Реферат: Философия и искусство
Название: Философия и искусство Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому,что он сложен по своему смыслу,но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрожде- ния не было ничего эпатирующего в том,что Леонардо да Винчи называл живопись "истинной философией",поскольку живопись,по его словам,самостоятельно обнимает первую истину.Аналогичная миссия признавалась за поэзией и за архитектурой.Искусство в эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире,и поэтому оно шло рука об руку с философией. Обособление эстетики,с одной стороны,и эмансипация фило- софии от теологии - с другой,привели к необходимости установ- ления более четкого соотношения между этими формами духовной деятельности, так же как это происходило и в сфере соотноше- ния исскуства и науки. Для ХЎХ века на первый план выдвину- лась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так,Шеллинг и романтизм вообще,ставя искусство (особен- но музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им зна- чимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл,ко- торый привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти фор- мы и установить между ними иерархическую субординацию смени- лось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их сов- мещению или даже почти отождествлению. Однако в отличие от ушедших исторических эпох это очередное сближение исскуства и философии происходило уже на иных основаниях.Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глу- бине большую значимость философии, но философия стала уподоб- ляться художественной прозе,что,напротив, предполагает исход- ное превосходство искусства (продолжение линии романтиков). Сначала А.Шопенгауэр и Ф.Ницше , затем Г.Риккерт и А.Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Пло- дом этого совмещения стал новый жанр литературы - "интеллек- туальная романистика" (Т.Манн и другие). Естественно, что та- кое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико- понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на "сверхпонятийные" - художественные - способы постижения истины.Таково было, например, направление экзистенциализма, в русле которого творили А.Камю, Г.Марсель, и Ж.П.Сартр; их философские сочинения были насквозь художест- венны, а художественные - насквозь философичны. Вопрос о соотношении искусства и философии действитель- но является очень сложным и многоплановым. Между этими двумя видами духовной деятельности человека, несомненно, есть глу- бокое родство,но нет полного внутреннего тождества.Философия и искусство, как говорил М.М.Бахтин,"нераздельны,но и неслия- нны". Совместно противостоя на современном этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объек- та познания, эти формы духовной деятельности все же противо- поставимы с точки зрения своих познавательных средств, конеч- ной цели и своего языка. Философия в этом смысле ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, к систе- матичности, к тому, чтобы высветить свои выводы в рациональ- но-воспроизводимых формах рассуждения. Исскуство же в принци- пе ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной вос- производимости. Раскрыть и прокоментировать смысл образа или символа можно только с помощью другого (изоморфного) символа или образа. Растворить смысл образа в понятиях невозможно, как невозможно и лишить его индивидуально-личностной окраски путем обобщающей абстракции. Возможна лишь относительная ра- ционализация смысла образа или символа, но при этом сразу же изменится и познавательная парадигма : из сферы искусства данный смысл, подвергшийся рационализации, сразу же перейдет в область науки и философии. Исскуство и философия, таким образом - это взаимозависи- мые, но различные формы общественного сознания, которые, не- смотря на всю близость (но не тождественность) своих содержа- тельных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и вы- ражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому - педагогическому - растворению и обезличиванию.Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания,его раз- ные состояния и разные по форме виды деятельности. Это много- различие духовных состояний - одно из самых ценных свойств человеческого сознания.Унификация смыслов,их сведение к одно- му знаменателю обедняет как сами смыслы,так и самого унифика- тора. Сказанное, конечно, не значит, что художественная проза не должна "философствовать", а философия должна оперировать только сухими рассудочными схемами. Любое сближение противо- положностей рождает новое, третье, качество, не аннулируя ис- ходную пару. Так, "интеллектуальная романистика", обогатив европейскую культуру именами Т.Манна и Ж.П.Сартра, отнюдь не "отменила" тем самым "внероманную" философию и "внефилософ- скую" прозу.Культура живет в своих самых разных формах и раз- новидностях, и она только выигрывает в этом богатстве от пе- риодически возникающих скрещений. Искусство и философия по- разному - в этом и состоит их ценность - удовлетворяют выс- шие потребности духа.Чем свободней и многоразличней духовная жизнь общества, тем естественней и органичней оно развивает- ся. В общем плане проблема соотношения целого и его частей традиционно предполагала решение таких вопросов, как : 1).Является ли целое суммой частей или оно есть нечто качест- венно иное. 2).Что чему предшествует - часть целому или целое части. 3).Какова связь между целым и его частями, а также между са- мими этими частями внутри целого - имеет ли эта связь при- чинный характер. 4).Познается ли целое через части или же части могут быть познаны лишь на основе знания о включающим их в себя целом. Вплоть до повсеместного распостранения системного под- хода все эти главные вопросы решались либо механически-сумма- тивно, либо идеалистически-интегративно. Попытаемся ответить на четыре поставленных вопроса с диалектико-материалистических позиций.Вопрос первый : как со- относятся целое и его части? Целое представляет собой такое единство своих частей, которое обладает новыми качественными свойствами, никак не выводимыми из составляющих его частей. Возьмем молекулу воды. Это пример сравнительно простой систе- мы. Сам по себе водород, два атома которого образуют эту сис- тему, горит, а кислород, один атом которого входит в нее,под- держивает горение. Система же, образуемая из этих элементов, вызвала к жизни совсем иное, именно интегративное свойство: вода гасит огонь. Атомы всех химических элементов,образуя мо- лекулы и входя в такие системы,как органы и другие структуры организма человека, обретают новые интегративные, то есть за- висящие от объемлющего их целого, свойства,которые поднимают структурную организацию материи на иной уровень. Еще Сократ заметил, что лицо связывает в единое целое свои части : губы, рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. И как бы ни различались по виду и по функциям все части лица,и как бы ни были сходны, сами по себе они не образуют лица. Лицо есть нечто единое, целое. Оно неразделимо и несводимо к тем частям, из которых состоит,без потери своей качественной определенности как именно лица. Оно объединяет части, охваты- вает их все и образует уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами. В двуполых биологических видах ни одна отдельная особь не может дать потомства без участия осо- би другого пола, и это не простая сумма ранее разрозненных свойств,а следствие их интегративного,целостного объединения. Итак, целое - это такая сущность, которая не сводится к простой сумме составляющих ее частей. Как же соотносятся качества целого и частей? Целое ус- тойчивей своих частей. По отношению к ним оно выступает в ви- де своего рода "каркаса",который обладает большой относитель- ной устойчивостью. Это похоже на костер : дрова подкладывают- ся, сгорают и улетучиваются, а пламя в целом остается. Однако и целое не вечно : будучи выражением момента от- носительной устойчивости бытия, оно не является вместе с тем абсолютно неизменной сущностью. Принцип развития как раз и заключает в себе идею качественных сдвигов в области устойчи- вых целостных структур, в то время как текучесть частей цело- го, их материальная неустойчивость и постоянное изменение своего вещественного состава не являются атрибутами развития, но только - показателями постоянно происходящих в природе из- менений. Из выше сказанного уже ясно, что постановка вопроса о том, что предшествует: часть - целому или целое - части (воп- рос второй), метафизична в своей основе, и это отмечал уже Гегель. О предшествовании речь может идти только в случае, если целое понимается идеалистически : как нечто предшествую- щее возникновению материи вообще в качестве ее источника и (или) прообраза. В случае же, если категории части и целого имеют равноправное онтологическое толкование как атрибуты са- мого бытия, то ни части (в качестве именно частей данного це- лого) не существуют до и без целого, ни целое не существует до и вне своих частей. Таким образом, категории целого и час- ти с другом, причем это соотношение носит характер тей, так и самого целого. Из такой соотносительной природы категорий части и цело- го, подчеркивающей их одновременность, вытекает и ответ на третий вопрос - о характере связи между целым и его частями, а также между частями внутри самого целого. Известно, что в системах действует принцип симметричной взаимозависимости,на- зываемый в науке принципом функциональной корреляции (соот- ветствия). Ни одна часть не может измениться без того, чтобы не изменились другие части, и это изменение носит синхронный характер. Действующая в системном целом обратная связь обес- печивает устойчивость целого в пределах данной качественной определенности. Наряду с корреляцией в системном целом дей- ствует также и субординационная связь, отражающая сложное внутреннее устройство системы, где одни части по своей зна- чимости могут уступать другим и подчиняться им в общем деле сплочения всех элементов в единое целое. Выражая тип связи между сосуществующими в целом явлениями, корреляция и субор- динация отнюдь не отрицают детерминизма вообще, а вместе с тем и генетического причинного детерминизма,который в данном случае выступает как опосредствованый иными системными прин- ципами, в силу чего действие может выражаться в форме кор- релятивных зависимостей (вуалирующих причинную связь). Наконец, ответим на четвертый вопрос - о гносеологичес- кой значимости категорий целого и части. Что через что поз- нается:целое через свои части или части через целое? И здесь своя диалектика: познание частей и целого осуществляется одновременно. Выделяя части, мы сразу же познаем их не как обособленные явления, взятые сами по себе,а как именно части данного целого. С другой стороны, познавая целое, мы также сразу же имеем в виду и его разделенность на части. Без час- тей нет целого, без целого нет частей. Целое есть выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер их связи.Однако недостаточно изучить части без их связи с целым: знающий только части еще не знает целого. Так,отдельный кадр в кино можно понять по-настоящему, лишь как элемент всей кар- тины в целом. С другой стороны, обилие частностей может зас- лонить целое. Это характерная черта эмпиризма. Вопрос о гносеологической значимости категорий части и целого наиболее важен в методологическом отношении, ибо он позволяет адекватно осмыслить эвристическую значимость прин- ципа редукции (сведения сложного к более простому) с тем,что- бы избежать опасности редукционизма. Редукционизм далеко не однозначен, он имеет многообразные формы, однако во всех слу- чаях следует видеть его ограниченность и необходимость пере- хода к интегративности (то есть к системному подходу) как способу реконструкции "разрушенной" целостности. Принцип ре- дукции имеет смысл только как рабочий инструмент познания, применяемый для достижения сознательно поставленных промежу- точных целей. Зрелый и изощренный ум схватывает события с са- мого начала в целом, наблюдает их как бы сверху, улавливая общую суть единого, а потом уже вникает в детали,с тем чтобы осмыслить целое во всей его внутренне дифференцированной глу- бине - сущностно. 1.Спиркин А.Г. Основы философии.Учебное пособие.- Москва,1988 2.Введение в философию.Учебник для высших заведений.- Москва, 1989 3.Философия, 100 экзаменационных ответов. Экзаменационный экспресс-справочник.- Ростов-на-Дону, "Март",1999 |