Реферат: Шпоры по философии, билеты
Название: Шпоры по философии, билеты Раздел: Рефераты по языковедению Тип: реферат |
Билет №8. Аристотель: учение о форме и материи, понятие о сущности вещи. Для А сущность вещи, общая вещь, эйдос вещи прибывает только в вещи и является неотъемлемой. Вещь вполне самобытна, и именно она обладает подлинным бытием и изучению подлежат как раз сами вещи. А интересует жизнь вещи. Для объяснения многообразия мира он использует категории материи и форм. А у Платона идея – это прообраз вещи, для А ейдос и форма означают единство вещи. Материя это «то, из чего» состоит. Материя существует в конкретной форме. Без формы материя лишь возможность вещи. Эта возможность становится действительностью только тогда, когда она оформлена. Этот момент Билет №12 Особенности христианского мировоззрения. Христианское мировоззрение стало доминирующим, во многом благодаря ряду социально сильных идей: Идея равенства людей перед Богом, Идея спасения за праведно прожитую жизнь, Идея самостоятельной духовной жизни. Христианство сформировало идеал человека. Это постулат о сыне Божьем. Сын – свидетельство о Боге на Земле. Отличие Бога христианства: 1.Философские боги – высокий Билет№13 Патристика и схоластика. ПАТРИСТИКА – совокупность литературных произведений в пределах II-VIII вв. в которых сформулированы основные церковные догматы, тиологии и философия христианства. В пределах II-IV вв основным содержанием является апологетика святого писания. (защита христианства от язычников). V-VIII вв – устоявшаяся система догматов. К V в теологические толкования мира становятся тотальными. Ветхий завет – I Новый завет – II Их толкования – II-v Догматика – VI-VIII Имена: Климент Александрийский, Ориген, Августин, Иоан Златоуст. Климент: Философия – средство защиты с помощью рациональных понятий. Ориген Александрийский: из философии греков следует взять рационализм, чтобы прояснить положительную религию. Правильное применение ф-и не вредит библии. Августин: разработка идей креационизма. Бог – Билет №14. Особенности возрожденческого мировоззрения. Идет возрождение идеалов античности в части интереса к природе, человеку и гражданской жизни. В философии: на первый план выходят гуманисты, они и есть философы этого периода. Гуманистами они называют себя сами, желая подчеркнуть противоположность своего видения мира от видения мира схоластикой. 1.В эпоху В художники впервые были осознаны как интеллектуалы. 2.Диалектика христианской мифологии Николая Кузанского, он был координалом, епископом, из простой семьи. «Ученое незнание». Он придерживается отрицательной теологии (бог не может быть сведен ни к какому набору качеств, потому что он во всем). Он вводит понятие АБСОЛЮТА. Говоря об ученом незнании он говорит: истина не есть нечто противоположное заблуждению. Она не отделима от заблуждения. Меняется само понимание диалектики. В античные времена – искусство ведения Билет №15 Гуманистическая концепция христианской философии Эразма Ротердамского. Э.Ротер. его лучшее произведение «Похвала глупости», «О свободе воли», «Эпикуриец». Основная идея философии Христа – идея этики. По его мнению философия Христа д.б. свободной игрой разума, а не исподвижной догматой. Вера в христ. догматы должна быть заменена любовью и милосердием. Он трактует христианство как завершение всех мировых религиозных поисков. Христианство должно вобрать в себя все то, что мудро, талантливо, человечно. В философии Христа мир должен пониматься как благой и прекрасный, данный людям для радости. Человек должен благодарить бога, что он живет, созерцает, размышляет. Эразм считает, что Христос эпикуреец. Билет №10. Особенности эллинистического мировоззрения. Эпикуреизм. ЭЛЛИНИЗМ не означает национальной принадлежности. Конец IVв до н.э.-I в н.э. Эллины: Платон, Аристотель. Эллинизм – культурологическая характеристика той эпохи. Для историков Э.- влияние греческой культуры на страны востока (в связи с А.Македонским и римскими походами) Этим термином обозначаются духовные процессы смешения греческой и восточной религии. эллинство это слой людей, объединенных почитанием греческой культуры. В области философии не появляется оригинальных идей. Но идет классификация, копирование, критика греческих идей. В философской проблематике появляют Билет №11. Особенности эллинистического мировоззрения. Стоицизм. Скептицизм. ЭЛЛИНИЗМ не означает национальной принадлежности. Конец IVв до н.э.-I в н.э. Эллины: Платон, Аристотель. Эллинизм – культурологическая характеристика той эпохи. Для историков Э.- влияние греческой культуры на страны востока (в связи с А.Македонским и римскими походами) Этим термином обозначаются духовные процессы смешения греческой и восточной религии. эллинство это слой людей, объединенных почитанием греческой культуры. В области философии не появляется оригинальных идей. Но идет классификация, копирование, критика греческих идей. В философской проблематике появляются новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории. СТОИЦИЗМ. (IIIв до н.э.) Представители: Хрисипп, Сенека, Понеций, Марк Аврелий. Основная забота: как жить правильно. У них очень много идей антологического порядка, взятых у Платона и Аристотеля. Они признают: «бога перводвигателя» и др. Материя – есть дьявол из-за ее постности, слепости. Логос пытается воплотиться в материю, но она сопротивляется. Логос это разум. Сопротивление логоса и материи – судьба вещей. Ваша судьба – стихия сочетания логоса и материи. Как жить? Принять свою судьбу и нести ее с достоинством. ся новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории. ЭПИКУРЕИЗМ – нейтральное в этом периоде. Последователи: Лукреций Кар. Исходные позиции – эпикур по убеждению наследник атомистов. Он говорит о большой свободе атомов. Он вошел в историю тем, что проповедовал отдельную жизненную позицию, первичная реальность – отдельный человек, и общество – вторично. Счастье отдельного человека фундаментально для общества. «Живи скрытно» - девиз Эпикура, т.е. не зависеть от внешних обстоятельств. Главная задача – отрешиться от страха и жить внутренней жизнью, быть самодостаточным. Нужно отрешиться от страха богов, смерти. В самом человеке есть уже все. Свобода человека в принятии своей судьбы, это главное в стоицизме. Именно они говорят о несправедливости рабства с точки зрения гуманистической. Именно для них характерно: бесстрастия и независимость от внешних обстоятельств. СКЕПТИЦИЗМ (IIIв до н.э.) Представители: Перрон, Тимон. Они вошли в культуру как сильные гносиологи (теоретики познания). Знание- это копия материальной стороны вещи. Эта копия создается нашими чувствами. Теоретическое знание – это конструкция нашего ума, и у нас никогда нет уверенности в том, что теоретическая конструкция нашего ума не всегда совпадает с объективным знанием. Они были заняты развернутой аргументацией субъективности нашего знания. Они спорят с Аристотелем. Скептики не являются агностиками, они утверждают, что истина – это процесс ее поиска. Их девиз: «Эпохе» (воздержись от суждений). Сами скептики своих предшествен ников называют догматиками. Десять тропов: 1.На разнообразие живых существ 2.На разнице между людьми 3.На различном устройстве органов чувств 4.На окружающих условиях 5.На положениях, промежутках и местностях 6.На примесях 7.На соотношении величин 8.На относительности 9.На постоянной или редкой встречаемости 10.на способах суждения. перехода возможности в действитель ность А называет ЭНТЕЛЕХИЯ – полнота осуществления вещи (вещь в ее полном развитии). А различает материю 1-ю и последнюю. Если нет материи вне формы, то изучать сущность вещей надо в самой вещи. Изучать сущность вещи: Нужно изучать «то, из чего» (материальную причину вещей) --- форму вещей. Движущая причина вещей. Целевая причина вещи. Под целью у А имеется ввиду состояние вещи на определенной стадии ее развития. Знание вещей – знание причины вещи, это мышление о вещах. Рассуждение о: Субстанции, о количестве, месте, t, положении, состоянии, действии. уровень абстракции. (некий абсолютный бог). 2.Античные боги – им нет дела до человека. Отношения торговли с ними. 3.Христианский бог – предполагает только личное отношение (я-ты) Принципы христианства: 1.принцип монотеизма 2.--- креационизма (творение из ничего) 3. --- приоритета веры перед знаниями 4.--- выведения мирового порядка из божественного разума. 5.--- транстендентности бога (потусторонность) независимый от мира абсолют. Идея провиденциолизма – характерная черта средневекового мировоззрения. СХОЛАСТИКА (от греч. Школа, беседа). Заинтересована в единой идеологии государства. Схоластика обсуждает такие вопросы, что и отцы церкви. Основная задача – рационализировать теологию. Схоластика – более спокойное, логически выверенное сухое пережевывание этих же мыслей. Наиболее значимая фигура – Фома Аквинский. Его идея: провозглашен ие преимущества теологии над философией (веры над знанием). Он дает католическое переосмысление Аристотеля. ПОЗДНЯЯ СХОЛАСТИКА – характериз. движением и разграничением сфер веры и разума. Это идет внутри самой теологии. И это – начало конца подчиненности философии теологии. Последователи: Уильям Оккам: последовательный номиналист Продолжение разграничения сферы веры и знания. От положительного знания надо отсечь все недокозательное. спора, в средние века – умение при помощи понятий доказать существование веры, в возрождение – совпадение противоположностей (умение видеть предмет в его возможностях). 3.Понтеизм (бог повсюду, всебожие) Прежде всего П формируется в пределах натурфилософии (умозрительные рассуждения о природе). Дж.Бруно на него оказало влияние открытия Коперника и идеи Кузанского. По его утверждению: бог полностью совпадает с миром и исчерпыва ется этим миром. У Бруно силно выражена мысль, характерная для всего возрождения: понимание бога как художника, творца всяких форм. Его работа: «о бесконечности вселенной и мирах» 4. Гуманизм. Гуманистическая концепция христианской философии Эразма Ротердамского. Возрожденческий гуманизм связан с признанием земного самоутвер ждения личности. Гуманизм связан с превознесением свободомысля щего сознания и светского индивидуализма. |