновидение, двоякого рода: во-первых, это индивидуальное доисторическое время, детство, с другой стороны, поскольку каждый индивидуум в своем детстве каким-то образом вкратце повторяет все развитие человеческого вида, то это доисторическое время также филогенетическое. Так, например, символическое отношение, которому никогда не учился отдельный человек, имеет основание считаться филогенетическим.
Однако, это не единственная архаическая черта сновидения. Всем известен из собственного опыта факт странной амнезии детства. Первые годы жизни до пятого, шестого года не оставляют в памяти следов, в отличие от более поздних переживаний. При этом в памяти всплывают отдельные, хорошо сохранившиеся, большей частью наглядные воспоминания, часто настолько банальные и незначительные, что остается только удивляться, почему именно эта деталь избежала забвения. И, все-таки эти воспоминания и есть самые важные, но подвергшиеся уже знакомым процессам сгущения и особенно смещения, из-за которого они приобретают свойство незначительности.
Эти впечатления никогда по-настоящему не забываются и именно к ним жизнь во сне умеет находить доступ. Таким образом, эта возможность распоряжаться забытым материалом детских лет является другой архаической чертой сновидения.
Побудителями сновидений являются злобно-энергичные и безудержные сексуальные желания, сделавшие необходимыми цензуру и искажение сновидений. Эти желания происходят из прошлого, часто очень недалекого, когда они были известны и осознанны.

Остановимся на желаниях устранения, которое в большинстве случаев можно объяснить неограниченным эгоизмом видевшего сон. Всякий раз, когда кто-нибудь встает у нас на пути - а как часто это случается в сложных жизненных отношениях,- сновидение тут же готово его убить, будь то отец, мать, кто-то из братьев и сестер, партнер по браку и т.п.
Но если нам указывают на то, что истоки таких желаний надо искать в прошлом, то вскоре мы открываем период индивидуального прошлого, когда такой эгоизм и такие желания даже против самых близких совсем не удивительны. Именно таков ребенок в те первые годы, которые позднее окутываются амнезией, он часто обнаруживает эти резкие проявления эгоизма, постоянно дает почувствовать явную предрасположенность к нему. Ребенок прежде всего любит самого себя и только позднее учится любить других, жертвовать частицей своего Я ради других. Он фактически на эгоизме научился любви.

Повседневное наблюдение показывает, как часто чувства между родителями и взрослыми детьми не соответствуют поставленному обществом идеалу, сколько в них накопилось враждебности, готовой прорваться, если бы ее не сдерживало немного почтительности и нежных чувств. Мотивы этого общеизвестны и обнаруживают тенденцию отделить лиц того же пола, дочь от матери, отца от сына. Самый глубокий и постоянный мотив отчуждения, особенно между лицами одного пола, появляется уже в раннем детском возрасте. Это - соперничество в любви явно полового характера. Сын уже маленьким ребенком начинает испытывать особую нежность к матери, которую он считает своей собственностью, а отца воспринимает как конкурента, который оспаривает у него этот исключительное обладание, и точно также маленькая дочь видит в матери лицо, мешающее ее нежному отношению к отцу и занимающее место, которое она сама с удовольствием бы заняла. Такую установку Фрейд назвал Эдиповым комплексом.

Итак, когда за своими искаженными сновидениями находятся все эти извращенные желания, то это только означает, что сновидение и в этой области сделало шаг назад к инфантильному состоянию. Для сновидения доступен материал забытых детских переживаний; душевная жизнь детей со всеми своими особенностями, эгоизмом, инцестуозным выбором объекта любви и т.д. еще продолжает существовать для сновидения, т.е. в бессознательном, и что сновидение каждую ночь возвращает нас на эту инфантильную ступень. Таким образом, подтверждается, что бессознательное душевной жизни есть инфантильное. Странно-неприятное ощущение, что в человеке так много злого, начинает ослабевать. Это страшно злое - просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной жизни.
Регрессия работы сновидения не только формальна, но и материальна. Она не только переводит в примитивную форму выражения наши мысли, но и вновь оживляет все характерные черты нашей примитивной душевной жизни, прежнее могущество Я, первоначальные проявления сексуальной жизни, даже древнее достояние нашего интеллекта, если символическое отношение можно признать за таковое.
Давнее инфантильное, что когда-то самодержавно господствовало теперь причисляется к бессознательному, представления о котором теперь меняются и расширяются. Нечто, что происходит в нашей сознательной жизни и имеет ее признаки - мы называем это остатками дневных впечатлений,- соединяется для образования сновидения с чем-то другим из области бессознательного. Между этими двумя частями и разворачивается работа сновидения. В этом заключается самое глубокое понимание сущности сновидения.

8.Детские сновидения.

Если рассмотреть сновидения детей в возрасте до 4-5 лет. Они кратки, ясны, не бессвязны, не двусмысленны, их легко понять. У взрослых также бывают сновидения, похожие на эти, так называемые, инфантильные.
Для таких сновидений всегда имеется какое-нибудь переживание предыдущего дня, объясняющее сновидение. Оно является реакцией душевной жизни на это впечатление дня

Таким образом, детские сновидения не бессмысленны: это понятные, полноценные душевные акты. Они не искажены, явное и скрытое в них совпадает, и - сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение неудовлетворенного желания. Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. При этом сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания. Имеется еще один класс неискаженных сновидений, вызванных в любом возрасте императивными потребностями тела: голодом, жаждой, сексуальной потребностью, т.е. являются исполнением желаний как реакция на внутренние соматические раздражения. Во всех других случаях искажение воздвигает на нашем пути преграды. Однако, на помощь приходит то, что открытые нами свойства детских сновидений являются общими и для всех остальных.

9.Источники сновидений.

З.Фрейд выделял несколько источников:

a) Внешнее чувственное раздражение.

b) Внутренее чувственное раздражение.

c) Внутренее физическое раздражение.

d) Чисто психическое раздражение.

Источником является переживание предыдущего дня. Данные источники являются лишь эмоциональной основой для сновидений.

· Свежее и психически ценное переживание, непосредственно передаваемое в сновидении.

· Несколько свежих переживаний, соединенных сновидением в одно целое.

· Несколько значительных переживаний, заступающих одновременно в сновидении.

· Внутреннее значительное переживание, замещающееся свежими безразличными сновидениями.

Инфантильные .

В сновидении могут найти в себе выражение впечатления ранних периодов жизни. Сновидения, имеющие элементы детства, носят повторяющийся характер; что снилось человеку в детстве, снится ему время от времени и впоследствии. Детские сновидения трудно выделить, так как сама память не может их вспомнить как детские.

Соматические.

В зависимости от глубины сна, соматические факторы могут влиять или не влиять на сновидения. Если во сне ощущаются неприятные соматические раздражения, то это используется для осуществления какого-либо подавленного желания. Раздражения объединяются с другими факторами сновидений, образуя их материал.

Типические. Существует много сновидений, испытываемых большинством людей в той или иной форме, имеющих один и тот же источник.

a)О смерти близких людей. Фрейд объясняет данные сновидения эгоизмом спящего, подсознательным желанием убрать соперника, комплексами Электры и Эдипа.

. Следует различать два вида:

-Во время сна и пробуждения люди испытывают реальные переживания

-Люди не испытывают скорби.

b)Об экзамене. Человеку снится сновидение об экзамене на аттестат зрелости, при чем спящего преследует провал. .”Всё это неизгладимые воспоминания о наказаниях ,которые мы претерпеваем в детстве за совершённые проступки”.[29]

c)Сновидения о наготе.

В сновидении обнаженный человек находится в присутствии других людей и при этом не испытывает чувство стыда. В других случаях сновидец испытывает чувство стыда ,пытается что-либо изменить, но не может. Люди, которых стыдится спящий , абсолютно безразличные к состоянию спящего. В детстве нет стыда перед наготой. Детство лишённое чувства стыда - это “рай”, к которому спящий возвращаемся во сне.

10.Пси-система сновидений.

В своих работах З.Фрейд приводит систему которая обеспечивает систему ,которая обеспечивает деятельность сновидений. Он назвал эту систему Y-системой и сравнивал её с рефлекторным аппаратом.

a) Пси-система имеет своё направление:от чувственного конца к моторному. Чувственная часть воспринимает внутреннее или внешнее раздражение , моторная осуществляет какое-либо психическое движение ,причем система восприятия выступает как основная.

b) В свою очередь чувственный конец подразделяется на две части:первая обеспечивает исключительно восприятие ,но не сохраняет его, вторая-отвечает за память. В моторной части З.Фрейд выделял предсознательную область.

c) Днем путь из предсознания в сознание закрыт ,а ночью сопротивление сознания ослабевает,что и приводит к возникновению сновидений.

d) Во время сна эмоции,раздражения из области сознания,памяти идут к чувственной части,где происходит образование чувственных образов ,проявляющиеся в сновидении. Но эти образы не соответствуют образам нашей памяти,т.к.они искажаются.З.Фрейд выделял два течения раздражения:прогредиентное(происходящее в бодрствовании) и реградиентное,являющееся основой сновидения.

11.Сны и телепатия.

Зигмунд Фрейд в своих работах также рассматривал взаимосвязь телепатии и сновидений. Хотя Фрейд лично не сталкивался с телепатическими снами ,но он допускал их существование основываясь на работах других психологов. Анализ телепатических сновидений можно выразить в следующих пунктах:

1) Телепатическая связь имеет бессознательную природу и связана с комплексом Эдипа и Электры.

2) Во время сна создаются благоприятные условия для телепатии.

3) Законы бессознательного влияют на телепатию, искажая и изменяя её.

4) Телепатия может спровоцировать определённое сновидение.

5) В сновидениях телепатия может восприниматься зашифровано.

6) Только наиболее сильные эмоциональные переживания способны телепатически передаваться.

7) Телепатическая связь происходящая днём, во время бодрствования, в дальнейшем искажается и проявляется в сновидениях. Она обрабатывается во время сна, фиксируется и трансформируется.

8) Телепатическая передача успешно проходят в тот момент, когда представление только ”всплывает” из сферы подсознательного.

Фрейд отрицает возможность вещих снов, приводя для несколько причин:недоступность в проявлении вещих снов, легковерность свидетелей, эмоции и фальсификация сновидца, простое совпадение эпизодов сна и жизни.

12.Царский путь...

В качестве внутреннего опыта, одновременно единст­венного и универсального, сновидение служит стратегиче­ской основой всего учения Фрейда. Сновидение является тем "правильным путем", который помогает воспринять — и активно использовать на практике— главные понятия и положения психоанализа, а, как подчеркивает Фрейд, "интерпретация сновидений — это царский путь, ведущий к познанию бессознательного в психической жизни". [30] Фрейдом предложена стройная психологическая концепция, иллюстрируемая многочисленными анализами "Толкования сновидений" и систематизированная в главе "Психология сновидения", основные положения которой необходимо выделить.

Сексуальность проявляется — пусть даже в виде "галлюцинаций" — в сновидениях во всем своем размахе и полиморфизме; эволюция либидо субъекта, начиная от внутриутробного периода и кончая генитальной стадией, осуществляется в сновидении через разно­образные извращения. Таким образом, сновидения созда­ют наиболее выразительную картину сексуальности. Анализ Фрейда собственных сновидений открыл дорогу для самых смелых исследований. Описание эдипова комплекса наряду с другими представлено в "Толковании сновидений"; Фрейд пишет: "Возможно, мы все испытали по отношению к матери свое первое сексуаль­ное влечение, а по отношению к отцу — первое чувство ненависти; об этом свидетельствуют наши сновидения".[31]

Они свидетельствуют в первую очередь о желании — этот термин проходит через всю работу Фрейда. "Толкование сновидении" — книга о желании потому, что Фрейд выводит его в ночные видения, в "исполнениях желания", но и потому, что заставляет нас чувствовать, ощущать необходимость постоянного воссоздания желания, психической работы, создающей его. Будучи вектором главного сексуального влечения, желание делает сексуальным любое сновидение только потому, что сновидение — это результат напряженного желания.

Фрейд многократно напоминал, что сновидение не целиком сексуально, желание содержит в себе и многое другое, в частности, влечения к агрессии и смерти, причем сновидение, в котором действует конденсация, соединение, аккумуляция может отделить их от сексуального влечения. "Я обнаружил, — отмечает он, — сновидения о смерти братьев и сестер, отвечающие нарастающей неприязни, у всех моих больных женщин".[32]

Теория торможения находит в сновидении убедительные иллюстрации, часто поражающие воображение. Ни один человек не способен избежать того, что с такой силой наступает на него, возникает внутри него вместе со сновидением. Заторможенные действия и эмоции, прерванные порывы, заблокированные мотивации и другие формы и воплощения заторможенного желания обретают в сновидении свободный полет, и простое внимание, обращенное на них индивидуумом, открывает путь к глубокому познанию. Анализ сновидения проходит раз­личные пласты торможения, начиная от обычных, подавленных в период бодрствования действий, легко наблюдаемых в виде проявлений двойственности, до элементов торможения, связанных с детским опытом, которые, часто в большом количестве, возвращаются в сновидениях.

Подводя под сновидение со всеми его атрибутами принцип регрессии, Фрейд решительно поворачивает его к прошлому. "Детские впечатления" являются "главной движущей силой, формирующей любое сновидение", а детство человечества служит для сновидения "филогене­тическим наследием". "Сон отражает прошлое, — делает он вывод в "Толковании сновидений", — так как в прошлом заключены все его истоки... Сновидение приводит нас в будущее, поскольку демонстрирует исполнение наших желаний; но это будущее, являющее­ся настоящим для видящего сон, благодаря непреходяще­му желанию моделируется в виде картины прошлого". [33]

При своей очевидной простоте и впечатляющих проявлениях, имеющих часто место в сновидениях, понятие регрессии слишком сильно диктует свои законы при аналитической работе. Через регрессию Фрейд достигает "истоков", а также разоблачить обманы и иллюзии, которыми прошлое обильно и с успехом снабжает человеческую психику.

Главная функция сновидения заключается в следую­щем: оно действует как фактор разделения человеческой действительности, как ночная картина, расщепляющая реальность на две составные части: ночь и день, сон и бодрствование, которые служат матрицей для многообраз­ного проявления двойственности. Книга Фрейда о сновидениях содержит необходимые обоснования и в ряде случаев развивает замечательную серию дуализмов:

сознательное — бессознательное, процессы первичные — процессы вторичные, энергия свободная — энергия связанная, принцип удовольствия — принцип реальности. исследования больных истерией и неврозами позволили фрейду обосновать понятие бессознательного, но анализ сновидений явился "царским путем" для построения систематического, развитого, психологиче­ского (а не только клинического и философского) учения, стал его центральной осью. этот "царский путь"вполне популярен: каждую ночь всякий из нас вступает на него, совершая чудесные или страшные прогулки, бесконечные уходы и возвращения, сопровождающиеся неизбежным размежеванием между жизнью периода бодрствования, требующей действия сознательного, и жизнью сновидений с ее тайнами и властью бессознательного .

Две ос­новные системы, составляющие психический аппарат бессознательное и сознательное-предсознательное, нахо­дятся в постоянной оппозиции. Фрейд объединяет процессы, действующие в сновидении (такие, как конденсация и смещение), под названием первичные процессы, характерные для бессознательного, тогда как вторичные процессы определяют аспекты сознательной психической деятельности.

Бессознательное характери­зуется свободной энергией, быстрой циркуляцией очень подвижной энергии от одного представления к другому, что придает специфические черты системе образов сновидения; проявления связанной энергии, свойственной системе сознательного-предсознательного, более длительные, поддаются лучшему контро­лю и отвечают требованиям реальности.

После выхода "Толкования сновидений" Фрейд про­должает углублять свой дуализм и разрабатывать бессознательное. Два десятилетия спустя то, что было известно как первая топика Фрейда, объединяющая сознательное и бессознательное, претерпело важное изменение и пришло к другой системе организации психики — второй топике: Это, Я и Сверх-Я. (Таким образом, дуализм Фрейда пришел в своем построении к самодублированию, как это происхо­дит, по его мнению, со многими сновидениями; в этом заключается чрезвычайно большое эстетическое значение данной системы, смысл и организация которой отражена в самой форме ее проявления). Как в структуре сознательное — бессознательное было зарезервировано место для предсознательного, так эти три новые формы сохраняют принцип двойственности, поскольку существу­ет значительный разрыв между Эго, включающим в себя бессознательное, расширяя и усложняя его, и Я и Сверх-Я, имеющими совершенно иное качество, хотя и в них содержатся значительные ростки бессознательного, что определяет существенное взаимодействие между всеми тремя формами. Но во всем своем размахе дуализм Фрейда утверждается в гигантской драме, разыгрывающейся в человеке и во всей человеческой действительности между влечением к жизни, Эросом и влечением к смерти, Танатосом.

Картина сновидения, представленная Фрейдом, сложна и разнооб­разна: желание, галлюцинаторное удовлетворение, воз­вращение торможения, картины, аффекты, подвижность энергии, примитивные образы мыслей, детские структу­ры, филогенетическое наследство, незнание понятия "нет" и противоречий, предохранительные клапаны и т.д. Однако по сравнению с сознательной мыслью сон характеризуется слабостью и многими недостатками. Фрейд пишет: "Сновидение в своей работе не мыслит, не рассчитывает; в целом можно сказать, что оно не рассуждает, а удовлетворяется трансформированием".

Принцип средоточия сновидения, несущий в себе нечто важное, мощную силу деятельности сна, о которой становится известно все больше как о созидательной составляющей процесса, так и о тесных связях между воображением и рациональностью, — все это позволяет считать, что мысль сновидения занимает особое и существенное место. Это становится еще более ясным, если сравнить ее с сознательной мыслью: последняя в первую очередь репрезентативна, она является мыслью о чем-то, ориентирована на объект и внешний мир, который она адсорбирует и который адсорбирует ее. Ее можно назвать объективной, внешней и не принадлежащей самой себе. Мысль сновидения остается по ту сторону представления, выражающегося в потоке картин, она ориентирована на внутренний мир, то есть на себя, и полностью саму себя представляет. В этом таинственном повторе, характеризующемся формулировкой, "представ­ляет саму себя", формируются зачатки субъекта. Мысль сновидения работает на субъект, служит той силой, которая создает ядро субъективности. Таким образом, помимо своей трансфор­мирующей функции сновидение выполняет задачу по формированию, в полном смысле этого слова: в сновидении субъект обретает форму.

Речь не идет о том, чтобы устанавливать какое-либо подобие или даже совпадение между средоточием сновидения, постулированным Фрейдом, и тем, что может быть названо средоточием субъекта, зародышевым образованием, где берет начало субъективность. Но можно считать, что эти две гипотетические фигуры, связанные с наиболее таинственными проявлениями деятельности сновидения, имеют некоторую близость или точку пересечения. Сознательная мысль в своем изнури­тельном столкновении с внешним миром, который опустошает ее, обездвиживает, заставляет разрываться, делать исключения и ввергает в страшные и неразреши­мые логические противоречия, — все это имеет так много общего с работой влечения к смерти — находит поддержку и пополнение в мысли сновидения, действую­щей в эротическом плане через объединение и вовлечение. Фрейд утверждает, что личность видящего сны распределяется на все персонажи, а также на объекты и предметы, появляющиеся в сновидении.

Остаточное Я сознания спящего дало множество персонажей сновидений, все они имеют один общий внутренний источник — сновидение.

ЧАСТЬ№2.СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1.Теории сновидений.

a). Сновидения осуществляют связь с миром сверх естественных существ и приносят откровения со стороны богов и демонов.(первобытное понимание).
b).Сны представляют собой отголоски скрытых детских фантазий ,являются проявлениями бессознательных желаний. (Зигмунд Фрейд).
c). Через подсознание человеку передаются от предков образы и впечатления, впоследствии находящие отражения в сновидениях (Карл Густав Юнг).
d). Во сне происходит хаотическое растормаживание клеток мозга - нейронов, реализующееся в "Небывалых комбинациях бывалых впечатлений" (И.М. Сеченов).
f). Содержание сновидений зависит от различных раздражений, поступающих в мозг спящего от внутренних органов. Во время сна, когда мозг "отключен" от анализа внешней среды, порог для проникновения импульсов от внутренних органов снижается и человек может воспринимать те из них, которые в бодрствующем состоянии еще мозгом "игнорируются".

З.Фрейд также приводит свою классификацию теорий сновидений.

a) Первобытное представление

b) В сновидения продолжается вся психическая деятельность бодрствующего человека.

c) В сновидениях происходит понижение психической деятельности человека.

d) Сновидения – это особая психическая деятельностью

2.Современный метод толкования сновидений.

Данный метод состоит из четырёх этапов.

1 Поиск ассоциаций

2 Привязка образов из снов к внутренней динамике

3 Толкование

4 Отправление ритуалов с целью конкретизации сна

Фаза первая посредством поиска ассоциаций, которые вырастают из нашего бессознательного в ответ на появ­ление в нашем сне определенных образов, образуется основа для толкования сна. Каждый сон состоит из цепочки образов, так что работа начинается с определения того, что означают эти образы.

Для каждого возникшего во сне символа бессознательное готово предоставить нам ассоциации, которые объяснят его значение Бессознательное содержит в себе информацию по каждому порожденному им символу, следовательно, симво­лический язык бессознательного можно расшифроровать. Решение этих проблем начинается с осмысления ассоциа­ций которые непроизвольно возникают у нас в качестве реакции на появление символов.

Фаза вторая находятся те части наших внут­ренних "я", которые представляют образы из сна ,динамическую работу, символизи­рующую ситуацию из сна.

Третья фаза - толкование складывает воедино информацию, полученную в ходе двух первых фаз, и смысл сна, взятого как единое целое, осознается.

Фаза четвертая используются определённые ритуалы, которые сделают сон более осознанным, более четко доне­сут его смысл до нашего разума и придадут ему конкреность непосредственного физического ощущения. Ритуалы- это фазы физического действия. Они используются для установления связи между разумом и бессознанием. Ритуалы переводят символы сновидений в конкретные действия.

Принципы толкования сновидений.

-Используется незнакомое ранее толкование сновидений

-Необходимо рассматривать сновидения как предупреждение

-Необходимо избегать льстивых сновидений

-Необходимо избегать толкования сновидений снимающих ответственность.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1) Фрейд предлагает в анализе сновидений метод свободных ассоциаций. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована.

2) Человек изначально бисексуален. В сновидении бессознательное вновь разделяется между мужским и женским началом.

3) Сны наделены смыслом отличным от смысла дневных мыслей.

4) Метод Фрейда –это преобразование сложного к простому и архаичному.

5) Сон, по Фрейду, есть физиологическая потребность. Человек видит во сне исполнение своих желаний в замаскированном или явном виде, и таким образом сновидения держат его в покое во время сна.

6) Все попытки толковать сновидения чаще всего связаны непосредственно с его явным содержанием, с тем, что нами вспоминается по пробуждении в виде порою отчетливого, а чаще расплывчатого воспоминания. С точки зрения Фрейда, за явным содержанием имеется скрытое, добываемое с помощью метода психоанализа, и отражающее действительные, но замаскированные сновидением мысли.

7) Сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений, путем галлюцинаторного удовлетворения.

8) Задачей расшифрования снов является перевод символов, образов на понятный для восприятия язык.

9) Интерпретация сновидений позволяет выявлять скрытые мысли и расшифровывать их.

10) Сновидение охраняет сон, мешает внутренним и внешним факторам вызвать пробуждение.

11) В снах отражаются скрытые желания, основой которых является подавленная сексуальность. Однако, Фрейд против чистой сексуальной основы снов.

12) В структуре сновидения З.Фрейд выделял средоточие, определяющее основу для анализа сна.

13) Работа сновидения заключается в смещении, конденсации, формировании образов, обращении и смещении в свою противоположность, изменении логических связей, вторичной обработке и образовании символов.

14) Реальные факты и события жизни заменяются символами, большая часть из которых связана с сексуальным влечением человека. Символика сновидений похожа на символику мифов, сказаний, имеющих знаки с установленными вековыми традициями.

15) Цензура сновидений деформирует образы сна, которые запрещены сложившейся моралью и переводит их в скрытые мысли и в язык символов.

16) Сновидения архаичны и инфантильны: связаны с детскими переживаниями и филогенезом.

17) Источниками сновидений могут быть переживания предыдущего дня ,а также инфантильные, соматические и типические сновидения.

18) З.Фрейд выявил структуру обеспечивающую деятельность сновидений и назвал её пси-системой, сравнивая её с рефлекторным аппаратом.

19) З.Фрейд допускал возможность телепатических сновидений, на которых также действует все механизмы цензуры.

20) Толкование сновидений является “царским путём” для изучения глубинных свойств сознания человека.

21) Для З.Фрейда толкование сновидений стало частью его самоанализа, обнаружения своих комплексов и самолечения.

22) Современный метод толкования сновидений предполагает четырёхэтапный подход: поиск ассоциации, привязка образов к внутренней динамике, толкование, ритуал.

4.ЛИТЕРАТУРА.

1) Алексеев П.В.”Мировоззрение З.Фрейда”//”Философские науки” №11 1990г. стр.56

2) Боснак Р.”В мире сновидений” Москва изд. ”Древо жизни” 1991г. стр.56

3) Браун Дж”Психология Фрейда и постфрейдисты” Киев 1994г. стр.45

4) Виттельс ”Фрейд его личность учение и школа” Санкт-Петербург изд. ”Эго” 1991г. стр. 66, 72, 75

5) Годфруа Ж.”Что такое психология “Москва ”Мир” 1992 том№1стр.171 стр.311-363 том№2стр160

6) Грюнбаум ”Теория Фрейда и философия науки”//Вопросы философии №4 1991г. стр.103-104

7) Дадун Р.”Фрейд” Москва изд.” Х.Г.С.” 1994г.стр.23,109, 114-116, 328, 346-380

8) Джонсон Р.”Сновидение и фантазии” ”Ваклер” 1996 стр.62,65 изд. ”Рефл-бук”1997г. стр.27-51

9) Краус ”З.Фрейд и литература”// ”Вопросы философии ”№2 1995 стр.124

10) Крылов Е ”Механизм сновидений и толкование снов” Москва 1996г.стр.8

11) Лакан Ж.”Работа Фрейда по технике психоанализа” Москва изд.”Гнозис” 1998г.стр.173-190

12) Лейбин В.М ”З.Фрейд и русская мысль” Москва 1994г. изд. ”Республика” стр.7

13) Личко А.”Презумция отсутствия” //”Наука и религия”№10 1989г. стр.36

14) Манн Т. ”Фрейд и будущее”// ”Дружба народов” 1996г. №5 стр.175

15) Мир Е.”Управляемые сны ”1996г. изд. ”Роса роз” стр.12

16) Мисс Хассэ ”Сны и сновидения ”Москва ”вся Москва” Москва ” Патриот” 1992г. стр.6

17) Осухова Н.Г.”Фрейд и психоаналитическая теория”//”Педагогика” 1993г. №2стр.115-120

18) Пивоваров.В.”Сновидения и их толкование”Санкт-Петербург. изд. ”Золотой век”1996г. стр.4-8

19) Розин В. ”Толкование сновидений в теории Фрейда”//”Наука и религия” №11 1989г. стр.40-42

20) Слепчук “Зигмунд Фрейд,исследователь души”//”Эхо планеты” 1998г. №6 стр. 24-25

21) Стенли К.”Тайны сна ” изд. ”Вече “Москва 1997 стр.359

22) Фрейд З. “Психоанализ, религия, культура”. Москва. изд. ”Ренесанс” 1992г.стр.5-8

23) Фрейд З. ”Я и Оно” Москва изд. ”Эксмо-экспресс” 1998г. стр.76-77

24) Фрейд З.”О клиническом психоанализе” Москва изд. ”Медицина”1991г. стр.91-227

25) Фрейд З.”Окультное значение сновидений”//”Наука и религия” №11 1989г. стр.42-44

26) Фрейд З.”Психоаналитические этюды” Минск изд. ”Беларусь” 1991г.стр.5

27) Фрейд З.”Пять лекций о психоанализе Методика и техника психоанализа” Санкт-Петербург изд. ”Алетейя” 1998г. стр.138-145

28) Фрейд З.”Сновидения и телепатия ”//”Наука и религия” №10 1989г. стр.37-41

29) Фрейд З.”Толкование сновидений” Санкт-Петербург изд. ”Алетейя” 1998г.

30) Эбаноидзе ”Писатель и психоанализ”//”Дружба народов” 1996г.№5 стр.182

31) Ярошевский М.Г.”Иcтория от античности до середины 20-го века” Москва изд. ”Академия ”1996г. стр.261-262


[1] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.14.

[2] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.17.

[3] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.17.

[4] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.358

[5] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.37

[6] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.486

[7] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.343

[8] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.358

[9] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.211

[10] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.211

[11] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.323

[12] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.287

[13] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.456

[14] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.388

[15] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.346

[16] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.534

[17] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.406

[18] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.486

[19] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.112

[20] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.113

[21] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.114

[22] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.448

[23] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.211

[24] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.326

[25] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.487

[26] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.496

[27] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.432

[28] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.453

[29] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.289

[30] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.56

[31] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.78

[32] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.146

[33] Фрейд З. "Толкова­ние сновидений" С.П.1998г. стр.534