Реферат: Налоги и налоговая система в современной России
Название: Налоги и налоговая система в современной России Раздел: Рефераты по налогообложению Тип: реферат |
НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится нало- гам. В условиях рыночной экономики любое государство широко ис- пользует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся нало- говая система, являются мощным инструментом управления экономи- кой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интере- сов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий не- зависимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи нало- гов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая прив- лечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно - директивных мето- дов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государ- ство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах нало- говой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удволетворе- ния общественных потребностей. В законе РФ от 27 лекабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соот- ветствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодатель- ными актами". В этом же законе дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате- жей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую сис- тему". Налоговая система включает следующие элементы: субъект налогообложения (плательщик); объект налогобложения прибыль (до- ход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат ос- новой для исчисления налога; ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога; правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. Нало- говая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой фор- мы предприятия. Основными принципами являются: - равнонапряженность налогового изъятия; - однократность налогообложения, недопущение двойного обло- жения; - стабильность, гибкость, простота, доступность, определен- ность; - заблаговременность установления ставок и правил исчисле- ния налога и его уплаты. Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государ- ственного управление России, подчиняется Президенту и Правитель- ству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ являет- ся контроль за соблюдением законодательства о налогах, правиль- ностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в со- ответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. ВИДЫ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ. В РФ впервые все налоги разделены на три группы: федеральные налоги; налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стои- мость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на дохо- ды банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с цен- ными бумагами; таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих налогов зачисляются в федеральный бюджет); отчисления на воспро- изводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурса- ми, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский, крае- вой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); подоходный налог с физических лиц. Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физи- ческих лиц являются регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении республиканского бюджета в составе России и бюджетов других уровней. К федеральным налогам относятся: налоги, служащие источни- ками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на ос- нове соответствующих актов; гербовый сбор; государственная пош- лина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообло- жения, плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России. К налогам республик в составе России, краев, областей и ок- ругов относятся следующие: налог на имущество предприятий. Суммы платежей по этому налогу равными долями зачисляются в республи- канский бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения пла- тельщика; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. К этой группе налогов относятся республиканские платежи за пользование природными ресурсами. Перечисленные налоги устанавливаются законодательными акта- ми РФ и взимаются по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе России или решениями органов государственной власти краев и областей. К местным налогам относятся: - налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по это- му налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (ре- гистрации) объекта налогообложения; - земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле; - регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся пред- принимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации; - налог на строительство объектов производственного назна- чения в курортной зоне; курортный сбор; - сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается местны- ми органами власти и уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответ- ствующий бюджет; - целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, орга- низаций независимо от их организационно-правовых форм на содер- жание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридичес- ких лиц имеют определенные ограничения; - налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и фи- зические лица, но не более 5% от стоимости услуг по рекламе; - налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физи- ческие лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не пре- вышающей 10% суммы сделки; - сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превы- шающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год; - лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде- лиями. Сбор вносят юридические и физические лица; - лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты; - сбор за выдачу ордера на квартиру вносят физические лица при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 минимальной месячной оплаты труда в зависи- мости от общей площади и качества жилья; - сбор за парковку автотранспорта в специальных местах вно- сят юридические и физические лица в размерах, установленных мес- тными органами власти; - сбор за право использования местной символики. Сбор вно- сят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в раз- мере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции; - сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением за- конодательно оформленных операций с ценными бумагами). Сбор вно- сят участники сделки в размере не более 0,1% суммы сделки; - сбор за право проведения кино- и телесъемок. Вносят ком- мерческие кино- и телеорганизации, проводящие съемки с осуществ- лением организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти; - сбор за уборку территории населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, установленном местными властями. К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5% от стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования (1% фонда оплаты труда). Большинство местных налогов устанавливается законодательны- ми актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные став- ки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты. В 1993 году в бюджетную систему РФ поступило налогов и дру- гих обязательных платежей более 38 трлн.руб. Кроме того, от на- логоплательщиков, уплачивающих налоги в иностранной валюте, было полученно 340 млн.дол. США. Среднемесячный темп прироста налого- вых сборов превысил в истекшем году 17%. Основная масса доходов бюджетной системы была получена за счет налога на прибыль (16,8 трлн.руб.) и косвенных налогов (12,1 трлн.руб.), на долю которых суммарно пришлось свыше 75% всех поступлений. Из числа других федеральных налогов устойчивы- ми темпами в прошлом году поступал подоходный налог с физических лиц. Более заметную роль в формировании доходной части бюджета стали играть ресурсные платежи и имущественные налоги. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ. Среди большого ко- личества налогов, предусмотренных законом РФ "Об основах налого- вой системы в Российской Федерации" (федеральные налоги - 15 ви- дов, республиканские - 4 вида, местные налоги - 23 вида), основ- ными являются: налог на прибыль предприятий и организаций; налог на добав- ленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий; налог для образования дорожных фондов, налог для образования пенсион- ного фонда; государственные пошлины; подоходный налог с физичес- ких лиц; налог на имущество физических лиц; регистрационные сбо- ры с физических лиц; плата за землю. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собс- твенности и организационно-правовой формы предприятия, их филиа- лы, а также созданные на территории России предприятия с иност- ранными инвестициями, международные объединения, компании, фир- мы, любые другие организации, образованные в соответствии с за- конодательством иностранных государств и осуществляющие предпри- нимательскую деятельность. Законодательство "О налоге на прибыль предприятий и органи- заций" не распространяется на банки, кредитные учреждения в час- ти доходов от осуществления отдельных банковских операций и сде- лок; предприятия - по доходам страховой деятельности; предприя- тия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полу- ченной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной про- дукции. От других видов деятельности названные предприятия, кро- ме банков, уплачивают налоги согласно данному закону. Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитыва- ются в рубли по курсу Центрального банка России на момент пос- тупления доходов на валютный счет. Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, преус- мотренным законодательством при фактически произведенных затра- тах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предп- риятия на суммы: - направленные на финансирование капитальных вложений про- изводственного и непроизводственного назначения при условии пол- ного использования предприятиями сумм начисленного износа (амор- тизации) на последнюю отчетную дату; - в размере 30% от капитальных вложений на природоохрани- тельные мероприятия; - затрат (по нормативам местных органов власти) на содержа- ние находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных уч- реждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищ- ные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии; - взносов на благотворительные цели, в различные фонды со- циально-культурные и оздоровительные, на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужа- щих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к облагаемой налогом прыбыли. Особые льготы помимо общих установлены для малых предприя- тий, не превышающих 200 человек: - исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направля- ется на строительство, реконструкцию и обновление основных про- изводственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке; - освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохо- зяйственной продукции, производству товаров народного потребле- ния, строительных, ремонтно-строительных и по производству стро- ительных материалов - при условии, если выручка от указанных ви- дов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Важном моментом налогообложения является то, что для аренд- ных предприятий, созданных на основе аренды имущества государст- венных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет. Законом предусмотрены особенности определения прибыли инос- транных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории РФ. Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32% ; биржы и брокерские кон- торы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным опре- делить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от дея- тельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее исходя из нормы рентабельности 25%. Международные договоры об избежании двойного налогообложе- ния и предотворащению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или нескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталов- ложений и обеспечении идентичного налогового режима для юриди- ческих лиц договаривающихся стран. Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают на- логи с других видов доходов и прибыли. Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предпри- ниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории России предприятия с иностранны- ми инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, заготовительные,торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые ор- ганизации в размере 0,03% от оборота. Важное место в налоговой системе предприятий занимают пла- тежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятос- ти населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций, учреждений незави- симо от форм собственности определен в размере 39%, в том числе фонд социального страхования - 5,4%, государственный фонд заня- тости населения - 2%, обязательное медицинское страхование - 3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Активизация перехода к ры- ночным отношениям обусловливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между сто- имостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материа- лов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме то- го, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как раз- ница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг произ- водства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки. Плательщиками налога с оборота являются предприятия и орга- низации независимо от форм собственности и ведомственной принад- лежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы; предп- риятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производствен- ной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные), частные предприятия; различные международные объединения и инос- транные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превыша- ет 500 тыс.руб. Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, но- вая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производствен- но-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг. Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь. Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобож- даемых от налога. Этот перечень является единым на всей террито- рии Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответс- твующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, ре- лигиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость на- учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполня- емые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования. АКЦИЗЫ являются косвенным налогом, включенным в цену това- ра, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновре- менной отмене налога с оборота и налога с продаж. Плательщиками акцизов являются все находящиеся на террито- рии РФ предприятия и организации, включая предприятия с иност- ранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиа- лы, обособленные подразделения, производящие и реализующие выше- названные товары, независимо от форм собственности и ведомствен- ной принадлежности. Объектом налогобложения является оборот (стоимость) подак- цизных товаров собственного производства, реализуемых по отпуск- ным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые авто- мобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изде- лия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акци- за учитывается в базе обложения налогом на добавленную стои- мость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Феде- рации и являются едиными на всей территории России. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИТИЙ. Важное место в налоговой системезанимает налог на имущество предприятий, который в перс- пективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог отно- сится к числу республиканских и краевых налогов РФ. Плательщика- ми этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранны- ми инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской дея- тельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, располо- женных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предпрития, на- ходящееся на его балансе, в стоимостном выражении. Для целей на- логообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищ- но-коммунального и другого городского хозяйства и т.д. При исчислении налога учитываются результаты переоценки ва- лютных средств и основных фондов (средств). Ставки налога на имущество предприятий определяются в зави- симости от видов их деятельности. Однако предельный размер нало- говой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% от налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку нало- га для отдельных предприятий. Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного пла- тежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном по- рядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предп- риятия. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ БАНКОВ. Среди налогов особое место занимает налогообложение, не связанное непосредственно с произ- водственной или предпринимательской деятельностью. К этой кате- гории относятся прежде всего налоги на доходы банков. Согласно действующему законодательству плательщиками этого налога являются: коммерческие банки; кредитные учреждения, имею- щие лицензию на осуществление отдельных банковских операций от Центрального банка России; Банк внешней торговли РФ, Сберега- тельный банк РФ, а также специальные банки, финансирующие от- дельные программы. Плательщиками этого налога являются также банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и фи- лиалы банков-нерезидентов, имеющие лицензию Центрального банка России. Центральный банк РФ и его учреждения не являются плательщи- ками налога по законодательству. Объектами налогообложения являются доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стои- мость. Эти доходы включают: начисленные и полученные проценты по ссудам; полученную плату за кредитные ресурсы; комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям; по гарантийным операциям; за услуги по корреспонденским отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и другим учреждениям; доходы от валютных операций; от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах; платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банков. В налогооблагаемую массу входят также про- центы и комиссионные сборы; востребованные проценты за прошлые годы; плата за услуги, оказанные населению; платежи за инкасса- цию; средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка; денежные средства, материальные и нематериаль- ные активы; товары народного потребления и иное имущество, пере- даваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процен- тов за полученный кредит; прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок; иной хозяй- ственной деятельности, а также взысканные банком пени, штрафы и неустойки. Доходы, полученные банками в иностранной валюте, также вхо- дят в налогооблагаемую массу в пересчете на рубли по курсу Цент- рального банка РФ на день получения дохода. При определении налогооблагаемой массы с учетом перечислен- ных объектов налогообложения эта масса должна быть уменьшена с учетом расходов, определенных действующим законодательством. Отдельные виды доходов банков освобождаются от налогообло- жения или имеют льготы по налогу. Так, например, от налогообло- жения освобождаются проценты по кредитам, предоставленным прави- тельству Российской Федерации, Центральному банку России и Банку внешней торговли России или под их гарантии. Освобождаются от налогообложения проценты и дивиденты, по- лученные по государственным облигациям или иным государственным ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размеще- нию государственных ценных бумаг. Следует обратить внимание, что налоговые льготы при обложе- нии доходов банков в целом не должны уменьшить фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ является одним из основ- ных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся. Существующий порядок налогообложения физических лиц опреде- ляется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц" . Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Рос- сийской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. При налогообложении учитывается совокупный доход, получен- ный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной ва- люте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по офи- циальному курсу. Если физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответству- ющего налога. Законом предусматривается довольно обширный перечень дохо- дов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообло- жению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению ( кроме пособий по временной нетрудоспо- собности ), а также другие виды в денежной и натуральной форме, оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных, благотво- рительных и экономических фондов, зарегистрированных в установ- ленном порядке. Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательст- вом Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полу- ченных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру- да. Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с уче- том различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц. Совокупный доход , полученный физическими лицами в налого- облагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содер- жание детей и иждивенцев в пределах установленного законом раз- мера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста. Важно отметить, что указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждевенец). Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели. Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годо- вого дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой са- мостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следу- ющего за отчетным. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Плательщиками этого на- лога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российс- кой Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения. НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия. Государственная пошлина занимает значительное место среди налоговых изъятий. Ее плательщиками являются юридические и физи- ческие лица, в интересах которых специально уполномоченные орга- ны совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение. Как показывает весь мировой опыт, пока существуют налоги, существует и стремление налогоплательщиков снизить размер упла- чеваемых ими сумм. Конечно, сегодня у налоговой службы еще не хватает возмож- ностей проверить всех налогоплательщиков. Не всегда обеспечива- ется и высокое качество работы налоговых инспекторов, вследствие чего при проверках иногда не удается выявить все нарушения нало- гового законодательства. Но действующее законодательство обязы- вает налогоплательщиков хранить все бухгалтерские и налоговые документы за последние пять лет, не считая текущего года. И уже сегодня имеется немало фактов обнаружения нарушений налогового законодательства, допущенных еще в 1991 году. Есть еще одна сторона этой проблемы. Не всегда налогопла- тельщик сознательно нарушает налоговое законодательство. В ряде случаев это объясняется низкой квалификацией экономических кад- ров предприятий и фирм, недостаточным знанием ими налогового за- конодательства, а также несовершенством отдельных нормативных актов, допускающих двойственное толкование некоторых положений. Поэтому Госналогслужба России постоянно работает над совершенст- вованием налогового законодательства, стремясь сделать его более простым и понятным для налогоплательщика. В этих же целях в прошлом году был принят Указ Президента России о налоговой ам- нистии. Смысл данного Указа заключался в том, чтобы дать нало- гоплательщикам, вольно и невольно нарушившим налоговое законода- тельство, возможность исправить свои ошибки. Большие надежды возлагаются и на организацию совместной ра- боты налоговых органов и органов налоговой полиции по контролю за выполнением обязательств перед бюджетом юридическими и физи- ческими лицами. Это близкие, но вполне самостоятельные органы. Налоговая полиция призвана наряду с решением других задач зани- маться особо крупными, разветвленными связями налогоплательщи- ков, делающих попытки утаивать огромные суммы налогов. Налоговая же служба занимается контролем за своевременностью и полнотой перечисления всех видов налогов в бюджет каждым налогоплательщи- ком, вне зависимости от размеров этих налогов и организацион- но-правовой формы деятельности налогоплательщика. Стратегическая цель налогового законодательства - укрепить централизованные финансы страны и на этой основе придать финан- совой стабилизации необратимый характер. Достижение этой цели обеспечивается двумя напрвлениями дальнейшего развития налоговой системы. Во-первых, путем предоставления дополнительных льгот предп- риятиям и банкам,н апрвленных на стимулирование инвестиций в экономику страны, и через это - на увеличение объемов производс- тва, намечено поднять прибыль и рентабельность и на этой основе пополнить доходы бюджета. Второй путь - финансовая поддержка важнейших отраслей на- родного хозяйства, обеспечение их устойчивой работы в целях раз- вития экономики страны в целом. Дополнительные финансовые средс- тва для этого будут обеспечены за счет перераспределения ресур- сов между отраслями народного хозяйства. |