Реферат: Троице-Сергиева Лавра
Название: Троице-Сергиева Лавра Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: реферат |
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЛСТЬ «Социально-культурный сервис и туризм» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Археологические памятники России. На тему: Троице-Сергиева Лавра. ВЫПОЛНИЛА: Студентка Чубаева Ольга Александровна Группа: С2-21 Курс:6-ой № зачётной книжки: 01-19 Кон. Телефон: 279734 ПРОВЕРИЛ: Тропникова Надежда Лазаревна Краткая рецензия _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мурманск, 2004 Содержание стр. Введение.…………………………………………………………………………... 1. Троице-Сергиева лавра, как объект архитектуры и религии ……………… 2. Троице-Сергиева лавра, как туристский объект, предлагаемые экскурсии… Заключение………………………………………………………………………... Список использованной литературы…………………………………………….
Введение.
Тема контрольной работы по дисциплине «Археологические памятники России» звучит как - Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – г. Загорск) – районный центр Московской области, расположенный в 70 км к северо-востоку от столицы. Он сложился вокруг Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной истории Русского государства. Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в 1345г. В XV-XVI вв. монастыри разрастается. В начале XVII в. Он сыграл важную роль в борьбе с польской интервенцией, выдержав 16-месячную осаду отряда Сапеги и Лисовского. В 1744 г. Монастырю было присвоено почетное наименование лавры. Уже в советское время, в 1920 г., Троице-Сергиева лавра была превращении в историко-художественный музей, а в 1940 г. Объявлена музеем заповедником. Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422 г. Над гробом Сергея Радонежского на месте прежней деревянной церкви. В XVI в. Ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Как исторический памятник лавра интересна тем, что в 1606 г. Здесь в специальном помещении были погребены Борис Годунов, его жена, сын и дочь. С учетом огромной художественной ценности Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад был объявлен туристским центром и включен в число городов, составляющих так называемое «Золотое кольцо России». В введение данной контрольной работы необходимо выделить ее цель. Целью данной контрольной работы является изучение Троице-Сергиевой Лавры как архитектурного ансамбля, представить её как религиозный и туристский центр. 1. Троице-Сергиева лавра, как объект архитектуры и религии. Троице-Сергиеву монастырю самой судьбой было предначертано стать собирателем и хранителем национального достояния – эталонных памятников художественной культуры разных периодов и эпох. В монастырской ризнице хранились вклады и пожалования великих и удельных князей, русских царей и императоров, представителей знатных родов и членов их семей. Многие произведения, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры, создавались непосредственно в Троицком монастыре, в его художественных мастерских, выполнялись по заказам известнейших людей своего времени. Их своеобразие и уникальность невозможно осознать, не представляя хотя бы в общих чертах исторической роли Троице-Сергиева монастыря, который был основан около 1342 года на северо-восточной окраине Радонежского удела Московского княжества, в глухом лесном «медвежьем углу». «Что бы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя», - писал священник Павел Флоренский. Он называл Сергея Радонежского (1314 или 1322-1392) «духовным родоначальником Московской Руси». Имя преподобного Сергия относиться к числу тех немногих в русской истории имен, которые переросли хронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода знаком, символом. На протяжении многих столетий великие и удельные князья, русские цари способствовали укреплению духовного авторитета и материального благополучия Троице-Сергиева монастыря. С 30-х годов XV века началось постепенное превращение монастыря в «государево богомолье». Русские государи приежали помолиться «у гроба преподобного Сергия», осуществляя при этом в монастыре богатые клады и пожертвования. Устанавливается традиция важные государственные или семейные дела совершать после посещения «Святой Троицы». Становиться обычаем в Троице-Сергиевым монастыре крестить наследников великокняжеского престола. В монастыре приняли крещение Иван III, Василий III, а 4 сентября 1530 года был торжественно крещен будущий Иван IV Грозный. Все более регулярными становятся поездки (а иногда и пешие походы) в Троице-Сергиев монастырь на богомолье членов великокняжеской семьи. Как правило, такие поездки совершались на престольный праздник – Троицын день, на 5 (18 по новому стилю) июля – день обретения мощей преподобного Сергия, на 25 сентября (8 октября) – день памяти Сергия. Во времена Ивана Грозного такие посещения стали особенно частыми, а при Романовых превратились в своего рода ритуал. С возвышением Троице-Сергиева монастыря связанно и другое знаменательное явление: превращение местной иконы «Троица» письма Андрея Рублева в официальный палладиум царской династии. По свидетельству источников XVII-XVIII веков, «Троица» была написана Андреем Рублевым «в похвалу Сергию» при его ученике игумене Никоне, то есть в первой четверти XV века. Она находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора, построенного в 1422-1423 годах. Около 1547 года в одно из посещений монастыря Иван Грозный привозит на икону драгоценный оклад, украшенный золотыми дробницами с изображениями святых (оклад сохранился не полностью, находиться в Сергиево-Посадском музее). Как показал Б.А.Клосс, в системе дробниц Грозненского оклада «Троицы» «отражены государственный пантеон святых и идеология божественного покровительства царской власти, а кроме того – включены изображения святых покровителей членов царской семьи». Это дало основания исследователю назвать икону «своего рода палладиумом царской династии». Не случайно в 1552 году, перед Казанским походом, Иван Грозный приезжал молиться в Троице-Сергиев монастырь и «к образу святому Живоначалной Троицы, яже сам он благочестивый царь украсил златом и бисером и камением многоценным, припадает и слезы много изливая». Итак, Троицкий монастырь выполнял роль не просто сокровищницы, а сокровищницы особой, сакральной. Здесь, «у Троицы» (так часто называли Троицкую обитель), царские моления проходили не в обычном храме или монастыре, они совершались у гроба преподобного Сергия – покровителя царской семьи, перед иконой «Троица». Поэтому сам монастырь со временем стал хранилищем не только редких или уникальных исторических памятников, но и образцов святости, предметов священных. Складывание исторического и художественного собрания Троице-Сергиева монастыря, формирование древнего хранилища сокровищ – монастырской ризницы – по праву можно считать одной из страниц предыстории музейного дела в России. В XVIII веке происходит становление определенной системы учета и хранения монастырского имущества, в том числе ризничной и казенной утвари. Причем не только сам монастырь, но и государственная власть принимала деятельное участие в упорядочении и систематизации денежных, имущественных и исторических ценностей Троицкой обители. Государство также заботилось о пополнении монастырской сокровищницы драгоценными раритетами, сакральными предметами и значительными духовными памятниками (мощами святых и другими реликвиями). Оно брало на себя попечение о защите памятников в периоды смут и тяжелых испытаний. Характерный пример – спасение ценностей монастырской ризницы во время войны с наполеоном. 20 августа 1812 года, накануне Бородинского сражения, генерал-губернатор Москвы граф Ф.В.Ростопчин приказал убрать в ящики патриаршую ризницу, ризницы кремлевских соборов и монастырей Москвы, в том числе Троице-Сергиева монастыря, и отправить в Вологду. Можно сказать, что уже на протяжении XVIII-XIX веков к монастырскому собранию сложилось отношение как к своего рода государственному хранилищу, особо ценному объекту государственного значения. Это отношение сохранялось вплоть до 1917 года. Организации Сергиево-Посадского музея в 1920 году предшествовала большая подготовительная работа. В 1918 году была создана специальная Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. В состав комиссии вошли видные деятели церкви и культуры: священник Павел Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, М.В. Боскин, П.А. Каптерев, Т.Н. Александрова-Дольник, позже – В.Д. Дервиз, А.Н. Свирин, Вл. И. Соколов. О том, как создавался музей в Сергиевом Посаде и с какими трудностями столкнулись его организаторы, сохранились яркие воспоминания учетного секретаря Комиссии, вступили как в темный лес, ибо она была не только не изучена, но даже и не расставлена удобообозримо; мы хорошо помним, как приходилось лазить по приставным лестницам, что бы рассмотреть ту или иную икону, рыться в тряпье, чтобы извлечь иногда первоклассное шитье, отыскивать в старом доме любопытные памятники, из пыльных чердаков, заплесневелых чуланов и темных закоулков лавры вытаскивать портреты, иконы, шитье, посуду и т.п. Вещи первоклассные, делающие честь любому музею, были перемешаны с второстепенными или даже вещами, стоящими ниже критики, а тем самым заинтересовались среди них. Отыскание некоторых вещей, приблизительно доступных теперь обозрению, напоминало извлечение предметов из земли при раскопках, но вместе с тем доставляло и соответствующие радости нового открытия. Мы имели дело с некоторым неопределенным кругом музейных объектов невыясненного состава, неизвестных дат, вообще неизвестных, и если бы тогда потребовался вопрос на ответ о числе и виде нужных для музея комнат, то мы вынуждены были бы ограничиться неопределенным указанием, что комнат нужно много, но, сколько именно – неизвестно. В самом деле, мы решили теперь лучшие расчищенные иконы выделить в особую залу и состав их приблизительно, только приблизительно, определился; но как же можно было заранее говорить, сколько нужно места для лучших икон, когда до расчистки оставались под вопросом и степень их сохранности, и качество письма… Теперь же подготовительные работы почти завершены…». Деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры завершила предысторию Сергиево-Посадского музея и открыла первую страницу его истории. В 20-е годы собрании пополнилось иконами и другими богослужебными и светскими предметами из закрывавшихся церквей города и уезда (района), Спасо-Вифанского монастыря и Гефсиманского скита, из других музеев и частных собраний. В то же время конец 20-х-30-е годы по праву можно назвать «черным периодом» в истории Сергиево-Посадского музея (впрочем, как и всего музейного дела в стране). В это время музей лишился редких памятников. Ёще со времени деятельности Комиссии по охране Лавры в 1918-1925 годах несколько раз проводилось выделение ценностей, «не имевших историко-художественного значения», в Государственное хранилище (Гохран). Общее количество золота и серебра, которое было в Лавре, в тот период оценивалось «в несколько сот пудов». В это число входил и золотой, со множеством драгоценных камней, оклад XVI-XVIII веков на икону «Троица» Андрея Рублева. Все эти «несколько сот пудов» предлагалось без предварительного отбора передать в Гохран. И только благодаря деятельности ученных и специалистов количество переданных в Гохран предметов удалось свести до минимума. Самым разрушительным образом на музейных коллекциях сказалось преобразование в 1929 году Сергиево-Посадского музея в «Государственный антирелигиозный историко-художественный и бытовой». Во время реорганизации часть предметов была признана «подлежащей ликвидации» как «вещи не музейного характера» и передана в главную контору АО «Госторг РСФСР» («Антиквариат») для «реализации». Тогда же многие значительные произведения были изъяты из музейного собрания и переданы в другие хранилища. Несколько наиболее ценных икон XIV и XV веков из основного собрания Троице-Сергиева монастыря поступили в Государственную Третьяковскую галерею, церковные предметы из золота и серебра – в Оружейную палату, западноевропейские ткани – в Эрмитаж, а огромное собрание рукописей, в том числе в драгоценных окладах, - в Государственную библиотеку им В.И.Ленина (теперь РГБ). Позже, в 1946-1948 годах, около 4 тысяч предметов было предано в Московскую Патриархию. В конце 1950-х годов, в период послаблений знаменитой «оттепели», музей начинает активную работу по комплектованию уже сложившихся коллекций и формированию новых. В результате государственных закупок, отдельных поступлений и экспедиционных привозов 1960-1990-х годов музейное собрание пополнилось редкими и значительными памятниками XV-XX веков, включая древние рукописи и старопечатные книги, иконы и шитье, предметы церковного и светского серебра, произведения изобразительного и прикладного искусства. Новые поступления в музей явились логическим дополнением древнего монастырского комплекса. Сегодня фонды музея включают около 130 тысяч экспонатов: иконы, рукописные и старопечатные книги, памятники лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра, произведения живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства, предметы истории и археологии. Особое место и ранее в монастырской ризнице, и ныне в собрании музея занимали и занимают подлинные реликвии, связанные с именем Сергея Радонежского. До недавнего времени в музее хранились священнические облачения Троицкого игумена – фелони из коричнево холста и золотой крест-мощевик, по преданию, присланный Радонежскому подвижнику константинопольским патриархом Филофеем. В 1992 году священнические облачения и филофевский крест а также две «келейные» иконы Сергея Радонежского были переданы в Троице-Сергиеву Лавру. В музее остался крест, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, гравированными изображениями Троицы, Распятия, Богоматери, Иоанна Богослова «да чудотворца Сергия». Этот великолепный драгоценный крест с подписью «а делал Андрейко Петров сын Малово» в XVII веке был выполнен в качестве ковчега для хранения филофеевского креста-мощевика. Ученику и приемнику Сергия, преподобному игумену Никону Радонежскому, принадлежала фелонь из белой шелковой итальянской ткани (один из ранних образцов итальянской камки XV века в наших музейных собраниях) и литая серебренная панагия с изображением «Вознесения». По заказу игумена Никона было выполнено серебряное золоченое кадило в форме одноглавого храма. На нем надпись: «6913 (1405 год. – Л.В.) сие кадило создано быть святей троицы замышлениемъ игуменомъ Никономъ, при благоверномъ князи великомъ Висили Дмитриевиче». Надписи на предметах – бесспорно, самые точные свидетельства времени и места изготовления произведения, имени его создателя, заказчика, владельца или вкладчика. На средневековых предметах надписи такого рода являются чрезвычайно редкими. Чаще всего какие-либо сведения об истории создания памятника и его дальнейшей судьбе мы узнаем из письменных источников. Многие музейные экспонаты овеяны преданиями и легендами, они полны загадок и неразгаданных тайн истории и культуры. Документальные источники раскрывают некоторые подробности создания и бытования этих вещей, помогают связать отдельные произведения с историческими именами, обозначают историко-культурный контекст. Документальны фонд музейного собрания насчитывает около 300 единиц хранения. Он включает главным образом рукописи древнего монастырского архива: синодики, кормовые книги, акты, грамоты, описи, вкладные, староприбыльные и новоприбыльные книги. Эти источники – свидетели политической, религиозной, культурной и экономической жизни как самого монастыря, так и России в целом. В музее храниться «Опись монастырского имущества 1641 года» - единственная сохранившееся из общего числа составленных в монастыре до XVIII века (архив Троице-Сергиева монастыря сгорел во время пожара в 1746 году, поэтому от средневекового периода дошли до настоящего времени лишь единицы документов). В музее находятся вкладные книги Троице-Сергиева монастыря 1639-1673 годов – ценнейшие источники по истории складывания монастырских коллекций. Здесь хранятся многочисленные и подробные описи монастырской казны XVIII-XIX веков, а также последняя многотомная «Опись 1908 года», зафиксировавшая состояние монастырского имущества накануне революционных потрясений. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике храниться одна из лучших в России коллекций икон. В 1920 году собрание насчитывало около 400 икон, в настоящее время – более 1200 произведений XIV – начала XX века, представляющих различные периоды русской иконописи. Коллекция включает произведения различных художественных центров – Москвы, Твери, Новгорода, Ростова Великого, а также иконы Византии и Балкан. Ядро собрания составляют памятники, связанные с художественной культурой Москвы. При этом собрание икон Сергиево-Посадского музея богато и разнообразно по составу, иконографии, художественным качествам и стилистической направленности. По функциональному назначению можно выделить несколько групп. Первая из них сопровождала русских царей и полководцев во время военных походов. Монастырские власти этой чудотворной иконой благословляли русское войско на битвы. Икона с изображение преподобного Сергия Радонежского создавалась по приказу создавались по приказу царя Федора Иоанновича и царицы Ирины. Вторая группа памятников включает храмовые иконы – иконостасные, принастенные, настольные, прецессионные, аналойные. Здесь, поимо традиционного канонического набора иконных изображений, значительное место занимают иконы с изображением Троицы, преподобного Сергея Радонежского, его учеников и сподвижников и разных иконографических вариантов. Третью, довольно многочисленную группу составляют иконы «подносные» и «раздаточные». Первые из них дарили («подносили») высокопоставленным гостям монастыря – государям и членам их семей, патриархам и высшим церковным иерархам, иностранным послам. Чаще всего это были богородичные образы или иконы с изображением Спаса, иногда – «Сергиева видения» («Явление Богоматери преподобному Сергею Радонежскому»). «Раздаточные иконы раздавали (или продавали) приходящим в монастырь паломникам. Большое место в собрании икон Сергиево- Посадского музея составляют памятники XVIII-XIX столетий. Этот пласт русской художественной культуры, до недавнего времени невостребованный и недооцененный, в последние годы начинает активно изучаться. Памятники синодального периода в собрании музея представляют богатое многообразие стилистических и художественных поисков на протяжении XVIII- начала XX века. Среди произведений этого времени много так называемых окладных икон, драгоценные уборы которых – из золота, серебра, жемчуга, драгоценных камней – создавались одновременно с живописью. Традиция драгоценного украшения икон, богословски и художественно разработанная, восходит к древним памятникам Византии и средневековой Руси. Золотой фонд музея и в прямом, и в переносном смысле – собрание русского прикладного искусства XIV-начала XX века. Самая древняя часть этого собрания хранится и экспонируется на своем историческом месте - в здании монастырской ризницы конца XVIII века. Подлинность места, которое само по себе является музейным экспонатом, немало способствует тому, что представленные в этом пространстве произведения воспринимаются как нечто существующее. Именно здесь предметы сохраняют свою мистическую связь с тем, ради чего они создавались, богослужебным действом. В 1499году «молился Троице Живоначальные и Сергею Чудотворцу и приложила сию пелену», по свидетельству донаторской надписи, вторая жена великого князя Ивана III Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора. Пелена была выполнена «замышлением и повелением царевны царь городской великой княгиней московской Софьей» после того, как ее сын Василий был провозглашен законным наследником на русский престол. Провозглашение на царский трон состоялось после долгой и драматической борьбы за престол с наследниками Ивана III от первого брака, а пелена являлась знаком торжества и победы великой княгини Софьи и одновременно данью благодарности Божественному Провидению. Целый комплекс прекрасных художественных памятников в разные годы был пожалован в Троицкую обитель Иваном Грозным . У царя были на то свои причины. Остаются лишь добавить, что все грозненские вклады, будь то произведения шитья, золотого и серебряного дела, мелкой пластики или ювелирного искусства, отличаются высоким артистизмом и великолепным качеством исполнения. Многие из них являются первоклассными памятниками своей эпохи, они и до настоящего времени смотрятся удивительно неожиданно, смело и современно. К числу выдающихся работ царских чеканщиков второй половины XVI столетия принадлежит золотой оклад на надгробную икону с изображением преподобного Сергея Радонежского, изготовленный по заказу царя Федора Иоанновича. Икона служила крышкой раки Сергия в Троицком соборе монастыря. Исключительное место в музейном собрании занимают памятники годуновского времени. В летописи царствования Бориса Годунова неоднократно упоминаются особенные случаи посещения Троицкой обители русским царем. Он преподносил монастырю богатые вклады еще до своего воцарения, будучи боярином и конюшим при царе Федоре Иоанновиче. В том же 1598 году царь Борис Федорович «приложил к чудотворному местному образу живоначальные Троицы пелену большую, а на ней крест с дробницы, дробницы золота, на них святые знаменны резью и наведены чернью, около дробниц жемчугом сажено, около пелены травы жемчугом сажены, промеж жемчугу дробницы золота и камение многоценное». На протяжении всего XVII столетия монастырские храмы и сокровищница продолжали пополняться царскими вкладами. Как правило, это были лучшие произведения мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Работы столичных мастеров, выполненные по заказам представителей известнейших княжеских и боярских родов (Трубецких, Мстиславских, Репниных, Строгановых, Хитрово и других), являются яркой и запоминающейся частью музейного собрания. Музей свято следует завету «не отдавать и не продавать» эти ценнейшие памятники, о чем предупреждает надпись на водосвятной серебряной чаше келаря Александра Булатникова: «А кто сию чашу из дому живоначальной Троицы возыметь или власти продадут или кому отдадут судим будет со мною на втором Христове пришествии». В синодальный период(1721-1918 годы) соборы, ризница, заново строившиеся дворцы и покои монастыря обогащаются памятниками, созданными в соответствии с вкусами и модой нового времени. Преобладающими среди них остаются произведения иконописи, лицевого и орнаментального шитья, книги, церковные предметы из драгоценных металлов. Вместе с тем в музее хранятся значительные памятники живописи, графики, стекла, фарфора и фаянса, мебели и предметов интерьера. Эти коллекции невелики по объему, но они включают в себя интереснейшие образцы, которые не встретишь в крупных музеях. При этом следует отметить, что именно эта часть музейного собрания наиболее пострадала в 1920-1930-е годы: вещи изымались из музея как «не имеющие художественного значения». В 1922году вышло постановление ВЦИК о ликвидации церковного имущества, в соответствии с которым все изделия из драгоценных металлов послепетровской эпохи подвергались своеобразной художественной переоценке. Из произведений XVIII века в музее рекомендовалось оставить лишь «самое значительное», а из памятников XIX века практически все предлагалось к изъятию. В результате большое и полное собрание прикладного искусства Сергиево- Посадского музея лишилось целого ряда памятников позднего периода. Лишь в последние десятилетия эта часть музейных коллекций начала активно пополняться. В настоящее время экспозиция, знакомящая с различными произведениями русского искусства XVIII-XIX веков, размещается в помещении Наместничьих покоев середины XVIII века. Среди коллекций прикладного искусства XVIII века своей уникальностью выделяется комплекс жемчужного шитья. Еще в конце XVIII века своей уникальностью выделяется комплекс жемчужного шитья. Еще в конце XVII столетия из монастырских драгоценностей были созданы роскошные оплечья фелоней и стихаря, станы которых в 1730-ч годах из коронационных уборов императрицы Анны Иоанновны и ее сестер. Эти парчовые уборы были пожалованы в Сергиеву обитель после торжественного восшествия императрицы на российский престол. В музее хранится саккос из пунцового бархата, вышитый придворной золотошвеей Дарьей Лихновской в 1771-1772годах, который входил в число одеяний так называемой жемчужной ризницы (в настоящее время часть шитых жемчугом одеяний этой ризницы хранится в Государственной Оружейной палате). «Жемчужная ризница» была выполнена из старого монастырского жемчуга, украшавшего более ранние пелены, по приказу Екатерины II и по заказу Троицкого архимандрита Платона Левшина. К середине XVIII столетия в Троице- Сергиевой Лавре сформировались две небольшие портретные галереи в Царских чертогах и Архимандричьем доме. К произведениям петровского времени относится портрет царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, жены царя Иона Алексеевича, приписываемый кисти известного художника Ивана Никитича Никитина Многие десятилетия своей творческой жизни с Троицкой обителью и ее деятелями был связан крупнейший русский художник XVIII столетия Алексей Петрович Антропов (1716-1795). В музее представлен целый ряд его работ: парадный портрет Елизаветы Петровны, написанный для Царских чертогов по заказу Синода (1744-1751 годы), коронационные портреты Петра III и Екатерины II (1762год.), а также написанный в 1770-1780-е годы портрет митрополита Платона Левшина. В музейном собрании нашли свое место и те новые виды художественного производства, которые появились в России в XVIII и XIX веках. Изделия из стекла и хрусталя производства заводов Немчиновых, Бахметева, Орловых, Мальцова, Императорского стекольного завода в Петербурге широко использовались не только в повседневном обиходе (они находились, в Наместничьих покоях, Царских чертогах, монашеских кельях), но и употреблялись в богослужебной практике монастыря - это литургические сосуды, лампады, подсвечники. С начала XVIII века, когда в России начался процесс освоения и производства новых видов керамики, некоторые предметы богослужебной утвари стали изготовлять из фарфора, фаянса, майолики – потиры, тарели, лжицы для причастия, водосвятные чаши, кацеи, подсвечники. За годы существования музея старые монастырские коллекции были дополнены изделиями предприятий Попова, Сафронова, Корнилова, Кузнецовых, Федяшина, Гарднера, Императорского фарфорового завода. Среди разнообразной продукции еще одного нового для России вида производства – ткацкого – в собрании музея следует выделить немногочисленные сохранившиеся изделия предметов частных нижегородских фабрик Мерлиной и Колокольцева – шали, палантины, шарфы. Примечательно, что такого рода изделия использовались, среди прочего, и для создания предметов церковного обихода – пелен, покровцов, одеяний священнослужителей. Исторически сложившийся в монастыре комплекс художественных памятников получил логическое развитие и дополнение в новых коллекциях музея, которые формировались на протяжении XX столетия. В 1941 году в Сергиево – Посадский музей поступили коллекции Музея народных художественных ремесел ( организован в 1939 году на базе материалов выставки народного искусства в Государственной Третьяковской галерее), а еще раньше – Музея местного края (существовал с 1926 года). Эти коллекции послужили основной для систематического и целенаправленного комплектования собрания народного и современного дела во время экспедиций, которые осуществлялись сотрудниками музея, в различные регионы России на протяжении последних десятилетий. В старом собрании Троице-Сергиева монастыря имелось небольшое число предметов быта – деревянные резные и расписные ковши, братины, ложки, гончарные изделия, токарные игрушки, вышитые полотенца, набивные ткани. В настоящее время собрание произведений народного искусства включает домовую резьбу и деревянную скульптуру северорусских районов и Среднего Поволжья, обширный комплекс предметов крестьянского труда и быта, украшенных резьбой и рукописью, - прялки, донца, трепала для льна, рубеля, изделия из глины и др. В музее собрана и систематизирована уникальная коллекция разных типов и вариантов прялок XVII-XX веков из разных регионов России. Художественная обработка металла представлена коваными и литыми изделиями, украшенными просечными и заштампованными узорами, - это светцы, сундуки, оправы зеркал, дверные замки и жуковины, самые разные образцы датируются XVII столетием. С искусством ткачества и вышивки модно познакомится на примере великолепного хоровода праздничных и свадебных нарядов. Представление о русском национальном костюме дополняет коллекция женских головных уборов – кокошники, повойники, сороки, платки и шали, украшенные золотыми и серебряными нитями, речным жемчугом, перламутром, раковинами, бисером, блестками. Собрание современного декоративно-прикладного искусства представлено произведениями народных художественных промыслов и художественной промышленности, а также работами ведущих художников-прикладников. Особый интерес вызывают коллекции, которые позволяют проследить историю промысла на всех этапах его существования, от истоков до современного состояния. Наибольшей полнотой в музее отличается собрание ведущих центров игрушечного промысла: здесь представлена деревянная резная, расписная и токарная игрушка Сергиева Посада и села Богородское Московской области, города Горца и села Полховский Майдан Нижегородской области, глиняная игрушка каргопольская (Архангельская область), дымковская (Кировская область). Интересна и своеобразна коллекция лаковой миниатюры, которая включает произведения известных центров, в том числе самого старого, возникшего на рубеже XVIII и XIX веков, - села Федоскино Московской губернии. По сути дела, эти и другие коллекции современного искусства, в том числе изобразительного, по своему составу и истокам восходят к старому лаврскому собранию, бережно сохраненному и приумноженному как за столетия монастыря, так и за десятилетия существования музея. 2. Троице-Сергиева лавра, как туристский объект, предлагаемые экскурсии. Большое золотое кольцо России. Даты:
Маршрут: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Толга, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир, Боголюбово, Гусь-Хрустальный, Москва Программа тура: 1 день: Встреча вечером на Московском вокзале у памятника Петру I.(время уточнить). 2 день: Прибытие в Москву на Ленинградский вокзал. Обзорная экскурсия по Москве. Переезд в Сергиев Посад (70 км). Завтрак. Обзорная экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре, включая посещение храмов. Переезд в Переславль-Залесский (70 км). Обзорная экскурсия по городу: Красная площадь, Посещение Никольского монастыря. Переезд во Владимир. Размещение в гостинице (2-3-х местные номера). Ужин в кафе гостиницы. 3 день: Завтрак. Переезд в Гусь-Хрустальный. (70км) Посещение рынка хрусталя, музей хрусталя. Переезд во Владимир. Экскурсия по древним памятникам архитектуры города. Ужин в кафе города. 4 день: Завтрак. Сдача номеров. Переезд в Боголюбово (Церковь Покрова на Нерли). Переезд в Суздаль (40 км). Обзорная экскурсия по городу с посещением Кремля, Крестовой палаты, Спасо-Ефимиевского монастыря. Переезд в Плес (70км "русская Швейцария") Обзорная экскурсия по городу. Свободное время. Переезд в пригород Костромы (40 км). Размещение в ведомственной гостинице (номера с удобствами). 5 день: Завтрак. Переезд в Ярославль (120 км). Экскурсия по городу, архитектура Спасо-Преображенского монастыря. Переезд в Кострому (80км), Экскурсия по городу, посещение Ипатьевского монастыря. Свободное время. Переезд в гостиницу. 6 день: Завтрак. Сдача номеров. Переезд в Толгу (150км). Экскурсия в действующий Толгский женский монастырь. Переезд в Ростов Великий (70км). Экскурсия по городу, архитектура Кремля. Свободное время. Переезд в Москву, по пути обед. Проводы группы на вокзал. 7 день: Прибытие в Санкт-Петербург. Стоимость тура для одного человека:
В стоимость входит: проезд на автобусе проживание в гостинице в 2-3-местных номерах с удобствами питание: завтраки – 5, обеды – 1, ужин - 2 вся экскурсионная программа указанная выше услуги экскурсовода Комментарии:
Экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру.Продолжительность экскурсии - 6 часов, включая проезд Москва - Сергиев Посад - Москва, выходной день - уточняйте) Стоимость экскурсии (гид + входные билеты + транспорт)Гид (из Москвы): 2200 руб. Транспорт (за 6 часов работы)Микроавтобус на 3-10 мест (Mercedes Istana, Volkswagen Caravelle и т . п .): 4000 руб. Микроавтобус на 11-16 мест (Mercedes Sprinter): 4800 руб. Легковой автомобиль - иномарка (Opel Omega, Volvo S70, Toyota Camry, Volkswagen Passat и т . п .): 4000 руб. Легковой автомобиль "Волга" (ГАЗ 3110): 2700 руб. Автобус на 17-48 мест (TAM, Setra, Mercedes и т.п.): 5200 руб. Примечание: стоимость входных билетов в музеи указана по состоянию на 1 июня 2004 г.[2] Заключение.
Подведем итоги данной контрольной работы по дисциплине «археологические памятники России» тему - Троице-Сергиева Лавра. Итак, в Троице-Сергиевой Лавре как в фокусе, собраны лучшие достижения русской культуры, и сама эта культура в своей первооснове, в своей близости духовным источникам ее породившим. Можно сказать, что в лавре мы наблюдаем русскую культуру во всей её целостности. В настоящее время Троице-Сергиева Лавра и Сергиев Посад являются центром туризма, каждая экскурсия по Золотому кольцу включает в себя посещение Троице-Сергиевой лавры и Сергиева посада. Во второй главе контрольной работы представлены несколько экскурсий. На основании всего материала, который был подробным образом изложен в основной части, можно говорить о том, что цель данной контрольной работы выполнена. Список использованных источников: 1. Газета «Воскресная школа» №36(204), 2001г. 2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие – М., 2000г. 3. Журнал «Наше наследие» № 52, Москва, 2000г. 4. Интернет сайт: http://www.north-venice.ru 5. Интернет сайт:http://www.abm-travel.ru [1] Интернет сайт: http://www.north-venice.ru [2] Интернет сайты: http://www.abm-travel.ru |