Реферат: Понятие и виды договора перевозки грузов.
Название: Понятие и виды договора перевозки грузов. Раздел: Рефераты по логистике Тип: реферат |
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ По договору перевозки транспортная организация (пере- возчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получе- ние груза лицу (получателю), а отправитель обязуется упла- тить за перевозку груза установленную плату (ст, 72 Основ, ст. 373 ГК). Договор перевозки грузов - один из важнейших хозяйс- твенных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышлен- ностью и торговлей. Сторонами по договору перевозки груза являются транс- портные организации - перевозчик и грузоотправитель. Дого- вор перевозки грузов государственных и общественных органи- заций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов - плановымй. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут обязайности, следовательно, договор перевозки двусто- ронний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Договор заключается между перевозчиком и грузоотправи- телем. Одинако в договоре перевозки груза участвует третье лицо, которое в результате него приобретает права и обязан- ности. Это лицо называется получателем. В договоре перевоз- ки третье лицо имеет не только права, но и несет обязаннос- ти: Принять груз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к заключению договора перевозки третье лицо - грузополучатель - никакого отношения не имеет. Его обязанности вытекают из его взаимоотношений с грузоотправи- телем (как правило, с поставщиком). Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляюшего перевозки. Различают железнодорожные, морс- кие, речными, воздушные и автомобильные перевозки. В ка- - 2 - честве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранс- портные предпиятия и др. Каждый вид перевозки регулируется специальными нормативными актами. Классификация договоров производится тактике в зависи- мости от числа транспортных предприятий, участвующих в пе- ревозке Различают местные, прямые и прямые смешанные пере- возки. Местными называют перевозки, в которых принимает участие одно транспортное предприятие. Перевозка оформляется накладной. Она содержит все су- щественные условия договора и по существу является формой договора перевозки (на морском транспорте перевозка оформ- ляется коносаментом). Накладную заполняет отправитель в ус- тановленной форме и вручает перевозчику с грузом. В ней указываются наименование отправителя, получателя, место отправления и доставки груза, число мест, масса груза, род упаковки и характеристика перевозимого груза. На перевозку груза автомобильным транспортом выписыва- ется товарно-транспортная накладная в четырех экземплярах. так как она является не только перевозочным документом,в одновременно и документом учета товарных ценностей грузоот- правителя и грузополучателя. Грузоотправитель несет ответственность за неправиль- ность и неполноту сведений в накладной. В соответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить переданный ему груз в пункт назначения в целости и сохранности и выдать его управомоченному на его получение лицу. Если груз перевозчиком был утрачен, испорчен либо пов- режден, то он обязан возместить грузоотправителю или грузо- получателю возникшие в результате этого убытки. За утрату или недостачу груза перевозчик выплачивает получателю стои- мость утраченного или недостающего груза. Перевозчик обязан доставить груз в установленный срок. Срок доставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния между пунктом отправления и пунктом назна- - 3 - чения. На железной дороге сроки доставки исчисляются также в зависимости от вида скорости (большая скорость, грузовая скорость). За задержку доставки груза перевозчик уплачивает штраф. На железной дороге он определяется в зависимости от прос- рочки и размера провозной платы. Размер штрафа не может превышать 75 % размера провозной платы. При приемке груза грузополучатель обязан проверить сох- ранность прибывшего груза, а именно: целостность пломб, исправность вагонов, льдоснабяение, соответствие груза дан- ным, указанным в накладной. Если грузополучатель обнаружит какое-то отклонение от уставных правил, он должен потребо- вать составления коммерческого акта. Требование о составле- нии коммерческого акта должно быть заявлено и в том случае, когда скоропортящийся груз пришел с просрочкой. Коммерческий акт является основанием для возложения от- ветственности на перевозчика, отправителя и грузополучате- ля. Устав железных дорог (п. 168) предусматривает обстоя- тельства, которые должны быть удостоверены коммерческим ак- том: а) несоответствие между наименованием, массой или ко- личеством мест груза и данными, указанными в перевозочном документе; б) порча и повреждение груза и багажа и и других случаях. Коммерческий акт составляется органом транспорта,как правило, по требованию грузополучателя на специальных блан- ках. Его подписывают на железной дороге начальник станциий, заведующий грузовым двором (смотритель пакгауза, старший весовщик) и весовщик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Если в приемке участвовал экс- перт, должен быть составлен специальный акт с указанием этого в коммерческом акте. 2. ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ, ВИДЫ Собственность - это общественные отношения между людьми по поводу вещей, а не отношение людей к вещам. - 4 - 1. Право владения - собственника означает возможность обладания имуществом. Под владением понимается фактическое обладание вещью, господство над ней. Как правило, владель- цем имущества является его собственник. Однако право владе- ния может принадлежать и несобственнику в следующих случа- ях: собственник по своему желанию передает вещь (имущество) во владение другого лица (сдает ее на хранение по договору хранения), вещь (имущество) может на основании закона пере- даваться во владение другого лица (при передаче имущества одной организации другой). 2. Право пользования - означает эксплуатацию вещи в со- ответствии с ее социально-хозяйственным назначением, т. е. извлечение из вещи ее полезных свойств, разнообразных вы- год. Право пользования (как и право владения) может принад- лежать не только собственникам, но и другим лицам. Собс- твенник может разрешить другому лицу пользоваться вещью (например, в случае заключения договора на аренду жилого помещения). 3. Право распоряжения - собственника означает определе- ние юридической и фактической судьбы вещи по желанию собс- твенника, т. е. собственник вправе продать вещь, обменять ее, отдать взаймы другому лицу и т. д. Если собственник уничтожает вещь, то это также осуществление правомочия рас- поряжения, так как по существу это есть определение факти- ческой судьбы вещи, Как правило, такое право принадлежит только собственнику. В некоторых случаях право распоряжения имуществом (вещью) может быть и у несобственника. О таких случаях говорится в законе. Например, судебный исполнитель в порядке исполнения судебного решения может произвести опись и реализовать имущество гражданина для погашения его долга. Право собственности у приобретателя имущества по дого- вору (или право оперативного управления имуществом) возни- кает с момента передачи ему вещи, если иное не предусмотре- но законом или договором (ст. 135ГК ). Законодательство предусматривает, что передачей признается вручение приобре- - 5 - тателю имущества либо распорядительных документов на него, а также сдача транспортной организации (например, поставщик передает железной дороге товары для доставки их получателю) или на почту вещей для отправки их приобретателю. Определе- ние момента перехода права собственности важно для того, чтобы установить, кто и когда стал собственником. 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА Одновременно с государством возникает право. Право - это совокупность правил (норм) поведения, созданных гос- подствующим классом и направленных на поддержание власти этого класса. Сущность права выразили К. Маркс и Ф. Эн- гельс. Обращаясь к буржуазии, они писали, что <ваше право есть лишь возведеная в закон воля вашего класса, воля, со- держание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса> . Будучи зависимым от экономического строя, право в свою очередь активно воздействует на развитие обшественных отно- шений. Оно может оказывать прогрессивное воздействие, помо- гая общественному развитию, но может оказывать и реакцион- ное воздействие, ставя препятствия развитию общества. Право регулирует не все отношения, а только те, в охра- не и развитии которых заинтересован господствующий класс. При этом право не является зеркальным отражением экономики. Ф. Энгельс в своем письме к Конраду Шмидту 27 октября 1890 г. писал: <Основа наследственного права - экономическая, если предположить одинаковую степень развития семьи. Нес- мотря на это, будет очень трудно доказать, что, например, в Англии абсолютная свобода завещаний, а во Франции сильное ее ограничение объясняются во всех частностях только эконо- мическими причинами. Но и то и другое оказывает очень зна- чительное обратное действие на экономику благодаря тому. что влияет на распределение имуществ> . Поскольку право служит господствующему классу, государство принимает меры к - 6 - точному выполнению норм права. В случае нарушения права го- сударство использует органы принуждения для обеспечения его соблюдения всеми лицами. Исходя из вышеизложенного можно выделить основные черты права. Право - система установленных либо санкционированных государственными органами общеобязательных правил (норм) поведения, которые выражают волю господствующего класса, определяемую экономическими условиями жизни в обществе, и охраняются от нарушений принудительной силой государства. 4. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, ПОНЯТИЕ, ВИДЫ Источниками права являются нормативыые акты, издаваемые уполномоченными органами. Нормативными актами называются такие правовые акты государства, в которых содержатся пра- вила поведения (Нормы права) общего характера (не имеющие конкретнсго адресата). Наряду с нормативными актами госу- дарственные органы или по их поручению общественные органи- зации издают так называемые акты применения. Эти акты адре- суются конкретным лицам и не могут распространяться на дру- гих лиц. Закон - нормативный акт высшей юридической силы. Все остальные (подзаконные акты) нормативные акты должны соблю- даться в рамках закона. Другим видом нормативных актов является указы президен- та, они могут быть как нормативным актом, так и актом при- менения. |