Реферат: Антроподицея о. Павла Флоренского и научное мышление
Название: Антроподицея о. Павла Флоренского и научное мышление Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
В незавершенной книге "У водоразделов мысли" отец Павел развивал так называемую антроподицею (оправдание человека). Он пытался решить или скорее изложить свои мысли по поводу древней религиозно-философской проблемы согласования веры в то, что человек создан по образу и подобию Божьему - то есть разумным и совершенным - с греховностью и несовершенством человека. Эта работа является продолжением его теодицеи (оп- равдания Бога), развиваемой в книге "Столп и Утверждение Ис- тины". В основе антроподицеи о. Павла лежит идея очищения и спасения человека, его освящения и обожения. Центральная проблема антроподицеи проявляется в таинствах церкви, когда человек соединяется с Христом. Антроподицея о. Павла - пра- вославного священника, принявшего мученический венец - опи- рается на Православие. Путь к такой антроподицее становится, таким образом, возможным лишь благодаря Силе Божьей. Так грешный человек становится святым. Таким образом, его духов- ное делание выступает как первичное и определяет его осталь- ную деятельность и мироощущение. Антроподицея о. Павла символична. Диалектика символа и символическое понимание мира являются тонкими инструментами, помогающих изучению затрагиваемых проблем. В первой части книги "У водоразделов мысли" существен- ное внимание уделяется вербальной деятельности человека. Термин выступает здесь "как твердое орудие мысли". Через осознание и диалектику мысли человек приходит к постижению смысла символа и далее, к молитвенному обращению к Имени Божьему, неотделимого от Господа, что есть "живое вхождение в Именуемого". Вторая часть книги посвящена орудийной хозяйственной деятельности. В основе этой деятельности лежит антиномия Природы и Культуры. Орудия являются проекциями органов чело- веческого тела, построенные разумом. Следовательно, хозяй- ство является совокупностью символов человеческого духа. Аналогично и Природа рассматривается Флоренским как символ человеческого духа, в чем проявляется единство Микрокосма и Макрокосма. Греховная природа человека нарушает единство человека и мира. Эта угроза, исходящая от "самости" человека, угроза и Природе, и самому себе, может быть преодолена, как указывает о. Павел, ссылаясь на Василия Великого, "точным наблюдением самого себя", которое дает "достаточное руководство к позна- нию Бога". В поэтичном введении к книге, "На Маковце", о. Павел говорит о тайне Времени, раскрывающейся в тайне вечера и ут- ра из "Книги Бытия". Флоренский дает читателю возможность узнать о самых сокровенных переживаниях автора, что является своеобразным методом пробуждения мысли и подачи своих идей. Размышления, подаваемые в свободной форме, подводят читателя к мысли, что символика чувственных переживаний может привес- ти к раскрытию многих тайн мира. Напомним, что слово "сим- вол" происходит из греческого _______, что значит "состав- ляю", "соединяю". В Древней Греции существовал такой обычай: друзья, расставаясь, брали какой-нибудь предмет (глиняную лампадку, статуэтку или навощеную табличку с надписью) и разламывали пополам. По прошествии многих лет эти друзья или их потомки при встрече узнавали друг друга убедившись, что обе части соединяются и образуют единое целое - символ. Че- рез символическое мироощущение проступают контуры новой на- уки, новой философии... (нынешней?..) Флоренский ставит перед собой цель наметить в своем труде "водоразделы мысли", составить текст, подобный живому существу, а не механизму с частями, зависящими от близлежа- щих частей. При зтом о. ПАвел берется придерживаться катего- формы, творчества и жизни". Все эти категории непосредствен- но связаны с человеком. Философская антропология Флоренского - как метод - рукодствуясь этими идеями "дедуцировать чело- века до основных определений его существа". При этом автор рассматривает по отдельности различные способности к ощуще- нию, органы человека в связи с многообразием мира и орудиями и т. д. Плодотворность подобного метода, на мой взгляд, хо- рошо иллюстрирует замечание, что три основных направления христианства - католическое, протестантское и православное - связаны с различными психологическими типами: католическое со зрительным типом человека, протестантское - со слуховым, а православное - с гармоническим равновесием или неким сред- ним типом. Важнейшее место в философской антропологии Флоренского занимает статья "Обратная перспектива". Эта статья посвящена обсуждению восприятия и методов художественного изображения мира (преимущесственно в живописи). Автор выступает против прямого, аффинно-проективного геометрическог понимания и ху- дожественной передачи мира. Оставаясь в русле русской рели- гиозно-философской традиции, Флоренский доказывает, что ли- нейная перспектива в живописи есть результат Возрождения, которое русское религиозное сознание трактует как неоправ- данное возвышение человека, торжество "самости" и отход че- ловека от Бога. Впрочем, приговор (или скорее мрачный прог- ноз) возрожленческой науке и возрожденческому искусству про- износится в заключительной статье первой части под названием "Итоги". Флоренский связывает линейную перспективу с понятием кантовско-евклидового пространства. Критикуя кантовскую точ- ку зрения, о. Павел вводит, следуя Маху, понятие физиологи- ческого пространства и показывает, что это пространство весьма далеко от евклидового. Важным аргументом против линейной перспективы для Фло- ренского является известное математическое положение, сог- ласно которому объект большего числа измерений может быть отображен взаимно-однозначно на объект с меньшим числом из- мерений (Кантор), но это отображение нельзя сделать непре- рывным (Брауэр и другие). Таким образом, художник, изобража- ющий трехмерное (или многомерное) многообразие на плоскости с неизбежностью вступает на путь символизма и условности. При этом, особенно при показе незамкнутости мира (иконы) так называемая обратная перспектива является очень выразитель- ной. Итак, Флоренский отстаивает самобытные представления об искусстве и мире, преодолевая "ограниченность натурализма" и указывает путь к освобождению и духовности, освобождению от сковывающих пут и выход из тупиков возрожденческой мысли. Изучая научную деятельность человека, о. Павел показы- вает, что физический механицизм, построение механических мо- делей в большой степени изжили себя и служат лишь вспомога- тельными инструментами, характерными более для английского ума. Так, по замечанию Герца, теория электромагнетизма Максвелла есть не более, чем уравнения Максвелла. Но работы самого Максвелла помимо уравнений содержат их "вывод" - мно- го места уделяется механическим моделям и попыткам механи- ческой интерпретации, не всегда помогающих разобраться, а то и затемняющих суть дела. на этом и других примерах Фло- ренский убеждается, что все механические "объяснения" суть всего лишь символы, "как бы объяснения", даже не претенду- ющие на единственность. Ссылаясь на Герца, Флоренский пока- зывает, что наука всегда вводит символические образы и ут- верждается как символическая познавательная сущность. Пора- зительным наблюдением автора, на мой взгляд, является то, что символы науки не должны (как и символы искусства) пере- ходить переходить через свои границы и смешиваться с жизнью, то есть на ученого (как и на художника) возлагается большая ответственность не смешивать жизнь с небытием. Окончательный вывод Флоренского состоит в том, что наука есть лишь символическое описание, а значит - это только язык. Флоренский дает свое оправдание философии. Он говорит, что философия, в отличии от науки, претендует именно на объ- яснение и добивается такового. Философия - это жизненная полнота, отрицающая мертвящий метод науки. И признать неп- равду Науки есть по Флоренскому "сказать "да" Жизни и Време- ни, то есть оживить мысль. Автор утверждает, что философия - не язык, а драма, поскольку она пользуется и основана на ди- алектическом методе, диалектике. Диалектику Флоренский трактует как метод познания, ос- нованный на удивлении и уходящий в глубокую древность. Ди- алектика в познании соответствует обратной перспективе в жи- вописи. Апостол Фома - символическая фигура философии, и этим подчеркивается глубинная связь между философией и христи- анством. Распятый и Воскресший Христос разрывает замкнутость мира, мир оказывается наполнен Животворящим Святым Духом и пронизан Божественными Энергиями. Наука не объемлет этой Истины, поскольку пропитана ядом Возрождения. Доказывая во второй части книги, что Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его, а Мир - проекция и раскрытие человека, Фло- ренский указывает, что это положение можно было бы выводить из данных современой науки. Но при этом он отмечает, что по- ложения науки слишком относительны, чтобы стать фундаментом философской антропологии. Гораздо прочнее - основные инвари- анты поэзии, а особенно незыблемы символы религии. Они явля- ются "осью истории" и особенно устойчивы при натиске време- ни. Все же наука очень сильна, и сильна, согласно Фло- ренскому, своей ТЕРМИНОЛОГИЕЙ. Термин помогает направить ан- тиномичность языка направить в созидательное русло, и так философия и наука становятся двумя руками одного организма языка, от которого требуется "наибольшая напряженность сло- весной антиномичности". Термин, по Флоренскому, являет ту границу, которой самоопределяется и самоосознается мышле- ние. В заключительной статье к первой части "Итоги" автор по- казывает кризис науки и всего возрожденческого мироощущения. Для последнего характерны иллюзионизм и нигилизм в противо- вес живому реализму. Иллюзионизм отрицает человеческое дос- тоинство и приводит к расколу и расчлененности личности, культуры и науки. Флоренский уподобляет то, что считается сокровищем сов- ременной цивилизации - науку - погибшм системам древности: системе магического миропонимания, схоластике и др., и предсказывает возрожденческой науке гибель и забвение, что человечество освободится от ее пут. С этим выводом, я думаю, мало кто из ученых может сейчас согласиться, хотя кризис на- уки несомненен, и наука сейчас находится, на мой взгляд, в поисках нового смысла. Литература: 1. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. - Приложение к журналу "Вопросы философии", т. 2., - М., Издательство "Правда", 1990. 2. Свящ. Павел Флоренский. У водоразделов мысли. - Символ, N 28, Париж, 1992, с. 125-216. _ |