Реферат: Конституционная защита прав и свобод личности
Название: Конституционная защита прав и свобод личности Раздел: Рефераты по праву Тип: реферат |
План. 1. Введение......................................стр. 2 2. Защита права на свободу.......................стр. 4 3. Защита права на равенство.....................стр. 15 4. Защита права на собственность.................стр. 17 . 5. Защита права на достоинство...................стр. 19 6. Защита права на неприкосновенность личности...стр. 20 7. Защита права на демократию....................стр. 28 8. Защита экологических и культурных прав........стр. 31 10.Заключение....................................стр. 32 *** . - 3 - В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмот- реть непосредственно конституционную защиту прав и свобод лич- ности по конституции РФ, используя доступные мне средства и ме- тоды, в том числе и метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности. Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция РФ 1993, Конституция Франции 1958 года(вклю- чая Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946 года), и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных источников, то есть комментаторов данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не так важ- ны. Это книга Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод личности", а также "Основы Конституционного права Рос- сийской Федерации" А.И. Коваленко. Для определения некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую компиля- тивный источник "Что такое демократия" Информационного агент- ства США. Общей теоретической базой для меня явились такие ис- точники как "Теория государства и права"(МЮИ, 1993 год) и "Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики" Также я ци- тирую А.П. Герасимова и его работу "53 вопроса о Конституции РФ" Почему я выбрал именно эту тему для курсовой работы? Дело в том, что "Российская Федерация - демократическое правовое го- сударство..."(ст.1 Конституции РФ, далее КРФ) и "Человек, его права и свободы являются 3высшей ценностью 0. Признание, соблюде- ние и 3 защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность 3государства" 0(ст. 2 КРФ) Мне нравятся принципы, заложенные в этих двух статьях. И я искренне надеюсь, что они получат даль- нейшее развитие. Именно по этой причине я решил выбрать эту те- му для курсовой работы. На мой взгляд, пока еще не все так хо- рошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенци- ал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством. - 4 - Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минималь- ную степень научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными сужде- ниями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на со- держании данной работы. Для меня приоритетными являются принци- пы либерализма и демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я поставил на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной теме, но критика моя в основном направлена на несоответствие Конституции РФ 1993 года этим двум принципам, которых я нашел достаточное количество. Думаю на этом введение должно быть закончено. *** . - 5 - дивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых име- ет соответствующее подкрепление в Конституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид: 1. Право беспрепятственного передвижения. 2. Право на частную жизнь. 3. Право на семейную жизнь. 4. Право располагать своим достоянием. Последние две разновидности прав по существу лишь модифи- цируют право на частную жизнь. ся на территории Российской Федерации, имеет право свободно пе- редвигаться, выбирать место пребывания и жительства."(ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФ гарантирует, а, следова- тельно, и защищает право личности на свободу передвижения на территории РФ. Сравнение: непосредственно в Конституции Франции этот принцип четко не закреплен, однако этот принцип свободы личности защищается решением Конституционного Совета, сформули- рованным в следующей форме: "Свобода передвижения есть принцип конституционного значения"(решение от 12 июля 1979 года), а также в наиболее емкой форме пользование правом передвижения зафиксировано в законах, гарантирующих неприкосновенность лич- ности. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Фе- дерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятс- твенно возвращаться в Российскую Федерацию"(ч. 2 ст. 27 КРФ). Данный пункт этой статьи гарантирует человеку право передвиже- ния не только в пределах территории Российской Федерации, но и покидать её. Он защищает право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Сравнение: в Конституции Франции это право не закреплено, однако согласно ратифицированным международным соглашениям( ст. 2-3 дополнительного протокола Европейской кон- венции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах) пре- - 6 - дусмотрена защита этого права. Кроме того, на мой взгляд это право косвенно вытекает из Декларации 1789 года. И существует несколько решений Конституционного Совета на этот счет. В данном случае мы можем видеть, что Конституция РФ доста- точно четко( даже если сравнить её с Конституцией Франции) за- щищает право человека и гражданина на свободу передвижения. Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна и достаточ- но конкретна, что исключает возможность нарушения данного права человека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма. свободными"(ст. 1 Декларации 1789 года). А поскольку человек волен жить так, как ему нравится, то и нет надобности в специ- альной регламентации дозволений; напротив, необходимы законы, где перечислялись бы основания для ограничения свободы(неоднок- ратно уже упомянутый принцип либерализма - "свобода и закон"), а тогда закономерен вопрос о том, каковы же пределы законода- тельного вмешательства в эту сферу. Свобода личности предполагает, что каждый вправе свободно располагать своим организмом, ухаживать за собой так, как он этого пожелает, и, следовательно, обращаться к лечащему врачу по своему выбору. Исходя из этого принципа, каждый имеет право на самоубийство, так как оно не является уголовно наказуемым и не может быть таковым в силу принципа свободы. Но в таком слу- чае следует позаботится о том, чтобы индивид осознавал то, что он совершает, так как безрассудство или бессознательное состоя- ние человека есть болезнь, которую общество обязано исцелить во имя принципа охраны здоровья. "1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жиз- ни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго име- ни. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пере- говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного реше- ния"(ст. 23 КРФ) "Сбор, хранение, использование и распространение информа- ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуп- - 7 - равления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому воз- можность ознакомления с документами и материалами, непосредс- твенно затрагивающими его права и свободы, если иное не предус- мотрено законом."(ст. 24 КРФ). В этом вопросе Конституция РФ более четко сформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной жизни, чем Конституция Франции. Конституционная ценность этого права во Франции была признана, но четкого решения Конституционного Со- вета по этому вопросу нет. Принцип невмешательства в частную жизнь является логическим следствием Декларации 1789 года. Обеспечение тайны корреспонденции, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных Конституция Франции также не дек- ларирует, хотя действующий кодекс признает уголовные наказания за её нарушение. Исключение аналогичное - на основании судебно- го решения. "Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть вынужден к определению и указанию своей национальной принадлежности"(ст. 26 КРФ) "Жилище неприкосновенно. Никто не в праве проникать в жи- лище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, ус- тановленных федеральным законом, или на основании судебного ре- шения"(ст. 25) Таким образом, рассмотрев текст Конституции РФ по данной проблеме, мы можем видеть, что она выгодно отличается от Конс- титуции Франции. Но, что для нас более важно, принцип неприкос- новенности частной жизни защищен вышеприведенными статьями Конституции РФ. Ссылка на федеральный закон подразумевает огра- ниченный список исключений из данной нормы, а судебное решение является механизмом защиты прав других лиц, то есть полностью соответствует принципу либерализма "Моя свобода заканчивается там, где начинается твоя". семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях"(ст. 38 КРФ) "Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия - 8 - для развития"(10 абзац Преамбулы Конституции 1946 года) На мой взгляд последняя формулировка более конкретна, чем первая. Согласитесь, что "условия для развития" являются более серьёзной мерой по защите права человека и гражданина на семей- ную жизнь, чем "защита государства". Сравните: " 1Нация 0 обеспечи- вает..." - "под защитой государства". Само по себе государство теоретически ничего защищать не может, а, точнее не должно. За- щищает безусловно народ, но посредством такого искусственно созданного механизма для исполнения своей воли, как государс- тво. Нас не должно смущать слово "нация". В переводе на рос- сийскую действительность оно звучало бы как "многонациональный народ"(такому словосочетанию нашлось место лишь в насквозь дек- ларативной Преамбуле к Конституции РФ). Вполне возможно, кто-то скажет, что я был хорошо обработан либерально-демократической пропагандой, и исхожу из основных положений утопичной теории "общественного договора" Руссо. Но не стоит забывать, тот факт, что создатели Конституции РФ пытались придать ей(по крайней ме- ре внешне) явно либеральный характер. В связи с этим я считаю необходимым напомнить: Конституция - не "вещь в себе", а всего лишь инструмент по передаче полномочий от народа системе госу- дарственной власти. Поэтому гарантом защиты прав и свобод не может являться государство, как всякое вторичное явление. Ду- маю, что моя мысль достаточно ясна и не стоит на ней больше за- держиваться. имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности."(ст. 34 КРФ). Принцип свободного распоряжения своим состоянием специаль- но не фигурирует в Декларации 1789 года. В основе своей он ни- когда не обсуждался; применительно к имуществу свобода распоря- жения им есть один из атрибутов права собственности, за которой Декларация признает нерушимый и естественный характер(ст. 17). Вывод: По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция - 9 - лишь констатировать тот факт, что эти статьи обладают достаточ- ности. Термин "публичные свободы" обозначен в статье 34 Конститу- ции Франции, гласящей, что закон устанавливает нормы, касающие- ся "основных гарантий, предоставляемых гражданам для осущест- вления публичных свобод". Поскольку, таким образом, свобода возведена в принцип, закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии, необходимые для пользования ими, ибо ограни- чение свободы кого-либо из людей может стать гарантией свободы других людей(ст. 4 Декларации); следовательно, закон может и ограничивать пользование свободами; это конституционное право на установление ограничений варьируется по-своему объему в за- висимости от объективной сущности каждой из свобод. В этом от- ношении уместно проводить некоторые разграничения. Государственный Совет Франции дает такое определение тер- мину "публичные свободы" - это, прежде всего, свободы личности, а также основные свободы, которые не ограничиваются только од- ним индивидом, а проявляются вовне, в частности, свобода собра- ний, свобода ассоциаций, свободу объединений, свободу печати и вообще право на распространение мыслей, свободу совести и куль- тов, свободу образования." Думаю, что это определение публичных свобод можно использовать и применительно к Конституции РФ. Итак, "Каждому гарантируется свобода совести, свобода ве- роисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними"(ст. 28 КРФ) На - 10 - мой взгляд законодатели несколько увлекшись красивой деклараци- ей прав людей религиозных, забыли о разумном ограничении данной свободы. Как, скажем это было сделано в ст. 29 Конституции РФ, или в ст. 10 Декларации 1789 года: "Никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных, если их проявление не нару- леднее добавление весьма существенно: оно, безусловно ограничи- вает право личности на свободу совести, но лишь в той мере, в какой эта свобода может стать социально опасной. Кроме того, защиту свободы совести можно обнаружить и в ст. 59, ч. 3 : "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также и в иных случаях, установленных федеральным за- коном имеет право на замену её альтернативной гражданской служ- бой." Но, как известно, пока отсутствует федеральный закон об альтернативной службе. Сравнение: во Франции сложилась обратная ситуация - защита этого права в Конституции отсутствует, но оно вполне успешно применяется, так соответствующая норма существу- ет в Кодексе Национальной Службы. на объединение, включая право создавать профессио- нальные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем."(ст. 30 КРФ) "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мир- но, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".(ст. 31 КРФ) Этими двумя статьями защищается свобода объединений и соб- раний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не представляется необходимым. На мой взгляд они надежно защищают от произвола государственных властей, а требование "собираться мирно, без оружия" преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих общество, в частности их право на жизнь. Вывод: В результате сравнения Конституции РФ с Конституци- - 11 - и свобод. "Свободное сообщение другим своих мыслей и мнений есть одно из драгоценных прав 1 человека 0; поэтому всякий 1 гражданин 0 мо- жет свободно говорить, писать, неся ответственность за злоупот- ребление этой свободой в случаях, установленных законом."(ст. 11 Декларации 1789 года). Чаще всего это право называют "свобо- дой информации". Я выделил два термина, последовательно упот- ребленные в данной статье: "одно из драгоценных прав 1 человека 0; каждый 1гражданин 0 поэтому может свободно высказываться, писать, печататься." Ст. 34 Конституции Франции в свою очередь предус- матривает только основные гарантии, предоставляемые 1 гражданам для осуществления публичных свобод; поэтому эти гарантии могут не признаваться за иностранцами в той мере, в какой установле- ние этих гарантий также означает ограничение возможности поль- зоваться свободами; причем эти ограничения могут, таким обра- зом, быть более строгими для иностранцев, естественно с оговор- кой о соблюдении международных соглашений. Теперь сравним это с Конституцией РФ. " Каждому гарантируется свобода мысли и слова."(ч.1 ст.29 КРФ) " Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо- бом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, оп- ределяется федеральным законом"(ч.4 ст. 29 КРФ). "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре- щается."(ч.5 ст. 29 КРФ). Думаю, что любой человек сразу заметит отличие в защите свободы выражения мыслей и мнений Конституции РФ от Конституции Франции: она гарантирует свободу информации каждому, тогда как в Конституции Франции это право дифференцировано. - 12 - Также в Конституции РФ выделяется свобода массовой инфор- мации и запрещение цензуры, что отсутствует в таком классичес- ком документе, как Декларация 1789 года. Злоупотребление. "Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расово- го, национального, религиозного или языкового превосходс- тва."(ст. 29, ч.2 КРФ) Конституция РФ с помощью данного пункта этой статьи защищает права других людей от злоупотребления сво- бодой выражения мыслей и мнений. Существует такое мнение, что этому ограничению не место в конституции демократического и ли- берального государства. Сам я его тоже придерживался долгое время. Вот суть этих возражений: 1. Это прямое нарушение свобо- ды выражения мыслей и мнений. 2. Сама по себе пропаганда и аги- тация не причиняют ущерба личности и её имуществу. Да, безус- ловно, она провоцирует на определенные действия, но в этом слу- чае наказуемы должны быть действия, а не призыв к ним. 3. Конс- титуция США не имеет такого ограничения. Что же можно возразить сторонникам этой точки зрения? 1. Эта статья не нарушает свободу выражения мыслей и мнений, а, как уже было сказано выше, защищает от злоупотребления этой свободой. Аргумент у меня один, но очень веский. Это статья 21 Конституции РФ: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". Таким обра- зом, ч.5 ст. 29 стоит на охране достоинства личности от необос- нованного умаления. Однако, действительно, старые и устойчивые демократические государства(США, Франция) могут позволить себе не иметь в своих конституциях такого ограничения. Нашей же демократии около 3 лет и при всеобщей политической нестабильности, а также неспо- собности государства надежно защитить личность. Вывод: Таким образом, при рассмотрении защиты публичных свобод мы можем увидеть, что Конституция РФ более точно и под- робно гарантирует эту защиту по сравнению с классическими доку- ментами - Конституцией США и Декларацией 1789 года Франции. Од- нако при этом, все нормы, заложенные в эти конституции нашли отражение в Конституции РФ. То есть создана прекрасная база для практической защиты публичных прав и свобод человека и гражда- - 13 - нина. Практическая реализация данных норм связана с определен- ными затруднениями, впрочем, как и защита других прав и свобод личности. Однако мы видим на сегодняшний день по меньшей мере свободу печати, свободу распространения мыслей и мнений, следо- вательно, нормы действуют. Свобода, в античном смысле слова - это участие в осущест- влении власти: свободным является народ, который живет по своим собственным законам. Но так как непосредственная демократия в условиях 20 века невозможна, государство в целом является зако- нодателем, исполнителем и судьей. При всем этом остаются ка- кие-либо мелкие, локальные проблемы, решение которых централь- ной властью либо затруднительно, либо вообще невозможно. Кроме того, имеет значение еще и фактор оперативности. По этим причи- нам, а также потому, что у личности есть такое право, этот воп- рос был рассмотрен Конституцией РФ. "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечива- ет самостоятельное решение населением вопросов местного значе- ния, владение, пользование и распоряжение муниципальной собс- твенностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем ре- ферендума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления"(ст. 130 КРФ). Каким же образом защищается это право? "Местное самоуправ- ление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в ре- зультате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установ- ленных Конституцией Российской Федерации и федеральными закона- ми."(ст. 133 КРФ) При изучении Конституции США я не обнаружил статей, посвя- щенных этой проблеме. Институты местного самоуправления во Франции отличаются от российских. Так как Франция - унитарное государство, то, ес- - 14 - тественно не существует разграничения полномочий между центром и местной властью. Более того, местная власть остается на вто- рых ролях, так как государственные представители имеют приори- тет(ч.3 ст. 72). Таким образом, одно из неотъемлемых прав человека защища- ется российской Конституцией на достаточно высоком уровне. Ко- нечно, стоило бы сравнить наш защиту права на самоуправление с оригиналом, но к сожалению в Англии не существует конституции. . - 15 - ЗАЩИТА ПРАВА НА РАВЕНСТВО. "Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запре- щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци- альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад- лежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации."(ст. 19 Конституции РФ). Сразу же возникает вопрос, зачем дублировать понятие "пол" во второй части статьи понятиями "мужчина и женщина" в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело, видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство(до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, в политических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто. Ст. 1 Декларации 1789 года гласит: "Люди рождаются и оста- ются свободными и равными в правах." Преамбула Конституции 1946 года установила, что "закон га- рантирует женщине во всех областях равные права и мужчиной." Принцип равенства всех граждан перед законом нашел свое отражение в ст. 6 Декларации , а также в ст. 2 Конституции Франции, установив, что последняя "обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или ре- лигии." Ст. 6 Декларации закрепляет гражданам равный доступ к должностям: "Все граждане равны перед законом и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обеспечены их добродетелями и способностями." Ст. 3 Конституции 1958 года гласит, что выборы всегда яв- ляются всеобщими, равными и тайными." Ст. 13 Декларации гласит: "Общие взносы должны быть равно- - 16 - мерно распределены между всеми гражданами сообразно их возмож- ностям". "Никто не может быть ущемлен в труде и в профессии по при- чине своего происхождения, своих взглядов или своего вероиспо- ведания"(Абзац 5 Преамбулы 1946 года). В ст. 2 Конституции Франции говорится о том, что всем обеспечивается равный доступ к образованию. Таким образом, мы можем увидеть, что принцип равенства за- ложен в обе Конституции. Имеются правда некоторые структурные отличия. В Конституции Франции принцип равенства фигурирует во многих статьях, тогда как Конституция РФ утверждает его ст. 18 и все остальные статьи следует рассматривать с учетом ст. 18. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничивает возможность злоупотребления этим принципом. Само это право яв- ляется одним из неотъемлемых прав человека и гражданина и вос- ходит к естественным правам. Россия претендует сейчас на роль социального государства и поэтому, в отличие от Франции, Конституция РФ закрепляет общео- бязательность основного общего образования. Это мера хорошая, однако необходимо признать, что она противоречит либеральным принципам. Вывод: Российская Федерация, провозглашая демократический режим, обязана соблюдать естественные права человека. Право на равенство является одним из этих прав. Можно объяснять проис- хождение этого принципа с помощью любых теорий, но ясно одно - если отсутствует право на равенство, то говорить о демократи- ческом государстве нельзя, ибо в этом случае не будет res pub- lica в первичном, древнеримском значении этого слова. . - 17 - ЗАЩИТА ПРАВА НА СОБСТВЕННОСТЬ. Согласно Декларации 1789 года собственность - "естествен- ное и неотъемлемое право"(ст. 2). И в то же время - "право неп- рикосновенное и священное."(ст. 17). Преамбула Конституции 1946 года ограничивается подтверждением Декларации. Самого определе- ния понятия "собственность" в Конституции Франции нет. "Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государс- твенных нужд может быть произведено только при условии предва- рительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется."(ст. 35 КРФ) На мой взгляд, Конституция РФ горздо более четко защищает интересы собственника. дело в том, что французская Конституция накладывает ряд ограничений, которые, по моему мнению, ущемляют интересы личности во благо общества. Правда это объясняется тем, что Франция, также как и Россия провозглашается социальным государством.(ст. 2 КФ). Но встает философский вопрос, в какой мере интересы личности должны ограничиваться в угоду обществу? Но вернемся непосредственно к ограничениям. Во-первых, абзац 9 Преамбулы Конституции 1946 года гласит, что "Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или принимает черты национальной общественной службы или фактической монопо- лии, должно стать коллективной собственностью". Безусловно, что норма хорошая в целом. Но имеет и свои побочные эффекты. В частности, она лишает стимулов деятельность крупных м талантли- вых бизнесменов, которые являются личностями. Согласно ст. 17 Декларации 1789 года лишение права собс- твенности может также произойти при наличии "общественной необ- ходимости", которая должна быть установлена в законных рамках и при условии справедливого и предварительного возмещения. Опять же, понятие "общественная необходимость" весьма расплывчато, следовательно, не исключена возможность злоупотребления, то - 18 - есть нарушения права собственности. Такие же сомнения вызывает и статья 34 Конституции Франции, в которой речь идет о национа- лизации имущества. Национализация является мерой принудитель- ной, а следовательно противоречащей ст. 17 Декларации. Вывод: Режим частной собственности по Конституции РФ тяго- теет более к либеральным принципам, нежели к принципам социаль- ного государства, тогда как в Конституции Франции мы можем ви- деть сильный уклон в сторону именно социального государства. Хорошо это или плохо? Так ставить вопрос нельзя. Ибо все зави- сит от оценочных критериев. Поэтому мне больше нравится режим частной собственности, закрепленный в российской Конституции, то есть интересы собственника для меня все-таки важнее интере- сов общественного блага, но не во всех случаях, ибо каждое пра- вило всегда имеет исключение. . - 19 - "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жес- токому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия под- вергнут медицинским, научным или другим опытам"(ст. 21 КРФ). Достоинство личности есть неотъемлемое право человека и гражданина и поэтому оно не зависит от государства. Последнее может лишь охранять его, но ограничивать, или запрещать не мо- жет. В России гарантом прав и свобод граждан является Президент РФ(ст. 80, ч. 2) Что же касается мировой практики, то во Франции право на достоинство не закреплено ни в одном акте конституционного зна- чения. Но, согласно преамбулам двух Международных Пактов 1966 года, ратифицированных и опубликованных во Франции, "Достоинс- тво присуще каждому человеку". Вывод: Таким образом, мы видим, что Конституция РФ соблю- дает международные нормы, более того, существенно уточняет де- тали, что, безусловно, способствует защите права на достоинство. Что же касается вопроса о практической реализации данной нормы, то необходимо отметить, что на данный момент уже имеются преце- денты исков о защите чести и достоинства граждан, существуют соответствующие статьи и институты реализации защиты этого пра- ва. . - 20 - Согласно статье Декларации 1789 года неприкосновенность личности относится к разряду естественных и неотъемлемых прав человека. "Целью всякого политического объединения является за- щита естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению." По объективным причинам в Конституции РФ 1993 года этот вопрос освещен более подробно. Ст. 22 гласит: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей до- пускаются только по судебному решению. До судебного решения ли- цо не может быть задержано на срок более 48 часов". Такое определение приемлемо, ибо неприкосновенность -колы- бель всех гражданских учреждений и, надо заметить, что Деклара- ция 1789 года в этом вопросе нисколько не устарела. Более того, она закрепляет право на сопротивление угнетению, которое от- сутствует в Конституции РФ 1993 года. Можно конечно говорить, что этот принцип - пережиток смутных времен, однако, на мой взгляд, он имеет смысл и сейчас, особенно для России, потому что у нас отсутствуют демократические традиции и стабильность общества низкая. Стоит также обратить внимание на то, что монархические го- сударства, развивавшиеся в средние века, тоже ставили цель за- щиты права личности на неприкосновенность. Не ради этого ли мо- нархия узурпировала у нации или у народа суверенные права? Безусловно, государство упорядочивает общество, предостав- ляя гражданам право на неприкосновенность и прежде всего обес- печивает функционирование правосудия как основы этого права. Но кроме того государство обеспечивает за гражданами материальные предпосылки такой неприкосновенности, что согласно Преамбуле Конституции 1946 года, а также Конституции РФ гарантирует инди- виду сохранение его личности, имущества, а также защиту закон- ных прав и интересов. Поэтому, рассматривая вопрос о защите права на неприкосно- венность личности, я счел уместным разбить его на четыре пунк- - 21 - та: - право на правосудие; - материальная безопасность лиц и имущества; - юридическая защита личности; - юридическое обеспечение реализации прав. Личность вправе обращаться в суд; перед лицом правосудия все равны. Это следствия из принципа равенства, которые были изложены выше. Правосудие есть не идеал справедливости, ибо степень спра- ведливости правосудия зависит от условий времени, места, гос- подствующих воззрений и верований. Правосудие есть система, преследующая общеполезные цели, как организация процесса, поз- воляющая обеспечить соблюдение права. Следовательно правосудие есть один из аспектов обеспечения защиты неприкосновенности граждан, их имущества, а также защиты охраняемых законом прав и интересов. Право на правосудие - изначальный аспект права на непри- косновенность; оно имеет под собой конституционное обоснование в форме разделения властей(ст. 16 Декларации & ст. 10 Конститу- ции РФ). "Государственная власть в Российской Федерации осуществля- ется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."(10 ст. КРФ) "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование пра- вами и не проведено разделение властей, не имеет конститу- ции."(ст.16 Декларации). "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия(или бездействие) органов государствен- ной власти, органов местного самоуправления, общественных объ- единений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по - 22 - защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты"(ст. 46 КРФ).Аналогов этой статьи в Конституции Франции не обнаружено. "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено за- коном. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на расс- мотрение его дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом."(ст. 47). С помощью этих двух статей защищается возможность свобод- ного доступа к правосудию. Эти принципы отсутствуют в Конститу- ции Франции, но содержаться в уголовном и гражданском кодексах республики. Нельзя не затронуть вопрос о профессиональной подготовке судей. Согласно статье 119 Конституции РФ "Судьями могут быть граждане Российской Федерации...имеющие высшее юридическое об- разование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет." Французская Конституция таких ограничений не накладывает, так как во Франции существует разветвленная система третейских судов. Организация подобного рода судов является демократичес- ким проявлением и логическим продолжением идеи, заложенной в институте присяжных заседателей. Также важно затронуть вопрос о независимости судей. Поче- му? Ответ лежит на поверхности. Только независимый судья спосо- бен на беспристрастное рассмотрение дела. Следовательно, только независимый судья может обеспечить должную защиту прав и свобод человека и гражданина. Но здесь есть один нюанс: при всей неза- висимости решение(приговор) судьи потенциально должны иметь возможность обжалования. Все это отражает наша и, в меньшей ме- ре, французская Конституции. "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону."(ст. 120 КРФ), "Судьи несменяемы"(ст. 121), "Судьи неприкосновенны"(ст. 122). Принцип независимости судебной власти закреплен и в ст. 64 Конституции Франции. Однако означает ли это независимость конк- ретного судьи? Конституция не дает ответа на этот вопрос. Он был рассмотрен Конституционным Советом. "Судьи несменяемы", - гасит последний абзац ст. 64 Консти- - 23 - туции Франции. Подобная статья есть и в Конституции РФ(См. вы- ше). Но, на мой взгляд, принципы независимости судей и её обес- печения должны быть рассмотрены в Конституции более подробно, учитывая нынешнюю ситуацию в стране, когда третья власть факти- чески является придатком первых двух. Вывод: Таким образом, рассмотрев данный пункт работы мы можем увидеть, что Конституция Российской Федерации в области защиты права личности на неприкосновенность соответствует меж- дународным стандартам, а судебная власть является непосредс- твенным защитником этого права, в связи с чем мы выяснили, что независимость суда и судей является важной основой справедливой защиты прав и свобод человека и гражданина. В этом вопросе необходимо рассмотреть два аспекта пробле- мы: 1) предупреждение посягательства на лица и имущество; 2) обеспечение граждан, не имеющих для этого возможности, то есть социальная защита. Законодательная власть, которая определяет объем основных гарантий, предоставляемых гражданам для реализации ими публич- ных свобод (ст. 34 КФ), и условия реализации свободы личнос- ти(ст.66 КФ) устанавливает также и границы пользования ими (ст. 4 Декларации). В числе этих границ значатся: необходимость обеспечения человеческого здоровья, обнаружения виновных в на- рушении закона и пресечения посягательств на установленный пра- вопорядок, в частности, с целью обеспечить безопасность личнос- ти и её имущества. Эти цели являются не только не только обще- полезными и общезначимыми, но и имеющими конституционное значе- ние. "Право частной собственности охраняется законом"; "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению су- да."(ст. 35). Во Франции аналогичные гарантии дает ст. 17 Дек- ларации. С другой стороны, Франция и Россия являются социальными - 24 - государствами(ст.2 КФ; ст. 7 КРФ), и поэтому они обязались обеспечивать материальное состояние лиц, лишенных возможности обеспечивать себя своими собственными усилиями. "Каждому гаран- тируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливают- ся законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворитель- ность."(ст. 39 КРФ). "Всякое человеческое существо, лишенное возможности тру- диться по своему возрасту, физическому или умственному состоя- нию или экономическому положению, имеет право получать от кол- лектива средства, необходимые для существования."(Преамбула 1946 года) Фактическое содержание статей очень близкое, Конституция РФ затрагивает более широкий круг вопросов. Вывод: Таким образом, на фоне общей тенденции в мире к созданию социальных государств и "государств всеобщего благо- денствия", Конституция России также закрепляет социальную защи- ту населения. Однако практическая реализация данных норм нахо- дится на скандально низком уровне, граничащем с издевательством над теми, кого обязались защищать. Это объясняется многими объ- ективными и субъективными причинами. Но оправданием последние служить не могут. Прежде всего это охрана свободы личности, рассмотренная в этой работе, которую обеспечивает правосудие - ст. 66 Конститу- ции Франции; ст.ст. 46, 45, 47, 48 Конституции РФ. "Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения"(ст. 8 Декларации). Речь идет о том, что закон не может иметь обратной силы, если на момент совершения деяние не являлось преступлени- - 25 - ем, или ответственность за него была ниже, чем установленная позже. Также речь идет о том, что только обнародованный закон является действующим. Аналогичные принципы юридической защиты личности закреплены и в Конституции РФ 1993 года: "Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устра- нена или смягчена, применяется новый закон."(ст. 54 КРФ). Стоит обратить внимание на то, что в конституционных доку- ментах Франции не закреплены случаи, когда закон имеет обратную силу(см. выше). "Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишние суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом"(ст. 9 Декларации). "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается не- виновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотрен- ном федеральном законом порядке и установлена вступившим в за- конную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого."(ст. 49) Конституция РФ более глобально разрабатывает принцип пре- зумпции невиновности, тогда как Декларации он нашел отражение лишь в виде общего принципа. Правда стоит обратить внимание на одну маленькую деталь: "излишне суровые меры, не являющиеся не- обходимыми должны строжайше пресекаться законом". В Конституции РФ данная деталь не закреплена, а следовательно, Конституция РФ не защищает нас от произвола в этой области. Практическая реа- лизация данной нормы в условиях России невозможна на данный мо- мент(достаточно вспомнить наши следственные изоляторы, чтобы позабыть про все излишне суровые меры, не являющиеся необходи- мыми и т.д.) "Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться услугами адво- ката(защитника) с момента собственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения."(ст. 48, ч. 2 КРФ) Эта норма гарантирует защиту от произвола правоохранитель- - 26 - ных органов. В Конституции Франции аналогов не обнаружено, поэ- тому это можно записать в разряд достоинств Конституции РФ. "Никто не может быть произвольно лишен свободы"(ст. 7 Дек- ларации). "Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесс- порно необходимые"(ст. 8 Декларации). Согласно ст. 4 законодатель вправе устанавливать "пределы осуществлению свобод", а также, согласно ст. 7 Декларации, ос- нования и формы, соблюдение которых необходимо для ареста и со- держания под стражей лица. Та же идея заложена в ст. 66 Консти- туции Франции в том, что касается свободы личности, и в ст. 34, согласно которой законом определяются преступления и деликты и меры наказания за их совершение. Но это касается не основных прав и свобод личности, так как те вообще неотчуждаемы и при- надлежат человеку с рождения. В Конституции РФ также имеется статья, в которую заложен аналогичный принцип. "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон- ных интересов других граждан, обеспечения обороны страны и бе- зопасности государства."(ст. 55 КРФ) Данная статья включает в себя весьма расплывчатые опреде- ления,как, например "нравственность". Как же можно защищать то, что четко неопределенно. Следовательно, возможен произвол. Уже имеются Конкретные примеры. К 9 мая этого года уличных художни- ков "попросили" убрать картины, изображающие ВОВ в далеко не радужном и патриотическом свете, аргументируя это тем,что по- добные произведения могут оскорбить ветеранов. На лицо ограни- чение свободы человека и гражданина, однако вот вопрос, в какой степени это наносит вред обществу? С тем же успехом можно наст- роить потемкинских деревень для г-на Ельцина, аргументируя это тем, что мол, чего Президента заставлять волноваться? Также вызывает сомнение ценность "безопасности государс- тва". Дело в том, что как "вещь в себе" государство существо- вать не должно, а следовательно защищать надо безопасность на- рода, а не государства. свою деятельность во благо свободы, имеет право убежища на тер- - 27 - ритории Республики" - гласит абзац 4 преамбулы Конституции 1946 года. "Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам или лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача лиц, пресле- дуемых за политические убеждения, а так же за действия(или без- действие), не признаваемые в Российской Федерации преступлени- ем. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государс- твах осуществляются на основе федерального закона или междуна- родного договора Российской Федерации.(ст. 63 КРФ). Думаю, что сразу заметны различия в российской и французс- кой конституциях. Россия предоставляет убежище любому полити- ческому беженцу, но Франция - нет. Только человеку, преследуе- мому за деятельность на благо свободы. Кроме того, и это более противоречивый момент, убежище предоставляется человеку, кото- рый не совершил преступления по законам РФ. Безусловно, дать оценки этим разногласиям нельзя. Все-таки мне кажется, что не стоит наделять правом убежища людей, совершивших преступление, а также политических преступников, не исповедующих демократи- ческие идеалы. Еще один нюанс - во Франции человек имеет право убежища, а у нас РФ предоставляет убежище. Не знаю, насколько различный смысл в этих формулировках, но мне кажется, что не государство предоставляет, а человек имеет это право. Вывод: Таким образом, несмотря на мелкие противоречия, практически по всем вопросам, относящимся к сфере неприкосно- венности личности, Конституция РФ выполняет необходимый минимум по защите прав и свобод человека и гражданина. Более того, мы можем отметить, что по некоторым вопросам Конституция РФ напи- сана более четко и подробно, чем конституционные документы Франции. . - 28 - "Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления(ст. 1 КРФ) "Франция является неделимой, светской, демократической Республикой... Её принцип: правление народа, народом и для на- рода"(ст. 2 КРФ) Принцип заложенный в этой статье, также присутствует в Конституции РФ, однако лишь косвенно. "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осу- ществляет его через своих представителей и путем референду- ма"(ст. 3 КФ). "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуп- равления. Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы."(ст. 3 КРФ) Сравнивая эти статьи, можно заметить, что Конституция РФ более детально освещает права народа. Однако, на мой взгляд, понятие "представители"(КФ) более емкое, чем "органы государс- твенной власти и местного самоуправления"(КРФ) "Политические партии и группировки... должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии"(ст. 3 КФ). В Российской Федерации признаются политическое многообра- зие и многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объедине- ний, цели или действия которых направлены на насильственное из- менение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни."(ст. 13 КРФ). Сравнивая эти две статьи, я могу сказать, что при всей подробности их рассмотрения в Конституции РФ, лаконичное опре- - 29 - деление в Конституции Франции гораздо более мудрое. Кроме того, у меня возникает естественный вопрос к создателям Конституции РФ: что они думают по поводу партии или объединения, подрываю- щей безопасность государства, но при этом выражающей волю граж- данского общества и обеспечивающей этому обществу безопасность? Это будет демократическим и суверенным волеизъявлением, не так ли? Таким образом толковать данную статью только как возмож- ность государственного образования защитить себя от своих соз- дателей. "Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в созда- нии закона."(ст. 6 Декларации). Аналогичная формулировка содер- жится в ст. 3 Конституции РФ. "Все граждане имеют право лично или через своих представи- телей, удостовериться в необходимости общественного обложения, свободно выражать на него согласие, следить за его расходовани- ем и определять его размер, основания и порядок взимания."(ст. 14 Декларации). "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо- ры. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положе- ние налогоплательщиков, обратной силы не имеют."(ст. 57 КРФ). С первого взгляда видно, что французская формулировка бо- лее демократична российской. Что такое "законно установленные налоги?" Те, что не противоречат Конституции? Но в таком случае и 100-процентный налог законен. Что же касается обратной силы закона, то это принцип общий и его упоминание в данной конкрет- ной статье не так необходимо. Короче, граждане должны платить и служить(ст. 59 КРФ), а государство будет законно устанавливать. "Общество имеет право требовать отчет у каждого должност- ного лица по вверенной ему части управления"(ст. 15 Декларации) Аналогов в Конституции РФ нет. Это косвенно вытекает из целого ряда норм. Таким образом "слуги народные лучше хозяев живут". "Всякое общество, в котором... не проведено разделение властей, не имеет Конституции."(ст. 16 Декларации) "Государственная власть в Российской Федерации осуществля- ется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную." Органы законодательной, исполнительной и судебной - 30 - самостоятельны.(ст. 10 КРФ). Содержание этих статей приблизи- тельно одинаково, поэтому сравнивать их не имеет смысла. Избирательное право. "Голосование может быть прямым и кос- венным, в соответствии с условиями, предусмотренными Конститу- цией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным. В соответствии с условиями, определенными законом, избира- телями являются все совершеннолетние французские граждане обое- го пола, пользующихся гражданскими правами и политическими пра- вами."(ст. 3 КФ). "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, приз- нанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах ли- шения свободы по приговору суда."(ст. 32 КРФ). Конституция РФ отличается большей конкретностью и подроб- ностью в формулировке. Общие принципы, закрепленные в этих статьях аналогичны. Сопротивление угнетению. Это очень интересное явление. Согласно статье 2 Декларации 1789 года "сопротивление угнетению есть одно из прав человека." В российской Конституции аналогов этой статьи я не обнаружил. Но самое интересное в том, что оп- ределения терминам "угнетение" и "сопротивление" в Конститу- ции(а равно и в преамбуле 1946 года и Декларации) нет. Его мож- но обнаружить, исследуя историю конституционных документов Франции, начиная с 1791 года, однако это не входит в сферу дан- ной работы. На мой взгляд, это право является дополнительной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина и за- щищает от законов, которые ущемляют эти права. . - 31 - "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правона- рушением."(ст. 42 КРФ) "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бе- режно относится к природным богатствам."(ст. 58 КРФ) Аналогов в Конституции Франции(в том числе и в Декларации и в Преамбуле Конституции 1946 года) не существует, да и не мо- жет существовать, так как это одно из новейших прав человека и гражданина. Таким образом, закрепленное в Конституции это право уже защищается тем, что Конституция - Основной Закон. Из данной нормы уже появилась целая отрасль права - экологическое право. "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры."(ст. 44 КРФ). Этот принцип также отсутствует в Конституции Франции(а равно и в Конституции США). Суть его в том, что человеку гаран- тируется сохранение исторического и культурного наследия, это равное право и обязанность, так как, с одной стороны, "каждый обязан", а с другой стороны, человек имеет право пользоваться памятниками культуры(изучать, лицезреть). Эта норма способству- ет сохранению традиций и культурных ценностей общества. туции Франции(и США), позволяет считать его значительным преи- муществом Конституции РФ, что же касается сохранения культурно- го и исторического наследия, то, хотя это право в определенных ситуациях нарушает неприкосновенность частной собственности, оно служит общественному интересу, ведь Россия - социальное го- сударство(ст.7). . - 32 - Задачей этой работы было рассмотрение конституционной за- щиты прав и свобод человека и гражданина. При выполнении её я пришел к определенным выводам, кото- рые сейчас попытаюсь изложить. Конституция РФ 1993 года действительно является Конститу- цией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких классических документах как Декларация 1789 года и Конституция США. По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих прин- ципов, что конечно же защищает права и свободы личности более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует всем меж- дународным соглашениям(то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их. Что особенно важно, Конституция РФ более четко регламенти- рует сферу вмешательства законодателей с целью ограничения пуб- личных свобод. Свобода информации рассмотрена в ней очень глу- боко и подробно, кроме того, свобода информации гарантирована любому, а не только гражданину, как в Конституции Франции. Защита права на равенство соответствует международным нор- мам. Защита права на частную собственность по Конституции РФ гораздо более четко охраняет интересы собственника, практически не оставляет возможностей для злоупотребления, в ней заложен скорее либеральный, чем социальный принцип, хотя элементы пос- леднего также присутствуют. Защита права на достоинство соответствует международным нормам. Практически по всем вопросам, рассмотренным в рамках защи- ты права личности на неприкосновенность, Конституция РФ отлича- ется от классических документов конституционного значения более четкими и подробными формулировками. Некоторые недостатки Конс- титуции РФ выглядят незначительной мелочью на фоне пробелов в - 33 - Конституции Франции. В области права на демократию нет прямого закрепления контроля народом действий государственной власти. Одним из достоинств Конституции является экологическое право и право на сохранение исторических ценностей. Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным(в области прав и свобод) международного признания. При четкой практической реализации всех этих конституцион- ных принципов, Российская Федерация сможет претендовать на са- мое свободное и социально защищенное положение личности в мире. *** . - 34 - 1. Конституция РФ. Москва, "Юридическая литература", 1993 2. Современные зарубежные Конституции. Москва, 1992, Мос- ковский Юридический Институт. 3. Ф. Люшер "Конституционная защита прав и свобод личнос- ти", Москва, "Прогресс-Универс",1993 4. "Что такое демократия?" Инф. агентство США, 1991 5. Теория государства и права, Москва, "Юрист", 1993 6. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ, А.П. Гераси- мов,"Норма", СПБ, 1994 |