Реферат: Дизельные энергетические установки
Название: Дизельные энергетические установки Раздел: Рефераты по истории техники Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизельные энергетические установки И.Г. Захаров, доктортехническихнаук, профессор, контр-адмирал; Я.Д. Арефьев, доктортехническихнаук, профессор, контр-адмирал; Н.А. Воронович, кандидаттехническихнаук, капитан 1 ранга; О.Ю. Лейкин, кандидаттехническихнаук, капитан 1 ранга Россияявляетсяпионеромвоснащениибоевыхкораблейфлотадизельнымиэнергетическимиустановками (ДЭУ). Ещев 1908г. входевыполнениясудостроительнойпрограммынаподводнойлодке“Минога”былизамененывзрывопожароопасныебензиновыемоторынадизели. СэтоговремениДЭУзанялигосподствующееположениевподводномсудостроенииитольков 60-егодынасменуимпришлиядерныеэнергетическиеустановки. Перваяпромышленнаямодельдизелямощностьюв 20л.с., работающаянакеросине, быласозданавАугсбурге (Германия) в 1897г. подруководствомееизобретателяР.Дизеля. Вфеврале 1899г. заводЛ. НобелявПетербургеприобреллицензиюнапроизводствоизобретения. Полученныечертежибылиполностьюпереработаны, ив 1899г. выпускаетсяпервыйотечественныйпромышленныйобразецдизелямощностьюв 25л.с., работающийнасыройнефти. Экономичностьдизеляоказаласьрекордной - расходсыройнефтисоставил 221г/л.с.ч. (расходкеросинаупрототипа - 243г/л.с.ч). В 1902г. корганизациидизельногопроизводстваприступилиКоломенскийзавод, построившийв 1904г. первыйодноцилиндровыйчетырехтактныйдизельмощностью 18л.с. Вдальнейшемсовершенствованииивнедрениидизелейнакорабляхисудахвыдающуюсярольсыгралиотечественныеученыеиинженеры. В 1903г. нанефтеналивнойбарже“Вандал”былавпервыевмирепримененадизель-электрическаяэнергетическаяустановкасдизелямизаводаЛ.Нобеля. Успешноразвиваядизельноепроизводствоисовершенствуяконструкциюдвигателя, заводЛ.Нобелявышелнапередовыепозициивмировомдизелестроении. В 1913г. заводначалсоздаватьмощныйпотомувременидвухтактныйдизельподводныхлодоктипа“Барс”. Двухвальнаядизельнаяустановка (2х1320л.с.) обеспечивалаполнуюнадводнуюскоростьв 17уз. Подводныелодкитипа“Барс”втечениедвухдесятилетийявлялисьядромподводныхсилотечественногофлота. Большойвкладвразвитиетеориирабочегопроцессадвигателейвнутреннегосгорания (ДВС) внеслиотечественныеученые. Основыеебылизаложеныещев 1907г. профессоромМосковскоговысшеготехническогоучилищаВ.И.Гриневецким. РазработанныйимметодтепловогорасчетаполучилразвитиевтрудахЕ.К.Мазинга, Н.Г.Брилинга, Н.М.Глаголева, А.С.Орлина, В.А.Ваншейдтаидругихученых. Наличиеэффективнойтеорииспособствовалобыстромутехническомупрогрессувдизелестроении. Врезультатепервоймировойигражданскойвойнотечественноедизелестроениеоказалосьвупадке. Еговозрождениеначалосьвсередине 20-хгодов, причемвтечениебуквальнонесколькихлетбылдостигнуттехническийуровеньдореволюционнойРоссии. Запервыетрипятилеткисудовоедизелестроениеразвивалосьособеннобыстрымитемпами. Ужев 1930г. выпускдизелейпревзошелдореволюционныйв 2раза, ав 1937г. - болеечемв 5раз. ОднимиземкихпотребителейдизелейявляетсяВоенно-МорскойФлот, особенноегоподводныесилы. Ужеперваясоветскаяпрограммавоенногокораблестроенияна 1926-1933гг. предусматривалапостройку 12 дизельныхподводныхлодок. Специальнодлянихв 1926-1927гг. былсозданновыйотечественныйдизельмарки 42Б6 мощностью 1100 л.с., которымибылиоснащеныпервыесоветскиебольшиеПЛтипа“Декабрист”иподводныеминныезаградителитипа“Ленинец”. В 1933г. началосьстроительствосреднихподводныхлодоктипа“Щука”сдизелямимарки 38В8 мощностью 685л.с. Впоследующемегомощностьбылаувеличенадо 800л.с. (дизельмарки 38К8). Вовторойпятилеткепромышленностьосвоилапроизводствоновыхдизелеймощностьюв 2000л.с. марки 1ДдлясреднихПЛтипа“С”. В 1940г. флотначалполучатьотпромышленностидвухвальныекрейсерскиеПЛтипа“К” (XIVсерии) надводнымводоизмещением 1487т. Ихглавнаяэнергетическаяустановкасостоялаиздвухдвухтактныхдизелеймарки 9ДКРагрегатноймощностью 4200л.с. каждый. ЭтидизелиобеспечивалиПЛрекорднуюполнуюнадводнуюскорость 22уз. УжекначалувтороймировойвойныСоветскийСоюзобладалмощнымподводнымфлотом, насчитывающим 161 дизельнуюподводнуюлодкуразличныхтиповиклассов: малых, среднихибольшихторпедныхПЛиподводныхминныхзаградителей. Нанихбылиустановленыдизели, спроектированныеипостроенныенадвухведущихзаводахстраны: Коломенскоми“Русскомдизеле” (бывшемЛ. Нобеля). Некоторыетехническиепоказателилодочныхдизелейпредвоеннойпостройкипредставленывтабл.1. Основнаятенденцияразвитиядизелейэтогопериода - ростмощностей. Двигатели 1Ди 9ДКР, созданныекконцупредвоенногопериода, имеют, хотяиневысокую, ноужефорсировкурабочегопроцессазасчетгазотурбинногонаддува (1Д) ипродувки -наддуваотроторногокомпрессора (9ДКР). Дизель 9ДКР, построенныйв 1937г., помощностинеимеланалоговвмировомдизелестроении. Таблица 1 Техническиепоказателилодочныхдизелейпредвоеннойпостройки
СразупослеВеликойОтечественнойвойныначалисьвосстановлениеиреконструкциядизелестроительныхзаводов. НеобходимобыловкороткиесрокипостроитьнановойтехническойбазеисучетомвоенногоопытазначительноеколичествоновыхПЛназаменуморальноустаревшихисильноизношенныхвходевойны. ПервымпослевоеннымпроектомдлямассовойпостройкисталасредняяПЛпроекта 613 сдвумядвухтактнымидизелямимарки 37Дмощностьюпо 2000л.с. каждый, непосредственноработающиминавинты. Этидизелиимелирежимработыдизеляподводой (РДП). Головнойобразецдизеля 37ДпостроеннаКоломенскомзаводев 1949г., аголовнаяПЛпроекта 613 вступилавстройв 1951г. Ееполнаянадводнаяскоростьсоставляла 18уз., аполнаяподводная - 13уз. В 1953 г. вступилавстройголовнаябольшаяторпеднаяПЛпроекта 611 стремягребнымиваламиидизелямимарки 37Д. Полнаянадводнаяскоростьсоставляла 17уз., аполнаяподводная -15уз. Всегов 50-60-егодыбылопостроено 215ПЛпроекта 613 и 26ПЛпроекта 611 сдизелямимарки 37Д. Впоследующемдизели 37ДприменяютсяинадругихпроектахПЛ (633, 641 и 629). ПозаказуВМФвначале 60-хгодовКоломенскийзаводразработалдвановыхчетырехтактныхдизелядляподводныхлодокмощностьювнадводномположении 2000л.с. - 42Ди 4000 л.с. - 43Д. ЭтидизелиимеютповышенныйгазотурбинныйнаддувиприспособленыдляработыврежимеРДПприпротиводавлениинавыпускедо 5м.вод.ст. Ктомужедизель 43Доснащеноригинальнойсистемойрегулируемогонаддувапутемнепрерывногоиодновременногоизмененияпроточныхчастейкомпрессораигазовойтурбинывзависимостиотчастотывращенияколенчатоговалаивеличиныпротиводавления. НаторпеднойПЛпроекта 877 новогопоколенияснормальнымводоизмещением 2500тпримененаодновальнаяЭУподизель-генераторнойсхемесполнымэлектродвижениемнавсехрежимаххода. Нанейустанавливаютсядвадизель-генераторамаркиЗОДГмощностьюпо 1500кВт, одинглавныйгребнойэлектродвигательмощностью 5500л.с., одинэлектродвигательэкономическогоходамощностью 130л.с. идваэлектродвигателярезервногодвиженияпо 102л.с. побортносрезервнымилиниямивала. Благодарятакойкомбинированнойустановкедостигнутыприемлемаямощностьиполнаяподводнаяскорость. Некоторыетехническиепоказателилодочныхдизелейидизель-генераторовпослевоеннойпостройкипредставленывтабл.2. Устойчиваяиэкономичнаяработадизелейвусловияхзначительногопротиводавленияввыхлопномколлекторе (3-5м.вод.ст.) обеспечиваетсяподдержаниемвысокогодавлениявоздухавресиверах, длячегоудвухтактногодизеля 37Дпримененприводнойроторныйкомпрессор, аучетырехтактныхдвигателей 42Д, 43ДиЗОДГустановленытурбокомпрессорысвысокимКПД. Таблица 2 Техническиепоказателилодочныхдизелейпослевоеннойпостройки
ДизелиКоломенскогозаводаотличаютсяоригинальностьюкомпоновки, высокойфорсировкойрабочегопроцесса, уникальнымисистемамивоздухоснабжения, низкимирасходамитоплива, высокимипоказателяминадежностиипередовымитехнологиямипроизводства. В 1971г. группеспециалистовзаводабылаприсужденаГосударственнаяпремияСССРзасозданиеиорганизациюпроизводствалодочныхдвигателеймарок 42Ди 43Д. Особымнаправлениемвразвитиидизельныхэнергетическихустановокподводныхлодокявляетсяпоискпринципиальноновыхсхемсистемисредств, обеспечивающихихдлительнуюиэффективнуюработувподводномположениинахимическомтопливебездоступаатмосферноговоздуха. ИсследованияпоэтойпроблеменачалисьвСоветскомСоюзеещев 30-егодыипродолжалисьвпослевоенныйпериод. ТеоретическииэкспериментальнобылиисследованыследующиеэнергетическиеустановкиПЛсединымдвигателем (дизелем): установкаРЕДО (авторС.А.Базилевский), вкоторойвзамкнутыйконтурподавалосьнеобходимоеколичествогазообразногокислорода (изцистернызапасажидкогокислорода), аизбыточныйуглекислыйгазудалялсяизконтуравбаллоны; установкаИВР (авторБ.Д.Злотопольский), вкоторойизбыточныйуглекислыйгазудалялсяиззамкнутогоконтураневбаллоны, авспециальнуюабсорбционнуюколонну, гдерастворялсявпрокачиваемойзабортнойводе; установкаЕДВВД (главныйконструкторИ.П.Янкевич), вкоторойизбыточныйуглекислыйгазудалялсяиззамкнутогоконтурачерезотверстиявступицегребноговинтавнасадку, гдеонперемешивалсясзабортнойводойирастворялсявней. Впоследующемэтаустановкабылазначительноусовершенствованапутемотработкипринципиальноновойсистемыудаленияизбыточнойуглекислотыиззамкнутогоконтурасвозвратомостаточногокислородавцикл (авторыЮ.Н.ЧекаловиГ.Х.Баракан). ОднаконаиболееуспешнопродвинулисьНИОКРпозамкнутомуциклусусловнымобозначениемЕДХПИ - единыйдвигательсхимическимпоглотителемизвестковым. Вэтомциклеизрасходованныйнагорениекислородпополняетсяизкислороднойцистерны, аобразовавшаясядвуокисьуглеродапоглощаетсяспециальнымтвердымхимическимвеществом. ПоследлительныхдоводочныхработнаэкспериментальныхподводныхлодкахбыласпроектированаипостроенасериятрехвальныхторпедныхПЛпроекта 615А (более 25 единиц), вошедшихвсоставВМФв 50-егоды. ЭнергетическаяустановкаихсостоялаиздвухбортовыхдизелейМ-50Пмощностью 700 л.с. каждыйиодногосреднегодизеля 32Дмощностью 700л.с. (мощностиуказаныдляусловийработынаискусственнойгазовойсмеси). Среднийдизельсбольшиммоторесурсомявлялсямаршевым, авысокооборотныебортовые - ускорительными. Запасыжидкогокислородасоставляли 8,6т, ахимическогопоглотителя 14,4т. Полнаяподводнаяскоростьприработевсехдизелейсоставляласвыше 15уз., приэтомобеспечиваласьдальностьплаванияв 56миль. В 1954-1955гг. подруководствомглавногоконструктораА.С.КассациерабылвыполнентехническийпроектопытнойПЛ (проект 637) сединымдвигателем (дизелем), работающимпосхемеЕДХПИ, носиспользованиемновоготипаокислителя - надперекисинатрия (продуктБ-2). Расчетыпоказали, чтодальностьплаванияПЛстакойэнергетическойустановкойиполнойподводнойскоростьюпосравнениюсПЛпроекта 615Аувеличиваласьна 30%. ОднакопостройкаопытнойПЛпроекта 637, какидругиенаправленияпосозданиюанаэробныхЭУ, втомчислеипарогазотурбинных, былипрекращенывсвязиссозданиематомныхэнергетическихустановокдляподводныхлодок. ИспользуяположительныйопытприменениядизелейнаторговыхсудахиПЛ“Минога”, в 1910г. вРоссиибылипостроеныпервыевмиредизельныенадводныекорабли - двухвальныеканонерскиелодки“Каре”и“Ардаган”водоизмещением 623тсдвумяреверсивнымидизелямимощностьюпо 500л.с. Полнаяскоростьэтихлодоксоставляла 14уз. В 1911г. этикорабливошливсоставКаспийскойфлотилии. ПослеканонерскихлодокдляАмурскойфлотилиив 1910г. былопостроено 8 речныхмониторовтипа“Шквал”водоизмещением 946тсчетырьмяреверсивнымидизелямипо 250л.с. навал. Проектнаяполнаяскоростьсоставляла 11уз., дальностьплаваниясмаксимальнымзапасомтоплива -3000миль. В 1915г. вступиловстройспасательноесудно-теплоход“Волхов” (болееизвестноеподименем“Коммуна”) водоизмещением 2400т, предназначенноедляподъемазатонувшихподводныхлодок. ОсновнымипоставщикамидизелейдлянадводныхкораблейРоссиивдореволюционныйпериодбылизаводЛ.НобеляиКоломенскийзавод. В 1932г. начатапостройкабазовыхтральщиковтипа“Трал”сдизельнымиглавнымидвигателяминаСевастопольскомзаводе, ав 1934г. кихстроительствубылапривлеченаСевернаясудостроительнаяверфьвг.Ленинграде. Первыетральщикивошливсоставфлотав 1937г. Главнаяэнергетическаяустановкаэтихтральщиковсостоялаиздвухдизелеймарки 42БМРН6 мощностью 1500л.с. каждый, расположенныхвдвухмашинныхотделениях. Принормальномводоизмещении 430ттральщикразвивалполнуюскорость 18уз. Вдовоенноевремябылопостроено 39 такихтральщиков. Дизель 42БМРН6 создавалсянаКоломенскомзаводе. Этобылмодернизированныйвариантлодочногодизеля 42БМ6 (см. табл.1), накоторомпримененгазотурбинныйнаддувпосистемеБюхи. Длядействиявсоставеотечественныхречныхфлотилийвдовоенныйпериодбылпостроенрядречныхмониторовсдизельнымиэнергетическимиустановкамитипов: “Ударный”, “Хасан”, “Железняков”. Мониторытипа“Хасан”имеличетырехвальнуюЭУсдизелямимощностью 900л.с. накаждомвалу. Полнаяскоростьихсоставляла 11,3уз. Этобылисамыемощныеповооружениюотечественныеречныемониторы. БоевыекатерасдизельнымиЭУпоявилисьтольковначале 40-хгодов, когдабылсозданлегкий V-образныйдизельмощностью 1000л.с. счастотойвращения 1700об/минмаркиМ-50. НесколькообразцовдвигателейМ-50 прошлиопытнуюэксплуатациюнакатерахвходеВеликойОтечественнойвойны, однакосерийноепроизводствоихразвернулосьлишьвпослевоенныйпериод. ПослевоенныйпериодхарактеризуетсяпроведениемважныхНИОКРпосозданиюновыхдизелейвысокотехническогоуровнядляприменениявсоставеглавныхэнергетическихустановокнадводныхкораблей. Наибольшиеуспехивэтомделебылидостигнутызаводами“Русскийдизель”и“Звезда”. В 1948г. назаводе“Русскийдизель”началосьсозданиедвухтактногодизеляспротивоположнодвижущимисяпоршнямимарки 47А-16 мощностью 6000л.с. Начинаяс 1961г. дизелиразмерности 23/2х30 началисерийновыпускатьсяподновымиобозначениями“58” (4500л.с.), “61” (6000л.с.) и“68Б” (8000л.с.). Этидизелипосвоимперспективнымконструкторскимрешениямидостигнутымтехническимпараметрамоказалисьнауровнемировыхобразцов. Забольшиезаслугипосозданиюдизелей“61”группеспециалистовзаводаприсужденаГосударственнаяпремияСССР. В 1945г. заводу“Звезда”порученыработыподоводкеиосвоениюпроизводствадизеляМ-50, прерванныевойной. Дизельбылнеобходимдляустановкинабоевыекатеравместоприменявшихсядоэтогобензиновыхдвигателей, имевшихповышеннуювзрывопожароопасность. Ужев 1947г. начатосерийноепроизводствоэтогодизеля, акконцу 1948г. флотубылопоставлено 100 двигателейМ-50. В 1948г. группеспециалистовзаводабылаприсужденаГосударственнаяпремияСССРзакоренноеусовершенствованиедвигателейМ-50 длябоевыхкораблейивнедрениеихвсудостроение. ВдальнейшемдизельтипаМ-50 (12ЧН18/20) получилвесьмаширокоеприменениевомногихобластяхнародногохозяйства (судостроение, тепловозостроение, дизельныеэлектростанцииит.д.). ВнастоящеевремясемействодизелейМ-50 насчитываетболее 120 модификаций. Ужевначале 50-хгодовсоздателиновыхпроектоввоенныхкораблейпоставилипередзаводом“Звезда”новуюзадачу: создатьлегкийдизельагрегатноймощностьюнеменее 4000л.с., длячегов 1953г. былоорганизованоопытноеконструкторскоебюро, главнымконструкторомкоторогоназначилиВ.М.Яковлева. Ужев 1956г. дизельМ-503 мощностью 4000л.с. причастотевращения 2200об/минбылпоставленнамежведомственныеиспытания, ав 1958 г. началсяегосерийныйвыпуск. ПараллельносподготовкойсерийногопроизводствадизелейМ-503 веласьразработкаболеемощногодизеляМ-504 мощностью 5000л.с., серийныйвыпусккоторогоначалсяв 1960г. В 1965г. засозданиеиосвоениесерийногопроизводствадизелейМ-503 иМ-504 группеспециалистовзаводабылаприсужденаЛенинскаяпремия. Бурноеразвитиеотечественногокораблестроенияпотребовалоотдизелестроителейдальнейшегоувеличенияагрегатныхмощностейдизелей. Длярешенияэтойзадачиназаводе“Звезда”велисьинтенсивныеработыпосозданиюагрегатамощностью 10000л.с. В 1967г. такойдизель-редукторныйагрегат (ДРА) маркиМ-507 былвыставленнамежведомственныеиспытания, ав 1968г. началосьегосерийноепроизводство. КнастоящемувремениобщеечисломодификацийдизелейсемействаМ-500 превышает 20. Изтехническихпоказателей, представленныхвтабл. 3, видно, чтопомассогабаритнымпоказателямониисегоднянеимеютконкурентов. Таблица 3 Техническиепоказателидизелейпослевоеннойпостройкидлянадводныхкораблей
Набазеуказанныхвышетиповдизелейвпослевоенныйпериодбылсозданрядоригинальныхпроектовнадводныхкораблейсдизельнойэнергетикой: торпедныхиракетныхкатеров, малыхракетныхкораблей, противолодочныхкораблейитральщиков. Установкадизелейвкачествеглавныхдвигателейнаотносительнокрупныхповодоизмещениюбоевыхкораблях, вчастностинадесантныхкорабляхокеанскойзоны, явилосьновымнаправлениемвотечественномкораблестроении. Примеромтакогокорабляявляетсякорабльпроекта 1171, имеющийполноеводоизмещение 4000т. Энергетическаяустановкаэтогокораблядизельная, двухвальнаясдвумядизелямимарки“58”мощностьюпо 4500л.с. каждый. ДизельныеЭУприменяютсяинасреднихдесантныхкорабляхморскойзоны (проект 188). Значительноеприменениенаходятдизельныеэнергетическиеустановкинакорабляхисудахобеспечения (морскиетанкеры, спасатели, плавучиесуда, сударазмагничиванияидр.). Необходимоотметить, чтовпослевоенныйпериод, всвязиснеобходимостьюзначительногоулучшениятактико-техническиххарактеристиккораблей, требованияккорабельнымдизелямнепрерывноусложнялисьиужесточались. Нарядустребованиямиобщегопорядка, определяющимиосновныехарактеристикидизеляиегоконструкцию, ккорабельнымдизелямдополнительнопредъявляетсярядспециальныхтребований: постойкостипротивударныхсотрясений, воздушныхиподводныхударныхволн; подопустимыммагнитнымивиброакустическимхарактеристикам; поусловиямработыпризначительныхразряженияхнавпускеипротиводавленияхнавыпускеидр. Поэтомусозданиесовременныхкорабельныхдизелейтребуетвыполнениясложныхнаучно-исследовательскихиопытно-конструкторскихработ. ФундаментальныенаучныеисследованиявобластидизелестроениявыполненывЦентральноминститутеавиационногомоторостроения (ЦИАМ), Научно-исследовательскоминститутедизелестроения (НИИД), Центральномнаучно-исследовательскомдизельноминституте (ЦНИДИ), Московскомвысшемтехническомучилище (МВТУ) им. Н.Э.Баумана, Ленинградскомполитехническоминституте (ЛПИ), Ленинградскомкораблестроительноминституте (ЛКИ) идругихнаучно-исследовательскихиучебныхзаведениях. Вчастности, многолетниеисследованияпоотработкерабочегопроцесса, проводившиесявЦИАМиНИИД, способствовалисущественномуускорениюсозданиялегкихбыстроходныхдизелейтиповМ-50, М-503 иМ-504 (завод“Звезда”), атакжелодочныхдизелей 42Ди 43Д (Коломенскийзавод). Большоетворческоеучастиевсозданиидизелейтипа“58”, “61”и“68” (завод“Русскийдизель”) принималисотрудникиЦНИДИ. Однакоосновная, определяющаярольвпроектировании, постройкеопытныхобразцов, ихконструктивнойитеплотехническойдоводке, организациисерийногопроизводствановыхдизелейпринадлежитавторампроектов—дизелестроительнымзаводам. Им, присодействиинаучныхорганизаций, приходитсярешатьсложныенаучно-техническиепроблемы, главнымиизкоторыхявляются: повышениемощностиводномагрегате; снижениеудельныхрасходовтопливаимасла; повышениепоказателейнадежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодностиисохраняемости); снижениемассогабаритныхпоказателей; автоматизацияидистанционноеуправлениедизелямиидр. Отечественнымизаводамиспроектированыипостроеныкорабельныедизелисоследующимитехническимипоказателями: - двухтактныйдизельспрямоточно-клапаннойпродувкой (37Д) идвухтактныйдизельспротивоположнодвижущимисяпоршнями (“58”, “61”и“68”); - сряднойкомпоновкой (37L и 42L), сдвухряднойкомпоновкой (“58”, “61”, “68”и 43Д), V-образнойкомпоновкой (М-50), созвездообразнойкомпоновкой (М-503, М-504); - счисломцилиндроввагрегатеот 6 до 56; - счастотойвращенияколенчатоговалаот 500 до 2200об/мин; - ссистемамивоздухоснабжения: приводнойцентробежныйкомпрессор, приводнойроторныйкомпрессор, свободныйтурбокомпрессор, двухступенчатыйсвободныйтурбонаддувидр. Изприведенноговышеперечнявидно, чтоотечественнымизаводамивзначительнойстепениосвоенывсесовременныетехническиерешениявобластидизелестроения. Современныйкорабельныйдизельпредставляетсобойсложныйкомплексмеханизмовиагрегатов. Вегоконструкции, состоящейизболее 4000деталей, находятсяразвитыесистемывоздухоснабжения, газовыпускные, охлаждения, рабочиеиприводныемеханизмы, вспомогательноенавешенноеиустановочноеоборудование. Всозданиидизелейпринимаетучастиеогромноеколичествоспециалистовразличногопрофиля, новедущаярольпринадлежитколлективамконструкторовдизельныхзаводовпосозданиюдизелейвысокоготехническогоуровнядляэнергетическихустановоккораблейВМФ. Центральнымифигурамиэтихколлективоввпослевоенныйпериодявлялисьглавныеконструкторы: С.А.Абрамов, П.М.МерлисиЕ.А.Никитин (Коломенскийзавод); В.А.КонстантиновиА.А.Хромцов (завод“Русскийдизель”); В.М.Яковлев, Н.П.ПетровиВ.П.Байков (завод“Звезда”). ЗавыдающиесяуспехивсозданииновыхкорабельныхдизелейглавнымконструкторамВ.М.ЯковлевуиП.М.МерлисубылоприсвоенозваниеГерояСоциалистическогоТруда. Особымподтверждениемкрупныхнаучно-техническихипроизводственныхдостиженийвобластидизелестроенияявляетсяприсуждениеГосударственныхпремийнаиболееотличившимсяконструкторамипроизводственникамдизелестроительныхзаводов: наКоломенскомзаводе - трижды (1946, 1971 и 1989гг.); назаводе“Звезда” - дважды (1948 и 1965гг.); назаводе“Русскийдизель” - в 1968г. Впроцессепроектирования, доводкиииспытанийкорабельныхдизелейактивноеучастиепринималисотрудники 1-гоЦНИИМО, военныеморяки. ИхтворческийтрудотмечентакжеприсуждениемГосударственнойпремииСССР. ВразныегодылауреатамисталиА.Е.Кузаев, А.Ф.Махарадзе, Г.И.Аграчев, Ю.Я.Яковлев, А.А.Рихтер. В 1965г. М.П.ЗахаровичудостоензваниялауреатаЛенинскойпремиизаучастиевсозданиидвигателейМ-503 иМ-504. |