Реферат: Роль профсоюзных органов на частных предприятиях
Название: Роль профсоюзных органов на частных предприятиях Раздел: Рефераты по трудовому праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||
“УТВЕРЖДАЮ” Руководитель дипломной работы ______________ Ю. Г. Краубнер КАЛЕНДАРНЫЙ РАБОЧИЙ ПЛАН студента Мусаева Абузарага Гаджиага оглы по дипломной работе на тему “Роль профсоюзных органов на частных предприятиях в области установлений и применений условий труда”
Календарный план составил студент “___” февраля 1998г. А.Г. Мусаев _________________________________ Роль профсоюзных органов на частных предприятиях в области установлений и применений условий труда 1 Введение Сегодня Россия переживает один из самых трудных периодов в своей истории. Нынешняя ситуация на рынке труда почти во всех регионах страны неспокойна. Бушуют страсти вокруг стремительно- го роста безработицы. Увеличивается обнищание трудящихся масс. Не прекращается рост нарушений трудовых прав работников. Несо- вершенно трудовое законодательство. Очевидно, что за одну ночь перенестись из государственной экономики в рыночную невозможно. Успехи рыночной экономики определяются в конечном итоге человеческим трудом. И здесь на первое место приходит вопрос о собственности, форме предпринимательства, инвестициях, прибыли, налогах. В свою очередь, отношения, возникающие в сфере труда, нуждаются в правовом регулировании. Большое количество трудовых споров и забастовок, безуслов- но,определяются прежде всего экономическими факторами - общим падением производственной деятельности в стране, ростом инфляционных процессов, несовершенством организации оплаты труда в боль- шинстве отраслей народного хозяйства. Но причины такого положе- ния дел нередко кроются и во внеэкономических факторах, которые порой влияют на уровень социальной защищенности трудящихся ни- чуть не меньше экономических. Среди них - дефицит современного законодательства о труде, архаизм и несовершенство действующей правоприменительной практики. Законодательство о трудовых спо- рах все еще носит на себе отпечаток популистской юридической доктрины, характерной для застойного периода в истории трудово- го законодательства бывшего СССР, когда господствовали монопо- лии государственной собственности и государственных предприя- тий, преимущественно централизованное регулирование трудовых отношений, многофункциональная правовая деятельность огосудар- ствленных профсоюзов, вмешивающихся без достаточного профессио- нализма и совершенно безответственно в вопросы управления про- изводством, охраны труда, социального страхования, разрешения трудовых споров. Все это в условиях перехода к рыночным отноше- ниям тормозит проведение реформ, направленных на совершенство- вание социальной и правовой защиты трудящихся, дестабилизирует сложившиеся социально-экономические отношения. Социологические исследования показали, что помимо низкого уровня оплаты труда причинами многочисленных трудовых споров в России являются по-прежнему длительные задержки с выплатой ра- ботникам заработной платы, а также многочисленные нарушения трудового законодательства, связанные с необоснованными отказа- ми в приеме на работу, незаконными переводами и массовыми увольнениями трудящихся. В ряде регионов страны отдельные кате- гории трудящихся не получают заработную плату по полгода и бо- лее. Нарушается законодательство об индексации заработной пла- ты, в целях предотвращения массовых высвобождений работников практикуются “вынужденные” отпуска без сохранения заработной платы, что противоречит трудовому законодательству. В результате осуществления в последние годы широкого ком- плекса мер по разгосударствлению и приватизации в России про- изошли значительные изменения в отношениях собственности и ор- ганизационно-правовых формах коммерческой деятельности. Нынеш- нюю ситуацию характеризуют: - уменьшение монополии государственной собственности прак- тически во всех сферах народного хозяйства; - превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике; - многообразие форм собственности; - становление новых форм хозяйствования, адекватных изме- нениям в отношениях собственности; - утверждение новых форм организации экономической дея- тельности (акционерные общества, товарищества, фермерские хо- зяйства, благотворительные и иные общественные фонды и т.д.); - формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслужи- вающих новые формы собственности. Указанные выше перемены в экономике и, как следствие, в политике Российского государства не могли не коснуться профсо- юзного движения. Переход к рыночной экономике, многообразие форм собственности, утверждение конституционно-правовых основ Российской государственности требуют от профессиональных союзов поиска иных форм и методов работы, переосмысления приоритетных направлений деятельности, совершенствования организационной структуры. Образование Федерации Независимых Профсоюзов России, воз- никновение других профсоюзов и профобъединений, провозгласивших и приступивших к осуществлению на практике своих целей и задач, форм и методов работы по защите прав и интересов трудящихся, прежде всего лиц наемного труда, положили начало новому этапу в развитии российского профсоюзного движения. В настоящее время в профсоюзах России идут сложные, проти- воречивые процессы, развернулась борьба между различными проф- союзными течениями и структурами. Это весьма негативно сказы- вается на осуществлении ими главной задачи по защите прав и ин- тересов трудящихся, ведет к ослаблению, потере авторитета проф- союзов, к разобщению и раздробленности профсоюзного движения страны. И если на крупных государственных и частных предприяти- ях профсоюзные организации имеют определенный опыт работы по защите прав и интересов своих членов, а также располагают для этого средствами, то коллективы малых предприятий, особенно частных, таковыми возможностями не обладают. Зачастую работники малых частных предприятий не знают своих прав и, как следствие, их права ущемляются работодателями. Более того, собственники не заинтересованы в создании профсоюзного органа на своих пред приятиях. Кроме того, на государственном уровне приняты законо- дательные акты, ущемляющие права профсоюзов. В частности, из ведения профсоюзов изъято управление социальным страхованием, практически изъяты функции контроля за соблюдением норм охраны труда и трудового законодательства. Не претендуя на всеохватывающий анализ обозначенной про- блемы, данная работа представляет собой попытку осмысления и анализа отношений, складывающихся в сфере деятельности профсоюз- ных организаций в области малого частного предпринимательства по защите законных прав и интересов трудящихся, определения роли профсоюзов и выработке предложений по повышению эффективности функционирования профсоюзных органов. П Глава 1 Развитие среднего и малого бизнеса - непременное условие дальнейшего развития экономики России Рыночная экономика сформировалась на основе индивидуальной частной собственности и немыслима без нее. Однако со временем эта форма собственности претерпела существенные изменения. Во-первых, частная собственность, эволюционируя, все чаще приобретала не индивидуальную, а различные ассоциированные формы - коллективную, групповую, акционерную. Поэтому в западной эко- номической теории и практике утвердилось представление, соглас- но которому под частной собственностью понимается всякая него- сударственная форма собственности. В этом есть своя логика, так как в качестве представителя общества выступает государ- ство, а все остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества и в этом смысле являются субъектами частной соб- ственности. Во-вторых, наряду с частной собственностью развивалась го- сударственная собственность и базирующееся на ней государствен- ное хозяйствование. В-третьих, широкое распространение получили смешанные фор- мы собственности, в образовании которых ведущую роль играет ак- ционерная форма. Последняя на Западе стала наиболее распростра- ненной: в западных странах ею охвачено около 80 процентов основного капитала и производимой продукции. Для акционерной формы безразлично, кто является собствен- ником акции: им может быть как физическое, так и юридическое лицо, как отдельный индивидуум или ассоциация, так и государ- ство. В результате различные формы собственности органически переплетаются, грани между ними размываются и становится трудно определить, где заканчивается одна и начинается другая. Так, если акционерное общество образовано физическими ли- цами, то, с одной стороны, мы имеем дело с индивидуальной соб- ственностью, так как акции принадлежат отдельным физическим ли- ам. Но, с другой стороны, налицо ассоциированная собствен- ность, ибо капитал становится совместным: он находится под об- щим управлением и доходы отдельных собственников возникают из единого процесса образования прибыли на данный капитал. Современные государственные предприятия обычно функциони- руют в акционерной форме, но считаются государственными, по- скольку значительная часть акций (контрольный пакет) принадле- жит государству. В данном случае государственная собственность сочетается с различными негосударственными формами собствен- ности. Аналогичным образом зачастую обстоит дело и с предприятия- ми, находящимися в собственности работников. На страницах нашей печати постоянно встречаются цифры, согласно которым в США на таких предприятиях занято около 10 процентов наемных работни- ков, что порою воспринимается по аналогии с существующей у нас кооперативной собственностью. Однако в США эти предприятия ак- ционерные, где в коллективной собственности работников находит- ся до 51 процента акций (как правило, 20-25 процентов). Осталь- ные же акции принадлежат различным частным субъектам. В резуль- тате происходит смешение коллективной и иных форм собствен- ности. При акционерной форме стало возможным соединять воедино финансовые ресурсы от очень маленьких до очень крупных и тем самым вовлекать в бизнес как тех, кто имеет сотню свободных долларов или марок, так и тех, чьи средства достигают десятков и сотен миллионов. Так, в США акциями владеет свыше 30 про- центов взрослого населения, а в Англии - свыше 20. Во Франции число индивидуальных держателей акций достигло 6 млн. человек. Дав возможность превращать любые свободные средства в ка- питал, акционерная форма позволила тем самым повысить не только мобильность капитала, но и масштабы его концентрации в отдель- ных точках. При этом устойчивость его сохраняется, так как ак- ционер является непосредственным собственником только ценных бумаг - акций и может продать их, но не соответствующую часть реального капитала, функционирующего в производстве. Акционерная форма помогла решить и еще одну сложнейшую проблему - персонифицировать собственность на совместный капи- тал. Именно это проблема стала камнем преткновения, с которым столкнулась государственная экономика стан социалистического лагеря. Превращение государственной собственности в тотальную, обезличило ее. Не стало людей, кровно заинтересованных в ее приумножении. При акционерной же форме капитал совместный, но каждая его доля имеет конкретного собственника. Поэтому чем больше общая прибыль, тем больше получит каждый собственник. Таким образом, исторический опыт свидетельствует: не су- ществует форм собственности и хозяйствования, пригодных на все времена и эффективных во всех условиях. Новые задачи выдвигают новые требования к системе отношений собственности. При этом не просто увеличивается число хозяйствующих единиц, собственников, но и идет процесс возникновения новых форм собственности, нала- живания их взаимодействия и симбиоза с уже сложившимися струк- турами и т.д. В результате структура форм собственности и хо- зяйствования постоянно обогащается и усложняется, становится плюралистической. Ни одна из форм собственности не обладает только плюсами или только минусами. Лишь их сочетание, взаимодействие и конку- ренция позволяют найти для каждой из них свою экономическую “нишу”, где она оказывается более эффективной, чем другие. В целом же достигается наибольший интегральный эффект. Именно по- этому многообразие форм собственности является мощным ускорите- лем экономического процесса. На базе разных форм собственности складывается еще более многообразная система форм хозяйствования. Часть 2 ГК РФ, вступившая в действие с 1 марта 1991 года называет организационно-правовые формы коммерческих организа ций, а именно: - полное товарищество; - товарищество на вере; - общество с ограниченной ответственностью; - общество с дополнительной ответственностью; - акционерное общество открытого типа; - акционерное общество закрытого типа; - производственные кооперативы; - потребительские кооперативы; - унитарные предприятия. Отметим, что в настоящее время продолжают действовать: - индивидуальные частные предприятия; - товарищества с ограниченной ответственностью. Кроме того, работодателями могут выступать и физические лица - предприниматели без образования физического лица. Общество с ограниченной ответственностью, как и ИЧП, может создаваться одним собственником. Предприятие без образования юридического лица, выступая в качестве работодателя, может заключать трудовые договоры с де- сятками работников. Профсоюзные организации в коммерческих структурах сохрани- лись в крупных хозяйствующих субъектах. Во вновь создаваемых хозяйственных предприятиях профсоюзные организации, как прави- ло, отсутствуют. Порядок управления в коммерческих организациях определяет- ся их уставами и учредительными договорами. Как мы уже указывали, собственники - работодатели не заин- тересованы в создании профсоюзных организаций как сдерживающей силы, выступающей в интересах их трудовых коллективов. Отметим также и тот факт, что в учредительных документах могут содержаться нормы, наделяющие трудовые коллективы и проф- союзные организации определенными полномочиями. В открытых и закрытых акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных и потребитель- ских кооперативах, помимо акционеров и участников, могут ока- заться работники - члены трудового коллектива названных органи- заций. В настоящее время, как в государственных законодательных и исполнительных органах, так и в общественном сознании, укрепи- лось понимание значимости и роли малого и среднего бизнеса как неотъемлемой части рыночной экономики страны, способной быстро реагировать на изменение потребностей рынка. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой убе- дительно свидетельствует, что малое и среднее предприниматель- ство составляет существенную (более половины) часть общенацио- нального продукта, а также оказывает серьезное влияние на раз- витие научной и технической сфер жизни. Развитие малого и среднего бизнеса создает достаточное ко- личество предпринимателей и собственников, которые составляют социальную базу и основу для более энергичного проведения эко- номических реформ и, увеличивая число рабочих мест при нынешнем уровне безработицы, в значительной мере влияют на создание ста- бильности в обществе. По данным Государственного комитета РФ по поддержке и раз- витию малого предпринимательства по состоянию на март 1996 года на малых предприятиях работало свыше 8 млн. человек. Малое предпринимательство дает пятую часть прибыли в российской эко- номике при 12 %-й доле занятых трудовых ресурсов страны, капи- талоотдача составляет 1,35 рубля прибыли на 1 рубль капиталь- ных вложений, что примерно в два раза выше, чем в целом по эко- номике. О значимости, которую придают органы государственной влас- ти указанной форме хозяйствования, говорит следующий факт. В приветствии 1 Всероссийскому Съезду представителей малых пред- приятий, который состоялся в феврале 1996 года в Москве, Прези- дент РФ Б. Н. Ельцин подчеркнул: “Считаю поддержку малого бизне- са непременным условием дальнейшего развития экономики, ста- новления среднего класса и, в конечном итоге, - успеха реформ. Уверен, что зарождающееся сегодня новое поколение елисеевых, филипповых, прохоровых при поддержке и вместе с государством возродит Россию!”хх __________________________________ х 12, с. 4 хх 12, с. 3 Ш. Глава 2 Правовое положение профсоюзов в сфере труда 2. 1. Профсоюзные органы как субъекты трудового права В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений считают защиту прав и закон- ных интересов трудящихся, установление социальной справедли- вости, эффективной и гуманной экономики. Отметим, что в настоящее время основные хозяйственные субъекты это мелкие организации,а профкомы могут создаваться, если в органи- зации более 15 членов профсоюза. Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъек- тов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) опре- делен законодательством, которое устанавливает право - и дее- способность профсоюзов, основные (статутные) права и обязан- ности, а также гарантии их осуществления (глава ХV КЗОТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятель- ности профсоюзов, а с другой - регламентирует статус отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюз- ных органов. Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оп- тимальным методом реализации защитной функции становится орга- низация правового социального партнерства - цивилизованной фор- мы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависи- мости от конкретной ситуации - от прямого социального противо- стояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ни- ми. Помимо главной - защитной функции - профсоюзы выполняют и иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уста- вов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам госу- дарством. Современное законодательство России, учитывая характер вы- полняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта роль ближе всего соприкасается с регулированием сфе- ры наемного труда. Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъек- тов трудового права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы органи- заций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабо- чих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора). Статья 226 Кодекса законов о труде РФ закрепила общее пра- во профсоюзов представлять интересы трудящихся и определила об- ласти его применения - производство, труд, быт и культуру. Ука- занные области общественной жизни являются, таким образом, объ- ектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий. Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных рабочих и служащих в названных выше областях обществен- ной жизни является одновременно и правом и обязанностью профсо- юзных органов. 2.2. Общая характеристика статуса профсоюзов в сфере труда Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся Как общественное явление профсоюзы представляют собой много- образную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внеш- него характера. Это - самая массовая общественная организация. Профсоюзы входят в политическую систему общества как спе- цифические общественные организации со своими задачами и функ- циями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью проф- союзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея- тельности” профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях пред- ставительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества. Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социаль- но-экономические противоречия. Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует со- циальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - мо- рали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяй- ственными органами, работниками, и формально не закреплены. Дру- гие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содер- жатся в нормативных правовых актах. Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими сами- ми, как самостоятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм. принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовое последствие) и содержатся в уставах проф- союзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга об- щественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объ- ективно возможно, экономически, социально и политически необхо- димо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитных функций. Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения пред- ставительства и защиты интересов трудящихся, успешного функцио- нирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конеч- ном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально- экономических и политических условий, в которых они развивают- ся. Поскольку Россия вступила рыночные отношения, представ- ляется целесообразным провести некоторое сравнение в деятель- ности профсоюзов России и США. Например, 30-е годы ХХ в. были худшими в истории американской экономики. Это были годы Великой депрессии, когда производительность упала до рекордно низкого, а безработица поднялась до рекордно высокого уровня. Стремясь оживить экономику, Конгресс принял ряд законов, влияние которых чувствуется и по сей день. Среди них - законы, способствовавшие росту влияния профсоюзов. Наиболее важные из них были следую- щие: Закон Норриса - Ла Гвардия от 1932г. Закон ограничивал права судов использовать постановления, приказы, подписанные судьей, в трудовых спорах, а также положил конец использованию “желтых обязательств”, которые заставляли рабочих давать обеща- ния, что они не вступят в профсоюз (такие требования все чаще встречаются и в нашей стране). Национальный закон о трудовых отношениях от 1935г. Закон, также известный как закон Вагнера, гарантировал права рабочих вступать в профсоюзы и участвовать в коллективных трудовых спо- рах1 . Российские же властные структуры наоборот стараются огра- ничить права и полномочия профсоюзов. Так, до выхода осенью 1993 года указов Президента и постановления Правительства о создании Фонда социального страхования РФ в полном объеме дей- ствовала ст. 226 КЗОТ РФ, по которой “... Профсоюзы управляют государственным социальным страхованием. В частности, Российский профсоюз работников среднего и ма- лого бизнеса имел свой фонд социального страхования, который обслуживал многие тысячи малых предприятий и миллионы их работ- ников, доходя до каждого в отдельности. Однако, не отменив действующий закон (ст. 226 КЗОТ РФ), явочным порядком через давление на страхователей со стороны на- логовой инспекции, правительство сломало действующую (достаточно демократичную, с регулярными отчетами перед пла- тельщиками) систему и создало огромный чиновничий аппарат сверху до низу. Эта акция обошлась страхователям в 3 триллиона рублей в ценах 1993-1994 годов и пожирающая в настоящее время ежегодно около 1 триллиона рублей средств социального страхования на управлением им. Когда социальным страхованием управляли профсоюзы, это стоило в 2-3 раза дешевле. ____________________ 1 “Прикладная экономика”, уч. пособие, изд. “Прин-ди”, М. 1993г., стр. - 113 По данным регионов, только около 20 % средств, уплачи- ваемых малыми предприятиями в ФСС, возвращается к ним в виде пособий. И это при том, что работники малых предприятий не “привыкли” болеть. Так происходит потому, что координационные советы при ре- гиональных отделениях ФСС состоят, в основном, из чиновников самого фонда. Представителям профсоюзов новой волны, отстаи- вающих интересы работников малого и среднего бизнеса, вход в координационные советы региональных отделений ФСС закрыт. Подобные действия властей мешают профсоюзу работников среднего и малого бизнеса выполнять обязательства по отношению к членам профсоюза, что в соответствии с международным законо- дательством и практикой ведет нарушению Конвенций Международной организации Труда (МОТ) №№ 87 и 98. Кроме того, попытки запретить профсоюзу управлять соб- ственным Фондом социального страхования являются актом дискри- минации данной группы работников и мелких предпринимателей, ко- торые играют важную роль в процессе экономических и социальных преобразований, идущих в нашей странех . Пределы правового регулирования отношений с участием проф- союзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества, представ- лять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений: а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам; ______________ х №№ 13, 14 б) с помощью права; в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и мето- дов. Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выпол- няемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государ- ством при участии профсоюзов. Они помогают сформулировать зако- нодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодатель- ства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они зани- маются в соответствии с уставами в силу их общественного харак- тера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство. Таким образом, соотношение общественного и правового ста- туса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законо- дательства над внутрисоюзными нормами после принятия соответ- ствующих законодательных актов. Предоставленные права создают юридическую базу для выпол- нения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в со- ответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистра- ции в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они регистрируются в органах Мини- стерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр (ст. 8 Федераль- ного закона о профсоюзах). Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов ис- полнительной власти, органов местного самоуправления, работода- телей, их объединений, политических партий и других обществен- ных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны. Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также: - прямым запретом всякого вмешательства органов государ- ственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятель- ности (ст. 5 Федерального закона о профсоюзах); - имущественной самостоятельностью; - правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, ор- ганизовывать свою деятельность; - запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридиче- ского лица (ст. 8 ч. 3 Федерального закона о профсоюзах). Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом “Об общественных объединениях” и в равной мере относит- ся ко всем общественным объединениям. Применительно к профсою- зам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать свою внутреннюю деятель- ность. Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом “Об общественных объединениях”. Четвертый принцип - равноправие профсоюзов означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких профсоюзов. Пятый принцип - законность создания и деятельности вытека- ет из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федераль- ным законом “Об общественных объединениях”. Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗОТ, Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12 ян- варя 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ. В систему законодательства о профсоюзах входит также при- нятый Федеральный закон от 19 мая 1995 года “Об общественных объединениях” (СЗ, 1995. № 21, ст. 130) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими обще- ственными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального за- кона “Об общественных объединениях”). В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы, напри- мер, республиках Саха-Якутия, Татарстане, Башкортостане. Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений: 1) с работодателями, их объединениями и представителями; 2) с органами государства, органами местного самоуправле- ния; 3) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых). Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников. Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов зако- нодательство меняется, совершенствуется в зависимости от разви- тия общественных отношений, в которых они участвуют, но, прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений соб- ственности, социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются госу- дарству, его органам государственные полномочия, ранее возло- женные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полномочия правовой и техни- ческой инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права направленные на защиту интересов работников (например, по во- просам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающее влия- ние оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции №№ 87, 135, 144 и др. Таким образом, основные тенденции развития и совершенство- вания законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях со- стоят в следующем: во-первых, что оно приводится в соответствие с существую- щими общественными отношениями; во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как обще- ственной организации полномочий; в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, по- зволяющих профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые пра- ва и интересы работников. В сферу трудового права входят связанные с трудом отноше- ния профсоюзов с работодателями, их объединениями и представи- телями, а также с государственными органами местного самоуправ- ления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями. Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их право- вого статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех об- ластях. Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей права: правами юриди- ческого лица, правом собственности, участия в управлении госу- дарственными социальными фондами, в области экологии, привати- зации и др. Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользу- ются определенными правами, установленными государством. Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в ука- занной сфере , служит источником субъективных прав и обязанно- стей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая катего- рия он характеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности дей- ствий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставлен- ных им юридических полномочий. Создание трудо-правового статуса профсоюзов характеризует- ся объемом закрепленных за ними юридических возможностей. Статус профсоюзов в сфере труда как часть их совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе сочета- ет в себе стабильные черты их правового положения с особыми, характерными именно для данного этапа. Стабильность, преемственность содержания трудо-правового статуса профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях. Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Динамика статуса, его развитие происходит за счет измене- ния форм реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи с развитием эко- номических и социальных отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и орга- низационно-правовых форм предприятий. В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности. Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особен- ности: во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и нераз- рывно связаны с правами. В результате предоставленные профсою- зам права одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и обязан- ность находятся в неразрывном единстве; во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы должны представлять и защи- щать; в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников; в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечи- вается, прежде всего, силой общественного, морального (внутри- профсоюзного) воздействия. Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством за реализацию своих прав-обязанностей (Исключением является имущественная ответственность по суду за проведение забастовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая ответственность, вытекая из нарушения норм трудового законода- тельства, носит все же гражданско-правовой характер). Государ- ство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания гарантий для их успешной деятельности. К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены освобожденные от основной работы в организации ра- ботники профсоюзных органов, виновные в том, что права профсою- зов не используются. Юридическая ответственность таких лиц на- ступает по воле профсоюзных органов как работодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат одновременно юридическую возможность и долженствование. В нор- мативных правовых актах содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу по- требности в их осуществлении. В них заложена социальная необхо- димость. Так как без предоставления права не может быть обязан- ности его реализации, оправдано использование термина “права профсоюзов”, подразумевая под этим как собственно права, так и единую категорию прав-обязанностей. Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надо всегда соблю- дать. Следовательно, при наличии соответствующей ситуации проф- союзы должны использовать предоставленные им права. 2.3. Особенности деятельности профсоюзов в условиях переходного периода к рыночной экономике Как показывает опыт мировой истории периоды экономических спадов и потрясений приводили к кризису коллективно-договорной системы. Предприниматели боролись против гласности в условиях, правилах и оплате труда. И если в начальный период рынка от- дельные профсоюзы шли на соглашательские отношения со своими правительствами, в перспективе они утрачивали доверие в рабочей среде. Кризис профдвижения в переходный период неминуем. В странах СНГ, в частности - России, он проявляется в форме отры- ва профсоюзов от масс, падении эффективности их действий, со- кращении численности их членов. Нападки представителей прави- тельственно-государственных структур, средств массовой информа- ции в конце 80-х - начале 90-х годов на профсоюзы с целью их дискредитации, протаскивание законов, ограничивающих деятель- ность профсоюзов, ставивших их под контроль правящих органов - все это говорит о сложности переходного периода. Как показывает практика, система социально-трудовой защиты в нашей стране находится пока в зачаточном состоянии. В период длительного и болезненного становления новой системы трудовых отношений работники большинства предприятий страны оказались совершенно незащищенными. Это подтверждают данные социологиче- ского обследования, проведенного Центром исследований рынка труда Института экономики РАИ в 1995 году. В ходе обследования работниками 246 предприятий пяти ре- гионов России был задан вопрос о том, кто их защищает. Более 13 процентов опрошенных ответили, что никто, а 16 - что защищают сами себя. Таким образом, свыше четверти работников не рассчи- тывают на чью-либо защиту, а вынуждены сами искать пути для разрешения возникающих проблем и конфликтов. Опыт стран с развитой социально-ориентированной рыночной экономикой показывает, что для успешной социальной защиты тру- дящихся в сфере трудовых отношений становление многостороннего сотрудничества между работодателями и наемными работниками. Для этого нужно, чтобы социально-трудовые вопросы на предприятиях решали равноправные и полномочные представители интересов как работников, так и работодателей. Наряду с другими общественными организациями профсоюзы в нашей стране претендуют на то, чтобы быть выразителями и защит- никами интересов наемных работников. Однако, судя по результа- там обследования, сами работники не часто находят защиту от произвола администрации в лице этих профсоюзов. Только 13 про- центов опрошенных указали, что их защищает профсоюз. Большин- ство же (а именно 41 процент) работников надеются на защиту со стороны директоров или администрации предприятия. Казалось бы, ситуация должна развиваться в противоположном направлении, ведь обычно работодатель заинтересован не в защи- те, а в ущемлении прав наемных работников - он сокращает их, задерживает выдачу зарплаты, порой и уменьшая ее, не представ- ляет положенных льгот и т.д. А работники по-прежнему ищут у не- го защиты! Что касается профессиональных союзов, которые для того и созданы. чтобы помогать трудящимся в кризисных ситуаци- ях, то в данной роли они редко выступают. Впрочем, руководители думают по-другому. Более трети проф- союзных лидеров и две трети директоров считают себя защитниками работников. В данном случае налицо переоценка своей роли в сфе- ре социально-трудовой защиты работников как первой, так и вто- рой категорий опрошенных. Ответы (опрос) работников на аналогич- ный вопрос сильно разнятся с ответами администрации и профсоюз- ных руководителей. Любопытно и другое. Также более трети председателей проф- союзных организаций из числа опрошенных считают, что работников защищает администрация. Оставшиеся 25 процентов указали, что либо трудящиеся сами себя защищают, либо их никто не защищает, либо их защищает микроколлектив (ближайшие коллеги по работе). С одной стороны, такое распределение ответов означает, что профсоюзы осознают свое незначительное влияние на предприятиях, что они не обладают должным авторитетом. В данном случае понят- но, почему почти половина опрошенных работников надеется на за- щиту руководителя и администрации предприятия, поскольку за ни- ми остается приоритет в принятии окончательных решений в трудо- вых спорах. С другой стороны, ответы профлидеров говорят как о пассив- ности и нежелании профсоюзов выступать на стороне работников против администрации, так и о стремлении переложить защитные функции на работодателей, имеющих интересы, противоположные интересам работников. Неудивительным в этой связи выглядит и то, что часть председателей профорганизаций считает, будто ра- ботники сами себя защищают, видимо, полагая, что в иной форме поддержки они не нуждаются. Большинство ответов показывает, что работники по-прежнему видят в профсоюзах распределителя социальных благ. Наиболее частым поводом обращения туда является приобретение льготных путевок. На втором месте по количеству ответов просьбы по пово- ду распределения различного рода благ, затем увеличения зара- ботной платы. Обращение за помощью при решении трудовых споров стоит далеко не на первом месте. По-прежнему на промышленных предприятиях, в учреждениях здравоохранения, образования и науки профсоюзы активно обсужда- ют с администрацией вопросы производительности труда. И если в промышленности это отчасти объяснимо, то непонятно влияние профсоюзов на производительность труда в бюджетной сфере, где даже определение ее, как известно, проблематично. Неудивитель- ным поэтому выглядит тот факт, что защищенность работников бюд- жетной сферы является одной из самых низких в народном хо- зяйстве. Видимо, значительно проще принимать участие в произ- водственных обсуждениях, не неся при этом никакой ответствен- ности. Между тем администрация зачастую предпочитает самостоя- тельно решать производственные проблемы, единолично отвечая за последствия своих действий. Особенно это относится к частным предприятиям, где большинство руководителей (более 58 про- центов) отметили, что только директор и администрация несут от- ветственность за хозяйственные неудачи. Как показало обследование, в настоящее время ни традицион- ные, ни вновь образованные профсоюзы не обладают достаточной силой, чтобы защитить работников от обнищания и правового про- извола. Вновь созданные профсоюзные группы обычно состоят из нескольких человек, которые зависят от произвола хозяина “работодателя”,боятся потерять работу. Профсоюзные комитеты добиваются некоторых уступок со стороны администраций предприятий для своих членов, но разроз- ненный характер протестов не оказывает заметного влияния на об- щее положение наемных работников в России. Да и вообще о каком равноправии социальных партнеров может идти речь, если руководители предприятий лишь в 8,5 процента считают, что профсоюз защищает их работников. Это вновь под- тверждает тот факт, что руководство предприятий не видит в профсоюзах реальной силы, способной им противостоять. Директор на предприятии “сам себе режиссер” - и работодатель, и защитник интересов наемных работников одновременно. Под крылом “директорской защиты“ у многих работников возникает страх поте- рять работу, что неудивительно при постоянном росте безработи- цы. Этот страх не позволяет многим работникам активно сопроти- ляться произволу администрации и заставляет соглашаться с на- рушениями их трудовых прав, которые проявляются и в задержках заработной платы, и в ее уменьшении, и в ухудшении условий тру- да. Большинство работников не готово к отстаиванию своих инте- ресов, выражению своих претензий к руководству, так как не имеют необходимой информации, как следует себя вести в случае ущемления их законных прав. Все тот же страх потерять работу не позволяет работникам вступать в открытые конфликты с админи- страцией. Даже в случаях вопиющего произвола незначительная часть работников обращается в судебные инстанции. Это говорит о бессилии и трудовом бесправии российских работников. А зачастую они и не знают своих прав. Бывают случаи, когда на предприятиях заключаются коллективные договоры, а работники не знакомы с их содержанием. На основании изложенного совершенно очевидно, что профсою- зам страны пора четко определиться по поводу того, как вести себя в случае произвола со стороны администрации и как защищать права и интересы наемных работников. Каковы же пути повышения эффективности деятельности профсоюзов и их роли не только в защите прав и интересов наемных работни- ков, но и в области установлений и применений условий труда? Рассмотрим этот вопрос в следующей главе на примере Псковс- кого обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса. Глава 3. Профсоюзы как один из гарантов развития среднего и малого бизнеса Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и применении условий труда), в контроле за соблю- дением законодательства о труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров прямо закреплено Законодательством РФ (см. ст. 226 КЗОТ РФ, ст. 20 Федерального закона от 12.01.96г. № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятель- ности”). Данные права эффективно использует в своей деятель- ности Псковский обком Российской профсоюза работников среднего и малого бизнеса. Как мы уже отметили в предыдущей главе (п. 2.3) кризис профдвижения в переходный период неминуем. Не обошли трудности переходного периода и Псковский обком профсоюза работников среднего и малого бизнеса. В конце 80-х годов функции обкома были достаточно широки. Профсоюз управлял фондом социального страхования, в его штате были технические и правовые инспектора. Собираемые средства со- циального страхования позволяли всем работникам выплачивать по больничным листам пособия в размере 100 % независимо от непре- рывного стажа работы, в том числе и всем совместителям. Позиция профсоюза основывалась на том, что если на фонд зарплаты совместителей начисляются взносы по социальному стра- хованию, которые, работая на нескольких работах теряют больше сил, энергии, здоровье, то они должны получать на восстановле- ние 100 %, если, конечно, средства профсоюза позволяют. Такими средствами профсоюз располагал, чего нельзя было сказать о дру- гих профсоюзах. Но после огосударствления фонда социального страхования профсоюза работников среднего и малого бизнеса, го- сударственные чиновники оказались неспособными распорядиться имеющимися в их распоряжении средствами в интересах людей тру- да. Профсоюз в интересах трудящихся приобретал базы отдыха, финансировал развитие физической культуры и спорте, оказывал материальную помощь (медикаменты, бытовая техника и т.д.). В настоящее время не без “помощи” государства функции профсоюза фактически сократились до правозащитных. Несмотря на это, обком не пал духом, стал действовать гибче, творчески под- ходя к решению вопросов привлечения в профсоюз новых членов. Не форсируя событий, обком поначалу стал оказывать помощь отдель- ным предпринимателям по защите их прав и интересов, когда у них возникали трудовые конфликты с городской администрацией и дру- гими органами власти и управления, а также другим физическим и юридическим лицам. По мере роста количества выигранных профсою- зом трудовых споров и укрепления его авторитета увеличилось и число предпринимателей, стремящихся стать членами профсоюза ра- ботников среднего и малого бизнеса. При этом важно отметить то обстоятельство, что рост популярности обкома профсоюза среди предпринимателей сказался на росте его популярности не только в г. Пскове, но и во всей Псковской области и, даже, за ее преде- лами. Ныне с обкомом профсоюза вынуждены считаться многие госу- дарственные учреждения и организации, поскольку руководство об- кома на деле доказало свою готовность вести конструктивный диа- лог с любым оппонентом и свой высокий профессионализм при реше- нии спорных проблем. Например, 26 января 1998 года в Псковской городской Думе при непосредственном участии представителя Псковского обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса состоялась встреча инициативной группы предпринимателей центрального рынка с заместителем председателя городской Думы В. Ф. Левченко. На встрече вновь, как и летом прошлого года, поднимались наболев- шие вопросы предпринимательства, выдвигались претензии к адми- нистрации города и рынка. Но это было сделано иначе - с учетом рекомендаций обкома профсоюза и при его прямой поддержке. Аргу- менты и доводы, сформулированные профсоюзом в защиту предприни- мателей, привели к тому, что В. Ф. Левченко предложил инициативной группе совместно с обкомом профсоюза работников среднего и малого бизнеса: 1) разработать свои условия работы, предложить свои разме- ры ставки за рабочее место, подтвердив их экономическими расче- тами; 2) разработать в качестве законодательной инициативы пред- ложения по местным сборам и налогам. Необходимо отметить, обком профсоюза работников среднего и малого бизнеса постоянно ведет диалог с администрацией, депута- тами с целью справедливого разрешения конфликтов. Последнее предложение обкома профсоюза - подписать трехстороннее соглаше- ние между администрацией, предпринимателями и профсоюзом с целью соблюдения интересов и города, и предпринимателей - нахо- дятся в стадии рассмотрения в городской мэрии. Здесь необходимо отметить: профсоюз не поддерживает прак- тику организации и проведение забастовок, как приносящую эконо- мический ущерб предпринимателям. Но в отдельных случаях Псков- ский обком считает возможным пикетирование местных законода- тельных органов и администрации. Так, в декабре 1997 года организация пикетирования Псков- ской городской Думы привела к принятию депутатами приемлемого для предпринимателей решения. При непосредственном участии обкома профсоюза удалось раз- решить конфликтную ситуацию, сложившуюся вокруг мини-рынка на Рижском проспекте г. Пскова. Здесь сложилось парадоксальное по- ложение: у территории Рижского проспекта, отданной под торговлю - два хозяина. Это МУ “УМР № 3” и муниципальное предприятие “Центральный рынок”. Но МП “Центральный рынок”, взимающее плату за место торговли, заинтересовано лишь в увеличении числа тор- гующих, а все остальные “больные” вопросы (ремонт дорожек, вос- становление газонов и т.д.) должно решать МУ “УМР № 3”. Средств на ремонт у микрорайона нет, т.к. деньги от сборов за место торговли, собранные МП “Центральный рынок”, в микрорайон не возвращаются, а оседают на счетах центрального рынка. В итоге страдают предприниматели. Обком профсоюза работников среднего и малого бизнеса сумел убедить конфликтующие стороны начать диа- лог, убедив администрацию МП “Центральный рынок” и МУ “УМР № 3” в том, что двойной сбор с предпринимателей не способствует раз- витию малого и среднего бизнеса. Создание настоящего мини-рынка - вопрос достаточно сложный, требующий проведения определенных работ и привлечения инвестиций. Предприниматели готовы внести часть средств на создание такого места, которое бы стало и украшением микрорайона, и где были бы созданы условия для не- легкой работы продавцов. Кроме того, обком профсоюза работников среднего и малого бизнеса привлек к решению данной проблемы управления архитектуры и финансов городской администрации. Ар- гументированная, принципиальная позиция обкома профсоюза - одно из условий, позволяющее динамично развиваться мини-рынку на Рижском проспекте. Другим примером плодотворной деятельности профсоюзов деле регулирования трудовых отношений является участие их представи- телей в защите интересов трудящихся в судебных заседаниях. В областной комитет профсоюза работников среднего и малого бизнеса обратились за поддержкой наемные работники предприятия “Митоза” (г. Псков), производящего известные напитки “Макс”. В октябре 1997 года со склада предприятия была вывезена вся гото- вая продукция на сумму 591 млн. рублей, было демонтировано и вывезено все оборудование, сами же рабочие остались без работы, без оплаты труда за сентябрь-октябрь месяцы, причем не было ни приказа о сокращении, ни об увольнении, не были выданы трудовые книжки. За всеми этими действиями стоял один из работодателей “Митозы” - фирма “Гарант”. Внимательно выслушав рабочих “Митозы” и изучив обстоятель- ства нарушения их конституционных прав, представители обкома профсоюза приняли решение обжаловать незаконные действия руко- водства “Митозы” и фирмы “Гарант” в городском федеральном суде. С этой целью юридической службой обкома была составлена соответствующая жалоба на действия администраций указанных предприятий, а сами представители обкома в ходе судебного засе- дания убедительно доказали неправомерность решений, принятых учредителями и владельцами “Митозы”. То, что трудящиеся - члены других профсоюзов приходят на консультацию и нередко затем вступают в профсоюз работников среднего и малого бизнеса свидетельствует о том, что профсоюз на правильном пути. Одним из направлений работы обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса является оказание помощи в адаптации к новым условиям жизни бывшим заключенным. Государство сейчас не может взять на себя субсидирование производства в местах лишения свободы. Кроме того, нельзя обой- ти вниманием и тот факт, что очень часто после освобождения бывшим заключенным некуда податься. Люди оказываются лишенными жилья, не могут найти работу (ведь не секрет, что отбывших на- казание на работу не берут - стоит только просмотреть объявле- ния на работу). Срыв-и человек опять там, где только что был. В настоящее время предприниматели через общественный бла- готворительный фонд “Помощь”, созданный при областном комитете профсоюза работников среднего и малого бизнеса, могут создавать новые рабочие места и реанимировать старые, существовавшие. Польза от создания производства в местах заключения видна каж- дому, ведь в выигрыше оказываются все: и Управление исполнения наказаний УВД Псковской области, и заключенные, и сами предпри- ниматели. К этому остается добавить, что в январе 1998 года Псковский обком профсоюза работников среднего и малого бизнеса обратился с инициативой в администрацию и к депутатам города разработать уже в ближайшее время программу социальной реабили- тации бывших заключенных. Сам же обком уже неоднократно выделял средства для приобретения медикаментов, продуктов питания и одежды для учреждений УИН УВД Псковской области. Обком профсоюза работников среднего и малого бизнеса, по- мимо своей основной деятельности, организовал и ведет бесплат- ные курсы для предпринимателей - членов профсоюза. В ходе заня- тий, которые проводят специалисты- правоведы, слушатели изучают различные законодательные и другие нормативные акты, получают квалифицированную консультацию по спорным вопросам, возникающим в процессе повседневной трудовой деятельности. Еще очень важный момент, который необходимо отметить: юри- дическая консультация обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса кроме составления жалоб и заявлений, ведения дел в народному суде и арбитраже, составления договоров (контрактов), консультаций гражданам и предпринимателям, оказы- вает услуги нестандартного характера в разрешении конфликтов. Примером таких услуг может послужить следующий случай. Ко- мандование Н-ской части при увольнении военнослужащего И. с во- инской службы по контракту отказало ему в предоставлении жилья, хотя по закону, имеющим срок выслуги не менее 10 лет, при увольнении в запас ВС РФ государство обязано предоставить квар- тиру. Обком профсоюза, куда обратился И. за помощью, заключил с ним договор о представлении его интересов в суде и других пра- воохранительных органах. Решение командования Н-ской части было обжаловано в Воен- ной прокуратуре Псковского гарнизона. В результате чего спра- ведливость в отношении И. была восстановлена: приказ командира части был отменен, а И. предоставлено жилье. В настоящее время И. занимается малым бизнесом и является членом профсоюза. Подобных случаев, когда обком профсоюза работников средне- го и малого бизнеса занимается защитой интересов и прав военно- служащих, вполне достаточно, чтобы говорить о том, что услуги нестандартного характера в разрешении конфликтов стали неотъем- лемой частью его деятельности. Таким образом, деятельность профсоюзов в современный пере- ходный период является не только многоплановой и разнообразной, но и эффективной как в области регулирования трудовых отношений (в установлении и применении условий труда) в сфере развития среднего и малого бизнеса, так и в других областях нашей жизни. Y. Заключение Большинству наших сограждан неведомы тонкости монетарист- ской политики,конституционных преобразований и т.д.Но зато на лю- бом заводе, в любом российском городе и на селе спрашивают, по- чему месяцами не платят зарплату, почему предприятие, выпускаю- щее нужную людям продукцию, останавливается, почему государство не может защитить не только частную собственность,не только оставшуюся государственную собственность, но и саму жизнь граждан. На этом явно неблагоприятном для работы профсоюзов эконо- мическом и социальном фоне особенно остро встал вопрос о путях дальнейшего развития профессионального движения в России, как одного из крупнейших отрядов работников наемного труда в СНГ и в мире. Налаживание и укрепление на новой основе международных экономических связей России делает необходимым установление прочных связей российских профсоюзов с профцентрами промышленно развитых государств, развитием контактов с Европейской конфеде- рацией профсоюзов, Международной конфедерацией свободных проф- союзов, другими международными профсоюзными организациями. Ко- нечным результатом такого взаимодействия могло бы стать полное членство в этих организациях в интересах единства и международ- ной солидарности. Профессиональные союзы принимают активное участие в работе Международной Организации труда. Представляется важным создание на базе зарубежного опыта единого банка данных по социально-экономическим вопросам, а также системы распространения данной информации в профдвижении России. Кроме того, несмотря на некоторые положительные результа- ты, достигнутые в своей деятельности профсоюзами и, в част- ности, Псковским обкомом профсоюза работников среднего и малого бизнеса, крайне важно, чтобы государство разработало и приняло федеральную программу поддержки деятельности профессиональных союзов, как это делается в некоторых развитых странах, например в Швеции. Так, профсоюз строителей Швеции - крупнейший в стране. Он объединяет 160 тысяч членов (90 процентов строителей страны). 120 тысяч членов работает, 40 тысяч - пенсионеры. 95 процентов средств, имеющихся в кассе по безработице, профсоюз получает от государства. Из этой суммы большая часть денег расходуется на образование, на издание своего журнала, на пенсионный фонд и фонд страхования. В перспективе роль профсоюзов будет неуклонно возрастать. Ибо, как мы смогли убедиться, по-существу профсоюзы остаются чуть ли не единственным органом, стоящим на защите прав и инте- ресов трудящихся. Единственно, что профсоюзам необходимо уточ- нить свои цели и задачи, совершенствовать методы работы. Но на- чинать надо не с чистой страницы. Необходимо изучать и исполь- зовать уроки, пройденные профсоюзами других стран мира, разви- вать уже имеющиеся в каждой членской организации ростки нового. Профсоюзное движение в России в условиях рыночных отноше- ний только складывается. Но очевидно, что если Россия будет развиваться по рыночному пути, то и профсоюзы будут иметь сход- ные методы работы с профсоюзами других стран. Поэтому методы и опыт работы профсоюзов других стран представляют практический интерес. Список литературы 1. Конституция РФ, М., 1995г. 2. Российское трудовое законодательство. Сборник новых нормативных актов по состоянию на 15 ноября 1996 года с комментарием, в 2-х томах. Изд. “Инфра М-Норма”, М, 1997г. 3. Сборник постатейных материалов к Кодексу законов о труде РФ по состоянию на 15 апреля 1994г. Изд. “Брандес”, М., 1994г. 4. Федеральный закон от 12 января 1996 г.№ 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, М., 1996г. 5. Трудовое право, учебник. Изд. “Проспект”, М., 1996г. 6. “Новое в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях”, практический комментарий, Изд. “Научный центр профсоюзов”, М., 1993г. 7. “Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России”, Изд. “Инфра - М”, М., 1995г. 8. “Прикладная экономика”, Изд. “Прин-Ди”, М., 1993г. 9. “Федеральная программа поддержки малого предпринимательства - важный этап государственной политики в осуществлении экономической реформы”, доклад министра экономики РФ Шохина А. И. на Всероссийском семинаре - совещании по вопросам развития и государственной поддержки предпринимательства, г. Москва, 17-18 мая 1994г. 10. “Предприниматель без образования юридического лица”, выпуск № 4, С-П., 1996г. 11. “Товары и цены”. информационно-аналитическая газета №№ 1-12, Изд. “Курсив”, г. Псков, 1998г. 12. Сборник “Библиотека делового человека”, № 4, С-Петербург, 1996г., с. 4 13. Письмо международной ассоциации работников среднего и малого бизнеса в адрес Председателя Правительства РФ от 17 ноября 1997г. 14. Заключение № 142-2-24-3115-11 от 28.10.97г. Аналитического Центра по правовой политике Президента РФ Института государства и права РАИ. |