Статья: Искусство и духовное развитие личности
Название: Искусство и духовное развитие личности Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: статья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ю.У. Фохт-Бабушкин Начиная с середины 70-х годов, коллектив научных работников Государственного института искусствознания (ГИИ) периодически проводил широкие социологические исследования функционирования искусства в нашей стране. Центральной задачей этих работ было выявление роли искусства в духовном развитии личности. Для ее решения требовалось прежде всего выстроить структуру личности. И тут мы во многом опирались на идеи М.С. Кагана, высказанные им в его небольшой, но чрезвычайно емкой монографии «Человеческая деятельность» (М., 1974). Уникальное достоинство сформулированной здесь концепции личности не только в теоретической основательности, но и — что редко бывает у теоретиков — в операциональности соображений автора, то есть в возможности перевода формулируемых постулатов на язык эмпирического исследования. Отсутствие такой операциональности у многих теоретических изысканий является одной из весомых причин существующего в большинстве областей гуманитарного знания разрыва между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Такой разрыв плох и для теоретических работ, нередко страдающих умозрительно-отвлеченными размышлениями, губителен он и для эмпирических исследований, часто превращающихся в эдакую копилку неосмысленных фактов. В публикациях, посвященных нашим исследованиям [1], подробно рассказывалось, как с опорой на идеи ряда ученых — и прежде всего М.С. Кагана — была выстроена личностная структура общества из четырех духовных потенциалов (познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) и четырех социальных ролей (производственной, общественной, семейной и досуговой). По сформированности духовных потенциалов и ориентации людей на выполнение своих социальных ролей все обследованные респонденты были разделены на четыре типа: Несформировавшиеся — это люди, у которых пока недостаточно сформированы все четыре духовных потенциала, и одновременно представители этой группы плохо выполняют свои социальные роли. Эклектично развитые. К этому типу были отнесены те, у кого сформированы лишь отдельные духовные потенциалы и кто стремится успешно выполнять только отдельные социальные роли. Односторонне развитые. В эту группу вошли две категории респондентов: с развитыми тремя или четырьмя духовными потенциалами, но плохо выполняющие свои социальные роли; стремящиеся успешно выполнять свои социальные роли, однако сформирован у этой части респондентов лишь один или два духовных потенциала либо вовсе ни один не сформирован. Разносторонне развитые. Представители этой группы отличаются тремя или четырьмя сформированными духовными потенциалами и успешным выполнением социальных ролей. Выделенные четыре социально-психологических типа представляют собой известную иерархию по развитости духовного мира и социальной практики людей: в первом типе ни один элемент духовного мира и социальной практики достаточно не сформирован, во втором — сформированы лишь отдельные, в третьем — получил развитие один из двух блоков, духовный или социально-практический, в четвертом — в основном развиты все элементы. Наши опросы охватывали население страны с десятилетнего возраста. Очевидно, однако, что социальные роли детей и взрослых сильно отличаются, и выбранные в данном случае аспекты мало подходят для изучения жизненной практики подрастающего поколения. Поэтому мы фиксировали духовно-ролевую структуру общества начиная с молодежи 18 лет, уже вышедшей во взрослую жизнь. Многократно повторенные нами за последние двадцать лет исследования, охватывавшие наиболее характерные регионы и населенные пункты страны, дали представление о происходящих переменах в личностной структуре российского общества. Последний цикл исследований с середины до конца 1990-х годов включал 48 городов и сел Московского, Краснодарского, Красноярского, Орловского, Пермского, Челябинского и Ярославского регионов. Ниже приведен выявленный в этих исследованиях процент людей определенного типа в различных населенных пунктах:
Личностная структура в различных населенных пунктах во многом похожа. Основная масса жителей — эклектично развитые. В целом лучше структура в Москве: здесь меньше по сравнению с другими городами и селами несформировавшихся людей и больше односторонних и разносторонних, то есть представителей двух более развитых типов. Другие города уступают в этом отношении Москве, но превосходят села. Наиболее продвинутые в личностном плане представители разных социально-демографических групп населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, предприниматели), проживающие в регионах и населенных пунктах различного свойства, очень близки между собой по многим показателям духовного и социального развития. Во всяком случае, они больше похожи друг на друга, чем на представителей своего же социального слоя, но людей менее личностно сформированных. А различия между территориями, социальными слоями порождаются в основном качествами духовных середняков. Иными словами, подлинное равенство людей возникает на высотах духовности, именно здесь происходит сближение пластов общества, а достаточно посредственная в духовном плане часть населения и служит источником или базой социальной разобщенности. В силу этого воспитание разносторонней личности остается важнейшей стратегической задачей нашего общества в социальной сфере. Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны, возникших на переломе ее истории, требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов личностного развития народа. И одним из сильнейших факторов этого ряда несомненно является искусство, так как отношение к нему людей теснейшим образом связано с их духовным и социальным развитием. Это показали многие исследования, в том числе и наши — проведенные как ранее, так и теперь. Связь между ростом духовности и отношением к искусству оказалась крепкой и многообразной. Характерно уже, какое место занимает искусство в досуге рассматривавшихся нами четырех типов личности — городских и сельских жителей России 1990-х годов (% респондентов каждого личностного типа, относящих искусство к числу наиболее импонирующих им видов досуга): Несформировавшиеся — 4 Эклектично развитые — — 56 Односторонне развитые — 74 Разносторонне развитые — 85 Связь очевидная и крепкая: чем более духовно развиты люди, тем заметно чаще встречается среди них склонность относить искусство к числу наиболее привлекательных видов досуга. То же самое характерно и для всех других аспектов отношения к искусству. Чем значительнее духовный потенциал людей, тем больше среди них посещающих учреждения культуры и читающих художественную литературу, тем интенсивнее они это делают. Причем с личностным развитием связана не только интенсивность потребления искусства, но и, так сказать, размах. Количество городских и сельских жителей России определенного личностного типа, регулярно потребляющих произведения не более двух и более двух видов искусства, выглядит так (в % от каждого типа):
И здесь та же определенная зависимость: при более высоком уровне развития людей в их поле зрения чаще оказываются многие виды искусства. Точно так же с личностным развитием связаны и два других вида художественной деятельности — приобретение знаний об искусстве и занятия художественным творчеством. Вот как распределяется процент сельских и городских жителей того или иного типа, время от времени читающих книги или статьи об искусстве, занимающихся каким-либо художественным творчеством (учитывались следующие виды художественного творчества: театральная самодеятельность, кинолюбительство, рисование, лепка, изготовление поделок из дерева и металла, чеканка, литературное и музыкальное сочинительство, музицирование, пение, хореография):
Среди людей духовно более развитых чаще встречаются и склонные к чтению об искусстве и любители заняться художественным творчеством. Как и степень вовлеченности людей в мир искусства, качественный результат их художественной деятельности тоже подчиняется этой закономерности. Развитость художественного вкуса четко коррелирует с личностным развитием (% жителей сел и горожан определенного типа с развитым художественным вкусом): Несформировавшиеся — 1,5 Эклектично развитые — 10 Односторонне развитые — 18 Разносторонне развитые —31 В общем, чем выше уровень развития людей, тем, как правило, сильнее связан интерес к искусству с ростом их художественной культуры, то есть тем плодотворнее общение с искусством, тем оно активнее воздействует на формирование духовного мира личности, тем больше удается человеку почерпнуть для себя от общения с ним. Все начинается с детства. Детские и юношеские годы закладывают основы художественной и общей культуры человека, в значительной мере определяют его взрослое будущее. Еще в нашем исследовании 1981 года, самом масштабном из проведенных в прошлом, когда обследовались города и села двенадцати областей России, была выявлена теснейшая связь между отношением взрослых людей к искусству в их детские годы и уровнем духовного развития в зрелом возрасте. Ниже приведен процент взрослых горожан (от 18 лет) определенного личностного типа среди тех, кто в детские годы посещал театры, художественные музеи, музыкальные концерты, и среди тех, кто их не посещал:
Личностная структура активно приобщавшихся в детские годы к искусству несравнимо лучше, чем у людей остававшихся тогда в стороне от него: среди первых заметно больше «односторонних» и «разносторонних», а «несформировавшихся» и «эклектичных» гораздо меньше. Многое, конечно, зависит от семьи. Родители могут сильнейшим образом повлиять на художественное развитие ребят либо, напротив, затормозить его. 79% взрослых людей, выросших в семьях, где родители увлекались искусством, с удовольствием отдают ему часть своего свободного времени, а из тех, у кого родители были равнодушны к искусству, - только 59% (этот аспект изучался на материалах Челябинского региона, приведенные данные касаются горожан области). Интерес родителей к искусству — вообще заметный фактор духовного становления человека. Вот как складывается личностная структура тех, у кого родители интересовались или не интересовались искусством (%; данные о тех же горожанах Челябинской области):
Материалы исследования дают все основания думать, что интересовавшиеся искусством родители отличались и большей духовностью, так как оба эти свойства тесно связаны. Поэтому и зависимость между приобщенностью родителей к искусству и формированием личности ребенка тоже жесткая: в семьях, где родители интересовались искусством, вырастает почти вдвое больше людей наиболее продвинутых третьего и четвертого личностных типов (52% против 28% из семей безразличных к искусству). К сожалению, большинство родителей не в силах оказывать подобное влияние на детей, так как вообще огромная часть населения далека от искусства и находится на катастрофически низком уровне художественного развития: примерно девять десятых жителей сел и четыре пятых горожан не ходят на спектакли, в художественные музеи и на выставки; три четверти и в селах и в городах не посещают музыкальные концерты; треть в городах и две пятых в селах практически не читают художественную литературу; а почти девять десятых граждан России пребывают в состоянии крайней эстетической неразвитости. Добавим к этому, что 20% горожан и 26% сельских жителей нашей страны вообще не бывают ни в каких учреждениях культуры и вовсе не обращаются к художественной литературе. Невозможно сделать основную ставку и на учреждения культуры, так как они в принципе не могут систематически привлекать в свои залы всех детей уже хотя бы потому, что во многих населенных пунктах нет театров, музеев, технически полноценно оборудованных концертных залов. Казалось, ограниченные возможности учреждений культуры могло бы восполнить телевидение. Но, во-первых, то, что произошло за последние годы с искусством на телевидении, иначе, чем крахом, назвать нельзя. Вне конкуренции тут кинофильмы, однако даже и они смотрятся населением сегодня чуть меньше, чем раньше. Продолжают пользоваться ощутимой популярностью музыкальные передачи, да и то в основном за счет концертов эстрадной музыки, рок-музыки и т.п. А интерес к передачам о других видах искусства прямо-таки рухнул. Это резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству связано, видимо, с растущей политизацией общества и, соответственно, средств массовой коммуникации, в силу чего увеличилось число информационно-пропагандистских передач. В ущерб художественному вещанию идет и рост чисто развлекательных программ вроде разного рода телевизионных игр, которых становится все больше. С другой стороны, телевидение в последние годы очень активно ищет свои собственные жанры, сокращая тем самым простое воспроизведение традиционных форм искусства. Во-вторых, как показали наши исследования, технические каналы распространения искусства при всей их в принципе важной просветительской роли не в состоянии заменить контакты человека с «живым» искусством — в театре, на выставке, в концертном зале. Люди, ограничивающиеся просмотром телепередач об искусстве и почти не бывающие в учреждениях культуры заметно отстают в своем художественном развитии. Только общеобразовательная школа способна охватить всех ребят, поэтому она была и остается главным фактором всеобщего художественного образования и воспитания. Показательно, насколько различается личностная структура взрослого населения в зависимости от того, преподавалось ли этим людям в детстве искусство, занимались ли они в художественных кружках, студиях, специализированных школах. Этот аспект исследовался тоже только в одном регионе — Челябинском, но, думается, поученные результаты не носят локального характера. Учитывались уроки музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а из внеклассных и внешкольных форм — кружки и студии по приобщению к музыке, кино, литературе, театру, изобразительному искусству, музыкальные и художественные школы, школы искусств. В этом плане не рассматривались уроки литературы, так как практически все обучавшиеся в школе прошли через них, и поэтому невозможно выяснить при массовом обследовании, как сказывается на развитии человека отсутствие этих уроков. Таких людей в стране по сути нет, во всяком случае они единичны. Ниже приведен процент взрослых горожан определенного типа среди тех, кому в школьные годы преподавалось искусство, кто был вовлечен в те или иные формы внеклассной и внешкольной художественно-педагогической работы, и среди тех, кто остался в стороне от всего этого (в селах сходные результаты, но статистически менее обеспеченные в силу того, что школьные и внешкольные занятия искусством там ведутся реже и охватывают сравнительно небольшую часть детей, поэтому в нашей выборке их оказалось мало):
Картина вполне определенная. Люди, не охваченные в детстве классными, внеклассными и внешкольным формами художественно-педагогической работы, очевидно уступают в своем личностном развитии: лишь 17% из них составляют два наиболее продвинутых типа («односторонние» и «разносторонние»). У имевших уроки — 33%, у занимавшихся в кружках, студиях, специализированных художественных школах — 43%. Преимущество последних понятно. Урок искусства, если он в школе есть, обязателен для всех — и для тех, кому это интересно, и для тех, кто к ним равнодушен. Естественно, что при активном интересе эффект от занятий значительнее. Внеклассные и внешкольные формы работы, а также специализированные художественные школы охватывают в основном ребят с выраженным интересом к искусству. Так что, причина сравнительно хороших результатов внеклассной и внешкольной работы, специализированных школ скорее всего в контингенте занимающихся, хотя, не исключено, что и дело здесь было поставлено лучше. В последнее время ведется много разговоров о том, что школа все меньше способна влиять на формирование личности ребенка. Такая достаточно обобщенная характеристика, как связь уроков искусства с духовным развитием людей, не подтверждает усиливающийся скепсис в отношении школы. Мы сопоставили личностную структуру молодежи 18-27 лет и всех тех, кто старше, но при условии, что тем и другим в школе преподавали искусство. Молодежь 18-27 лет — это продукт школы последнего десятилетия, те, кто постарше, учился в школе прошлого. И, честно говоря, неожиданно оказалось, что по личностной структуре эти две возрастные группы почти идентичны (данные о горожанах, в%):
Незначительные различия касаются двух наименее продвинутых типов личности («несформировавшихся» и «эклектичных»), а два самых развитых личностных типа практически полностью совпадают. Так что, получается, и в прошлом и теперь уроки искусства в школе давали и дают примерно один и тот же формирующий эффект (вспомним, что не прошедшие через эти уроки заметно уступают по своей личностной структуре). Но искусства в школе становится все меньше, поэтому ее формирующая роль, действительно, снижается. Мы постоянно шарахаемся из стороны в сторону не только в социальной жизни, но и, например, в науке тоже. Долгие годы специалисты страстно доказывали невероятные возможности воспитания человека, которого при желании вполне по силам чуть ли не полностью переделать, и пели хвалу всестороннему развитию личности, эдакому умельцу и знатоку во всех сферах человеческой практики и знания. Сегодня говорить о воспитании и всестороннем развитии нередко стесняются, списывая это на издержки тоталитарной системы, обслуживающий персонал которой подобными разговорами прикрывал выращивание не личностей, а винтиков государственной машины. Конечно, прекраснодушия и демагогии, далеких от истинного положения дел, было в системе воспитания немало, но нельзя же с водой выплескивать и ребенка. Наука и практика всех цивилизованных стран, отнюдь не страдающих тоталитаризмом и на которые мы, кстати, все время оглядываемся, весьма тщательно и основательно беспокоятся о воспитании своих граждан. Об этом свидетельствует немалое число государственных решений, научных трудов и педагогических опытов в США, Швеции, Франции, Германии, Японии и многих-многих других странах. Только очередное социальное прожектерство могло довести до мысли, что воспитывать никого не надо: пусть каждый формируется сам по себе — это, мол, и есть один из признаков демократии и торжества прав человека. Но если мы имеем дело с обществом, а не с дезорганизованной массой людей, то у него обязательно существуют определенные идеалы, цементирующие его, а значит — оно неизбежно стремится ориентировать на них своих граждан. Это, конечно, не означает — заставлять, вынуждать, подавлять, это как раз означает — воспитывать, то есть стараться побудить людей проникнуться идеалами и нормами общества, в котором они живут. А уж хороши или плохи идеалы и нормы зависит от характера общества, но бороться надо с плохими идеалами, нормами и негодным обществом, а не с идеей воспитания. Разумеется, воспитать всезнайку-вундеркинда невозможно да и не нужно. Это, действительно, пустая затея. Но в рамках использованной нами концепции личности ее всестороннее формирование (убоявшись очередных конъюнктурных нападок, мы его назвали мягче — «разностороннее») означает развитие у человека основных духовных потенциалов — созидательного, познавательного, коммуникативного, ценностно-ориентационного, - то есть привитие ему склонности творчески, а не только исполнительски относиться к своим делам, стремление постоянно обогащать свои знания, выработку потребности и навыков полноценного общения с окружающими, пробуждение способности сочетать ориентацию на сугубо личные (пусть даже — эгоцентрические) ценности, без которых человек, естественно, просто не может существовать, с истинным уважением к ценностям общественно значимым. Наконец, эта задача ориентирована и на развитие у людей умения реализовывать свои богатые духовные потенции в исполняемых ими социальных ролях. Представляется, трудно усомниться в том, что любое цивилизованное общество остро заинтересовано в воспитании, формировании таких вот разносторонне развитых людей. И подобная задача вовсе не кажется донкихотски невероятной. Как показали проведенные ГИИ исследования, даже в нашей переживающей не лучшие времена стране существует достаточно заметный слой духовной элиты, обладающей перечисленными свойствами разносторонне развитой личности. Причем — практически среди всех категорий населения, а отнюдь не только в миру интеллигенции, как могло подуматься в первый момент. Почему же непозволительно размышлять об увеличении этого слоя? Ведь именно эти люди делают общество устойчивым и в то же время стремящимся к развитию, в силу чего формирование разносторонней личности является нашей главной стратегической задачей в социальной сфере. И искусство способно сыграть тут весьма заметную роль. В силу чего и вызывает такую тревогу положение дел с художественным образованием и воспитанием. Несомненно, что наблюдаемые здесь негативные тенденции в значительной мере являются следствием снижения роли государства в художественной жизни общества. За последние десятилетия заметно выросла сеть государственных театров, концертных организаций, музеев и т.д., а в общем объеме контактов населения с искусством доля, связанная с этими учреждениями, сократилась, так как негосударственный сектор рос быстрее. Это означает, что государственные учреждения культуры меньше стали влиять на художественное и в целом духовное развитие жителей России. Сам по себе подобный процесс закономерен, но государство не вправе оставаться в стороне от него. Сложившаяся в стране новая социокультурная ситуация, предполагающая свободную культурную деятельность населения как в пределах государственного сектора, так и вне его, бесспорно является нашим завоеванием. Но свобода вовсе не предполагает устранения государства от регулирования процессов в обществе. Сегодня в сфере культуры государство распространяет свое — не очень, правда, определенное — влияние лишь на подведомственные ему учреждения и организации, которые при всей их творческой независимости действуют все же в известных рамках, так или иначе проводя государственную культурную политику, пусть и весьма аморфную. Негосударственная же система распространения искусства руководствуется в большинстве своем лишь соображениями экономического характера, а отнюдь не мыслью о духовном обогащении народа. Государственная культурная политика не может ограничиваться одним госсектором, следует искать пути влияния на всю художественную жизнь в стране. Ведь только государство способно ее упорядочить, а всякое плавание без руля и без ветрил неизбежно заканчивается катастрофой. Самыми эффективными рычагами управления являются, конечно, не запретительные, а поощрительные меры: материальная и моральная поддержка деятельности учреждений и организаций искусства, отдельных лиц, создающих подлинные художественные произведения и заботящихся о духовном развитии населения. Причем следует поощрять не только работающих в государственном секторе художественной жизни, но и в негосударственном тоже, оказывая тем самым влияние и на свободное предпринимательство. Сегодня стало модно корить так называемое просветительство, которое-де подменяет распространением знаний творческое развитие человека. Несомненно, творческое развитие — важнейшая цель в становлении личности. Но достижение ее невозможно, если человек бродит в потемках незнания. Как можно отрицать важность просветительства в сфере нашей художественной жизни при том невысоком уровне отношения населения к искусству, о котором шла речь выше. Надо перестать стесняться говорить о важности воспитательной работы в обществе. Тут мы почти ничего пока не приобрели, а потеряли многое. В прошлом широко бытовало искусство для детей, существовала достаточно разветвленная система его распространения. Куда разнообразнее и богаче выглядела внеклассная и внешкольная художественно-педагогическая работа с детьми, практиковались периодические гастроли творческих коллективов в самые разные по масштабу и административной значимости населенные пункты. Изживая пороки прошлого, мы заодно легкомысленно отбросили и многие плодотворные достижения тех лет. Нужно восстановить существовавшую художественно-образовательную и художественно-воспита-тельную систему в стране, видоизменив и обогатив ее. Подлинное искусство и сегодня, несмотря на все катаклизмы нашей жизни, способно сыграть весомую роль в становлении личности. Связь между развитым художественным вкусом и сформированностью духовных потенциалов человека — если сопоставлять первый и четвертый личностные типы — была и в начале 1980-х годов весьма значительной, равняясь при расчете по коэффициенту связи Юла 0, 91, ныне она стала даже еще чуть выше — 0, 93. Отмеченное нашими исследованиями общее ухудшение вкуса населения служит одним из проявлений снижения духовного тонуса общества, но отнюдь не означает свертывания социальных возможностей искусства. Выявилась несомненная зависимость: отсутствие даже одного вида искусства в круге интересов людей отрицательно сказывается на формировании их художественного вкуса, и вообще с уменьшением числа искусств, осваиваемых людьми, ухудшаются показатели художественного вкуса, тесно связанного с формированием духовной культуры личности. Приведенные ниже данные наглядно демонстрирует эту зависимость. Причем здесь учтены только контакты с «живым» искусством, а не при помощи «вторичных», технических каналов — телевидения, репродукций и т.п. (% городских и сельских жителей с хорошим вкусом в зависимости от количества видов искусства, с произведениями которых они регулярно знакомятся; учитывались театр, музыка, кино, художественная литература, изобразительное искусство): 5 искусств — 32 4 искусства — 20 3 искусства — 17 2 искусства — 13 1 искусство — 10 ни одного искусства — 5 Оказалось, что среди не бывающих в театрах, музеях, на концертах, киносеансах, не читающих художественную литературу развитым вкусом отличаются 5% респондентов (видимо, этот процент достигается за счет потребления искусства по «вторичным» каналам — телевидение, репродукции и т.п.), а затем с увеличением числа искусств, к которым приобщены люди, последовательно растет и доля тех, кому свойствен развитый художественный вкус. Среди освоивших все пять принимавшихся во внимание видов искусства — наилучший показатель: треть людей с развитым вкусом. Увлекая человека, допустим, музыкой или театром, не надо полагать, что тем самым обеспечится процесс его успешного художественного развития. Вообще было бы наивно думать, что эту проблему могут решить разовые акции, лихие наскоки и шумные мероприятия или, наоборот, попытки обойтись малой кровью, по принципу «сделаем хоть что-нибудь». Подлинный эффект возникает лишь при комплексном воздействии на человека всех видов искусства. Иными словами, нужна повседневная и системно организованная работа, координирующая усилия всех, имеющих отношение к художественному воспитанию детей и юношества. Регулярно возникающие и все усиливавшиеся к концу века разговоры о необязательности для человека искусства в условиях заметно обогатившейся и усложнившейся информационной среды, о вытеснении искусства на периферию общественной жизни кажутся необоснованными. Подобные взгляды больше свойственны общественному мнению, но проникают они и в научную среду. Однако и с теоретических позиций, и судя по результатам эмпирических исследований с ними трудно согласиться. Примечания [1] Материалы этих исследований опубликованы во многих книгах и статьях. Наиболее полно результаты нашли отражение в следующих коллективных монографиях: Человек в мире художественной культуры. Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1982; Художественная культура и развитие личности. Отв.ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1987; Художественная жизнь современного общества. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. СПб., 1997. |