Реферат: Переход от тоталитарной к социально-ориентированной рыночной экономике.
Название: Переход от тоталитарной к социально-ориентированной рыночной экономике. Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ имени С.ОРДЖОНИКИДЗЕ Кафедра ПОЛИТЭКОНОМИИ РЕФЕРАТ на тему: переход от тоталитарной к социально-ориентированной рыночной экономике на примере послевоенной Германии 1945-1960гг. Выполнил: студент машиностроительного факультета II курса Латыпов С.Р. Пpоверил: Рулев В.М. МОСКВА 1994 г. 2. С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение . . . . . . . . . . . . . . . 3 Послевоенное положение экономики Германии . . . . . . . . . . . 4 Реформы: Государство . . . . . . . . . . . . . . 5 Банки . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Экономическая политика государства . . . . . . 6 Инфляция . . . . . . . . . . . . . . . 6 Местное самоуправление . . . . . . . . . . 7 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . 7 Заключение . . . . . . . . . . . . . . 8 . 3. В этом реферате, на примере послевоенного восстановления экономики Федеративной Республики Германии я хочу рассмот- реть пути вфхода из экономического кризиса в нашей стране. Я думаю, что проанализировав ситуацию сложившуюся в Гер- мании (ФРГ) в 1945-1960гг., в частности политические и эко- номические реформы осуществленные за этот период, смогу предложить ряд идей актуальных для России 90-х годов. ВВЕДЕНИЕ. Для сегодняшней Федеративной Республики Германии харак- терны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения. Социально рыночная экономика - обусловившая успех кон- цепции устройства государства. Она представляет собой удач- ную попытку свести воедино экономическую и социальную поли- тику. Бывший министр экономики Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, и его статс-секретарь по делам Европы Альфред Мюллер-Армок заложили фундамент со- циальной рыночной экономики, проведя в 1948г. экономическую и денежную реформу. Мюллер-Армок - автор знаменитого выска- зывания: "Смысл социальной рыночной экономики - увязать принцип свобода на рынке с принципом социальной сбалансиро- ванности". . 4. ПОСЛЕВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ Через 12 лет после того, как Гитлер в своей речи в бер- линском "Спорткомплексе", кощунственно перефразировав "Отче наш", возвестил немцам "новое царствие величия, и чести, и силы, и великолепия, и справедливости. Аминь!", его генралы и адмиралы потерпели сокрушительное поражение и капитулиро- вали. Он сам, нарушая свое прежнее обешание "встать в строй" в случае неудачи, до последней возможности жил в подземном бункере. Он послал на смерть четырнадцатилетних, успел скоропалительно женится, а затем покончил с собой, улизнув от возмездия. расплачиватся пришлось немцам, остав- шимся в живых, - значительному большинству, до конца верив- шему в "фюрера" и немногим противникам, пережившим его. Какова же была немецкая повседневность в ту весну 1945г.? Германия до последнего клочка земли была занята врагами. Чужеземные солдаты, в руках которых находилась и жизнь и смерть немцев. Коменданский час, когда запрещалось выходить на улицу. Груды развалин там, где прежде стояли города. Зо- нальные границы в собственной стране, поезда не ходят. Нет и транспорта для пригородного сообщения. Нет ни автомоби- лей, ни бензина. Месяцами не приходит почта. Банки и сбере- гательные кассы большей частью закрыты. Жизнь в вакууме, на грани прожиточного минимума. И во всех зонах транспоранты, с горькой иронией напоминавшие предвыборное обещание Гитле- ра, прозвучавшее в 1933г.: "Дайте мне двенадцать лет, и вы не узнаете Германии!". Перед Германией (западные зоны окку- пации) в 45-48гг. стоял выбор: либо государственно регулиру- емая плановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна пошла по второму пути и уже ближайшие годы показали правилиность ее выбора. "За честную работу снова честный зароботок!" - под таким заголовком газеты в субботу, 19 июня 1948 года, сообщили об историческом переломе послевоенного времени - денежной ре- форме. На следующий день в воскресенье или день "Х", у пун- ктов выдачи собрались длинные очереди. Захватанные бумажки чахлой рейхсмарки меняли на купюры молодой немецкой марки. Каждый получил по 40 немецких марок. Исходя из новой наличности, в это воскресенье все были одинаково "богаты". Однако те, кто обладал имуществом, с самого начала оказались в более выгодном положении: земель- ные участки можно было заложить или продать. В понедельник 21 июня 1948г. в карманах жителей трех западных окупацион- ных зон хрустели 2 млрд. немецких марок. Людвиг Эрхард, тогда - директор экономического управле- ния западных оккупационных зон и позднее федеральный ми- нистр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшись предварительно с союзной администрацией и военной бюрокра- тией, обладавшей правом давать указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало свободной рыночной экономике. В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары. За годы коман- дной экономики национал-социалистов и принудительной эконо- мики первых послевоенных лет люди почти забыли, что такое спрос и предложение. . 5. После искоренения материальной нужды, наконец стали вы- пускать то, чего хотели потребители. Ось свободной рыночной экономики составила конкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар. Двигателем всего стали виды на прибыль. Среднегодовые темпы прироста Валового Национального Про- дукта до 1960г. составили 8%. ГОСУДАРСТВО Политическая реформа. Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ним. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства: - демократического; - федеративного; - правового; - социального. Экономика.План Маршалла. 5 июня 1947г. Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматри- вавший миллиардные кредиты. В него входили не только финан- совфе средства, а и поставки оборудования, подарки. До 1952г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд. и $ 2127 млрд. иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее в Федеративную Республику Германии. Поощрение промышленности, рационализация. В 1949г. был создан Федеральный союз Германской промыш- ленности (в 1990г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют 80 тыс. частных предприя- тий). Союз явился важным объединением для представления ин- тересов промышленников в Коммиссиях Германского Бундестага. БАНКИ Расположенный во Франкфурте-на-Майне Германский Феде- ральный Банк согласно статье 12 Закона о федеральном банке "независим от указаний" федерального правительства. И все же он обязан поддерживать общую экономическую политику фе- дерального правительства, что не само собой разумеется. Посредством регулирования количества находящихся в обороте денег Федеральный Банк проводит экономическую и коньюктур- ную политику. . 6. Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Бан- ка является "обеспечение денежной стабильности", то есть он должен принимать все меры, направленные на сохранение поку- пательноц способности немецкой марки. Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущее производство, сохраняя таким образом стабильность валюты. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. Федеральное правительство, в свою очередь может и должно оказывать влияние экономической политикой на ход коньюкту- ры. Закон о стабильности дает ему возможность которая полу- чила название "волшебного четырехугольника": высокая заня- тость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равно- весие и постоянный, адекватный экономический рост должны быть целями государственной экономической политики. Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство об- ладают разделенными компетенциями, государство не может не- посредственно влиять на денежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажем напечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалению та- кое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам в несколько сот процентов. Государственная коньюктурная политика всегда оказывает только опосредованное воздействие на количество денег, а инструменты как правило представляют собой фискальные или налоговые политические меры. И в этом случае важно их анти- цикличное применение. Во времена экономического подъема не имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, так как у частной промышленности нет отбоя от заказов. Повыше- ние налогов, хотя и не популярная мера, ведет к "отсасыва- нию" денег из экономического круговорота, в результате чего вестиционные желания изготовителей сдерживаются. ИНФЛЯЦИЯ С июня 1948г. инфляция в ФРГ была практически остановле- на. Инфляцию в целом рассматривают как негативное опасное явление. Однако не во всех случаях это так. Инфляционная тенденция до 4 % в год, например свидетельствует о здоровой экономике с сильным ростом. Экспондирующей экономике требу- ется все больше капитала для расширения инвестиций. Галопи- рующая инфляция, напротив разрушает народное хозяйство. Прогрессирующее обесценивание стоимости денег ведет к тому, что никто больше не делает денежных накоплений стараясь об- ратить все в реальные ценности. Возникающее в таком случае давление спроса взвинчивает цены, коммерсанты, ожидая еще более высоких цен сдерживают продажу товаров, что опять та- ки уменьшает предложение и в свою очередь увеличивает цены - порочный круг, который можно разорвать разве что ради- кальной денежной рефориой. . 7. ДЕМОКРАТИЯ (местное самоуправление) Переплетение между федерацией, землями и коммунами в Германии настолько тесно, что появилось понятие "федерализ- ма с прожилками". Коммуны могут принимать решения о заст- ройке и использовании площадей, избирать по собственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенции финансовый план, могут взимать с граждан опре- деленные пошлины, взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, и задачи самоуправления. Поручен- ческими являются обязанности, возложенные на них федерацией и данной зелей. Это строительство и содержание школ, кана- лизация или организация дел в области охраны общественного порядка, социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблеммы культуры от краеведческого музея до оперы. ВЫВОДЫ Таким образом к полному восстановлению экономики после- военной Германии (ФРГ) и переходу ее в разряд ведущих про- мышленно-развитых стран привели следующие общие причины: 1. Массированная американская экономическая помощь $ 3516 млрд.; в виде капиталовложений в немецкую экономику, таможенных льгот на производимые в Гер- мании товары, помощь в организации производства; 2. Создание политической системы (В.Аденауэр, В.Брайдт, Г.Хайнеман) способной максимально впитать и эффектив- но использовать финансовые, интелектуальные, духовные, социальные нововведения; 3. Интеграция страны в общеевропейские и общезападные структуры ЕЭС, НАТО; поддержание западных духовных ценностей: демократия, свобода; 4. Предотвращение конфронтации Запад - Восток; 5. Создание социальных институтов: Пенсионные фонды, социальное страхование, общества потребителей и т.п., - способных максимально защитить рядового гражданина страны; 6. Рациональная государственная политика по поддержке предпринимательства по принципу равноправных отноше- ний: федеральное правительство - федеральный союз Германской промышленности (как представитель 80-ти тыс. частных предприятий); 7. Непосредственное участие граждан в управлении: Комму- нальное управление. . 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Очевидным является сходство экономического положения Германии 1948г. и России 1990-х гг. Очень важным является сходство периодов перехода от тоталитарной к свободной, со- циально ориентированной рыночной экономики. Поэтому можно проанализировать и адаптировать опыт политико-экономических реформ к нашей стране. Наиболее очевидными являются следующие аксиомы: 1. Основным двигателем экономических реформ должна быть частная инициатива; 2. Умеренное вмешательство государства в экономику; эко- номическое регулирование "мягкими средствами" без уп- равления напрямую предприятиями; 3. Приватизация; 4. Стабилизация валюты. 5. Снижение налогов до рационального уровня; 6. Сильная социальная политика государства в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения; 7. Региональная экономическая самостоятельность; 8. Местное самоуправление. Только приняв во внимание вышеперечисленные факторы мож- но ожидать положительных сдвигов в Российской экономике. . 9. ЛИТЕРАТУРА 1. Вимли Брандт: "Воспоминания и размышления", Франкфурт на Майне. 2. Ральф Румпель: "Подъемы и спады коньюктуры", Москва, прогресс 1991г. 3. Людвиг Эрхард: "Благосостояние для всех", Москва, прогресс 1989г. |